Научно методической литературы по теме. Характеристика методов исследования. Анализ научно-методической литературы.Подготовка дипломной работы, как и любая научно-исследовательская работа. Термины и словосочетания

Введение. 5

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 7

1.1. Физическое развитие девушек 16-18 лет. 7

1.2. Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании. 12

1.3. Методология оздоровительной гимнастики. 19

Глава 2. Организация и методы исследования. 22

2.1. Цель и задачи исследования. 22

2.2. Методы исследования. 22

2.3. Организация исследования. 25

Глава 3. Исследование эффективности применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет. 26

3.1. Методика оздоровительной гимнастики. 26

3.2. Эффективность применения оздоровительной гимнастики. 30

Заключение. 38

Список литературы.. 42

Приложение 1. 47

Приложение 2. 48

Приложение 3. 51


Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время ученые и педагоги указывают на необходимость решения проблемы оздоровления населения Российской Федерации (Чеченов Х.Д., 2009). В этой связи предпринимаются значительные усилия по модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях как важного фактора формирования здоровья у населения (Михайлов Н.Г.). Одним из направлений модернизации является формирование культуры здоровья.

Известно, что физические упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма человека и благоприятно влияют на его психическое состояние. В связи с этим можно предположить, что одной из составляющих культуры здоровья является двигательная активность отдельно взятого человека.

Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания.

Физическое воспитание направлено на физическое развитие. Главной его целью является содействие гармоничного развития, т.е. органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим.

Эволюционно сложившаяся взаимосвязь опорно-двигательного аппарата и висцеральных систем организма определяет роль двигательной активности в совершенствовании у человека всех функций: кардиореспираторной, эндокринной, нервной и всех сенсорных систем, обмена веществ. В связи с этим значение двигательных функций человека для сохранения его физического здоровья заключается не только в их влиянии на работоспособность самих скелетных мышц, но и в положительном воздействии на функции других органов и система. Таким образом, физическая культура – один из факторов, позволяющих поддерживать необходимый уровень здоровья и высокую работоспособность человека.

Ухудшение состояния здоровья населения и в частности девушек 16-18 лет в последние десятилетия приобрело устойчивый характер. Анализ различных оздоровительных видов гимнастики дает основание сравнивать значение и действенность тех или иных упражнений и методических подходов к их использованию. В связи с этим наряду с применением новых оздоровительных видов гимнастики продуктивным является путь совершенствования методики, направленной на укрепление опорно-двигательного аппарата («мышечного корсета»). Оздоровительные виды гимнастики – это возможность использования средств ориентированной лечебной педагогики, широкий диапазон нагрузок и упражнений, сочетаемость с другими направлениями гимнастики, что, прежде всего, делает занятия оздоровительными и является средством профилактики заболеваний.



Объект исследования – физическое совершенствование девушек 16-18 лет.

Предмет исследования – методика оздоровительной гимнастики как способ и средство физического совершенствования

Цель исследования – показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Гипотеза исследования – исходя из решаемой проблемы было выдвинуто предположение о возможности эффективного применения оздоровительной гимнастики, при которой управление процессом развития физической и психической сферы учащегося реализуется однонаправленно как по содержанию применяемых педагогических средств, так и по адресату воздействий.

Задачи исследования:



Основные положения работы:

1. Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

2. В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях.

3. Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности.

Глава 1. Теоретические основы применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет

1.1 Физическое развитие девушек 16-18 лет

Развитие детей в период подросткового возраста характеризуется процессом полового созревания. Старший школьный возраст отличается активным совершенствованием всех систем организма, показатели которого становятся близкими к параметрам организма взрослого человека .

Спиридонова Л.Б. указывает, что длительный и гетерохронный характер созревания структур головного мозга определяет специфику его функционирования в различных возрастных периодах. В старшем школьном возрасте продолжается рост и развитие всех структур центральной нервной системы. В юношеские годы завершается развитие нервной системы, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга, увеличивается функциональная активность третичных полей передней лобной зоны, доминирующим становится левое полушарие. Все это способствует совершенствованию абстрактного логического мышления у старших школьников, развитию второй сигнальной системы и экстраполяции. Уменьшается время реакций на словесные раздражители, усиливаются все виды внутреннего торможения .

В возрасте 16-17 лет улучшается память, высшая нервная деятельность достигает своего совершенства и организм считается созревшим. Для этого возраста характерна тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам. Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяется мотивация тех или иных поступков .

У старшеклассников еще продолжается развитие костно-мышечного аппарата. Полное срастание костных эпифизарных (эпифиз – конец длинной трубчатой кости) дисков с телом позвонка длится от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трех тазовых костей происходит в 14-20 лет, к 15-21 у юношей завершается окостенение фаланг пальцев ног, годом – двумя позже – фаланг пальцев рук, а затем плюсны и предплюсны. Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, например, при поднятии тяжестей. Частые поднятия тяжестей могут привести также к уплощению стоп .

Анатомический поперечник мышц к 16-17 годам достигает показателей взрослого человека. Рост мышц в длину продолжается до 23-25 лет и завершается одновременно с ростом тела в длину. Половые различия в изменении мышечной массы проявляются особенно отчетливо после 13-14 лет: у мальчиков она увеличивается гораздо быстрее.

К 14-15 годам мышечные волокна приобретают черты морфологической зрелости взрослого человека. Но только к 20-25 годам завершается функциональная и структурная дифференцировка опорно-двигательного аппарата. К этому возрасту максимальных значений достигает и мышечная масса .

