О крепком хозяине в Российской Империи. Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) - совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать - СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил - через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели - 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) - основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное - точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи:

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом .”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
. Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
. Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
. В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
. Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга - если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни - «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

В частности:

Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
. Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

Гражданин страны;
. Иностранец, или,
. Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

Не более чем из 3 семей, и,
. По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения:

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
. Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
. Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов - в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
. Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится - материальное берёт своё, тем более, такое как:

Земельные участки,
. всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
. мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

ну, и, конечно:

Весь скот и птица,
. техника и оборудование,
. транспортные средства,
. инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно:

Вся продукция хозяйства,
. любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении - вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ:

Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
. Порядок владения оговаривается в соглашении;
. Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
. Имущество - гарант заключаемых хозяйством сделок;
. Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения:

Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
. Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
. Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
. Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
. Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул: «Земля - крестьянам!» - то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды:

Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
. 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона - № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Всё довольно просто:

Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
. Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ:

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ:

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно - государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался:

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей - остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один - постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства и его основные черты

История зарождения крестьянских (фермерских) хозяйств

Зарождение хозяйств, которые мы сейчас называем крестьянские (фермерские) хозяйства началось в России со Столыпинской аграрной реформы. Ее суть состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Столыпинские преобразования в деревне были неоднозначно восприняты практически всеми слоями российского общества, в том числе самим крестьянством, мировоззрение которого строилось на понятиях соборности, общинности.

В результате реформы в большинстве регионов России субъектом права собственности на землю становилась община, а в некоторых районах - крестьянский двор. В последнем случае крестьяне получили право наследования земли.

В 1910 году 43 процента орудий вспашки почвы составляли сохи. На всю страну насчитывалось всего 187 тракторов. В 1901 - 1905 годах по 50 губерниям среднегодовая урожайность пшеницы составляла 45 пудов с десятины (1,09 га), а в 1906 - 1910 годах - 42,7 пудов, т.е. снизилась и была в четыре раза меньше, чем в Англии, и в два раза меньше, чем во Франции.

Согласно переписи 1912 года 31,5 процента крестьянских хозяйств были безлошадными, поэтому удобрения (в виде навоза) при правильном использовании могло бы хватить лишь на 15 процентов посевов.

Произошедшие затем революционные события привели к полному уничтожению зарождавшегося слоя фермерских хозяйств, да и о передаче земли в собственность крестьян пришлось забыть на многие годы.

Революция 1905 - 1907 гг. показала всю обреченность и опасность общинного строя. В период с ноября 1905 г. по май 1911 г. был предпринят ряд мер, направленных на ослабление, а затем на полное прекращение выкупных платежей, ликвидацию общинного землевладения, предоставление права отдельным домохозяевам требовать обязательного выдела их надела в частную собственность. В истории эти преобразования получили название Столыпинской аграрной реформы. Они были рассчитаны на 20 лет, осуществлялись - 10, из которых 7 приходилось на мирное время. Одним из важнейших результатов реформы Столыпина стало создание слоя предприимчивых крестьян.

Революционные события 1917 г. и последующих годов, прежде всего, национализация земли, политика военного коммунизма, гражданская война, подорвали экономическую основу крестьянских хозяйств. В период новой экономической политики наблюдалось некоторое оживление развития крестьянских дворов. Но в конце 20-х годов XX века на смену двору крестьянскому пришел двор колхозный.

Между крестьянским и колхозным двором существовали серьезные различия, обусловленные изменениями всей экономической системы. Одной из основных характеристик правосубъектности крестьянских дворов является право на ведение предпринимательской деятельности, включая производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и получение прибыли. В рамках данных правомочий крестьянские дворы были самостоятельными экономическими и юридическими субъектами, приобретали права и несли соответствующие обязанности.

Политические и экономические изменения советского периода не могли не сказаться на праводееспособности крестьянского двора. Советское государство, учитывая исторически сложившуюся форму аграрного производства - крестьянский двор, не пошло по пути полной ликвидации двора как семейно-трудовой общности граждан. Была сохранена определенная обособленность имущества, ответственность двора по обязательствам, заключенным его членами от имени двора, другие особенности. В то же время крестьянский двор, как с экономической, так и с юридической точек зрения потерял предпринимательское содержание и стал носить подсобный характер. О формально сохраненном в законодательстве праве вести индивидуально-трудовую деятельность на практике говорить не приходилось. В юридической литературе колхозный двор того времени характеризовался как форма ведения подсобного хозяйства. Это обстоятельство являлось ключевой характеристикой правосубъектности колхозного двора.

С конца 80-х годов 20 века в России началось возрождение фермерского уклада. На сегодняшний день можно с уверенностью сделать вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства в экономике нашей страны состоялись, стали реальностью, с которой надо считаться.

В числе проблемных вопросов, затрудняющих развитие крестьянских хозяйств, особое место занимает тема правосубъектности крестьянского хозяйства. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определял крестьянское хозяйство самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. При этом имущество хозяйства принадлежало членам хозяйства на праве общей долевой собственности. Это обстоятельство стало предметом обоснованной критики со стороны ученых, суть которой сводилась к отрицанию в организационно-правовой форме - фермерское хозяйство - признаков, позволяющих отнести его к юридическому лицу.

С введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ фермерское хозяйство не может создаваться как юридическое лицо. Гражданский кодекс РФ установил лишь основы прав и обязанностей граждан, желающих заниматься фермерством, поэтому статус хозяйства долгое время оставался неопределенным.

