Графические методы представления статистических данных. Графический способ изображения статистических данных. Графические образы на оппозиционных шкалах

Графическое изображение статистических данных

Статистические графики позволяют повысить наглядность статистического материала и являются средством научного обобщения.

Статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков.

Основными элементами графиков являются:

1) графический образ ;

2) поле графика ;

3) пространственные ориентиры (система координат );

4) масштабные ориентиры ;

5) экспликация графика .

Графический образ (основа графика ) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели.

Поле графика – это часть плоскости (пространства), где расположены графические образы.

Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является двумерная система координат (декартова система координат), где горизонтальную ось называют осью абсцисс, а вертикальную – осью ординат. В такой системе, как правило, используется только первая и изредка первая и четвертая четверти.

В практике графического изображения применяются также и полярные координаты, которые необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат один из лучей, обычно правый горизонтальный, принимается за ось ординат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается расстояние от центра сетки, называемое радиусом . В радиальных графиках лучи, расположенные под определенными углами, обозначают моменты времени, а окружности (радиусы) – величины изучаемого явления.

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал . Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.

Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графике и включает три элемента: 1) линия (носитель шкалы ); 2) определенное число помеченных черточками точек , которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке; 3) цифровое обозначение чисел , соответствующих отдельным помеченным точкам (помещаются строго под черточками).

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линию. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (например, циферблат часов).

Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными . если на всем протяжении шкалы равным графическим интервалам соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной . Когда же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной .

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единичный и измеренного в каких-либо мерах.

Из неравномерных наиболее распространенной является логарифмическая шкала, на которой отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам. Так, при основании 10 lg1=0; lg10=1; lg100=2 и т.д.

Каждый график должен иметь экспликацию – словесное описание содержания графика, состоящее из названия графика; подписи вдоль масштабных шкал; пояснения к отдельным частям графика, в т.ч. вынесенные отдельно примечания, включающие ссылку на источник данных.

Графический метод — это метод условных изображений при помощи линий, точек, геометрических фигур и других символов.

Основными элементами графика являются поле графика, графический образ, масштаб, масштабная шкала, экспликация графика:

  • Поле графика — пространство, на котором размещаются графические символы.
  • Графические образы — составляют основу графика. В качестве графических символов используются геометрические знаки.
  • Масштаб — это мера перевода числовой величины в графическую.
  • Масштабная шкала — линия с нанесенными на нее масштабными отметками и их числовыми значениями. Шкалы могут быть равномерными и неравномерными (логарифмические шкалы), прямолинейными и криволинейными (круговые).
  • Экспликация графика — пояснения содержания графика, относящиеся к его заголовку, единицам измерения.

Виды графиков

В экономическом анализе широко используются также графические изображения, а именно графики и диаграммы. Графики — это изображение в определенном масштабе на основе использования геометрических способов. Графики очень хорошо иллюстрируют текстовую часть аналитических записок. Графики представляют развитие или состояние изучаемого экономического явления в обобщенном виде и дают возможность наглядно обозревать те тенденции и закономерности, которые предоставляет аналитику информация, выраженная в виде числовых данных. Графики наиболее часто в выступают в виде диаграмм.

По способу построения графики делятся на и статистические карты.

См.далее:

Статистические карты

Статистические карты представляют собой вид графических изображений на схематической (контурной) карте статистических данных, характеризующих уровень или степень распространения явления или процесса на определенной территории. Различают картограммы и картодиаграммы.

Картограмма это схематическая (контурная) карта или план местности, на которой штриховкой различной густоты, точками или расцветкой показывается сравнительная интенсивность какого- либо показателя в пределах каждой единицы территориального деления, нанесенного на карту (например, плотность населения по странам, автономным республикам, областям; распределение респондентов по голосам за различные партии и др.). В свою очередь картограммы делятся на фоновые и точечные.

В фоновых картограммах штриховкой различной густоты или окраской различной степени насыщенности показывают интенсивность какого-либо показателя в пределах территориальной единицы.

В точечных картограммах уровень какого-либо явления изображается с помощью точек, размещенных в пределах определенных территориальных единиц. Точка изображает одну или несколько единиц совокупности для отображения на географической карте плотности или частоты появления определенного признака.

Картодиаграммы представляет собой сочетание диаграммы и контурной карты (плана) местности. Используемые в картодиаграммах геометрические символы (столбики, круги, квадраты и др.), размещаются по всей карте. Они не только дают представление о величине изучаемого показателя на различных территориях, но и изображают пространственное размещение изучаемого показателя.