В процессе физического воспитания необходимо помнить о том, что полная морфологическая и функциональная зрелость составных звеньев опорно-двигательного аппарата и системы регуляции его функций достигается только к моменту завершения полового созревания. В связи с этим физические упражнения до наступления половозрелости должны рассматриваться как факторы, обуславливающие не только совершенствование двигательного аппарата, но и его возможные расстройства, возникающие при нерациональных занятиях .

В юношеском возрасте увеличиваются поперечные размеры тела, устанавливаются индивидуальные особенности пропорций частей тела и 70-80% школьников становятся гармонично развитыми.

В таблице 1 представлены средние показатели физического развития старших школьников.

Таблица 1. Средние показатели физического развития старших школьников 16-18 лет

Развитие нервной регуляции работы сердца у старшеклассников также еще окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы. При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникшая кислородная недостаточность может явиться даже причиной полуобморочного состояния .

Способность к овладению рациональной техникой движений и двигательных действий у старшеклассников достаточно высока. Уже в подростковом возрасте завершается формирование двигательного анализатора и важнейших двигательных функций. Особенно повышается роль проприоцепций (мышечные чувства) в управлении движениями. У юношей достигает максимального уровня точность пространственной дифференцировки, у девушек же с 14-15 лет она снижается, по-видимому, из-за недостатка двигательной активности, но путем регулярных упражнений этого снижения можно избежать. Максимального развития достигает также способность произвольно расслаблять мышцы, что имеет большое значение для успешного разучивания движений, позволяя избавиться от излишних движений, сковывающих мышцы .

В связи с вышеизложенным перед старшеклассниками ставятся задачи не только овладения элементами движений как в предыдущих классах, например, разбегом, отталкиванием, движениями в полете и приземлением при прыжках, метание с места и с разбега и т.д., но главным образом совершенствования ранее изученных элементов движений в целостном двигательном действии, в различных условиях и с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника (длины конечностей, массы тела, силовых качеств, быстроты и др. показателей развития) .

Таблица 2. Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)

Важное значение имеет совершенствование гибкости. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 12-14 годам, и в дальнейшем ее нужно постоянно поддерживать, так как в противном случае она значительно уменьшается .

Темпы роста выносливости к длительной работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Чтобы развивать выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определенных поз, например: смешанные и простые висы и упоры, стояния в положении "ласточка", удержания груза. Для развития выносливости в работе динамического характера полезны многократные сгибания и разгибания рук в положениях смешанных и простых висов и упоров, приседания без груза и с грузом, поднимание груза разными способами .

В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости школьников к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная (связанная с жидкостями организма – кровью, лимфой) регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличивается периметр грудной клетки, объем легких; сильнее становятся дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом.

Упражнения для тренировки общей и скоростной выносливости служат основой повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества. Следует подчеркнуть огромную важность этих упражнений не только для юношей, но и для девушек. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ослаблению сердечной мышцы, и любая интенсивная работа может вызвать перегрузку и болезнь сердца .

Уровень физической подготовленности старших школьников представлен в Приложении 1.

Приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте также менее выражены, чем в среднем школьном возрасте, и требуется более значительный объем соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться (Спиридонова Л.Б., 2003).

В психической сфере – значительные изменения. Их поведение отличается сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты.

Важное место в физическом воспитании 15 - 17 лет должно занять формирование знаний о физической активности того, что можно назвать интеллектуальным компонентом физической культуры личности .

Знание основ теории, физической тренировки, законов биомеханики движений и других сведений – показатель достижения серьезных успехов в физкультурном воспитании старшего школьника.

1.2 Оздоровительная гимнастика в физическом совершенствовании

Полунина Т.И. дает следующее определение оздоровительной гимнастики – это применение средств физической культуры с целью профилактики и лечения различных заболеваний .

Занятия гимнастикой предъявляют к занимающимся свои особые требования и оказывают на них специфическое воздействие. Гимнастические упражнения в совокупности со словом педагога, музыкой, условиями проведения занятий обладают огромным по разносторонности влиянием на человека как на личность и как на субъект познавательной и практической деятельности в целом .

Оздоровительная гимнастика как вид спорта является составной частью физической культуры. В ней используются специфические средства и методы спортивной тренировки, а также определенная система подготовки к соревновательной деятельности.

Согласно исследованиям, проведенным Н. В. Семеновой, у девушек 16-18 лет выявлена высокая потребность в индивидуальной и групповой деятельности по физическому воспитанию, а занятия нетрадиционными видами гимнастики могут дать высокомотивационную установку на здоровый стиль жизни .

Целью оздоровительной гимнастики как составляющей дисциплины физической культуры является формирование физической культуры.

Абдулин М.Г указывает, что для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач :

Понимание социальной роли физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

Знание научно-биологических и практических основ оздоровительной гимнастики и здорового образа жизни;

Физическое самосовершенствование и самовоспитание, формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

Самостоятельное использование оздоровительной гимнастики в будущей профессиональной деятельности как метод снятия высокого психофизического напряжения.

Большая популярность оздоровительной гимнастики обусловлена положительным воздействием занятий на организм. В частности, аэробика танцевального характера создает хорошие предпосылки для активизации наиболее важных физиологических систем организма – сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной .

В результате регулярных занятий происходит уменьшение подкожной жировой прослойки, снижается вес тела и меняется в положительную сторону соотношение жировой и мышечной массы, достоверно увеличиваются аэробные возможности организма (по пробе PWCito) и происходят положительные изменения показателей сердечно-сосудистой системы. Использование средств аэробики в зоне преимущественно умеренной мощности (в среднем не более 70 % от максимальной интенсивности нагрузок) выгодно отличается от традиционных средств физической подготовки .

Современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Буйкова О.М. отмечает, в сердечно-сосудистой системе (ССС) происходят следующие изменения :

Улучшение центральной гемодинамики;

Снижение частоты сердечных сокращений в покое (что свидетельствует об увеличении функциональных резервов сердечной мышцы);

Увеличение времени расслабления (диастолы) сердца;

Увеличение объема сердечного выброса во время сокращения (систолы) сердца;

Увеличение скорости кровотока (ускорение обмена веществ, увеличение насыщения клеток кислородом);

Улучшение трофики клеток, тканей, органов.

Согласно многочисленным научным данным, занятия классической аэробикой значительно увеличивают функциональные резервы дыхательной системы, эффект от занятий проявляется в следующем :

Снижение частоты дыхания (количество вдохов-выдохов в минуту);

Увеличение глубины дыхания и дыхательного объема;

Увеличение жизненной емкости легких.

Широко и детально изучены изменения в опорно-двигательном аппарате, происходящие в ответ на занятия по оздоровительной аэробике.

Эти изменения проявляются в виде увеличения мобильности и амплитуды движений связочного аппарата скелета человека.

В литературе имеются данные о том, что регулярные упражнения оздоровительной аэробики способствуют укреплению костной ткани и препятствуют развитию остеопороза, особенно у женщин в период менопаузы.

Что же касается наращивания мышечной массы тела и снижения жировой, то этому вопросу посвящено огромное количество научных работ.

Доказано, что значительные антропометрические изменения в виде уменьшения содержания жирового и увеличения костного компонента у девушек происходят после 4 месяцев систематических занятий оздоровительной аэробикой .

Следует отметить, что использование жирового депо происходит и после занятий в течение 1-2 ч.

Согласно исследованиям О.В. Ишановой, под воздействием занятий по оздоровительной аэробике выявлены достоверные положительные изменения антропометрических показателей: уменьшение относительной жировой (на 2,9 %) и относительной мышечной массы тела (0,9 %); обхватов бедра (3,0 %), ягодиц (2,2%), плеча (1,5%), голени (1,7%), груди (1,7%), талии (2,4 %) и кожно-жировых складок в области бедра (12,0 %), плеча (8,4 %), живота (14,0 %), голени (13,1 %) .

В литературе имеются данные о том, что занятия оздоровительной аэробикой положительно влияют на вегетативный гомеостаз девушек .

В результате аэробной тренировки изменяются взаимодействия в вегетативной нервной системе, состоящей из симпатического и парасимпатического отделов. Как правило, снижается симпатическое (активизирующее) влияние па ряд систем организма, в первую очередь на сердечно-сосудистую, и преобладает тонус парасимпатической системы (стабилизирующее влияние), что выражается в уменьшении частоты сердечных сокращений в покое, частоты дыхания, в некотором снижении артериального давления.

В то же время сохраняются возможности быстрой активизации симпатической системы, необходимой для мобилизации функций и ресурсов организма во время мышечной работы.

Так, например, Е. Н. Иноземцева доказала своим исследованием, что тренировки девушек 18 лет с достаточным вегетативным обеспечением по оздоровительной аэробике позволяют обеспечить развитие выносливости, силы, гибкости и скоростно-силовых качеств .

В то же время при проведении учебно-тренировочных занятий по аэробике в группах девушек-студенток с недостаточным обеспечением вегетативной деятельности следует увеличить объем основной части занятия, которая должна включать физическую нагрузку, ориентированную на развитие быстроты. У девушек с избыточным вегетативным обеспечением после систематических занятий оздоровительной аэробикой наблюдалось достоверное снижение индекса напряженности (т. е. начинал преобладать парасимпатический отдел центральной нервной системы, что свидетельствовало о положительном влиянии занятий на состояние вегетативной системы девушек).

О. М. Буйкова установила, что под действием занятий оздоровительной аэробикой у девушек происходят положительные изменения в гемодинамике и вегетативной регуляции .

В литературе имеются данные о том, что у девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой, происходят выраженные изменения функциональных показателей в различные фазы менструального цикла .

Установлено, что в состоянии относительного покоя постменструальная, постовуляторная фазы в весенний период характеризуются наибольшей экономичностью аппарата внешнего дыхания и системы кровообращения, а предменструальная фаза в зимний период – наименьшей.

Зарубежные исследователи установили, что регулярные занятия оздоровительной аэробикой снижают степень выраженности предменструального синдрома у девушек и улучшают репродуктивную функцию девушек .

Доказано положительное воздействие аэробной тренировки на эндокринные железы, что выражается в следующем: увеличивается вес желез, активно функционирующих во время физических нагрузок; снижается реакция желез при выполнении умеренной мышечной работы; достигается возможность значительной мобилизации функций желез при предельной нагрузке; поддерживается высокая функциональная активность желез в течение длительного периода; изменяется чувствительность тканей к гормонам, что способствует улучшению регуляции функций организма и обменных процессов.

Установлено, что занятия данным видом спорта способствуют уменьшению выделения адреналина в кровь, а потому должны рекомендоваться лицам, деятельность которых сопряжена с нервно-эмоциональным напряжением .

При продолжительном выполнении аэробных упражнений снижаются возбудимость центральной нервной системы и активность функций. После окончания работы отмечаются волнообразные изменения возбудимости: чередование ее понижения и повышения через определенные отрезки времени. По мере утомления усиливаются спады возбудимости. Однако, несмотря на утомление, развивающееся в процессе занятия, сохраняется положительное влияние на психику через повышение продукции эндорфинов и их действие на мозговые структуры. В связи с этим занятия оздоровительной аэробикой могут способствовать улучшению общего эмоционального состояния человека.

Приступая к занятиям по оздоровительной аэробике, необходимо учитывать медицинские противопоказания .