При изучении правосубъектности фермерского хозяйства наибольший интерес вызывает вопрос о том, кто является носителем прав и обязанностей хозяйства, носителем юридических свойств данного субъекта.

Принятие нового Земельного кодекса, Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Закона "О несостоятельности (банкротстве)" требует научного осмысления данных нормативных актов и подготовки разъяснений для их практического применения.

После провозглашения в 1990 - 1992 годах аграрной и земельной реформ начался новый этап в истории преобразования отечественного сельского хозяйства. Формирование конкурентной среды в аграрном секторе экономики страны стало одной из главных целей, на достижение которых были направлены действия реформаторов. Однако процесс перевода сельского хозяйства на рыночные рельсы шел сложно и противоречиво.

Начало этим преобразованиям положило принятие в 1990 году II Съездом народных депутатов Российской Федерации Постановления "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса", Закона "О социальном развитии села", принятие в 1990 - 1991 годах Верховным Советом Российской Федерации Земельного кодекса РСФСР, Законов "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О плате за землю", а также вступление в силу Постановлений Совета Министров РСФСР от 29.12.1991 №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.02.1991 №9 "О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов". Этими нормативными правовыми актами были определены три важнейших направления преобразований в аграрном секторе: организационно-экономическое, социальное и правовое.

В 1991 году были сделаны первые практические шаги в формировании многоукладной аграрной экономики. Одним из таких укладов стало фермерство - малая форма агробизнеса на семейной основе. В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 264 тысяч фермерских хозяйств, за ними закреплено 14,3 миллиона гектаров земли.

Однако их значимость в производстве сельскохозяйственной продукции невелика. В структуре валовой продукции сельского хозяйства на их долю приходится не более 4 процентов. Конечно, проблема становления фермерских хозяйств в Российской Федерации имеет не только экономические, но внеэкономические аспекты. Создание слоя конкурентоспособных фермерских хозяйств возможно лишь при условии решения комплекса задач: экономических, правовых и социально-демографических.

Без разработки концепции повышения эффективности фермерских хозяйств невозможно говорить об их конкуренции с крупными производственными формами.

Исторические, геополитические и экономические условия функционирования российского аграрного сектора России таковы, что фермерский уклад не может быть доминирующим, как в западных странах. Однако и в России семейные фермерские хозяйства при определенных условиях могут стать значимой составляющей частью многоукладной аграрной экономики. Потенциал для развития фермерства в России существует. Социальная база формирования фермерских хозяйств перед началом аграрной реформы в Российской Федерации составляла около 5 - 6 процентов от трудоспособного населения деревни, т.е. примерно 1,2 миллиона человек.

Результаты научных исследований выявили преимущества и недостатки такой организационно-правовой формы, как фермерское хозяйство. Преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Не последнее место занимает и высокая мотивация производительного труда. К недостаткам можно отнести сравнительно короткий срок существования, зависимость циклов развития фермерского производства от возраста главы хозяйства, опасность возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи главы хозяйства. Фермерские хозяйства чаще всего создаются сельскими жителями, которые ранее работали в сельскохозяйственной сфере. Большинство глав фермерских хозяйств были руководителями колхозов (совхозов) или специалистами в области сельского хозяйства, многие - механизаторами.

Остается острой и проблема совершенствования правовой базы для создания и регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Уже в 1994 году, после того как начал действовать новый Гражданский кодекс Российской Федерации, прежний Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" мог применяться только в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2001 году вступил в силу новый Земельный кодекс Российской Федерации. В 2002 году был принят Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поэтому требовалась корректировка либо принятие новой редакции Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Прежде всего необходимо было уточнить понятийный аппарат, само определение крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом его специфики.

Фермерский бизнес имеет семейно-предпринимательскую природу и отличается сравнительно небольшими размерами. Эти особенности обусловливают применение принципиально иных подходов и методик для обоснования целесообразности ведения фермерского производства, его планирования и оценки эффективности по сравнению с теми, которые адаптированы для крупных сельскохозяйственных предприятий. Фермерское хозяйство - это деловое предприятие, в бизнес-менеджменте которого присутствуют и сочетаются маркетинг, компетентное управление ресурсами (в том числе человеческими, финансовыми, техническими и природными), планирование и прогнозирование. По существу, фермерское хозяйство - это форма коммерческой организации ведения сельского хозяйства на семейной основе с постоянной занятостью его главы и возможным привлечением наемного труда, в которой стоимость товарной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов от общей денежной выручки.

Наряду с фермерскими на селе существуют и функционируют крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. В отличие от фермерских хозяйств они имеют потребительский характер, архаичны и консервативны, обладают иным мотивационным механизмом. Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции преимущественно ориентирована на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведения официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта их создания и функционирования, и дали повод говорить о необходимости уточнения правовой дефиниции крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства. Также в соответствии со сложившимися реалиями требовалось уточнить порядок создания фермерского хозяйства и предоставления земельного участка, необходимого для деятельности такого хозяйства; перечень прав и обязанностей членов хозяйства, а также полномочий его главы. Важно было в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации скорректировать нормы, регулирующие имущественные отношения в фермерском хозяйстве, а также в случаях прекращения его деятельности.

Все эти вопросы разъясняются в 23 статьях, сгруппированных в 9 глав новой редакции Федерального закона от 11.06.2003г. №74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Закон был подписан Президентом Российской Федерации 11 июня 2003 года и вступил в силу со дня официального опубликования (17 июня 2003 года).

