Как живой с живыми говоря. «…как живой с живыми говоря

В четверг, 19 июля, исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося
русского советского поэта, драматурга, киносценариста, кинорежиссёра, актёра, художника, редактора Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930).

Нынешнее отношение к нему представителей «современной российской культуры» и официальной власти разительно, практически с точностью до наоборот, отличается от того, кем был и как воспринимался Маяковский в СССР.
В то время каждый младший школьник знал наизусть «Крошку сына», а старшие с выражением декламировали отрывки из поэм «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо» и «Во весь голос».
В 30-70-е годы Маяковский стоял, без преувеличения, в первом ряду классиков советской литературы, наряду с М. Горьким, М. Шолоховым, С. Есениным и др.
* * * * *
А вчера вот, например, официальный сайт департамента культуры(?!) и туризма Ивановской области, в преддверии юбилея великого поэта, выдавил из себя такую фразочку: «Имя советского поэта Владимира Маяковского всегда было одиозным».
Ну что тут скажешь: какая нынче власть, такие у неё и оценки…
И интересуют нынешнюю, с позволения сказать, «культуру» и подобное ей современное «образование» в первую очередь не творческое наследие таких личностей как Пушкин, Есенин, Маяковский или Высоцкий, а по большей части их личная жизнь, скандалы, вредные привычки и обстоятельства смерти.
Мы же кратко вспомним то, чем Владимир Маяковский навеки запечатлел себя в русской советской литературе и в другом творчестве, а также в общественно-политической жизни страны Советов.
* * * * *
Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати (Багдади) Кутаисской губернии Российской империи в семье лесничего и кубанской казачки. У будущего поэта были две сестры и два брата. Последние умерли ещё в младенчестве.
Интересно, что с 1940 по 1990 год это село (с 1981 года – город) носило название Маяковский, в честь малой родины поэта, но в известное время, в угаре антисоветизма, было вновь переименовано на старый лад.
В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. Затем в 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву, где он продолжил обучение в гимназии.
Здесь он впервые познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП(б). Был большевистским пропагандистом, в 1908-1909 годах трижды арестовывался. Провёл 11 месяцев в одиночной камере Бутырской тюрьмы, где впервые начал писать стихи, и впоследствии именно с тюремной тетрадки исчислял начало своего творчества.
* * * * *
В 1910 году Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911-м поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1912 году, в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» он опубликовал своё первое стихотворение «Ночь».
30 ноября 1912 года состоялось первое публичное выступление Маяковского в артистическом подвале «Бродячая собака».
В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» тиражом всего 300 экземпляров. В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский».
В 1915-1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петроградской учебной автомобильной школе. Осенью 1917 года был уволен со службы.
Всё это время, вплоть до первой половины 20-х годов, Владимир Владимирович занимался самой разнообразной деятельностью – от поэзии до театра, и от рисования агитплакатов до кинематографа, уделяя много внимания публичным выступлениям.
Для этого периода его творчества характерны творческие метания и смена различных художественных направлений и школ.
* * * * *
В начале 20-х годов начинается более зрелый период творчества Маяковского. В это время издаются поэмы «Люблю» (1922), «Про это» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924). При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал И.В. Сталин.
Затем последовали такие произведения как «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926), поэма «Хорошо!» (1927), стихи для детей «Что такое хорошо и что такое плохо» (1925) и «Кем быть» (1928), а также первое и второе вступления в поэму «Во весь голос» (1928-1930).
* * * * *
Несколько слов о личной жизни Маяковского. Владимир Владимирович никогда официально не был женат, и на протяжении 15 лет (1915-1930) его любовью и творческой музой была Лиля Юрьевна Брик (1891-1978).
Кроме этого, у Маяковского, по слухам, было ещё несколько романов, в результате чего ему приписывают отцовство двоих детей – сына и дочери.
* * * * *
В 1922-1929 г.г. Маяковский часто бывал и жил за границей, чему способствовали довольно свободный порядок выезда за рубеж в 20-е годы, а также стабильное материальное положение поэта из-за его нараставшей популярности.
В этот период Маяковский побывал во Франции, Германии, Чехословакии, Латвии, Польше, США, Мексике, на Кубе. Только Париж с 1924 по 1929 год поэт посетил пять раз.
* * * * *
Жизнь Маяковского оборвалась очень рано – в 36 лет – на пике его творческой и общественно-политической активности.
Стечение множества негативных жизненных обстоятельств в начале 1930 года (состояние здоровья с возможной перспективой потери голоса, конфликт с коллегами по творческому «цеху», «наезды» на поэта в печати, неудача с его долгожданной выставкой «20 лет работы», проблемы в личной жизни и др.) привело к быстрой трагической развязке.
14 апреля 1930 года В.В. Маяковский покончил с собой в Москве, в комнате коммунальной квартиры на Лубянке, выстрелив в сердце из маузера…
* * * * *
В течение нескольких лет после смерти Маяковского, при активном «доброжелательном» участии его коллег по перу, творчество пролетарского поэта оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались.
Ситуация изменилась только в 1936 году, когда И.В. Сталин в резолюции на письмо Л. Брик с просьбой о содействии в сохранении памяти Маяковского, издании сочинений поэта, организации его музея назвал Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи».
Как пророчески писал сам Владимир Владимирович в поэме «Во весь голос», «мой стих трудом громаду лет прорвёт». И сегодня, спустя более века со дня рождения поэта, «товарищи потомки» слышат его голос – «агитатора, горлана-главаря», и его стихи, с которыми он обращается к нам – «как живой с живыми говоря».
М. Сметанин

