Краткое содержание произведения вий. Вий, гоголь николай васильевич

Название: Вий

Жанр: Повесть

Продолжительность: 9мин 12сек

Аннотация:

Три студента из Киевской бурсы отправляются на каникулы. Плутая в ночи, они надеются найти деревню недалеко от главной дороги, где можно отдохнуть и поесть. В конечном итоге им удается выйти к домам и ферме. Старая женщина говорит им, что у нее мало места в доме и она не может приютить путешественников, но в конце концов позволяет им остаться. Хоме Бруту достается место в хлеву. Ночью старуха приходит к Хоме. Она прыгает ему на спину, и он обнаруживает, что скачет с ней по селу да с такой прытью, на которую никогда раньше не был готов. В конце концов он избавляется от нее, читая вслух молитвы, а потом едет уже на ее спине, колотя поленом в качестве наказания. А с восходом солнца старуха превратится в красивую панночку.
После пережитого Хома решает провести каникулы в Киеве, однако по возвращении ректор отправляет его читать молитвы над мертвой дочерью сотника. Выясняется, что это та самая панночка. Хома должен три ночи читать над ней молитвы в церкви.
В первую ночь Хома чертит вокруг себя мелом круг и восставшая из гроба панночка не может его найти. Во вторую ночь, ведьма пытается прорваться через круг, но у нее ничего не выходит. В третью ночь ведьма вызвала в церковь множество чудищ, все они искали Хому, и чтоб найти, привели Вия. Хома знал, что нельзя смотреть в глаза Вия, но не выдержал и глянул, и тот час чудища набросились на него. Хома погиб перед самым рассветом, и бросившаяся убегать нечисть застряла в церкви.

Н.В. Гоголь — Вий. Прослушать краткое содержание онлайн.

Мистическую повесть «Вий» Гоголь написал в конце 1834 года. Произведение вошло в сборник писателя «Миргород» (1835).
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Вия» по главам. Представленный пересказ подойдет для читательского дневника, подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Хома Брут – семинарист, философ. Читал три ночи молитвы над умершей панночкой-ведьмой; «был нрава веселого» .

Панночка – ведьма, дочь сотника, над ее умершим телом Хома читал молитвы.

Сотник – богач, отец панночки-ведьмы, «уже престарелый» , около 50-ти лет.

Другие персонажи

Халява – богослов (затем звонарь), приятель Хомы.

Тиберий Горобець – ритор (затем философ), приятель Хомы.

Вий – славянское демоническое существо с веками до земли.

Самым торжественным событием для киевской семинарии были вакансии (каникулы), когда всех семинаристов распускали по домам. Бурсаки шли толпой по дороге, постепенно разбредаясь в стороны. Как-то «во время подобного странствования три бурсака» – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобець решили по дороге зайти в ближайший хутор, чтобы запастись провиантом. Семинаристов впустила к себе старуха и разместила отдельно.

Философ Хома собирался уже спать, как к нему вошла хозяйка. Ее глаза горели «каким-то необыкновенным блеском» . Хома понял, что не может пошевелиться. Старуха же вскочила на спину философу, «ударила его метлой по боку, и он, подпрыгивая, как верховой конь, понес ее на плечах своих» . Хома понял, что старуха ведьма, и начал читать молитвы и заклятья против духов. Когда старуха ослабла, он выпрыгнул из-под нее, вскочил ей на спину и начал бить поленом. Ведьма закричала, постепенно ослабла и упала на землю. Начинало светать, и философ увидел перед собой вместо ведьмы красавицу. «Затрепетал, как древесный лист, Хома» и пустился бежать во весь дух в Киев.

Распространились слухи, что дочь богатого сотника вернулась домой вся избитая и перед смертью «изъявила желание, чтобы отходную по ней и молитвы» три дня читал киевский семинарист Хома Брут. За философом прямо в семинарию прислали экипаж и шесть козаков. По приезду Хому сразу отвели к сотнику. На расспросы пана философ ответил, что не знает ни его дочь, ни причин такой ее воли. Сотник показал философу умершую. Брут к своему ужасу понял, что это «была та самая ведьма, которую убил он» .

