Как распознать манипуляцию. Как распознать, что вами манипулируют. У манипулятора детская реакция на ситуации

Занятие для старшеклассников.


Целью предлагаемого занятия является знакомство участников с приемами психологического манипулирования, способами его распознавания, а также защиты от манипуляций.

Предлагаем «модернизированную» версию занятия для старшеклассников, посвященного распознаванию попыток манипулирования и способам противостояния им. Для повышения эффективности занятия, его наглядности активно используются различные видеофрагменты. Однако вместо них можно показывать фотографии, зачитывать фрагменты из литературных произведений, при этом выбор эпизодов зависит от желания и возможностей ведущего.

Оборудование: аппаратура для просмотра видео-фрагментов, фрагменты из кинофильмов «12 стульев», «Собачье сердце», «Берегись автомобиля», «Правдивая ложь» и мультфильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Карлсон вернулся».

  • Скачать материалы к занятию «Как распознать манипуляцию и защититься от нее».

Продолжительность занятия «Как распознать манипуляцию и защититься от нее «: 2 академических часа.

Вводная часть.

После приветствия ведущий предлагает посмотреть эпизод из фильма «12 стульев», в котором Остап Бендер выдает себя за инспектора пожарной охраны. Напомним соответствующую цитату из романа:

— Скажите, где здесь можно видеть товарища завхоза? – вымолвил Остап, прорвавшись в первую же паузу (в пении).
— А в чем дело, товарищ?
Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:
— Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны» .

Ведущий спрашивает: почему Остапу удалось обмануть завхоза? Анализируя ответы, ведущий подводит участников к выводу: завхоза испугал присвоенный Бендером статус инспектора, то есть начальника — человека, от которого можно ждать неприятностей. При этом лже-инспектор получил то, что ему было надо: в поисках стула осмотрел весь дом и даже пообедал. Имеющийся у человека статус нередко способствует формированию у окружающих определенного мнения о нем, даже если человек совершенно им не знаком. Так, определенное доверие вызывает человек в белом халате (врач) или в военной форме.

Примером может быть известный эксперимент, когда студентам в разных аудиториях был представлен один и тот же человек. В одной — как студент, в другой — как лаборант, в третей — как лектор, в четвертой — как профессор. Испытуемых просили оценить его рост. Оказалось, что чем выше был его статус, тем выше он казался.

Итак, то, что сделал Остап, называется манипуляцией. А что такое манипуляция? Ведущий демонстрирует слайд (плакат, надпись на доске) с определением понятия «манипуляция» и зачитывает его: «Манипуляция — это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения целей манипулятора» .

По мнению бессмертного героя «12 стульев» и «Золотого теленка», существует четыреста способов сравнительно честного отъема денег. Однако если их классифицировать, то можно получить несколько основных видов манипуляций (по Р.Чалдини) .

Рассказывая о них, ведущий демонстрирует слайды с названиями (записывает на доске). Возвращаясь к эпизоду из «12 стульев», ведущий говорит, что вид манипуляции, примененный Остапом, называется «Авторитет». «Авторитет» связан со склонностью большинства людей автоматически повиноваться авторитетам. Это удобно, так как истинные авторитеты, как правило, имеют больше знаний, силы, и в ситуации непростого выбора облегчают наши «терзания», взяв ответственность за выбор на себя. Опасность заключается в автоматическом реагировании не на сам авторитет, а на его символы. Такими символами могут быть титулы, внешний вид и личные вещи (например, генеральские погоны, дорогой автомобиль и т.д.). Николай Васильевич Гоголь с иронией писал, что уряднику было достаточно отправить в возмущенную чем-либо деревню свою фуражку, и волнения стихали.

Другой вид, «Взаимный обмен», предполагает, что человек, как правило, стремится отплатить за предоставленную ему услугу. Например, в эксперименте испытуемые, разбитые на пары, должны были оценивать картины. Один из них был «подсадным», то есть помощником психолога. Во время перерыва он уходил из лаборатории, а затем возвращался с двумя бутылками «Кока-колы» и предлагал одну из них своему партнеру. В контрольной группе он возвращался без «колы». После того как оценивание картин оканчивалось, он просил настоящего испытуемого оказать ему услугу — купить у него один или несколько лотерейных билетов. Испытуемые, которым до этого был предложен напиток, приобретали в среднем в два раза больше билетов, несмотря на то, что один билет стоил дороже бутылки с «колой».

Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», в котором Колыван, заманивая людей на партию в лото, сначала угощал их пряниками.

Правило «взаимного обмена» дает возможность повлиять на наше решение, предварительно что-то для нас сделав. Оно действует даже тогда, когда нам оказывают услугу, о которой мы не просили и тогда когда услуга, которую должны оказать мы, значительно серьезнее.

Тактика следующего вида «Отказ-затем-уступка» заключается в том, что, начав с завышенного требования, требующий переходит к реальному, которое теперь выглядит как уступка и заставляет нас уступить в ответ. Кроме того, здесь задействовано еще и явление контраста: меньшая просьба по сравнению с более существенной может показаться менее трудной для выполнения. Например, если мы попросим взаймы крупную сумму и получим отказ, то, скорее всего, нам не откажут, если в ответ на это мы попросим меньшую сумму. При этом у жертвы манипуляции остается удовлетворенность заключенным соглашением в связи с тем, что решение ссудить нас деньгами было принято ею «самостоятельно», а иногда – чувство вины, что не смогла выполнить нашу первоначальную просьбу.

Иллюстрируя это, можно показать эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся», когда Карлсон требует торт со взбитыми сливками, а потом «соглашается» на колбасу», вызывая у Малыша чувство вины.

Следующий вид манипуляции можно условно назвать «Симпатия». Он основан на том, что мы склонны соглашаться с симпатичными нам людьми. Однако и симпатия возникает не просто так. Во-первых, мы больше симпатизируем знакомым нам людям. Не случайно часто, обращаясь к нам с просьбой, люди пытаются представиться знакомыми нашего знакомого. Именно механизм «Симпатия» лежит в основе традиции быть представленным кем-либо при знакомстве.

Для иллюстрации этого ведущий демонстрирует фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (персонаж Г. Волчек представляется продавцу комиссионного магазина: «Я от Олега Николаевича»).

Переходя к следующему виду манипуляций, ведущий демонстрирует слайд (плакат), на котором на трех строках изображены символы:
0, 1, 2, 3;
О, П, Р, С
и геометрические фигуры «овал», «треугольник», «квадрат».

Участникам предлагается назвать, какие символы они здесь видят. Ведущий обращает внимание, что несмотря на то, что первый символ во всех строках одинаковый, его, как правило, сначала называют цифрой, потом – буквой, а затем – геометрической фигурой. Следует обсудить с участниками, почему они сделали такой вывод. В высказываниях подчеркнуть, что к этому их побудил ряд последующих символов: в первом случае – цифр, во втором – букв, в третьем – геометрических фигур. Данный пример иллюстрирует такой вид манипуляции, как «Последовательность».

Применяя этот прием, покупателя легче склонить сделать крупную покупку, после того, как он сделает мелкую (сказавши «А», скажи «Б»), или продолжать пользоваться услугой даже после того, как исчезает причина (например, скидка на нее), по которой покупатель стал ее приобретать. Вот так в торговле эксплуатируется склонность людей делать выводы на основе ложного посыла, подсказанного манипулятором.

Демонстрируется следующий фрагмент из фильма «Берегись автомобиля» (продавец комиссионного магазина повышает цену за свои услуги).

Еще один вид манипуляций – «Дефицит», основан на простой зависимости – то, что менее доступно, более притягательно. Принцип дефицита действует сильнее, если нечто стало дефицитным совсем недавно и при наличии конкуренции. Дефицитом может быть время: вам предлагают принять решение немедленно, иначе «вы опоздаете»! В качестве примера демонстрируется продолжение предыдущего эпизода: продавец комиссионного магазина дает понять, что если покупательница не согласится с его ценой, он продаст магнитофон другим («товар импортный, вмиг уйдет»).


Основная часть.

Для закрепления пройденного материала и получения обратной связи ведущий предлагает посмотреть эпизод из фильма «12 стульев» (Остап встречается с Людоедкой Эллочкой):

— Милая девушка, — неожиданно сказал Остап, — продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.
— Хамите, парниша, — лукаво сказала Эллочка.
— Хо-хо, — втолковывал Остап.
«С ней нужно действовать иначе, — решил он, — предложим обмен».
— Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно.

