Листья бунин. Сделайте полный анализ стихотворения Бунина 'шумели листья, облетая'. Анализ стихотворения Бунина «Шумели листья, облетая…»

Иван Алексеевич Бунин

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, — беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать —
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума — характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до «осеннего воя», «смятенья», а кружение листвы — до «пляски жуткой». Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами — чувствами, способностью двигаться. Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

«Серые птички», которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: «беспечная шутка», «весело вдвойне», «восторг». Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому. С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета «радостно-безумный».

Желтый оттенок листьев обозначен определением «медный» — это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное «медный», задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов «золотой» и «янтарный», которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья», где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями. Терзания и тоска расцениваются как «роковая расплата» за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам «муку великих потерь» на пути к вечности.

«Шумели листья, облетая…» Иван Бунин

Шумели листья, облетая,
Лес заводил осенний вой…
Каких-то серых птичек стая
Кружилась по ветру с листвой.

А я был мал, - беспечной шуткой
Смятенье их казалось мне:
Под гул и шорох пляски жуткой
Мне было весело вдвойне.

Хотелось вместе с вихрем шумным
Кружиться по лесу, кричать -
И каждый медный лист встречать
Восторгом радостно-безумным!

Анализ стихотворения Бунина «Шумели листья, облетая…»

В произведении, созданном в 1901 г., картина осени лишена радости, спокойствия и великолепия красок. Обилие шума - характерная примета дисгармоничного художественного пространства Бунина. Обозначив тревожный «симптом» в первой строке, поэт прибегает к лексике, усиливающей мотив неблагополучия, диссонанса в природе: шум возрастает до «осеннего воя», «смятенья», а кружение листвы - до «пляски жуткой». Последние два примера демонстрируют приемы оживления пейзажа, наделения его человеческими чертами - чувствами, способностью двигаться. Эти свойства находятся в поле отрицательных коннотаций.

«Серые птички», которые кружатся в унисон ветру, безвольны и подобны падающим листьям. Они подчиняются силе мощного вихря и участвуют в общем танце, головокружительном и безумном.

Вторая и третья строфы посвящены воспоминаниям лирического героя о детских годах. Резвый и жизнерадостный мальчик впечатлен зрелищем стремительного листопада, но не понимает тайного языка природы. Настроение ребенка характеризуется группой лексики со значением беззаботного, безудержного веселья: «беспечная шутка», «весело вдвойне», «восторг». Противоречие между поведением ребенка и драматизмом пейзажной зарисовки понятно лирическому герою-взрослому. С годами он постигает скрытый смысл природных явлений. Герой приходит к осознанию неуместности, неэтичности детского ликования и доносит эту мысль до читателя при помощи составного эпитета «радостно-безумный».

Желтый оттенок листьев обозначен определением «медный» - это единственное яркое пятно во всем поэтическом тексте. Автор дает сдержанную, даже скупую характеристику осеннему наряду леса. Относительное прилагательное «медный», задействованное в функции качественного, употребляется вместо вариантов «золотой» и «янтарный», которые соседствуют с чистыми оттенками синего в спокойных и гармоничных пейзажных зарисовках.

В этот же период написано стихотворение «Смотрит месяц ненастный, как сыплются желтые листья», где в контексте описания осенней природы возникает мотив страдания. Здесь образы деревьев наделяются человеческим разумом и даром речи. Они жалуются на холод и мучения, пришедшие с осенними бурями. Терзания и тоска расцениваются как «роковая расплата» за весеннее счастье. Ветер, также обладающий способностями думать и говорить, злорадствует и сулит страдальцам «муку великих потерь» на пути к вечности.

И.А.Бунин начинал свое творчество как поэт. Несмотря на то что он стал знаменит как прозаик, Бунин до конца своей жизни писал стихи.
Стихотворение "Шумели листья, облетая..." он написал в 1901 году.Он обладал замечательным слухом и обонянием, природу чувствовал как живую. Его язык очень образный, яркий. Метафоры "шумели листья, облетая", "лес заводил вой", "С вихрем шумным кружиться" наглядно и образно описывают окружающую лирического героя действительность. А эпитеты "осенний вой", "пляски жуткой" эмоционально воздействуют на чувства.
Лирический герой его стихотворения "Шумели листья, облетаю..." - мальчик. Через его восприятие мы видим окружающий мир природы.
Мы можем допустить, что это стихотворение автобиографическое. Произведение небольшое, всего три строфы, написанные четырехстопным ямбом. В первых двух строфах поэт использует перекрестную рифмовку, а в третьей, последней, - опоясывающую.
В своем стихотворении он создал тот образ осенней природы, который был так близок и понятен ему.