Аэробными упражнениями не следует заниматься :

При любом инфекционном заболевании;

После недавно перенесенного сердечного приступа (ишемическая болезнь сердца) или при другом нарушении деятельности сердца;

При высоком артериальном давлении;

При тяжелых формах диабета;

При чрезмерной полноте;

При тяжелых психических заболеваниях;

При злокачественных новообразованиях;

При врожденных пороках сердца;

При недавно перенесенных инфарктах миокарда или инсультах;

При гипертонической болезни;

При аневризме сердца и крупных сосудов;

При недостаточности кровообращения 2-й и 3-й степени;

При мерцательной аритмии;

При других стойких нарушениях сердечного ритма, усиливающихся при физической нагрузке;

При бронхиальной астме;

При заболеваниях печени, желчного пузыря с частыми приступами болей;

При заболеваниях почек с признаками почечной недостаточности;

При болезни желез внутренней секреции со значительным нарушением их функций;

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата с резко выраженными болевыми синдромами;

При воспалительных процессах кровеносных сосудов (тромбофлебит, варикозное расширение вен и др.);

При заболеваниях различных органов, сопровождающихся кровотечением;

При глаукоме, близорукости с поражением сетчатки.

1.3 Методология оздоровительной гимнастики

Оздоровительная аэробика характеризуется определенными организационными и методическими особенностями проведения занятий .

Безопасность аэробной тренировки подразумевает как правильный подбор упражнений и составление комплексов, так и соответствующую технику исполнения, в частности :

При исполнении движений следует избегать резких движений баллистического характера;

Необходима смена работающего звена или направления движения через каждые 8 счетов;

Изменение амплитуды и мощности движения должно быть постепенным как в сторону увеличения, гак и уменьшения;

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться;

Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием, показом;

Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы;

На начальных этапах занятий следует составлять комплексы в соответствии с возможностями занимающихся, в последующих этапах, при достаточно совершенном владении арсеналом упражнений, возможен свободный выбор движений инструктором по ходу занятия.

Подбор музыкальных произведений и музыкальное оформление занятий должны соответствовать характеру и возрастным особенностям занимающихся, отвечать ритмичности произведения, используемого для аккомпанемента.

Новые движения или способы перемещений должны выполняться в медленном темпе или даже имитироваться. Для облегчения выполнения эффективно использование сопровождающих команд и подсказок словом и действием – показом. Технически правильное освоение отдельных движений и их объединение в комплексы .

Количество музыкальных акцентов определяет интенсивность двигательной деятельности и, соответственно, ее уровень нагрузки. Помимо стимулятора положительного эмоционального фона музыкальное сопровождение исполняет роль лидера, задающего ритм, темп – в целом нагрузку.

Существует ряд требований к технике выполнения упражнений во время занятий по оздоровительной аэробике.

Правильная осанка, технически верная постановка ног и рук, определенные положения тела и его частей в пространстве, определенная техника элементов (прыжков, поворотов, передвижений), где необходимы прямые ноги, оттянутые стопы, напряженные мышцы.

В положении стоя стопы слегка разведены врозь (чаще всего чуть шире, чем ширина бедра);

Стопы расположены параллельно или слегка развернуты наружу, направление коленей одинаковое с носками;

Колени чуть расслаблены (допускается легкое сгибание);

Мышцы живота и ягодиц немного напряжены и направляют газ вперед (без подчеркивания поясничной кривизны);

Таз расположен ровно, без перекоса;

Грудь приподнята, плечи на одной высоте;

Голова – прямо и составляет с туловищем одну линию.

При выполнении ходьбы, бега и прыжков нога ставится на всю ступню.

Школа движений, точные движения тела и его частей (в определенных плоскостях), соединение ног в заключительной фазе двигательного действия, технически верное исполнение базовых шагов, оптимальная высота прыжка и мягкое приземление, оптимальная амплитуда движений, устойчивое положение, отсутствие лишних компенсаторных движений (переступания, различные взмахи руками). Сложность техники: использование различного ритма в движениях рук и ног, скорость, сложность хореографии .

Таким образом, современная оздоровительная гимнастика – это очень динамичная структура, которая постоянно пополняет арсенал используемых средств и методов. Она является важной частью учебно-воспитательного процесса в рамках физического воспитания.

Занятия по оздоровительной аэробике приводят к значительным положительным изменениям в состоянии анатомических и функциональных систем организма человека.

Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.


Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Цель и задачи исследования

Целью исследования было показать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

Поставленная цель в работе предполагала решение следующих задач:

1) провести литературный обзор по основам применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет;

2) разработать методику оздоровительной гимнастики;

3) исследовать эффективность применения оздоровительной гимнастики в физическом совершенствовании девушек 16-18 лет.

2.2 Методы исследования

При проведении исследования использовались следующие методы:

· Анализ научно-методической литературы;

· Тестирование физических качеств;

· Педагогический эксперимент;

· Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы

Научно-методическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей. Физическое совершенствование, являясь сложным социальным явлением реализуется в разных пространствах, в том числе и культурно-досуговом, и обладает множеством форм двигательной активности – развлечение, игра, отдых и др.

Предварительный просмотр:

Выступление на 1 заседании методического объединения учителей начальных классов:

«Обзор научно-методической литературы».

Подготовила:

Сурмак Евгения Михайловна

Учитель – дефектолог

МАСТЕРИЛКА.

Волшебные буквы.

Пуговки.

Шнурочки.

Коврики.

Горошины.

Лоскутки.

Пластилин.

Данные пособия позволяют организовать конструктивно-художественную деятельность ребенка, стимулирующую развитие внимания, восприятия, воображения и формирующую целый ряд ручных умений (мелкую моторику), что является основой для его дальнейшего умственного развития.