Эллочка насторожилась.
— Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь .
Вопрос ведущего: какие виды манипуляции применяет Остап? («Взаимный обмен», «Авторитет»).
Ведущий говорит, что иногда трудно определить: является ли сделанное вам предложение искренним или это – манипуляция. Одним из способов распознавания манипуляции является анализ собственных , которые возникают в процессе общения. Если вы чувствуете «странность» эмоций (возникновение эмоций не соответствующих ситуации) или резкий эмоциональный всплеск, знайте – это может свидетельствовать о том, что вами манипулируют.

Помимо анализа эмоций, необходимо следить за изменением ситуации. Если вы оказываетесь в ситуации, которая вам не выгодна, по крайней мере, на данный момент – это также может быть признаком манипуляции. Рассмотрим пример: вам звонят (на мобильный телефон) и сообщают, что ваш номер выиграл в лотерее, проводимой фирмой мобильной связи. Если вы приедете в течение трех дней в офис (сообщается адрес) вы бесплатно получите новую дорогую модель телефона и возможность бесплатных разговоров в течение месяца.

На этом месте ведущий задает вопрос: теряем ли мы что-либо в этой ситуации? Ответ: нет, по крайней мере, в настоящий момент. А какие эмоции в этот момент мы испытываем? Ответ: всплеск эмоций (радость, удивление, недоверие). Таким образом, мы получаем первый сигнал о возможной манипуляции. Вопрос, который мы может задать себе: не попросят ли нас сейчас о какой-нибудь услуге?

Ведущий продолжает описание ситуации с телефонным звонком: вам предлагают в течение одной минуты перезвонить с вашего номера на указываемый номер, «чтобы вас зафиксировал компьютер». Вопрос к участникам: вам это не выгодно, так как дальнейший разговор будет оплачиваться вами.

Не исключено, что вы все еще продолжаете выполнять получаемые инструкции. Вы должны в течение одного часа купить карточки экспресс-оплаты и по известному уже вам телефону сообщить их номера. После этого можно приезжать за выигрышем. Вопрос: в сложившейся ситуации вы получаете или теряете? (Теряете – вы начинаете платить). Ведущий обращает внимание на выражение «Вы должны». В подобных ситуациях мы иногда замечаем, что что-то должны, не зная, почему – это также один из признаков манипуляции по отношению к нам.

Вместе с тем, распознать манипуляцию недостаточно, необходимо уметь противостоять ей. Ведущий перечисляет возможные варианты действий при обнаружении манипуляции, которые записываются на доске. Среди них могут быть такие действия, как а) прервать ; б) заявить манипулятору о том, что его цели раскрыты; в) сделать вид, что ни о чем не догадываешься, при этом добиваться собственной цели (встречная манипуляция). Однако действовать в соответствии с двумя первыми вариантами не всегда удобно и возможно. Что касается третьего варианта, то опытный манипулятор может вас «переманипулировать».

Встречная манипуляция представлена в «12 стульях», когда на вопрос Остапа «Новая партия старушек?» завхоз отвечает «Это сироты». Ответ на вопрос дан, хотя не тот ответ на и не тот вопрос! Демонстрируется соответствующий эпизод из фильма.

Далее ведущий предлагает посмотреть эпизод из американского фильма «Правдивая ложь», в котором секретный агент в исполнении Арнольда Шварценеггера, разговаривая с продавцом подержанных автомобилей, делает вид, что его заинтересовала спортивная машина. Участники должны назвать виды манипуляций, используемые продавцом: «Симпатия» («мне нравится твой стиль вождения»), «Дефицит» («у меня есть на эту машину заказчики»), а также пример встречной манипуляции со стороны секретного агента («попридержи ее для меня»). В этом случае агент как бы положительно отвечает на предложение, не говоря при этом ни «да», ни «нет».

Ведущий знакомит участников с универсальным способом противостояния манипуляциям, который называется «Заигранная пластинка» (не исключено, что современным подросткам нужно будет объяснить прямое значение этого выражения). Суть этого метода заключается в повторении своих слов, как на заигранной пластинке, однако при этом следует соблюдать определенную последовательность.

Итак, к вам обращаются с просьбой, выполнение которой вам нежелательно: 1) если вы не уверены, что поняли собеседника, расспросите его о деталях. Уточните, правильно ли вы его поняли, повторив за ним его слова. 2) поняв суть просьбы, согласитесь с правом собеседника иметь собственное мнение; 3) сообщите собеседнику, что вы не хотите делать то, о чем вас просят. Если собеседник продолжает настаивать, «включайте пластинку» и, соглашаясь с правом собеседника иметь свое мнение (пункт 2), отказывайтесь выполнять его просьбу (пункт 3).

Например, знакомый просит у вас мобильный телефон, чтобы позвонить своим знакомым за границу, мотивируя свою просьбу тем, что у его телефона «сел» аккумулятор. Оплачивать разговор он не собирается. Уточните, правильно ли вы его поняли. Согласитесь, что он имеет право звонить своим знакомым. Если вы не хотите давать свой телефон в этой ситуации, спокойно откажите. Не стоит при этом давать объяснения своему отказу, например, «у меня тоже сел аккумулятор». Опытный манипулятор достанет из кармана зарядное устройство, которое подходит только к вашему телефону.

Этим приемом, судя по описанию, великолепно владел профессор Преображенский из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Ведущий демонстрирует фрагмент из фильма или зачитывает цитату:
«- Хочу предложить вам, — тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

— Нет, не возьму, — кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы…
— Почему же вы отказываетесь?
— Не хочу.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— Жалеете по полтиннику?
— Нет.
— Так почему же?
— Не хочу…
— Вы не любите пролетариат! – гордо сказал женщина.
— Да. Я не люблю пролетариат, — печально согласился Филипп Филиппович» .

В эпизоде Филипп Филиппович соглашается с мнением женщины (он сочувствует детям Германии, не жалеет полтинника, не любит пролетариат), но, четырежды, как заигранная пластинка, отказывает в неприятной для него просьбе.


Заключительная часть занятия.

Участникам предлагается определить, способны ли они увидеть в действиях окружающих попытки манипулирования. Для этого они должны ответить на вопросы теста «Насколько вы проницательны?» (по Е.Варламовой) . По мере зачитывания вопросов, они появляются на экране:

  1. Вы обычно не помните, во что одеты люди.
  2. После беседы вы можете легко восстановить сюжетную линию разговора.
  3. Вы умеете влиять на содержание происходящего разговора.
  4. Вы больше ориентируетесь не на слова, а на интонацию.
  5. Вы часто применяете силу своей власти над людьми.
  6. Перед ответственными встречами вы продумываете не менее трех вариантов развития беседы.
  7. Вы любите угадывать истинные мотивы и интересы окружающих.
  8. Окружающие считают вас излишне прямолинейным человеком.
  9. Вы не любите психологические книжки.
  10. Вам больше нравится слушать, чем говорить.

Необходимо поставить по одному баллу за согласие с утверждениями 2, 3, 4, 6, 7, 10 и несогласие с утверждениями 1, 5, 8, 9.

Ключ. 8-10 баллов. Вас смело можно посылать в разведку – вы очень наблюдательны. Вы легко распознаете манипуляцию, но иногда вам не хватает решительности, чтобы противостоять ей.

0-3 балла. Вы слишком толстокожий, эгоистичный и самоуверенный человек, хотя думаете, что вы белый и пушистый. Вы всего добиваетесь не мастерством, а силой. И, несмотря на это, а, вероятно, именно поэтому вы легко можете стать жертвой манипуляции.
4-7 баллов. Вы достаточно проницательны, чтобы обращать внимание на мелочи, но вам есть, куда расти. Вы с успехом можете освоить способы контрманипуляции.

Ведущий желает всем удачи и спрашивает: где бывает бесплатный сыр? Получив ответ («в мышеловке»), ведущий прощается с участниками. Занятие окончено.

РОДИОНОВ Вадим Альбертович
профессор кафедры общей и практической
психологии Института психологии,
доктор педагогических наук..

Термин «манипулирование», или «манипуляция», произошло от латинского слова «manipulare» и в своем первоначальном значении означало «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь. В современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание. Наиболее полное, определение манипуляции дал Е.Л.Доценко в статье «Манипуляция: психологическое определение понятия»: «Это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий».

