Механизмы интериоризации и экстериоризации в процессе психического развития. Структура деятельности. Понятие интериоризации и экстериоризации

Который раскрывает и сознания человека через различные формы деятельности. Кроме того, психика и сознание некоторыми исследователями обозначаются также видами деятельности, внутренними. Они происходят из внешних, предметных действий человека. В связи с этим в психологии возникли 2 принципиально важных термина: интериоризация и экстериоризация. Это процессы, характеризующие развитие различных форм деятельности человека (внешней и внутренней).

Формы деятельности человека в психологии

Внешняя деятельность человека, согласно деятельностному подходу в психологии, представлена видимым поведением человека: практическими операциями, речью. Внутренняя форма деятельности - мыслительная, невидимая для других людей. Долгое время предметом изучения психологии была только внутренняя деятельность, потому что внешняя считалась ее производной. Со временем же исследователи пришли к выводу, что обе формы деятельности составляют единое целое, зависят друг от друга, подчинены одним и тем же закономерностям (наличию побуждающей потребности, мотива и цели). А интериоризация и экстериоризация - это механизмы взаимодействия данных форм деятельности человека.

Соотношение интериоризации и экстериоризации

Интериоризация и экстериоризация - это взаимосвязанные процессы, механизмы, благодаря которым происходит процесс усвоения общественного опыта человеком. Человек накапливает социальный опыт поколений через демонстрацию ему орудий труда, речи. Это интериоризация, активный внутренний процесс формирования сознания на основе усвоенного опыта.

На основании усвоенных знаков и символов общества человек формирует свои действия. Это обратный процесс. Существование одного из них невозможно без предыдущего. Понятие "экстериоризация" означает, таким образом, формирование поведения и речи человека на основании внутренне сложившегося у него в определенную схему общественного опыта.

Понятие "экстериоризация"

Экстериоризация - это процесс, результатом которого является переход внутренней (психической, незримой) деятельности человека во внешнюю, практическую. Этот переход приобретает знаково-символическую форму, что означает существование этой деятельности в социуме.

Развитием понятия занимались представители отечественной психологии П. Гальперин), но первое обозначение ему дал В своей культурно-исторической теории психолог высказывал мнение, что процесс становления психики человека, развитие его личности происходят через усвоение культурных знаков общества.

В современном понимании экстериоризация - это процесс построения и реализации внешних действий человека, включая словесное выражение, на основе его внутренней психической жизни: личного опыта, плана действий, сформировавшихся идей и переживаемых чувств. Примером этого может быть усвоение воспитательного влияния ребенком и его проявление внешне через нравственные поступки и суждения.

Деятельность имеет свою структуру, которая включает в себя следующие компоненты.

Цели – это наиболее значимые предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе будущего результата деятельности.

Цели могут быть близкими и дальними, личностно-эгоистическими и общественно значимыми. В зависимости от того, какую значимость им придает сам человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность

Мотивы – это внутренние силы человека, побуждающие его заниматься той или иной деятельностью. Мотивы бывают близкие и дальние, личностно-эгоистические и общественно значимые.

Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь цели деятельности.

Действие – это произвольная, преднамеренная активность человека, направленная на достижение осознаваемой цели.

Действия бывают внешние двигательные – это моторные движения, которые выполняют функцию исполнения.

Действия бывают внутренние умственные, которые выполняют функции регулирования и контролирования.

И последний компонент деятельности – это результат – это то, чего достигает человек в процессе своей деятельности.

Результат не всегда совпадает с целью деятельности. Человек и окружающие люди оценивают результаты деятельности человека, а через них и его самого, через значимость его деятельности для общества.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. (Пример со счетом)

Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя при этом образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

Таким образом, деятельность человека это – специфическая активность, направленная на познание и преобразование окружающей действительности, места своего обитания и самого себя.

РАЗДЕЛ III. «СУБЪЕКТИВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА».

(2 часа).

Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).

Цель: совершенствовать знания студентов о человеке как личности и индивидуальности.



Задачи:

1. Познакомить учащихся с основными понятиями и их содержательно-смысловой стороной: индивид, человек, субъект, личность, индивидуальность; с подходами в зарубежной и отечественной психологической науке к изучению личности.

2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия.

3. Воспитывать познавательный интерес к предмету и к познанию себя как личности.

Литература к теме: В.Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах, Стр.141-151.

В.И. Дубровина и др. Психология. Стр.283-285.

Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии.

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач лекционного занятия; терминологических диктант:

II часть: лекция по плану:

III часть: обобщение пройденного материала.

Д:/з.: лекционный материал, подготовиться к опросу.

ТЕМА 12. «Общее понятие о личности. Подходы к изучению личности»

(2 часа).

Вопросы:

1. Общее понятие об индивиде, человеке, субъекте, личности и индивидуальности.

2. Подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии.

3. Основные факторы и предпосылки, обуславливающие особенности развития личности.

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

от лат. exterior – внешний, наружный – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане. воплощение их в материальном продукте. Напр., реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически. воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально внутренним взором. Э. осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях. Как направление умственной деятельности, Э. противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.

Если понимать интериоризацию генетически как процесс психического развития, то, очевидно, против. генетическим процессом следует считать процесс разрушения, инволюции, деградации высшей психической функции, а не Э. В широко распространенном противопоставлении Э. и интериоризации термин Э. трактуется функционально, что равносильно употреблению др. пары терминов – объективация и субъективация. Не совсем корректно противопоставлять интериоризацию, понимаемую в генетическом смысле, как у Л. С. Выготского и Ж. Пиаже, экстериоризации, которую трактуют не генетически, а функционально как внешнюю деятельность, как этап экстрапсихической функции, как объективацию. В рамках генетической логики Выготского здесь нет никакой проблемы, т. к. ясно, что Э. является основой интериоризации. Б. М.

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ и ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ - понятия, указывающие на переход, движение действия. Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior - внутренний) - переход извне вовнутрь, поэтапное свертывание и овнутривание внешнего действия. Впервые это понятие сложилось во французской социологической школе (Э. Дюркгейм) и означало процесс социализации, прививания элементов идеологии к сознанию индивидов. Иное содержание это понятие обрело в трудах Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Дж. Брунера и ряда других современных психологов.

Экстериоризация (франц. exteriorisation - обнаружение, проявление, от лат. exterior - наружный, внешний) в психологии процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано советским психологом Л. С. Выготским (См. Выготский) в его культурно-исторической теории поведения, одно из основных положений которой состояло в том, что человек овладевает собой как одной из сил природы извне - при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой. Иначе говоря, овладение тем или иным внутренним психологическим процессом предполагает, по Выготскому, предварительную его Э. в особых знаковых средствах. С понятием Э. связывалась также и идея объективного метода психологического исследования высших форм поведения. Дальнейшую разработку проблема Э. получила в работах советских психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.

Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собственных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвижения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии (англ. activityapproach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.