Лисское морское сражение. Русские боевые пароходы. Лучшие

17 ноября 1853 г. во время Крымской войны произошел первый бой паровых судов, когда русский пароходофрегат «Владимир» вынудил сдаться турецкий пароход «Перваз-Бахри». Вспомним военные подвиги пароходов русского флота.

«Метеор»

Первым паровым кораблем на Черном море стал построенный в Николаеве в 1826 г. 14-пушечный пароход «Метеор». Пароход имел водоизмещение 261 т. и развивал скорость до 6,5 узлов. Корабль использовался во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. при высадке десантных партий под Анапой и обстрелах крепости, где изобиловавший мелями рейд не позволял активно действовать крупным парусным кораблям. Это было первое боевое применение паровых судов в России. В 1839 г. «Метеор» был исключен из состава флота и разобран.

Первый бой паровых судов

17 ноября 1853 г. пароходофрегат «Владимир» под командованием Г. И. Бутакова атаковал турецкий военный пароход «Перваз-Бахри». Бутаков быстро отметил, что на «Певаз-Бахри» отсутствуют орудия на корме и, умело маневрируя, старался держать свой корабль вне зоны обстрела большинства орудий противника. Бутаков так охарактеризовал свои действия: «Увидев, что противник мой не имеет кормовой и носовой обороны, я направил два 68-фунтовых орудия по направлению своего бушприта и стал держать ему в кильватер, уклоняясь понемногу в одну и другую стороны, чтобы удобнее было наводить каждую по очереди. Когда же он, чтобы иметь возможность навести свои бортовые орудия, старался принять направление поперек моего курса, я уклонялся в ту же сторону и громил его пятью орудиями своего борта, именно же двумя 84-фунтовыми, одною 68-фунтовою и двумя 24-фунтовыми пушками-карронадами". После трехчасового боя «Перваз-Бахри спустил флаг. Трофей на буксире был приведен в Севастополь, переименован в «Корнилов» и после ремонта введен в состав Черноморского флота. Причинами победы в первом бою паровых судов стали грамотное маневрирование, лучшая подготовка экипажа и наличие на русском пароходе тяжелых орудий на поворотных платформах. В дальнейшем «Владимир» активно использовался при обороне Севастополя и сражении при Инкермане, поддерживая огнем действия сухопутных войск. Впервые практиковалась навесная стрельба с корабля по невидимой цели, когда огонь корректировался с берега. «Владимир» был затоплен экипажем 15 сентября 1855 г. при оставлении Севастополя, практически до последних дней оказывая огневую поддержку войскам.

«Веста»

Пароход был построен в 1858 г. С началом русско-турецкой войны «Веста» был превращен во вспомогательный крейсер. Корабль должен был действовать на коммуникациях противника. 11 июля 1877 г. вблизи Констанцы «Веста» была вынуждена вступить в бой с турецким броненосным фрегатом «Фехти-Буленд». 5-часовой бой представлял погоню, в результате которой русскому пароходу удалось избежать фатальных повреждений и уйти от более мощного противника. Описание отдельных деталей боя значительно отличаются, но сам факт, что вооруженному пароходу удалось избежать гибели в бою с броненосным фрегатом противника является подвигом. На "Весте" погибло 12 и было ранено 28 человек. После завершения войны пароход был разоружен и использовался для гражданских перевозок. 17 ноября 1887 г. «Веста» погибла в кораблекрушении у мыса Тархункут.

«Великий князь Константин»

Пароход был построен в 1858 г. во Франции, а во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. под руководством лейтенанта С. О. Макарова переоборудован в минный транспорт. Корабль нес несколько орудий и четыре паровых катера, оснащенных шестовыми минами, а затем минами Уайтхеда (торпедами). Всего «Великий князь Константин» совершил пять боевых походов. Катера с «Константина» произвели ряд минных атак, в том числе успешную, когда 14 января 1878 г. на рейде Батума был потоплен турецкий вооруженный пароход «Интибах». Это была первая успешная торпедная атака, закончившаяся уничтожением корабля противника. После завершения русско-турецкой войны «Великий князь Константин» еще длительное время использовался для перевозок и был сдан на слом лишь в 1896 г.

«Камчатка»

Транспортно-мастерская «Камчатка» вступила в строй в 1904 г. и должна было обеспечивать поход эскадры контр-адмирала З. П. Рождественского на Дальний Восток. Участие «Камчатки" в походе 2-й Тихоокеанской эскадры было отмечено многочисленными поломками, инцидентами и происшествиями, самым известным из которых стал Гулльский инцидент у Доггер-Банки, когда после сообщения с «Камчатки» о появлении миноносцев, русская эскадра открыла огонь, в результате которого были потоплено одно английское рыболовецкое судно и два других получили серьезные повреждения. Кроме того, 5 попаданий получил и шедший параллельным курсом крейсер «Аврора». В Цусимском бою 14 мая 1905 г. транспортно-мастерская представляла огромную цель, имея для самообороны лишь шесть 47 мм скорострельных орудий. Надо отдать должное экипажу «Камчатки», который вечером 14 мая прикрывал огнем своих орудий от атак японских миноносцев поврежденный флагманский броненосец «Князь Суворов». «Камчатка» погибла в 19ч. 30 мин, попав под огонь японских броненосных крейсеров. Когда на тонущем корабле один из механиков предложил старшему офицеру для спасения экипажа поднять белый флаг, умиравший от ран лейтенант В. В. Никанов ответил: «Все что хотите, но только не флаг».

