Образовательный проект в технологии форсайта

При проведении Форсайта могут быть использованы различные инструменты анализа работы с информационными потоками, работы с экспертным сообществом, например метод Дельфи, SWOT- анализ, анализ информационных потоков, методика фокус-групп, методика панелей экспертов и сценарное планирование. Определяющее место занимают аналитические методы и создание сценарных вариантов развития .

Выделяют следующие группы методов Форсайта.

I. Обзор источников, сканирование источников, библиографический анализ, библиометрический анализ, патентный анализ.

II. Экспертные панели, общественные панели, метод Дельфи, мозговой штурм, экстраполяция трендов.

III. Выделение ключевых технологий, «картирование технологий», скрининг робастных портфельных моделей, критические технологии.

IV. Анализ взаимных воздействий, анализ глобальных трендов, PEST-анализ, SWOT-анализ, картирование стейкхолдеров, муль- тикритериальный анализ.

V. Разработка будущего, сценирование, обратное сценирова- ние, моделирование, «дорожное картирование», симуляции (бизнес-симуляция), «дерево релевантности» (или «дерево целей»).

В то же время следует отметить, что список методов Форсайта не является закрытым, все время появляются новые. Форсайт как методология находится в стадии формализации, поэтому каждый организатор процедуры Форсайта кастомизирует технологии для выполнения конкретной задачи 1 .

Обычно в каждом форсайт-проекте применяется комбинация различных методов. Но в целом методология Форсайта базируется на целенаправленном выявлении и использовании знаний экспертов. Многие приемы работы с экспертами во время проведения Форсайта направлены на то, чтобы свести изначально различающиеся точки зрения к более согласованным положениям.

При реализации форсайт-проекта многое зависит от финансовых возможностей заказчика Форсайта. Недостаток финансовых возможностей не означает, что проведение Форсайта в принципе невозможно. Следует акцентировать внимание на том, что недостаток финансирования естественным образом отразится на качестве полученных результатов.

Ниже приводится краткое описание некоторых методов, которые используются при проведении того или иного форсайт-проекта.

  • 1. Библиометрический анализ - позволяет выявлять механизмы, с помощью которых в научной публикации новое знание включает в себя фрагменты старого, уже «принятого» научным сообществом. В библиометрии объектом исследования служит цитирование. Наблюдение за цитированием научных работ позволяет проследить за развитием той или иной идеи во времени, за проникновением ее в смежные области. Группу статей, часто цитируемых в определенной научной специальности, некоторые ученые рассматривают как вполне конкретного носителя ее парадигмы . Таким образом, анализ научного цитирования дает общее представление о том, в каком направлении движется наука и технологии.
  • 2. Патентный анализ. В последнее время патентная информация превратилась в объект анализа. Обширные массивы патентных заявок обеспечивают возможность бесценной информационноаналитической поддержки управления технологическими разработками и создаваемой при этом интеллектуальной собственностью, сделок по слиянию и поглощению компаний, стратегического планирования и оперативного оповещения о технических новшествах.

Существует два основных типа патентного анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ обеспечивает компаниям возможность оценки собственного технологического портфеля и маневрирования в своей отрасли, а также выявлять неиспользуемые технические решения, которые можно выгодно продать или лицензировать. Внешний патентный анализ позволяет предсказывать направления развития технологий, содержание совместных разработок, факты возможного нарушения прав той или иной компании. Такой анализ открывает возможность отслеживания хода конкретных исследований или разработок, является уникальным средством идентификации инноваций и технологических изменений. Пользуясь современными информационными технологиями, можно выявлять новые направления развития как отдельных технологий, так и целых технических отраслей.

3. Экспертные панели (или панель экспертов) - это повторяющийся сбор данных у одной группы опрашиваемых через равные промежутки времени. Название метода произошло от английского термина panel - список. Панель формируется из группы специально подобранных людей (эксперты, потребители) или на базе организации, предприятия. Таким образом, панель - это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик, исследовать динамику развития процессов в области. Целью формирования панели является систематическое или периодическое получение информации о состоянии дел в регионе, тенденциях научных направлений, о сложившейся ситуации на рынке и т.д. Эффективное исследование обеспечивается количественным и позиционным разнообразием экспертной панели.

Данный метод считается базовым и используется практически во всех форсайт-проектах. Группам экспертов из 12-20 человек предлагается в течение нескольких месяцев обдумать возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод может дополнять другие подходы, применяемые в технологиях Форсайта. Более того, в некоторых случаях создание панелей необ- 158 Новая экономика: тория и практика ходимо для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов или применения метода в целом. Наиболее активные члены панелей становятся «проводниками» Форсайта.

4. Метод Дельфи. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий - опросов, интервью, мозговых штурмов - добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Такой подход позволяет избежать группового влияния, возникающего при совместной работе. Влияние выражается в приспособлении к мнению большинства. Дает возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты).