Приведем высказывание доктора философии В.М.Герасимова: «Манипулирование общественным мнением - один их специальных методов социально-психологического контроля». Основным признаком наличия манипулирования является ситуация, когда один субъект рассматривает другого как средство или помеху своей деятельности. С высоты собственного эго манипулятор превращает другого субъекта в послушное орудие, низводя его до уровня вещей, подвластных контролю и управлению. Это суждение точно отражает ситуацию, сложившуюся в рекламе, иначе не так бы интересовали рекламодателя (манипулятора) данные о продающей силе рекламы, называемой эффективностью.

Манипулирование востребовано сегодня как никогда, так как конфликт между интересами рекламодателя-манипулятора (навязать свое) и потребителя (купить лучшее) обостряется вследствие обострения конкурентной борьбы. Манипуляция же по природе своей призвана сглаживать этот конфликт, создавая иллюзию самостоятельности принятия решения реципиентом. Более того, можно говорить о том, что манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни. Это значит, что во всех сферах жизни присутствует эго манипулятора, навязывающего свою систему ценностей тайно, из-за невозможности делать это явно.

В духовной сфере пропагандируются духовные ценности через приоритеты воспитания, через образование, искусство и литературу.

В политической сфере пропагандируются имиджи и привлекательные, с точки зрения манипулятора (в данном случае, политической системы), носители политических идей посредством PR-средств, политической рекламы и средств массовой информации.

В социальной сфере пропагандируются социальные идеи (как, например, идеи «свободы, равенства, братства»). Это происходит через выстраивание системы социальных мифов (например, «Сталин - отец») и социально значимых ритуалов (например, воинское приветствие).

И, наконец, в материальной сфере пропагандируется приоритет материальных ценностей. Любовь к вещам как таковым выгодна для манипулятора, так как облегчает его работу. Делается это с помощью коммерческой рекламы.

С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признаков манипуляции. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во-вторых, манипуляция - это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Когда попытка манипуляции вскрывается и разоблачение становится достаточно широко известным, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается главная цель - так, чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Поэтому сокрытие, утаивание информации - обязательный признак, хотя некоторые приемы манипуляции включают в себя «предельное самораскрытие», игру в искренность, когда политик рвет на груди рубаху и пускает по щеке скупую мужскую слезу.

В-третьих, манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. В политике, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями).

Таким образом, манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направленно на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Как замечает Г. Шиллер, «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. То есть, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» (1964), где дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено».

Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный» сигнал, надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание», которым обладает адресат, на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства, мнения и поведение. Искусство манипуляции состоит в том, чтобы пустить процесс воображения по нужному руслу, но так, чтобы человек не заметил скрытого воздействия.

Девушка зашла в обувной магазин кроссовки посмотреть. Только присмотреться! Узнать, что по чем, какие нынче цены, модели, расцветки и т. д. И сразу попала в цепкие лапки профессионалов. Приятная атмосфера, веселая музыка — все располагало к тому, чтобы задержаться в магазинчике подольше. Продавец, молодой человек, просто «обаяшка», сразу спросил: «Какие кроссовки будем мерить?» Обувку на ножку надел, на беговой дорожке по¬бегать разрешил, брелок подарил, с директором магазина, у которого был день рождения, познакомил. «Замерзшая принцесса» оттаяла — приняла решение кроссовки купить. Честно говоря, не совсем такие, какие она хотела, зато в придачу к ним — ореол приятных воспоминаний. Тем более что кредитная карта позволяла совершить покупку, особо не задумываясь.

Прямо классика жанра! Специалисты по техникам продаж не допустили ни одной ошибки: иллюзию выбора создали, любовью и вниманием окружили, мелкие услуги оказали. Какой нормальный человек не отплатит им тем же, не совершит добрый поступок — не купит навязываемую ему вещь? Прочитайте книгу Роберта Чалдини «Психология влияния», и вы поймете и увидите, как такие манипуляции совершаются в жизни.

Еще лет десять назад тема «Учимся говорить НЕТ!» была очень популярна на психологических тренингах. Сказывалось тоталитарное советское прошлое с правилом выживания для всех: «Лучше не высовывайся!». В связи с этим вспоминаю один анекдотичный случай. В международном лагере детям дали задание — сделать из сосновых шишек что-нибудь забавное. Каждый ребенок смастерил, что смог: кто козленка, кто страусенка и т. д. И только в советской группе все дети, как один, сделали ежиков.

Пришли другие времена, а с ними — и нравы. Нынешнее поколение «нулевых» в корне отличается от предыдущего: дети творят, что им хочется, не боятся давать интервью, старшему поколению могут возразить так, что мало не покажется никому. Современную молодежь отличают прагматизм, эгоцентризм, умение твердо от¬стаивать свои интересы. Однако это не мешает молодым людям попадать в расставленные кем-то психологические ловушки. Ведь манипулятивные практики тоже развиваются: многим из них можно научиться на тренингах продаж.

Как распознать человека-манипулятора

Начнем с самого понятия. Человек-манипулятор — это субъект, который использует потребности других людей для достижения личных целей. Казалось бы, что тут необычного? Мы все используем друг друга понемногу. Вся разница в том, что человек-манипулятор добивается желаемого тайно, то есть он никогда не раскрывает другому человеку истинного мотива своего общения с ним. Проще говоря, использует своего собеседника втемную. Примеры из жизни. Приятельница зашла в гости якобы для того, чтобы поболтать, на самом деле она ждет повода, чтобы продать вам очередную порцию косметики. Начальник начинает разговор с комплиментов, чтобы вам неудобнее было ему отказать в маленькой просьбе, и т. д.

Часто в жизни встречается и такая ситуация. Один человек рассказал другому, как плохо о нем отзывается кто-то третий. Товарищ начинает переживать, тихо ненавидеть своего «анонима» и т. д. А требовалось всего лишь подумать: «Зачем мне рассказали эту неприятную историю?». Ведь могли не рассказывать, даже если это правда. Как уже говорилось, мы часто становимся честными, когда не хотим быть добрыми. Значит, была какая-то цель? «Верный друг» хотел ссоры. Возможно, у него самого рыльце в пушку, а может быть, он человек-интриган (который чувствует свою нужность миру только тогда, когда мир рядом с ним рушится).

Честно говоря, манипуляция манипуляции рознь. В жизни встречаются такие манипуляторы — ни на какой кобыле их не объедешь! Похоже, люди учились этому мастерству не один год... Речь идет о профессионалах.

Для примера пройдемся по вещевому рынку. Вот женщина средних лет примеряет приглянувшуюся ей вещь. Продавец с ярко-красным носом ей внушает: «Да, сейчас на улице холодно... Свитер мягкий и пушистый. А как он вам идет!». Этот прием оболванивания клиентов на языке специалистов называется «присоединением». В чем суть? Одна правдивая фраза цепляется к другой, соответствующей действительности, в результате и третья фраза (уже сомнительного происхождения) автоматически воспринимается как истина. Клиент не осознает подвоха, согласно кивает головой, потому что трудно сказать «нет», если перед этим два раза сказал «да!».

Сюда же можно отнести высказывания типа: «Чем дольше вы смотритесь в зеркало, тем больше понимаете, что это платье вам очень идет», «Как только вы купите этот пылесос, забудете о половине своих проблем» и т.д. Происходит элементарная подмена понятий: второе действие (ощущение, чувство) никак не проистекает из первого, но человек этого до поры до времени не осознает.

Почему же все эти манипулятивные уловки срабатывают? Потому что под удар ставятся три основные психологические потребности человека: принадлежность к какой-нибудь группе, любовь и уважение других людей, самоуважение личности. Можно сказать, одним ударом сразу три шара в лузу забивают! За бортом, правда, остается четвертая, высшая потребность человека — реализация им собственного личностного проекта. Отсюда это ощущение себя «роботом», «дойной коровой», «ковриком для Бобика» и т. д. Гадостное чувство на душе после выполнения чьей-то просьбы — явный признак того, что человека элементарно «использовали».

Известны и другие манипуляции. С некоторыми из них мы сталкиваемся чуть ли не каждый день. Например, с использованием добрых чувств людей в чьих-то корыстных интересах. Как правило, давят на жалость, сострадание к детям, старикам, любовь к Родине. Примеры общеизвестны: «Люди добрые, дайте денег на лечение ребенка», «А о стариках вы подумали?», «Уберем город своими руками, потому что мы его любим!». Люди-манипуляторы вообще любят использовать тему любви, дружбы, верности в сво¬их эгоистичных целях. Сплошь и рядом: «Дорогой, прошу тебя, сделай это, если ты меня любишь» или «Думаю, как друг ты не откажешь мне». Не растрачивая самого себя при этом ни на йоту...

