Национальности ссср и их размещение. Какие народы ссср хуже всего знали русский язык. Как в ссср определяли национальность


Советский Союз - многонациональное государство. В нем насчитывается более 100 национальностей и народностей.
При царизме многие нерусские народы и народности, населявшие Российскую империю, подвергались жестокому угнетению, подавлялось развитие их национальной культуры.
В Советском социалистическом государстве в основу национальной политики положен ленинский принцип добровольного союза наций. В результате осуществления этого принципа народы нашей страны получили возможность создать свою государственность и успешно развивать социалистическую по содержанию и национальную по форме культуру.
Значительная часть территории СССР населена славянскими народами. В 1979 г. русских, украинцев и белорусов насчитывалось около 180 млн. человек (более 74% населения страны). Самая многочисленная национальность в нашей стране - русские. Они составляют более 50% общей численности населения Советского Союза и 82,6% населения Российской Федерации. Русские представляют наиболее многочисленную группу славянского населения земного шара и выделяются не только своей численностью. Русский народ сыграл огромную роль в истории нашей Родины, в создании и сплочении в единое целое Союза Советских Социалистических Республик.
Много веков назад на Русской равнине, в междуречье Волги и Оки, сформировалось Московское государство - ядро будущей России. Отсюда русские расселялись к северу, западу, югу и востоку. Наиболее компактно русское население живет в центральных, западных и частично северных областях РСФСР. В Орловской, Липецкой, Курской, Тамбовской и Рязанской областях почти все население составляют русские. В Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке русское население достигает 80-85% общей численности населения этих районов. Русское население преобладает во всех экономических районах Российской Федерации.
В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири, помимо русских, население представлено рядом народов и народностей, которые живут в образовавшихся после Великой Октябрьской социалистической революции автономных советских социалистических республиках, автономных областях и автономных округах. К этим национальностям, проживающим в РСФСР, принадлежат относящиеся к угро-финской языковой группе удмурты, мордва и марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, чуваши и башкиры. На севере и северо-западе европейской части РСФСР живут принадлежащие к угро-финской языковой группе коми и коми-пермяки, карелы и саамы.
Северный Кавказ населяют народы чечено-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, народности Дагестана
(аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы и др.), народы тюркской группы (карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы), народы иранской группы (осетины), народы адыго-абхазской языковой семьи (кабардинцы, адыгейцы, черкесы).
Национальности азиатской части РСФСР весьма разнообразны по языку, хозяйственным и культурно-бытовым навыкам. За Уральским хребтом, в среднем течении Оби и Иртыша, кроме русских и украинцев, живут ханты и манси. К северу от них - в тундровой зоне Предуралья и Зауралья - расселены ненцы. Бассейн р. Лены населяет самый значительный по численности народ северной части Сибири - якуты. В южной части Сибири живут буряты, алтайцы, шорцы, хакасы. Тувииская АССР населена преимущественно тувинцами. На крайнем северо-востоке живут чукчи и коряки, на Камчатке - ительмены, в Якутской АССР и Магаданской области - юкагиры, в нижнем течении р. Амур и на Сахалине - нивхи. В Приамурье живут нанайцы и удэгейцы. На побережье Берингова моря» на о. Врангеля и в Чукотском автономном округе расселены эскимосы, а на Командорских островах - алеуты. В условиях царизма эти народности были обречены на вымирание. В результате проведения ленинской национальной политики созданы условия для быстрого экономического и культурного развития всех народов и народностей, населяющих нашу страну.
Среди союзных республик второй по численности населения и развитии) экономики является Украинская ССР. Основное население республики - украинцы. Они составляют около 74% общей численности населения и относятся к группе восточных славян. Украинцы составляют большинство населения во всех областях республики, за исключением Крымской. Кроме того, в УССР живут русские, евреи, поляки, белорусы, молдаване, болгары, венгры и др.
