Какие уровни интеллекта распознают у людей. Что все-таки измеряют IQ-тесты? Что такое IQ? Просто логическое мышление или нечто большее

30/01/2015

Вся западная наука основана на стремлении сделать знания о мире и человеке максимально объективными. Что значит этот человек худой, а этот - толстый? Сообщите нам вес и рост каждого, объем талии и бедер, возраст и пол, средний вес в популяции и еще десяток цифр. Без них любые выводы недопустимо субъективны! Ученые стремятся со всех сторон измерить человека, представить в виде таблиц, коэффициентов, констант и уравнений. Не довольствуясь определением простых физических параметров (силы, давления, объема, температуры, плотности и др.), они пытаются измерить сложные психофизиологические феномены, такие как боль, эмоции, качество жизни, сексуальная привлекательность и др. Не обошлось и без попыток «объективно» оценить интеллект человека. Различные варианты тестов для определения так называемого коэффициента интеллекта (intelligence quotient - IQ) применяют уже около ста лет, однако и сегодня нет единого мнения о том, поддается ли интеллект измерению, а если поддается, то годятся ли для этого тесты IQ?

Проблема точной оценки способностей человека к мышлению и познанию будоражила ученые умы с древнейших времен, но активная работа в этом направлении началась лишь в XIX в., когда быстро приобрела популярность френология. Приверженцы этого учения, измеряя циркулем и линейкой параметры черепа, делали выводы о характере и способностях человека. В результате многочисленных экспериментов, основные постулаты френологии были опровергнуты, однако многие идеи и наблюдения позднее были позаимствованы нейропсихологами, антропологами и эволюционистами.

Принципиально иным подходом к оценке умственных способностей человека стало тестирование с использованием специально подобранных вопросов и задач. Впервые тесты на определение уровня интеллекта появились в VII в. в Китае. Чиновники сдавали обязательные экзамены, по результатам которых определяли главным образом способности и степень овладения конфуцианской доктриной. Чем лучше результат, тем выше получаемая должность.

В 1890 г. «интеллектуальные тесты» впервые были использованы в экспериментах по психологии. Идея принадлежала американскому психологу Джеймсу М. Кеттелу (1860–1944), мечтавшему преобразовать психологию в точную науку. В качестве образца Кеттел предложил 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Он полагал, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов.

Альфред Бине: у истоков IQ

Когда во Франции на рубеже XIX–XX вв. ввели всеобщее обязательное начальное образование, стало очевидно, что часть детей в силу разных причин не способна обучаться по стандартным программам и должна быть направлена в специальные школы. Остро встал вопрос о методе быстрого выявления «безнадежных» учеников. Решение проблемы предложил основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии Альфред Бине (1857–1911). В 1905 г. совместно с коллегой, психологом и педагогом Теодором Симоном (1873–1961), Бине разработал и опубликовал в «Психологическом ежегоднике» шкалу для определения уровня умственного развития детей. Тест состоял из 30 задач, для решения которых, по мнению авторов, детям нужно было проявить те же психологические качества, что и для школьного обучения: способность к суждению, память, воображение, способность комбинировать слова в предложения, выполнять простейшие количественные операции с предметами и т.д. Задачи располагались по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте 3–11 лет и незначительного количества слабоумных.

Коэффициент интеллекта (IQ) - количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста

Спустя три года Бине и Симон пересмотрели тест. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания, и постарался изъять из теста все задания, требующие специального обучения. В группе нормальных детей психологи с помощью тестов попытались выделить разные уровни интеллектуального развития. С этой целью они ввели понятие «умственный возраст» (или «умственный уровень»). Задачи в тестах подбирались таким образом, чтобы их могли решить 75% детей соответствующего возраста, интеллектуальное развитие которых считается нормальным. Количество правильно решенных задач характеризует умственный возраст ребенка; несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости, либо одаренности.

Классика IQ-тестирования

В 1916 г. тест Бине - Симона был переработан группой психологов в Стэнфордского университета (США) под руководством Льюиса Термена (1877–1956), после чего «шкала интеллекта Стэнфорд–Бине» стала отличаться от первоначальных тестов Бине. В частности, в качестве итогового показателя был введен коэффициент интеллекта (IQ) и применен критерий оценки тестирования - статистическая норма.

Понятие IQ было предложено в 1912 г. немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Согласно Штерну, IQ = (умственный возраст/хронологический возраст) × 100. Если количество задач, решенных ребенком, точно соответствует статистической норме для его возраста, то есть его умственный и хронологический возраст совпадают, то IQ = 100. Вычисленный таким образом коэффициент интеллектуальности в отличие от «умственного возраста» Бине позволял легко классифицировать нормальных детей по степени умственного развития. Принято считать, что значения IQ в интервале от 84 до 116 соответствуют возрастной норме выполнения теста; значения выше 116 указывают на одаренность ребенка, ниже 84 - на умственную отсталость.

Со временем шкала Стэнфорд–Бине была переработана для использования как у детей, так и у взрослых. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, способности понимать инструкцию, узнавать предметы и др. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, в которых использовано словесное содержание заданий: объяснение значения слов, аналогии, завершение предложений, определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Следует обратить внимание на то, что IQ не зависит от возраста; ребенок и взрослый могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует их возрасту. На Западе шкала Стэнфорд–Бине занимает одно из ведущих мест среди тестов интеллекта и до сих пор является стандартом при оценивании достоверности результатов других психометрических тестов.

Все тесты IQ, созданные в первом десятилетии ХХ в., позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Однако в век индустриализации и «конвейера» это было недопустимо. В США во время Первой мировой войны появилась новая форма IQ-испытаний - групповое тестирование. В 1917 г. вооруженные силы США начали использовать IQ-тесты для отбора и распределения новобранцев в различные рода войск в зависимости от их умственных способностей. Экзамен прошли более двух миллионов человек. Определение IQ «на потоке» потребовало упрощения всей системы инструктирования, проведения и оценки результатов тестирования; теперь тестирование мог провести любой, были бы чистые бланки с заданиями да список верных ответов. Вскоре групповые IQ-тесты взяли на вооружение университеты и частные компании, которые стали использовать их при отборе абитуриентов и потенциальных сотрудников.

Что обусловливает IQ? После длительных споров большинство ученых согласились с тем, что IQ зависит от генов на 60–80%, а от внешних условий - на 20–40%. IQ не имеет отношения к багажу полученных знаний, поэтому под «внешними условиями» обычно подразумевают не образование, а факторы, которые могут повлиять на развитие и продуктивность мозга: питание (особенно в раннем детстве), образ жизни, травмы, стрессы и др.

В 1939 г. была опубликована первая версия шкалы, созданной (а не адаптированной, как шкала Стэнфорд–Бине) специально для взрослых. Ее автором был американский психолог Давид Векслер (1896–1981), и называлась она шкалой Векслера–Бельвью. В отличие от шкалы Стэнфорд–Бине, задания в этом тесте не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания сложности. Тест содержит уже известные ранее типы заданий, однако Векслер дополнительно повысил объективность диагностики за счет ограничения времени выполнения теста, а также учета нормативных показателей - среднего значения тестового показателя выполнения умственных задач для всех представителей данной возрастной группы. Тест Векслера до настоящего времени широко используют для оценки уровня интеллектуального развития и определения структуры психического дефекта у детей и взрослых. Данный метод позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры.

IQ - в народ

В 1962 г. увидела свет книга английского психолога Ганса Айзенка «Узнай свой IQ». Она мгновенно стала бестселлером, была переведена на множество языков и за полвека выдержала десятки переизданий. В книге Айзенк предложил собственный вариант IQ-тестов, и теперь каждый желающий мог оценить собственный интеллект и сравнить с интеллектом друзей и коллег! Сегодня в сети Интернет можно за минуту отыскать десятки вариантов IQ-тестов, а полвека назад книга Айзенка произвела настоящий фурор.