По манере поведения ничто так не похоже на чистую совесть, как полное ее отсутствие.
Р. Рувен

Можно ли как-то противостоять чарующему воздействию человека-манипулятора? Можно. Но для начала узнаем, почему это необходимо делать...

Дело в том, что человек, объект манипуляций, интуитивно чувствует: он делает то, что ему, в принципе, не хотелось бы. Например, покупает ненужный ему товар, идет туда, куда не собирался, говорит то, что хотел сохранить в тайне, и т. д. Так происходит раз, другой... Его нереализованные желания «запихиваются» в подсознание, как ненужные вещи в дальний ящик стола. Хлам накапливается, отрицательная психическая энергетика аккумулируется, и в один прекрасный день человека просто заклинивает от ее избытка. Тихий, послушный ребенок превращается в истерика, муж уходит из семьи к тихой любящей его «серой мышке», друг предает друга и т. д.

Навязанная услуга тоже несет в себе определенный негатив. Вещь, купленная без желания, быстро ломается, деньги, полученные обманом, легко уходят и т.д. Хорошие продавцы знают, что себе дороже обойдется оболванить клиента! Поэтому и отпускают его с миром, если замечают, что человек морально еще не готов к совершению сделки. Специалисты же советуют просто не совершать эмоциональные покупки. Недаром говорят: «Хорошую покупку нужно переспать».

Как предотвратить чужое влияние на вас

Есть только один способ — зеркально отражать в своем поведении психологические уловки противника. Вам талдычат о лишних тратах на жизнь, о том, как все сегодня дорого, а деньги нужны ну просто позарез — вы соглашаетесь, что жить не просто, и в ответ перечисляет свои проблемы. От вас требуют доказательств любви, вы отвечаете тем же: «А если ты меня любишь, то пообещаешь мне, что никогда больше не будешь просить об этом». Самое главное — не сдаваться, верить в то, что вы поступаете абсолютно правильно, — со всех точек зрения. И тогда вас ждет сюрприз! Человек-манипулятор сбросит маску «хорошего человека» и предстанет перед вами «в образе зверя»: хищного, надменного и злого. Что лишний раз доказывает одну аксиому: «Человек, изворотливый в словах и улыбке, обычно недобродетелен». Похоже, это правило действует во все времена!

Комментировать статью "Как распознать, что вами манипулируют"

Как распознать, что вами манипулируют. Как распознать человека - манипулятора. Начнем с самого понятия.

Обсуждение

злонамерение+реализация=коварс-тво

02.06.2018 09:16:31, &&&

Коварным может стать человек, более умный и/или циничный, чем я от него ожидаю. Т.е. создающий во мне "коварной ситуацией" когнитивный диссонанс)) в сторону его большего ума и циничности)
Пока бог миловал. Хотя вообще рада ошибиться в человеке в сторону его большего ума)

Мама и папа могут простить юного манипулятора, могут даже восхититься хитростью и Как распознать домашнего тирана в благополучной семье. Отец, который хотел видеть свою дочь...

Обсуждение

Манипуляция – орудие на первый взгляд полезное, выгода очевидна. Но и риск велик. Если человек понимает, что им манипулируют, то «отдача» может превысить все бонусы.
Если в семье поощрять привычку манипулировать, то… Мама и папа могут простить юного манипулятора, могут даже восхититься хитростью и тонкостью исполнения, но вот в «свободном плавании» ребенок может крепко получить по мозгам, за такую «милую» привычку.
Манипулировать, как и воровать, нужно либо мастерски, либо никак.
В нашей семье – никак. По крайней мере, сознательно.
Фильм посмотрела, кстати. Гротескно.

нет, не играю. Пресекаю на автомате. Всегда и со всеми.

Истинный манипулятор сам практически верит тому, что говорит. Входит в роль. Как распознать домашнего тирана в благополучной семье. Энциклопедия манипуляций.

Обсуждение

Пример. Дала темку в девичей "Музык кому", коментов 0. Могу перепостить с названием: "А что за платье на даме справа? Это грудь или рисунок?" и начнется трындец. Но не хочу. Пусть откроют лишь те, кто верит моему вкусу.
Пойду поманипулирую и муж сам начнет проситься со мной на выставку.

Самая популярная, на мой взгляд, прикидываться больной: давление, сердце и т.д.
Еще прикинуться несчастной, потому что муж алкаш. И кто, как не ребенок, должен утешать.
Право выбора: где МЫ будем встречать Новый год, у нас или у вас?
"Подкармливание" великовозрастного дитяти.
Лесть(мое!): какой ты молодец, помог мне донести сумки, помыть посуду, пропылесосить и т.д. Ни у кого такого сына нет. Как же мне повезло.
Воздействие на совесть: как же тебе не стыдно.....
Угрозы: если не сделаешь это, не получишь то.
Действия, направленные на гордость и тщеславие: ты не можешь проиграть Пете.

22.02.2013 21:04:01, Акелла

Чето делать с манипулятором 8 лет?. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. Чето делать с манипулятором 8 лет? Имеется деть-второклассник 8 лет.Дисграфик,с...

Обсуждение

Любить, вот что. А Вы - завоспитывали. Неустойчивая нервная система + нелюбовь = самоубийства, истерики, девиантное поведение. Вот только не надо на словах рассказывать, как Вы его любите. Лучше делом докажите. Сейчас - слишком много контроля. Почитала внизу, что Вы пишите о нем. Мне кажется, Вы и он - просто разные люди, личность разная, отсюда и глобальная несовместимость. Это для Вас он - "дохлик", истерик, манипулятор, лгун, зависимый от мнения окружающих - в общем, кошмарная личность, которую надо исправлять. А для себя он - вполне хороший человек, которого не понимают. Вот так вот, характерами не сошлись. Это действительно очень страшно - когда в детстве человек зависит от родителей, которые совсем другие, не такие как он, а просто разные. Не все родители готовы принимать и любить человека таким, как он есть - иногда, если видят какие-то различия между ним и собой, начинают делать из него человека, воспитывать, исправлять его недостатки.
Еще плохо будет - когда родится младший, очень похожий на Вас с отцом, которого будет очень легко любить. Вообще, если все будет продолжаться в том же духе - "в моем доме живет не любимый и уважаемый сын, а истерик и манипулятор" - то в подростковом возрасте он будет входить в группу риска по алкоголю, курению, наркотикам и т.д.

очень трудно поверить, что это не разводка, правда-правда....
Но если не разводка - отстанте от ребенка с йогой, бассеином и английским, все это истерики/манипуляции и т д - он вам мстит за то, что бы из него пытаетесь сделать " дрессированную обезьянку". И тут я полностью на его стороне, я таких родителей тоже " поубивав бы"

свекровь- манипулятор. Родственники. Семейные отношения. У меня свекровь просто ловкий манипулятор. Сил больше моих нет!

Обсуждение

по-моему, вы просто ревнуете. это не плохо, просто вас мучает. предлагаю завести себе тоже болезнь и аналогичным образов впадать в приступы.

01.03.2006 21:22:50, угу

Не знаю, я обычно мужу говорю, что думаю, чтобы у него не возникало лишних вопросов почему я, например, не хотела общаться с его бабушкой какое-то время или еще чего. А на счет визитов - так не ходите, вот проблема, он сын - пусть едет и поздравляет, пока Вы обижены, лучше не общаться, зачем друг другу нервы мотать? Но, естественно, все это надо делать под благовидным предлогом, в открытую конфронтацию вступать не стоит. А то, что человек манипулирует другими своим здоровьем, это бывает довольно часто.. есть такие люди, любящие "повампирить" на чужих эмоциях, с этим сложно бороться на самом деле, только отстраниться и никаких секретов не доверять..

Как жить с манипулятором??. Жена и муж. Семейные отношения. Как распознать, что вами манипулируют. Тихий, послушный ребенок превращается в истерика, муж уходит из семьи к...