Существует различное определение термина «образ». В широ-сом понимании - это форма отражения объективной действи­тельности в сознании человека. В более узком понимании - это сонкретный облик целостного предмета, явления, сформирован-1ый в результате взаимодействия впечатлений, процессов вос-фиятия, воображения и мышления.

Графический художественный образ - это такая форма отра­жения действительности, которая создается средствами графики процессе художественного творчества.

Процесс формирования художественного образа совпадает с

вправлением развития процесса познания: от чувственно-кон-

сретного восприятия через обобщение к постижению сущности

звления. Внутренним качественным своеобразием художествен-

ого образа является его тесная связь с образным мышлением

ак особым чувственно-эмоциональным, ассоциативным, что поз-

оляет рассматривать его через конкретные психологические ха-

актеристики.

Изображая предметы, явления природы, художник делает их бъектом своего познания, т. е. предметом изучения является для его вся окружающая действительность, материальный мир. По-


скольку необходимость познания внешних явлений в конечном сче те обусловливается задачами художественной практики, постоль ку ценность объектов рисования не исчерпывается их утилитар но-практической значимостью, они становятся значимыми каи источники образного познания окружающего мира, эстетического восприятия и формирования творческого начала.

«Образование художественного образа, - пишет В. П. Коп нин, - происходит действительно по общим законам движения познания. А если так, то художник исходит не из готовой идеи которую воплощает потом в чувственный образ, а из эмпириче­ского материала, из наблюдений над жизнью людей в природе и обществе... Далее он идет.к обобщениям, к познанию сущности явлений, но отличным от научного познания путем. Наука от чувственно-конкретною через абстрактное идет к конкретному в мышлении, к познанию целого в абстракциях, искусство же не порывает с чувственно-конкретным, оно поднимает его до обоб­щения большого гносеологического, специального и эстетиче­ского значения» 2 .

Исходным положением марксистско-ленинской философии яв­ляется признание существования объективной реальности, вечно движущейся и развивающейся материи, которая отражается в нашем сознании в виде образов. В. И. Ленин раскрывает содер­жание теории отражения следующим образом: «...Вне нас и неза­висимо от нас существуют предметы, вещи, тела, ... наши ощуще­ния суть образы внешнего мира» 3 .

Любое познание начинается с восприятия предметов или ю совокупности, которые представляют определенное явление, про цесс. Затем познается сущность следующего порядка: выделяете» структура предмета, устанавливаются отношения между состав ляющими его элементами, осознается связь предмета с другим» явлениями, процессами. От того, что человек выделит в предмет* как основное, зависит и сама возможность наиболее полного ert познания. В «Философских тетрадях» В. И. Ленин писал: «Пой нание человека не есть... прямая линия, а кривая линия, беско нечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали. Любой отры вок, обломок, кусочек этой кривой линии может быть превращен (односторонне превращен) в самостоятельную, целую, пряму"к линию...» 4 И из этого следует, что человеческое познание не"мё жет сразу всесторонне охватить явление во всех его противоре чиях. Человек познает сначала одни стороны явлений, процессов предметов, затем последовательно переходит к познанию друг"и; сторон. Поэтому требование адекватности отражения с изабр"а жением должно быть присуще понятию «образ». Только при это\ условии образ, идеально формирующийся в голове, становйтс» познавательным образом. Художественный образ может сформи роваться только в результате процесса образного мышления; еп развитие происходит на основе изучения правил изображения и формирования умений и навыков работы с изобразительным материалом, освоения классического наследия прошлого. Так


воспринимая простейший натюрморт для рисования, состоящий, например, из крынки и яблока, рисующий видит не только харак­терные особенности данной крынки и данного яблока, но он одно­временно мысленно сопоставляет складывающийся образ поста­новки с известными ему подобными предметами, уже отраженны­ми в произведениях изобразительного искусства. Вспоминая свои зрительные оценки и воспроизводя изобразительные знания и умения, приобретенные при рисовании, например цилиндра и шара, студент формирует у себя наиболее полный образ изобра­жаемых предметов, эстетически их оценивает, выявляет наиболее рациональные формы его материального воплощения.

Чтобы в сознании сформировался образ, который будет воп­лощен в рисунке, недостаточно воздействия лишь объекта на органы чувств человека, необходимо наличие целенаправленной деятельности со стороны самого субъекта. Искусство является образным отражением существующей материи, содержание своих, произведений оно черпает из объективной действительности, поэ­тому активная целенаправленная деятельность художника фор­мирует изобразительные формы ее отражения.