В юго-западной части Советского Союза находится Молдавская ССР. Большинство населения республики - молдаване (почти 64%); там проживают также украинцы, русские, гагаузы, евреи, болгары.
В Белорусской ССР почти 80% общего числа жителей - белорусы. Белорусское население преобладает во всех областях республики, кроме отдельных районов Гродненской области, где большинство населения составляют поляки. В БССР живут также русские, украинцы и евреи.
В Прибалтийских республиках основную массу населения составляют литовцы, латыши и эстонцы. Литовцы и латыши - представители леттп-литовской, а эстонцы - финской языковой группы.
Один из многонациональных районов нашей страны - Закавказье, народы которого говорят на многих языках и наречиях.
В Закавказье самыми крупными по численности являются азербайджанцы, относящиеся к тюркской языковой группе, грузины, составляющие картвельскую лингвистическую группу, и армяне, которые составляют самостоятельную языковую группу. Здесь живут также абхазцы, русские, греки, курды и др.
Население Казахстана и Средней Азии сосредоточено в основном по долинам рек, а также в предгорьях и межгорных котловинах. По языку это народы тюркской группы, за исключением таджиков, относящихся к иранской группе.
Казахскую ССР населяют казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, белорусы, корейцы, уйгуры и дунгане. Казахи размещаются по территории республики крайне неравномерно. Они составляют большинство населения только в Кзыл-Ординской и Гурьевской областях. В общей численности населения республики казахи составляют 36%. Высокий удельный вес русских, украинцев и других национальностей в численности населения Казахстана объясняется тем, что за последние годы в Казахскую ССР прибыли трудящиеся из других братских республик для оказания помощи в освоении ее огромных природных богатств.
В пределах Узбекской ССР проживают узбеки, русские, татары, казахи, корейцы, евреи, киргизы, украинцы, туркмены. Основная масса населения республики размешена главным образом в Ферганской долине, а также по долинам Чирчика и Зеравшана.
Население Киргизской ССР составляют киргизы, русские, узбеки, украинцы, татары, таджики, уйгуры. Киргизы населяют в основном предгорные и межгорные долины.
Таджикскую ССР - типичную горную страну - населяют таджики, узбеки, русские, татары, киргизы, казахи. Основная часть таджиков живет в северной части республики, а также в Вахшской и Гиссарской межгорных долинах.
В Туркменской ССР основное население - туркмены. Здесь живут также русские, узбеки, казахи, татары, украинцы и армяне.
Все народы нашей страны равноправны и живут единой братской семьей. Они спаяны нерушимой дружбой, являющейся источником силы и могущества Советского государства. Особенно ярко проявилась дружба Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, когда перед лицом смертельной опасности все народы нашей Родины еще теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и Советского правительства, вокруг русского народа. В период развитого социализма происходят дальнейшее сближение и сплочение наций.
Последняя перепись показала значительный рост численности не только русского населения (на 8,3 млн. человек), но и других национальностей - украинцев, белорусов, узбеков, казахов и др. Значительно возросла численность башкир, калмыков, народностей Дагестана, чеченцев, карачаевцев, адыгейцев, ингушей, осетин, кабардинцев, черкесов, бурят, якутов, тувинцев и алтайцев. Происходит рост численности и малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Все советские социалистические республики, добровольно объединившиеся в Советский Союз, достигли огромных успехов в развитии своей государственности, подъеме экономики и культуры. В короткий исторический срок они ликвидировали свою вековую отсталость. Большинство республик Союза ССР по ряду народнохозяйственных показателей опередили многие промышленно развитые капиталистические страны Западной Европы.
Вместе с ростом экономики советских республик расцветала и их культура. Преподавание во многих школах этих республик ведется на родном языке, осуществляется введенное повсеместно всеобщее среднее образование. Все республики имеют крупные научные центры - академии наук, высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, культурно- просветительные учреждения.