На этом методе целиком основан японский вариант Форсайта. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2 тысяч экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники.

  • 5. Мозговой штурм (от англ, brainstorming) - это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа: постановку проблемы; генерацию идей; группировку, отбор и оценку идей.
  • 6. Экстраполяция трендов. Это один из наиболее распространенных методов прогнозирования. Он заключается в экстраполяции, т.е. в продлении в будущее, тенденции, наблюдавшейся в прошлом. Экстраполяция тенденций динамических рядов сравнительно широко применяется в практике в силу ее простоты, возможности осуществления на основе относительно небольшого объема информации и ясности принятых допущений. Отсутствие иной информации помимо отдельно рассматриваемого динамического ряда часто оказывается решающим при выборе этого метода прогнозирования. При таком подходе к прогнозированию предполагается, что размер признака, характеризующего явление, формируется под воздействием множества факторов, причем не представляется возможным выделить порознь их влияние. В связи с этим ход развития связывается не с какими-либо конкретными факторами, а с течением времени 1 .
  • 7. Картирование технологий (Technology Roadmapping) получило широкое распространение в бизнес-практике. Картирование технологий обозначает достаточно широкий класс интеллектуальных методик, позволяющих прогнозировать развитие технологий. Суть метода: создание визуального представления плана-сценария развития технологий, который фиксирует возможные сюжеты и точки критических решений. В русскоязычной традиции Technology Roadmapping иногда переводят как «маршрутизация технологий» или «технологическая дорожная карта». Этот метод имеет много общего со сценированием .
  • 8. Скрининг робастных портфельных моделей (Robust Portfolio Models - RPM) - это инструмент анализа наиболее перспективных инновационных идей, включающий распределенную генерацию, совместное комментирование, итерационную корректировку, многокритериальную оценку и портфельный анализ инновационных идей. Этот метод применяется при проведении Форсайта в Финляндии. Он основан на робастном портфельном моделировании и позволяет учитывать точки зрения и перспективные инновационные идеи, выдвигаемые различными игроками, и в этом смысле отвечает требованиям многообразия. Метод скрининга робастных портфельных моделей основан на неограниченном по времени отборе идей, связанных с перспективными инновациями, в котором могут быть отражены иные, более расплывчатые сигналы. В частности, отбор слабых сигналов (с точки зрения инновационной идеи) может не охватывать все непосредственно наблюдаемые явления, но позволяет получить массив сопоставимых «единиц анализа», поддающихся осмысленной оценке с учетом различных точек зрения.

Согласно методологии портфельного моделирования ценность каждой идеи выражается как средневзвешенная сумма ее критериальных оценок в баллах; а общая стоимость портфеля рассчитывается путем суммирования ценностей идей, содержащихся в нем. «Наиболее интересные» идеи (проекты) определяются путем вычисления недоминируемых портфелей (т.е. портфелей, обладающих наиболее высокой суммарной оценкой по всем возможным параметрам). Отсюда одна из ключевых характеристик метода RPM - возможность оценивать привлекательность отдельных идей путем анализа на портфельном уровне 1 .

  • 9. Критические технологии - этот метод Форсайта используется в США, Франции, Чехии, России и других странах. Перечень критических технологий формируется на основе знаний экспертов, обладающих самой высокой квалификацией в соответствующих областях. К участию в проекте обычно привлекают не более 200 экспертов, а горизонт прогнозирования - от 5 до 10 лет. Предварительный перечень критических технологий формируется на основе экспертных опросов и интервью. Затем он обсуждается в рамках специальных панелей и фокус-групп, в процессе которых происходит окончательный отбор и согласование перечня критических технологий. Иногда применяется «эталонный анализ» (benchmarking), т.е. сравнение с другими странами или регионами, что позволяет не только определить уровень развития технологии в стране, регионе или отрасли, но и соотнести его с уровнем мировых лидеров, выявить степень отставания и разработать стратегию по ускорению технологического развития в секторах с наибольшим инновационным потенциалом. Во главу угла обычно ставится повышение конкурентоспособности экономики и решение важнейших социальных проблем .
  • 10. PEST-анализ - это макроэкономическая модель оценки внешней среды для расчета фактора успешного влияния компании. Термин является аббревиатурой на английском языке: Р- Political, Е - Economical, S - Sociological, Т - Technological Change.

PEST-анализ занимается изучением воздействия внешних факторов макросреды, которые оказывают воздействие на деятельность предприятия, а именно: правительство, экономика, социально-демографическая среда, научно-технический прогресс, природные факторы.

Рассматривая те или иные факторы, в PEST-анализе задаются вопросы: какие будущие тенденции (культурные, экономические, технологические) могут повлиять на спрос и наше рыночное положение в конкурентоспособной среде? Когда это может случиться?