Действие в Российской Федерации самостоятельного Закона о крестьянских хозяйствах обусловлено несколькими причинами. В числе первых можно назвать то, что крестьянские хозяйства, как уже было сказано, были воссозданы в начале аграрной реформы и для их организации требовалась определенная правовая база. Другими причинами являются особый состав крестьянских хозяйств, специфика имущественных отношений и в определенной степени организации работ в таком хозяйстве. Родственные отношения между членами хозяйства являются определенным препятствием для установления законом достаточно жесткого, формального подхода к организации отношений между участниками, как это предусмотрено для коммерческих организаций. В то же время, поскольку хозяйство создается для ведения товарного производства, получения прибыли, права участников такой деятельности и гарантии получения доли доходов каждым из членов хозяйства должны быть обеспечены законом.

В настоящее время в Российской Федерации действует до 264 тысяч крестьянских хозяйств. В них занято около 1 млн. человек, ими обрабатывается 18,4 млн. га земли. Таким образом, Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" имеет свою заинтересованную "аудиторию".

Итак, закон о крестьянском хозяйстве не охватывает и не должен охватывать все вопросы участия такого хозяйства в правовых отношениях. Он содержит ряд специальных норм об организации хозяйства, правовом режиме имущества и порядке деятельности хозяйства. На граждан, ведущих крестьянское хозяйство, участвующих в гражданских, земельных, финансовых и иных правовых отношениях, в равной мере распространяются нормы отраслевого законодательства.

Итоги реформы

Поскольку реформа 1861 была результатом компромисса трёх сторон – государства, помещиков и крестьян – многие её положения были обречены на критику и даже на явное неприятие. Проведённая дворянством, но буржуазная по своему содержанию крестьянская реформа открыла широкие возможности для развития капитализма в России. От крепостной зависимости было освобождено более 10 млн душ помещичьих крестьян. Но получили они 34 млн десятин земли – 3,4 десятины на душу, тогда как для простого воспроизводства крестьянского хозяйства требовалось 6 десятин. Отмена крепостного права не разрешила полностью социально-экономических противоречий, что привело к усилению революционной деятельности в стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие причины побуждали крестьян участвовать в восстании под предводительством Е.И. Пугачёва?

2. В чём проявился кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России в конце XVIII–XIX вв.?

3. Мероприятия Александра I в крестьянском вопросе?

4. Причины отмены крепостного права в России?

5. Какие гражданские права получили крестьяне после отмены крепостного права?

6. Каким образом был решён земельный вопрос по реформе 1861 г.?

7. Кто такие временнообязанные крестьяне?

8. В чём заключалась выкупная операция?

9. Что такое отрезки, издольщина?

10. Произошла ли ликвидация феодальных отношений в России после реформы 1861 г.?

В КОНЦЕ XIX–НАЧАЛЕ XX ВВ.

Реформа 1861 г., отменив крепостное право, за 20 лет исчерпала свой положительный заряд. В связи с этим правительство Александра III (1881–1894) приняло ряд мер, облегчивших положение крестьян. В 1882 г. начал действовать крестьянский банк, выдававший ссуды на покупку земли. С 1 января 1883 г. все крестьяне, ещё не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была понижена.

На рубеже XIX–XX вв., несмотря на бурные темпы промышленного производства, общий облик страны в значительной мере определяло сельское хозяйство, которое давало почти половину национального дохода и охватывало 78% всего населения (по данным переписи 1897 г.). Однако капитализация сельского хозяйства, основного производителя хлеба, протекала медленно, что было обусловлено сохранявшимися пережитками крепостничества (помещичье землевладение, крестьянская община, выкупные платежи, сословное неполноправие крестьянства). Главным тормозом являлось крестьянское малоземелье. Размер душевого крестьянского надела сокращался вследствие естественного прироста населения и дробления хозяйств, в 1905 г. он составил уже 2,6 десятины.



В России пореформенного периода существовали два пути развития капитализма в сельском хозяйстве: прусский и американский . В Сибири, Заволжье, Степном Предкавказье, Новороссии помещичье землевладение в массовом масштабе не сложилось – здесь преобладал американский путь; в Центральной же России, где помещичье землевладение охватывало более 100 млн десятин земли, преобладал прусский путь.

Революция 1905–1907 гг., одной из главных причин которой было недовольство крестьян своим положением, вынудила правительство Николая II (1894–1917) создать Государственную думу и начать новую аграрную реформу, руководителем которой выступил глава кабинета министров П.А. Столыпин.

Главная экономическая цель новой аграрной политики заключалась в том, чтобы как можно более широко распространить принцип частной собственности на землю. Курс Столыпина объективно способствовал развитию производительных сил в российском сельском хозяйстве. Политическая цель состояла в том, чтобы предотвратить новую революцию. Премьер-министр утверждал: через 20 лет проведения аграрных реформ в России революция станет невозможной. Даже большевики вынуждены были признать, что эти слова Столыпина – не пустые слова.

Преобразования в сфере аграрного производства в 1906–1911 гг. проводились П.А. Столыпиным по трём направлениям:

1) по линии указа от ноября 1906 г., давшего каждому домохозяину право выхода из общины с предоставлением в личную собственность земельного надела;

2) по линии Крестьянского банка, который приобретал землю у помещиков для продажи крестьянам, выдавал ссуды, регулировал крестьянские платежи, предоставлял значительные льготы хуторам и тем самым ускорял образование буржуазной собственности на землю;

3) по линии активной переселенческой политики, имевшей как экономические цели – уменьшение аграрного перенаселения в центре, освоение окраин, так и политические – ослабление остроты социальных конфликтов в деревне.