Еще по теме НАЦИОНАЛЬНОСТИ СССР И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ:

  1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА В СССР
  2. §1. РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  3. §2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Почётная обязанность защищать Россию всегда лежала на плечах её народов. Основную нагрузку несла титульная нация – русские. Другие народности, особенно живущие на окраинах страны, пользовались послаблениями.

Царская Россия

В царской России всеобщая воинская повинность законодательно была введена в 1874 году. Согласно программе реформирования, в каждом военном подразделении должно было быть как минимум 75% русских военных. Но некоторые народности получили поблажки.

Например, финны, имеющие собственное военное законодательство и собственные вооруженные силы. В 1899 году автономия Финляндии была упразднена, однако набор в русскую армию новобранцев встретил там сопротивление. В 1903 году по призыву явилось только две трети новобранцев. Через два года под воздействием революционных событий правительство снова предоставило финнам автономию. Правда, теперь они обязались нести финансовые расходы на содержание российской армии: 12 миллионов марок ежегодно.

Не призывали в царскую армию представителей тех национальностей, которые проживали в дальних краях: на полуострове Камчатка, на острове Сахалин, в трех округах Якутии - Среднеколымском, Верхоянском и Вилюйском; на севере Енисейской и Томской губерний, в тобольских уездах Берёзовский и Сургутский.

От службы в армии Российской империи освободили коренные народы Сибири, Астраханской губернии и всей Средней Азии. Не подлежали призыву самоеды Мезенского уезда Архангельской губернии и Печоры.

Поблажки были даны коренным народам Кавказа: курдам, абхазам, ногайцам, азербайджанцам, черкесам и многим другим. Освобождалось от службы мусульманское население Терской и Кубанской областей. Вместо этого все они платили особый денежный налог.

От армии освобождались иркутские и енисейские казаки - они несли повинность на местах.

В Советской России положение не изменилось, коренным народам окраин было дано много прав, вплоть до самоуправления. Однако в 1939 году был принят закон «О воинской повинности», который сделал её всеобщей. В годы войны сразу выяснилось, что выходцы с Кавказа и из Средней Азии зачастую не могут воевать. Они не понимали языка, не обладали нужными знаниями и навыками, некоторые из них просто сбегали, истосковавшись по дому.

30 июля 1942 года Государственный комитет обороны СССР был вынужден запретить призыв в армию представителей горских народов, живущих на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии. Не призывались на фронт узбеки, туркмены, таджики, казахи, киргизы, грузины, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, ингуши, кабардинцы, балкарцы и осетины.

Во время войны был приостановлен призыв немцев, поляков, сванов и хевсур.

Правда, эти меры не запрещали приток в армию добровольцев.

После войны с 1948 по 1953 год был отменен призыв некоторых категорий граждан, и это затронуло многие национальности, в первую очередь русских. Юношей отправляли в школы фабрично-заводского производства, и отказаться от учёбы они не могли под страхом уголовного наказания.

Позже была введена всеобщая воинская обязанность, отдать свой долг Родине должен был каждый советский гражданин, независимо от национальности. Поэтому в позднем СССР в одной казарме можно было встретить дагестанцев, русских, якутов и казахов.

Совет министров СССР определял категории граждан, которые могут получить отсрочку от призыва. Однако фактически не призывались только представители действительно малых народов.

Россия

В современной России малочисленным коренным народам (тех, чья численность не превышает 50 000 человек) предоставляется право выбрать альтернативную службу. Они могут остаться работать на родной земле в традиционных отраслях. В перечень таких народов вошли абазины (их численность составляет 43 341 человек), алеуты (482 человек), бесермяне (2 201), вепсы (5 936), водь (64), долганы (7 885) ижорцы (226), ительмены (3193), камчадалы (1927), кереки (4), кеты (1219), коряки (7953), алтайские кумандинцы (2892), манси (12 269), нагайбаки (8 148), нанайцы (12 003), нангасаны (862), негидальцы (513), ненцы (44 640), нивхи (4 652), ороки (295), орочи (596), саамы (1 771), секульпы (3 649), сету (214), сойоты (3 608), тазы (274), телегиты (3 712), телеуты (2 643), тофолары (762), тубалары (1965), тувинцы-тоджинцы (1858), удэгейцы (1496), ульчи (2765), ханты (30 943), челканцы (1 181), чуванцы (1002), чукчи (15 908), чулымцы (355), шапсуги (3882), эвенки (38 396), эвены (21830), энцы (227), эскимосы (1738) и наконец юкагиры (1603).