Обсуждение

Пока вот читала все высказывания, вспомнила СВОЙ случай (и подумала - может здесь «собака зарыта»?). Причиной моего поступка явилось абсолютное невнимание ко мне мужа, я только и слышала от него: «мама, мама, мама…..» (т.е моя свекровь) на фоне неожиданно возникшей бешено-ураганной страсти ко мне моего бывшего коллеги (я уволилась оттуда). Этот бывший коллега ежедневно искал моего общества, и между нами стало происходить что-то невероятное (страсть, наверное). Разговоров, кофе нам стало, явно не хватать и он усердно принялся приглашать меня в ресторан. На что я, верная жена, обидевшись, отказала ему. Но он не отступал, и это продолжалось месяца два-три. Однажды (а муж мой выпивает только по праздникам) идя с работы, я столкнулась со своим мужем, ну просто НИКАКИМ, его провожал друг с работы, который устроил вечеринку по поводу покупки квартиры. Муж мне не дал спать почти до утра – у него были проблемы со здоровьем. Я подумала, почему я отказываю несколько месяцев человеку, который меня просто иногда сводит с ума, а муж мой без меня напивается на работе без всякого повода? И я сказала ему, что у нас на работе вечер, а сама пошла с МЧ в ресторан (замечу, что это было сказочно, но муж очень переживал, так как я поздно вернулась).
Вот я и подумала, если ваш муж хотел просто встреться с друзьями, то может и не стал бы устраивать такого скандала, может там замешана женщина, тогда нужен повод, действительно, просто так на такое пойдет только самый беспредельщик. Но это уже для Вас, наверное, и не важно...

21.07.2005 20:11:26, Мда-а

Да-а-а... Все эти манипуляторы в главном похоже как две капли воды. У меня был подобный персонаж. Мои выводы:
1) комплекс вины в вас любовно взращивается по одной простой причине: неуверенность его в собственных силах/неотразимости/сексуальности и пр.(нужно подчеркнуть). Потому как, если вы будете кругом виноваты - то вами становится манипулировать (естественно, чтобы добиться своих целей) гораздо легче - замкнутый круг.
2)он боится вас потерять (даже без ИМХО, я просто уверена в этом), именно поэтому до вас регулярно доводится, что вы истеричная, скандальная, вечно плачущая, с вами жить невозможно и т.д. Подтекст: она уверится в том, что НИКОМУ не нужна, кроме его единственного (да и то, он просто снизошел до нее, потому как дескать любит очень) и НИКУДА от него не денется.
3)его гордость и самолюбие потешены: вы всегда просите прощение, даже если не виноваты. Для примитивистов фраза "виноват тот, кто подходит первым" всегда актуальна.

Попробуйте хоть одну ситуацию обыграть не по традиционному сценарию. Не важно как, главное - по другому. У манипуляторов такие действия здорово выбивают почву из под ног. Это если необходимость сохранять такие отношения очень велика.
Но, поверьте,не стОит с этим жить и пытаться что-то сделать. Потому как существуют просто нормальные отношения между мужчиной и женщиной без всяких подобных закидонов, как бы вы сейчас не сомневались в этом. Случай, описанный в топике, вероятно, лишь приоткрытая вами малюсенькая часть айсберга. А то, что вы сейчас поняли всю подноготную его действий, уже говорит о том, что вы на правильном пути:0) Желаю вам удачи. Избаваляться от таких людей очень сложно, они никогда не отпустят свою жертву с миром, просто так, не вымотав окончательно все нервы, очень уж умеют "давить на психику", кроме того очень хорошо вас изучили, знают все больные места и не приминут этим воспользоваться. Но правильно вам писали, что только освободившись, вы поймете, в каком кошмаре жили. И что есть гораздо более приятная жизнь.

Какими симптомами и признаками скрытой манипуляции может воспользоваться наше сознание для самозащиты? Для этого нужно определить ее основные признаки (рис. 19.3).

1. Активизация стереотипов - услышав в обращении явную или скрытую апелляцию к каким-то укоренившихся чувств или установок, полезно быстро пробежать в уме своем "Я" и прикинуть, на какую мою реакцию рассчитано данное сообщение и к чему меня намеренно склоняют.

2. Повторение - главное средство недобросовестной пропаганды. Если ежедневно мусолят ту же тему - дело нечисто (земельная реформа, дело Назаренко, Тимошенко).

3. Дробление - проблему выкладывают по кусочкам, не цельные (проблема приватизации земли).

Рис. 19.3. Признаки скрытой манипуляции

4. Язык - как только политик или диктор начинают говорить на "птичьем языке", вставлять малопонятные фразы и слова - идет манипуляция.

5. Эмоции - если давление на чувства - пахнет подвохом. Лучше временно "очерстветь" и не поддаваться на дрожащий голос или слезу сверкнула, а пытаться понять, что за этим скрывается.

6. Сенсационность и безотлагательное (срочность) - создает шум, нервозность, подрывает психологическую защиту; так сообщают о трагедии захлебывающимся голосом, ищут "черные ящики", трещат после каждой катастрофы, а когда найдут - молчание. Зачем тогда об этом говорить? Чаще всего таким образом отвлекают внимание от более важных событий.

7. Тоталитаризм решение - навязывание аудитории, что "иного не дано! Коней на переправе не меняют!"

8. Тоталитаризм источника сообщения - отсутствие диалога, возможности сравнить разные точки зрения (новости-близнецы по разным телевизионным каналам).

9. Смешивание информации и собственного мнения - это настолько грубый прием манипуляции, что в европейских законах против него введены ограничительные нормы. Хотим слушать факты, а нам навязывают мысли о них.

10. Изъятие из контекста - признак, родственная дроблению (на международной конференции криминалистов, посвященной наркобизнесу и отмыванию денег, в главном докладе было сказано, что лучший способ отмывания денег - покупка земли. Было прямо сказано, что мировой наркобизнес ждет закона о свободной продаже земли в странах СНГ).

Также используется еще неконкретность высказываний - достаточно легко оказывается интуитивно. Чаще всего нестыковки в утверждениях политиков и СМИ - относиться нужно, как к увлекательному спорта.

То, что вами манипулируют успешно, можно проверить, сделав анализ принципов успешной манипуляции.

1. Принцип последовательности.

Очень мощное средство влияния использования естественного стремления человека быть и считаться последовательным. Ведь ни один не хочет иметь репутацию непостоянной, ненадежной, капризной, нерешительным, безрассудной человека. Кроме того машинальное стремление к последовательности - своего рода защитный механизм нашего мышления. Этим и могут воспользоваться манипуляторы.

Основное значение здесь играют обязательства (человек пообещала - стремиться последовательно выполнить), особенно в письменной форме, что их нельзя ни забыть, ни опровергнуть. Например, получение кредита в банке: сначала формально занимаются вашими личными делами, входят в доверие, а потом подсовывают кредитный договор на подпись (чтобы вы не успели прочитать его сущность). Еще один прием: вам предлагают самостоятельно составить соглашение или самостоятельно заполнить форму контракта, в таком случае процент его расторжения будет найминима-льнишим (а вы, изложив свои обязательства, будете действовать в соответствии с написанным). Или: самостоятельное написание "гимна" определенному товару в рамках рекламной акции (и, соответственно, самоубеждение).

Манипулятор может "приманить" вас для того, чтобы вы сделали желаемый дня него выбор. Приняв обязательства человек убеждает себя, что сделала все верно (а "приманка забирается манипулятором). Каждый сознательный или подсознательный довод - новая" точка опоры "в оправдание совершенного выбора, поэтому, вы сами становитесь" создателями этих точек опоры ".

2. Принцип взаимного обмена (правило благодарности).

Глубоко укоренено в человеческое сознание. Если что-то было предоставлено, подарено, помогли, то нужно стараться отблагодарить за это должным образом. Принцип "инвестиции на перспективу", система благодарности, что человеческая эволюция сделала общественным автоматизмом, стереотипом, особенностью культуры (обычное "спасибо" превращается в "очень обязан")

Этим часто и пользуются манипуляторы, порой заранее предоставляя не нужны или мелочные вам услуги, заведомо ожидая и требуя на взаем от вас гораздо большего (апеллируя к чувству благодарности) - того, что нужно им. Отказать вам вроде бы и неудобно, чтобы не стать "неблагодарным". Часто такой прием используют продавцы ("я же вам посоветовал (дал попробовать, протестировать, продегустировать), а вы купите", - особо сэмплинг в компаниях многоуровневого маркетинга), работодатели ("я же вам работу дал, то вы и работайте сколько потребует работа "), хитрые сотрудники (" я же тебе объяснял, сделай меня это "), представители сект (" от имени общины вам был вручен подарок (знак, журнал, другая мелочь), то не пожертвуете вы... и получите милость и благодать "), политики и чиновники (" дело (или услуга) взамен на голоса избирателей (или лобби в парламенте, в межгосударственных переговорах ").

