М алимбаева сорока и ее сынок. Душой запомнишь трепетное пламя. Лишь раз воды из родника пригубишь –

Утвердить прилагаемые программы дошкольного воспитания и...

Значительное место в программе отводится игровой деятельности, которая пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. Программа...... Задачи: 1. Научить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию сказки, рассказы, стихотворения, потешки. 2.

refdb.ru

В номере:

Подборка стихов Дурням Машуровой опубликована на стра ницах уйгурского женского журнала «Интизар». На её слова ис полняются популярные современные..... Сынок, я не знаю, будете вы укладывать свою дочь в бещук или нет, .... Воду из сорока ложек, над которой произнесли столько хороших по.

niva-kz.narod.ru

Многие стихи специально для него впервые переведены на русский язык. Можно сказать, сама казахстанская.... государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но-политическом, но и в чисто человеческом, гуманитарном... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. ТАРАС ШЕВЧЕНКО В КАЗАХСТАНЕ.

zhurnal-prostor.kz

a-pesni.org

Классный час по теме: Урок вежливости. | скачать бесплатно...

17 янв 2014 ... А начнём мысо стихотворения Музафара Алимбаева... А орёл ответил: - Правильно, сынок,. Много лет живу я, вот и занемог. .... (сорока). Если друг стал отвечать. Не спеши … (перебивать). А помочь захочешь другу - Подними спокойно … (руку). Знай: закончился урок, Коль услышал ты …

nsportal.ru

государственности, если понимать её в широком, не только обществен- но- политическом, но и... МУЗАФАР АЛИМБАЕВ. РОДНИК ЗЕМЛИ... Я — сын степей! ШАТЁР ИЗ БАРХАТА И ШЁЛКА. Висит над вершинами гор. Шатёр без стропил и опор. Легко обнимая собою. Весь видимый взору простор. С любым,.

zhurnal-prostor.kz

Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана...

25 фев 2014 ... Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, ... Дружба, взаимопонимание, доверие, народная поэзия, песни, которые пела ему мать окружало будущего поэта с детских лет. Я - сын степей.

Музафар АЛИМБАЕВ В узкий глазок вдета тонкая нитка... потому что сын (ЖИРАФ) З Трусоват лесной.... А зовут её… (Улитка) Мурзилка 1978, №7(?). КОРЕЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ - Чем больше ковыряешь, тем больше становишься - что это такое? - Дыра! - Что нужно...

a-pesni.org

Ахметов Бектас Абдрашитович. Окончание следует...

6 окт 2012 ... Но добавил - и по этому добавлению мы можем судить, как поражение может воспламенить веру побежденного, доведя ее до религиозного... книгу супругов Кочетковых. По Барсукову страна училась более сорока лет, приход в среднюю школу учебника четы Кочетковых пришелся на осень...

samlib.ru

Литературное чтение».

ры литературы и методики ее преподавания Смоленского госу- дарственного.... Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса. Нянька Евгения боялась чертей и брезговала ими, как “не- ...... Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок ма- ленький.

xn--80ahcnkip5a.xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai

Технологическая карта. Сорока и ее сынок. - БОТАН

Тақырыбы /Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

botana.cc

Просмотр содержимого документа «картотека стихотворений казахстанских авторов ». Джамбул Джабаев.

kopilkaurokov.ru

Музафар Алимбаев «Лишь одна мне Отчизна дана»

Когда началась Великая Отечественная война 18 летний Музафар Алимбаев ушёл на фронт. На фронте продолжает писать, его стихи

sc0034.zerenda.akmoedu.kz

Стихи для детей: Музафар Алимбаев (Казахстан)

Детские стихи какзахского поэта Музафара Алимбаева.