По факту не служат и представители других народов, живущих на просторах Сибири и Дальнего Востока. Это связано с тем, что призывники находятся на дальних стойбищах, и нет возможности организовать их явку на призывной пункт.

Выбрать альтернативную службу вольны и народы Дагестана. Право составлять их перечень имеет Государственный совет Республики.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».

Советское правительство уже с 20-х годов взяло курс на усиленную централизацию власти. Это делалось не только через чиновников, но и посредством интенсивного взаимного проникновения культуры: прессы, литературы, радио. Не было тенденции насаждать повсюду русский язык. Напротив, на протяжении всего существования СССР проводилась огромная работа по развитию местных языков. Русский был объединяющим: владея им, можно было получить хорошее образование, сделать карьеру, иметь доступ к обширному культурному наследию; на русском издавалась центральная пресса.

Как решался языковой вопрос при СССР

Большевики стремились приобрести влияние у тех слоёв населения, которые не были вовлечены в социальную активность при царской власти. К этим категориям относились многие нерусские народы страны. Наряду с политикой и экономикой, в первые же годы существования Советов был поднят вопрос о местном образовании. В 1921-м году X съезд КПСС принял постановление:

«…помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им:

а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов;

б) развить и укрепить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке;[С-BLOCK]

г) поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионально-технического характера на родном языке (в первую голову для киргиз, башкир, туркмен, узбеков, таджиков, азербайджанцев, татар, дагестанцев) для ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения».[С-BLOCK]

С 1923 года издавались газеты на 23-х национальных языках. Для написания статей привлекались местные рабкоры и сельские корреспонденты. Конечно, вся пресса была сильно политизирована. В сентябре 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) постановило реорганизовать Главлит, сместив беспартийных редакторов и объединив должность редактора и цензора. Однако по-прежнему поощрялось развитие национальной литературы. Как пример объединения этих двух тенденций, труд Сталина «Краткий курс истории ВКП(б)» был издан на 67 языках народов СССР.

Почему в разных частях страны по-разному владели русским языком

Советская власть стимулировала обмен трудовыми кадрами между разными регионами страны. Студентов по распределению направляли туда, где не хватало кадров. Жители России могли поехать на работу в любую из союзных республик. В свою очередь, многие ехали на учёбу в столицу. В ВУЗах существовала квота для студентов из регионов: их принимали на учёбу вне конкурса, чтобы впоследствии они заняли рабочие места у себя дома. Жители Кавказа и Прибалтики хорошо знали русский благодаря развитию туризма. Происходила ротация населения, которая способствовала овладению русским языком. Из этой схемы выпадали народы Крайнего Севера. До прихода Советской власти они были сплошь неграмотны, и впоследствии владели русским языком хуже всех остальных этносов многонационального государства. Сказывалась удалённость от Центра, несходство быта, а также большое разнообразие языков этих малых народов. Также некоторые народы столетиями вели себя по отношению к пришельцам весьма агрессивно. Покорение таких народов как чукчи, манси, эвены, вплоть до прихода к власти Советов было относительным. Советская власть повела себя в отношении малых этносов мудро и тактично.[С-BLOCK]

Член-корреспондент Академии Наук СССР, лингвист Ф. П. Филин писал, что достижения Советского Союза в области развития национальных отношений и языков «имеют всемирно-историческое значение». Большинство языков малых народов были бесписьменными. Доктор филологических наук М.И.Исаев в своём труде «О языках народов СССР» указывал, что из 130 языков к моменту установления Советской власти разработанную письменность имели всего 20.