Главным в этой политике было первое направление. Указ о выходе из общины не предполагал её насильственное разрушение, но лишь давал возможность покинуть её тем, кто этого желал. Этот указ предоставлял крестьянам, вышедшим из общины, условия для создания своего индивидуального хозяйства на хуторах и отрубах . К 1916 г. из общины выделилось более 2,5 млн крестьян или 26% всех крестьянских хозяйств. Правда, из общины выделялись не только крепкие хозяева, но и бедняки, которые желали продать полученную в собственность землю. Таким образом, наряду с созданием крепких индивидуальных хозяйств, столыпинская реформа ускорила процесс раскрестьянивания .

На переселенческую политику правительством были ассигнованы немалые средства, расходовавшиеся на обустройство переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли (в среднем 15 десятин на главу семьи и 45 десятин на остальных её членов), денежное пособие; мужчины освобождались от воинской повинности. Переселение способствовало созданию за Уралом большой армии наёмной рабочей силы, что позитивно сказалось на развитии крепких капиталистических хозяйств, привело к включению в хозяйственный оборот и освоению новых земель.

История не дала Столыпину тех 20 лет, на которые была рассчитана реформа. После его убийства (1911 г.) и особенно после начала Первой мировой войны реформа фактически не проводилась. Поэтому некорректно говорить о том, что столыпинские преобразования не достигли цели. Действительно, крестьянское (фермерское ) хозяйство, через которое осуществлялась тенденция американского варианта развития в сельском хозяйстве, ещё не стало явлением массовым. Наряду с зажиточными хуторскими хозяйствами, крепко стоящими на ногах, существовало большое количество малоэффективных и слабых хозяйств. Социальные конфликты в деревне не только не были смягчены, но, наоборот, обострились, расширив объективные предпосылки для грядущей революции.

В то же время экономический эффект новой аграрной политики выразился в расширении внутреннего рынка, в увеличении посевных площадей, в росте урожайности и усилении технической вооружённости сельского хозяйства. Например, в сибирском регионе в предвоенные годы значительно развились производство зерновых, животноводство, маслоделие, что позволило создать внушительный производственный потенциал. В 1909 и 1913 гг. в России были получены самые высокие за всю её предшествующую историю урожаи, страна стала главным экспортёром хлеба на мировом рынке.

Вопросы для самоконтроля

1. Суть прусского и американского пути развития в сельском хозяйстве?

2. Какой путь развития преобладал в России и почему?

3. Какие меры предпринимались в правление Александра III для облегчения положения крестьян?

4. Главные задачи, стоявшие перед П.А. Столыпиным в области сельскохозяйственного развития?

5. Назовите основные мероприятия, проводившиеся в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина?

6. Почему община являлась тормозом в развитии сельского хозяйства?

7. Итоги столыпинской аграрной реформы?

8. Кто такие «кулаки»?

9. Объясните понятия: отруб, хутор, раскрестьянивание.

10. Какая политическая партия начала XX в. видела свою социальную опору в крестьянстве?

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Аграрная реформа Столыпина, начавшаяся в 1906 году, была обусловлена теми реалиями, которые происходили в Российской Империи. Страна столкнулась с массовыми народными волнениями, в ходе которых стало абсолютно очевидно, что народ не желает жить по-прежнему. Более того само государство не могло управлять страной, опираясь на прежние принципы. Экономическая составляющая развития империи находилась в упадке. Особенно это было актуально в аграрном комплексе, где наблюдался явный упадок. В результате, политические события, а также события экономические побудили Петра Аркадьевича Столыпина начать проводить реформы.

Предпосылки и причины

Одна из основных причин, которые побудили Российскую Империю начать массовое изменение в государственном устройстве были основаны на том, что большое количество простых людей высказывали свое недовольство властью. Если до этого времени высказывание недовольства сводилось к разовым мирным акциям, то к 1906 году эти акции стали намного масштабнее, а также кровавые. В результате стало очевидно, что Россия борется не только с очевидными экономическими проблемами, но и с очевидным революционным подъемом.

Очевидно, что любая Победа государства над революцией основывается не на физической силе, а на силе духовной. Сильное духом государство само должно встать во главе реформ.

Петр Аркадьевич Столыпин

Одно из знаковых событий, которые побудили правительство России начать скорейшее реформы, случилось 12 августа 1906 года. В этот день в Петербурге на Аптекарском острове произошел теракт. В этом месте столицы жил Столыпин, который к этому времени занимал пост председателя правительства. В результате прогремевшего взрыва погибло 27 человек и 32 человека были ранены. Среди раненых были дочь и сын Столыпина. Сам Председатель правительства чудом не пострадал. В результате в стране был принят закон о военно-полевых судах, где все дела, касающиеся терактов, рассматривались в ускоренном порядке, в течение 48 часов.

Случившийся взрыв лишний раз указал Столыпину, что народ желает коренных перемен внутри страны. Эти перемены нужно было давать людям в кратчайшие сроки. Именно поэтому было ускорена аграрная реформа Столыпина, проект который стал продвигаться гигантскими шагами.

Суть реформы

  • Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.
  • Второй блок объявлял о созывы Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны.