PEST-анализ предполагается проводить в течение определенного времени, возвращаясь к более ранним результатам анализа факторов изменений, сравнивая их с более поздними .

  • 11. SWOT-анализ. Является достаточно известным методом. Методология SWOT-анализа предполагает выявление внутренних сильных и слабых сторон организации, а также внешних возможностей и угроз и установление связей между ними.
  • 12. Картирование стейкхолдеров (от англ, stakeholder - «владелец доли (получатель процента); держатель заклада»). В узком смысле стейкхолдер - это «акционер», «участник», т.е. лицо, имеющее долю в уставном капитале предприятия. Однако в широком смысле стейкхолдеры - это физические или юридические лица, заинтересованные в финансовых и иных результатах деятельности компании. Например, акционеры, кредиторы, держатели облигаций, члены органов управления, сотрудники компании, клиенты (контрагенты), правительство и т.д.

Зачастую под стейкхолдерами подразумевают группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые надо учитывать при осуществлении деятельности. Интересы стейкхолдеров могут вступать в противоречие друг с другом. Стейкхолдеров можно рассматривать как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов частей которого будет определять траекторию эволюции организации.

Картирование стейкхолдеров - дословно прорисовка, кто является наиболее влиятельными лицами в той или иной области, отрасли, в исследуемой проблеме и как они соотносятся между собой (влияют друг на друга).

  • 13. Сценирование - метод, считающийся одним из наиболее эффективных в работе с будущим. Сценирование предполагает разработку нескольких развернутых картин будущего (сценариев), каждая из которых реализуется при исполнении определенных условий. Сценарии базируются на анализе будущих возможностей и альтернативных траекторий развития. Применительно к Форсайту сценарный подход предполагает создание сценариев развития тех или иных технологических областей. Сценарии наиболее эффективны как дополнение к исследованиям, выполненным с использованием других методов, например SWOT-анализа, мозговых штурмов, библиометрического анализа и т.д.
  • 14. Дорожное картирование. Метод технологического дорожного картирования (Technology Roadmap) был разработан в конце 70-х гг. компанией Motorola. Его используют для выработки и формирования долгосрочных стратегий развития технологий отрасли или крупной компании. Технологическая дорожная карта - это краткосрочный или долгосрочный план выпуска производителем какого-либо продукта. Чаще всего это новая версия или развитие уже известного продукта, изменений в котором ждут потребители. Технологическая дорожная карта может содержать средства, подходы или пути, необходимые для достижения поставленных целей. Как правило, понятие «Технологическая дорожная карта» применяется к новому продукту, процессу или разрабатываемой технологии. Суть метода заключается в организации стратегического планирования, к которому привлекаются эксперты, представляющие основные составляющие бизнеса - маркетинг, финансы, производственную инфраструктуру, технологии, исследования и разработки. «Дорожная карта» иллюстрирует этапы перехода от текущего состояния к фазам развития в долгосрочной перспективе за счет синхронного развития технологий, продуктов, услуг, бизнеса и рынка. Основным преимуществом метода является выработка согласованного вйдения долгосрочных целей развития отрасли или компании .

В зависимости от объекта дорожного картирования выделяются:

  • 1) продуктовые дорожные карты - сценарии развития продукта или продуктовой линейки во времени;
  • 2) технологические дорожные карты - сценарии развития технологий и технологического сектора;
  • 3) отраслевые (рыночные, промышленные) дорожные карты - сценарии развития отрасли, индустрии (отдельного рынка, сектора промышленности);
  • 4) корпоративные дорожные карты - сценарии развития отдельной компании 1 .
  • 15. Разработка будущего (от англ. Futures Workshops) - эта технология была предложена Робертом Джанком (Robert Jungk) как инструмент проектирования. Она близка к сценарному подходу, с тем отличием, что сценарный подход предлагает и обосновывает набор альтернативных картин будущего, а «разработка будущего» предполагает создание картины идеального желаемого будущего и практического плана его реализации .
  • 16. Моделирование - это исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т.п.). Моделирование включает три элемента: субъект (исследователь); объект исследования; модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Моделирование - циклический процесс. Каждый цикл состоит из четырех этапов. Циклы могут повторяться. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Для каждой системы могут быть созданы свои модели.

17 .Дерево релевантности или Дерево целей (от англ. Relevancetree или Objectivestree) - это, как правило, графическая модель принятия решений, включающая цели, задачи, мероприятия нескольких уровней структуризации, а также связи между ними (включения и (или) подчиненности). Как правило, для реализации всех выдвигаемых целей ресурсов не хватает, поэтому существует необходимость выделения из общей совокупности целей наиболее важных, приоритетных. «Дерево целей» дает возможность детализировать общие цели, задачи и мероприятия на их составные элементы и оценить наиболее важные, предпочтительные из их числа, что является весьма полезным при разработке планов.

