Лермонтовские места в Пятигорске: фото, описание, адреса исторических мест и отзывы туристов. Пятигорск. Лермонтовские места. Лермонтовские места в Эммануэлевском парке

Знакомство с лермонтовскими местами в Пятигорске лучше всего начать с этой беседки. Она находится в 10 минутах ходьбы от музея «Домик Лермонтова». От железнодорожного вокзала к беседке Эолова арфа можно проехать автобусом. Ее знают все, кто побывал в Пятигорске. Построенная на склоне Машука, она издалека манит к себе изящными очертаниями, четко вырисовывающимися на фоне неба. Беседка привлекает многочисленных посетителей не только своим исключительно удачным расположением в одном из чудесных уголков Пятигорска. Она вызывает живой интерес как место, связанное с памятью о Лермонтове. Еще десятилетним мальчиком, в 1825 году, когда его привозили в эти края для лечения водами, жил он с бабушкой у ее сестры Е.А. Хастатовой в небольшом деревянном доме, стоявшем там, где впоследствии было выстроено здание Пушкинских ванн. А это почти у подножия горного уступа, на котором высится Эолова арфа.
Самой беседки в тот год еще не существовало, на ее месте стоял казачий сторожевой пост - один из многих постов, размещавшихся в то время на возвышенностях Горячих Вод. Много интересного мог Лермонтов видеть и слышать здесь в те годы. Приезжавшие на лечение водами раненые рассказывали о боевой жизни, о мужестве русских солдат и горцев, о захвате пленных.
Чувствовалась близость военных действий. По ночам Лермонтову приходилось слышать перекличку часовых. Об этом вспоминал он в поэме «Черкесы»:
Лишь только слышно: кто идет,
Лишь громко слушай раздается...
Отсюда он с восхищением любовался серебряной цепью Кавказских гор с возвышающимся над ними двуглавым великаном Эльбрусом. В 1837 году, сосланный на Кавказ, Лермонтов снова приехал на Горячие Воды. Он был удивлен происшедшими здесь изменениями. Небольшой поселок, насчитывавший раньше несколько десятков домов, значительно расширился. Появились большие здания.
На месте, где располагался когда-то так привлекавший его в детстве казачий сторожевой пост, стояла красивая беседка с восемью колоннами из тесаного камня. На ее покрытом железом куполе были укреплены деревянная с позолотою арфа и подвижный флюгер. Внутри беседки на восьмиугольном пьедестале в круглом футляре находились две арфы. Соединенный с флюгером футляр поворачивался, и струны под действием ветра издавали, по свидетельству современников, «довольно гармоничные» звуки.
Беседку, названную Эоловой арфой по имени бога ветров Эола, построили в 1830-1831 годах архитекторы братья Бернардацци.
Она полюбилась приезжающим на воды. Об этом свидетельствует и Лермонтов. В повести «Княжна Мери» читаем: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус...»
А когда в 1841 году на вечере, устроенном поэтом и его друзьями в гроте Дианы, во время одного из антрактов между танцами послышалась тихая мелодия, исполняемая на каком-то струнном инструменте, Лермонтов в шутку уверял всех, что по случаю этого праздника он приказал перенести сюда Эолову арфу. Старый музыкальный инструмент, находившийся в беседке, к сожалению, не сохранился. Он был кем-то снят еще во второй половине прошлого столетия. В 1973 году беседку снова озвучили, но уже при помощи современного электромузыкального инструмента.
Это место по-прежнему популярно. Отсюда открываются чудесные виды Пятигорья, здесь вспоминаются лермонтовские строки: «На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона... Внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле!»

. В Пятигорске многие места воскрешают в памяти страницы повести «Княжна Мери». Спустившись от беседки Эолова арфа по кольцевой тропинке на площадку, где теперь стоит здание Академической галереи, оказываешься на том самом месте, где когда-то находился знаменитый Елизаветинский источник:
«Наконец вот и колодец!.. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошеньких личика. Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пестрые шляпки любительниц уединения вдвоем, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку или безобразную круглую шляпу». На склоне Машука в районе беседки Эолова арфа и Елизаветинского источника находился Емануелевский парк, названный так в честь командовавшего войсками на Кавказской линии генерала Г. А. Емануеля, по указанию которого был разбит парк.
Здесь, у Елизаветинского источника, собиралось «водяное общество», за жизнью которого наблюдал автор повести.
У Елизаветинского источника Печорин встречается с юнкером Грушницким. С источником связан один из эпизодов повести - знакомство Грушницкого с княжной Мери: «Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. Княжка Мери видела все это лучше меня.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтоб поблагодарить ее, она была уже далеко». Так началась здесь романтическая история, которая трагически завершилась дуэлью между Печориным и Грушницким в Кисловодске.

Грот Лермонтова . По тропинкам, окружающим площадку Елизаветинского источника, прогуливались лермонтовские герои. В этих местах завязывались и стремительно развивались описанные в повести события.
Одно из них - неожиданная встреча Печорина с Верой: «Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу - никого уже нет. Становилось жарко; белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор, обещая грозу; голова Машука дымилась, как загашенный факел; кругом него вились и ползали, как змеи, серые клочки облаков, задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор. Зачем она здесь? И она ли? И почему я думаю, что это она? И почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках! Размышляя таким образом, я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уж вернуться, чтоб не нарушать ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
- Вера! - вскрикнул я невольно».
Тут говорится о гроте, носящем теперь имя Лермонтова. Привлек он внимание поэта еще в 1837 году. Сохранилась относящаяся к этому времени картина Лермонтова «Вид Пятигорска». Изобразив пестреющий внизу городок и горы во главе с Эльбрусом, художник особенно тщательно нарисовал отрог Машука, в котором устроен грот, и ведущую к нему аллею. По аллее к гроту идет мужчина в цилиндре, с тростью в руках. Так и кажется, что это иллюстрация к процитированным выше строкам.
Грот был устроен в 1830-1831 годах архитекторами братьями Бернардацци, использовавшими для этого естественную пещеру.

Провал . Сюда от бывшего Елизаветинского источника и грота Лермонтова можно пройти пешком (минут 15 ходьбы) или доехать автобусами от остановки «Народные ванны». От вокзала к Провалу также ходит автобус. При виде этого благоустроенного уголка Пятигорска, всегда шумного от говора многочисленных экскурсантов, от проезжающих автомобилей, трудно представить, что в лермонтовское время это была еще полудикая местность.
Тоннеля к образовавшемуся на дне Провала озерцу не было (он был пробит в 1858 году). Чтобы осмотреть Провал, посетители, цепляясь за кустарники, взбирались по осыпающимся каменистым тропинкам к его воронке и оттуда с любопытством всматривались в казавшуюся бездонной таинственную пропасть.
Это достопримечательное место в окрестностях Пятигорска было хорошо известно Лермонтову. Не раз он бывал здесь. О Провале говорится в повести «Княжна Мери», в частности отмечается, что «он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал...».
Сюда в обществе знакомых совершают прогулку Печорин и княжна Мери: «Мы пришли к провалу; дамы оставили своих кавалеров, но она не покидала руки моей. Остроты здешних денди ее не смешили; крутизна обрыва, у которого она стояла, ее не пугала, тогда как другие барышни пищали и закрывали глаза».