Владимир Маяковский выехал в Сочи 15 июля 1929 года, предполагая после выступлений на Черноморском побережье Кавказа отправиться на пароходе в Крым. Он всегда выстраивал маршрут своих выступлений-диспутов так, чтобы в одной поездке можно было посетить несколько городов.

Ехал на поезде. Биографы поэта не уточняют, когда он поселился в первом номере гостиницы «Ривьера». Скорее всего, 17 июля. Поезда ходили тогда не быстрее, чем сейчас. Свидетельствует Лиля Юрьевна Брик (долгие годы бывшая единственной любовью Маяковского, которую он и проклинал, и короновал): «От Туапсе до Сочи ехали <…> 75 вёрст – 5 часов. Пассажиры на ходу вылезали за цветами. Из туннелей выползали все чёрные. И всю дорогу свистели, гудели и звонили, как бешеные!» (из письма поэту от 15 мая 1926 года) .

«Первый номер в гостинице «Ривьера» оказался Маяковскому «не по росту» – маленьким и скромным. Но он, как и везде, где останавливался, тотчас достал из чемодана складную каучуковую ванну и попросил у горничной горячей воды. Та всплеснула руками:

– Просто удивительно! Вздумали в номере купаться! Кругом море, а они баню устраивают!..

Маяковский вежливо уговаривал её:

– Не понимает девушка, что в море основательно помыться невозможно. Грязь может долипнуть ещё.

После процедуры он оделся особенно тщательно.

– Хочу выглядеть франтом. Недаром я мчался в Сочи. Еду к девушке».

Так описал этот эпизод антрепренёр поэта Павел Лавут.

«Мчался» Владимир Владимирович на встречу с Вероникой Витольдовной Полонской, но не застал её, она появилась несколькими днями позже .

19 июля был день рождения поэта, ему исполнялось 36 лет. Его поздравляли артисты Большого театра, гастролировавшего в Сочи, сестра, Людмила Владимировна, артисты-москвичи. Стихов в Сочи Маяковский не писал, не писал даже писем. И обязательных ритуальных телеграмм Лиле Брик «Люблю. Скучаю Целую» не посылал. Возможно, работал над пьесой «Баня» (окончена в сентябре 1929 года).