Верх «Дерева целей» предполагает наибольшую неопределенность и широкий охват, низ «Дерева целей», напротив, очень четкое, конкретное понимание того, что нужно сделать. Задачи (задания), которые руководитель ставит подчиненным, должны быть направлены на реализацию целей организации, целей более высокого порядка. Если задачи (задания) вписываются в общие цели организации, направлены на реализацию целей высокого порядка, то они уместны и относятся к делу, т.е. релевантные (от англ. relevant - уместный, относящийся к делу). Если задачи (задания) не вписываются в общие цели организации, не направлены на реализацию целей высокого порядка, то они неуместны и не относятся к делу, т.е. нерелевантные.

18. Симуляции (бизнес-симуляция) - это интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к соответствующей реальной экономической единице (подразделение предприятия, предприятие, отрасль, государство).

Бизнес-симуляция имеет образовательную цель: получение участником соответствующих навыков и компетенций. Это качественно отличает ее от других программных продуктов, в частности экономических игр, которые в большинстве своем относятся к сфере развлечений.

Следует отметить, что комплексность и системность подходов, которые присутствуют в концепции бизнес-симуляции, позволяют применять в учебном процессе элементы игрового процесса, которые при правильном балансе с обучающими задачами повышают эффективность образовательных результатов. Именно это позволяет выделить бизнес-симуляцию в отдельную категорию.

Интерактивный характер бизнес-симуляций предоставляет широкие возможности участникам получать и развивать свои первичные навыки и компетенции по управлению компанией: построение стратегий, решение тактических и операционных заданий т.е. научиться делать все то, что можно усвоить только в практической деятельности.

  • 19. Мультикритериальный анализ (Multi-Criteria Analysis - MCA) использует комбинацию количественных и качественных критериев для оценки и сравнения вариантов политик, программ, проектов. Основной целью такого анализа является структурирование процесса отбора и оценки альтернатив, а также содействие взаимопониманию между различными заинтересованными сторонами, вовлеченными в процесс разработки решений, и устранению противоречий. Результаты каждой стадии мультикритериального анализа должны быть доступы для участников форума заинтересованных сторон и широкой общественности. Если он и не сможет устранить все противоречия, то, по крайней мере, будет содействовать лучшему пониманию различных вариантов и отношения к ним разных групп .
  • 20. Форсайт-конференция как специфический метод экспресс- форсайта

Форсайт воспринимается как некий долгосрочный процесс. Однако научные организации и научные школы многие годы занимаются разработкой тех или иных проблем, докладывая о найденных решениях на специализированных научных конференциях. Особым образом организованные форсайт-конференции могут стать важным звеном в постоянном долгосрочном «проектировании будущего», осуществляемом научными организациями и научными школами.

Выделим основные черты форсайт-конференции:

  • проработка экспертами (научной школой, лабораторией, научной организацией и т.п.) избранной проблемы осуществляется, как правило, независимо от других экспертов (как в методе Дельфи) в течение нескольких месяцев или даже лет с последующими докладами на конференции;
  • дискуссионное обсуждение поставленных в докладах проблем в экспресс-режиме (2-3 дня) в форме «круглых столов» и «мозговых штурмов»;
  • для обсуждения привлекаются ведущие научные кадры, а также заинтересованные в решении проблемы представители власти, бизнеса и общественности;
  • в ходе обсуждений и дискуссий эксперты предлагают ряд альтернатив и стараются обнаружить скрытые проблемы и ограничения;
  • намечается оптимальный путь развития обсуждаемого вопроса в будущем;
  • конкретные меры, программы и бизнес-проекты - это задачи на последействие, которое может продолжаться еще долгое время после проведения форсайт-конференции.

Важной целью форсайт-конференции является образовательная цель. Это возможность за короткий срок получить представления о важнейших вопросах, обсуждаемых современной наукой, пообщаться с ведущими российскими специалистами в области обсуждаемых вопросов.

  • См.: Куклина И. Форсайт как инструмент активного исследования и формированиябудущего. http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida= 1759&ids= См.: http://www. e-xecutive.ru/
  • См.: Форсайт: аналитический обзор / сост. П. Лабуркина (электронный ресурс).http://2010-2030.ru/files/Forsait_analitichekii_obzor.doc
  • См.: Третьяк В. П. «Дорожная карта» как инструмент технологии Форсайт.http://novznania.ru
  • См.: Стратег. Ру. http://stra.teg.rU/library/global/Prognoz/foresight/8
  • См.: http://russiandams.ru/otchet-vkp/russkii-perevod/chast-2/multikriterialnyi-analiz

Идеология и методология Форсайта

Идеология и методология Форсайта представлены в виде т.н. Форсайт-ромба

На первых порах развития Форсайта вместо ромба использовали треугольник, но вскоре к критериям креативности, экспертизы и взаимодействия прибавилась доказательность (англ. evidence-based approach), которая в последнее время начинает играть все большую роль, а статистике и количественным исследованиям уделяется особое внимание. При этом в любом успешном проекте должны сочетаться различные методы, которые в совокупности наряду с содержательным анализом обеспечивают привлечение экспертов самой высокой квалификации, их высокую активность и взаимодействие.