Народ чукчей

Развитие литературы в регионах стимулировалось продвижением местных талантливых писателей. На Чукотке – наиболее отдалённом во всех отношении крае, начали строиться посёлки и школы. Была создана адаптированная письменность, началось массовое обучение грамоте. Первой книгой на чукотском языке был букварь «Челгыкалекал» - Čelgь-Kalekal («Красная грамота»), выпущенный в 1932-м году. Над его созданием работали студенты Института народов Севера под руководством профессора В.Г. Богораз.[С-BLOCK]

Первым чукотским писателем считается Тынэтэгын (Фёдор Тинетев), автор книги «Сказки чаучу», которая была издана в 1940-м году.

В 1950-1960-е годы началась творческая деятельность чукотских поэтов В.Г.Кэулькута, В.Тымнетувге и других. Особую известность, в том числе за рубежом, получил писатель Юрий Рытхэу.

В 1974 году был издан сборник «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки», составленный Г.А. Меновщиковым.

Книги издавались на чукотском и русском языках.

Народ манси

Кроме Чукотки, жил своим обособленным бытом древний этнос манси. У этого народа до СССР также не было письменности: первый букварь также был издан в 1932-м году. В течение многих лет производился тщательный сбор мансийских народных мифов, песен, легенд. Впервые они появились на страницах журнала Ханты-Мансийского педучилища «Советский Север» и в окружной газете «Остяко-Вогульская правда». Первые оригинальные произведения мансийских писателей были опубликованы в конце 1930 - начале 1940-х. Первая мансийская писательница М. Вахрушева начала печататься в 1938. Позднее в мансийскую литературу вошёл писатель П. Еврин - автор повести «Два охотника» (1940). В послевоенные годы вышли автобиографические повести мансийских авторов М. Вахрушевой «На берегу Малой Юконды» (1949) и М. Казанцева «Рассказ о себе» (1949). Первым профессиональным поэтом манси стал Юван Шесталов (книга стихотворений «Пойте, мои звёзды» опубликована в 1959).

Часть произведений создавалась на русском, часть – на мансийском языке.

Народы, у которых была арабская письменность

Азиатские народы пользовались арабским алфавитом, который не вписывался в общероссийскую языковую картину. Естественно, эти народы находились в сфере влияния таких стран как Иран и не испытывали стимулов пользоваться русским языком. Там большой властью обладало мусульманское духовенство, что делало эти регионы почти неуправляемыми. Киргизия, Азербайджан, Узбекистан, Туркмения - в этих республиках шла острая борьба за замену арабского шрифта на латиницу. 15 августа 1930 г. Президиум Совета Национальностей ЦИК СССР принял специальное постановление по докладу Центрального комитета нового тюркского алфавита. В докладе подводились итоги проведения латинизации письменности за 1927-1930 гг. Латинский алфавит, говорилось в постановлении, «одержал полную победу над арабской графикой, охватив 36 национальностей с численностью более 3,5 млн. трудящихся».

Неоднократно вставал вопрос: почему тюркоязычные республики не перевели на кириллицу? Считается, что русские не захотели слишком навязываться в этом вопросе.

Общая картина

Как с чукчами и хантами, аналогичным образом сложилась ситуация с народами нивхов, удэгейцев, вепсов, алеутов, кетов, ительменов, эвенов, хантов, ульчей, и множества других. Русификация местного населения проходила в достаточно ненавязчивой форме, напротив: действовала стимуляция именно национальных языков и культуры. Было проще и выгоднее стать этническим писателем, нежели русским. Эта тенденция доходила до того, что, например, корякский писатель по имени Владимир Владимирович Косыгин взял псевдоним Коянто.

Советский Союз дал миру таких талантливых писателей, как Расул Гамзатов, Ян Райнис, Юрий Рытхэу. И в настоящее время, несмотря на все политические коллизии, русский язык продолжает быть объединяющим фактором для всех народов СССР.

СССР был многонациональной страной с провозглашенным принципом дружбы народов. И эта дружба далеко не всегда была лишь декларацией. Иначе в стране, которую населяли более 100 различных наций и народностей, было невозможно. Равенство всех народов при формальном отсутствии титульной нации – вот почва для пропагандистского мифа о «единой исторической общности – советском народе».