Взаимными могут быть не только услуги, но и уступки ("продавец уменьшил цену - надо купить!"). Действует еще такая манипулятивная методика: "требование - отказ - отступление". То есть если нет оснований для вашей зависимости, то если манипулятору то от вас нужно, ее можно создать (провоцирование ситуации, в которой вы будете чувствовать себя неудобно в случае вашей же отказа по просьбе меньшего масштаба). Например, к вам обращаются с просьбой купить ценную вещь, вы отказываетесь, тогда у вас просят какую-то безделушку ("хотя бы ручку подарите"), - вряд ли вы откажете, ведь один раз уже отказывали (а если бы у вас сразу ее попросили?) . Итак, это действие принципа взаимного обмена уступки.

3. Принцип общественного доказательства.

Большинство людей считают свое поведение верной, если видят других, ведут себя аналогичным же образом или, по крайней мере, так считают. Предполагается, если они так делают, то знают то, что другим неизвестно. Часто это оправдано. Ведь по своей природе подавляющее большинство людей являются имитаторами, и около 5% - инициаторами. Манипуляторы используют автоматическую склонность считать, что действие является правильным, если ее делают другие или она соответствует общепринятым нормам.

Принцип основан на практике отряда стада к краю пропасти (там его легче поймать) - бегущие, как все, опасность не осознается. Следовательно, это добровольное "сдача в пользу победителя". Отсюда же происходит и "избрание козла отпущения" 1.

Примерами блокировки сознания в этом случае является одобрение товара многими другими, товар ни одной лишней минуты не лежит на полочке и быстро розкупаеться, или его охотно и много покупают состоятельные и очень состоятельные сограждане, или ни разу на него не было нареканий (за столько -то лет), либо в топ-100 товаров (неизвестно какого рейтинга) от входит в десятку лидеров, или по результатам опроса общественного мнения (непонятно кем и когда проведенными) занимает едва ли не первое место. Мысль о качественности товара подкрепляется поддакивание "сторонними покупателями" - коллегами продавцами из других отделов. Также применяется эта технология на ток-шоу (аплодисменты, смех), в политических митингах (толпой проще управлять, чем отдельным зрителем с телеэкрана), в детской психиатрии (лишение ребенка от страхов примеру других).

Слово "авторитет" проходит от латинского auctoritas - власть, влияние. Осознание необходимости безусловного подчинения то или кому-то авторитетному глубоко укореняется в сознании людей с детства; а неподчинение - неправильное, аномальное. И это понятно, ведь сознательной, мудрой и сильной человеку, который разбирается в сущности вопрос, подчиниться даже удобно, ведь знает, что делает и распоряжения отдает. Эти качества вызывают уважение, потому подсознание и вырабатывает установку, подчиняться авторитетам рационально. Но нужно понимать, что вас знатные влиять и контролировать вашу поведения не столько они, сколько атмосфера, которая их окружает, авторитетность.

Авторитетность демонстрируется символами авторитета (титулы, одежда, манера поведения, атрибуты). И подсознание привыкло реагировать именно на символы, а не на собственно авторитет. Атрибутами престижности есть автомобиль, охранники, показные драгоценности, удостоверения, дорогие визитки, различные бланки, фотографии, на которых человек изображен рядом с известными или влиятельными людьми, намеки на связи во влиятельных кругах, ценные ручки, запонки и другие детали "оформления личности ".

Символами в манипуляторов могут быть "почетные титулы" (громкие звания, должности, как у О. Бендера), одежда (в том числе переодевания в милиционеров, инспекторов и т.д.).

12 Специально натренированная животное, которая используется на мясокомбинатах для заманивания стада в скотобойню. - Прим. авт.

Чтобы не поддаться давлению, нужно научиться подвергать сомнению то, что видите, то есть на самом деле человек разбирается в том, о чем говорит, достаточно честная она имеет все необходимые документы, и что думает о ней другие компетентные специалисты. Только так можно определить истину власть и ценность авторитета.

5. Принцип привязанности.

Людям, которые нам симпатичны, сложно отказать в их просьбах. Профессионалы манипуляции активно используют это в своих действиях. Типичными характеристиками, влияющими на отношение к человеку окружающих являются следующие.

5.1. Физическая привлекательность.

Физическая красота помогает гораздо выше оценивать другие человеческие качества, такие как талантливость, искренность, интеллект, компетентность. Внешне красивый человек кажется более убедительной, поэтому ей нужно тратить гораздо меньше усилий для того, чтобы эффективно влиять на других.

Реакция на привлекательность людей - психический автоматизм, относится к категории гало-эффектов (когда какая-то одна положительная черта человека более заметна и как перекрывает собой все остальные качеств). Так, за кандидатов с гармонично сложенными лицами и фигурой избиратели отдают в среднем в 2,5 раза больше голосов, чем за непривлекательных; привлекательные сотрудники получают высокую зарплату, считаются лучшими коллегами.

Как правило, исторически, манипуляторы почти всегда красивые и следят за своей внешностью.

5.2. Сходство с объекта воздействия.

Достаточно мощный фактор, ведь похожи на вас люди не могут вам не нравиться. Сходство может проявляться во всем - имени, прическе, одежде, взгляде на жизнь, хобби, интересах, образе жизни и тому подобное. Подсознание ассоциирует их с вами самими, потому, выработав навыки повторять собеседника, манипуляторам проще вас убеждать: вы же не будете себе отрицать.

Этот прием применяют работники тур-фирм: во время разговора, обращая внимание на мельчайшие детали, затем отмечают вашу общность с какой-нибудь мелочи и продолжают разговор уже в "нужном" им русле.

5.3. Похвалы, лесть и комплименты.

Каждый человек любит, чтобы ее чем-то определяли. Лесть характеризуются нескрываемым лицемерием, сильным преувеличением преимуществ. Лесть делают человека более сговорчивой и податливой, расположенной к тому, кто их делает, и беззащитной перед манипулятором.

Комплимент удовлетворяет важнейшую психологическую потребность в положительных эмоциях. их часто говорят люди (одобряя угодно: состояние в обществе, ум, красоту, силу и т.д.), которым что-то от вас нужно. Но для того, чтобы говорить комплименты, нужно иметь хоть малейшую фактическую информацию о человеке (иначе это уже будут лесть), универсальные основы для комплимента (стремление хорошо выглядеть, добиваться успеха, пользоваться уважением и т.д.), использовать вместе с предыдущей демонстрацией участия и сопереживания, быть коротким. Эффективным считают комплименты фоне антикомплимента себе («как мне не хватает такой трудоспособности"). Они мощнее оружием, чем лесть (ибо последним не верят).

Способом защиты от этого манипулятивного приема являются: "Спасибо за комплимент, у меня действительно все идет наилучшим образом", "В вашей искренности я не сомневаюсь", "Да, действительно, но есть и лучшие люди", и тому подобное.

5.4. Близкое знакомство.

Обычно люди гораздо быстрее соглашаются выполнять пожелания или требования тех, кого они знают. Человеку симпатично то, что хорошо известно, и поэтому другу или знакомому сложнее отказать. Часто бывает достаточно лишь упоминания имени друга, чтобы заручиться поддержкой нужного человека (магические слова "я от Василий Васильевич»).

Разновидностью является ухищрения "сотрудничество" - демонстрация того, что манипулятор изначально относится к вам как к своему давнему знакомому и готов сделать нереальные вещи ради вас, и поэтому рассчитывает на создание вроде одной "команды", противостоящей внешнему миру.

5.5. Наличие ассоциаций.

В значительной степени мышления человека ассоциативное. Взгляд на один предмет вызывает упоминание о другом (как то, мороженое напоминает вкус детства, мандарины и хвоя - новогодние праздники). Прием сочетание предметов с приятными воспоминаниями всего используется в товаропроизводителей, политиков и в шоу-бизнесе - некое заимствования позитива, популярности для "раскрутки".

Следовательно, если для проведения переговоров вас приглашают на обед, то ожидается, что ассоциации с вкусной едой способны автоматически вызвать у вас хорошее расположение к партнеру.

6. Принцип дефицита.