После ужина Хому отвели в церковь, где был гроб с покойной, и заперли за Брутом двери. Философу показалось, словно панночка «глядит на него закрытыми глазами» . Неожиданно мертвая приподняла голову, затем вышла из гроба и с закрытыми глазами последовала к философу. В страхе Хома очертил вокруг себя круг и начал читать молитвы и заклинания против нечисти. Панночка не смогла переступить через круг и снова легла в гроб. Вдруг гроб поднялся и начал летать по церкви, но даже так ведьма не пересекла очерченного круга. «Гроб грянулся на середине церкви» , из него поднялся «синий, позеленевший» труп, но тут послышался крик петуха. Труп опустился в гроб, и гроб захлопнулся.

Вернувшись в поселение, Хома лег спать и после обеда «был совершенно в духе» . «Но чем более время близилось к вечеру, тем задумчивее становился философ» – «страх загорался в нем» .

Ночью Хому снова отвели в церковь. Философ сразу очертил вокруг себя круг и начал читать. Через час он поднял глаза и увидел, что «труп уже стоял перед ним на самой черте» . Умершая начала произносить какие-то страшные слова – философ понял, что «она творила заклинания» . По церкви пошел ветер, и что-то забилось в стекла церковных окон, пыталось попасть внутрь. Наконец вдали послышался крик петуха, и все прекратилось.

Вошедшие сменить философа нашли его едва живого – за ночь Хома весь поседел. Брут попросил у сотника разрешения не идти в церковь на третью ночь, но пан ему пригрозил и распорядился продолжать.

Придя в церковь, философ снова очертил круг и начал читать молитвы. Вдруг в тишине железная крышка гроба с треском лопнула. Умершая поднялась и начала читать заклинания. «Вихорь поднялся по церкви, попадали на землю иконы» , двери сорвались с петель и в церковь влетела «несметная сила чудовищ» . По призыву ведьмы в церковь вошел «приземистый, дюжий, косолапый человек», весь в черной земле и с железным лицом. Его длинные веки были опущены до самой земли. Вий сказал: «Подымите мне веки: не вижу!» . Внутренний голос шепнул философу не смотреть, но Хома глянул. Вий тут же закричал: «Вот он!» , и указал на философа железным пальцем. Вся нечисть бросилась на Брута. «Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха».

Раздался второй петушиный крик – первый нечисть прослушала. Духи бросились убегать, но не смогли выбраться. «Так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами» , обросла лесом и сорняками, «и никто не найдет теперь к ней дороги» .

Слухи о случившемся дошли до Киева. Халява и Горобець пошли помянуть душу Хомы в шинок. Во время беседы Горобець высказался, что Хома пропал «оттого, что побоялся» .

Заключение

Повесть Н. В. Гоголя «Вий» принято относить к прозе романтизма. В рассказе фантастический, романтический мир представляется исключительно ночным, тогда как реальный мир – дневным. При этом и сам Хома не является классическим романтическим героем – в нем много от обывателя, он не противопоставляется толпе.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 168.

Краткий пересказ

«Вий» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов

ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Самое ожидаемое событие для семинаристов – выпуск из семинарии. Небольшие группы семинаристов разъезжаются из Киева, зарабатывая еду пением духовных песен в богатых хуторах.

Трое семинаристов – Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец теряют в темноте дорогу и выходят к хутору. Старая хозяйка пускает семинаристов на ночлег, но с одним условием – каждый будет спать в отдельном месте. Хоме Бруту достается овечий хлев. Пытаясь уснуть, Брут замечает, что в хлев вошла старуха. Она сверкает глазами, ловит Брута и забирается ему на плечи. Хома понимает, что это ведьма, однако она уже летит с ним над землей. Брут пытается вспомнить все молитвы, чувствуя при этом, что ведьма слабеет. Извернувшись, Брут умудряется выпрыгнуть из-под ведьмы. Он тут же запрыгивает ей на спину, хватает чурбачок и начинает им колотить старую ведьму. Она кричит и вскоре падает на землю, однако тут же превращается в молодую девушку, которая с предсмертными стонами лежит передБрутом. В ужасе Хома несется со всех ног обратно в Киев.