Известно восемь вариантов IQ-теста Айзенка, предназначенных для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала и различных способов формулировки задач. При такой структуре, по мнению Айзенка, индивидуальные склонности испытуемых не исказят результатов теста. Так, человек, который хорошо справляется со словесными заданиями, но плохо решает арифметические задачи, не получит каких-либо преимуществ, но и не окажется в невыгодном положении, так как оба вида задач представлены в тестах примерно поровну. Пять тестов Айзенка рассчитаны на общую оценку интеллекта, еще три - на специальную оценку вербальных, математических и визуально-пространственных способностей. Кроме того, Айзенк разработал несколько усложненных тестов и назвал их «разминкой для интеллектуалов». IQ-тесты Айзенка завоевали огромную популярность, однако профессионалы - психологи, неврологи, педагоги, кадровики - предпочитают более точные методики: упомянутые выше тесты Стэнфорд–Бине, Векслера или, например, тест, предложенный в 1953 г. немецким психологом Рудольфом Амтхауэром.

Обвиняемый: IQ

Сколько существуют IQ-тесты, столько не утихают споры об их достоинствах, недостатках, объективности, морально-этической допустимости и т.п. Например, в СССР - стране провозглашенного всеобщего равенства - еще в 1936 г. IQ-тесты были осуждены, так как «распределяли детей по категориям и в результате этого ограничивали их возможности». В США волна увлечения IQ-тестированием нарастала до 1970-х - до того момента, пока не разбилась о гранит прославленной американской политкорректности. Все началось с серии статей и книг известных американских психологов, где анализировались статистические данные IQ-тестирования в стране. Сразу в нескольких публикациях было заявлено, что коэффициент интеллекта представителей негроидной расы в среднем на 10 пунктов отстает от IQ представителей европеоидной и монголоидной рас. Разразился скандал, ученых обвинили в расизме, а IQ-тесты - назвали коварным инструментом апартеида. Споры о некорректности использования тестов, составленных белыми, для оценки интеллекта черных, а также о возможных социальных причинах расовых различий IQ продолжаются до сегодняшнего дня. Репутация IQ-тестов была подорвана. На законодательном уровне сфера их применения ограничена в США и ряде стран Европы. Теперь низкий IQ там не является основанием для отказа в приеме на работу, университет или колледж. А во многих странах запрещено проводить тесты при приеме на работу.

Тем не менее IQ-тесты по-прежнему популярны среди психологов, которые используют их в своей профессиональной деятельности, а также «на бытовом уровне». Высокий интерес к методикам «измерения» интеллекта сохраняется на постсоветском пространстве, куда они попали сравнительно недавно.

Наверное, многие хотя бы из любопытства пытались пройти IQ-тест или тестировали своих детей, и, конечно же, отметили ряд очевидных недостатков IQ-тестов. Прежде всего, на величину итогового IQ влияет опыт в прохождении тестов. Когда человек хорошо знает, что его ждет и как лучше распределить между заданиями силы и время, результат обычно становится заметно лучше. Результаты выполнения теста зависят от самочувствия испытуемого, его настроения и даже пола человека, дающего задания. Большинство тестов дается «на время», что угнетает испытуемого, особенно ребенка. На результаты тестирования влияет мотивация. Если человеку все равно, каков будет результат, он не станет стараться и получит низкий балл. Точно так же неадекватный результат «светит» испытуемому, который от волнения не может сконцентрироваться, спешит и из-за этого допускает больше ошибок.

Тесты устроены так, что ошибка расценивается как неспособность тестируемого выполнить задание. На самом же деле, если человеку вовремя указать на ошибку, он вернется и, возможно, исправит ее - именно так бывает в жизни. Следует также отметить, что IQ вычисляют лишь по конечному результату, без учета качественного своеобразия умственной деятельности человека, что также следует отнести к серьезным недостаткам IQ-тестов.

Что все-таки измеряют IQ-тесты?

Существует множество шкал для определения коэффициента интеллекта, однако, как и у первых тестов Бине, их основная задача - прогнозировать способность испытуемого к обучению. Успешно ли она выполняется? Поиск корреляции между успеваемостью и IQ свидетельствует об отсутствии прямой зависимости между этими показателями. Люди с низким IQ действительно имеют низкую успеваемость. В то же время те, у кого IQ средний или даже высокий, могут учиться как отлично, так и из рук вон плохо. Приблизительно такие же отношения между IQ и творческими способностями. Обладатели очень низкого IQ редко одарены творческим талантом, тогда как среди людей со средним или высоким IQ встречаются как творческие гении, так и бесталанные. Исследования показывают, что большинство (но не все!) успешных людей имеют высокие показатели IQ, однако это не означает, что все обладатели заоблачных IQ добьются успеха или хотя бы попытаются это сделать.

Что принято называть интеллектом? Определений множество, но большинство из них сводится к тому, что интеллект - это способность человека к познанию, пониманию и разрешению проблем. Чтобы получить высокий балл при прохождении IQ-теста, нужно уметь сосредотачиваться и выделять главное, обладать хорошей памятью, обширным словарным запасом, воображением, абстрактным мышлением и усидчивостью. Безусловно, все эти качества полезны, однако не вполне отражают способность человека к познанию и пониманию, тем более - к разрешению проблем, зато делают его удобным для учителей, а зачастую - и для работодателей!

Кстати, чтобы избежать бесконечных вопросов и споров о том, что именно характеризует IQ, психологи ввели термин «психометрический интеллект». Это то, что измеряют IQ-тесты. А еще они любят в шутку повторять: «ваш IQ отражает лишь ваше умение проходить IQ-тесты… и больше ничего!».

Наука не стоит на месте, и человеческий интеллект находит все более сложные и, возможно, более точные методы «измерения» самого себя. Современные психологи активно разрабатывают дифференцированный подход к оценке интеллекта. Кто умнее: нобелевский лауреат по физике, который стесняется спросить у прохожего дорогу, или хороший педагог, который ничего не изобретает сам, но блестяще учит детей? Гениальный шахматист, который держит в голове тысячи партий, но не умеет приготовить даже яичницу, или гениальный скульптор, который не прочел ни одной книги, но руки его творят чудеса? Чтобы разобраться с этим, психологи выделили несколько видов интеллекта: теоретический, практический, социальный и др. Ни один из них не совпадает с психометрическим, и для оценки каждого разработаны специальные тесты.

Подготовила Татьяна Ткаченко

На фото (слайдер) : модель проводящих путей человеческого мозга, полученная методом трактографии – визуализации с помощью диффузионно-взвешенной магнитно-резонансной томографии.

“Фармацевт Практик” #03′ 2010

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Почему люди умнеют? Эффект Флинна, коэффициент интеллекта и IQ тесты

    ✪ Тест IQ НЕ ИЗМЕРЯЕТ ничего? #ИФ

    ✪ Страх публичного выступления. Фильм «Коэффициент интеллекта»

    ✪ Как интеллект влияет на финансовый успех? // 16+

    ✪ Вся правда про IQ тесты айкью интеллект / как проверить айкью

    Субтитры

История

Понятие коэффициента интеллекта ввёл немецкий учёный Вильгельм Штерн в 1912 году . Он обратил внимание на серьёзные недостатки умственного возраста , как показателя в шкалах Бине . Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частное от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году (изначально Бине - в 1903 году ).