Первые дни в нашем городе были для поэта счастливыми: свидетельство тому фотография «В.В. Маяковский в санатории РАБИС», датированная 21 июля 1929 года. В этот день поэт впервые выступал в Сочи, в доме отдыха работников искусства (РАБИС) – знаменитой даче Якобсона [ныне санаторий «Светлана»]. Здесь поэт впервые публично прочитал «Стихи о советском паспорте». Написаны они были перед самой поездкой на юг. И посвящены были обмену удостоверений личности на паспорта советского образца (граждане страны Советов получали «краснокожую паспортину» в 1929-1933гг.).

А по всему городу уже были расклеены афиши, извещавшие о том, что 22 июля в открытом летнем кинотеатре состоится разговор-доклад В.В.Маяковского:

«Тема: Леф и Реф.II. Новое и старое. (Стихи и вещи). Я земной шар… Поиски носков. Клоп (1 часть). Нетте. Есенин. Письмо Горькому. Разная заграничность».

В сочинской афише были сокращены все названия стихотворений: “Товарищу Нетте – пароходу и человеку” называлось просто “Нетте”, “Сергею Есенину” – “Есенину”. Все заграничные стихи шли под общим заголовком – «Разная заграничность». «Стихи о советском паспорте» вовсе не значились, но он их читал неизменно».

Почитателей поэзии Маяковского в городе оказалось больше, чем мест в кинотеатре. П. Лавут вспоминал: «Люди сидят, стоят и висят (на заборе и на деревьях за забором). <…> Маяковский читал отрывки из первой части «Клопа». Ярко, в образах, исполнил он три картины, почти не повторяя имён действующих лиц». Маяковский был возбуждён, весел, находчив.

А вот в Хосте, через день, концерт не удался. По свидетельству Павла Лавута тогда «это было село, лишённое примитивного комфорта. Здесь не было даже настоящего клуба, – а был полутёмный сарай мест на 250. И в этом так называемом клубе сельсовета не набралось и половины зала. Маяковскому никогда не приходилось выступать в таких условиях. Он был явно не в духе».

После некоторого раздумья Маяковский изменил программу. Теоретизировать о Лефе и Рефе не стал. Только читал стихи. Оживившаяся публика благосклонно хлопала. Кто-то преподнёс Маяковскому большой букет роз, а он тут же рыцарственно передарил его девушке, стоявшей рядом.

Это была знакомая поэта – Анель Судакевич, молодая актриса, с успехом сыгравшая одну из ведущих ролей в фильме В. Пудовкина «Потомок Чингисхана». Её впечатления дополняют рассказ П. Лавута: «Это было в Хосте. Одноэтажные деревянные домики, залитая солнцем изумрудная трава. И мы – молодые, загорелые и бесконечно счастливые. Я первый раз в жизни у Черного моря. Моё окружение – танцовщики Большого театра. Рядом уже известный на весь Союз своими успехами в «Красном маке» изящный Асаф Мессерер. Другой – Саша Царман, пробующий овладеть кроме искусства балета ещё искусством фотографии <…> Помню приехал к нам в гости Маяковский. Я мерилась с ним ростом. Саша схватил фотоаппарат и заставил нас стоять изваяниями на солнцепеке <…> Через несколько дней Владимир Владимирович заехал за нами, направляясь в Гагры. Он пригласил нас на своё выступление». Отправились в открытом авто целой компанией: Анель и Ольга Судакевич, Асаф Мессерер и, конечно, В. Маяковский.

Это было 26 июля, и поэту опять не повезло: «Дождь отпугнул и без того туго раскачивающуюся публику. <…> Долго обсуждали: быть или не быть вечеру – ведь кинотеатр открытый. И только перед самым началом дождь прекратился, и «кворум» набрался <…> Рядом в киоске продавались фотографии артистов. Маяковский закупил все открытки киноактрисы Анель Судакевич, и <…> стоя у кассы премировал ими тех, кто покупал билет на его вечер. Вслед за этой шуткой последовала другая. Он встал у входа и с озорством отрывал билеты» (П. Лавут).

Нервное перенапряжение и усталость настигли В.Маяковского у запертых дверей гостиницы «Ривьеры». И на века в книге жалоб запечатлелось гневное послание поэта: «Вчера, 26 июля, я возвратился из Гагры с лекции в 2 часа ночи. Стучал до 3-х часов настолько громко, что приехал конный милиционер от моста, а также проснулись едва ли не все жильцы, кроме служебного персонала и администрации. Милиционер и я влезли через балкон чужого номера и продолжали поиски по гостинице. Ни во дворе, ни в гостинице не было ни одного человека, следящего за порядком. Можно было свободно что угодно взломать и вынести из гостиницы. После долгих поисков, наконец, был найден один спящий служащий, открывший дверь в номер. На моё заявление утром швейцаром было заявлено, что после 12 часов ночи они открывать не обязаны, т.к. эта работа не оплачивается. На моё обращение к заведующему гостиницей зав. мне сообщил, что выходить мне после часу незачем, а если я выйду, то никто мне открывать не обязан, и если я хочу выходить позднее, то меня удалят из гостиницы. Считаю более правильным удаление ретивого зава и продолжение им работы на каком-нибудь другом поприще, менее связанном с подвижной деятельностью, напр. в качестве кладбищенского сторожа.

Вл. Маяковский. 27/VII».

Инцидент имел последствия. Когда Вероника Полонская, приехав в Сочи, уговорила друзей остановиться в Сочи на несколько часов и зашла в «Ривьеру» (как и было условленно с Маяковским в Москве), «портье сказал, что Маяковский в гостинице не живёт». Расстроенная актриса уехала в Хосту, не встретившись с Маяковским, а ведь он так её ждал! Возможно, произошло банальное недоразумение, но, скорее всего, реплика портье была инсценирована «ретивым заведующим», который насладился мелкой местью.

В Хосте Полонской сообщили, что Маяковский здесь уже выступал и подарил какой-то девушке букет роз. Значит, он сам не захотел увидеться?.. Вероника Витольдовна была очень растеряна. «Я <…> решила, что он меня совсем забыл <…> на всякий случай послала в Сочи телеграмму «Живу Хоста Нора».

Их встреча состоялась после выступления Маяковского в пансионе «Светлана»: «Вдруг я увидела на фоне моря и яркого солнца огромную фигуру в шляпе, надвинутой на глаза, с неизменной палкой в одной руке и громадным крабом – в другой. <…> И я поняла по его виду, что он меня не забыл, что счастлив меня видеть. Владимир Владимирович познакомился с моими приятельницами, мы все пошли в море <…> Потом мы гуляли с ним, уже вдвоем, в Самшитовой роще, лазали по каким-то оврагам и ручьям».

28 июля в пять часов вечера Маяковский выступал в клубе ГПУ [здание Центра реабилитации детей-инвалидов на углу Курортного проспекта и ул. Соколова], перед пограничниками. Свидетельство об этом концерте поэта напечатала газета «За мир и труд» /Ростов-на-Дону/: «Тяжёлой поступью выходит Маяковский на середину и, улыбаясь, ждёт, когда гул приветствий уляжется. После короткой вступительной речи о революционной поэзии Маяковский, как топором, стал рубить слова боевого «Левого марша». Голос у Маяковского необычайно чёток. <…> Читал он отрывки из поэмы «Хорошо!», «Разговор с маршалом Понятовским» и ряд других стихов…».

Во время всех выступлений В.В.Маяковского на столе вырастала гора записок. Ответы на них занимали порой столько же времени, сколько и сам разговор-доклад. Записочный ажиотаж переходил иногда в перепалку. Выкрики с мест сливались в нестройный гул.

Маяковского спрашивали:

– Почему вы так много выступаете на курортах? Это пахнет гастролерством.

– У товарищей неправильный взгляд на курорты. Ведь сюда съезжаются со всего Советского Союза. Тебя слушают одновременно и рабочие, и колхозники, и интеллигенты. Приходят люди из таких мест, куда ты в жизни не попадешь. Они разъедутся по своим углам и будут пропагандировать стихи, а это – моя основная цель. Почему-то существует ещё до сих пор неправильное мнение о курортах: как будто там отдыхают только привилегированные. Посмотрите, кто теперь в домах и санаториях. Вот для них я и выступаю, и думаю, что делаю неплохое дело…

– Почему вы так много говорите о себе?

– Я говорю от своего имени. Не могу же я, например, если я полюбил девушку, сказать ей: «Мы вас любим». Мне это просто невыгодно. И, наконец, она может спросить: «Сколько вас?».

Последние два слова он уже кричит в рупор из сложенных ладоней.

– Почему вы так свободно себя держите? Ваш доклад – скорее веселое время провождения.

– Я стремлюсь к тому, чтобы мой доклад был живым, а не сухоакадемическим и нудным. И думаю, что мне это до некоторой степени удается. Я вообще считаю, что надо стремиться жить и работать весело. Если бы мое выступление было неинтересным, народ уходил бы. Но, как видите, никто не уходит…

После встречи с пограничниками Маяковский поехал в Хосту за В. Полонской и оттуда с ней ¾ на выступление в санаторий №7, на Мацесте [современное здание НИИ курортологии и физиотерапии, Курортный пр. 110]. «Он очутился на плоской крыше высокого санаторного корпуса – это был местный курзал. Непривычно было выступать в таких условиях: над тобой – полная Луна, внизу – море, кругом – народ!.. Несколько минут поэт осваивался. Потом привык и читал <…> с особенным увлечением» (П. Лавут).

Настроение этого вечера без труда угадывается в лирическом наброске зимы 1929-30гг.:

Ты посмотри, какая в мире тишь!
Ночь обложила небо звёздной данью.
В такие вот часы встаёшь и говоришь
Векам, истории и мирозданью.

Когда В. Полонская и В. Маяковский возвращались в гостиницу, «ночь была уже совсем чёрная, и мелькали во множестве летающие светлячки <…> Потом гуляли у моря и в парке» (В. Полонская).

В память об этой южной ночи, много позднее, когда явственно и неотвратимо обозначилась «разъединенность близких душ», Маяковский напишет:

Море уходит вспять,
море уходит спать.
Как говорят, инцидент исперчен, –
Любовная лодка разбилась о быт.
С тобой мы в расчёте.
И не к чему перечень
Взаимных болей, бед и обид.

В видоизмененном варианте («Я с жизнью

В видоизмененном варианте («Я с жизнью в расчете…») и без первых двух строчек стихи эти станут прощальными предсмертными словами роковой записки. “Инцидент исперчен”, – частенько говаривал он. Эту остроту он слышал от артиста Владимира Хенкина. Шутка оказалась трагедийной» (П. Лавут).

…Спустя 9 лет, вспоминая подробности встречи с поэтом в Сочи, Вероника Полонская напишет: «Очень радостное и светлое воспоминание у меня о Сочи и Хосте». Значит в июле-августе 1929-го, целых семь дней, они с Маяковским были счастливы.

2 августа В. Маяковский проводил В. Полонскую на поезд в Хосту, а сам через несколько часов отбыл в Ялту на пароходе. Вероника Полонская «обещала быть в Ялте следом, дня через два-три. А ее все не было. Маяковский нервничал. Послал «молнию». Ответа нет. Затем другую, третью - тоже без ответа. По нескольку раз в день он наведывался на пристань, наводил справки, встречал все прибывавшие пароходы. Приходил на мол и тогда, когда никакие суда не ожидались» (П. Лавут).