«Курск»

Пароход был построен в 1911 г. в Англии на средства жителей Курской губернии и имел водоизмещение 8720 т., скорость - 11,5 узлов. Во время Первой мировой войны совершал рейсы из Англии в Архангельск. В 1920-1930 гг. эксплуатировался на линиях Одесса-Владивосток и Ленинград – Владивосток. Осенью 1936 г. «Курск» доставил в Испанию, где шла гражданская война, авиабензин и военных специалистов, выдержав атаки надводных кораблей и авиации франкистов. Во время Великой Отечественной войны активно использовался при обороне Одессы, Севастополя и Туапсе. За время войны «Курск» прошел свыше 15 тысяч миль, совершив 59 рейсов, высаживал десанты в Феодосии, Керчи, Камыш-Буруне, на Мысхако. Только за первые два года войны «Курск» перевез около 66 тысяч человек. Пароход выдержал более 60 авиационных атак, получив значительные повреждения. Всего в корпусе «Курска» насчитывалось около 4800 пробоин. В 1953 г. исключен из состава флота и сдан на слом.

«Александр Сибиряков»

В 1915 году пароход «Беллавенчур» был куплен в Англии и переименован в «Александр Сибиряков». Во время Первой мировой войны судно обеспечивало перевозки в Белом море. Летом 1932 года «Сибиряков» с экспедицией под руководством О. Ю. Шмидта с большими сложностями впервые прошел за одну навигацию Северным морским путем. «Александр Сибиряков» был отмечен орденом Трудового Красного Знамени.
В время Великой Отечественной войны пароход был включен в состав Беломорской военной флотилии. 25 августа 1942 г. «Сибиряков» был атакован немецким «карманным линкором» «Адмирал Шеер» Исход такого боя был заранее предрешен: два 76 мм и два 45 мм орудия русского парохода, учитывая дистанцию и бронирование немецкого линкора в принципе не могли нанести противнику вреда… Получив попадания тяжелыми снарядами «Сибиряков» затонул. Из 105 человек немецким рейдером были подобраны только 18. Кочегар П. И. Вавилов сумел добраться до острова Белуха, откуда спустя 32 дня был эвакуирован. В 1965 г. координаты боя и гибели парохода «Александр Сибиряков» были объявлены местом боевой славы.

В сентябре 2014 г. исполняется 160 лет со дня начала легендарной обороны Севастополя в годы Крымской войны. 25 сентября (13 сентября по старому стилю) 1854 года началась осада города русской военно-морской славы превосходящими по численности и вооружению силами противника. Как известно, в Крымской войне Российская империя столкнулась с коалицией ведущих западных держав того времени – Англии и Франции, а также Османской империи и примкнувшего к коалиции Сардинского королевства.

Еще в июне 1854 г. военно-морские силы Англии, Франции, Османской империи и Сардинского королевства, состоявшие из 34 линейных кораблей и 55 фрегатов, заблокировали российский военно-морской флот в севастопольской бухте. Силы русского флота значительно уступали противнику – в бухте Севастополя оказались заблокированными 14 линейных кораблей, 6 фрегатов и 6 пароходо-фрегатов. К слову, подавляющее большинство русских военных кораблей были парусными, тогда как флот союзников обладал явным преимуществом в современных паровых кораблях.


Военно-техническая отсталость российского флота

Здесь следует более подробно остановиться на том, что же представлял собой российский военно-морской флот к середине XIX века. В состав военно-морских сил империи входили два флота – Черноморский и Балтийский, а также несколько более мелких флотилий – Камчатская, Каспийская, Беломорская и Аральская, не игравших существенной роли в обороне морских рубежей страны. Черноморский и Балтийский флот имели целый ряд существенных отличий друг от друга. Балтийский флот всегда находился на виду и поэтому его командование было нацелено на развитие, в первую очередь, внешней стороны флота. Корабли Балтийского флота своим видом должны были производить впечатление элиты русских военно-морских сил и, действительно, на смотрах и парадах флот смотрелся прекрасно. Однако его боевая подготовка вызывала много вопросов – балтийцы редко уходили в плавание, офицеры стремились больше к строительству карьеры, чем к овладению военно-морской наукой и умением управлять подчиненными им экипажами.

Черноморский флот, который также отставал от английского или французского флотов в военно-техническом отношении, в плане подготовки личного состава являл собой совершенно иную картину, нежели Балтийский флот. Во-первых, Черноморский флот практически все время существования российских военно-морских сил непрерывно воевал - прежде всего, с Османской Турцией. Во-вторых, корабли флота чаще ходили в дальнее плавание, имели богатый опыт взаимодействия с сухопутными войсками во время блокады кавказского побережья. Имел флот и стратегическую цель – захват проливов Босфор и Дарданеллы в случае военно-морского конфликта с Османской империей.

Именно Крымская война и, в частности, оборона Севастополя, о которой в русской военно-исторической литературе написано столько книг, что не имеет смысла заново пересказывать ход событий в героические месяцы сентября 1854 – августа 1855 гг., стала поворотным моментом в развитии отечественного военно-морского флота. Рейд вражеского флота к севастопольской бухте показал отсталость тогдашнего российского флота, заключающуюся в преобладании парусного флота над паровым. Если у Англии и Франции значительная часть военных кораблей была представлена пароходами, то российский военно-морской флот к моменту начала Крымской войны состоял преимущественно из парусных кораблей, которые, естественно, проигрывали более современному паровому флоту. В этой статье мы остановимся на нескольких ключевых моментах в перехода российского флота от парусных кораблей к паровым, не претендуя на всеохватность и полноту раскрытия темы, но предлагая вспомнить о людях и событиях, с которыми связано развитие российского военно-морского флота.

Первые российские паровые суда начали разрабатываться еще в начале XIX в. В 1815 г. первая пассажирская барка «Елизавета» начала ходить по маршруту «Санкт-Петербург – Кронштадт». В 1820 г. из Николаева в Херсон прошел пароходный бот «Везувий». Однако военно-морской флот Российской империи не спешил обзаводиться паровыми военными кораблями. Лишь в конце 1830-х гг. начинается строительство первых военных кораблей на паровой тяге: в 1838 г. на воду спускают пароходофрегат «Богатырь», в период с 1836 по 1850 гг. – семь колесных пароходофрегатов и один винтовой. В результате, к моменту начала Крымской войны по уровню развития парового военно-морского флота Россия значительно уступала и Англии, и Франции. Во многом, этой военно-технической отсталостью и было обусловлено заведомо проигрышное положение России в Крымской войне, так как в задачи флота входило пресечение попыток противника приблизиться к крымскому побережью. Как известно, несмотря на героизм российских моряков – адмиралов, офицеров и матросов – эта задача в силу технической отсталости российского флота так и не была выполнена.

Первым в мире сражением с участием редких на тот период военных пароходов стал бой пароходофрегата «Владимир» с турецко-египетским пароходофрегатом «Перваз Бахри», произошедший еще до начала осады Севастополя – 5 ноября 1853 года. Пароходофрегат «Владимир» был спущен на воду в марте 1848 года, за пять лет до описываемых событий. Его водоизмещение достигало 1713 т., длина – 61 м., ширина – 11 м. К моменту начала Крымской войны он считался лучшим пароходофрегатом Черноморского флота.

В те годы Россия обладала лишь 16 пароходофрегатами на Черном море, при этом военно-морское командование с недоверием относилось к этим кораблям, придерживаясь консервативных взглядов на развитие флота. Действительно, с эстетической точки зрения парусные линейные корабли выглядели куда более эффектно по сравнению с небольшими пароходофрегатами, вдобавок ко всему парусный флот России за предыдущее столетие зарекомендовал себя во множестве морских сражений, прежде всего – с кораблями Османской Турции. Поэтому первое время командование флота воздерживалось от активного боевого применения пароходофрегатов. Они использовались для поддержки сухопутных войск, транспортировки поврежденных парусных кораблей, выполнения поручений по доставке корреспонденции и снабжения. Непосредственно в боевых действиях они не принимали участия.

Техническое отставание русского военно-морского флота обусловливалось не только отсталостью российской машиностроительной (в том числе и судостроительной) промышленности по сравнению с английской или французской, но и убежденностью многих адмиралов и, тем более, царских министров в том, что парусный флот остается боеспособным, тогда как в мировом военном судостроении происходили в этот период колоссальные перемены.

Первый бой пароходов: захват «Перваз-Бахри»

Пароходофрегат «Владимир» к утру 5 ноября находился в черноморских водах возле устья реки Дунай, где выполнял задачи по наблюдению за перемещениями турецкого военного флота. На борту пароходофрегата находился начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов (1806-1854), а непосредственно командовал «Владимиром» капитан-лейтенант Г.И. Бутаков (1820-1882).

К моменту описываемых событий Григорию Ивановичу Бутакову было 33 года. За плечами потомственного моряка, отец которого Иван Бутаков в свое время командовал линкором «Царь Константин», было уже более двадцати лет военно-морской службы. В 1831 году Григорий Бутаков поступил в Морской кадетский корпус и спустя пять лет его окончил. Затем были двухлетняя стажировка на Балтийском флоте, назначение в 1838 г. флаг-офицером на линкор «Силистрия» в звании мичмана, присвоение лейтенантских погон в 1843 г. за отличную службу, в том числе у побережья Северного Кавказа, пятилетняя командование тендером «Поспешный», присвоение в 1850 г. капитан-лейтенантского звания и назначение в 1852 г. командиром пароходофрегата «Владимир».

Утром 5 ноября на капитанском мостике «Владимира», вместе с флаг-офицером корабля, находился сам вице-адмирал Корнилов. Владимир Алексеевич в бинокль наблюдал за морем, когда увидел вдали дым парохода, направлявшегося в сторону Севастополя. Не разглядев судно, вице-адмирал принял его за русский пароходофрегат «Бессарабия» и подумал, что последний направляется в севастопольскую бухту. Корнилов отдал команду догнать пароход, на что командир «Владимира» Бутаков заметил, что это может быть и не «Бессарабия».

Как оказалось, вице-адмирала устраивал и другой расклад – если бы пароход оказался вражеским, то грех было бы не вступить с ним в бой. В течение часа пароходофрегату «Владимир» удалось значительно сократить дистанцию, отдалявшую его от подозрительного корабля. Последний, в свою очередь, повернул в сторону берега, надеясь оторваться от нежеланного преследователя. «Владимир» пошел ему навстречу – развевающееся над неизвестным пароходом красное знамя с полумесяцем говорило само за себя. Русский пароходофрегат встретился отнюдь не с «коллегой по цеху» «Бессарабией», а с турецким пароходофрегатом «Перваз-Бахри» («Морской вьюн»), которым командовал опытный офицер Сеид-паша.

В 10 часов утра раздался первый выстрел пушки «Владимира». Пущенное ядро упало перед форштевнем турецкого пароходофрегата, что означало только одно – русский корабль предлагает туркам немедленно сдаться. В ответ турецкий пароходофрегат ответил пушечными залпами. Начался бой русского и турецкого пароходов. Капитан-лейтенант Бутаков сориентировался моментально. Заметив, что на турецком военном корабле отсутствуют носовые и кормовые пушки, Бутаков искусно управлял «Владимиром», не позволяя последнему приближаться к бортам «Перваз-Бахри».

Выстрелом русской пушки был сбит турецкий флаг на мачте парохода, однако османы тут же заменили его и попытались оторваться от русского корабля. В ответ «Владимир» стрелял с носовых орудий – 214-мм пушек. Сложно отрицать смелость турок, в первую очередь командира Сеид-паши, который все время сражения стоял на площадке, пока не был убит очередным залпом с русского парохода. Приблизившись к «Перваз-Бахри» на стометровое расстояние, русский пароход открыл огонь картечью из всех бортовых орудий. После гибели капитана турки дрогнули и вскоре флаг с полумесяцем пополз вниз по мачте. Это означало, что пароходофрегат «Перваз-Бахри» сдается на милость победителя. Для турецких моряков сражение окончилось потерей 58 офицеров и матросов убитыми, на «Владимире» погибло два человека. Захваченный пароходофрегат «Перваз-Бахри» был отремонтирован и под новым именем «Корнилов» зачислен в состав Черноморского флота.

За победу и захват «Перваз-Бахри» Григорий Иванович Бутаков был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2-го ранга. В последующем, на протяжении почти тридцати лет, он продолжал службу в российском военно-морском флоте, дослужившись до полного адмирала. Во время обороны Севастополя Бутаков командовал отрядом пароходофрегатов, был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен начальником штаба Черноморского флота. Бутакова очень ценили прославленные российские адмиралы Нахимов и Корнилов, причем Нахимов даже запрещал посылать Бутакова на опасные задания, утверждая, что российскому флоту этот офицер нужен живым – как кладезь знаний, опыта и инициатив. После Крымской войны занимал должности военного губернатора Николаева и Севастополя, командовал отрядом винтовых кораблей на Балтийском флоте, был военно-морским агентом в Англии, Франции и Италии, командовал Практической эскадрой броненосных кораблей на Балтийском море. В 1878-1881 гг. Бутаков был начальником береговой и морской обороны крепости Свеаборг, а с 1 января 1881 г. – главным командиром Санкт-Петербургского флота.

Помимо своих ратных подвигов, Григорий Иванович Бутаков вошел в историю и как один из первых российских провозвестников развития парового военно-морского флота. Его перу принадлежит научный труд «Новые основания пароходной тактики». Именно Бутаков на основе личного опыта и анализа существующих научных теорий, ввел методы боевой подготовки флота: готовить флот не для смотров и парадов, а для боевых действий; больше внимания уделять морской практике, прежде всего плаваниям; развивать инициативность, смелость и изобретательность офицеров и матросов флота; обучать флот основам взаимодействия с сухопутными войсками. Бутаков обратил внимание и на необходимость повышения технической подготовленности офицеров, унтер-офицеров и матросов в условиях перехода от парусного к паровому флоту и, соответственно, возрастания требований к инженерно-технической грамотности моряков.

Модернизация судостроения

После поражения в Крымской войне Российской империи было запрещено иметь полноценный боевой флот на Черном море. Тем не менее, осознавая, что без флота Россия рано или поздно не сможет существовать, по крайней мере, как великая держава, правительство страны перешло к программе развития парового и броненосного флота. Таким образом, Крымская война стала своего рода толчком для закостеневших российских чиновников, побудившим их обратить внимание на необходимость модернизации военно-морского судоходства и судостроительства и перейти к строительству современных военных кораблей.

Уже в 1857 году была утверждена судостроительная программа, согласно которой Балтийский флот, который по итогам Крымской войны фактически оставался единственным полноценным флотом Российской империи, должен был получить 18 винтовых линейных кораблей, 12 винтовых фрегатов, 14 винтовых корветов, 100 винтовых канонерских лодок, 9 колесных пароходофрегатов. Кроме того, предполагалось развитие военно-морского флота на Тихом океане. Там было решено сосредоточить 9 винтовых корветов, 6 винтовых клиперов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных парохода. Согласно итогам войны, на Черном море Российская империя могла иметь лишь незначительные военно-морские силы в составе 6 винтовых корветов, 9 винтовых транспортеров и 4 колесных пароходов.

Однако, развитие парового флота в послевоенной России требовало значительных усилий – в первую очередь, создания мощной индустрии судостроительства, ориентированной на паровые корабли. Требовались не только талантливые изобретатели, но и инженеры, техники, квалифицированные рабочие, способные работать в судостроительной промышленности. Также соответствующих реформ ждала и организационная структура военно-морского флота. Военные реформы Д.А. Милютина позволили превратить российские армию и флот в современные вооруженные силы, не уступающие вооруженным силам западных держав не только по численности, но и по специфике комплектования и подготовки военнослужащих.

1 января 1874 г. был осуществлен переход на систему всеобщей воинской повинности. Численность личного состава военно-морского флота подверглась сокращению на 58 тысяч человек – с 85 тысяч человек в 1857 году до 27 тысяч человек в 1878 году. Был сокращен срок службы по призыву на кораблях военно-морского флота – с 25 до 7 лет действительной службы и трех лет службы в запасе. В то же время, изменился подход к кадровым вопросам комплектования военно-морского флота. Упор стал делаться на призыв в военно-морской флот квалифицированных рабочих, обладавших определенными техническими знаниями и навыками. Последнее играло очень важную роль в усилении подготовки призываемых на флот новобранцев, поскольку рабочие, в отличие от неграмотных или малограмотных крестьян, обладали техническими специальностями и могли при наличии кратковременной военной подготовки выполнять профессиональные обязанности на корабле.

Началось строительство винтовых деревянных судов, шедшее достаточно быстрыми темпами. В течение шести лет, с 1857 по 1863 гг., было построено 26 винтовых кораблей, спускавшихся с петербургской верфи. Современники отмечали высокую маневренность и мореходные качества винтовых кораблей, однако обращали внимание, что отсутствие брони делает деревянные винтовые корабли легкой мишенью для вражеской артиллерии и позволяет противнику очень быстро вывести их из строя. Потребность в повышении защищенности винтовых кораблей повлекла за собой переход к строительству броненосного флота.

В 1860 году Морское министерство начало составление второй программы развития отечественного судостроения, ориентированной на строительство броненосного флота. По мнению разработчиков программы, морской флот Российской империи должен преобладать над флотами потенциальных соперников, что позволит России, вне зависимости от ее финансовых и экономических ресурсов, достойно позиционировать себя на международной сцене.

Однако, решение задачи по строительству броненосного флота требовало и соответствующей подготовки к ее выполнению для российской судостроительной промышленности. Прежде всего, требовалось переоборудовать судостроительные верфи, прежде ориентировавшиеся на выпуск деревянных кораблей. Поскольку главным центром кораблестроения оставался Санкт-Петербург, основное внимание уделялось модернизации петербургских судостроительных предприятий. Ключевыми из них были верфь на Галерном острове, Новое Адмиралтейство, заводы Берда, Карра и Макферсона, Семянинкова и Полетики. Было решено переподчинить все частные заводы Морскому министерству Российской империи. На юге Российской империи ключевую роль в судостроительной промышленности играл Николаев, где с 1870-х – 1880-х гг. развернулось строительство броненосцев для Черноморского флота. Также имелись судостроительные предприятия в Севастополе и Одессе, на которых строились малые военные корабли. Помимо судостроительных заводов, важное значение для развития парового броненосного флота имела металлургическая промышленность. Бурное развитие отечественной металлургии началось в последней четверти XIX в.

Впрочем, начало выпуска брони относится к более раннему времени. Основная часть броневых плит для отечественного флота поставлялась с Ижорского и Обуховского заводов. Следует также отметить, что, помимо отечественных заводов, броненосцы и отдельные компоненты их оснащения закупались Российской империей за рубежом, поскольку отечественная промышленность во второй половине XIX века была еще не в состоянии полностью покрыть потребность российского морского ведомства в военных кораблях. Первый отечественный бронированный корабль – канонерская лодка «Опыт» - был построен в 1861 г. на петербургской верфи, под руководством инженера Х.В. Прохорова. Сделанная полностью из металла, лодка была оснащена единственным орудием, расположенным на носу судна.

«Поповки»

Важнейшую роль в процессе перехода с парусных кораблей на паровые, в развитии российского броненосного флота, сыграл адмирал Андрей Александрович Попов (1821-1898). Выпускник Морского кадетского корпуса, Попов также был выходцем с Черноморского флота, где начинал службу и командовал пароходами «Метеор», «Эльбрус», «Андия», «Турок», «Тамань».

Как и Бутаков, Попов был участником Крымской войны. Будучи командиром «Тамани», Попов прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузами для снабжения блокированных защитников города. После окончания Крымской войны Попов продолжал службу на Балтийском флоте – начальником штаба Кронштадтского порта, затем командовал отрядом кораблей на Тихом океане, а в 1861 г. был назначен ответственным за переделку парусных кораблей в винтовые. С именем Попова связывается непосредственный переход российского военно-морского флота на паровые и броненосные корабли. Попов руководил строительством таких знаменитых кораблей как броненосец «Петр Великий», императорская яхта «Ливадия», броненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».

Броненосец «Петр Великий», построенный под руководством Попова, в свое время стал одним из сильнейших военных кораблей в мире, не уступающих английским и французским броненосцам. Спущенный на воду в 1877 году, он представлял собой мощный корабль с водоизмещением в 10 тысяч т., вооруженный четырьмя 85-миллиметровыми орудиями в двух башнях. Скорость корабля достигала 12,5 узлов. Известный английский судостроитель Е. Рид отзывался о «Петре Великом» как о чрезвычайно мощном корабле, представляющем собой куда более сильное судно, нежели любой английский броненосец. Также под руководством и, в том числе, по проектам А.А. Попова в период после 1856 г. было построено 14 винтовых корветов и 12 клиперов.

С целью укрепления береговой обороны в районе Керченского пролива и Днепро-Бугского лимана, военно-морским командованием было решено построить несколько броненосных кораблей, специально предназначенных для несения службы по охране береговой линии. Военным и морским министерствами была поставлена задача по созданию батарей, чья толщина брони и калибр артиллерийских орудий превосходили бы броненосцы всех иностранных держав. В то же самое время, поскольку по итогам Крымской войны России нельзя было иметь на Черном море суда с определенным водоизмещением, создаваемые батареи должны были удовлетворять предписываемым требованиям – то есть, одновременно и не входить по своим характеристикам в число запрещенных кораблей, и иметь высокие боевые качества, позволяющие полноценно справляться с задачами по обороне проливов и побережья.