В нынешнее время интерес к тестам IQ многократно возрос, ввиду чего появилось множество разнообразных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов чрезвычайно затруднительно, и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты

Каждый тест состоит из множества различных заданий нарастающей сложности. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задания других типов - в тесты обычно входят логические и арифметические задания, ориентировка в практических ситуациях - умение самостоятельно сопоставлять, обобщать известные факты (творческий подход, в том числе нестандартное мышление - допускается неоднозначный ответ, формулировка нескольких гипотез , разная аргументация), проверка оперативной памяти и т. п. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучшие результаты он показывает. Наиболее известным тестом является тест Айзенка . Более точными являются тесты Д. Векслера , Дж. Равена , Р. Амтхауэра , Р. Б. Кеттелла . На данный момент не существует какого-либо единого стандарта на тесты IQ.

Тесты подразделяются по возрастным группам и показывают развитие человека, соответствующее его возрасту. То есть ребёнок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы 18 лет и старше и предусматривает максимальный уровень IQ 180 баллов.

Что влияет на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в предсказании IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003) . До последнего времени наследственность в основном изучалась на детях. Разные исследования в США показали влияние на IQ наследственности в границах между 0,4 и 0,8. Это означает, что разница в IQ среди наблюдаемых детей зависит от генов на величину от 40 до 80 %. Остальное зависит от условий существования ребёнка и ошибки измерения. Наследственность в границах от 0,4 до 0,8 означает, что IQ в значительной степени является наследственным показателем .

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования и показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными . Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта как среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, призванные выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute ) начинает проект по полногеномному поиску ассоциаций у людей с высокими умственными способностями . Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут ещё сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребёнка. Были выявлены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и другое. Такое влияние приносит коэффициенту интеллекта долю в 0,25 - 0,35. Но чем старше становится ребёнок, тем слабее эта зависимость проявляется, практически полностью пропадая к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по разному реагировать на одни и те же окружающие факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ .

Другое исследование более 13 тысяч детей показало , что кормление грудью может повысить интеллект ребёнка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий , был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ , были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность («bias») испытуемых по языковому составу, подчёркнуты другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена под сомнение .

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей полагает, что в целом средние показатели интеллекта мужчин выше на 5-10 баллов, а исследования, проведенные для феминистических организаций, подтверждают разрыв в 13 и более раз по наличию среди мужчин большего чем среди женщин значения IQ.

Раса и национальность

Исследования среди жителей США показали [ ] наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев - 85, латиноамериканцев - 89, белых (европейского происхождения) - 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) - 106, евреев - 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования т. н. «научного расизма», однако по некоторым исследованиям разрыв постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. В результате эффекта Флинна , средний IQ негроидов в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 . Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~10 % более высокий IQ, чем не белыми. В одном из исследований в трёх из четырёх тестов не было найдено статистически значимых расовых различий в IQ у малолетних (2-5 лет) воспитанников детских домов Великобритании, в одном тесте белые дети показали более низкие результаты

Разница в 10-15 баллов при оценке IQ наблюдалась при сравнении среднестатистических показателей угнетенных социальных групп (неприкасаемых в Индии, буракумин в Японии, маори в Новой Зеландии) и доминирующих социальных групп в этих странах. При этом разница исчезала при эмиграции в другую страну, например исследование среди детей японцев-иммигрантов в США не показало отличий показателей буракумин от остальных японцев. На этом основании была сформирована теория о ключевом влиянии социальной структуры общества и социальной идентификации при обучении и прохождении тестов. Подобная идентификация может приводить в том числе к тому, что дети афроамериканцев рассматривают хорошую учёбу и стремление получить высокостатусную работу как предательство своей идентичности .

Страна

Были обнаружены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и её экономическим развитием, ВВП (см., например, ), демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В развивающихся странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ.

Социальные последствия

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большими баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценками составляет около 0,5. Тесты IQ являются одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования обнаружили, что целеустремленность и оригинальность играют более высокую роль в достижении успехов в науке . Однако доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов . Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 - максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франку Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предсказателем будущей производительности являются общие интеллектуальные способности. При предсказании производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с мыслительными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследования, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. В основном, предсказательная сила IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что так как IQ объясняет только 29 % различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности и т. п., вероятно, имеют такую же или большую важность, но в данный момент не существует настолько же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Доход

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больший IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррэй, соавтор книги «Колоколообразная кривая» (The Bell Curve), обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, вне зависимости от семьи и социального класса , в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет −0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объясненные различия в преступности составляют менее 4 %. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми которые хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсэн цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70-90 вне зависимости от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80-90.

Прочее

Средний IQ населения страны связан с ВВП страны (см. Коэффициент интеллекта и богатство народов) и эффективностью государства.

Существует исследование, обнаружившее корреляцию 0,82 [ ] между фактором общего интеллекта и баллом SAT (российский аналог - ЕГЭ).

Критика

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны учёных. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена некорректно либо авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

Я …решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается лишь угадать ответ - на логику опираться бессмысленно .

На это можно заметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивному мышлению, но и к индуктивному . Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых заданиях ответы не следуют однозначно из задания, и требуется выбрать наиболее разумный или простой ответ [ ] . Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

Если человек ответил так же, как и Айзенк, то он тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоский человек сто раз задумается, прежде чем ответить… Существует несметное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадет с авторским.
Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает «правильный» ответ по тесту, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые мыслят так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную усредненность .

Не имея целью критиковать тесты на IQ, советский психолог Лев Семёнович Выготский , тем не менее, в своих работах показал, что текущий IQ ребёнка мало что говорит о перспективах его дальнейшего обучения и умственного развития . В связи с этим он ввёл понятие «зона ближайшего развития ».

См. также

  • Международное общество для философских исследований, ISPE
  • Мэрилин вос Савант - обладательница самого высокого IQ в мире по данным Книги рекордов Гиннесса