Столыпин отчетливо понимал, что реализация одних только аграрных реформ не позволит успокоить население и не позволит Российской Империи сделать качественный скачок в своем развитии. Поэтому Наряду с изменениями в сельском хозяйстве Председатель правительства говорил о необходимости принятия законов о вероисповедании, равноправии среди граждан, реформировании системы местного самоуправления, о правах и быте рабочих, необходимости введения обязательного начального образования, введение подоходного налога, увеличение жалование учителей и так далее. Одним словом все то, что в дальнейшем реализована Советская власть, было одним из этапов столыпинской реформы.

Безусловно, начать изменения такого масштаба в стране крайне тяжело. Именно поэтому Столыпин решил начать с аграрной реформы. Это было связано с рядом факторов:

  • Основная движущая сила эволюции это крестьянин. Так было всегда и во всех странах, так было и в те времена в российской империи. Поэтому для того, чтобы снять революционный накал было необходимо обратиться к основной массе недовольных, предложив им качественные изменения в стране.
  • Крестьяне активно выказывали свою позицию о том, что помещичьи земли необходимо перераспределить. Зачастую помещики оставляли себе лучшие земли, выделяя крестьянам не плодородные участки.

Первый этап реформы

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.

Карта аграрной реформы столыпина.

Отруб это участок земли, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с сохранением за этим крестьянином его двора в деревне.

Хутор это земельный участок, который выделялся крестьянину, выходящему из общины, с переселением этого крестьянина из деревни на собственный участок.

С одной стороны такой подход позволял реализовать внутри страны реформы направленные на изменение внутри крестьянского хозяйства. Однако с другой стороны помещичье хозяйство оставалось нетронутым.

Суть аграрной реформы Столыпина, по замыслу самого создателя сводилась к следующим преимуществам, которые страна получала:

  • Крестьяне, жившие общиной, были массово подвержены влиянию революционеров. Крестьяне, которые живут отдельными хозяйствами, гораздо менее доступны для революционеров.
  • Человек, который получил в свое распоряжение землю, и который зависит от этой земли, напрямую заинтересован в конечном результате. В результате человек будет думать не о революции, а о том, как увеличить свои урожай и свою прибыль.
  • Отвлечь внимание от желания простых людей разделить помещичью землю. Столыпин выступал за неприкосновенность частной собственности, поэтому с помощью своих реформ он старался не только сохранить помещичьи земли, но и предоставить крестьянам то, что действительно было нужно.

В какой-то степени аграрная реформа Столыпина была похожа на создание передовых фермерских хозяйств. В стране должны были появиться в огромном количестве мелкие и средние землевладельцы, который бы не зависели напрямую от государства, а самостоятельно стремились развивать свой сектор. Этот подход находил выражение и в словах самого Столыпина, который часто подтверждал, что страна в своем развитии делает упор на «крепких» и «сильных» землевладельцев.

На начальном этапе развитие реформы правом выйти из общины пользовались немногие. Фактически из общины выходили только зажиточные крестьяне и беднота. Зажиточные крестьяне выходили потому, что у них было все для самостоятельной работы, и они могли теперь работать не на общину, а на себя. Беднота же выходила для того, чтобы получить отступные деньги, тем самым поднять свое материальное положение. Беднота, как правило, прожив какое-то время вдали от общины и лишившись своих денег, возвращались назад в общину. Именно поэтому на начальном этапе развития очень мало людей выходило из общины в передовые аграрные хозяйства.

Официальная статистика говорит о том, что только 10% всех образовавшихся аграрных хозяйств могли претендовать на звание успешного фермерского хозяйства. Только эти 10% хозяйств использовали современную технику, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только эти 10% хозяйств работали выгодно с экономической точки зрения. Все остальные хозяйства, которые были образованы в ходе аграрной реформы столыпина, оказались убыточными. Связано это с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедниками, которые не были заинтересованы в развитии аграрного комплекса. Эти цифры характеризуют первые месяцы работы столыпинских замыслов.

Политика переселения как важный этап реформы

Одна из существенных проблем Российской империи того времени заключалась в, так называемом, земельном голоде. Под этим понятием подразумевается то, что восточная часть России была крайне мало освоена. В результате подавляющее большинство земель в этих регионах были неосвоенными. Поэтому аграрная реформа Столыпина ставила одной из задач переселять крестьян из западных губерний в восточные. В частности, говорилось о том, что крестьяне должны переселяться за Урал. Прежде всего, эти изменения должны были коснуться тех крестьян, которые не имели своей земли в собственности.

Так называемые, безземельные должны были переселиться за Урал, где должны были основать свое фермерское хозяйство. Данный процесс был абсолютно добровольным и никого из крестьян правительство не заставляло переселяться в восточные регионы насильственного. Более того, политика переселения основывалась на том, чтобы предоставить крестьянам, которые решатся переехать за Урал, максимальные льготы и хорошие условия для проживания. В результате, человек, который соглашался на такое переселение, получал следующие послабления со стороны правительства:

  • Фермерское хозяйство крестьянина на 5 лет освобождались от любых налогов.
  • Крестьянин получал в свою собственность землю. Земля предоставлялась из расчета: 15 га на фермерское хозяйство, а также по 45 га на каждого из членов семьи.
  • Каждый переселенец получал денежную ссуду на льготных началах. Величина этой суды зависела от региона переселения, и в некоторых регионах достигала до 400 рублей. Это огромные деньги для Российской Империи. В любом регионе 200 рублей выдавались безвозмездно, а остальные деньги в виде ссуды.
  • Все мужчины, образовавшегося фермерского хозяйства, освобождались от воинской повинности.