Высокий уровень развития мелкой моторики у ребенка является одним из показателей его хорошего физического и нервно-психического развития. Сенсомоторное развитие составляет фундамент и умственного развития ребенка. При этом, создавая красивые поделки своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции и внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Пособия могут быть использованы как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе.

Овчинникова Т. С.

Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой.

Для детей часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой обучения. Поэтому многие дети нуждаются в индивидуальных программах как обучения, так и физического воспитания, в которых должен быть учтен комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны быть ориентированы на коррекцию не только умственного, но и психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития ребенка.

В данном пособии представлены такие приемы и методы обучения, которые способствуют максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и оптимальной переработки информации.

Штец А.А., Сабодах Р.В., Исаева С. А.

Помощница букваря: Учебное пособие для 1 класса четырехлетней начальной школы.

«Помощница букваря» предназначена для самостоятельной работы учащихся. Собранные в ней тексты и задания формируют навык чтения целыми словами, способствуют усвоению правил чтения. Выразительность и правильность чтения отрабатываются через постановку произносительных навыков и эмоциональную восприимчивость текста.

Агапова И.А., Давыдова М.А.

Мир родного языка: Игры-занятия, развлечения, инсценировки, викторины по развитию речи дошкольников.

Все предложенные в пособии занятия по развитию речи построены на деятельности, интересной детям, и включают такие формы, как игры, развлечения, конкурсы, викторины и др.

В книге приводятся упражнения, основанные на воспроизведении уже известных детям слов и знакомстве с новыми. Приведенные в книге игры являются, по существу, тренингами по умению делить слова на слоги, выделять в них нужные буквы, по воспитанию у детей умения подбирать слова, сходные и противоположные по значению, способствуют активизации самостоятельного обращения к родному слову. Отдельная часть посвящена развитию логического мышления дошкольников, их интеллекта. Все это является актуальным для воспитания будущего интереса детей к школьной учебе.

Нетрудные задачи и забавы можно использовать в часы досуга или специализированной учебной деятельности, а также во время повседневных развлекательных занятий.

Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.

В работе освещаются вопросы психолого-педагогического изучения детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. Раскрываются содержание и методы изучения. Приводятся конспекты «выявляющих» уроков на первые две недели (первый год обучения).

БУКВЫ-ПРОПИСИ

Это пособие призвано помочь ребенку быстро выучить буквы русского алфавита и научиться писать печатным шрифтом. Состоит из 33 двусторонних ламинированных карточек, на которых ребенок маркером может тренироваться в написании букв. Написанное легко вытереть, поэтому пособие можно многократно использовать.

С карточками можно работать индивидуально или использовать их для работы в группе.

ПОДБЕРИ ЦВЕТ

Игра включает 24 карточки, каждая из которых состоит из двух частей. На левой половине изображены те или иные предметы, раскрашенные в определенные цвета, а на правой - кисточки с этими же цветами. Цвет обводки карточки соответствует количеству цветов, участвующих в раскраске: голубой - один цвет, красный - два цвета, зеленый - три цвета.


Тема:« Мотивация стимулирования занятий физической культурой и спортом среди студентов технического вуза»

Выполнила:

студентка ФДФО

2-го курса

Группы 2-04

Спец.: легкая атлетика

Алдонина Н. В.

Работу проверил:

доцент Шубина Г.Л

Малаховка 2012

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ научно- методической литературы по проблеме исследования

1.1 Мотивация………………………………………………………………...7

1.2 Формы мотивации………………………………………………………..7

1.3 Формирование потребности к занятиям физической культуры как психолого- педагогический процесс……………………………………8

1.4 Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современный подход при их решении…………………………………11

Глава 2. Цель, методы, задачи и организация исследования

2.1 Цель исследования ……………………………………………………...11

2.2 Методы исследования……………………...……………………………11

2.3 Задачи исследования…………………………………………………….12

2.4 Организация исследования……………………………………………...12

Глава 3. Анализ полученных данных

Выводы…………………………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………….13

Список литературных источников…………………………………………14

Введение

Рост заболеваемости среди населения страны, в том числе среди студентов, требует неуклонного совершенствования и научного обоснования новых технологий в физкультурно-оздоровительной работе. Основная цель при обучении и воспитании студентов - формирование потребности в «конструировании здоровья» (Воронцов Б.Н., 1990).

В условиях модернизации Российского образования необходимо совершенствование в вузах системы занятий физической культуры и спортом. Особое место в этом процессе занимают вузы технического профиля, готовящие специалистов для различных отраслей промышленности. В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа системе высшего образования требует совершенствования (Лубышева Л.И., 1994).



Современнее условия жизни оказывают огромное влияние на физическую активность молодежи, в том числе и студентов технических вузов, что проявляется в снижении их физического развития и подготовленности. Способствование физическому и профессиональному самосовершенствованию должно быть приобщение студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, привитие у них потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. В структуре общей физической культуры личности студента значительное место отводиться на «совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и образовательной функции студента» (Сысоев В.В., 2003).

Будущая профессия требует от выпускников технических вузов крепкого здоровья, высокого уровня физической подготовленности. Однако анализ физкультурно-оздоровительной работы технических вузов страны показывает, что она не отличается особой спецификой и профессионально-прикладной направленностью (Головин И.А., 1980).

При этом необходимо отметить, что занятия физической культурой в рамках образовательной программы не позволяют решать всего комплекса задач, стоящих перед ней. Многими авторами отмечается снижение интереса к занятиям физической культурой в вузе.