Примечания

  1. При этом, по результатам некоторых исследований, немцы в среднем обладают большим коэффициентом IQ, чем граждане других стран [ ] (недоступная ссылка с 26-04-2015 )
  2. Коэффициент интеллектуальности // Большая Советская энциклопедия (в 30 т.) / А. М. Прохоров (гл. ред.). - 3-е изд. - М: Сов. энциклопедия, 1973. - Т. XIII. - С. 306. - 608 с.
  3. Plomin et al. (2001, 2003)
  4. R. Plomin, N. L. Pedersen, P. Lichtenstein and G. E. McClearn (05 1994). “Variability and stability in cognitive abilities are largely genetic later in life” . Behavior Genetics . 24 (3): 207. DOI :10.1007/BF01067188 . Проверено 2006-08-06 . справка); Проверьте дату в |month= (справка на английском)
  5. Neisser et al.. Intelligence: Knowns and Unknowns (неопр.) . Board of Scientific Affairs of the American Psychological Association (August 7, ). Архивировано 1 июня 2012 года.
  6. Bouchard TJ, Lykken DT, McGue M, Segal NL, Tellegen A (Oct 1990). . Science (journal) . 250 (4978): 223-8. PMID . Используется устаревший параметр |month= (справка)
  7. World Intelligence Network. IQ и генетика
  8. Gosso, MF (2006). “The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts”. Molecular Psychiatry . 11 (9): 878–886. DOI :10.1038/sj.mp.4001868 .
  9. Gosso MF, de Geus EJ, van Belzen MJ, Polderman TJ, Heutink P, Boomsma DI, Posthuma D. The SNAP-25 gene is associated with cognitive ability: evidence from a family-based study in two independent Dutch cohorts
  10. Pietropaolo, S.; Crusio, W. E. (2010). “Genes and cognition”. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science . 2 (3): 345-352. DOI :10.1002/wcs.135 .
  11. Deary, I. J.; Johnson, W.; Houlihan, L. M. (2009). “Genetic foundations of human intelligence”. Human Genetics . 126 (1): 215-232. DOI :10.1007/s00439-009-0655-4 . PMID .
  12. C. F. Chabris, B. M. Hebert, D. J. Benjamin, J. P. Beauchamp, D. Cesarini, M. J. H. M. van der Loos, M. Johannesson, P. K. E. Magnusson, P. Lichtenstein, C. S. Atwood, J. Freese, T. S. Hauser, R. M. Hauser, N. A. Christakis and D. I. Laibson. (2011). Most reported genetic associations with general intelligence are probably false positives. Psychological Science
  13. Davies, G.; Tenesa, A.; Payton, A.; Yang, J.; Harris, S. E.; Liewald, D.; Ke, X.; Hellard, S. Le; Christoforou, A.; et al. (2011). “Genome-wide association studies establish that human intelligence is highly heritable and polygenic” . Mol Psychiatry . 16 : 996-1005. DOI :10.1038/mp.2011.85 . PMC . PMID .
  14. B. Benyamin, B. Pourcain, O. S. Davis, G. Davies, N. K. Hansell, M. J. Brion, R. M. Kirkpatrick, R. A. Cents, S. Franic, M. B. Miller, C. M. Haworth, E. Meaburn, T. S. Price, D. M. Evans, N. Timpson, J. Kemp, S. Ring, W. McArdle, S. E. Medland, J. Yang, S. E. Harris, D. C. Liewald, P. Scheet, X. Xiao, J. J. Hudziak, E. J. de Geus, C. Wellcome Trust Case Control, V. W. Jaddoe, J. M. Starr, F. C. Verhulst, C. Pennell, H. Tiemeier, W. G. Iacono, L. J. Palmer, G. W. Montgomery, N. G. Martin, D. I. Boomsma, D. Posthuma, M. McGue, M. J. Wright, G. Davey Smith, I. J. Deary, R. Plomin and P. M. Visscher. (2013). Childhood intelligence is heritable, highly polygenic and associated with FNBP1L. Mol Psychiatry

Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.

Как формируется IQ человека?

На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.

Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.

Уровень IQ выше 140

Люди с показателями IQ свыше 140 – это обладатели отличных творческих способностей, которые достигли успехов в разных научных отраслях. Среди известных личностей с результатом теста интеллектуальных способностей от 140 – Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Такие гении своей эпохи известны своими выдающимися способностями, они вносят неимоверно высокий вклад в развитие знаний и науки, создают новые изобретения и теории. Таких людей всего 0,2 % от всего населения.

Уровень IQ от 131 до 140

Высокие показатели IQ есть только у трех процентов населения. Среди известных людей, обладающих подобным результатом прохождения теста – Николь Кидман и Арнольд Шварценеггер. Это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Хотите проверить, кто умнее — вы или Шварценеггер?

Уровень IQ от 121 до 130

Интеллектуальный уровень выше среднего показывает всего 6 % населения. Таких людей видно в ВУЗах, так как они являются обычно отличниками по всем дисциплинам, успешно заканчивают университеты, реализуют себя в разнообразных профессиях и достигают высоких результатов.

Уровень IQ от 111 до 120

Если вы думаете, что средний уровень iq составляет примерно 110 баллов, то вы ошибаетесь. Этот показатель относится к интеллекту выше среднего. Люди с результатами тестов от 111 до 120 обычно трудолюбивы и тянутся к знаниям всю свою жизнь. Таких людей среди населения около 12 %.

Уровень IQ от 101 до 110

Уровень IQ от 91 до 100

Если вы прошли тест, а результат оказался менее 100 баллов, не стоит расстраиваться, ведь этот средний показатель у четверти населения. Люди с такими показателями интеллекта хорошо учатся в школе и ВУЗах, они устраиваются на работу в сфере менеджмента среднего звена и других специальностей, не требующих значительных умственных усилий.

Уровень IQ от 81 до 90

Десятая часть населения обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Их результаты прохождения теста на IQ составляют от 81 до 90. Эти люди обычно нормально учатся в школе, однако чаще всего не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.

Уровень IQ от 71 до 80

Еще одна десятая часть населения имеет уровень IQ от 71 до 80, это уже признак умственной отсталости меньшей степени. Люди с таким результатом в основном посещают специальные школы, но могут закончить и обычную начальную школу со средними отметками.

Уровень IQ от 51 до 70

Около 7 % людей имеют легкую форму умственной отсталости и уровень IQ от 51 до 70. Они обучаются в специальных заведениях, однако способны позаботится о себе сами, и являются относительно полноценными членами общества.

Уровень IQ от 21 до 50

Около 2 % людей на Земле имеют уровень интеллектуального развития от 21 до 50 баллов, они страдают слабоумием, средней степенью умственной отсталости. Такие люди не могут обучаться, однако способны позаботится о себе, но чаще всего имеют опекунов.

Уровень IQ до 20

Люди с тяжелой формой умственной отсталости не поддаются обучению и воспитанию, имеют уровень интеллектуального развития до 20 баллов. Они находятся под опекой других людей, так как не могут о себе позаботиться, и живут в собственном мире. Таких людей в мире 0,2 %.

Понятие «коэффициент интеллекта» ввел немецкий психолог Уильям Штерн. Он использовал IQ как акроним для термина Intelligenz-Quotient - коэффициент IQ представлял собой балл, полученный по итогам ряда стандартизированных тестов, проводимых под руководством психолога с целью определить уровень интеллекта.

Пионеры исследований разума

Вначале психологи сомневались в том, что человеческий ум можно, тем более точно, измерить. В то время как интерес к измерению интеллекта насчитывает тысячи лет, первый тест на IQ появился лишь недавно. В 1904 году правительство Франции попросило психолога Альфреда Бине помочь установить, какие ученики, скорее всего, будут испытывать затруднения в школе. Необходимость установить интеллект школьников возникла, чтобы все они могли получить обязательное начальное образование. Бине попросил коллегу Теодора Симона помочь ему создать тест, в котором бы основное внимание уделялось практическим вопросам: памяти, вниманию и решению задач - вещам, которым детей в школе не учат. Некоторые отвечали на более сложные вопросы, чем их возрастная группа, и поэтому, на основе данных наблюдений, появилась ныне классическая концепция ментального возраста. Результат работы психологов - шкала Бине - Симона - стала первым стандартизированным IQ-тестом.

К 1916 году психолог Стэнфордского университета Льюис Терман адаптировал шкалу Бине - Симона для использования в США. Измененный тест получил название «шкала интеллекта Стэнфорд - Бине» и на несколько десятилетий стал стандартным тестом проверки интеллекта в Соединенных Штатах. В Стэнфорд - Бине для представления индивидуального результата используется число, известное как IQ - коэффициент интеллекта.

Как подсчитать интеллект?

Коэффициент интеллекта первоначально определялся путем деления ментального возраста лица, проходившего тест, на его хронологический возраст, и умножения частного на 100. Само собой разумеется, что это работает (или лучше всего подходит) только для детей. Например, ребенок с ментальным возрастом 13,2 года и хронологическим 10 лет обладает IQ 132 и имеет право вступить в Менсу (13,2 ÷ 10 х 100 = 132).

Во время Первой мировой войны в армии Соединенных Штатов были разработаны несколько тестов для отбора новобранцев, пригодных для выполнения особых видов работ. Армейский тест «Альфа» был письменным, а «Бета» проводился для неграмотных рекрутов.