А.А. Попов предложил собственный проект броненосцев с большим водоизмещением и малой осадкой. Круглая плавучая батарея Попова должна была быть оснащена мощными артиллерийскими орудиями, способными противостоять броненосцам. Хотя судно получалось тихоходным, Попова это не смущало, поскольку изначально и не предполагалось участие плавучих батарей в дальних походах. Вооружение такой батареи должно было состоять из 11-дюймовых или 20-дюймовых гладких пушек. Меньшая площадь плавучей батареи позволяла значительно сэкономить на броне, что для ослабленной в экономическом отношении России, только вышедшей из Крымской войны проигравшей стороной, представляло собой немаловажное значение. Эти корабли получили в просторечье название «поповки» - по имени их проектировщика и инициатора выпуска. Предусматривалось построить 4 «поповки», две из которых должна была спустить на воду Петербургская верфь и две – Николаевская. В 1871 г. началось строительство первой «поповки», получившей имя «Новгород». Спустя два года, в мае 1873 г., доставленное с петербургской верфи судно «Новгород» спустили на воду.

Что представляло собой судно «Новгород»? Оно было оснащено двумя 280-мм нарезными орудиями. Во время испытаний «поповка» развивала скорость шесть узлов. Низкой стороной «поповки» была медленная скорость стрельбы: пушка поворачивалась на 180 градусов за три минуты. Чтобы зарядить пушку снарядами, было необходимо потратить десять минут. Серьезной неудачей проекта была подверженность судна схождению с курса при ветре, а при сильном ветре оно уже практически не могло двигаться. Характеристики броненосца «Новгород» были следующими: водоизмещение – 2491 тонна, длина – 30,8 м., ширина – 30,8 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка – 4 паровые машины по 120 лошадиных сил, 8 котлов. Автономно броненосец мог просуществовать трое суток. Экипаж броненосца насчитывал 151 человека, в том числе 15 офицеров.

Вторую «поповку» предполагалось в 1873 г. спустить на воду под названием «Киев», однако затем Попов приступил к ее модернизации и в результате появился броненосец «Вице-адмирал Попов», названный так в честь конструктора. Его спуск на воду произошел в 1876 году. По своим характеристикам «Вице-адмирал Попов» несколько превосходил своего предшественника – броненосец «Новгород». В частности, его данные были следующими: водоизмещение – 3550 тонн, длина максимальная – 36,57 м., ширина – 36,57 м., высота борта – 4,6 м., силовая установка -8 паровых машин по 120 л.с., 12 котлов, 6 винтов. Полная скорость усиленной модели «поповки» достигала 8 узлов. На вооружении находились две 305-миллиметровые пушки, шесть 87-миллиметровых пушек Круппа, восемь 47-миллиметровых пушек Гочкиса, пять револьверных 37-миллиметровых пушек Гочкиса. Экипаж броненосца «Вице-адмирал Попов» насчитывал 206 человек, в том числе 19 офицеров.

Многие специалисты утверждают, что проект «поповки» в силу ее круглого корпуса представлял собой в значительной степени ошибочное решение. Ведь построив круглое судно с толстой броней и тяжелой артиллерией, Попов не предусмотрел, что корабль будет сильно качаться на волнах, тем самым сократится прицельная меткость артиллерийской стрельбы. «Поповки» плохо держали курс, периодически могли захлестываться волнами. Несмотря на то, что недостатки проекта в спущенных на воду кораблях были преодолены, в стране широко распространились слухи о малопригодности этих броненосцев в реальных боевых действиях. В частности, неосведомленные люди утверждали, что «поповка» при стрельбе вращается в силу круглого корпуса.

Тем не менее, «поповки» участвовали в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., совершив поход к устью реки Дунай, в 1892 г. были зачислены в число броненосцев береговой обороны. Списали «поповки» с вооружения военно-морского флота лишь в 1903 году – спустя пять лет после смерти их конструктора в 1898 году. Следует отметить, что именно благодаря «поповкам» в столь сложный период для российского присутствия на Черном море, как три десятилетия после Крымской войны, осуществлялась береговая оборона важнейших стратегических точек черноморского побережья Российской империи. Однако в целом российское морское министерство с созданием полноценной линии обороны черноморского побережья не справилось, поскольку сделало ставку исключительно на «поповки», а потом, под влиянием общественного мнения, прекратило их выпуск после спуска на воду первых двух броненосцев и новых оригинальных проектов не предложило.

Заслугой Попова стала и разработка идеи строительства броненосных крейсеров, называющихся также крейсерами первого ранга. Впоследствии на идеи Попова в сфере крейсеростроения ориентировались судостроители и военно-морское командование практически всех морских держав того времени – таким образом, русский адмирал стал не только основоположником отечественного парового флота, но и дал творческий импульс к развитию и модернизации судостроения в мировом масштабе.

В конечном итоге, российское правительство задумалось о перспективах и путях модернизации отечественного флота и за несколько послевоенных десятилетий, опираясь на беззаветный труд специалистов – морских офицеров, инженеров – конструкторов, техников, а также безвестной массы квалифицированных рабочих, смогло создать полноценный военно-морской флот, оснащенный современными военными кораблями и не уступающий по своим боевым качествам флотам западных морских держав.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция не хотели, чтобы Россия с ее флотом имела свободный выход в Средиземное море, и подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 15 октября 1853 года объявила России войну, которая скоро переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния). Эта война стала расплатой за непонимание царизмом значения флота и за его недооценку, как орудия политики, так и вооруженной силы.