Развитие массовой физической культуры и спорта является в настоящее время важной составной частью государственной экономической политики, при этом предоставляемые физической культурой возможности используются не эффективно. Одна из основных первоочередных задач в воспитании у учащейся молодежи устойчивого интереса в регулярных занятиях физической культурой и спортом может быть успешно решена при создании педагогических условий стимулирующих формирование потребности к занятиям физической культурой.

Приходится отмечать, что физической культурой и спортом в настоящее время активно занимается не более 20% населения. Причинами этого, чаще всего является: отсутствие спортивных объектов, отсутствие пропаганды здорового образа жизни, высокая стоимость услуг, предоставляемых сферой физической культуры. Не случайно в последние годы наблюдается рост количества студентов имеющих большие отклонения в состоянии здоровья (М.Я. Виленский, 1996). В.И. Дубровский, А.В. Лотоненко, М.М. Поташник (1998) и др. также отмечают о снижении состоянии здоровья, физического развития и подготовленности молодежи в различных областях РФ.

Актуальность совершенствования физической подготовки представителей различных профессий обусловливается особенностями и спецификой производства. Высокими темпами развития отрасли, в которой работает или предстоит работать специалисту, большой долей личного фактора в обеспечении и повышения производительности труда, а так же высокими требованиями к физической и психологической подготовленности работников, надежности человеческого фактора в системе «человек -- машина» и другими факторами.

Гипотеза исследования .

Формирование у студентов технического вуза потребности к занятиям физической культурой, будет эффективным, если используется рейтинговая система оценивания их физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, опирающаяся на реализации индивидуального и личностно-ориентированного подхода.

Объект исследования .

физкультурно-оздоровительная работа со студентами технического вуза.

Предмет исследования

особенности формирования у студентов технического вуза потребности к занятиям физической культурой на основе использования рейтинговой системы оценивания.

Глава 1. Анализ научно - методической литературы по теме исследования

В этой главе рассматриваются позиции многих исследователей по проблеме формирования потребности у студентов к занятиям физической культурой. Дан анализ современных концепций и теорий формирования потребности в психолого-педагогической литературе, методологические и теоретические подходы в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью в рамках учебного процесса и во не учебное время.

1.1 Мотивация

Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренний процесс взаимодействия которых называется мотивацией. Мотивация тесно связана с самыми различными потребностями человека, она проявляется при возникновении необходимости, недостатка в чем-либо. Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.

Мотив (или побуждение) - это понятие, которое используется для объяснения индивидуальных различий в деятельности, осуществляемой в идентичных, тождественных условиях. Мотив - это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо

Процессы мотивации могут иметь различную направленность - достичь или избежать поставленной цели, осуществить деятельность или воздержаться от нее, что сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Мотивации сопутствует определенное психофизическое напряжение, т. е. состояние возбуждения, прилив или упадок сил.

1.2 Формы мотивации

Принципиально различают две формы мотивации - внешнюю и внутреннюю.

Внешняя мотивация - это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ - принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков - принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация - это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека. Многие организации начинали создавать систему качества из-за внешней мотивации: надежды на преимущества в конкурентной борьбе и укрепление позиции на рынке, страх несоответствия продукции будущим стандартам качества и потери рынка создавали ее основу. Другие предприятия решаются на внедрение философии качества, основываясь на убеждении, что предупреждение появления бракованных изделий должно стать их принципиальной позицией в мире производства. Такая позиция справедлива для многих сфер жизни. В этом случае речь идет о внутренней мотивации. Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки. Необходимо создавать внутреннюю мотивацию и сохранять ее. Необходимо сформировать убежденность в том, что она целесообразна и значима.

Для устойчивой мотивации огромное значение имеет сочетание различных видов вознаграждения людей за положительные результаты или процессы их деятельности.

1.3 Формирование потребности к занятиям физической культурой как психолого-педагогическая проблема

Изменения в обществе, переход высшего образования к личностно-ориентированной педагогике, состояние уровня здоровья современных студентов требуют серьезного подхода к решению проблемы формирования потребности к занятиям физической культурой, к исследованию особенностей реализации данного процесса в условиях вуза.

Физическому воспитанию студенческой молодежи всегда придавалось большое государственное значение как одному из главнейших средств гармоничного и всестороннего воспитания молодого человека.

В 1918 г. Декретом СНК была объявлена перестройка высшей школы. В сентябре 1918 г. утверждается Декларация о единой трудовой школе РСФСР, где применение физической культуры и спорта определялось в качестве основных средств физического воспитания. Еще в 1920-1925 гг. разработаны своеобразные схемы уроков по физическому воспитанию с упором на решение прикладных задач. В 1929 г. СНК РСФСР принял постановление о внедрении физической культуры в учебные планы вузов.

На протяжении многих десятилетий решается проблема подъема уровня физического воспитания студенческой молодежи. Теоретические и организационно-педагогические основы рассматривались многими авторами (Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Н.К. Ковалев, и др.). Из ближнего зарубежья можно отметить следующих специалистов (А.П. Внуков, Г.П. Грибан, В.М. Рейзин, В.В. Торопов и др.).

Рассмотрение содержания первых учебных программ физического воспитания для студентов показывает, что общая тенденция вузовской физической культуры, заложенная изначально, стала основой при ее дальнейшей разработке и развитии. Строгое прохождение регламентированного программного материала, заведомо ограничивало духовное воспитание личности студента, его индивидуальности. Утилитарная установка при применении средств, методов, форм обучения и воспитания в области физической культуры не содействовала развитию личностной физической культуры как значимого вида общей культуры молодежи. В итоге это выразилось в снижении потребности, интересов и мотивов у студентов технических вузов к занятиям физической культуры, уменьшением авторитета дисциплины «Физическая культура» в системе вузовского образования.