Этот и другие тесты IQ также применялись для проверки новых иммигрантов, прибывавших в США с острова Эллис. Их результаты использовались для фабрикации ложных обобщений об «удивительно низком интеллекте» иммигрантов из Южной Европы и евреев. Эти результаты в 1920 г. привели к появлению предложений «расово мотивированного» психолога Годдарда и других Конгрессу ввести ограничения на иммиграцию. Несмотря на то что тесты проводились только на английском языке, а подавляющее большинство иммигрантов его не понимало, правительство Соединенных Штатов депортировало много тысяч достойных людей, которые были помечены как «непригодные» или «нежелательные». И происходило это за десятилетие до того, как в нацистской Германии заговорили о евгенике.

Психолог Дэвид Векслер был недоволен, по его мнению, ограниченными тестами Стэнфорд - Бине. Главной причиной этого была единственная оценка, его акцент на ограничение времени, а также тот факт, что тест был разработан специально для детей, и поэтому не подходил для взрослых. В результате в течение 1930-х годов Векслер разработал новый тест, который был известен как Шкала интеллекта Векслера - Белвью. Впоследствии тест был пересмотрен и стал известен как шкала интеллекта Векслера для взрослых, или WAIS. Вместо одной общей оценки, тест создавал общую картину сильных и слабых сторон испытуемого. Одним из преимуществ такого подхода является то, что он также предоставляет полезную информацию. Например, в некоторых областях и низкие в других говорят о наличии специфических нарушений обучаемости.

WAIS стал первым тестом психолога Роберта Векслера, а WISC (шкала интеллекта для детей Векслера) и Дошкольная шкала интеллекта Векслера (WPPSI) были разработаны позже. Взрослый вариант с тех пор трижды подвергался пересмотру: WAIS-R (1981), WAIS III (1997) и в 2008 году WAIS-IV.

В отличие от тестов, основанных на хронологической и психической возрастной шкалах и стандартах, как в случае со Стэнфордом - Бине, все версии WAIS рассчитываются путем сравнения результата тестируемого лица с данными других испытуемых той же возрастной группы. Средний балл IQ (по всему миру) составляет 100 баллов с 2/3 результатов в «нормальном» диапазоне от 85 до 115. Нормы WAIS стали стандартом в тестировании IQ, и поэтому их использует тест Айзенка и Стэнфорд - Бине, за тем исключением, что стандартное отклонение в нем не 15, а 16. В тесте Кеттелла отклонение равно 23,8 - он часто дает очень лестные IQ, что может ввести неосведомленных людей в заблуждение.

Высокий IQ - высокий интеллект?

Коэффициент интеллекта для одаренных определяется с помощью особых тестов, которые обеспечивают психологов множеством полезной информации. У многих из них средний балл зафиксирован на уровне 145-150, а полный диапазон - между 120 и 190. На результаты ниже 120 тест не рассчитан, а более 190 баллов очень трудно интерполировать, хотя это и возможно.

Паул Койманс из Нидерландов считается основоположником IQ-тестов верхнего диапазона, и он является создателем большинства оригинальных, а теперь классических, тестов этого типа. Также он основал и администрирует общества супервысокого IQ: «Глия», «Гига» и «Грааль». Среди самых известных и популярных тестов Койманса - «Тест для гения», «Тест Немезиды» и «Тест множественного выбора Койманса». Присутствие, влияние и участие Паула являются обязательными условиями, это неотъемлемая часть духа сверхвысоких тестов IQ и его сообществ в целом. Другие классические гуру тестов на высокий интеллект - Рон Хоэфлин, Роберт Лато, Лоран Дюбуа, Мислав Предавец и Джонатон Уай.

Существуют различные типы мышления, которые по-разному проявляются на разных уровнях. Люди имеют разные навыки и уровень интеллекта: вербальный, типовой, пространственный, концептуальный, математический. Но также существуют различные способы их проявления - логический, латеральный, конвергентный, линейный, дивергентный и даже вдохновенный и гениальный.

Стандартный и повышенный тест на IQ выявляют общий фактор интеллекта; но в тестах высокого уровня он определяется различными способами.

Часто говорят о высоких баллах IQ, которые называют IQ гениев, но что на самом деле обозначают эти числа и как они складываются? Какая оценка IQ является признаком гениальности?

  • Высокий IQ - это любой балл выше 140.
  • IQ гения - более 160.
  • Великий гений - оценка равна или превышает 200 баллов.

Высокий IQ прямо связан с успехами в учебе, но оказывает ли он влияние на успех в жизни в целом? Насколько гении удачливее людей с более низким IQ? Некоторые эксперты считают, что по сравнению с другими факторами, включая эмоциональный интеллект, коэффициент интеллекта имеет меньшее значение.

Разбивка баллов IQ

Итак, как именно интерпретируются оценки IQ? Средний балл IQ-теста равен 100. 68 % результатов IQ-тестирования попадает в пределы стандартного отклонения от среднего значения. Это значит, что у большинства людей IQ находится между 85 и 115.

  • До 24 баллов: глубокое слабоумие.
  • 25-39 баллов: тяжелая умственная неполноценность.
  • 40-54 балла: умеренное слабоумие.
  • 55-69 баллов: легкая умственная неполноценность.
  • 70-84 балла: пограничное психическое расстройство.
  • 85-114 баллов: средний интеллект.
  • 115-129 баллов: уровень выше среднего.
  • 130-144 балла: умеренная одаренность.
  • 145-159 баллов: высокая одаренность.
  • 160-179 баллов: исключительная одаренность.
  • более 179 баллов: глубокая одаренность.

Что означает IQ?

Когда говорят о тестах на интеллект, коэффициент интеллекта называют «баллами одаренности». Что же они представляют собой при оценке IQ? Чтобы понять это, важно прежде всего разобраться в тестировании в целом.

Сегодняшние тесты на определение коэффициента интеллекта основаны главным образом на оригинальных тестах, разработанных в начале 1900-х годов французским психологом Альфредом Бине для выявления студентов, нуждающихся в дополнительной помощи.

На основании своих исследований Бине разработал концепцию умственного возраста. Дети некоторых возрастных групп быстро отвечали на вопросы, на которые обычно давали ответы дети более старшего возраста - их ментальный возраст превосходил хронологический. Измерения интеллекта Бине основывались на средних способностях детей определенной возрастной группы.

IQ-тесты предназначены для измерения способности человека решать задачи и рассуждать. Оценка коэффициента интеллекта является мерой подвижных и кристаллизованных умственных способностей. Баллы показывают, насколько хорошо был пройден тест по сравнению с другими людьми в данной возрастной группе.

Понимание IQ

Распределение оценок IQ отвечает кривой Бэлла - колоколоподобной кривой, пик которой соответствует наибольшему количеству результатов теста. Колокол затем опускается с каждой стороны - по одну сторону находятся баллы ниже среднего, а с другой - выше.

При этом равно среднему баллу и рассчитывается путем добавления всех результатов с последующим делением их на общее количество баллов.

Стандартное отклонение является мерой изменчивости в популяции. Низкое стандартное отклонение означает, что большинство точек данных очень близки одному и тому же значению. Высокое стандартное отклонение указывает на то, что точки данных, как правило, удалены от среднего значения. В тестировании IQ стандартное отклонение равно 15.

IQ увеличивается

С каждым поколением IQ увеличивается. Это явление носит название эффекта Флинна, названного в честь исследователя Джима Флинна. С 1930-х годов, когда стандартизированные тесты получили широкое распространение, исследователи отмечают устойчивый и значительный рост оценок результатов тестов у людей во всем мире. Флинн предположил, что это увеличение связано с улучшением наших возможностей решать проблемы, мыслить абстрактно и использовать логику.

Согласно Флинну, прошлые поколения в основном имели дело с конкретными и специфическими проблемами их непосредственного окружения, а современные люди больше думают об абстрактных и гипотетических ситуациях. Не только это, но и подходы к обучению за последние 75 лет изменились кардинально, и больше людей занимается, как правило, умственным трудом.