(начало просп. Кирова - от Академической галереи до ул. Анджиевского). Чтобы продолжить знакомство с лермонтовскими местами, после посещения Провала лучше всего снова вернуться к бывшему Елизаветинскому источнику. Отсюда, спустившись по лестнице, можно совершить прогулку по той части центральной улицы города, которая называлась Пятигорским бульваром и где, по свидетельству современников Лермонтова, наблюдалось «почти такое многолюдство, как на Невском проспекте».
На бульваре можно было видеть самую разнообразную публику, удивительное смешение одежды: фраки и черкески, колпаки и мохнатые кавказские шапки, бурки и сюртуки. Порою за чопорными господами, направлявшимися принимать ванны, запыхавшиеся слуги и служанки несли узлы, подушки, тюфяки. Пятигорский бульвар неоднократно упоминается в повести «Княжна Мери». Вспомним первую прогулку Печорина по Пятигорску:
«Спустясь в середину города, я пошел бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору: то были большею частью семейства степных помещиков; об этом можно было тотчас догадаться по истертым, старомодным сертукам мужей и по изысканным нарядам жен и дочерей; видно, у них вся водяная молодежь была уже на перечете, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сертука ввел их в заблуждение, но скоро, узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись...»
Неузнаваемо изменился архитектурный облик бывшего Пятигорского бульвара. Но кое-что здесь и сейчас напоминает нам о времени Лермонтова.

Дом княжны Мери (просп. Кирова, 12). Художник М. А. Зичи, создавая в 80-е годы прошлого столетия иллюстрации к повести Лермонтова, зарисовал с натуры это здание как дом, где жила княжна Мери. На рисунке изображен эпизод, когда мимо окон княжны по велению Печорина слуга нарочно проводит черкесскую лошадь, покрытую персидским ковром. Этот чудесный ковер торговала накануне княгиня Лиговская в магазине Челахова, но он был перекуплен Печориным.
О доме, где жила княжна Мери, в повести говорится неопределенно. Спустившись от Елизаветинского источника, она «скрылась за липками бульвара... Но вот ее шляпка мелькнула через улицу: она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска». Зичи, специально побывавший в Пятигорске, чтобы внимательно изучить лермонтовские места, решил, что под этим домом подразумевается тот, который мы видим на рисунке.

Дом для неимущих офицеров (просп. Кирова, 19). Также сохранился до наших дней, только раньше он был не трех-, а двухэтажный. Здание интересно тем, что в нем бывал Лермонтов. Как офицер, он по прибытии в Пятигорск, явился к военному коменданту. А канцелярия пятигорской комендатуры находилась в одной из комнат этого здания.
О Лермонтове на бывшем бульваре напоминают не только сохранившиеся здания. Неразрушимыми временем вечными памятниками лермонтовского Пятигорска останутся посвященные ему строки: «Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. Город спал, только в некоторых окнах мелькали огни. С трех сторон чернели гребни утесов, отрасли Машука, на вершине которого лежало зловещее облачко; месяц подымался на востоке; вдали серебряной бахромой сверкали снеговые горы. Оклики часовых перемежались с шумом горячих ключей, спущенных на ночь. Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый скрыпом нагайской арбы и заунывным татарским припевом. Я сел на скамью и задумался...»

. Находятся они по соседству с бывшим домом для неимущих офицеров. В Пятигорске сохранилось одно из тех зданий, где Лермонтову пришлось лечиться. Это бывшие Николаевские, ныне Лермонтовские, ванны.
Здание это было построено в 1826-1831 годах и являлось в то время одним из лучших и самых больших в Пятигорске. Лечение водами оказало благотворное влияние на здоровье поэта. Но не меньшую роль в этом сыграли окружающая природа и особенно горный воздух, который, по признанию Лермонтова, был для него целительным бальзамом. «Ежедневно брожу по горам, - писал он М. А. Лопухиной, - только и делаю, что хожу; ни жара, ни дождь меня не останавливают...»

. Расположен в одном из уголков парка «Цветник», рядом с Лермонтовскими ваннами. Он был создан еще в начале 30-х годов прошлого века архитекторами братьями Бернардацци. Этот небольшой украшенный колоннами грот широко известен как место, связанное с памятью о последних днях жизни Лермонтова. По свидетельству современников поэта, он был частым посетителем этого грота. Даже утверждали, что «если уже какой-либо грот называть именем поэта, так этот. Тот, что именуется Лермонтовским гротом, - это грот Печорина».
8 июля 1841 года, за неделю до дуэли, Лермонтов и его друзья устроили в гроте Дианы своеобразный бал. Много волнующих воспоминаний оставил этот бал у его участников. А. И. Арнольди, сослуживец поэта по лейб-гвардии Гродненскому гусарскому полку, вспоминал:
«В первых числах июля я получил, кажется от С. Трубецкого, приглашение участвовать в подписке на бал, который пятигорская молодежь желала дать городу... В квартире Лермонтова делались все необходимые к тому приготовления, и мы намеревались осветить грот, в котором хотели танцевать, для чего наклеили до двух тысяч разных цветных фонарей. Лермонтов придумал громадную люстру из трехъярусно помещенных обручей, обвитых цветами и ползучими растениями, и мы исполнили эту работу на славу... Наш бал сошел великолепно, все веселились от чистого сердца...»
Екатерина Быховец, описывая этот бал, сообщала сестре: «Вечер очаровательный, небо было так чисто, деревья от освещения необыкновенно хороши были, аллея также освещена... Оттуда мы шли пешком. Все молодые люди нас провожали с фонарями... Лермонтов, как cousin предложил сейчас мне руку; мы пошли скорей, и он до дому меня проводил».
В своих воспоминаниях Н.И. Лорер отметил, что Лермонтов в тот вечер «необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью... Кто думал тогда, кто мог предвидеть, что через неделю после такого веселого вечера настанет для многих, или, лучше сказать, для всех нас, участников, горесть и сожаление?»