Формирование художественного образа представляет собой неразрывное единство объективных и субъективных начал. Объективное исходит из существующей независимо от сознания человека действительности, субъективное связано с эмоциональ­но-образным восприятием художника, его мировоззрением, мас­терством. Труд художника, направленный на изучение основ изобразительного мастерства, требует углубленного восприятия окружающей действительности. Изучение окружающего мира, в свою очередь, формирует у него художественно-образные идеи, которые материализуются в художественных образах." В этом процессе художник вступает во взаимоотношения не только с предметами изображения, но и со специфическими выразитель­ными изобразительными возможностями материала.

Образ предмета в рисунке может быть разным в зависимости от установки, индивидуальных суждений, полноты представления о предмете, знания технических возможностей материалов, умений и навыков владения ими. Если же рисунок получается неубедительным, а рисующий не замечает своих ошибок, значит, он продолжает видеть его теми же глазами, что и предмет, т. е. он не смог соотнести восприятие трехмерного пространствен­ного предмета с проекционным восприятием его графического изображения на бумаге. Это значит, что, воспринимая предмет для изображения, необходимо всегда соотносить его с изобрази­тельными и выразительными возможностями рисунка (линии, тона).

В этом случае необходимо учиться правильному наблюдению и анализу модели. Необходимо помнить, что никакой художест­венный образ не может формироваться в отрыве от овладения элементарной техникой рисунка, композицией, от эстетического воспитания. Это единый процесс. Степень оформленности образа


П. Д. Корин. Портрет Коненкова

определяется эстетической оценкой предмета, верностью передг чи сущности изображаемого, правдивостью, оптимальной оргг низацией композиционных средств, научными знаниями перепев тивы, теории теней, анатомии.

Художественный образ формируется в процессе анализа обобщения совершенно конкретных предметов, людей, событий где единичное передается во всей сложности, многогранности подчиненности образной идеи изображения.

Характерной чертой любого художественного образа являет*. его целостность, которая возникает в результате осознани, ю


определенных, существенных для данного объекта взаимосвязей, вследствие чего рождается новый смысл, не свойственный отдель­но взятым элементам. Отсюда видно, что внутренним качествен­ным своеобразием художественного образа является его тесная связь с образным мышлением.

Формируя у себя образ воспринимаемого объекта, художник познает его постепенно, переходя на более высокие уровни об­общения. При этом он познает прежде всего объективные харак­теристики модели через чувственное и логическое познание, а затем уже определяет художественную форму отображения сформированного в сознании образа в конкретном графическом материале. Познание средств выражения происходит во взаимо­действии с совершенствованием мысленного образа и представ­ляет собой процесс постепенного приближения к раскрытию сущности изображаемого.

Cтраница 1


Графический образ (основа графика - это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. При этом каждому изменению показателя соответствует изменение графического образа.  

Графические образы (graphics), создаваемые по информации, введенной в компьютер. Существует множество вариантов компьютерной графики, определяемых как используемой технологией, так и требуемыми эффектами. Большая часть графических изображений, созданных с использованием компьютера, может быть выполнена художником, однако, если компьютер имеет соответствующее программное обеспечение, эта работа может быть выполнена им значительно быстрее. Полученными изображениями легко манипулировать, и в них всегда можно внести изменения. Кроме того, компьютерная технология предусматривает множество визуальных эффектов, которые могут многократно использоваться, пока не будет достигнут желаемый результат.  

Графические образы передают идеи быстрее и нагляднее, чем текст или компьютерные распечатки. В научных или инженерных разработках графическое представление помогает наблюдать за тенденциями изменения, выявлять сложные взаимодействующие факторы и упрощает сопоставление данных. Таким образом, использование графики облегчает анализ информации. На персональном компьютере фирмы IBM (или аналоге), оснащенном графическим дисплеем и соответствующей адаптерной платой, можно создавать графические образцы быстро и просто.  

Графические образы управляющих символов не имеют никакого отношения к их основным функциям, однако программисты в MS-DOS довольно часто пользуются этими образами для дополнительного оформления своих текстовых картинок, выдаваемых на экран. Например, символ 26 выглядит на экране как стрелка -, а символ 27 (Esc) как стрелка -, и программисту трудно удержаться от искушения сделать свою картинку более выразительной.  


Графическим образом области изменения состава однокомпонентной системы является точка, бинарной системы - линия, тройной системы - плоскость, для системы, состоящей из четырех компонентов, необходимо трехмерное пространство. Графическое представление многокомпонентных систем ограни чивается лишь применением многочисленных диаграмм, для каждой из которых несколько переменных зафиксированы.  