Что измеряют тесты?

Тесты IQ оценивают логику, пространственное воображение, словесно-логическое мышление и визуальные способности. Они не предназначены для определения знаний в конкретных предметных областях, так как тест на интеллект не является чем-то, что можно выучить для того, чтобы улучшить свой счет. Вместо этого, данные тесты оценивают способность использовать логику для решения проблем, распознавать закономерности и быстро устанавливать связи между различной информацией.

Хотя часто можно услышать, что выдающиеся личности, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, обладают IQ, равным 160 или выше, или же некоторые кандидаты в президенты имеют специфические IQ, эти числа являются просто оценочными. В большинстве случаев нет никаких доказательств того, что эти известные лица когда-либо проходили стандартизированный IQ-тест и тем более предавали его результаты огласке.

Почему средний балл равен 100?

Психометристы используют процесс, известный как стандартизация, чтобы сравнивать и интерпретировать значения баллов IQ. Этот процесс осуществляется путем проведения теста на репрезентативной выборке с использованием его результатов для создания стандартов или норм, с помощью которых можно сравнить индивидуальные оценки. Так как средний балл равен 100, специалисты могут быстро сопоставить индивидуальные оценки со средним показателем, чтобы установить, попадают ли они в нормальное распределение.

Системы классификации могут варьироваться от одного издателя к другому, хотя многие, как правило, следуют одной системе оценок. Например, по шкале интеллекта взрослых Векслера и в тесте Стэнфорд - Бине баллы в диапазоне 85-115 считаются «средними».

Что именно оценивают тесты?

Тесты на определение коэффициента интеллекта предназначены для оценки кристаллизованных и подвижных умственных способностей. Кристаллизованный включает знания и навыки, приобретенные в течение всей жизни, а подвижный - способность рассуждать, решать проблемы и осмысливать абстрактную информацию.

Подвижный интеллект считается независимым от обучения и имеет тенденцию к снижению в более зрелом возрасте. Кристаллизованный же прямо связан с обучением и опытом и постоянно увеличивается со временем.

Тест на интеллект проводится лицензированными психологами. Существуют различные виды тестов, многие из них включают ряд субтестов, предназначенных для оценки математических способностей, языковых навыков, памяти, навыков рассуждения и скорости обработки информации. Их результаты затем объединяются, формируя общий балл IQ.

Важно отметить, что, хотя часто говорят о среднем, низком и гениальном IQ, единого теста на уровень интеллекта не существует. Сегодня используется множество различных тестов, в т. ч. Стэнфорд - Бине, шкала интеллекта взрослых Айзенка и тесты познавательных способностей Вудкока - Джонсона. Каждый из них отличается тем, что именно и каким образом оценивается, и как интерпретируются результаты.

Что считается низким IQ?

IQ, равный или ниже 70 баллов, считается низким. В прошлом такой коэффициент интеллекта считался эталоном для умственной отсталости, интеллектуальной недееспособности, характеризующейся значительными когнитивными нарушениями.

Сегодня, однако, IQ сам по себе не используются для диагностики интеллектуальной инвалидности. Вместо этого критерием данного диагноза является низкий IQ с доказательствами того, что эти когнитивные ограничения существовали в возрасте до 18 лет и касались двух или более адаптивных областей, таких как коммуникация и самопомощь.

Около 2,2 % всех людей имеют балл IQ ниже 70.

Так что это значит - иметь средний IQ?

Уровень IQ может быть хорошим общим показателем способности рассуждать и решать проблемы, но многие психологи предполагают, что тесты не открывают всей правды.

Среди нескольких вещей, которые они не способны измерить, - практические навыки и таланты. Человек со средним IQ может быть великим музыкантом, художником, певцом или механиком. Психолог разработал теорию множественного интеллекта, предназначенную для устранения этого недостатка.

Кроме того, исследователи обнаружили, что IQ может меняться с течением времени. Исследование интеллекта подростков с разрывом в 4 года дало результаты, значения которых варьировались на 20 пунктов.

Тесты IQ также не касаются оценки любознательности и того, насколько хорошо человек понимает эмоции и владеет ими. Некоторые эксперты, включая писателя предполагают, что эмоциональный интеллект (EQ) может быть даже более важным, чем IQ. Исследователи обнаружили, что высокий IQ действительно может помочь людям во многих областях жизни, но гарантии жизненного успеха не дает.

Так что беспокоиться об отсутствии гениальности не стоит, так как подавляющее большинство людей гениями не являются. Подобно тому как высокий уровень IQ не гарантирует успеха, средний или низкий IQ не гарантируют неудачи или посредственности. Другие факторы, такие как тяжелый труд, стойкость, настойчивость и общее отношение являются важными частями головоломки.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/iq-page-002_images_sampledata_1_iq-test_thumb_medium200_200.jpg" as a jpeg.

Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/iq-page-002_images_sampledata_1_iq-test_thumb_large200_200.jpg" as a jpeg.

IQ тесты – УЗНАЙ УРОВЕНЬ своего ИНТЕЛЛЕКТА!

Мы собрали ЛУЧШИЕ БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ НА определение IQ . В отведенное время ответьте на все 40 вопросов и определите свои слабые и сильные стороны. Сделайте интеллект вашим главным союзником для достижения поставленных целей!

Выбирайте любой из представленных ниже тестов на определение уровня IQ и приступайте к работе. Успехов!

Искали бесплатные тексты на интеллект? Вы нашли их! Обычно структура каждого "Айкью" теста представляет собой список вопросов, включающих и довольно простые задания, и весьма сложные. Например, испытуемому предлагают справиться с задачами, которые помогут определить качество вашего пространственного и логического мышления. Мы подготовили для вас целую серию испытаний. Выбирайте любой бесплатный IQ тест (платных мы не держим:) и начинайте мозговой штурм! У вас получиться!

Как тесты IQ прошли мировые знаменитости

Как зовут

Сфера деятельности

Проживание

Результат

Абрахам Линкольн

Руководитель государства

Соединенные штаты Америки

IQ - 128

Адольф Гитлер

Руководитель государства

Республика Германия

IQ - 141

Альберт Эйнштейн

Учёный в области точных наук

Соединенные штаты Америки

IQ - 160

Анди Уорхол

АРТ-деятель

Соединенные штаты Америки

IQ - 86

Арнольд Шварценеггер

Герой кинобоевиков

Республика Австрия

IQ - 135

Бенедикт Спиноза

Адепт философии

Республика Голландия

IQ - 175

Бенджамин Франклин

Политический деятель

Соединенные штаты Америки

IQ - 160

Билл Гейтс

Создатель корпорации «Microsoft»