Ресторация . Расположенное в центре Пятигорска здание с шестью колоннами из тесаного камня в лермонтовское время было лучшим строением города. Называлось оно гостиницей Найтаки (по имени ее содержателя) или ресторацией. Построено здание в 1828 году братьями Бернардацци по проекту архитектора Шарлеманя.
Приезжавшие на воды могли нанять здесь комнату и заказать у хозяина гостиницы обеденный стол. По вечерам в небольшом, но уютном высоком двусветном зале для «водяного общества» устраивались балы и различного рода увеселения. На публичных сборах в гостинице Найтаки ярко проявлялись обычаи и нравы обитателей курорта. Вероятно, потому Лермонтов и решил свести героев повести «Княжна Мери» на балу в зале ресторации. Без этого характеристика «водяного общества» была бы неполной. «Зала Ресторации, - читаем в дневнике Печорина, - превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Княгиня с дочерью явились из последних; многие дамы посмотрели на нее с завистью и недоброжелательством, потому что княжна Мери одевается со вкусом. Те, которые почитают себя здешними аристократками, утаив зависть, примкнулись к ней... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились».
Ресторация связана с памятью и о самом Лермонтове. Известно, что он часто бывал в этом здании. В 1841 году, в свой последний приезд в Пятигорск, он остановился здесь вместе с А.А. Столыпиным (Монго). Затем они переехали на квартиру в небольшой домик, где поэт провел последние два месяца своей жизни.

(ул. Буачидзе, 9). Отсюда начинается осмотр мемориального комплекса (это центр музея-заповедника), который представляет собою старейший городской квартал, окружающий Домик Лермонтова и ограниченный улицами Лермонтова, Карла Маркса, Буачидзе, Анджиевского. Проехать к мемориальному комплексу можно трамваями и автобусом до остановки «Цветник», далее пешком три квартала вверх по улице Анджиевского или Карла Маркса.
Дом Верзилиных (передан музею в 1946 году) был одним из наиболее известных в Пятигорске, славился гостеприимством, что привлекало к нему многочисленное общество, главным образом молодежь. Часто бывал здесь и живший по соседству Лермонтов. Эмилия Александровна Клингенберг (в замужестве Шан-Гирей), падчерица генерал-майора П. С. Верзилина, вспоминала, что поэт любил повеселиться, посмеяться, поострить, затевал кавалькады, распоряжался на пикниках, дирижировал танцами и сам очень много танцевал. Но бывало, заиграет одна из сестер Верзилиных на пианино, он подсядет к ней, опустит голову и сидит неподвижно час, другой. Зато как разойдется да пустится играть в кошки-мышки, так удержу нет. Характера он был, по ее словам, неровного - то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен.
Иногда Лермонтов развлекал себя и других остроумными экспромтами и эпиграммами, меткими шаржами и карикатурами. В кругу обитателей верзилинского дома и пятигорских знакомых Лермонтова был, в частности, известен экспромт поэта, посвященный дочерям Верзилиных - Эмилии, Надежде и Аграфене:
Пред девицей Emilie
Молодежь лежит в пыли,
У девицы же Nadine
Был поклонник не один;
А у Груши в целый век
Был лишь Дикий человек.
В последней строке экспромта - намек на ногайского пристава В.Н. Дикова, с которым в это время была помолвлена Аграфена Верзилина. Как-то Надежда Верзилина попросила Лермонтова написать что-нибудь ей в альбом. «Как ни отговаривался Лермонтов, - вспоминала потом ее сестра Эмилия, - его не слушали, окружили всей толпой, положили перед ним альбом, дали перо в руки и говорят: «пишите!» И написал он шутку-экспромт:
Надежда Петровна,
Отчего так неровно
Разобран ваш ряд,
И локон небрежный
Над шейкою нежной...
На поясе нож.
C’est un vers qui cloche
Зато после нарисовал ей же в альбом акварелью курда...» Последний раз в доме Верзилиных Лермонтов был с Л.С. Пушкиным, С.В. Трубецким и другими своими знакомыми 13 июля 1841 года. О том, что произошло здесь в этот вечер, рассказывала та же Эмилия Александровна:
«...13-го июля собралось к нам несколько девиц и мужчин, и порешили не ехать в собрание, а провести вечер дома... Михаил Юрьевич дал слово не сердить меня больше, и мы, провальсировав, уселись мирно разговаривать. К нам присоединился Л.С. Пушкин... и принялись они вдвоем острить... Ничего злого особенно не говорили, но смешного много; но вот увидели Мартынова, разговаривающего очень любезно с младшей сестрой моей Надеждой, стоя у рояля, на котором играл князь Трубецкой. Не выдержал Лермонтов и начал острить на его счет, называя его «montagnard au grand poignard». (Мартынов носил черкеску и замечательной величины кинжал.) Надо же было так случиться, что, когда Трубецкой ударил последний аккорд, слово «poignard» раздалось по всей зале. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к нам и голосом весьма сдержанным сказал Лермонтову: «Сколько раз просил я вас оставить свои шутки при дамах», - и так быстро отвернулся и отошел прочь, что не дал и опомниться Лермонтову, а на мое замечание: «язык мой - враг мой», - Михаил Юрьевич отвечал спокойно: «Ce n’est rien; demain nous seron bons amis»
Танцы продолжались, и я думала, что тем кончилась вся ссора. На другой день Лермонтов и Столыпин должны были ехать в Железноводск. После уж рассказывали мне, что когда выходили от нас, то в передней же Мартынов повторил свою фразу, на что Лермонтов спросил: «Что ж, на дуэль, что ли, вызовешь меня за это?» Мартынов ответил решительно «да», и тут же назначили день».
После осмотра экспозиции литературного отдела и мемориальной гостиной в верзилинском доме посетители музея переходят в Домик Лермонтова. Аллея, соединяющая эти два дома, проходит по части территории усадеб П.С. Верзилина, И.В. Уманова и В.И. Чилаева. Расположенные здесь дома переданы музею, что дало возможность восстановить прежний облик значительной части связанного с именем Лермонтова квартала. Лермонтов возвращался к себе на квартиру по прилегавшим к этим усадьбам улицам, но иногда проходил и по затерявшимся теперь внутриусадебным тропинкам.