Признано, что занятия физической культурой являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья, формирования положительного морально-психологического климата в различных коллективах. Идя в ногу с общемировым направлением в вопросе развития физической культуры и спорта, основополагающей, тенденцией социальной политики в нашей стране становится претворение в жизнь гуманистических идей и ценностей.

Новые ориентиры развития физической культуры и спорта закреплены в различного рода государственных актах: приказ МО РФ №1418 от

15.05.2000 по утверждению Положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся; приказ МО РФ №176 от 20.01.2001 о национальной концепции «Образование и здоровье»; «Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года» государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 31 января 2001 года № 2/1 и др.

В «Концепции развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2005 г.» говорится, что приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта должны стать разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, апробация и внедрение новых технологий, усовершенствованных педагогических систем.

Появление новой Концепции развития физической культуры и спорта обусловлено снижением уровня физической подготовленности, состояния здоровья, физического развития всех социально-демографических групп населения России, в том числе и студентов.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом предопределяет поведение человека в учёбе, на производстве, в быту, оказывает содействие решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. По мнению А.А. Дубова (1982), Г.К. Зайцева (1994), СВ. Малиновского (1976), П.А. Назарова (1970) колоссальный общественный потенциал физической культуры и спорта используется не в полной мере. Это мало затратный и наиболее эффективный способ морально - нравственного и физического оздоровления нации.

В условиях перехода России к рыночной экономике, демократическому обществу - к системе физической культуры и спорта предъявляются новые требования.

На заседании государственного совета России 30 января 2002 года, Президент РФ Владимир Путин одобрил принятие решения создания Совета по физической культуре и спорту при главе государства. Президент поддержал концепцию развития физической культуры и спорта в России на период до 2005 года.

На сегодняшний день, в образовательном процессе вуза, качество системы педагогического воздействия на психологию студентов в привитии потребности в занятиях физическими упражнениями не достаточно (Асмолов А.Г., 1990; Бодалев А.А., 1983; Гуревич К.М., Столина В.В.).

1.4 Проблемы физического воспитания студенческой молодежи и современные подходы при их решении

Большой вклад в исследование проблемы формирования потребности в физической культуре внесли: М.Я. Виленский (1984), В.М. Выдрин (1996), А.В. Лотоненко (1998), Л.И. Лубышева (1992) и др. В работах этих авторов положено начало новым направлениям в изучении физической культуры и ее теории, необычным подходам при разработке технологии физкультурной деятельности и ее концепции в современных условиях;

Давая положительную оценку вкладу исследователей в решение проблемы физического воспитания молодежи, нужно заметить, что единых подходов в рассмотрении вопросов по формированию у студентов потребности в физической культуре, ее видов, форм, методов их использования в процессе физического воспитания студентов технических вузов еще не достаточно. Отсутствие разработанной системы формирования у студентов потребности к занятиям физической культурой, потребность педагогической практики в научно-обоснованных методических рекомендациях по внедрению в технических вузах разнообразных форм физической культуры, делает разработку этой задачи крайне актуальной.

Любая квалификационная работа начинается с обзора литературных источников по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является важной и необходимой в силу ряда обстоятельств:

· прежде чем писать работу, необходимо разобраться в том, что уже исследовано другими авторами;

· в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и необходимо творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, с целью сравнения и противопоставления;

· в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчётов;

Важно помнить, что дипломная работа - это обобщение имеющейся информации. Основная информация находится в фондах библиотеки, при этом необходимо студенту правильно ориентироваться в ней.

Кроме того, анализ научно-методической литературы является основным методом исследования в реферативных работах.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых оперативная информация, как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Их отличает новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы. Они подразделяются на следующие виды изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний о том, что издано по интересующемуся вопросу.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращённое изложение содержание первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. Они выпускаются в виде реферативных журналов, реферативных сборников экспресс - информации, информационных листков.



Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем вести поиск нового материала.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение и выписка представляющих интерес материалов;

5. критическая оценка записанного, его редактирование.

Ф.А. Кузин рекомендует и другой способ изучения. Страницу тетради рекомендует разделить пополам вертикальной чертой, с левой стороны сделать выписки из прочитанного, а с правой – свои замечания, выделяя подчёркиванием слов особо важные места текста. Критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в дипломной работе.

При изучении литературы необходимо следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Отбор научных фактов не механический, а творческий процесс, требующий целеустремлённой и кропотливой работы. Важно собирать не любые факты, а только научные, так как они более значительно шире и многограннее, чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для передачи мыслей автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.п. А также служат опорой в процессе анализа и синтеза информации. С их помощью можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных суждений, которые делает дипломант. Но число используемых цитат должно быть оптимальным.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. Наиболее распространёнными формами регистрации являются:

Записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений, записи в полевых дневниках и записных книжках, историях болезни;

Выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.). При этом указывая источник заимствования.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т.п.

Разносторонняя деятельность в сфере физической культуры находит своё отражение в различных документах: планах и дневниках тренировок, тетрадей воспитателей; протоколах и отчётах соревнований (обследования), учебных планах и программах, журналах учёта успеваемости и посещаемости, личных делах и медицинских карточках, статистических данных и т. п.

В этих документах фиксируются многие объективные данные, помогающие установить ряд характеристик, причинные связи, выявить некоторые зависимости и т. д. Данные документы служат решению практических задач, но вдумчивый, объективный анализ их может явиться ценным методом научной работы.

Анализ тетрадей педагогов (дневников тренеров и спортсменов) дает возможность с различной степенью достоверности выявить:

1. преимущественную направленность учебного процесса;

2. основные средства физического воспитания и методы, систему их применения;

3. объем и интенсивность физических нагрузок;

4. спортивно-технические показатели обследования детей;

5. самочувствие испытуемых, их реакцию на выполнение той или иной физической работы;

6. комплекс, используемых средств тренировки и восстановления;

7. специфику соревновательной деятельности;

8. динамику спортивных результатов и её взаимосвязь с проделанной работой.