Термин "дефицит" происходит от латинского deficit - что означает нехватку чего-либо. Механизм принципа дефицита базируется на человеческом желании получать выгоду кратчайшим путем с минимальными усилиями. А еще риск остаться чего возбуждает эмоции, затрудняет рациональное мышление, вызывает значительное влияние на принятие решений. И это делает принцип дефицита мощным средством манипуляции.

Человек начинает действовать в случаях, когда может что-то приобрести или когда может что-то потерять (в этом случае происходит даже проникновения любовью). Привлекательность, что возникает на глазах, часто объясняется единственной причиной: то становится менее доступным. Часто наблюдается, что люди начинают ценить какую-то вещь или отношения только тогда, когда рискуют остаться без этого, - тогда и ценность их значительно возрастает (вспомните антикварные, раритетные вещи).

Дефицит, тяга к запретному предмета и порождают любые запреты (цензура - право на информацию - свобода слова). Следовательно, чтобы манипулировать, часто прибегают к "искусственных ограничений", и в результате получают запланированный эффект.

Следовательно, анализ принципов успешной манипуляции позволит выявить ее признаки.

Кроме того, стоит отметить методы воздействия, которые сегодня часто используются в управленческий деятельности. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, межличностных отношений и в групповом поведении. Они действуют независимо от того, известны они нам или не известны, осознаем мы их или нет. К основным законов психологииьуправлиння (управленческой деятельности) относят следующие.

1. Закон неопределенности отклика - зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур).

Закон базируется на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепцией зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипами сознания - стойки мысли, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Действие закона:

o разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать по одинаковые воздействия (подставить вторую щеку или нет);

o один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать по одно и то же действие (что обусловлено влиянием внутренних психологических факторов, как то настроение, эмоциональное состояние и т.д. при определенных условиях и ситуаций).

По законам психологии управления отзыв (реакцию) достаточно сложно предварительно определить и невозможно предсказать. Поэтому в управлении нужно учитывать все факторы, которые будут помогать найти общий язык (а не разговаривать "каждый на свой лад").

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

Сущность закона: человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была достаточной для серьезных решений относительно этого человека.

Это обусловлено спецификой человеческого восприятия, практически никогда не бывает полным и точным (из-за строения глаза нельзя увидеть большую часть предметов полностью). Следовательно, при принятии любых управленческих решений необходимо учитывать неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем она есть на самом деле.

Управленческую деятельность с учетом влияния этого закона следует строить по следующим принципам:

o принцип универсальной талантливости (»нет неталантливых, неспособных людей; есть люди, которые заняты не своим делом");

o принцип развития (любые способности имеют способность к развитию)

o принцип неисчерпаемости (ни одна оценка человека не может считаться окончательной).

3. Закон неадекватности самооценки.

Сущность закона: при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, и при анализе других людей. Логический здравомыслящий самоанализ не может быть адекватным из-за того, что человек в большей степени эмоциональная, нерациональная и время неразумная, чем рациональное, логическое, умная. Следовательно, самооценка никогда не бывает адекватной - завышенной или заниженной.

4. Закон искажения информации - потери или расщепление содержания управленческой информации.

Сущность закона: управленческая информация (приказы, распоряжения, директивы) имеет объективную тенденцию к изменению содержания в процессе движения "сверху вниз". Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация. Потере содержания информации "способствуют" следующие обстоятельства:

o многозначность языка, на котором передается управленческая информация (устная информация воспринимается с точностью до 50%);

o увеличение (уменьшение) объема информации вследствие ее неполноты или ограничения доступа к ней;

o изменения в процессе передачи информации (по субъективным черты людей, которые ее передают - интеллектуально развитые / неразвитые, освиче-нет / невежественные, психически / физически развитые / неразвитые).

Для уменьшения искажения информации необходимо:

o уменьшить количество цепей передачи, принимающих участие в распространении информации;

o своевременно обеспечивать людей всей необходимой информацией по этим вопросам, которые они должны решать;

o поддерживать обратную связь с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

5. Закон самосохранения.

Сущность закона: одним из ведущих мотивов, определяющих поведение человека, является сохранение собственного статуса, полноценности, достоинства. Психологические законы не только влияют на качество работы, но и часто определяют ее. Прямое или косвенное ограничение достоинства вызывает негативную реакцию (например, унижение уровня профессионализма человека на совещании и, как следствие, дальнейшее избежание остальных присутствующих от дискуссий).

Для решения подобных ситуаций следует организовывать решения сложных проблем в режиме раздельного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, а затем проводить критический анализ соответствия предложенного "условиям задачи".

6. Закон компенсации.

Сущность закона: человек, который имеет определенные недостатки, сложности или проблемы в одной сфере жизнедеятельности, сознательно или бессознательно пытается компенсировать их усиленной работой в другой сфере.

С точки зрения психологии управления это означает, что при наличии высокого уровня стимулов к данной работе или высоких требований к человеку нехватка каких-то способностей к данному виду деятельности замещается другими способами или навыками и умением работать.

Итак, нужно осознавать, что есть законы управления, и есть определенные технологии, действие которых можно определять по основным признакам скрытой манипуляции с целью минимизации их воздействия на человека.

Манипулировать - значит пытаться косвенно влиять на чье-либо поведение или действия. Манипулирование не обязательно должно быть хорошим или плохим: человек может пытаться манипулировать другими как из лучших побуждения, так и для того, чтобы заставить другого человека сделать что-либо противозаконное. Манипулирование всегда скрытно и часто направлено на наши слабые места, поэтому его сложно выявить. Сопровождающая манипулирование хитрость бывает незаметна и ее легко проглядеть, ведь она часто скрыта за чувством долга, любви или привычки. Тем не менее, можно выявить признаки манипулирования и не поддаться ему.

Шаги

Поведение

    Отметьте, старается ли ваш собеседник, чтобы вы всегда говорили первым. Манипуляторы хотят сначала услышать нас, чтобы определить наши сильные и слабые стороны. Вам зададут наводящие вопросы, при ответе на которые вы выскажете свою точку зрения и чувства. Как правило, эти вопросы начинаются с "что", "почему" и "как". Ответ и реакция собеседника будут зависеть от полученной им информации.

    • Если ваш собеседник хочет услышать вас первым, это не всегда означает, что он пытается манипулировать вами. Следует учитывать также другие факторы.
    • Манипулятор старается как можно меньше рассказывать о себе и больше слушать вас.
    • Если подобное поведение наблюдается в большинстве случаев, это может свидетельствовать о том, что вами пытаются манипулировать.
    • Даже если вам кажется, что человек искренне интересуется вами, помните, что такие расспросы могут иметь скрытую подоплеку. Если собеседник уходит от прямых ответов на ваши вопросы и старается быстро перевести разговор на другую тему, это может свидетельствовать, что он неискренен.
  1. Присмотритесь к тому, не пытается ли собеседник понравиться вам. Некоторые люди обладают природным шармом, и манипуляторы пытаются использовать это в своих целях. Прежде чем попросить о чем-либо, манипулятор может похвалить вас. Он может также сделать небольшой подарок, после чего попросит вас о какой-то услуге.

    • Например, кто-то может угостить вас великолепным ужином и ласково общаться с вами, прежде чем попросить занять денег или помочь с работой.
    • Хотя такое поведение часто не представляет опасности, помните о том, что вы не обязаны делать что-либо лишь потому, что кто-то проявляет к вам доброе отношение.
  2. Обратите внимание на попытки принудить. Манипулятор может пытаться принуждать вас к чему-либо путем запугивания и угроз. В попытках добиться своего он может кричать, критиковать и оскорблять собеседника. Вы можете услышать от него "Если ты не сделаешь этого, то я..." или "Я не сделаю этого до тех пор, пока ты не...". Манипулятор может использовать такую тактику не только для того, чтобы вынудить собеседника к определенным поступкам, но и взамен обещания прекратить делать что-либо.

    Обратите внимание на то, как человек обращается с фактами. Если ваш собеседник слишком свободно обращается с фактами с целью убедить вас в чем-то, возможно, он пытается манипулировать вами. Человек может лгать, недоговаривать, придерживать информацию, притворяться несведущим или преувеличивать. Манипулятор может также притворяться экспертом в каком-либо вопросе и засыпать вас фактами и статистикой. При этом он постарается показаться намного более сведущим, чем вы.