Ректор семинарии вызывает к себе Брута и дает ему наказ отправляться в далекий хутор к одному богатому сотнику, чтобы прочитать отходные молитвы – его дочь вернулась с прогулки сильно избитой. Последним желанием молодой девушки стало, чтобы Хома в течение трех дней читал по ней отходную. Дабы он не ускользнул по дороге, специально для него прислали кибитку и 6 здоровяков. Когда Хома добирается до хутора, сотник любопытствует, откуда он знает его дочь и где они познакомились. Брут сам этого не знает, однако когда он приближается к гробу, то узнает в умершей девушке ведьму.

Во время ужина Хома выслушивает много рассказов о проделках юной ведьмы. Ближе к ночи его отводят в церковь с гробом, где его запирают. Он подходит к клиросу для прочтения молитв и очерчивает вокруг себя круг. Во время чтения молитв, ведьма поднимается из гроба, однако не может преодолеть линию круга. Она ложится в гроб и начинает в нем летать, однако Хома находится под защитой молитв и очерченного круга. Гроб падает и из него появляется позеленевшее трупное тело ведьмы, однако крик петуха заставляет ведьму упасть обратно в гроб. Крышка захлопывается.


В течение дня Хома отсыпается, пьянствует и бродит по хутору, но чем ближе вечер, тем тучнее он становится. Вечером его вновь ведут в церковь. Там он опять очерчивает вокруг себя круг и начинает громко читать молитву. Труп ведьмы уже совсем близко, она стоит и смотрит на него своими мертвыми глазами, бормоча проклятья и заклинания, чья сила порождает ветер внутри церкви, а в двери начинает ломиться орда нечистой силы. Но, с первым криком петуха зло вновь отступает. Хома от страха становится седым, и поутру его обнаруживают еле живым. Хома умоляет сотника, чтобы он его отпустил, однако тот не поддается на уговоры и лишь грозится страшной карой за непослушание. Тогда Хома решает сбежать, но попадается.

Наступает третья, последняя ночь. Невыносимая тишина внутри церкви разрывается лязгом железной гробовой крышки. Ведьма клацает зубами, с визгом изрыгает заклинания, двери падают с петель и орда различных чудищ пробирается внутрь, привнося шум крыльев и царапанье когтей. На остатке сил Хома читает молитвы.

Ведьма требует, чтобы ей привели Вия. Страшное низкорослое чудище с железным лицом тяжелыми шагами заходит в церковь. Этот предводитель нечистой силы приказывает поднять его железные веки. Внутренний голос Хомы подсказывает ему не глядеть, однако он не справляется с собой и смотрит. Вий указывает на Хому пальцем и говорит: - "Вот он!”. Тут же вся нечисть бросается на Хому и дух покидает его тело. Во второй раз раздается крик петуха, первый его крик нечистая сила прослушала. Они бросаются наутек, но уже слишком поздно. Церковь на веки веков остается с застрявшей в окнах и дверях нечистью. Она зарастает бурьяном и теперь никто и никогда не отыщет к ней дорогу.


Друзья Хомы – Тиберий и Халява узнают о его судьбе и принимаются поминать его в Киеве. После третьего стакана друзья приходят к выводу, что погиб философ из-за страха.

Николай Васильевич Гоголь - известнейший русский писатель. Его произведения нам знакомы со школьной скамьи. Все мы помним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» и другие знаменитые творения. В 1835 году закончил свою мистическую повесть «Вий» Гоголь. Краткое содержание произведения, изложенное в этой статье, поможет освежить в памяти основные моменты сюжета. Повесть стоит особняком в творчестве писателя. Вий - это древнее славянское демоническое существо. Оно могло убить одним только взглядом. Его образ и воплотил в своей повести Гоголь. Произведение «Вий» в свое время не было оценено по достоинству критиками. Белинский назвал повесть «фантастическою», лишенной полезного содержания. Но сам Николай Васильевич придавал этому произведению большое значение. Он несколько раз его переделывал, удаляя подробности описания ужасных сказочных существ, погубивших главного героя. Повесть была опубликована в сборнике «Миргород».