Тем не менее, все представители единой исторической общности в обязательном порядке имели паспорта, в которых имелась пресловутая «пятая графа» для указания в документе национальности гражданина. Как же определяли национальность в СССР?

По паспорту

Паспортизация населения страны началась в начале 30-х годов и завершилась незадолго до войны. В каждом паспорте обязательно указывалось социальное положение, место проживания (прописки) и национальность. Причем тогда, до войны, согласно секретному распоряжению НКВД национальность должна была определяться не путем самоопределения гражданина, а исходя из происхождения родителей. Милиция имела инструкции проверять все случаи несовпадения фамилии с национальностью, которую декларирует гражданин. Статистики и этнографы составили список из 200 национальностей, и, получая паспорт, человек получал одну из национальностей из этого списка. Именно на основании этих самых паспортных данных и проводились в 30-е годы и позднее массовые депортации народов. Согласно подсчетам историков тотальной депортации в СССР были подвергнуты представители 10 национальностей: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Кроме того, существовал и неявный, но вполне очевидный антисемитизм, и практика репрессий по отношению к представителям других народов, таких как поляки, курды, турки и т.п. С 1974 года национальность в паспорте указывали на основании заявления самого человека. Тогда и появились шутки наподобие такой: «Папа армянин, мама еврейка, кто будет их сын? Конечно, русский!». Впрочем, в большинстве случаев национальность все же указывали по одному из родителей.

По маме и папе

В подавляющем большинстве случаев свою национальную принадлежность гражданин определял по национальности отца. В СССР довольно сильны были патриархальные традиции, согласно которым отец определял и фамилию, и национальность ребенка. Однако, были и иные варианты. Например, очень многие в случае, если приходилось выбирать между «еврей» и «русский», выбирали «русский», даже если русской была мама. Делалось это потому что «пятая графа» давала возможность чиновникам дискриминировать представителей некоторых нацменьшинств, в том числе и евреев. Впрочем, после того, как в 1968 году разрешили выезд евреев в Израиль, иногда наблюдалась обратная ситуация. Некоторые русские выискивали среди родни какого-нибудь еврея, и предпринимали невероятные усилия, чтобы изменить надпись в «пятой графе». Национальности и в этот период свободной национальной самоидентификации определялись по спискам официально признанных народов, проживавших в СССР. В 1959 году в списке было 126 названий, в 1979 – 123, а в 1989 – 128. При этом некоторых народов, например, ассирийцев, в этих списках не было, в то время как в СССР жили люди, определяющие свою национальность именно таким образом.

По лицу

Есть печальный анекдот о еврейском погроме. Избили еврея, а соседи говорят ему: «Как же так, вы ведь купили себе паспорт, с «пятой графой», где написано русский!». На что тот грустно отвечает: «Да, но били-то меня не по паспорту, а по лицу!».Собственно, этот анекдот довольно точно иллюстрирует ситуацию в силовых ведомствах, где учили определять национальность именно так: не по паспорту, а по лицу. И если цыгана от якута отличить, в общем, просто, то понять, где якут, а где бурят будет несколько сложнее. А как понять, где русский, а где латыш или белорус? Существовали целые таблицы с этническими типами лиц, позволявшие милиционерам, сотрудникам КГБ и других структур безошибочно различать людей «не по паспорту». Разумеется, это требовало хорошей памяти на лица и наблюдательности, но кто же говорил, что разбираться в национальности людей в стране, где живет больше 100 народов, будет легко?

По велению сердца

«Пятую графу» отменили в 1991 году. Теперь в паспорте и в иных документах национальность не указывается или указывается в специальных вкладышах, исключительно по желанию. И списков национальностей, из которых должен выбирать гражданин, теперь тоже нет. Снятие ограничений на национальную самоидентификацию привело к занятному результату. Во время переписи населения 2010 года некоторые граждане указывали свою принадлежность к таким народам, как «казак», «помор», «скиф» и даже «эльф».