0 Литературная гостиная Музафар Алимбаев

Название: Литературная гостиная Музафар Алимбаев
Класс: 4
Год: 2012

Цель: Углубленное изучение творчества Музафара Алимбаева

  • познакомить со стихотворением «Юрта»; формировать умение работать с персональным компьютером, с дополнительными источниками информации;
  • развивать выразительные средства языка, способствовать развитию активного словарного запаса;
  • воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину;

воспитывать культуру межличностного общения, интерес к предмету

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядный, практический, видео метод, программированный, проблемный

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Оборудование: выставка книг, рисунки детей, фотогалерея, музыка, ПК

Ход урока:

  1. I. Организация класса(Звучит народная музыка, слайд №1)

II.Учащиеся весь урок заполняют лист активности (самооценка).

III.Актуализация знаний (слайд №2)

1)Из какого стихотворения эти строки?

2)Прочти наизусть.

3)Определи тему стихотворения.

(На экране у уч-ся задания, выбирают знакомые стихотворения).

Покуда сердце бьется……… 1класс

Наша Родина Казахстан……

Родник земли родной…….. 2класс

Кто если не ты?...........

Я сын степей………………

Глаза голубые земли……… 3класс

(На экране учебники за 1,2,3 класс)

Сегодня мы продолжим изучать жизнь и творчество аксакала Казахстанской поэзии Музафара Алимбаева. В любом школьном учебники, хрестоматии вы найдете его яркие, легко запоминающиеся строки, над которыми не властно

(На доске учебник 4 класса)

IV.Формирование новых знаний

1) –Вы прочитали стихотворения М.А.Как вы думаете, какая тема затронута в этих произведениях?

Тема Родины, любви к родной земле, патриотизма.

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение)

Лишь раз воды из родника пригубишь -

Всего лишь раз в родном лесу побудешь -

К нему всегда душой тянуться будешь.

И первый раз целуя наше знамя,

Душой запомнишь трепетное пламя.

И это все, покуда сердце бьется,

Для нас так просто Родиной зовется.

(На экране: родник, лес, знамя, Родина.

2) Знакомство с биографией (читает уч-ся)

1 ученик

Музафар Алимбаев родом из Павлодара, учился в Павлодарском педучилище, степи Прииртышья вдохновляли его.

Учась в Павлодарском педучилище начал живо интересоваться богатством лексики русского языка. Начал собирать казахские и русские пословицы, составлять для себя русско-казахский словарь.

2 ученик

Имя Музафар – арабского происхождения оно означает «Победитель».Быть может, отец будущего поэта желал видеть сына сардаром-полководцем, но он стал поэтом. С детства он заучивал поэзию великого Абая, на запоминал народные поэмы «Енлик-Кебек» и «Калкаман-Мамыр».По просьбе матушке превозили ему из города книжечки набранные арабским шрифтом - сказки Толстого, стихи Пушкина и Лермонтова. Позднее он их перевел на казахский язык.

1 ученик

В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырган». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырган» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей.

2 ученик

Лучшие стихи М.А. переложены на музыку, среди них есть ставшие подлинно всенародными.

(На доске «Маралдым», «Ясноликая», «Белый сокол», «Чудной же ты, джигит», «Он наш учитель».

В 1984 году удостоился звания лауреата государственной премии имени Абая.

В 1994 году присвоено звание народного писателя.

3) Дополнения уч-ся –опережающее задание

(На доске выплывает фотогалерея, уч-ся выбирают фото и рассказывают о нём)

Ответы уч-ся

Павлодарцы любят и ценят своего земляка. Подарком на 80-летие М.А. стал научный проект на сайте одной ученицы Павлодарской школы.

Если мы изучим творчество народного писателя М.А., духовный мир каждого из нас, граждан Казахстана, станет богаче.

Во время службы в армии всего 3 с половиной месяца он был рядовым, потом стал замполитрука, проводил полит беседы на русском языке, выступал на собраниях. Был заместителем командира минометной батареи, воевал на Калининском

фронте, политруком вошёл в Берлин. Ему грозила военная карьера.И тут выручило поэтическое слово.Осенью 1948 года Музафар Алимбаев был демобилизован по просьбе казахстанского правительства.

М.А. перевел пословицы и поговорки 58 народов земли. В 1978 году вышла его книга жемчужница слов.

