«Князь Олег в литературе и истории

В «Повести временных лет» есть легенда о смерти киевского князя Олега (X век), якобы предсказанная ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна). Легенда о
смерти князя Олега привлекла внимание великого русского поэта А. С. Пушкина, и он воплотил ее в поэтические строки своей знаменитой «Песни о вещем Олеге». Мы
читаем это произведение, и перед нами предстают картины «старины глубокой», открывается поэтически воспроизведенная картина нравов, отношений и
характеров давно прошедшего времени. Мы словно попадаем в те далекие годы, когда существовала Киевская Русь, слышим старинную речь, видим вещего князя,
«могущего воителя» , его любимца-коня, другая соратника, и его дружину, и мудрого провидца. Образ этого «вдохновенного кудесника» - «любимца богов» -
представляется особенно торжественным и необычным. Чувствуется, что этот герой дорог автору ничуть не меньше, чем сам «вещий Олег», о котором сложена
«Песнь…». Вот перед нами описание первой встречи вещего Олега с мудрым старцем:

* С дружиной своей, е цареградской броне,
* Князь по полю едет на верном коне.
* Из тёмного леса навстречу ему
* Идёт вдохновенный кудесник…

* Покорный Перуну старик одному.
* Заветов грядущего вестник.

Чувствуется и уважение к его преклонным годам, прошедшим в «мольбах и гаданьях», и преклонение перед его мудростью. Именно устами кудесника-волхва Пушкин
отдает дань восхищения мужественному князю, прославившему себя в суровых походах.

«Заветов грядущего вестник», умудренный богатым жизненным опытом, предсказывает князю Олегу его будущее, но тот внутренне спорит с прорицателем, не хочет
ему верить (услышав предсказание, князь «усмехнулся; однако чело и взор омрачилися думой»), он пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Через
много лет, возвратившись из походов, Олег вспоминает о своем верном товарище, а услышав о смерти коня, он, как ему кажется, побеждает в споре с мудрым старцем
и произносит слова, снижающие ореол прорицателя: «Ты лживый, безумный старик». Но, наступив на череп коня и приняв смерть от укуса «гробовой змеи», князь тем
самым подтверждает, что мудрый кудесник не ошибся.

В летописном сказании о смерти Олега все внимание сосредоточено на самом событии, и кудесник появляется только для исполнения своей определенной роли, а в
произведении А. С. Пушкина мудрый старец представлен центральным и равноправным персонажем:

* «Волхвы не боятся могучих владык,
* А княжеский дар им не нужен;
* Правдив и свободен их вещий язык
* И с волей небесною дружен».

Именно в этих словах волхва, произнесенных с такой гордостью, отражены самые дорогие для Пушкина качества человеческой личности: внутреннее достоинство,
независимость, мудрость человека, умение прорицать и способность говорить правду.

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
  2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

  3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
  4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

    Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

    Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

    …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

    Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
  6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
  8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

  9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
  10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

  11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
  12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

    Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

  13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
  14. План баллады

    1. Встреча вещего Олега с кудесником.
    2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
    3. Расставание с конем.
    4. Весть о смерти коня.
    5. Олег у останков своего боевого това-рища.
    6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
    7. Тризна по князю Олегу его дружины.

    План отрывка из летописи

    1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
    2. Смысл предсказания.
    3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
    4. Желание увидеть кости коня.
    5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
  16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

  17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
  18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественные приемы в песне о вещем олеге
  • тест по песни о вещем олеге
  • вопросы и ответы о а.с.пушкине
  • что мы узнаем об олеге из баллады пушкина
  • сравнть балладу с лнтописнам источником

1.Вы прочитали стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?

Взволновала судьба Олега, было жаль, что он погиб не на поле боя, а от укуса змеи. Запомнилась его встреча с предсказателем и его пророчество о смерти Олега.

2.Какими вы представляете себе князя Олега, кудесника?

Олег - разумный и справедливый владыка, "могущий воитель", славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи - Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

Кудесник - «вдохновенный», старик, волхв, мудр и проницателен, язычник, верует в Перуна и силы земли.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далёкого времени, используя слова и выражения из текста.

Князь Олег, правил на Руси в 10 веке, об этом свидетельствует «Повесть временных лет». Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником, на его размышления над предсказанием, отношением к коню.

Князь Олег - статный правитель, храбрый, умный, смелый, отважный, могучий. У него «светлое чело», «под грозной броней ты не ведаешь ран», уверенно держится в седле, зная, что под ним «верный конь». Он держится с достоинством, со стариком говорит с уважением. Когда услышал роковое предсказание «Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой». Он слез со своего коня, ласково с ним попрощался, приказал его досматривать и холить. Он привязан к коню, как к верному другу, "гладит и треплет" его по шее крутой. Для князя Олега его конь - "верный слуга", участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?

Кудесник - «вдохновенный», мудрый старец, язычник, так как верен Перуну, появляется перед дружиной из темного леса. Автор называет его «заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец богов», «волхв».

«правдив и свободен их вещий язык»…

4. Какой эпизод в стихотворении самый напряжённый, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение?

Думаю, что самый напряженный момент - это укус князя змеей, в тот момент, когда он наступает на череп коня.

Олег вместе с дружиной вспоминает о своем боевом коне и предсказании. Узнав, что конь давно умер, он вместе с Игорем и старыми гостями отправляются на холм у берега Днепра. Здесь лежат кости коня. Князь наступает на череп и горит «Спи друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил…» И вдруг шипя из черепа выползала змея и ужалила князя. Он вскрикнул. На холме сидят князь Игорь и Ольга, они поминают Олега, а дружина пирует у берега.

5. Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени.

Об этом свидетельствуют следующие строки:

«И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…»

«на холме крутом, давно уж почил непробудным он (конь) сном»

Так же об этом свидетельствует естественная смерть коня и его кости на холме.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Почему А.С.Пушкин изображает рядом с князем Олегом вдохновенного кудесника?

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?

Автор отмечает эпитет «на тризне плачевной Олега», т.е. тризна не печальная, а плачевная, что значит жалобный, внушающий сожаление, жалость. Так как Олег сам в некоторой степени виновен в цепи роковых событий, финалом которых была его смерть.

3. Попробуйте доказать, что произведение А.С.Пушкина - эпическое произведение.

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

В тексте помещена иллюстрация В.М.Васенецова «Вещий Олег и волхв». Как изобразил художник князя Олега, кудесника? Таким ли вы представляли героев стихотворения?

Князь Олег изображен мужественным, статным, похожим на богатыря. Кудесник похож на гусляра, это старец в белых одеждах, с блинной бородой и седой. Да, представление похожее.

Сочинение на тему «Песнь в вещем Олеге» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Александр Сергеевич бережно относился к историческому наследию своей Родины, поэтому не раз в своих произведениях обращался к этим темам. В основе баллады «Песнь в вещем Олеге» лежит запись о походе князя Олега в «Повести временных лет» Нестора. В летописи Нестора повествуется, что «волхвы предсказали князю, что ему суждено умереть от любимого коня своего. Прошло четыре года: в осень пятого Олег вспомнил о предсказании, и, слыша, что конь давно умер, посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила князя, и герой скончался..». Воспроизводя летописный текст, Карамзин описывает те же факты в произведении, но делает собственные выводы.


Легенду о смерти Олега знал с юности. Она поразила воображение поэта своим драматизмом. передает эту легенду, облекая в поэтическую форму, наполняет более эмоциональным звучанием, выделяя мотив привязанности князя к своему коню и добавляя новый образ «вдохновленного кудесника», имеющий особую значимость.
Реально существовавший князь Олег многое сделал для благополучия своего народа: он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор. Поэтому и в памяти народа он оставил неизгладимый след. О правителе сложено много песен, легенд и преданий, в которых воспевались его мудрость, талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого правителя. Это отражено и в «Песне о вещем Олеге».
С этого момента князя стали считать «вещим». рассказывает об Олеге как о былинном богатыре, которого берегла судьба. Известно, что князь прожил до глубокой старости. Такая легендарная личность не могла просто тихо умереть в своей постели смертью простого человека. Его гибель в бою или смерть должны быть как знамение, как высшая воля, таинственная и неизбежная, способная породить легенды и сказания, навсегда остаться в памяти потомков. Но рока не избежать, судьба предначертана. Чтобы подчеркнуть свою мысль, уже в начале произведения иронично называет Олега «вещим».
Поэт должен быть свободен, он не страшится гнева властей за правдивое повествование, ведь он в ответе перед потомками. Позднее эта мысль получила продолжение в исторической трагедии «Борис Годунов». Летописец Пимен предстает перед читателями как ревностный историк, стремящийся только к достоверному отражению фактов.
Таким образом, в рассказанной А.С. ым легенде о славном князе Олеге, отражены две основные мысли автора: мнение о неизбежности судьбы и о высшем предназначении поэтов как волхвов, чья основная задача состоит в реальном отражении события.