Наиболее используемые технологии

Backcasting

Обратное сценирование

Bibliometical analysis

Библиографический анализ

Brainstorming

Мозговые штурмы

Citizens Panels

Общественные панели

Cross-Impact Analysis

Анализ взаимных воздействий

Delphi

Метод дельфи

Environmental Scanning

Сканирование источников

Essays

Испытания

Expert Panels

Экспертные панели

Futures Workshops

Разработка будущего

Gaming

Игры

Key Technologies

Выделение ключевых технологий

Literature Review

Обзор источников

Megatrend Analysis

Анализ глобальных трендов

Modelling and simulation

Моделирование и симуляции

Multi-criteria Analysis

Мультикритериальный анализ

Scenarios

Сценирование

Stakeholder Mapping

Картирование стейкхолдеров

SWOT Analysis

СВОТ-анализ

Technology Roadmapping

Картирование технологий

Trend Extrapolation

Экстраполяция трендов

Описание отдельных технологий

Сценирование

Сценирование - одна из самых старых и эффективных технологии работы с будущим, предполагающая разработку нескольких развернутых картин будущего, каждая из которых реализуется при исполнении определенных условий. В отличие от классического прогнозирования, которое строится на выявлении всех последствий текущей ситуации, сценирование прожективно.

На практике сценирование представляет собой набор альтернативных текстов, выстроенных вокруг тщательно отобранных плоттерных точек. Очень часто готовые сценарные развилки оформляют, как настоящие артефакты будущего: в виде статей из газет 2010 года, переписки мировых лидеров будущего, выдержек из репортажей и аналитических отчетов. В сценарном подходе то, что случится, и предсказывается, и проектируется одновременно.

Сила сценарного подхода в том, что будущее, по большей части, неопределенно. Не существует методов, которые давали бы гарантированный прогноз - прогнозирование перенесено в гуманитарную сферу из естественных наук, которые действительно позволяют предсказать бурю или землятресение, но для политики, культуры и экономики такой предопределенности нет.

Разработка будущего

Разработка будущего - наиболее точный, на наш взгляд, перевод английского термина Futures Workshops. Техника разработки будущего была разработана Робертом Джанком (Robert Jungk) как инструмент проектирования. По своей идеологии эта технология очень близка сценарному подходу, с тем отличием, что сценарный подход предлагает и обосновывает набор альтернативных картин будущего, а Futures Workshops предполагает создание картины идеального желаемого будущего и практического плана его реализации.

Метод Дельфи

Метод дельфи - это технология, которая применяется для прогнозирования и экспертизы. Метод был разработан в 1953 году Гордоном и Хелмером в RAND Corp. Суть метода состоит в структурировании процесса групповой коммуникации, направленном на создание условий эффективной работы группы над комплексной проблемой. Метод дельфи использует итерративные независимые опросы экспертной панели, которые позволяют определять вероятность, значение и следствие факторов, тенденций и событий, связанных с обсуждаемой проблемой. После первого тура опросов участники экспертной панели получают все ответы, данные другими участниками, без указания авторов ответов. Этот прием позволяет экспертам уточнить и скорректировать свои позиции.

Использование метода дельфи достаточно сложно. Оно требует особой тщательности еще на стадии отбора экспертов для панели, скурпулезной подготовки опросных листов и их предварительного тестирования.

Главное преимущество метода состоит в возможности получить развернутые, прозрачные и объективные результаты. В отличие от традиционных панельных заседаний, итеративный метод дельфи не дает эффекта влияния авторитетных и активных участников на остальных, а также снимает проблему собрать всех экспертов в одно время в одном месте.

Картирование технологий

Как и многие другие термины, описывающие технологии форсайта, словосочетание "картирование технологий"(Technology Roadmapping) обозначает достаточно широкий класс интеллектуальных методик, позволяющих прогнозировать развитие технологий. Хотим отметить, что вариативность значений терминов форсайта не означает расплывчатости методической базы. Форсайт как методология находится в стадии формализации, поэтому каждый организатор процедуры форсайта кастомизирует технологии для выполнения конкретной задачи.