«Вий», Гоголь (краткое содержание): вступление

Самое долгожданное для бурсаков событие в Киевской семинарии - вакансии, когда все учащиеся отправляются по домам. Они идут домой группами, зарабатывая по дороге духовными песнопениями. Три бурсака: философ Хома Брут, богослов Халява и ритор Тиберий Городец - сбиваются с дороги. Ночью они выходят к заброшенному хутору, где стучатся в первую же избу с просьбой разрешить переночевать. Хозяйка-старуха соглашается их впустить с условием, что они лягут в разных местах. Хому Брута она определяет на ночлег в пустой овечий хлев. Не успев сомкнуть очи, бурсак видит, как к нему входит старуха. Ее взгляд ему кажется зловещим. Он понимает, что перед ним ведьма. Старуха подходит к нему и быстро вскакивает ему на плечи. Не успевает философ опомниться, как он уже летит по ночному небу с ведьмой на спине. Хома пытается шептать молитвы и чувствует, что старуха при этом ослабевает. Выбрав момент, он выскальзывает из-под проклятой ведьмы, садится на нее и начинает охаживать ее поленом. В изнеможении старуха падает на землю, а философ продолжает ее бить. Раздаются стоны, и Хома Брут видит, что перед ним лежит молодая красавица. В страхе он бежит прочь.

«Вий», Гоголь (краткое содержание): развитие событий

Вскоре ректор семинарии призывает к себе Хому и сообщает ему о том, что богатый сотник из дальнего хутора прислал за ним кибитку и шесть здоровых казаков, чтобы отвезти семинариста читать молитвы над усопшей дочерью его, которая вернулась с прогулки избитой. Когда бурсака привозят на хутор, сотник спрашивает его, где он мог познакомиться с его дочерью. Ведь последнее желание панночки - чтобы отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Бурсак говорит, что не знает его дочери. Но когда он видит ее в гробу, со страхом отмечает, что это та самая ведьма, которую он охаживал поленом. За ужином жители хутора рассказывают Хоме разные истории про погибшую панночку. Многие из них замечали, что с нею творилась чертовщина. К ночи семинариста отводят в церковь, где стоит гроб, и запирают его там. Подойдя к клиросу, Хома чертит вокруг себя защитный круг и начинает громко читать молитвы. К полночи ведьма встает из гроба и пытается найти бурсака. Защитный круг не дает ей сделать этого. Хома на последнем дыхании читает молитвы. Тут слышится крик петуха, и ведьма возвращается в гроб. Крышка его захлопывается. На следующий день семинарист просит сотника отпустить его домой. Когда тот отказывает ему в этой просьбе, он пытается бежать с хутора. Его ловят и к ночи вновь отводят в церковь и запирают. Там Хома, еще не успев начертить круг, видит, что ведьма вновь встала из гроба и ходит по церкви - ищет его. Она читает заклинания. Но круг опять не дает ей поймать философа. Брут слышит, как бесчисленное войско нечистой силы ломится в церковь. Из последних сил он читает молитвы. Слышится крик петуха, и все исчезает. Утром Хому выводят из церкви седым.

«Вий», Гоголь (краткое содержание): развязка

Настала пора третьей ночи чтения молитв семинаристом в церкви. Все тот же круг защищает Хому. Ведьма неистовствует. ворвавшись в церковь, пытается найти и схватить бурсака. Последний продолжает читать молитвы, стараясь не смотреть на духов. Тогда ведьма кричит: «Приведите Вия!» Тяжело шагая, в церковь входит приземистое чудовище с большими веками, прикрывающими ему глаза. Внутренний голос твердит Хоме, что смотреть на Вия нельзя. Чудовище требует, чтобы ему открыли веки. Нечисть бросается выполнять это приказание. Семинарист, не удержавшись, бросает взор на Вия. Тот замечает его и указывает на него железным пальцем. Вся нечистая сила бросается на Хому, который тут же испускает дух. Слышится крик петуха. Чудовища бросаются прочь из церкви. Но это уже второй крик, первый они не слышали. Уйти нечистая сила не успевает. Церковь так и остается стоять с завязнувшей в щелях нечистой силой. Больше сюда уже никто не придет. После всех этих событий Халява и Тиберий Городец, узнав о тяжелой участи Хомы, поминают душу ушедшего. Они заключают, что он погиб от страха.

Произведение «Вий» не входит в обязательную программу по изучению литературы в общеобразовательных школах. Но нам оно очень интересно. В атмосферу древних сказочных легенд позволяет погрузиться эта мистическая повесть (здесь приведен ее краткий пересказ). «Вий» Гоголь написал более полутора веков назад. Тогда произведение вызвало немало толков и разговоров. В наше время его читают с не меньшим трепетом.