Соединенные штаты Америки

IQ - 160

Билл Клинтон

Руководитель государства

Соединенные штаты Америки

IQ - 137

Блэйз Паскаль

Адепт философии

Республика Франция

IQ - 195

Бобби Фишер

Спортсмен-шахматист

Соединенные штаты Америки

IQ - 187

Буанаротти Микеланджело

Гений архитектуры

Республика Италия

IQ - 180

Чарльз Дарвин

Основатель теории эволюции

Великобритания

IQ - 165

Чарльз Диккенс

Деятель литературы

Великобритания

IQ - 180

Дэвид Юм

Адепт философии

Великобритания

IQ - 180

Галилео Галилей

Учёный в области точных наук

Республика Италия

IQ - 185

Джордж Фридрих Гендель

Музыкальный гений

Республика Германия

IQ - 170

Джордж Сэнд

Деятель литературы

Республика Франция

IQ - 150

Джордж Буш

Руководитель государства

Соединенные штаты Америки

IQ - 125

Джордж Вашингтон

Руководитель государства

Соединенные штаты Америки

IQ - 118

Ганс Христиан Андерсен

Деятель литературы, поэт

Республика Дания

IQ - 145

Хилари Клинтон

Политический деятель

Соединенные штаты Америки

IQ - 140

Имануил Кант

Адепт философии

Республика Германия

IQ - 175

Исаак Ньютон

Учёный в области точных наук

Великобритания

IQ - 190

Иоганн Себастьян Бах

Музыкальный гений

Республика Германия

IQ - 165

Иоганн Штраус

Музыкальный гений

Республика Германия

IQ - 170

Джон Кеннеди

Руководитель государства

Соединенные штаты Америки

IQ - 117

Джон Локк

Адепт философии

Великобритания

IQ - 165

Джозеф Гайдн

Музыкальный гений

Республика Австрия

IQ - 160

Каспаров Гарри

Политик и шахматист

Российская Федерация

IQ - 190

Леонардо да Винчи

Гениальная личность

Республика Италия

IQ - 220

Лорд Байрон

Деятель литературы

Великобритания

IQ - 180

Наполеон Бонапарт

Завоеватель

Республика Франция

IQ - 145

Людвиг Ван Бетховен

Музыкальный гений

Республика Германия

IQ - 165

Мадонна

Поп-исполнительница

Соединенные штаты Америки

IQ - 140

Мигель Сервантес

Деятель литературы

Испанская республика

IQ - 155

Николай Коперник

Учёный в области точных наук

Республика Польша

IQ - 160

Николь Кидман

Актриса

Соединенные штаты Америки

IQ - 132

Платон

Адепт философии

Республика Греция

IQ - 170

Рафаэль

Гений скульптуры

Республика Италия

IQ - 170

Рембрандт

Гений скульптуры

Голландия

IQ - 155

Рихард Вагнер

Музыкальный гений

Республика Германия

IQ - 170

Шакира

Поп-исполнительница

Колумбия

IQ - 140

Шэрон Стоун

киноактриса

Соединенные штаты Америки

IQ - 154

Софья Ковалевская

Математик, Деятель литературы

Российская Федерация

IQ - 170

Стивен Хокинг

Учёный в области точных наук

Великобритания

IQ - 160

Вольфгам Амадей Моцарт

Музыкальный гений

Республика Австрия

IQ - 165

Что же такое этот загадочный «Тест на определение уровня IQ»?

Все люди разные. Поэтому и неудивительно, когда один человек обладает более развитым уровнем интеллекта в сравнении с другим. Каждый из нас имеет определенное представление о своих возможностях. Но как точно их измерить? В этом случае в большинстве развитых стран мира на помощь приходит именно тест на определение IQ, выраженный в баллах.

В переводе с английского, аббревиатура IQ означает «коэффициент интеллекта». Этот показатель представляет собой количественную оценку уровня интеллекта отдельного индивидуума в сравнении с таким же показателем, принадлежащим среднестатистическому человеку одинакового с испытуемым возраста. Определить Айкью можно, пройдя представленные выше тесты, которые (как указывают эксперты) пусть и не дают оценку имеющимся у индивидуума знаниям, зато определяют его мыслительные способности. Наши тесты IQ - бесплатные шансы узнать насколько развит ваш интеллект!

Структура каждого Айкью теста представляет собой список вопросов, которые есть и попроще и посложнее. Испытуемому предлагается справиться с заданиями, касающиеся определения качества пространственного и логического мышления у человека. Вариации вопросов встречаются самые разные.Как показывает практика, чем выше опыт прохождения этих тестов, тем лучше результаты. Наибольшую известность среди подобных заданий «на IQ» приобрел тест Айзенка.

Ученые отмечают, что половина людей имеют IQ в переделах 90-110 баллов, остальные - либо ниже 90, либо выше 110 (примерно по 25%). По данным американских исследователей, средний показатель этого теста среди выпускников высших учебных заведений составляет 105 баллов. У отличников же он равен 130-140. Считается, что работать над улучшением умственных способностей нужно, когда IQ ниже 70.

В последние годы тесты на определение «Айкью» обрели невероятную популярность среди всего населения планеты. Их применяют везде: при поступлении в университеты и колледжи, при собеседованиях на работу, при сдаче экзаменов на водительские права и так далее. Россия также не осталась в стороне. Население нашей страны всецело заинтересовано в познании уровня собственного интеллекта, из-за чего многие жители стараются как можно больше узнать о тестах на определение интеллектуальных способностей и не прочь их пройти. Большой плюс таких тестов на опредление интеллекта - в их доступности. Если поискать в интернете тесты IQ - бесплатные непременно отыщете. Причем, далеко не все они будут грамотно составлены. Уникальность нашего сайта в том, что мы даем возмодность не просто пройти бесплатный IQ тест, но попытаться пройти тестирование, которое составил опытный специалист. То есть у нас настоящий тесты IQ.

Стоит отметить, что средний показатель IQ у населения отдельно взятой страны зависит от эффективности государственной машины и уровня внутреннего валового продукта. Кроме того, было проведено исследование, обнаружившее взаимосвязь между фактором общественного интеллекта и средними результатами по ЕГЭ (иностранный аналог SAT).

Тесты на IQ: как они построены

Существуют и другие вариации вопросов. Как показывает практика, чем выше опыт прохождения этих тестов, тем лучше результаты. Наибольшую известность среди подобных заданий приобрел тест Айзенка. Хорошую точность демонстрируют тесты, носящие имена своих создателей: Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра и Р. Б. Кеттелла. При этом на сегодняшний день никто пока не ввел единый стандарт, которому бы придерживались существующие тесты IQ.

Все тесты разделены на группы по возрасту, чтобы давать точную оценку интеллектуальному развитию человеку, соответствующую его годам. Говоря иначе, результаты тестов на определение IQ могут быть одинаковыми – например, у ребенка 11 лет и магистра математики. Это все потому, что на свой возраст они одинаково развиты. Если взять тест Айзенка, то создатель разработал его с целью определения уровня интеллекта у людей старше 18 лет.

История IQ и что на него влияет

Еще в 1912 году немецкий ученый Вильгельм Штерн впервые для широкой публики представил необычное на то время понятие «коэффициент интеллекта». Проводя свои исследования, он обратил свое внимание на недостатки, присущие одному из показателей шкал Бине, а именно – умственному возрасту. Чтобы определять точную оценку интеллекту индивидуума, Штерн предложил делить показатели умственного возраста на настоящий возраст (его еще называют хронологическим), и брать остаток от этой операции.

Первое появление термина IQ относится к 1916 году, когда он был использован в шкале Стенфорда-Бине. Но на сегодняшний день (возможно, из-за сильно возросшего интереса среди населения к показателям IQ) существует несколько других шкал, обоснованность применения которых не доказана. Поэтому сейчас достаточно сложно сравнить результаты, которые демонстрируют разные тесты. Потому психологи часто рекомендуют обращаться к классическим тестам на определение коэффициента развития интеллекта. Именно такие тесты мы и подобрали для вас.

Причины, влияющие на показатель IQ

Естественно, одной из основных причин, оказывающих серьезное влияние на уровень IQ, является наследственность. Основной упор в проводимых исследованиях на определение взаимосвязи между двумя этими показателями делался на детей. Результатами этих исследований стал достаточно сильный разброс в показаниях: одни ученые заявляли, что IQ зависит от имеющихся генов меньше чем наполовину; а другие и вовсе приводили данные, сообщающие о практически стопроцентой зависимости. Остальное, что могло повлиять на результаты тестов на определение IQ – это окружающая среда и обстановка, а также всевозможные ошибки, присущие подобным измерениям. То есть, согласно таким исследованиям, выходит, что уровень IQ во многом зависит от наследных генов.