В небогатой пока русскоязычной традиции Technology Roadmapping принято переводить как "маршрутизация технологий", "технологическая дорожная карта" или калькировать "роадмэпинг". На наш взгляд, термин картирование технологий более адекватен, поскольку он обрисовывает суть метода: создание визуального представления плана-сценария развития технологий, который фиксирует возможные сюжеты и точки критических решений. Roadmap дословно переводится как путевая карта, и Technology Roadmapping действительно является составлением карты путей, по которым может пойти развитие технологии. Этот метод имеет много общего с сценированием, которое также является важной частью технологий форсайта. Строго говоря, картирование технологий - это специфический метод сценирования.

Что такое форсайт? Форсайт (foresight) – это технология (сессия) долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного, взвешенногоЧто такое форсайт?
Форсайт (foresight) – это
технология (сессия)
долгосрочного прогнозирования,
способ построения
согласованного, взвешенного и
ответственного образа будущего.

Форсайт – это совместная работа участников на карте времени. Это работа не с текстами, а с образами и схемами. Авторы и участники не просто

В чем основа методики работы Форсайта?
Форсайт – это совместная работа
участников на карте времени. Это
работа не с текстами, а с образами и
схемами.
Авторы и участники не просто оценивают
вероятности и риски, а проектируют
свою деятельность. Результатом
форсайта становится «Карта будущего».

Базовые принципы форсайта:

Будущее зависит от прилагаемых усилий, его
можно создать
Будущее не проистекает из прошлого, оно зависит
от решения участников форсайта
В целом будущее нельзя предсказать достоверно,
можно подготовиться или подготовить будущее
таким, каким мы его хотим видеть.

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего»,
описывающей основные события, которые будут влиять на
отрасль\территорию\организацию в описываемом будущем
Коммуникация – согласование основными заинтересованными
сторонами\экспертами своих позиций относительно
факторов, влияющих на развитие будущего. Создание
дородных карт будущего.
Образование – формирование единого «поля представлений»
участников форсайтов.
Диагностика – определение качества представлений
участников о будущем.

Основные единицы форсайта

Тренд
Тренд – базовая единица форсайта. Это
внешние устойчивые тенденции, важное,
заметное направление в развитии чего-либо.
Примеры трендов:
Доля социального проектирования в
образовании увеличилась.
Происходит отток активности детей в
социальные сети.
Образовательные комплексы укрупняются.

Технологии

Совокупность методов, процессов и
материалов, используемых в какой-либо
отрасли деятельности, а также научное
описание способов технического производства.
Пример технологии:
Электронное портфолио активиста
Социальное проектирование

Формат

Способ построения и подачи, форма
проведения какого-либо события, мероприятия
Пример формата:
Семинар по социальному проектированию
Тренинг по развитию ораторского искусства

События

То, что имеет место, происходит, наступает точке
пространства-времени; значительное происшествие,
явление или иная деятельность как факт общественной
или личной жизни.
Пример события:
Фестиваль социального проектирования
Конкурс «Вожатый и его команда»

Закон

Нормативный правовой акт, который принимается
представительным (законодательным) органом
государственной власти.
Пример закона:
Дополнения к ФЗ «Об образовании» об ученическом
самоуправлении
Распоряжение Правительства Москвы

Угроза

Возможная опасность
Пример угрозы:
Отток активности полностью в виртуальное
пространство
Отсутствие финансирования социального
проектирования

Поля на карточках

На всех карточках есть:
1) Название
2) Описание
3) Вероятность
4) Автор
5) Тренд, к которому относится (кроме карточек самих
трендов)

Дополнительные поля

Для тренда:
1) Годы существования тренда: с______по______
2) Тип тренда (устойчивый, неопределенный, угасающий)
Для Технологии, Формата, События, угрозы, Закона:
1) Год появления
Для Технологии и Формата
1) Год начала широкого употребления в обществе или индустрии

Работа с картой времени

Первый такт
На карту прикрепляются тренды.
На карте тренды обозначаются линиями в зависимости от типа
Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается
изменением типа линии
Второй такт
Прикрепляются карточки технологий, форматов событий, угроз и
нормативных актов.
Непризнанные, маловероятные, но в то же время интересные технологии
отправляются в поле «черные лебеди». Эта процедура повторяется для
всех карточек.

Третий такт
Участники находят и обозначают связи между
элементами
Четвертый такт
Оценка, критика и дополнение карт

Форсайт – с перевода – взгляд в будущее.

Современный подход у Форсайта сводится к организации системной оценки долгосрочных перспектив развития технологий, науки и общества. Целью определения стратегических областей и технологий, которые могут принести наибольший соц. и эк. эффект. При этом внимание уделяется не только непосредственно прогнозу, но и достижению конценсуса в обществе по стратегическим направлениям. Форсайт исходит из того, что имеется множество вариантов возможного будущего, и тот вариант, который действительно доступен зависит от действий, предпринятых сегодня. В некоторых странах вместо прогноза используют форсайт.