У казахов есть пословица «С кем молодым вышел перед народом, с тем и седину приобретай».М.А. скоро справит золотую свадьбу. Шапау-апа –историк. Она и первый критик, и читатель и помощник. Жизнь посвятила и мне и детям – сказал Музафар Алимбаев.

Учитель

Музафар Алимбаев писал:

«Писатель должен быть мыслителем, философом. Оценить прошлое, разобраться в настоящем, думать о будущем

Музафар не стал сардаром-полководцем, но он стал победителем: он победил Великую войну, вернувшись с неё живым, и победил великое расстояние - от сердца поэта к сердцу своего читателя.Большая любовь к родной земле делает его произведения искренними и незабываемыми.

Отправим наши пожелания, рисунки,творчество М.А.(слайд №)

4)Знакомство со стихотворением «Юрта»(Звучит музыка, читают уч-ся наизусть)

Вопрос перед чтением:

Какое чувство наполняло поэта, когда он писал это стихотворение?

5) Ассоциации к слову юрта

верное жилище кочевников

восхищение человеком,который

создал юрту

воспоминания об отце

сердце казаха

Мир - огромная юрта

любовь к родным степям

Давайте определим, какие это приёмы и способы.

V.Работа в микрогруппах (слайд №)

обращение

сравнение

восклицание -накал чувств. Стой!

вопрос - Когда это было?

повторение, обращение

сравнение

восклицание

метафора

олицетворение

восклицание

сравнение

восклицание

8)Обобщение

Кто определил главную мысль произведения?

9) Какая пословица подходит к этому стих-ию?

v Нет краше Родины нашей

v Для Родины своей ни сил ни жизни не жалей

v Дорог даже дым над очагом родным

VI.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся завязать ленточку на шанырак юрты и сказать афоризм,

запомнившийся на уроке

(Звучит кюй Курмангазы, уч-ся выходят и становятся, образуя макет юрты)

VII.Итог урока (самооценка уч-ся)

Подведение итогов по шкале активности

Музафар Алимбаев

Литературный час

«Народный писатель Казахстана»,

Цели: познакомить с жизнью и творчеством М. Алимбаева; пробудить интерес к чтению литературы нашего края.

Оформление: книжная выставка «С любовью к родной земле»; музыкальное сопровождение; презентация.

1 ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено любимому автору детских книг, известному поэту, писателю Музафару Алимбаеву.

2 ведущий: Маралды! Это звучное слово не раз воспевалось в песнях, легендах, стихах. Много здесь маленьких пресных озер и ручьев.

В середине этой чаши - соленое озеро Маралды. Совсем недалеко находится одноименное село. Именно здесь, в селе Маралды Щербактинского района родился известный казахский поэт, народный писатель Казахстана, почетный гражданин Музафар Алимбаев, один из авторов первого Гимна суверенного Казахстана.

1 ведущий: «С годами особо осознаешь тоску о малой Родине, о земле, которая взрастила тебя, - сказал поэт в один из последних визитов в Павлодарскую область. – Мне очень хотелось вдохнуть воздух родной земли, пройтись по берегу озера Маралды, и я очень счастлив, что приехал на свою малую Родину».

Чтец 1. Стихотворение «Глаза голубые земли»…

Глаза голубые земли-

Так мы называем озера.

Здесь детские годы прошли

В степном приозерском просторе.

Купался я, рыбу ловил,

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, ата, устали, сядьте на скалу.

А орел ответил:- Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я,-

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настает,

Скоро взойдет золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

2 ведущий: Живой, динамичный язык, сюжетная занимательность, отличное знание детской психологии сразу сделали творчество М. Алимбаева для юных читателей популярным. Пишет ли он о каких-либо чертах характера ребенка, его поступках или о различных явлениях жизни, он пишет конкретно и убедительно.

Прежде всего, дети ищут ответы на свои многочисленные вопросы. Об этом хорошо знает поэт:

И у меня сосед растет

курносый

Узнать все сразу

хочется ему.

Не мальчуган, а фабрика

вопросов:

«Что? Где? Зачем?

Откуда? Почему?»