Графическим образом области изменения состава однокомпонентной системы является точка, бинарной системы - линия, тройной системы - плоскость, для системы, состоящей из четырех компонентов, необходимо трехмерное пространство.  

Сквозь графический образ проблема просвечивает более явно, чего не дают цифровые образы ситуации. Восприятие человеком графической иллюстрации происходит в целостном виде. При этом внимание человека акцентируется прежде всего на отклонениях от нормальной ситуации.  

Установить графический образ курсора, hotx, hoty - координаты горячей точки (т.е. координаты этой точки из образа курсора будут возвращаться в функциях Ms get b, Hs get B Release) относительно образа курсора.  

Спираль как графический образ, геометрическая модель выступает в роли аналога термина социальная преемственность, который отражает диалектическое единство прерывности и непрерывности, относительного тождества и различия, генетической связи сменяющих друг друга процессов. Когда спираль определяется по формуле возврат к якобы старому, повторение старого на ином уровне, то речь идет, в сущности, о таком процессе развития, когда обновление и устаревание являются лишь частичными.  

Мусулин предложили простой и полезный графический образ уравнения (8.15), показанный на рис. 8.3. Правильный - угольник, отвечающий молекуле или иону аннулена, вписывается в окружность, имеющую радиус, равный 2, таким образом, что одна из вершин / iT - угольника лежит на расстоянии радиуса от горизонтального диаметра. Расстояние от него до уровней пересечения окружности с вершинами ЛГ-угольника определяет, согласно уравнению (8.15), значения его корней.  

По характеру графического образа различают графики точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, почасовые, квадратные, круговые, секторные, фигурные) и объемные.  

В наборе графических образов байты, составляющие один образ, записаны в виде последовтельности из трех групп по 24 байт, которые кодируют соответственно верхний, средний и нижний ряды точек.  

Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные.

Графики являются способом наглядного изображения результатов статистической сводки. Οʜᴎ при правильном построении обладают выразительностью, доступностью, способствуют анализу явлений.

ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

В случае если нужны дополнительные разъяснения, то к таблице могут даваться примечания, в которых оказываются источники данных, даются пояснения и формулы, в случае если таблица содержит данные, полученные расчетным путем.

Отсутствие данных об явлении должна быть обусловлено различными причинами и по-разному отмечается в таблице;

Графы и строки полезно нумеровать. Графы подлежащего принято обозначать заглавными буквами алфавита А, В и т. д., а графы сказуемого - цифрами в порядке возрастания.

Информация, располагаемая в графах таблицы, завершается итоговой строкой.

5. Графы и строки должны содержать единицы измерения. При этом используются общепринятые сокращения единиц измерения.

6. Группы по изучаемому признаку лучше располагать в порядке убывания или возрастания его значений при сохранении логической связи между подлежащим и сказуемым.

7 Цифровой материал в таблицах следует представлять в серединœе граф, одно под другим: единицы под единицами, запятая под запятой, четко соблюдая при этом их разрядность.

8. Числа целœесообразнее по возможности округлять. Округление чисел следует проводить с одинаковой степенью точности.

а) если данная позиция вообще не подлежит заполнению (нет осмысленного содержания), то ставится знак ʼʼхʼʼ;

б) если явление существует, но по какой-либо причинœе отсутствуют сведения, то ставится многоточие ʼʼ...ʼʼ или ʼʼнет свед.ʼʼ, или ʼʼн. св.ʼʼ;

в) если отсутствует явление, то клетка заполняется тире ʼʼ-ʼʼ.

г) для отображения очень малых чисел используют обозначения (0,0) или (0,00), что предполагает возможность наличия числа.

Графиком в статистике называют условные обозначения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов – точек, линий, плоских фигур и т.п.

Каждый график должен включать следующие элементы: графический образ; поле графика; масштабные ориентиры и систему координат и экспликацию (словесное описание его содержания)

Поле графика представляет собой пространство, в котором размещаются геометрические знаки.

Масштабные ориентиры придают геометрическим знакам количественную определœенность и определяются масштабом (- это мера перевода числовой величины в графическую) и масштабной шкалой (линия, точки которой бывают прочитаны как определœенные числа). Шкала состоит из носителя шкалы и ряда помеченных на ней точек, расположенных в определœенном порядке. Носитель шкалы должна быть представлен прямой (шкала прямолинœейная) или кривой линией (шкала криволинœейная (круговые и дуговые)).

Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Графический образ - это совокупность точек, линии, фигуры, с помощью которых изображаются статистические данные." 2017, 2018.