Основной предпосылкой успешного анализа документов являются ясно сформулированные цель исследования и теоретические исходные позиции. Работа с документами сложна и трудоемка и предполагает подробное изучение их в соответствии с исследуемой проблемой и ее основными понятиями. Необходимо провести описание документов, разделение их по содержанию, обеспечить классификацию изучаемой информации. Целью изучения важных документов в области физкультурно-спортивной деятельности является, прежде всего, их содержательная интерпретация, а ни в коем случае не формальная классификация.

Использование архивных материалов позволяет на основе ретроспективного анализа изучить эволюцию физического воспитания и спортивной тренировки, других явлений, представляющих интерес для исследователя.

Работа в архиве является важным звеном исследований, поэтому знакомство с организацией, методикой и техникой этого дела можно считать неотъемлемой частью общенаучной подготовки студентов.

Большое значение для развития физического воспитания имеют изучение и обобщение передового педагогического опыта . Оно позволяет открыть новые составляющие учебно-воспитательного процесса или физкультурно-оздоровительной деятельности, увидеть новые факты, которые не входят в рамки широкой повседневной учебно-воспитательной работы или физкультурно-оздоровительной практики и до сих пор неизвестны или мало известны. В связи с этим необходимо теоретическое изучение передового опыта с целью его внедрения в массовую практику.

В процессе планомерного и целенаправленного наблюдения иногда можно обнаружить ценные творческие находки, приёмы, средства и методы обучения, заслуживающие глубокого изучения и распространения. Опыт педагога по физической культуре может не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но основанный на известном применении установленных педагогической наукой принципов и методов, он явится хорошим образцом для других педагогов, которые ещё не овладели педагогическим мастерством.

При определении достоинств передового опыта важно учитывать временные показатели. Нельзя забывать о том, что одни и те же результаты могут быть достигнуты с большей или меньшей затратой времени и сил. Сложно считать передовым опытом, когда уровень знаний достигается за счёт перегрузки занимающихся, дополнительными занятиями, большим объёмом трудоёмких домашних заданий и за счёт других предметов. Так, по мнению М.Е. Вайндорф-Сысоевой, признаками передового педагогического опыта, являются:

· высокие количественные и качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;

· общественная направленность личности;

· познавательные интересы и потребности занимающихся;

· ценностные ориентации в учебной и тренировочной деятельности;

· образованность учеников (полнота и прочность знаний, система знаний и мера их обобщённости, умение переносить знания в новую ситуацию, наличие соответствующих умений и навыков грамотного письма, вычислительных, графических, физических и др.);

· рационализаторский подход к профессиональной педагогической деятельности;

· устойчивость, стабильность результатов;

· возможность творческого использования опыта;

· научная обоснованность опыта .

Рассмотрим основные формы изучения и обобщения педагогического опыта.

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. После посещения открытых занятий, в дальнейшем проводят коллективное обсуждение, раскрывая те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых данный опыт может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам физического развития и воспитания подрастающего поколения. Перед их проведением посещаются и анализируются учебно-воспитательные (тренировочные) занятия разных педагогов (тренеров), изучается литература, готовится выставка, отражающая опыт работы, доклады и содоклады. После обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.

Этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта:

· определение противоречий между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и потребностями повышения её эффективности – с другой;

· выявление находок, новинок в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определённые достижения в учебно-воспитательной или учебно-тренировочной работе;

· составление развёрнутой программы изучения и обобщения опыта, уточнение темы и цели, объекта (школа, внешкольное учреждение, ДОУ, секция, коллектив и др.) и предмета изучения и обобщения.

Выводы, полученные в результате обобщения опыта, проверяются, дополняются другими методами научно-педагогического исследования и в первую очередь – через педагогический эксперимент; в обобщённый материал вносятся необходимые коррективы.

Введение

Характеристика методов исследования

Любое исследование требует поиска способов (методов) решения поставленных задач. Метод (греч. methodos - буквально "путь к чему-либо") - в самом общем значении способ (прием) достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Выбор методов исследования является одной из ключевых позиций исследования.

В практике проведения исследований, направленных на решение задач теории и методики физического воспитания, наибольшее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов.

3. Беседа, интервьюирование и анкетирование.

4. Контрольные испытания (тестирование).

5. Экспертное оценивание.

6. Педагогические наблюдения.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы обработки полученных данных.

Любая квалификационная работа, независимо от ее характера (экспериментальная или реферативная), начинается с обзора литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должны начинаться еще в процессе выбора темы ВКР) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по теме работы (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит творить самому студенту. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления. В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме работы неизбежно должен присутствовать в качестве составной части вашей выпускной квалификационной работы. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в реферативных работах.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме:

Ее постановку,

Историю,

Степень разработанности,

Применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследовательская работа - это прежде всего обобщение уже имеющейся информации .

Приступая к отбору и изучению литературных источников, Вы попадаете в безбрежное море информации, в котором не сложно и захлебнуться. Что делать?



Можно посоветовать "зацепиться" за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить "цепная реакция" развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг ваших представлений о публикациях по теме ВКР. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к специализированным журналам ("Теория и практика физической культуры", "Физическая культура в школе", "Вестник спортивной науки" и др.), авторефератам диссертаций, другим периодическим изданиям, публикующим информацию, относящуюся к интересующей Вас физкультурной отрасли. Достаточно пролистать подобные издания за последние несколько лет - и Вы получите неплохое представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике вашей работы.