Цель введения термина «форсайт» заключается в том, чтобы подчеркнуть, что в процессе форсайт-проекта отчерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты предложением определённых средств и организацией систематической работы. Т.о. форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических перспектив, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на общество и экономику в долгосрочном периоде. Изначально форсайт использовался для позиционирования страны в мировом научно-техническом пространстве, с 2008 года используется в разработке соц.программ в образовании и здравоохранении (вроде в России). Организаторами форсайт-проектов выступают министерства и ведомства от 5 до 30 лет – временной промежуток прогнозирования.

Методы форсайта.

1. Экспертные панели – это метод коллективной экспертизы, полученной путём постоянного обсуждения проблем в рамках регулярно действующей группой специалистов высокого уровня. Панели создаются из числа специалистов высокого уровня для проведения форсайт-исследований. Чеще всего становятся такие цели, как построение сценариев и определение приоритетов, но могут быть поставлены специфические задачи, например, сформировать утверждение по тематике Фельфи-опросов, подготовить комментарии к сигналам из окружающего пространства.

2. Дельфи-опрос – это опрос большого количества экспертов с обратной связью (до неск.тыс.экспертов). Используется при оценке проблем на долгосрочную перспективу и является незаменимым для оценки происходящих событий, когда отсутствуют эмпирические данные. Этот метод подразумевает обсуждение утверждений или тем и трансформирует имеющиеся знания в форму утверждений, о которых могут высказать суждение.

3. Разработка сценариев . Они могут строиться сверху-вниз и снизу-вверх, обычно на основе SWOT-анализа. Разработка сценария обычно направлена на разработку стратегии и исследования, генерацию новых тем. В таких проектах могут быть задействованы 2 группы участников: - внутренние (широкие специалисты); - внешние (узкие эксперты). Первоначально выявляются основные тенденции, которые объединяются в кластер. Кластеры оцениваются в фокус-группах, на основе которых вырабатывают ориентиры в будущее. В 2004 году в России реализованы форсайт-проекты, с 2005 – технологии.

4. Метод критических технологий . Направлен на формирование наиболее важных технологий, из которых выбираются ключевые. Чаще всего метод основан на интервью с руководителями ведущих корпораций, предприятий наиболее важных направлений. Особое внимание уделяется процедуре мнения экспертов и эксперты принимают участие в оценке технологий через Интернет-форумы или по почте. Эксперты могут оценивать технологии на основе шкал.

5. Технологические дорожные карты. Этот метод первоначально был разработан и опробован в сфере технологического развития предприятий. Дорожные карты устанавливают причинно-следственные и временные связи между возможными целями, тем самым определяя шаги для достижения целей. Особенности дорожных карт по сравнению с другими методами является то, что результаты представлены графически (в РФ табличная форма.). Дорожные карты часто используются в отраслевом разрезе, в этом случае в долгосрочном периоде дорожные карты позволяют согласовать между предприятиями инвестиции в НИОКР и согласовать обмен результатами развития на доконкурентном этапе. Это приводит к выработке единых технологических стандартов, разделению рисков между предприятиями, позволяет избежать дублирования усилий. Т.о. форсайт-проекты чаще всего используют различные сочетания вышеперечисленных методов.

В самом общем виде форсайт представляет собой систему предвидения; в переводе с английского это слово (foresight ) так и означает – «взгляд в будущее».

Наиболее цитируемым является определение форсайта, данное американским экспертом фундаментальном двухтомнике ЮНИДО Мартином Б.: «Форсайт – систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды» 1 .

Известный российский ученый и исследователь в области форсайта, д.э.н., проф. Третьяк В.П. дал такое определение: «Форсайт представляет собой созидательную технологию воздействия на формирующееся будущее с помощью согласования партикулярных интересов различных слоев гражданского общества и посредством стимулирования их активности в сфере использования ключевых технологий» 2 .

Относительно новизны и времени зарождения форсайта специалисты высказывают две точки зрения. Первая: форсайт появился еще в 50-хх гг. прошлого века в компании RAND Corporation , которая разработала метод Дельфи и применила его для целей прогнозирования. Эта точка зрения, которая фактически отождествляет термины Forecast – «прогноз» и Foresight – «предвидение», излагается в некоторых иностранных источниках и иногда репродуцируется в отечественных публикациях.

Второй подход состоит в том, что форсайт как система предвидения оформился лишь в конце 80-х гг. XX века. Разница в оценке времени возникновения форсайта не очень существенна, и автору представляется более важным отметить различия.

Форсайт представляет собой определенную методологию, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего (что обозначается термином Forecasting ), но и в согласованной выработке решений по поводу будущего в выбранной для форсайта сфере. Фактически он решает проблему достижения консенсуса по поводу будущего через согласование партикулярных интересов различных социальных слоев гражданского общества3, порождая тем самым общественную активность. В такой целостной форме – как социогуманитарная технология – форсайт формируется лишь к концу прошлого столетия, и этот процесс еще не завершен.