Важную роль в этой войне предстояло сыграть флотам. Для них это был период перехода от парусников к паровым кораблям с бронированным корпусом, винтовым движителем и мощным артиллерийским вооружением. Англо-французские морские силы по сравнению с Российским флотом располагали превосходством в линейных кораблях, фрегатах и особенно в паровых кораблях. В составе Черноморского флота было тогда всего 7 колесных пароходофрегатов.

В самом начале войны корабли Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. Парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, а отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был 11-ти пушечный пароходофрегат "Владимир". Им командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, талантливый и инициативный офицер.


У "Владимира" оказалась недолгая, но славная история. Он был построен в Англии в 1848 году по инициативе адмирала М. П. Лазарева и под наблюдением тогда еще капитана 1 ранга В. А. Корнилова. При постройке парохода были использованы новейшие достижения в области обеспечения прочности корпуса, улучшения вооружения, механизмов и оснастки. Первый командир "Владимира" капитан-лейтенант Н. А. Аркас образцово подготовил команду. Вскоре его сменил капитан-лейтенант Г. И. Бутаков.

В начале ноября 1853 года после крейсерства у мыса Калиакрия, "Владимир" направился к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. В районе Пендераклии утром 5 ноября был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш пароход пошел на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на "Владимир" и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри" ("Владыка морей").

На выстрелы русских турки ответили бортовым залпом. В ходе боя Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части. Пользуясь преимуществом в скорости, Бутаков постоянно держал свой корабль со стороны кормы противника. Это позволило избегать бортового огня "Перваз-Бахри" и в полной мере использовать свою артиллерию. Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. Затем, сблизившись на полкабельтова, "Владимир" открыл огонь картечью.


Командовавший "Перваз-Бахри", мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно вступил в бой и держался, пока его не сразило ядро. Лишь через три часа после первого выстрела неприятельский пароход спустил флаг. Это был первый в истории бой паровых судов.

Турки потеряли 58 человек (в том числе командира). Потери русских - двое убитых и трое раненых. "Перваз-Бахри" так пострадал, что его с трудом привели на буксире в Севастополь, а спустя два дня он затонул у стенки порта. После ремонта он был зачислен в списки флота под названием "Корнилов". Отличное владение приемами боя и прекрасные боевые качества корабля позволили Бутакову одержать блестящую победу. За этот бой Г. И. Бутаков был произведен в капитаны 2 ранга и награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

Затем черноморцы одержали еще ряд славных побед, среди которых знаменитая победа русского флота у Синопа 18 ноября 1853 года. Последующие события, прежде всего заход в Черное море англо-французской эскадры, высадка союзных войск в Крыму и осада Севастополя коренным образом изменили обстановку на Черном море. В силу своей малочисленности, по сравнению с союзной эскадрой, и технической отсталости Черноморский флот был вынужден отказаться от активных боевых действий и перейти к обороне своей главной базы - Севастополя.

Во время осады города значительную поддержку русским батареям оказали пароходофрегаты, действовавшие под командованием Г. И. Бутакова. Как говорили участники обороны, пароходофрегаты "доказали, что дух единения сухопутных и морских сил может совершать чудеса".

Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854 г. пароходофрегаты "Херсонес" и "Владимир" обстреливали английские батареи, которые вели огонь по Малахову кургану, и помогли отстоять эту ключевую позицию обороны города. Война требовала от наших моряков не только храбрости, но и знаний, умения. Например, орудия "Владимира" имели малые углы возвышения и не могли стрелять по удаленным целям на прибрежных возвышенностях. Тогда Бутаков создал "Владимиру" искусственный крен, и его орудия, впервые в истории русской морской артиллерии, вели огонь по невидимой цели. А затем он усовершенствовал орудийные станки, и пароход смог вести огонь по берегу на ходу.


Следующий решительный штурм Севастополя начался 6 июня 1855 года. В этот день пароходофрегаты "Крым", "Одесса", "Херсонес", "Бессарабия" и "Владимир" вели интенсивный артиллерийский огонь по наступающим войскам противника и помогли отбить штурм. В ужасные дни августовской бомбардировки и последнего штурма Бутаков со своими пароходами защищал с моря левый фланг русских укреплений. Во время боя Бутаков подавал экипажу пример редкого хладнокровия и неустрашимости. Он спокойно отдавал команды, как будто около него не летали ядра, и он не подвергался опасности быть убитым каждое мгновение. В ночь на 31 августа 1855 года, когда наши войска оставили Южную сторону Севастополя, Бутаков затопил "Владимир" и остальные пароходофрегаты. Они разделили судьбу Черноморского флота.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Кондаков Н. "Владимир". Альманах "Памятники Отечества" № 35 1996 г.
Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.
Залесский Н.А. "Одесса" выходит в море. Ленинград 1987 г.
Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

К середине XIX столетия значительно обострились противоречия между Россией и Турцией. Англия и Франция не хотели, чтобы Россия с ее флотом имела свободный выход в Средиземное море, и подталкивали Османскую империю к восстановлению господства в Крыму и на северном побережье Черного моря. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Турция 15 октября 1853 года объявила России войну, которая скоро переросла в войну между Россией и коалицией государств (Турция, Англия, Франция и Сардиния). Эта война стала расплатой за непонимание царизмом значения флота и за его недооценку, как орудия политики, так и вооруженной силы.