1 ведущий: Ответы на эти важные вопросы дети находят во многих стихотворениях познавательного характера, которые написал очень добрый, мудрый, все понимающий Муз-ага, Музафар-ата!

За годы активной творческой деятельности М. Алимбаевым выпущены поэтические сборники: «Моему сопернику», «Выше-выше», «Лирика», «Подснежник», «Мой Казахстан», «Урак-неумейка», «Дивная пора — детство», «Аксерек и Коксерек» и многие другие.

2 ведущий: Особое место в творчестве Музафара Алимбаева занимают произведения, навеянные казахским народным творчеством. Это сказки в стихах, легенды, небылицы, загадки. Вот послушайте небылицы:

Выросла смородина

Прямо на сосне,

То ли вправду выросла,

То ли снилось мне.

Улитка лань обогнала-

Летела без оглядки.

Медведя заяц уложил

В два счета на лопатки.

С земли на небо дождик шел

И капал беспрестанно,

И было в небе много луж,

Как все это ни странно…

1 ведущий: Много лет М. Алимбаев собирал народные пословицы и поговорки. Среди монографических трудов М. Алимбаева есть книга «666 пословиц и поговорок». Немало загадок сочинил для детей поэт. Послушайте и отгадайте их.

Я от ваших тумаков

Улечу до облаков!

Силач на спину

Взвалил травину,

И тащит в кучу

Силач могучий.

(Муравей)

Не останет,

Если убегаешь;

Побежишь вдогонку –

Не поймаешь.

Ворота запри - стужа внутри.

Ворота открой – зной с жарой.

(Холодильник)

Развалились толстяки,

Спят на солнцепеке, –

Полосатые пиджаки,

Кругленькие щеки.

Если нос его уткнется,

То уже не повернется.

Он магнитный, этот нос –

Раз уткнулся, то всерьез!

Невелик он, но для многих

Лучший друг в большой дороге.

Из земли растет огонь –

Лучше ты его не тронь.

Ну, а если прикоснешься –

Непременно обожжешься.

(Крапива)

2 ведущий: Музафар Алимбаев известен как поэт-песенник. На стихи поэта написано более трехсот замечательных песен, многие из которых стали по-настоящему народными. Велика популярность целого ряда его песен: «Ақмандайлым», «Ақсұңқарым», «Аяжан», «Алматы кешінде», «Қара қыз», «Маралдым» и множество других – веселых и щемящих сердце, грустных и философских, о любви и дружбе, о родине и счастье.

Звучит песня «Маралдым»

1 ведущий: Закончить наше мероприятие мне бы хотелось пожеланием Музафара Алимбаева, которое он адресовал своим читателям в книге «Песенка по кругу». Оно актуально всегда:

«Юный мой друг!

Пусть не по словам, а по делам твоим сами люди поймут, что ты – сын или дочь своего народа! Твори доброе, живи по совести.

И пусть в этом тебе поможет Поэзия – чистая, как родниковая вода, мудрая, как народная пословица! Поэзия – спутница всех поколений!

Какое счастье хоть одной строкой войти в такую высокую Поэзию! Вот о чем я думаю всю жизнь».

    Актуализация знаний. Учитель рассказывает учащимся о лирике поэта.Проводит словарную работу. Составляют ассоциативную карту. Отвечают на вопросы учителя.

степь - это открытое пространство, то ярко освещенное солнцем, то пасмурное; то покры­тое снегом, то с бурными потоками талой воды; то с дождем, как из ведра, то засушенное, без капли влаги; то с моросью, висящей над самой землей, то брызжущее слепым дождиком. Степная почва - то набух­шая от влаги, то серая потрескав­шаяся, а затем становится белесой и пылеватой. Трава в степи бывает то густая, то разреженная, то с цветами, то без них. Для глаз впечатлительного человека - это птицы, парящие высоко в воздухе, но вьющие гнезда на земле; это стада копытных, то появляющиеся, то исчезающие за гори­зонтом; это поминутно выскакивающие и вновь пря­чущиеся в норы, как чертик на пружинке, грызуны; это саранча, выпархивающая внезапно, как выстрел в упор, и тут же замирающая неподвижно.