(ул. Лермонтова, 4). Приехав в последний раз в Пятигорск, Лермонтов во время посещения комендатуры познакомился с капитаном В.И. Чилаевым, который предложил ему и Столыпину снять флигель в своем доме. При этом он добавил, что квартира в старом доме занята уже князем А.И. Васильчиковым. О своих квартирантах Чилаев записал в домовой книге, хранящейся теперь в музее: «С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина и поручика Михаила Юрьевича Лермонтова, из С.-Петербурга, получено за весь средний дом 100 рублей серебром».
Подробное описание и эскизный план домика составил писатель П.К. Мартьянов, осмотревший его в 1870 году, когда был еще жив домовладелец В.И. Чилаев.
Наружность домика, - отмечал П.К. Мартьянов, - самая непривлекательная. Одноэтажный, турлучный, низенький, он походит на те постройки, которые возводят отставные солдаты в слободках при уездных городах. Главный фасад его выходит на двор и имеет три окна, но все три различной меры и вида... Сбоку домика с правой стороны пристроены деревянные сени с небольшим о двух ступенях крылечком. Стены снаружи обмазаны глиной и выбелены известкой. Крыша тростниковая с одной трубой». Судьба домика оказалась сложной и трудной. Только в 1912 году он был выкуплен Пятигорской городской думой у частного владельца и передан Кавказскому Горному обществу, которое и основало в нем музей, дав ему утвердившееся в народе название «Домик Лермонтова».
После Октябрьской революции он был взят государством на сохранение как памятник культуры. В последние два десятилетия проведены особенно большие работы по его реставрации и восстановлению внешнего вида и внутренней обстановки. Стоит он в центре двора, как бы нарочно выдвинувшись на середину, чтобы дать возможность бесконечному людскому потоку обойти и осмотреть его со всех сторон. На фасаде, у входа, маленькая мемориальная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю. Лермонтов». Она установлена еще в 1884 году группой почитателей поэта по инициативе А.Н. Островского. Входя в дом, попадаешь сначала в сени, где стоит деревянная скамейка. Из сеней налево дверь ведет в прихожую. Это небольшое полутемное помещение с дверями: прямо - в приемную, направо - в «зало» (зал).
Из четырех комнат домика две, окнами в сад, составляли «лермонтовскую половину» (тут жил поэт), другую половину занимал А.А. Столыпин. Но приемная, как и зал и буфетная, были общими, а размещались Лермонтов и Столыпин в двух комнатах, служивших им спальнями. Спальня была для поэта и кабинетом, где он работал. В комнатах бросается в глаза скромность их общего вида и обстановки: низкие деревянные потолки, небольшие разноразмерные окна, простая мебель. Многое говорит о том, что здесь жил поэт-изгнанник, вынужденный странствовать с подорожной «по казенной надобности» и нашедший в этом доме временный приют.
Вещи, составлявшие обстановку кабинета Лермонтова, не сохранились. Здесь стоят теперь стол и кресло из петербургской квартиры поэта. Они были переданы музею в 1912 году Евгенией Акимовной Шан-Гирей. За этим столом создавалось большинство произведений в годы жизни Лермонтова в Петербурге: «Маскарад», «Бородино», «Смерть поэта», «Дума», «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени»... На столе лежат книги, которыми в этот период интересовался Лермонтов (о них известно из его последнего письма к бабушке).
В гостеприимном лермонтовском домике всегда было много шума, горячих споров, встреч с разными по складу ума и характера людьми. Но здесь, в этой маленькой комнате, служившей и временным рабочим кабинетом, поэт оставался наедине с самим собой. Чаще всего это бывало ночью или ранним утром, на рассвете, когда можно было дать полную свободу сокровенным мыслям и чувствам. Об этой стороне жизни поэта нет сведений в написанных современниками мемуарах, правдивых или лживых. О том, чем жил поэт, что волновало его в часы уединения, потомки узнали из единственного источника, о котором в «Описи имения» убитого на дуэли поручика Лермонтова было указано: «...8. Книга на черновые сочинения подарена покойному князем Одоевским, в кожаном переплете». По описи, было еще семь лоскутков бумаги со стихами поэта, но они исчезли бесследно. А то, что было вписано Лермонтовым в записную книжку, составило его поэтический дневник и явилось величайшим достоянием русской и мировой поэзии: «Дубовый листок», «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Пророк».

По деревянным ступенькам с террасы можно спуститься в небольшой тенистый сад. Над ним раскинул широкую густую крону вековой клен - единственный сохранившийся здесь современник поэта. По соседству с кленом - молодой орех. Растет он из видимого до сих пор остатка могучего старого корня. Этот, уже превратившийся в солидное дерево, отросток - потомок огромного ореха, стоявшего здесь со времени Лермонтова. Рядом с этими деревьями уже в наше время появился небольшой дубок. Это своеобразный памятник: посажен он сотрудниками музея в 1964 году в честь 150-летия со дня рождения поэта. Пройдут годы, вырастет, зашумит дуб, напоминая о написанном в этом домике поэтическом завещании Лермонтова:
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

. Когда после осмотра музея через калитку выходишь со двора чилаевской усадьбы на улицу и снова окидываешь взглядом старые одноэтажные домики, вспоминается, что где-то здесь автор «Героя нашего времени» поселил Печорина, записавшего в дневнике: «Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука...» А через несколько лет Лермонтов снова пришел сюда, в этот уголок Пятигорска, чтобы самому нанять здесь квартиру. Сейчас можно представить, каким был Лермонтовский квартал прежде, так как сохранились почти все дома того времени.
Дом Чилаева. В этом доме жил сам хозяин усадьбы. Кроме того, несколько комнат занимали С. В. Трубецкой и А. И. Васильчиков, и Лермонтов был здесь частым гостем. Дом, построенный 160 лет назад, принял прежний вид после реставрационных работ, выполненных в 1978 году. В доме размещается научная библиотека музея.
Дом Уманова (ул. Лермонтова, 8). Направо от дома Чилаева в северо-восточном углу квартала стоит дом, построенный коллежским асессором Умановым. Он получил под застройку большой участок, который включал и территорию усадьбы, ставшей потом чилаевской. Вместе со своей дочерью, Прасковьей Янковской, он за два года построил три дома. Рядом с угловым отцовским домом дочь поставила свой «о пяти окнах» (ул. Лермонтова, 6), а немного дальше - еще один, тот самый, который затем наследники Уманова продали своему родственнику В. И. Чилаеву.
Поселившись в домике на чилаевской усадьбе, Лермонтов иногда заходил в угловой дом Уманова, где жили в то время его бывшие однополчане Арнольди и Тиран. Вот что написал А. И. Арнольди об этом доме и своих соседях: «На дворе дома, нами занимаемого, во флигеле, поселился Тиран, по фасу к Машуку подле нас жил Лермонтов с Столыпиным, а за ними Глебов с Мартыновым. С галереи нашей открывался великолепный вид: весь Пятигорск лежал как бы у ног наших, и взором можно было окинуть огромное пространство, по которому десятками рукавов бежал Подкумок».
Этот дом реставрирован. Восстановлена и веранда, откуда и сейчас открывается прекрасный вид - им, несомненно, любовался Лермонтов, бывая в доме Уманова. За день до дуэли, уезжая в Железноводск, Лермонтов в черкесском костюме подъехал верхом на сером коне к этому дому, чтобы проститься с Арнольди, который рисовал у открытого окна. Теперь в доме Уманова размещена постоянная выставка «М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве».
Дом Горбылева (ул. Лермонтова, 2). На противоположном конце квартала сохранился еще один дом, связанный с памятью о поэте. Там жили знакомые Лермонтова, с которыми он встречался в последние дни своей жизни: М.П. Глебов, А.К. Зельмиц, Н.П. Раевский. Предполагается, что в этом же доме жил Лев Сергеевич Пушкин. Здесь занимал одну комнату и Н.С. Мартынов, у которого также бывал Лермонтов. Как свидетельствуют документы, дом был построен не позднее 1828 года отставным комиссаром 10-го класса Петром Горбылевым. В 1835 году дом принадлежал генералу П. С. Верзилину и считался его «надворным флигелем». Позднее в нем жила Аграфена Верзилина, получившая этот дом в приданое.
Дом Котырева (ул. Буачидзе, 1). Построенный в 1822 году моздокским комендантом подполковником А.А. Котыревым, дом замыкает юго-западный угол мемориального квартала. О посещении этого дома Лермонтовым свидетельств не сохранилось. Но он ценен как памятник лермонтовского Пятигорска.
В перспективе мемориальный квартал будет подвергнут дальнейшей реконструкции, и на месте строений, не соответствующих лермонтовскому времени, возникнут палисадники, хозяйственные постройки, воссоздающие повседневный быт старого Пятигорска.