Владимир Владимирович попросил П. Лавута «вместе с ним составить служебную телеграмму на имя начальника Хостинского телеграфа, чтобы тот отыскал, передал и ответил». Девушка-телеграфистка, принимавшая эту частную, необычайную по тексту и длинную «молнию», смутилась, покраснела, но телеграмму приняла.

В архиве музея В.Маяковского хранятся три телеграммы В.В. Полонской Маяковскому из Сочи. Две от 4 августа: «Слегка заболела, приеду пятнадцатого», «Больна малярией». И 10 августа 1929 года в ответ на «служебную» В. Полонская предложила перенести встречу в Москву».

В одном из последних лирических набросков поэта из «Неоконченного» – зыбкий небиографический отсвет «телеграфной переписки» лета 1929-го:

Уже второй,
Должно быть ты легла.
В ночи Млечпуть
Блестит серебряной Окою.
Я не спешу
И молниями телеграмм
мне незачем
тебя
будить и беспокоить…
Как говорят инцидент исперчен…

С. Анисимов, автор путеводителя 1927 года объясняет эту нелепую задержку в пути: «Полотно дороги на участке Туапсе - Сочи проходит во многих местах у самого моря. Здесь, с одной стороны, ее стерегут оползни и обвалы горных склонов, с другой - на него наступают морские волны. На этом участке ведутся большие работы по укреплению склонов, чтобы дорога работала непрерывно». В.Полонская (р.1908) – дочь известного актёра немого кино, актриса МХАТа, последняя любовь поэта. «…её очень любили в МХАТе – не только за действительно неотразимое обаяние, но и за непосредственность, юность, радостное восприятие жизни» /П.Марков/

Как живой с живыми говоря

Слушайте, / товарищи потомки, агитатора, / горлана-главаря. Заглуша / поэзии потоки, я шагну / через лирические томики, как живой / с живыми говоря.

Иносказательно о бессмертии творческого наследия кого-либо; о том, что человек живет и после смерти - в своих делах, творчестве, в данном случае - поэтическом.

  • - имеется в виду убийство нескольких миллионов человек в лагерях уничтожения национал-социалистами в захваченной ими во время Второй мировой войны Европе...

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - суда, для работы которых используется мускульная энергия...

    Морской словарь

  • - вводное слово Выделяется с двух сторон знаками препинания. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2...
  • - вводное выражение Выделяется знаками препинания, обычно запятыми. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Из поэмы «Во весь голос» Владимира Владимировича Маяковского: Слушайте, / товарищи потомки, агитатора, / горлана-главаря...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - СУ́ЩНОСТЬ, -и,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВООБЩЕ́, нареч...

    Толковый словарь Ожегова

  • Толковый словарь Ожегова

  • - ГОВОРИ́ТЬ, -рю́, -ри́шь; -рённый; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - не говоря́ о предл. с предл....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - не говоря́ об предл. с предл....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Пустая говоря. Перм., Прикам., Сиб. Выдумки, ложь. СГПО, 109; МФС, 25; ФСС, 44. Говорю говорить. Арх., Печор. Разговаривать, беседовать о чём-л. АОС 9, 183; СРГНП 1, 139...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч, кол-во синонимов: 9 в действительности в сущности говоря по существу если рассматривать основу если рассматривать суть дела на деле на самом деле по существу по...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 7 в общем-то в принципе вообще вообще-то заключая обобщая по идее...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 шустроглазый...

    Словарь синонимов

"Как живой с живыми говоря" в книгах

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ НЕ ЖИВОЙ «ЖИВОЙ»

Из книги Владимир Высоцкий: козырь в тайной войне автора Раззаков Федор

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ НЕ ЖИВОЙ «ЖИВОЙ» Старый год Высоцкий провожал вместе с труппой родного театра. И, как утверждают очевидцы, был мрачнее тучи. Вспоминает Л. Георгиев: «Возле столика Володи стоял пустой стул. Должна была приехать Марина Влади (два или три раза он выходил

П. Кулешов, артист Челябинского государственного драматического театра КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ…