Другой причиной, влияющей на показатели IQ, являются отдельные гены (мозговая деятельность обычного человека зависит от примерно 17 тысяч генов). Исследования показывают: отдельные гены влияют на существующий уровень IQ индивидуума, но на самом деле подобное их воздействие не оказывает сильного эффекта. Такая зависимость, выявленная в ходе проводимых исследований, оказывалась на уровне статистической погрешности.

На текущий момент начались исследования на поиск различий в геноме у людей с высоким и низким уровнем IQ. Если кому-то удастся выяснить генетические причины «мозговитости», тогда, возможно, и появится средство, позволяющее повысить уровень IQ у человека. Обладающие подобными знаниями государства быстрее уйдут вперед в плане экономического и технологического развития.

Третьей причиной, могущей повлиять на уровень IQ, выделяют окружающую среду. Конечно, все, что находится вокруг человека (в особенности, семья), оказывает влияние на его развитие. В ходе исследований было выявлено множество факторов такой зависимости. Они включали в себя доходы семьи, размеры дома и его цена, складывающиеся отношения между всеми членами семьи и так далее. Эта зависимость характеризуется коэффициентом, равным 0,25-0,35. Но по мере взросления человека подобное влияние постепенно снижается, пока не достигает нулевой отметки примерно в совершеннолетнем возрасте (данные исследования касались только полной семьи, где имеются два родителя и два ребенка).

На уровень развития IQ может сказать и неправильное питание. Так, проведенные недавно исследования показали, что употребление в пищу беременной женщиной рыбной продукции благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ее будущего ребенка.
Другое исследование, затронувшее около 13 тысяч человек, определило, что грудное вскармливание также положительно влияет на интеллект младенца. Правда, следует заметить, что сразу же после публикации данного исследования его раскритиковали. Причинами научного «нападения» стали неправильно проведенный анализ полученных данных, полное игнорирование существующих теорий.

Различия «Айкью» по человеческим группам

По мнению большинства специалистов, в среднем особой разницы в уровне развития интеллекта между мужчинами и женщинами, относящихся к единой возрастной группе, не наблюдается. Но именно у мужского населения наблюдается наиболее яркий разброс по этому показателю: то есть, очень много мужчин с высоким уровнем интеллекта и также много тех, у кого IQ достаточно низок. Кроме того, выражается данный показатель у женщин и у мужчин немного по-разному. Особенно ярко это заметно после пяти лет. По наступлению такого возраста у мальчиков начинается проявляться превосходство над прекрасной половиной человечества в плане пространственного интеллекта и манипуляции. Девочки же лучше проявляют вербальные функции.
К мужчинам отходит и лидерство в области математических способностей. Одна из американских исследовательниц пришла к выводу, что на каждых 13 мужчин, имеющих отличные способности к математическим операциям, приходится всего одна равная им женщина.

Расовые различия

Проводившиеся многочисленные исследования на выявление различий в среднем уровне IQ среди жителей Соединенных штатов Америки позволили сделать следующий вывод: у представителей афроамериканского населения этот показатель оказался равным 85 баллам, у латиноамериканцев – 89, белой расы – 103, азиатской – 106, а еврейской – 113.

При этом средний уровень IQ, если рассматривать данные по тестам полувековой давности, демонстрирует некоторые изменения. Так, на сегодняшний день IQ у негроидной расы в 1995 году соответствует IQ белых людей, живших в 1945 году. Поэтому «сваливать» все на генетические особенности людей представляется невозможным.

Не стоит отметать такой немаловажный фактор, как влияние социума на развитие интеллекта. Это особенно заметно у детей-сирот. Например, в тех же США уровень IQ у детей, чьим воспитанием занимались представители белой расы, примерно на 10% выше, чем у тех, кто жил в чернокожей семье. А в Великобритании данный показатель разниться еще интереснее: в интернатах черные дети имеют более высокий показатель IQ, чем их белые сверстники.

В ходе исследований ученые обнаружили закономерность, заключаемую в существующей разнице в среднем уровне IQ между жителями разных стран. По определенным данным на этот показатель влияет текущий размер ВВП, практическое использование демократических основ, уровни преступности и рождаемости населения, процентное соотношения между верующими и атеистами. В странах, относящихся к группе развивающихся, помимо приведенных причин также оказывает влияние на средний уровень IQ и некачественное питание вкупе с многочисленными болезнями. В связи с этим просим ознакомиться с юбопытной картой...

Взаимосвязь здоровья, возраста и IQ

Правильно составленный рацион, тем более на ранних стадиях развития человека, благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей. В качестве примера можно привести фактор недостаточности йода в организме: при его наличии средний показатель IQ снижается на 12 баллов. Те же, кто имеет достаточно высокий показатель интеллекта, дольше живут и реже болеют.

IQ выступает в качестве мерила интеллектуальных способностей человека, которые достигают максимальных значений в 26 лет. Дальше они постепенно снижаются.

IQ взрослого человека в большей степени, чем у детей, обуславливается генетической наследственной. У последних влияние на данный показатель оказывает окружающая среда. Часть детей в силу определенных жизненных особенностей вначале опережает сверстников по уровню интеллекта, но со временем их показатели выравниваются.
Школьные успехи

Представители Американской психологической ассоциации отметили, что у детей, чьи результаты по IQ тестам имеют высокие показатели, гораздо лучше усваивается подаваемый в школе материал, чем у получивших более низкие баллы. Подобная корреляция достигает отметки в 0,5. Тесты на определение уровня интеллекта позволяют заранее отобрать одаренных от природы детей, чтобы обучать их по отдельной, ускоренной программе.

Доходы, с клонность к преступлениям и IQ

Часть исследований, посвященных влиянию уровня IQ на жизнедеятельность человека, показывает, что более высокий интеллект увеличивает производительность отдельного индивидуума – соответственно увеличивается и его доход. Причем данный показатель не зависит от социального окружения человека, включая его семью.

Американская психологическая ассоциация в одном из своих докладов заметила, что уровень интеллекта мало связан со склонностью человека совершать преступления. Корреляция в данной случае составляет всего 0,2. Здесь важно отметить, что причинно-следственные связи являются косвенными. То есть, не всегда слабая успеваемость в школе объясняется низким уровнем IQ, но она часто влияние на возможность становления человека на преступный путь.

Артур Дженсэн приводит информацию, согласно которой наибольший процент преступлений приходится на людей, имеющих IQ в пределах от 70 до 90 баллов.

Научные достижения и т рудовая деятельность

По данным некоторых исследований можно сделать вывод о том, что успехи в научной сфере деятельности в большей степени зависят от таких черт характера, как целеустремленность и нестандартное мышление. Но доктор Айзенк приводит другие данные, согласно которым уровень интеллекта успешных ученых ниже, чем у их коллег, получивших Нобелевскую премию. Средние показатели тестов IQ составляли 166 баллов. При этом часть ученых демонстрировали максимально возможный уровень, равный 177 баллам. Пространственный IQ составлял по данным ученого 137 баллов, хотя в более молодом возрасте он должен был быть выше. А математический средний IQ – 154.

Двое ученых, Франк Шмидт и Джон Хантер, пришли к выводу, что при равном количестве опыта более производительным станет тот человек, у которого выше уровень IQ. Как отмечают исследователи, развитие интеллекта оказывает влияние на все виды деятельности человека, однако его уровень отличается в зависимости от выбранной сферы деятельности. Из этого можно сделать вывод о том, что работа, где предусматривается длительный мозговой труд, будет недоступна тем, у кого IQ низкий. И в то же время, на деятельность, связанная с физическими нагрузками, не скажется серьезно размер этого коэффициента.

Please enable JavaScript to view the