Место дуэли . Сюда, на склон Машука, в нескольких километрах от города, можно проехать электропоездом до станции Лермонтовская, трамваями № 2 и 4 до конечной остановки или автобусом № 113, а также пройти из Пятигорска пешком по дороге, ведущей вокруг Машука, - примерно час ходьбы от музея «Домик Лермонтова».
Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты (А. А. Столыпин, С. В. Трубецкой, М. П. Глебов и А. И. Васильчиков) поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги. Лермонтов не собирался стрелять в Мартынова, считая повод для дуэли ничтожным. Об этом он решительно заявил еще до поединка. На исходной позиции, не подходя к барьеру, он поднял пистолет дулом вверх. Свидетельства о выстреле Лермонтова противоречивы. По некоторым из них поэт выстрелил в воздух, по другим - совсем не стрелял. Но в любом случае Лермонтов явно выразил свое нежелание стрелять в противника.
Мартынов целился очень старательно. Раздался выстрел, Лермонтов упал замертво. И непомерно суровые условия поединка, и нежелание оценить по достоинству отказ Лермонтова от своего выстрела - все это подтверждает, что дуэль носила характер жестокой расправы. На месте дуэли не было ни врача, ни экипажа. Тело поэта в течение нескольких часов пролежало под проливным грозовым дождем, разразившимся сразу же после дуэли. Только поздно вечером тело Лермонтова было перевезено в Пятигорск на его квартиру. А там, где он упал и лежал мертвый, и на следующий день была «приметна кровь, из него истекшая».
Место трагической гибели Лермонтова на долгие годы было забыто. Только в 1881 году специальная комиссия определила примерное место дуэли на основании сопоставления свидетельств немногих оставшихся в живых современников поэта, имевших какое-либо отношение к событиям, связанным с его гибелью. Это место было отмечено небольшой каменной пирамидой. В 1901 году она была заменена временным памятником, уже через несколько лет под воздействием дождей почти полностью разрушившимся. Наконец в 1915 году удалось установить на месте дуэли памятник-обелиск, автором которого был скульптор Б.М. Микешин. Ограда вокруг обелиска с трудно поддающейся объяснению символикой устроена позднее, несмотря на решительные протесты Микешина.

Место первоначального погребения М.Ю. Лермонтова. От центра города или музея «Домик Лермонтова» сюда можно пройти пешком по улице Анджиевского.
17 июля 1841 года представители тех полков, в которых пришлось Лермонтову служить, подняли на свои плечи гроб с телом поэта и медленно направились к расположенному на склоне Машука кладбищу. «Народу было много, - вспоминала Э.А. Шан-Гирей, - и все шли за гробом в каком-то благоговейном молчании... Так было тихо, что только слышен был шорох сухой травы под ногами». «Печально опустили мы гроб в могилу, бросили со слезою на глазах горсть земли, и все было кончено», - писал об этих тяжелых минутах декабрист Н.И. Лорер. Убитая горем Е.А. Арсеньева после долгих хлопот получила разрешение перевезти прах Лермонтова в Тарханы. Весной 1842 года свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска.
На пятигорском кладбище на месте первоначального погребения Лермонтова в 1903 году установлен памятник-обелиск, на передней грани которого изображены венок и крест. На мраморной доске надпись: «Место первоначального погребения М.Ю. Лермонтова».

Памятник М.Ю. Лермонтову . Установлен в небольшом сквере в центре Пятигорска. Он был сооружен за счет народных пожертвований. Сбор средств начался в 1871 году и продолжался 18 лет. В 1883 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Его победителем стал скульптор А.М. Опекушин - автор замечательного памятника А.С. Пушкину в Москве.
Бронзовая статуя, отлитая на заводе Морана, в 1889 году была перевезена из Петербурга в Пятигорск и установлена на постаменте из гранитных плит, доставленных сюда из Крыма. Открытие памятника состоялось в августе того же года. И вот уже многие десятки лет ежедневно к памятнику приходят тысячи людей. А в день рождения Лермонтова сквер с памятником поэту становится местом народных торжеств. Здесь устраивают поэтические праздники, в которых принимают участие поэты, писатели из многих республик, краев и областей страны.

Лермонтовские места Пятигорска .
Пятигорск неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова. В первый раз он приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести "Княжна Мери". Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли. Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор - скульптор А. М. Опекушин (1838-1923), создатель памятника А. С. Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног - раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала - бронзовая лира и надпись: "М.Ю.Лермонтову. 16 августа 1889 года". 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.
Музей "Домик Лермонтова" (ул. Лермонтова, 4). Проезд трамваем или автобусом до остановки "Цветник", далее пешком вверх по улице Анджиевского. М. Ю. Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз - в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А. Н. Островского здесь была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов". С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея "Домик Лермонтова" создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.
Дом Верзилиных - литературный отдел музея "Домик Лермонтова. Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П. С. Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М. Ю. Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: "Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей". В доме Верзилиных развернута экспозиция "Лермонтов на Кавказе", включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.
Эолова арфа (отрог горы Машук). В 10 минутах ходьбы от музея "Домик Лермонтова". Проезд автобусом до остановки "Пироговские ванны". На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название "Эолова арфа". Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус." Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.
Академическая галерея. От беседки "Эолова арфа" сюда можно спуститься по кольцевой тропинке, а от вокзала в сторону галереи ходит автобус. В середине прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф. П. Гаазом источника. "Пойду к Елисаветинскому источнику, - читаем в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери", - там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя". В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами-энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, - бюветы минеральных (углекислых и угле-кисло-сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.
Грот Лермонтова (близ Академической галереи). Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М. Ю. Лермонтов. В "Княжне Мери" этот грот - место встречи Печорина с Верой: "Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот... подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина... Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула - Вера! - воскликнул я невольно". На своей картине "Вид Пятигорска" (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.
Лермонтовские ванны (просп. Кирова, 21). Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, - старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М- Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: "Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды совсем поправили..." До того в письме М. А. Лопухиной он сообщал: "Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки". Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.
Грот Дианы (парк "Цветник"). Проезд городским транспортом. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М. Ю. Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.
Ресторация (просп. Кирова, 30). В 1828 г. у парка "Цветник" под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница - Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М. Ю. Лермонтов в повести "Княжна Мери" дает описание бала в Ресторации: "Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились". В последний свой приезд на Кавминводы М. Ю. Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943 г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.
Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. От вокзала к Провалу ходит автобус. О Провале в повести "Княжна Мери" сказано: "По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал..." В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев "Ласточка", "Труженик", "Родник", расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.
Место дуэли (подножие горы Машук). Можно доехать трамваем до конечной остановки, от которой до места дуэли 1,5 км (столько же и от станции Лермонтовская железной дороги). Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно. В 1881 г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901 г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б. М. Микешина в 1915 г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.
Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова (старое кладбище). До него можно пройти от музея "Домик Лермонтова". Тело М. Ю. Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение -село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842 г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903 г. на месте первоначального погребения М. Ю. Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде - мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

Проектная деятельность.

По Лермонтовским местам.

Работа ученика 9 класса Б

Заверняева Дмитрия.

Середняково.

Лермонтов и русская усадьба с ее меланхолической умиротворенной жизнью кажутся несовместимыми. Однако в Подмосковье существуют не только пушкинские, но и лермонтовские места. Одно из них - Середниково.

В 1825 году это имение купил брат бабушки Лермонтова - Д.А. Столыпин. Но в январе 1826 он скоропостижно скончался здесь, в Середниково. Поместье осталось его вдове - Екатерине Аркадьевне. А летом 1829 года к ней в гости на каникулы приехал вместе со своей бабушкой юный Михаил Лермонтов.

Здесь он бродил по парку и окрестным лесам, сочинял первые стихи. Здесь он мечтал, сидя на берегу пруда, в котором как в зеркале отражались старые березы, липы и лиственницы. Здесь в библиотеке он читал и переводил книги, а в гостиной слушал музыку. Отсюда он ходил в соседние усадьбы: Федоровку к Верещагиным и Большаково к Сушковым.

Удивительно, но все сохранилось до наших дней: и двухэтажный дом с башенкой, соединенный колоннадами с двумя парами флигелей, и пруд, и парк, и мосты из тесаного камня.

Пятигорск.

Пятигорск неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова. В первый раз он приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е. А. Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести "Княжна Мери". Во время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал "Пророк", "Выхожу один я на дорогу" и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли. Памятник М. Ю. Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства, на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор - скульптор А. М. Опекушин (1838-1923), создатель памятника А. С. Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног - раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала - бронзовая лира и надпись: "М.Ю. Лермонтову. 16 августа 1889 года". 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

Музей "Домик Лермонтова" . М. Ю. Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз - в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А. Н. Островского здесь была установлена мраморная доска: "Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов". С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея "Домик Лермонтова" создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Дом Верзилиных - литературный отдел музея "Домик Лермонтова. Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П. С. Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М. Ю. Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П. А. Висковатов писал: "Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей". В доме Верзилиных развернута экспозиция "Лермонтов на Кавказе", включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа (отрог горы Машук). На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, - раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название "Эолова арфа". Беседка упоминается в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус. Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.

Академическая галерея . В середине прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука, встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф. П. Гаазом источника. "Пойду к Елизаветинскому источнику, - читаем в повести М. Ю. Лермонтова "Княжна Мери", - там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец... На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя". В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами- энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, - бюветы минеральных (углекислых и углекисло сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.

Грот Лермонтова . Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М. Ю. Лермонтов. В "Княжне Мери" этот грот - место встречи Печорина с Верой: "Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот... подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина... Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула - Вера! - воскликнул я невольно". На своей картине "Вид Пятигорска" (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.

Лермонтовские ванны . Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, - старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М. Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: "Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды совсем поправили..." До того в письме М. А. Лопухиной он сообщал: "Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки". Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.

Грот Дианы. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М. Ю. Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.

Ресторация . В 1828 г. у парка "Цветник" под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница - Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М. Ю. Лермонтов в повести "Княжна Мери" дает описание бала в Ресторации: "Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились". В последний свой приезд на Кавминводы М. Ю. Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943 г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.

Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. О Провале в повести "Княжна Мери" сказано: "По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал..." В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858 г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903 г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев "Ласточка", "Труженик", "Родник", расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю. А. Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Пятигорск привлекает не только роскошной природой, минеральными водами и лечебной грязью, для меня это прежде всего город, связанный с именем Лермонтова. В Пятигорске очень многое напоминает о поэте. Вот идешь по улице вниз в Цветник, а справа домик Лермонтова, такой, каким он и был при жизни поэта, вот памятник поэту, между прочим, первый в России, а вот грот Дианы, где за неделю до смерти Лермонтов веселился на балу. Ну а Академическая галерея вообще была в то время центром курортной жизни, здесь Лермонтов наблюдал за "водяным обществом". Да, прошли годы, многое изменилось, но лермонтовские места в Пятигорске и по сей день пропитаны удивительной атмосферой того времени.

Впервые Михаил Лермонов приехал в Пятигорск вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, которая после смерти матери все заботы по воспитанию мальчика взяла на себя. Было это в 1818 году, когда будущий поэт был еще в совсем юном возрасте. Привозила бабушка его сюда и потом, когда он немного подрос. Останавливалась Елизавета Алексеевна с внуком в доме своей сестры, который находился у подножия горы Горячей. Со всех сторон открывался вид на горные вершины, а рядом - источники с минеральной водой, чудесная природа. Уже тогда Лермонтов полюбил Кавказ, сразу и навсегда.

Новая встреча поэта с Пятигорском произошла в 1837 году. За бунтарское стихотворение "На смерть поэта" Лермонтова отправили на службу в Нижегородский драгунский полк, но по дороге он сильно простудился и поехал в Пятигорск."Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах, меня на руках вынесли из повозки, я не мог ходить - в месяц меня воды совсем поправили" - писал Лермонтов. Вот так-то! И попробуйте сказать после этого, что не верите в целительные свойства кавказских минеральных вод!