Из книги Южный Урал, № 5 автора Бажов Павел Петрович

П. Кулешов, артист Челябинского государственного драматического театра КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ ГОВОРЯ… Раннее декабрьское утро 1939 года.Поезд идет в Свердловск. По обеим сторонам дороги стоят хвойные леса. Ветки деревьев покрыты хлопьями пушистого, ослепительной белизны

Н. З. РОМАНЧЕНКО, подполковник запаса КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ

Из книги Год 1944-й. Зарницы победного салюта автора Автор неизвестен

Н. З. РОМАНЧЕНКО, подполковник запаса КАК ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ Черновцы. Иду улицами города. Вот небольшая привокзальная площадь. На гранитном постаменте Т-34.Открывай люк, гвардии лейтенант Никитин, выбирайся из башни своего танка, застывшего на почетном пьедестале. Давай,

Л. Ленч «ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ…»

Из книги Вспоминая Михаила Зощенко автора Томашевский Ю В

Л. Ленч «ЖИВОЙ С ЖИВЫМИ…» I Сначала он был для меня просто писателем Михаилом Зощенко, автором знаменитой «Аристократки» и других шедевров комической прозы.Я любил его рассказы. И не выносил изделия его многочисленных подражателей, среди которых, впрочем, бывали

Перекусывайте живыми соками

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Гладков Сергей Михайлович

Украшение живыми цветами

Из книги Украшение бутылок, бокалов и свечей автора Преображенская Вера Николаевна

Украшение живыми цветами Украшают бокалы живыми цветами следующим образом. Цветы отпаивают в растворе, затем кладут на салфетку, чтобы стела вода. За это время бокал хорошо полируют.У основания ножки бокала делают несколько оборотов тейп-лентой. Эта лента может помочь в

Контакты с живыми объектами

Из книги Выход из тела для ленивых автора Радуга Михаил

Контакты с живыми объектами АртурЯ провел ночь в офисе и, проснувшись, смотрел на потолок, планировал наступивший день, как вдруг мне послышались шаги в коридоре. Я испугался, ведь был уверен на 200 %, что НИКТО не может зайти. Бронированная дверь закрыта изнутри, ключ

Как живой / с живыми говоря

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Как живой / с живыми говоря Из поэмы «Во весь голос» (1930) Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930): Слушайте, /товарищи потомки, агитатора, / горлана-главаря. Заглуша / поэзии потоки, я шагну / через лирические томики, как живой / с живыми говоря. Иносказательно о

С. Третьяков. Живой «живой» человек

Из книги Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа автора Автор неизвестен

С. Третьяков. Живой «живой» человек (О книге В. К. Арсеньева «В дебрях уссурийского края», изд. «Книжное дело». Владивосток, 1926)Литература факта, противопоставляемая Лефом беллетристике, обычно зарождается в областях, смежных с литературой, - в публицистике и во всякого

Живыми не ждали

Из книги «Спасите наши души!» [Неизвестные страницы истории советского ВМФ] автора Шигин Владимир Виленович

Живыми не ждали Путь обратно был тоже не легким. В океане бушевали зим­ние шторма, и измученные экипажи несли ходовые вахты на пределе сил. Из воспоминаний бывшего командира Б-36 капитана 1-го ранга в отставке Дубивко: «Возвращение было также слож­ным и осуществлялось

Живыми не ждали

Из книги Неизвестные страницы истории советского флота автора Шигин Владимир Виленович

Живыми не ждали Путь обратно был тоже нелегким. В океане бушевали зимние шторма, и измученные экипажи несли ходовые вахты на пределе сил. Из воспоминаний бывшего командира Б-36 капитана 1-го ранга в отставке Дубивко: «Возвращение было также сложным и осуществлялось

Будьте живыми

автора Кукушкин С. А.