Запахи в степи разнообразны. Для человека шалфейные, тимьянные, полынные, с тысячами оттен­ков и переходов, ароматы столь неповторимы и неза­бываемы своим причудливым переплетением и струях порывистого Степного ветра.

Ребята, сегодня мы побываем с вами в казахстанской степи заочно.

Народный писатель Казахстана Музафар Алимбаев родился 29 октября 1923 года в ауле Кызыл Агаш Шарбактинского района Павлодарской области. М.Алимбаев – один из авторов Государственного гимна Республики Казахстан.

С детских лет он с увлечением слушал народные песни, легенды из уст своей матери и запоминал их на всю жизнь. Оставшись рано сиротой, воспитывался в интернате, затем поступил в Павлодарское педагогическое училище. С 15-летнего возраста М.Алимбаев начал писать стихи. Когда началась Великая Отечественная война, будущий поэт добровольцем ушёл на фронт. Находясь в действующей армии, он выступал на страницах фронтовой республиканской печати. После войны он всецело посвящает себя литературе.

М.Алимбаев пишет много и для детей. Он умеет наблюдать, видеть необычное в самых обыкновенных вещах и интересно рассказать об этом.

Поэт тонко чувствует красоту природы, находит для её описания яркие сравнения, эпитеты.

Почему Алимбаев называет себя сыном степей?

В каких строках сказано, насколько обширна и величественна казахская степь?

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала –

Найдите в стихотворении сравнения. (Я, как таймень; лёд – ковёр; снег – одеяло;

Найдите эпитеты т.е. яркие, образные художественные определения (Работал до седьмого пота; вставал чуть свет;)

Ребята, в этом стихотворении есть и гипербола (сильное преувеличение).

(Когда я пел,

То песнь моя слышна бывала

От гор Алтая до Урала …)

Конспект занятия Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Возрастная группа: вторая младшая

Образовательные области: «Коммуникация».

Раздел: художественная литература

Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева «Летят, летят»

Цель: учить слушать внимательно стихотворение и выполнять по тексту движения; развивать мыслительную деятельность, внимание; воспитывать интерес к стихотворным – игровым произведениям.

Оборудование: красиво оформленная коробка, игрушки или картинки (птичка, самолет).

Ход занятия.

Валеологическая минутка «Здравствуй солнце…»

Ребята, к нам прилетела птичка, хочет с нами поиграть.

Сюрпризный момент:

Воспитатель вносит красивую коробку.

Хотите узнать, что в коробке?

Давайте посмотрим.

Достает из коробки картинки с изображением птиц.

Скажите, что умеют делать птицы, то что мы не умеем?

А я знаю стихотворение - игру. Хотите послушать?

Предлагает послушать стихотворение М. Алимбаева «Летать, летать»

Летят, летят…

Летят зяблики…

Летят, летят…

Летят яблоки…

Летят, летят…

Летят галки…

Летят, летят…

Летят палки…

Летят, летят…

Летят орлы…

Летят, летят…

Летят козлы…

В этом стихотворение есть путаница.

Скажите яблоки это птицы?

А козлы летают? А палки?

А теперь я предлагаю вам поиграть со мной, я буду рассказывать стихотворение, а вы будете выполнять движения махать руками.

Предлагает повторить несколько раз стихотворение-игра «Летят, летят»

Пальчиковая гимнастика «Игрушки в корзинке»

У меня игрушек много

С ними я люблю играть

Этот пальчик пирамидка

Этот пальчик желтый мяч

Этот красная машинка

Этот детская кровать

Этот пальчик кукла Зина

Я сложу их всех в корзину.

С каким стихотворением – игрой мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. А еще мы узнали, кто летает, а кто не летает.

Ожидаемый результат:

Знать: стихотворение М. Алимбаева «Летят, летят»;

Иметь: представление о летающих птицах, и о нелетающих предметах;

Уметь: слушать художественное произведение, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию;