Князь багратион война и мир характеристика. Шенграбенское сражение в романе «Война и мир. Образ и характеристика князя багратиона в романе война и мир толстого сочинение

Русские и французские полководцы в романе «Война и мир»

Среди исторических персонажей романа “Война и мир” центральное место занимают и русские, и французские полководцы. Нравственные качества и историческую роль русских полководцев Толстой оценивал по их умению чувствовать настроение армии и народа. В своем романе писатель провел тщательный анализ их роли в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1805 г.

Толстой изображает Кутузова полководцем, воплотившим в себе дух народа. Таким, выражающим нужды и мысли солдат, он выступает и под Браунау, и под Аустерлицем, и когда он ощущает, как свою личную рану, бегство солдат с Праценских высот. Это “старый человек”, с рыхлым телом и изуродованным лицом, быстро утомляющийся и любящий поспать, но, руководя армией, он проявляет тонкую и умную дипломатичность, острый ум и полководческий талант. Для России Кутузова - свой, родной человек, и когда решается вопрос о судьбе России, народ требует назначения его главнокомандующим. Толстой считал, что судить о значении того или иного выдающегося лица можно только по соответствию его действий духу народной жизни, духу добра и правды. Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, и он считает своим долгом руководить духом войска и себя чувствует выразителем этого духа. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа. Понимая, как никто, народный характер войны 1812-го года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Услыхав о бегстве французов из Москвы, Кутузов сказал дрожащим голосом: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”,- и он заплакал. Цель Кутузова, по мнению Толстого, была достойною и полностью совпала с волею народа. Именно поэтому она была “так совершенно достигнута”.

Багратион - один из немногих, кто обладает качествами, которые по мнению Толстого соответствуют идеалу “народного” полководца. Полководческий талант Багратиона проявился и в его нравственном влиянии на солдат и офицеров. Уже одно только его присутствие на позициях поднимало их боевой дух. Любые, даже самые незначительные слова Багратиона исполнены для них особого смысла. “- Чья рота? - спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков”. Толстой комментирует: “Он спрашивал: “Чья рота?”, а в сущности он спрашивал: “Уж не робеете ли вы тут? “ И фейерверкер понял это.

Багратион накануне Шенграбенского сражения - смертельно уставший человек “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами” и “неподвижным лицом”, равнодушный к происходящему. Но с началом сражения полководец преобразился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Багратион не боится подвергнуть себя опасности в бою, он сражается бок о бок рядом с простыми солдатами и офицерами. Под Шенграбеном его личного примера оказалось достаточно, чтобы воодушевить войска и повести их в атаку. Толстой подчеркивает его талант полководца, который всегда знает, чего он хочет, и, главное, знает, как этого добиться. Кажущаяся бездеятельность в Шенграбенском сражении - это лишь тонкий стратегический ход, который оказался самой эффективной моделью поведения. Он только делал вид, что командует, а на самом деле он старался не мешать естественному ходу событий.

В отличие от большинства других полководцев, Багратион изображен во время сражений, а не на военных советах. Смелый и решительный на поле боя, в светском обществе он робок и застенчив. На банкете, устроенном в Москве в его честь, Багратион оказался “не в своей тарелке”: “Он шел не зная куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Узнав Николая Ростова, он сказал “несколько нескладных, неловких слов, как и все слова, которые он говорил в этот день”.

Багратион многими качествами напоминает Кутузова. Оба полководца наделены высшей мудростью, историческим чутьем, всегда поступают именно так, как нужно в данный момент, проявляют подлинный героизм, непоказное величие. “Неторопливый” Багратион как бы дублирует “бездействующего” Кутузова: не вмешивается в естественный ход событий, интуитивно прозревая их смысл, не препятствует действиям подчиненных.

Барклай де Толли - один из самых известных военачальников 1812 года. Но в редких суждениях героев романа Барклай де Толли назван “непопулярным немцем”, “не внушающим доверия”: “стоит за осторожность”, избегает сражений. Слова капитан Тимохина свидетельствуют о непопулярности Барклая де Толли в армии. Тимохин, выражающий народную точку зрения, на вопрос Пьера Безухова, что он думает о Барклае, ответил уклончиво: “Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший (Кутузов) поступил...”. Ему не находится места в народной войне, несмотря на его честность, “немецкую” исполнительность и аккуратность. Барклай, по мнению писателя, слишком рассудочен и прямолинеен, далек от национальных интересов, чтобы эффективно участвовать в таком стихийном событии, как Отечественная война.

При штабе государя на начальном этапе войны состояло множество генералов, которые “находились без военных должностей при армии, но по своему положению имели влияние”. Среди них Армфельд - “злой ненавистник Наполеона и генерал, уверенный в себе, что имело всегда влияние на Александра”, Паулучи, “смелый и решительный в речах”. Один из “кабинетных теоретиков” - генерал Пфуль, пытавшийся “руководить делом войны”, не участвуя ни в одном сражении. Его кипучая деятельность ограничивалась составлением диспозиций и участием в военных советах. В Пфуле, подчеркивает Толстой, “был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков-генералов”, но “он был типичнее всех их”. Главные отрицательные черты этого генерала - крайняя самоуверенность и прямолинейность. Даже когда Пфулю угрожала немилость, он больше всего страдал от того, что не сможет теперь доказать превосходство своей теории, в которую фанатично верил.

Толстой показал русскую армию на разных иерархически уровнях. Изображению французской армии и французских полководцев уделяется гораздо меньше внимания. Отношение писателя к французским полководцам крайне негативное. Это обусловлено тем, что армия, возглавлявшаяся французскими полководцами, вела несправедливую, захватническую войну, тогда как русская армия и многие русские полководцы участвовали в справедливой народно-освободительной войне.

Подробно изображены два французских полководца - Мюрат и Даву. Они показаны, в частности, через восприятие Балашова, посланца Александра I, который встречается и с тем и с другим. В авторских характеристиках Мюрата господствует иронический тон, его внешний облик и поведение подчеркнуто комичны: “ На вороной лошади с блестящею на солнце сбруей ехал высокий ростом человек в шляпе с перьями, с черными, завитыми по плечи волосами, в красной мантии и с длинными ногами, выпяченными вперед, как ездят французы”. “Неаполитанский король” Мюрат - всадник с “торжественно-театральным лицом”, весь “в браслетах, перьях, ожерельях и золоте” - напоминает мушкетера из приключенческих романов А. Дюма. В изображении Толстого это опереточная фигура, злая пародия на самого Наполеона.

Маршал Даву - полная противоположность легкомысленному и глуповатому Мюрату. Толстой сравнивает Даву с Аракчеевым: “Даву был Аракчеев императора Наполеона - Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью”. Это один из людей, противопоставивших “живой” жизни бюрократическую рутину. Наполеоновскому маршалу нравится внушать страх, видеть в людях “сознание подвластности и ничтожества”. Даву - нравственно мертвый человек, но даже он способен испытать простое человеческое чувство, на мгновение “причастившись” человеческому братству. Это произошло, когда взгляд маршала, судившего “поджигателей” Москвы, и Пьера, его подсудимого, встретились: “Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечества, что они братья”. Но “порядок, склад обстоятельств” заставляет Даву творить неправедный суд. Вина “французского Аракчеева”, подчеркивает Толстой, огромна, ведь он даже не пытался сопротивляться “складу обстоятельств”, став олицетворением грубой силы и жестокости военного бюрократизма.

Многие полководцы не выдерживают строгого нравственного суда Толстого-историка и художника. Генералы-”чужеземцы” на русской службе - штабные теоретики. Они много суетятся, думая, что от их диспозиций зависит исход сражений, но реальной пользы не приносят, так как ими руководят только эгоистические соображениями. На поле боя их не увидишь, но зато они участвуют во всех военных советах, где отважно “сражаются” в словесных баталиях, как, например, на военном совете накануне Аустерлицкого сражения. Все, о чем многозначительно рассуждают генералы, продиктовано их мелочностью и непомерным самолюбием. Например, возражения Ланжерона, критиковавшего диспозицию самонадеянного и гордого Вейротера, “были основательны”, но их настоящей целью было “как можно язвительнее оскорбить Вейротера в его авторском военном самолюбии”.

Одним из реальных героев романа Льва Николаевича Толстого, был Багратион. Он был не только военачальником, но и героем Отечественной войны 1812 года. Толстой описывает его как человека невысокого роста, с проявлением в лице восточного типа, не молодым, но еще и не старым. В романе «Война и мир» именно он был благословлен Кутузовым во спасение армии, именно его назначили руководящим Шенграбенским сражением. Хотя он и выполняет свой долг героя войны.

До начала сражение он приставлен как замученный, уставший полководец, который кажется, абсолютно равнодушен к тому, что происходит вокруг него. Но ситуация резко меняется когда сражение начало набирать обороты, вся его усталость как будто растворилось, глаза восторженно загорелись и это казалось как будто совершенно другой человек. Он не боялся ни какой опасности, он мог встать с рядовыми солдатами в один строй, тем самым пытаясь поддержать настрой своих бойцов. За отвагу его очень любили и уважали, он не давал явных приказов. Багратион на своем примере показывал солдатам, как нужно сражаться и всегда вел их в атаку с чувством уверенности в победе.

Л.Н.Толстой описывает Багратиона как человека знающего какими путями следует достигать поставленных целей, и практически всегда доводит дело до конца. Он не влезал в течение событий происходящих на Шенграбене, со стороны это казалось абсолютным бездействием. На самом деле, его поведение говорило об обратном. Это была тактика полководца, особый стратегический ход. Он был весьма решителен, тверд и честен, как военачальник Багратион считает бессмысленным принимать участиев военных советах. Считая, что это пустая трата времени.

Автор считает, что героев в романе не нужно выставлять на показ, ведь истинные герои в основном всегда играют второстепенную роль. Они скромны и незаметны. Таким был изображен и Багратион. Хотя он и считается второстепенным персонажем, читателю виден его героизм и стремление к победе. Еще во время Аустерлицкого сражения уже было показан его героизм и отвага.

В поэме четко подчеркнуто, что герой, так пылко сражавшийся на войне, в светских кругах ведет себя абсолютно скованно. Во время обеда посвященного в его честь, он описывается автором как застенчивый и робкий человек. Ему было спокойней ходить под пулями, нежели на глазах стольких людей чувствовать себя неловко

Багратиона можно охарактеризовать как идеального полководца, который стремиться к исполнению своего долга.

Сочинение 2

Багратион был настоящим, реально существующим героем романа. Помимо того, что он являлся военачальником, он был ещё и героем, прошедшим Отечественную войну в 1812 году. Описывая его внешность, автор выделил его невысокий рост, в некоторой степени восточные черты лица. По возрасту он был ещё не старик, однако уже и не молодой человек. Этого то героя и благословляет Кутузов на руководящую должность в Шенграбенском сражении.

За некоторое время до этой войны, Багратиона Толстой представляет нам ка измученного и уставшего генерала, которому будто бы всё равно что происходит. Однако он сразу же превращается в другого человека, когда сражение уже близко. Его глаза начинают сверкать жизнерадостным блеском, а его прежняя усталость мигом улетучивается. В разгаре боя он не боялся быть раненым или вовсе убитым. Он мог запросто встать в одни ряды с простыми солдатами. Этим он сильно повышал моральный дух войска. Его весьма уважали и почитали как обычные рядовые, так и офицеры за то, что он был бесстрашным и смелым человеком. Однако внятных приказов он практически никогда не отдавал. Подражая Багратиону, солдаты брали с него пример и бодрым шагом шли в атаку, не боясь смерти. Герой никогда не сомневался в победе русского воинства.

Этому человеку вполне понятно, каким образом необходимо достичь поставленных перед собой целей. По сути, он во всё время своего существования доводил все дела до конца. Однако в жаркие события Шенграбена он старался не совать свой нос. С другой стороны можно было принять это за отсутствие какого либо действия с его стороны в этом сражении. Но на самом же деле это была его особенная тактика. Так сказать стратегический манёвр. Его основными положительными качествами были решительность и уверенность в собственных возможностях. На военные советы он приходить не любил, так как считал, что они по большей части бесполезны.

Как считает Толстой, героев совсем не обязательно показывать всему свету. Ведь настоящие герои не кричат о себе, чтобы на них обратили внимание. Багратиона автор изображает именно таким героем, скромным и непримечательным.

Персонажу было не ловко чувствовать себя в светском кругу. Ему больше нравилось находиться под свистом пуль.

Вариант 3

Знаковое произведение, которое внесло огромный вклад в развитие мировой литературы Толстого, содержит в себе огромное количество персонажей, которые тем или иным образом влияют на само повествование картины, что делает данное произведение одним из самых интересных и речи табельных. Потому и можно бесконечно говорить об образах персонажей в произведениях, об особенностях их характеров и взаимоотношений. Одним же из самых запоминающихся в произведении стал Князь Багратион.

Князь Багратион – знаменитый полководец, который также весьма талантлив в своём деле, ведь многие окружающие люди в произведении говорят о нём, как о лучшем полководце своего времени, что как никак характеризует персонажа, как достаточно хорошего полководца. Он выиграл множество сражений, и отнюдь немалое количество с помощью своей тактики и хитрости. Благодаря данным победам он очень сильно прославился, что сделало из него человека, о котором все говорят.

По характеру же Багратион достаточно добродушный, но в тоже время его добродушие не мешает ему быть очень строгим начальником, который не потерпит от своих подчинённых каких либо низменных поступков, ведь Князь Багратион человек чести. Он очень сильно дорожит своими человеческими идеалами. Князь Багратион никогда не поступит так, как запрещает поступать доброму господину честь, что и корректирует его действия при ведении боя. Он хоть и понимает, что противника необходимо уничтожить, но при этом он также понимает, что по ту сторону баррикад люди, точно такие же люди, как и он, как и любой другой солдат в армии, со своими проблемами, семьями, и переживаниями. Но так как железную волю этого человека не сломить, он не даёт вольностей чувствам, понимая важность своей работы, что и делает его отличным командующим.

В мирной же жизни он проявляет себя как сдержанный, достаточно руководимы разумом человек, который не позволяет себе вольностей, всегда думая о том, что, и кому он, что либо говорит. Его друзья характеризуют его как очень доброго, приятно в общении человека, однако он часто доходит до крайностей в своём стремлении соответствовать своим моральным идеалам, зачастую заходя слишком далеко в попытках их достичь. Потому многие люди считают его нелицеприятным человеком, который не умеет веселиться, однако, в любом случае уважают его, так как он человек чести.

Так или иначе, Князь Багратион прекрасный персонаж, который одним своим присутствием очень сильно дополняет литературную картину произведения, добавляя в неё огромное количество красок, и делая её более живой, и более насыщенной.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

    Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана

  • Сочинение Дубровский благородный разбойник 6 класс

    Жил на белом свете сын помещика Владимир Дубровский. Мать рано умерла, и отец отдал его в кадетское училище. Сам отец, бывший поручик гвардии, придерживался смелых взглядов, мог не побояться правду в глаза сказать

  • Архип в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Архип - это кузнец, один из второстепенных героев романа А.С. Пушкина Дубровский. Он хоть и является простым слугой в доме хозяина, но обладает таким свойством характера, как самостоятельность

  • Характеристика и образ Милона в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    В комедии Фонвизина «Недоросль» высмеиваются невежественные дворяне, которых в России было очень много. Такие персонажи кажутся еще более смешными, на фоне воспитанных и благородных людей, таких как Милон.

  • Мрія – це те, що завжди важко виконати. Але саме це почуття підтримує в нас життя, прагнення до неї, прагнення до якоїсь мети, і це дуже важливо. Адже коли у людини немає ніякої особливої мети, йому важко живеться

На вопрос Какую задачу поставил Кутузов перед Багратионом в романе Война и Мир??? заданный автором Начальник ЖЕКа лучший ответ это Замысел главнокомандующего русской армией Кутузова состоял в том, чтобы путём активной обороны нанести французским войскам как можно большие потери, изменить соотношение сил, сохранить российские войска для дальнейших сражений и для полного разгрома французской армии. В соответствии с этим замыслом был построен боевой порядок российских войск.
Начальная позиция, выбранная М. И. Кутузовым, выглядела как прямая линия, идущая от Шевардинского редута на левом фланге через большую батарею на Красном холме, названную позднее батареей Раевского, село Бородино в центре, к деревне Маслово на правом фланге. Оставив Шевардинский редут, 2-я армия отогнула левый фланг за реку Каменку, и боевой порядок армии принял форму тупого угла. Оба фланга русской позиции занимали по 4 км, но были неравнозначны. Правый фланг образовывала 1-я армия генерала-от-инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли в составе 3 пехотных, 3 кавалерийских корпусов и резервов (76 тысяч человек, 480 орудий) , фронт его позиции прикрывала река Колоча. Левый фланг образовывала меньшая по численности 2-я армия генерала-от-инфантерии П. И. Багратиона (34 тысячи человек, 156 орудий). Кроме того, левый фланг не имел таких сильных естественных препятствий перед фронтом, как правый. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга стала ещё более уязвимой и опиралась только на три недостроенных флеши.
В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилёву, где он после боя под Салтановкой перешёл Днепр и 3 августа соединился с 1-й западной армией Барклая-де-Толли под Смоленском.
Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения.
При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру - люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким, каким он изображен на портрете - с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении:
«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола… »
Полководец был перевезён в имение своего друга, князя Б. А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону) , в село Симы Владимирской губернии.
24 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 17 дней после ранения. Согласно сохранившейся надписи на могиле в селе Сима, он скончался 23 сентября.


Среди героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий. Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года. Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона «невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком». В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии. Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг». И герой выполняет свой долг. Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам. Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска.

Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку. Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца, всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое «противно человеческому разуму и всей человеческой природе». Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты. Таким изображается и Багратион. Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу. Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско. Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной. Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, «давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...". Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе. На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа. Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное. Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение. Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен. Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести. Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.

Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Юрченко А.Н. (под руководством Березниченко А.А.) Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова Таганрог, Россия The image of P.I.Bagration in the novel of Leo Tolstoy «War and peace». Yurchenko A.N. (under the guidance of Bereznichenko A.A.) Taganrog aviation College named V.М.Petliakov Taganrog, Russia РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА ФИО: Юрченко Анна Николаевна Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова, факультет «Производство летательных аппаратов», 1 курс Адрес: индекс – 346846,Ул.Октябрьская,д.114, с. Беглицкая Коса Ростовская область E-mail: [email protected] Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Секция: филология в современном контексте Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Многим героям и их прообразам посвящены на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» прекрасные слова и нередко объективная оценка их поступков и действий в период Отечественной войны 1812 года. Среди сотен героев романа особое место занимают такие исторические личности, как М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д.И.Давыдов (прототип образа Денисова), П.И.Багратион. Особый интерес вызывает личность Петра Ивановича Багратиона, который предстает перед нами в романе как истинный герой Отечественной войны: «героем из героев был князь Багратион...» Реальное историческое лицо – Петр Иванович Багратион происходил из царственного грузинского рода, правившего Грузией около 10 веков. При присоединении Грузии к Российской империи в 1801 и утверждении «Общего Российского гербовника» в 1803 году ветвь Багратионов внесена в роды российских княжеств. Князь Багратион, не имея протекции, не получил, как другие князья, генеральский чин к тридцати годам. Но собственными заслугами и героическими поступками в различных военных акциях был отмечен Потемкиным и Суворовым. Последний подарил молодому князю шпагу за личное мужество. Багратион дослужился до звания генерала уже в 1809 году. Предвидя наступление войск Наполеона на Россию, стал одним из инициаторов заблаговременной подготовки к обороне родины и создания партизанского движения. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим князя Багратиона, как один из центральных образов, передающих толстовскую идею простого героизма. Настоящий герой, по Толстому, очень скромен и даже неуклюж в обществе, но отчаян и бесстрашен в борьбе. Таким предстает Багратион по замыслу писателя перед Шенграбенским сражением. Он очень устал, «с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами», равнодушен к происходящему вокруг. Но как только начался бой, сохраняя внешнее спокойствие, князь преображается и как будто горит изнутри: « круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность». Мысль Л.Н.Толстого о поведении настоящего главнокомандующего, ведущего войска к победе, дублируется на страницах романа. Это человек, который не спорит с судьбой, но позволяет событиям развиваться по их естественному течению. Таким изображен Кутузов, который спит на совете в Филях, таким нарисован Багратион, неторопливо соглашающийся с действиями своих подчиненных и естественным ходом событий на поле боя при Шенграбене. Он воодушевляет солдат, сражается с ними наравне, плечом к плечу, но одновременно следит за общим ходом сражения, проявляя при этом мудрость истинного полководца. С. И. Леушева, проанализировав изображение исторической битвы в романе, точно подметила, что «...искусство Багратиона и героизм русских войск... обеспечили успех Шенграбенского сражения» (2). Однако не все в Москве понимали истинное значение военных действий в Австрии и возносили Багратиона в упрек «провалившему» дело Кутузову. Поэтому, по замыслу автора, совершенно другим прорисован герой Багратион на обеде в Английском клубе. Его неуклюжесть и растерянность в свете должна контрастировать с его героизмом и отвагой в горниле военных действий. “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Создается впечатление, что «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездою» князь выглядит комично, он явно здесь чужой. Подобным образом в романе изображены все настоящие герои своей Родины - Кутузов, Денисов, Багратион. Они смешны на фоне светского общества и отважно героичны в своей стихии – на поле брани. Главным мерилом человеческого достоинства Толстой определил народную любовь. Этой любви и признания у Багратиона было достаточно. Простые солдаты, которых он вдохновлял перед боем словами: «Я всегда с вами, а вы - со мной!» - обожали князя, называли своим отцом. Они видели в нем божественную искру, считали его связующим звеном между ратью и Богом, так подсказывала им любовь и говорила его необычная фамилия. Как все защитники отчизны, не мыслящие борьбы без победы, исторический князь Багратион не смог пережить оставление Москвы. Он отдал слишком много жизней своих солдат на Бородинском поле, готов был положить свою, но не мог ни на секунду представить, что все это было зря. Толстовский «лев русской армии» погиб на поле боя, как и полагается художественному герою. Многие историки правдиво отмечают нечеткость и историческую недостоверность романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считают, что на это произведение нельзя опираться, как на действительный источник. Около 300 ошибок обнаружено И. Козловым на страницах романа (4). Однако, это нисколько не умоляет значимости Отечественной войне 1812 года. П.И.Багратиона и его роли в Благодаря художественному образу в романе о князе Багратионе – герое войны и бескорыстном, отважном человеке узнал весь мир. Исторически достоверен тот факт, что Наполеон, сам будучи гениальным полководцем и хорошо разбиравшись в людях, отмечал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона»(3). 1.Л.Н.Толстой. Война и мир. В 2 книгах, М., АСТ, 2008. 2.С.И. Леушева. Роман Толстого «Война и мир», М., Учпедгиз, 1957, стр. 47. 3.Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию, М., 1938, с.159 4. http://vn.ru/index.php?id=95021