Существенные преимущества, которые гарантировало государство крестьянам, привели к тому, что в первые годы реализации аграрной реформы большое количество людей переселилась из западных губерний в восточные. Однако несмотря на такой интерес населения к данной программе с каждым годом количество переселенцев все уменьшалось. Более того, с каждым годом увеличивался процент людей, которые возвращались назад в южные и западные губернии. Наиболее ярким примером является показатели переселения людей в Сибирь. В период с 1906 года по 1914 года в Сибирь переселилось более 3 миллионов человек. Однако проблема заключалась в том, что правительство оказалась не готово к такому массовому переселению и не успевало подготовить нормальные условия для проживания людей в конкретном регионе. В результате люди приезжали на новое место жительства, не имея никаких удобства и никаких устройств для комфортного проживания. В результате только из Сибири на прежнее место проживание вернулась порядка 17% людей.

Несмотря на это аграрная реформа Столыпина в плане переселения людей дала положительные результаты. Здесь положительные результаты нужно рассматривать не с точки зрения количества людей, которые переселились и вернулись обратно. Основной показатель эффективности данной реформы заключается в освоении новых земель. Если говорить о той же Сибири, переселение людей привело к тому, что в данном регионе было освоено 30 миллионов десятин земли, которая до этого пустовала. Еще более важным преимуществом было то, что новые хозяйства были абсолютно оторваны от общин. Человек самостоятельно приезжал со своей семьей и самостоятельно поднимал свое фермерское хозяйство. У него не было никаких общественных интересов, никаких соседних интересов. Он знал, что есть конкретный земельный участок, который ему принадлежит, и который должен его кормить. Именно поэтому показатели эффективности аграрной реформы в восточных регионах России несколько выше чем в западных регионах. И это несмотря на то, что западные регионы и западные губернии традиционно более финансируемые и традиционно более плодородные с обработанной землей. Именно на востоке удалось добиться создания крепких фермерских хозяйств.

Главные результаты реформы

Аграрная реформа Столыпина имела огромное значение для Российской Империи. Впервые страна начала реализовывать такого масштаба изменения внутри страны. Были очевидны положительные сдвиги, но для того, чтобы исторический процесс мог дать положительную динамику, ему нужно время. Неслучайно сам Столыпин говорил:

Дайте стране 20 лет покоя внутреннего и внешнего и Вы не узнаете Россию.

Столыпин Пётр Аркадьевич

Это действительно было так, но, к сожалению, у России не было 20 лет тишины.

Если же говорить о результатах аграрной реформы, то ее основные результаты, которые были достигнуты государством за 7 лет, можно свести к следующим положениям:

  • На 10% были увеличены посевные площади по всей стране.
  • В отдельных регионах, где крестьяне массово выходили из общины, посевные площади удалось увеличить до 150%.
  • Экспорт зерна был увеличен, составляя 25% от всего мирового экспорта зерна. В урожайные годы этот показатель увеличивался до 35 - 40%.
  • Закупка сельскохозяйственного оборудования за годы проведения реформ увеличилась в 3,5 раза.
  • В 2,5 раза увеличился объем используемых удобрений.
  • Рост промышленности в стране шел колоссальными шагами +8,8% в год, Российская Империя в этом плане вышла на первое место в мире.

Это далеко не полный показатели проведения реформы в Российской Империи в плане сельского хозяйства, но даже эти цифры показывают, что реформа имела однозначную положительную динамику и однозначный положительный результат для страны. Вместе с этим добиться полной реализации тех задач, которые ставил перед страной Столыпин, не удалось. В стране не удалось в полном объеме реализовать фермерские хозяйства. Это было связано с тем, что традиции ведения коллективного хозяйства у крестьян были очень сильны. И крестьяне нашли выход для себя в создании кооперативов. Кроме того повсеместно создавались артели. Первый артель был создан в 1907 году.

Артель это объединение группы лиц, которые характеризуют одну профессию, для совместной работы этих лиц с достижением общих результатов, с достижением общих доходов и с общей ответственностью за конечный результат.

В результате можем говорить о том, что аграрная реформа Столыпина была одним из этапов массового реформирования России. Это реформирование должно было в корне изменить страну, переведя ее в разряд одной из ведущих мировых держав не только в военном смысле, но и в смысле экономическом. Главная же задача данных реформы заключалась в том, чтобы разрушить общины крестьян, создав мощные фермерские хозяйства. Правительство хотело увидеть сильных собственников земли, в которых бы выражались не только помещики, но и частные хозяйства.

Введение

Сегодня крестьянско-фермерские хозяйства вносят значительный вклад в поддержку уровня самообеспеченности страны продуктами мясного и молочного подкомплексов. В 2016 году, согласно данным Росстата, ими произведено более 12% сельскохозяйственной продукции. В 2013 году этот показатель составил 9,8% .

Несмотря на активную государственную поддержку малых форм хозяйствования, все еще не решен ряд проблем, препятствующих развитию КФХ, они, как правило, тесно переплетены с историческими событиями, происходящими в нашей стране (политического и экономического характера) .

Целью данного исследования является проведение сравнительного анализа развития крестьянских фермерских хозяйств страны и мира, выявление особенностей функционирования фермерства в РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучение нормативных документов и научных публикаций, относящихся к проблеме исследования, а так же истории развития крестьянского (фермерского) хозяйства в стране и мире, выявление проблем, сдерживающих развитие данных форм хозяйствования на современном этапе.