Из Пятигорска, подлечившись и набравшись сил, Лермонтов едет дальше на Кавказ, к месту службы, в Тифлис, где и пробыл до конца года. В 1938 году, вернувшись в Петербург, Лермонтов пишет "Мцыри", "Герой нашего времени", кавказский вариант поэмы "Демон". И везде красоты Кавказа и люди, встретившиеся там. Но воплотить все замыслы не удалось - за дуэль с сыном французского посла он был опять отправлен на Кавказ, в самую гущу боевых событий, где он проявил себя как храбрый и талантливый командир, за что ему был представлен краткосрочный отпуск в Петербург. В Петербурге он подал прошение об отставке, решив посвятить жизнь литературному ремеслу, но прошение не было удовлетворено, и Лермонтов опять едет на Кавказ.

В последний раз Лермонтов приехал в Пятигорск в мае 1841 года. И Пятигорск стал последним пристанищем великого поэта, свидетелем последних месяцев его жизни. Гуляя по лермонтовским местам, представляешь жизнь маленького курортного городка того времени, неспешные прогулки "водяного общества", балы, нехитрые развлечения молодежи, но горькое ощущение потери не покидает тебя, как же так, молодой, талантливый поэт, расцвет творчества и - нелепая трагическая гибель!

Лермонтов прожил неполных 27 лет, оставив за собой огромное «литературное наследство»: поэмы «Демон», «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», пьеса «Маскарад», стихотворение «Бородино», первый русский психологический роман «Герой нашего времени»... Перечислять можно долго: поэт оставил потомкам свыше 400 стихотворений, около 40 поэм, 6 драм и 3 романа.

Дом Лермонтова входит в число первых литературно-мемориальных музеев России. История музея началась с 1912 года. До этого, а это не много не мало - 70 лет, никто дом особо не берег, он переходил из рук в руки к частным владельцам, и, увы, постепенно разрушался. К счастью нашлись неравнодушные люди, которым все-таки удалось повлиять на местную власть, и городская дума выкупила усадьбу и отдала ее в распоряжение Кавказскому горному комитету.

В последующие годы музей расширили, добавив соседнюю усадьбу Верзилиных. Постоянно происходила колоссальная работа по реставрации музейного комплекса. Все силы были направлены на то, чтобы придать музею его первоначальный облик. И это получилось - дом Лермонтова и по сей день сохраняет свой первозданный вид.

В 70-е годы 20 столетия музей был переименован в Государственный музей — заповедник М.Ю.Лермонтова. А в народе утвердилось теплое и доброе название - Домик Лермонтова.

1


Принадлежал этот дом дворянину и капитану Василию Чулаеву. В домовой книге хозяина записано: "С капитана Алексея Аркадьевича Столыпина м поручика Михаила Юрьевича Лермонтова из С.-Петербурга за весь средний дом получено 100 руб. серебром. Здесь провел Лермонтов 2 последних месяца своей жизни. В это дом Лермонтова тело поэта привезли 15 июля 1841 года после трагической дуэли...

Всего здесь четыре комнаты. Две из них, обращенные окнами в сад - это "лермонтовская половина". Дверь одной из комнат ведет на небольшую террасу, на которой Лермонтов любил отдыхать и работать, вынося сюда небольшой придиванный столик, который до сих пор хранится в доме.

2


Месторасположение домика отличное. Рядом, нужно только немного спуститься вниз - Цветник, ванны, недалеко и до Академической галереи. Ну а красота окружающей природы завораживала. Особенно впечатлял открывающийся вид с террасы дома на величественные кавказские горы, Машук - вот он, рядом, а напротив - Эльбрус, в то время застройка Пятигорска была неплотной и малоэтажной, поэтому с той же террасы в хорошую погоду можно было любоваться Эльбрусом, Юцой, Джуцой. Безусловно прекрасные горные пейзажи не могли не вдохновлять поэта на написание своих бессмертных произведений.

2

А мы идем в домик, где находится собственно музей. Вещи-экспонаты в музее подлинные, что было в домике изначально, а что перевезено из Санкт-Петербурга.

В гостиной в маленькой буфетной, куда приносили приготовленные в находящейся на цокольном этаже кухне обеды, хранятся предметы домашнего обихода. Среди них серебряный молочник и фаянсовая тарелка, принадлежащие Лермонтову, а также походный складной самоварчик. Через стеклянную дверцу шкафа в буфетной можно рассмотреть старинное полотенце с вышитым на нем гербом рода Лермонтовых.

2


Лермонтов очень любил работать за столом возле открытого окна, за которым росло чудесное черешневое дерево. На письменном столе записи, книги, которыми Лермонтов интересовался в последние дни своей жизни. Атмосфера здесь удивительная. Подумать только, здесь Лермонтов жил и работал, размышлял, мечтал. Здесь он написал свои последние стихи:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

2


На территории музейного комплекса расположен и бывший дом И. В. Уманова, где сейчас можно увидеть экспозицию «М. Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве» - портреты, скульптуры, иллюстрации к произведениям.


1


4


В Пятигорске в этот день был большой праздник. И мне посчастливилось присутствовать на нем. И скажу я вам, это был действительно праздник, с множеством гостей, с концертами, с фейерверками и, конечно же, со стихами Лермонтова. Их читали везде и всюду, литераторы и простые люди, со слезами на глазах и дрожью в голосе лермонтовские строки читали люди весьма преклонных лет и весело и задорно детки-дошкольники. В таких выступлениях чувствовалась особая символика: Лермонтов жив и любим по-прежнему так же сильно, как многие годы назад!

Вот еще интересный факт. 15 октября Первый канал провел в Москве небольшой опрос, прохожих на улице спрашивали: "А вы знаете Лермонтова? А вы сможете прочесть что-нибудь из его творчества?" И все (!!!) знали Лермонтова и все (!!!) наизусть читали его стихи, хоть несколько строк, но читали! Вот это самый главный подарок поэту на день рождение - всеобщее признание!


Вход в музей в этот день был свободным. По самым скромным подсчётам, 15 октября 2014 года в музее побывало свыше 3 тысяч посетителей.

4


Весь день на усадьбе работал свободный микрофон, и каждый желающий мог подойти к нему и озвучить свои своё признание в любви поэту.

На одной из зелёных полянок усадьбы была оформлена выставка портретов поэта из коллекции музея «Мой Лермонтов». Это работы художников 20 и уже 21 века, выполненные в разном стиле и в разной технике, но так трепетно и тонко передающие образ поэта.

1


2



Недалеко от Домика Лермонтова находится дом Верзилиных, где жила семья генерал-майора П.С.Верзилина. Здесь собиралась молодежь и часто бывал М.Ю.Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Это была даже не ссора, просто Лермонтов наградил Мартынова прозвищем "Горец с кинжалом", а на вечеринке у Верзилиных Лермонтов сказал хозяйке дома: "Эмилия, берегитесь, приближается свирепый горец", слово за слово, и вот как все обернулось. Глядя из нашего времени на те события, кажется невероятным, что из-за нелепой шутки убит поэт, которым Россия гордится до сих пор!