    Обратите внимание, если собеседник постоянно представляет себя мучеником или жертвой. При этом человек может делать то, о чем вы не просили его, а затем ссылаться на это. После "оказания услуги" он ожидает, что вы постараетесь отплатить за нее, а если этого не произойдет, он может начать жаловаться.

    • Манипулятор может также жаловаться и говорить: "Меня никто не любит (я болен, меня унижают и тому подобное)" в попытках вызвать ваше сочувствие, чтобы затем использовать его в своих целях.
  3. Задумайтесь, зависит ли хорошее отношение к вам от чего-то конкретного. Манипулятор может быть добрым и ласковым с вами, если вы делаете то, что ему нужно, но это отношение резко изменится, если вы не оправдаете его надежд. Кажется, что манипулятор данного типа имеет два лица: маску ангела, когда хочет понравиться вам, и пугающее обличье, когда ему требуется, чтобы вы боялись его. Все идет прекрасно лишь до тех пор, пока вы оправдываете ожидания.

    • Иногда кажется, что вы ходите по лезвию бритвы и боитесь рассердить манипулятора.
  4. Понаблюдайте за характерным поведением. Все люди время от времени пытаются манипулировать, однако манипуляторы занимаются этим постоянно. У манипулятора есть скрытая цель, и он намеренно старается использовать другого человека для того, чтобы достичь за его счет власти, контроля или каких-либо других преимуществ. Если такое поведение проявляется регулярно, перед вами может быть манипулятор.

    • Манипулятор редко учитывает ваши права и интересы, они для него неважны.
    • Помните о том, что свою роль могут играть психические заболевания или инвалидность. Например, в состоянии депрессии человек может и не иметь намерений манипулировать вами, а при синдроме дефицита внимания и гиперактивности люди часто забывают проверять свою электронную почту. При этих и ряде других расстройств может казаться, что больной пытается манипулировать вами, хотя это не так.

    Манера общения

    1. Отметьте, если вас упрекают или осуждают. Распространенный метод манипулирования состоит в том, чтобы придраться к человеку и заставить его чувствовать себя виноватым. Неважно, что вы делаете, манипулятор всегда найдет, к чему придраться. Как бы вы ни поступали, что-то окажется не так. Вместо того чтобы посоветовать и высказать конструктивную критику, манипулятор будет указывать вам лишь на ваши недостатки.

      • Такое поведение может выражаться в виде сарказма и шуток. Манипулятор может подшучивать над вашей одеждой и внешним видом, манерой вождения автомобиля, местом работы, семьей или чем-нибудь другим. Хотя такие замечания часто подаются в виде шутки, они могут быть довольно болезненными. При этом вы выступаете объектом насмешек, цель которых состоит в том, чтобы подорвать у вас веру в свои силы.
    2. Обратите внимание на периоды молчания. Чтобы получить над вами контроль, манипулятор может использовать молчание. Он может не брать телефон, не отвечать на ваши текстовые сообщения и электронные письма в течение продолжительного времени. Это делается для того, чтобы заставить вас чувствовать неуверенность или наказать за "неправильное поведение". Такое поведение отличается от простой попытки остыть, прежде чем возобновить общение, и оно используется для того, чтобы заставить вас чувствовать себя беспомощным.

    3. Распознайте ловушку вины. Этот прием заключается в том, чтобы заставить вас чувствовать ответственность за поведение манипулятора. Он ставит вас под контроль эмоций другого человека: его радости, успеха или неудач, гнева и так далее. В результате вы почувствуете себя обязанным делать что-то, чего от вас хотят, даже если это кажется вам неправильным.

      • Ловушку вины часто предваряют такими утверждениями, как "Если бы ты лучше понимал меня, то...", "Если ты действительно любишь меня..." или "Я сделал это для тебя, почему же ты не хочешь сделать это для меня?" (причем это говорится по поводу того, о чем вы не просили).
      • Если вы согласитесь сделать что-то, чего вы в обычных условиях не сделали бы (или что не нравится вам), возможно, вы стали жертвой манипуляции.
    4. Заметьте, не приходится ли вам постоянно извиняться. Манипулятор может сделать так, чтобы вам казалось, что вы в чем-то виноваты. Он может обвинить вас в чем-то, чего вы не делали, или взвалить на вас ответственность за какую-либо ситуацию. Например, вы договорились о встрече в 13:00, но человек опоздал на два часа. В ответ на ваши упреки он говорит: "Да, ты прав. Я все делаю неправильно. Даже не знаю, почему ты продолжаешь общаться со мной, я не заслуживаю этого". В результате вы смягчаетесь и меняете тему разговора.

      • Помимо этого манипулятор переиначивает ваши слова наихудшим образом, из-за чего вам приходится извиняться за них.
    5. Обратите внимание на то, что вас постоянно сравнивают с другими людьми. При попытках заставить вас сделать что-либо манипулятор может заявить, что вы хуже кого-то другого. Он может назвать вас глупым человеком, если вы откажетесь делать то, что он хочет. Это рассчитано на то, чтобы вызвать у вас чувство вины и все-таки вынудить вас сделать то, о чем вас просят.

      • При сравнении с другими могут прозвучать следующие фразы: "Любой другой на твоем месте сделал бы это", "Если бы я попросил Марию, она бы сделала это" или "Кроме тебя, все остальные считают это нормальным".

    Общение с манипулятором

    1. Умейте в нужный момент сказать "нет". Человек продолжит манипулировать вами до тех пор, пока вы будете позволять ему делать это. Чтобы защититься от манипуляций, следует вовремя говорить "нет". Встаньте перед зеркалом и потренируйтесь говорить "Нет, я не могу сделать этого" или "Нет, это не для меня". Вы должны уметь защитить себя, чтобы к вам относились с должным уважением.

      • Не следует испытывать чувство вины, когда вы говорите "нет". У вас есть полное право делать это.
      • Можно отказать достаточно вежливо. Если манипулятор просит вас о чем-то, попробуйте ответить: "Я бы сделал это, но в ближайшие месяцы я очень занят" или "Спасибо за предложение, но нет".
    2. Установите соответствующие границы. Если манипулятор обнаружит, что вы поддаетесь на его уговоры и хитрости, он постарается завоевать ваше расположение, чтобы использовать вас в дальнейшем. В этом случае он будет упирать на свою "беспомощность" и попытается получить от вас финансовую, эмоциональную или какую-либо другую помощь. Обратите внимание на такие фразы, как "Ты единственный, кто у меня есть", "Мне не с кем больше поговорить" и так далее. У вас своя жизнь, и вы не обязаны все время помогать этому человеку.

      • Если вы слышите от человека фразу: "Мне не с кем больше поговорить", попробуйте противопоставить ей конкретные примеры:
        • "Помнишь, Анна долго разговаривала с тобой вчера после обеда? А Мария сказала, что она всегда рада поговорить с тобой по телефону. Я рад побеседовать с тобой в течение 5 минут, но затем у меня важная встреча, которую я не могу пропустить".
    3. Не вините себя. Манипулятор постарается выставить вас виноватым. Помните о том, что вами пытаются манипулировать, чтобы вы почувствовали вину, и что проблема не в вас. Если вы почувствуете себя неправым, внимательнее присмотритесь к происходящему и еще раз проверьте свои эмоции.

      • Спросите себя: "Проявляет ли этот человек уважение ко мне?", "Предъявляет ли он разумные требования и ожидания?", "Не является ли это односторонними отношениями?", "Нравятся ли мне такие отношения?".
      • Если ответ на эти вопросы отрицателен, то проблемы в ваших отношениях, скорее всего, связаны с манипулятором, а не с вами.
    4. Проявляйте настойчивость. Манипуляторы часто перекручивают и искажают факты, чтобы представить себя в более выгодном свете. Отвечайте на это настойчивостью и стремитесь прояснить факты. Объясните, что вы запомнили факты по-другому, и вам хотелось бы лучше понять, что именно произошло. Задавайте собеседнику простые вопросы и старайтесь выявить точки соприкосновения. Когда вы выясните то, в чем согласны, примите это в качестве отправной точки для дальнейших рассуждений. Например:

      • Ваш собеседник говорит: "Больше ты меня не заманишь на эти встречи. Ты используешь их лишь для своей выгоды, а меня всегда оставляешь на съедение акулам".
      • Ответьте следующим образом: "Это неправда. Мне казалось, ты был готов рассказать инвесторам о своих идеях. Если бы я услышал, что ты допустил ошибку, то я тут же вмешался бы, но мне показалось, что ты превосходно справился со своей задачей".