Объектом исследования выступают крестьянские-фермерские хозяйства РФ.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использовались методы системного и монографического анализа. Исходной информацией для оценки развития изучаемого объекта выступили публикации и труды отечественных экономистов-аграрников, научных сотрудников и ученых, совокупность статистических данных о развитии КФХ в РФ.

Результаты и обсуждение

Большинство авторов выделяют шесть этапов развития КФХ. Первый этап – отмена крепостного права в 1861 году. Крестьяне получали личную свободу и право на выкуп земли. Но большинство из них были не способны выкупить свои наделы и собственность на землю оставалась за помещиком .

Второй этап – принятие аграрной реформы, инициатором которой являлся П.А. Столыпин. Он выступал за разрушение общины, а также за переход земли в частную собственность крестьянам .

Третий этап – период коллективизации. На XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 года было принято решение о коллективизации, цель которой объединение мелкотоварных хозяйств в более крупные высокопроизводительные общественные кооперативы .

Четвертый этап развития сельскохозяйственной деятельности в России был отмечен проведением кодификацией земельного законодательства, цель которой «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле».

Пятый этап — в середине 50-х годов прошлого столетия – построение коммунизма поспособствовало резкому сокращению личного подсобного хозяйства, что принесло стране огромный экономический ущерб, лишив ее около 40% продукции сельскохозяйственного производства, в социальной сфере изменения отразились на воспитании в молодом поколении неприязни к ведению сельского хозяйства .

Шестой этап был ознаменован принятием Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 22 ноября 1990 года, где впервые отразилась сущность КФХ как организационно-правовой формы .

В настоящее время вся деятельность фермерских хозяйств, права и обязанности регулируются Федеральным законом от 11.06 2003 г. № 74- ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» .

Изучив историю сельского хозяйства России, мы приходим к выводу, что крестьянские (фермерские) хозяйства как отдельная организационно-правовая форма появились сравнительно недавно. Однако политические проблемы, возникшие в это время на территории государства более чем на 10 лет «отодвинули на задний план» проблемы аграрного сектора, в связи с чем К(Ф)Х нашей страны в своем развитии все еще значительно отстают от аналогичных форм хозяйствования развитых стран.

Наиболее сельскохозяйственно развитыми странами, где преобладающей формой производства выступает фермерское хозяйство, являются Федеративная Республика Германия и Соединенные Штаты Америки.

Революционные события, начавшиеся в 1847 году в Германии, послужили началом для развития капиталистических и аграрных отношений, однако процесс выкупа земель из-за высокой их стоимости затянулся до 80-х гг. XIX века. Данная ситуация была характерна для восточных районов страны, в то время на севере и юго-западе развивались крестьянские и фермерские хозяйства.

Аграрный кризис 1876-1895 гг. спровоцировал переход сельского хозяйства на интенсивный путь развития. Большую роль в этом сыграло правительство страны, чья политика была направлена на поддержание доходов фермеров . В 1880 году был принят закон о поддержке крестьянского хозяйства, Фермерские хозяйства разделились в соответствии со специализацией: свиноводство, картофель, сахарная свекла, животноводство. В это же время стали импортировать пшеницу, шерсть, хлопок, создавались сельскохозяйственные общества для взаимного кредитования и использования дорогостоящей сельскохозяйственной техники на полях .

Процесс индустриализации сельского хозяйства протекал достаточно медленно, что объяснялось наличием небольших земельных угодий у крестьян или вообще их отсутствием, низкой покупательской способностью, высокими рентными платежами, задолженностями. Ситуация изменилась в послевоенный период, началось развитие аграрного сектора за счет внедрения и использования новейших технологий и техники, благодаря которым был достигнут резкий рост объемов выпуска продукции и повышение производительности труда. Животноводческий сектор занимал лидирующую позицию по сравнению с растениеводством, а инвестиционная политика поспособствовала тому, чтобы сельское хозяйство перешло в разряд капиталоемких отраслей экономики.

В настоящее время в Германии большая часть сельского хозяйства представлена ведением небольших семейных ферм, которые расположены в Центральной и Южной Германии . Крупные же предприятия расположены в Шлезвиг – Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. С целью обеспечения местных жителей фруктами, овощами и мясомолочными продуктами, вокруг мегаполисов были сформированы соответствующие производственные предприятия. Районы страны, где в достатке имеются хорошо увлажненные пастбища и луга в основном заняты молочно-мясным скотоводством. В свою очередь территории близ портов, по которым импортируются относительно недорогие корма, заняты по большей части свиноводством, в этих же зонах выращивают картофель и свеклу. Такое распределение по зонам отраслей животноводства позволяет с наименьшими затратами производить необходимую продукцию, что в свою очередь, обеспечивает ее более низкую себестоимость. Здесь особое внимание заслуживает механизм распределения субсидий, связанный с территориальным расположением их получателя: фермеры севера получают денежных средств на один гектар в 2 раза больше, чем фермеры, чье производство расположено на Юге страны, это связано в основном с плодородием почв данных территорий .

Далее перейдем к рассмотрению особенностей ведения сельского хозяйства в Соединенных Штатах Америки. Становление фермерских хозяйств в США связано с устранением рабовладельческих поместий и развитием капитализма. В конце XVIII – начале XIX вв. после введения закона о «Гомстедах» от 20 мая 1862 года, фермеры получили около полутора миллиона участков, что составило в среднем 90 млн. га. земли. В то время фермерские хозяйства вне зависимости от площади земельного участка как форма организации сельскохозяйственного производства проявили жизнестойкость, что и повлияло на их дальнейшее развитие . Экономическую эффективность малых форм хозяйствования определили следующие факторы: личная заинтересованность фермеров в результате ведения хозяйства и интенсификация производства, осуществляемая за счет использования новых видов сельскохозяйственного оборудования, позволяющих в разы ускорить процесс производства и обработки продукции .