В доме Верзилиных развернута экспозиция "Лермонтов на Кавказе", включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.


Рядом с домом Верзилиных, но это уже на улице Буачидзе, кассы, где можно купить билеты в Дом-музей Лермонтова.


Ну а мы идем дальше. А дальше - сквер имени Лермонтова, где в 1889 воздвигнут первый в России памятник Лермонтову. На гранитном пьедестале установлена бронзовая скульптура поэта, за спиной которого — Машук. Взгляд Лермонтова устремлён на Эльбрус и Кавказский хребет. У ног поэта — открытая книга, перо, лира и бронзовый венок.

2


Для того, чтобы построить памятник Лермонтову, где-то с 1870 года начался сбор добровольных пожертвований. Проводились лермонтовские чтения, концерты, лотереи, чтобы собрать деньги как можно быстрее. Конкурс на лучший проект памятника был объявлен в 1881 году. Поступило более 120 предложений. По итогам конкурса победил А.М. Опекушин, до этого составивший проект памятника Пушкина в Москве. Как говорят, этот монумент стал не только лучшей работой скульптора, но и лучшим российским памятником Лермонтову.


Мероприятия, посвященные 200-летию поэта, состоялись и в лермонтовском сквере. В сквере перед памятником собрались гости из Москвы и других городов, отдыхающие, жители города, представители СМИ. Музыкальные коллективы - детские, студенческие и именитые - празднично озвучили этот день! Обилие людей в форме — это еще одна особенность праздника. Лермонтова чествуют не только как поэта, но и как русского офицера.


Дни празднования 200-летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова совпали с настоящей золотой осенью в Пятигорске. Осень подарила жителям и гостям города тёплые солнечные дни и яркие краски бабьего лета. Кажется, сама природа праздновала вместе со всеми день рождение великого поэта.

В рамках празднования 200-летия поэта 15 октября состоялось торжественное открытие после реставрации памятника Лермонтову. Военные оркестры, рота почётного караула, салюты, юбилейные баннеры и звучащие во всем городе лермонтовские стихи — всё это создавало всеобъемлющую атмосферу большого и особого праздника.

2


Ну а мы идем к Цветнику. В 1828 году у парка "Цветник" под руководством братьев Бернардацци была построена гостиница - Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь они развлекались. Лермонтов в повести "Княжна Мери" дает описание бала в Ресторации: "Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались... Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились".

А в честь 200-летия Лермонтова в Пятигорске состоялся Офицерский бал. Это был не обычный бал, а бал, каким он был в начале 19 века, когда жил Лермонтов! Местом проведения бала стали залы исторического здания Ресторации, которые помнят балы тех времен и Лермонтова на них.

2


Лермонтов часто посещал этот грот, который носит имя Дианы. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829 году. За неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья. Внутри грот не очень просторен, поэтому скорей всего вся вечеринка проходила на площадке перед гротом.

3


В середине ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 году Ф.П. Гаазом источника. "Пойду к Елисаветинскому источнику, - читаем в повести М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери", - там, говорят, утром собирается все водяное общество".

У Елисаветинского источника Печорин встречается с юнкером Грушницким. Здесь же состоялось знакомство с княжной Мери: "Легче птички она к нему (Грушницкому) подскочила, подняла стакан и подала ему с телодвижением невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видела, кажется, тотчас успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она уже была далеко". Так здесь началась романтическая история, которая завешилась дуэлью между Печориным и Грушницким.

Ныне галерея называется Академической, в честь двухсотлетия Академии наук (1925).


1


Посещая лермонтовские места в Пятигорске, нельзя оставить без внимания Грот Лермонтова. Грот появился естественным образом, братья Берданацци в 1829 году его лишь углубили. Именно сюда писатель любил приходить, чтобы понаблюдать за «водяным обществом».

2


Связывать грот с именем Лермонтова стали лишь в 1860-х годах. Скорей всего, тогда и появилась эта табличка.


Недалеко от грота Лермонтова, если немного подняться вверх по ступенькам в старом парке, находится беседка, получившая название "Эолова Арфа", которая была сооружена по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х годах 19 века на возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук. Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова "Княжна Мери": "На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус". И сейчас рядом с Эоловой арфой есть телескоп, в который можно осмотреть окрестности.

5


Построенная на склоне Машука, беседка привлекает внимание своими изящными очертаниями.

Когда юный Лермонтов приезжал в Пятигорск, беседки еще не было, на ее месте стоял казачий сторожевой пост. И мальчик, живший почти у подножия горного уступа, на котором расположена сейчас Эолова Арфа, по ночам слышал перекличку часовых:

Лишь только слышно: кто идет?

Лишь громко "Слушай" раздается.

5


Много мест, связанных с жизнью Великого писателя М.Ю. Лермонтова находятся в городе-курорте Пятигорске. Первая достопримечательность, связанная с писателем, это улица, которая названа в его именем - улица Лермонтова. Свое название улица получила в конце 19-ого века, а до этого называлась Нагорной.

В городе располагается знаменитая усадьба Чилаева, где писатель проживал во флигеле здания. Именно здесь Лермонтов написал самое большое количество известных нам произведений. Эта усадьба стала последней обителью поэта, туда его привезли после дуэли, и оттуда его проводили в последний путь. Сейчас усадьба является Государственным музеем заповедником, который носит название Лермонтова.

В Пятигорске располагается Дом Верзилина, который также поучаствовал в судьбе поэта. Это дом оказался одним из первых строений Пятигорска, построенных в 1822 году. Изначально в доме проживала семья Верзилиных. В 1841 году в этом доме произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, а затем и трагическая дуэль. На сегодняшний день в доме располагается литературная экспозиция Государственного музея имени Лермонтова.

Дом Уманова является одним из первых жилых сооружений в городе, построенного в 1823 году. В доме Лермонтов пребывал летом, навещая своего сослуживца А.И. Арнольди, который снимал здесь квартиру. На сегодняшний день в доме располагается экспозиция - «Лермонтов в изобразительном искусстве».

Здание, которое используется под поликлинику, тоже связано с поэтом. В нем когда-то предоставлялось жилье бедным офицерам, которые проходили службу на Кавказе и Лермонтов частенько бывал в нем подолгу службы. Памятным местом считается знаменитый грот Дианы, где незадолго до своей смерти Лермонтов с друзьями устраивал бал. Грот выполнен в красивом стиле. Еще одна достопримечательность - знаменитые Лермонтовские ванны, построенные в 1831 году. Здесь Лермонтов лечился целебными водами.