Важную роль в этой войне предстояло сыграть флотам. Для них это был период перехода от парусников к паровым кораблям с бронированным корпусом, винтовым движителем и мощным артиллерийским вооружением. Англо-французские морские силы по сравнению с Российским флотом располагали превосходством в линейных кораблях, фрегатах и особенно в паровых кораблях. В составе Черноморского флота было тогда всего 7 колесных пароходофрегатов.

В самом начале войны корабли Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить воинские перевозки противника. Парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова находилась у анатолийских берегов, а отряд пароходофрегатов, возглавляемый начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, действовал в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем этого отряда был 11-ти пушечный пароходофрегат "Владимир". Им командовал капитан-лейтенант Г. И. Бутаков , талантливый и инициативный офицер.

В начале ноября 1853 года после крейсерства у мыса Калиакрия, "Владимир" направился к анатолийскому побережью на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. В районе Пендераклии утром 5 ноября был замечен дым парохода, шедшего в направлении Севастополя. Наш пароход пошел на сближение. Неизвестное судно сначала пыталось уйти, но затем повернуло на "Владимир" и подняло турецкий флаг. Это был 10-пушечный пароход "Перваз-Бахри" ("Владыка морей").

В ходе боя Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части, и, пользуясь преимуществом в скорости, маневрировал таким образом, что его корабль постоянно держался в кормовых курсовых углах противника. Кроме того, несколько орудий на "Владимире" было перенесено в носоую часть, что усилило его боевые возможности (вели огонь 7 бомбических орудий). Меткими выстрелами русские комендоры вывели из строя рулевое управление вражеского парохода, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. Затем, сблизившись на полкабельтова, "Владимир" открыл огонь картечью. Командовавший "Перваз-Бахри", мамелюк из черкесов, оказался достойным противником. Он решительно держался, пока его самого не сразило ядро. После трехчасового боя "Перваз-Бахри" был вынужден спустить флаг. Турки потеряли 58 человек (в том числе командира). Потери русских - двое убитых и трое раненых.

Уже первый бой паровых кораблей продемонстрировал их существенные преимущества перед парусными. Во время боя турецкая и две русские эскадры находились неподалеку, слышали звуки выстрелов, но принять участия в бою не могли из-за безветрия.

7 ноября 1853 года «Владимир» вошел на Севастопольский рейд, ведя на буксире «Перваз-Бахри», на мачте которого над приспущенным турецким флагом развевался русский флаг.

За эту победу Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Св. Георгия 4 степени. А адмирал Нахимов, чтобы не дожидаться присылки ордена из Петербурга, вручил Григорию Ивановичу свой орден, полученный еще за Наваринское сражение.

Вице-адмирал В.А.Корнилов высоко оценил действия экипажа: "Капитан, офицеры и команда парохода "Владимир" вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах; действия артиллериею были и быстры, и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное, на неприятельском судне". Обобщив опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне, Г. И. Бутаков создал труд "Новые основания пароходной тактики", служивший для моряков Российского флота основным документом при использовании паровых и броненосных судов.

Документы :

Кондаков Н. "Владимир". Альманах "Памятники Отечества" № 35 1996 г.

Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.

Залесский Н.А. "Одесса" выходит в море. Ленинград 1987 г.

Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. Санкт-Петербург. 2000 год.

Сайты :

flot.com

kliper2.ru

Лисское морское сражение 1866 года, сражение между итальянским и австрийским флотами во время австро-итальянской войны 1866 года, происшедшее 20 июля у о. Лисса (ныне о. Вис в Югославии) в Адриатическом море. Это первое крупное сражение паровых броненосных кораблей. 16 июля итальянска эскадра в составе 11 броненосцев, 5 фрегатов, 3 канонерских лодок под командованием адмирала К. П. Персано вышла из Анконы в море с целью овладеть путём высадки десанта о. Лисса, на котором размещалась укрепленная база австрийского флота (на о. Лисса было 9 долговременных укреплений, 11 батарей с 88 орудиями, гарнизон острова составлял ок. 3 тыс. чел.). Атака о. Лисса 18-19 июля была организована неудачно. Итальянцы встретили стойкое сопротивление гарнизона, о котором не имели нужных сведений. Утром 20 июля на помощь гарнизону острова подошёл австрийский флот в составе 7 броненосцев, 7 канонерских лодок, 1 парусного линейного корабля, 5 фрегатов, 1 корвета под командованием контр-адмирала В. фон Тегетхофа. Австрийцы внезапно атаковали итальянский флот, сосредоточив огонь по кораблям центра. Однако орудийная дуэль броненосцев была безуспешной. Исход сражения решился таранным ударом флагманского броненосца австрийцев «Эрцгерцог Фердинанд Макс» по броненосцу итальянцев «Ре д"Италия», который вместе с экипажем в 400 чел. был потоплен. Другой итальянский корабль «Палсстро» после обстрела загорелся, вышел из строя и взорвался. После этого итальянцы отступили. Поражение итальянцев объясняется слабостью их разведки, отсутствием плана боя, плохой связью, нерешительностью адмирала Персано. Л. м. с. показало недостаточную эффективность артиллерии против бронированных кораблей, высокую манёвренность паровых судов, их способность быстро перестраиваться в различные боевые порядки.

И. А. Бобков.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.

Литература:

Морской атлас. Т. 3. Ч. 1. Описания к картам. М., 1959, с. 559-560. Библиогр.: с. 562;

История военно-морского искусства. Т. 2. М., 1954;

Обзор войны 1866 года в Германии и Италии. Пер. с франц. Спб., 1891, с. 302-314.