Так в середине XIX века на замену ручному труду, Сайрусом Маккормиком была изобретена жатка, позволяющая ускорить процесс скашивания сельхоз культур в несколько раз. А к началу XX года заводы Чикаго уже производили данную машину на экспорт. После на фермах начали появляться механические сеялки, косилки, картофелекопалки, тракторы с двигателем внутреннего сгорания, зерноуборочные комбайны и другое не менее обходимое сельскохозяйственное оборудование, а вместе с тем и усовершенствовалась технология хранения и переработки продукции.

Важное место занимали опытно-селекционные станции, лаборатории, совершенствующие технологии производства продукции сельского хозяйства. А в специализированных сельскохозяйственных колледжах не только обучали студентов, но еще и проводили различные исследования аграрного направления .

Большой объем инвестирования в сельскохозяйственные исследования уже к началу 20-го века предопределил его переход с экстенсивного пути развития к интенсивному и наукоемкому.

Здесь можно выделить следующие направления. Механизация – создавались все более сложные механизированные сельскохозяйственные оборудования, начиная с железного плуга и заканчивая целым комплексом машин для всех видов агротехнических работ. Селекция – создание гибридных семян в растениеводстве и племенная работа в животноводческом секторе послужила созданию специализированных отраслей. Химизация решила проблемы, связанные с сохранением и повышением плодородия почвы, что гарантировало получение хорошего урожая без угрозы вредителей. Биотехнологии повлекли за собой создание более качественной и урожайной продукции, но более дешевой, чье производство оказывает минимум негативного воздействия на окружающую среду. Развитие информационных технологий обеспечили производителей сельхозпродукции необходимыми знаниями, а также открыли новые возможности повышения производительности и качества выполнения работ .

Большую часть (97%) фермерских хозяйств Америки занимают «семейные фермы», так называемый «золотой запас», который способствует пополнению аграрного «воинства» на случай продовольственной угрозы, как в пределах территории страны, так и со стороны зарубежных стран .

Взаимодействие государства, способного обеспечить необходимую поддержку — с одной стороны, и фермеров, с практическими знаниями проблем в аграрной сфере- с другой стороны, — позволило построить слаженную систему производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, посредством определения приоритетных направлений в животноводстве и растениеводстве, разумной ценовой политики, контроля над качеством выпускаемого продукта и самое главное, путем разработки, внедрения и активного применения результатов научно-технического прогресса .

Таблица 1. Сравнительная характеристика крестьянских (фермерских) хозяйств США, Германии и России

Показатель

Германия

Характеристика фермерского хозяйства

фермерским хозяйством считается предприятие, ежегодно дающее товарной продукции на сумму свыше одной тысячи долларов, в стране преобладают семейные фермерские хозяйства .

фермерское хозяйство представлено семейными фермами, передаваемыми по наследству тем, кто владеет навыками, которые необходимы, для самостоятельного ведения сельского хозяйства или руководства сельскохозяйственным бизнесом .

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии

Наличие дополнительной рабочей силы

на 4 хозяйства приходится один наёмный работник.

до 95% фермерских хозяйств не имеют постоянных наёмных рабочих.

до 4 наемных работников на хозяйство.

Роль государства в развитии сельского хозяйства

государственное регулирование аграрной сферы всегда охватывает широчайший спектр направлений и функций — от поддержки потребления американского продовольствия внутри страны и за рубежом до развития электрификации в сельской местности.

государственная помощь в аграрном секторе представлена в виде государственных выплат, которые предоставляются в связи с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции .

программой развития сельского хозяйства предусмотрена государственная поддержка растениеводческой и животноводческой отрасли. Вместе с тем осуществляется субсидирование малых форм хозяйствования, внедрение инновационных технологий и разработок, модернизация производственных процессов и устойчивое развитие сельских территорий .

Пути достижения экономического роста

интенсивный путь развития .

интенсивный путь развития .

преобладает экстенсивный путь развития.

Размер фермерского хозяйства

от 10 до 50 га. .

около 80 га. .

Таким образом, изучив историю становления фермерства в США и Германии, мы пришли к следующим выводам: государство обеих стран, начиная от истоков образования фермерской деятельности, принимало активное участие, и было заинтересовано в развитии аграрного сектора. Затраты в сфере производства новой техники, а также вложения в науку послужили фундаментом для успешного развития фермерства изучаемых стран. В то же время, в России, данные стимулы на протяжении всего исторического пути его развития отсутствовали. Кроме того, до середины XX века ведение сельскохозяйственного производства осуществлялось в общине, что только тормозило его развитие. По прежнему преобладающей формой развития в сельском хозяйстве является экстенсивный путь, предполагающий увеличение объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительное привлечение рабочей силы, расширение посевных площадей, увеличение добычи сырья и др. (Таблица 1).

Выводы

На наш взгляд, дальнейшее развитие КФХ страны должно происходить по интенсивному пути, учитывая передовой опыт зарубежных стран, используя новейшие достижения науки и техники в производстве для получения прироста продукции за счет более эффективного использования обрабатываемых земель, техники и удобрений.