Будьте живыми

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Будьте живыми Один из тайных ключей Дао гласит: "То, что в вас прекрасно, нужно скрыть и никогда не демонстрировать. Когда истина спрятана в сердце, она прорастает как зерно, брошенное в землю. Не извлекайте его наружу Если вы извлечете зерно на всеобщее обозрение, оно умрет

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Евангелист сообщает еще одно изречение Христа, с каким Он в последний день праздника

20. И благословил их в тот день, говоря, тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

20. И благословил их в тот день, говоря, тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии Торжественное принятие сынов Иосифа в семью патриарха Иакова, вероятно, было необходимо ввиду возможных после его

Рейтинг: / 1

ПлохоОтлично

Не найдя в центральных архивах необходимой мне для новой литературной экспозиции фотографии Зинаиды Райх времени её встречи с Сергеем Есениным и совместной жизни в Петрограде, я позвонила сыну Есенина и Райх Константину Сергеевичу Есенину.
Константин Сергеевич, узнав, что я звоню из Москвы, сам предложил приехать к нему, не откладывая встречи, но сказал, что сначала ему надо отлучиться на час и времени на разговор у него немного, до трансляции по ТВ футбольного матча.
Мы встретились в назначенное время у двери его квартиры. Войдя в свой дом, Константин Сергеевич сразу повёл меня на кухню, безоговорочно накормил меня, себя и свою кошку вкуснейшими бутербродами, и мы пошли в его комнату.
Константин Сергеевич попросил прощения за то, что будет разговаривать полулёжа на диване, и кошка тут же улеглась на него. Он попросил прощения и за то, что не может показать фотографии, которые нужны для экспозиции, так как сейчас у него намечается ремонт и всё упаковано. Несмотря на то, что, как он сказал, врачи рекомендовали ему по возможности не нагружать сердце и не делать резких движений, он время от времени стремительно мгновенно поднимался, показывал те материалы, которые были под рукой, в том числе и тетради с подробнейшим планом его воспоминаний, которые он собирался писать для музея Есенина в Константинове.
Он говорил о своей уверенности, что с Зинаидой Райх расправились не те, кто время от времени получал сроки за её убийство, а органы НКВД. И рассказывал, как не удалось чекистам завербовать его в осведомители, как он сначала скрывался на квартире Анны Романовны Изрядновой, потом вступил в партию и когда его все-таки разыскали, привёл неопровержимый аргумент: «Кто же будет со мной откровенничать, если я член КПСС?».
Говоря о необыкновенных, бесконечно любимых и дорогих ему Анне Романовне Изрядновой и Зинаиде Николаевне Райх, принимал на себя вину в их гибели и сокрушался, искренне снова переживая это горе.
Анна Романовна умерла после операции аппендицита: разошлись швы, - и Константин Сергеевич винил себя в том, что, демобилизовавшись, привёз мешок картошки и не переставил его сразу, а сказав, что потом сам его переставит, пошёл становиться на учет. Но разве могла Анна Романовна не сделать всё сама? И, пока он вернулся, она подняла и перенесла эту тяжесть.
Он опять, пересадив кошку на диван, стремительно поднялся. «Если бы я, уезжая в деревню к бабушке, не поторопился и переставил шкаф к двери, мама могла бы услышать, как убийцы пытаются открыть эту дверь, и выбежать из квартиры». «Вот этот шкаф», - открыл его и показал мне бесценнейшую семейную реликвию - портрет своего отца работы Бориса Эрдмана. «Я мало что могу рассказать об отце, я был тогда ещё маленьким, но я могу быть интересен его поклонникам, его исследователям тем, что можно увидеть только у меня. У сына Есенина должны быть такие вещи, которые можно увидеть только у него».
Константин Сергеевич обещал найти в своём архиве фотографии, которые нужны для экспозиции, ещё до окончания ремонта. Мы договорились о встрече, времени на которую уже не было: ушёл он неожиданно и рано «в ту страну, где тишь и благодать», не успев написать и свои воспоминания. Так же, как З. Н. Райх, К. С. Есенин оставил только подробный план событий и встреч, запечатлённых в памяти.