В 1990-х гг. форсайт начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии; в начале 2000-х гг. число стран превысило 30. В настоящее время эта методика взята на вооружение не только в Западной Европе, США и Японии, но и в ряде развивающихся стран и стран с переходной экономикой – в новых членах ЕС, в частности, в Венгрии, Чехии, Польше» 3 .


В марте 2000 г. в Европейском Союзе была принята так называемая Лиссабонская стратегия , в которой высказано предложение всем странам ЕС шире использовать инновационный инструмент – форсайт. А в ЮНИДО был создан отдел Technology Foresight .

Рамки возникновения форсайта в России видятся специалистам также по-разному. Например, имеется мнение о том, что у нас уже были «полноценные форсайты», осуществленные 10 и более лет назад, и первым полноценным форсайтом в России была оценка состояния и перспектив развития критических технологий, осуществленная в 1997- 1998 г.г., в которой применялся Дельфи-опрос. По-существу, вариантом этой позиции можно считать мнение о том, что проводимые в нашей стране прогнозные работы в 1950-х гг. де-факто также представляли собой форсайт.

Основными отличительными и дополнительными чертами форсайта являются следующие характеристики:

1) форсайт нацелен именно на выявление технологических и инновационных прорывов;

2) прогнозы и стратегии, как правило, формируются узким кругом экспертов, в то время как форсайт предполагает разработку совместного видения будущего всеми группами населения, включая науку, бизнес, государство, широкую общественность;

3) в рамках форсайта идет речь об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества. То есть форсайт предполагает управление событиями, для чего разрабатываются и практические меры по приближению выбранных ориентиров. В отличие от форсайта, прогноз в большинстве случаев ассоциируются с предсказаниями, малоуправляемых событий (прогноз курсов акций, погоды, спортивных результатов и др.). Стратегия, в этом отношении более близка к форсайту, т.к. предполагает разработку плана по управлению событиями, для достижения намеченного результата – стратегической цели;

4) форсайт всегда подразумевает анализ долгосрочных перспектив развития (20-30 лет), в то время как прогноз может быть построен для любого промежутка времени, а стратегия – на среднесрочную перспективу.

Прогноз Стратегия Форсайт
Цель Исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса. Разработка плана какой-либо деятельности по достижению сложной цели, являющейся главной для управленца на данный момент. Выбор направлений социально- экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов
Горизонт планирования · Краткосрочный · Среднесрочный · Долгосрочный · Среднесрочный · Долгосрочный
Методы · Статистические методы · Экстраполяция трендов · Математическое моделирование · Экспертные оценки · SWOT-анализ · PEST- анализ · Типовые стратегии · Анализ ключевых компетенций · Экспертные оценки · Критические технологии · Разработка сценариев · Технологическая дорожная карта
Участники процесса Ученые Односторонний выбор разработчиков стратегии. Ученые, представители органов управления, бизнеса и общественности.
Разработка практических мер по достижению выбранных ориентиров Нет Да Да

Форсайт отличается и используемой методологией. В этом вопросе основной отличительной чертой форсайта является активное и целенаправленное использование знаний экспертов, в том числе представителей науки, бизнеса и власти. Так, в японских долгосрочных прогнозах научно-технологического развития, проводимых каждые пять лет, участвует более 2 тыс. экспертов, которые представляют все важнейшие направления развития науки, технологий и техники, а в последнем корейском проекте участвовали более 10 тыс. экспертов.

Другой, не менее важной, отличительной чертой методологии форсайта является комбинация нескольких методов: форсайт вобрал в себя десятки как традиционных, так и достаточно новых экспертных методов. При этом происходит их постоянное совершенствование, отработка приемов и процедур. Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация экспертных панелей, Дельфи метода, SWOT- анализа, мозгового штурма, построения сценариев, технологических дорожных карт, деревьев релевантности, анализа взаимного влияния и др.

Методы и инструменты, используемые в форсайте, достаточно многообразны. Наиболее широко используемыми методами форсайта, вне сомнения, являются литературное прогнозирование, экспертные панели, построение сценариев. Данные методы носят общенаучный характер и используются не только при разработке форсайта, но и в любых типах исследований.

Следующая группа довольно часто используемых методов: мастерские (мастер-классы), мозговой штурм, экстраполяция трендов, интервью, опросы, дельфи-метод, анализ мегатрендов, СВОТ-анализ, выявление критических технологий. Реже, но в явно растущем тренде используются метод построения технологических дорожных карт, сканирование среды, моделирование и симуляция, эссе. Отметим, что в использовании метода создания дорожных карт максимально активны представители стран Северной Америки. влияния, библиометрики, морфологический анализ, использование дерева релевантности. Все богатое множество методов форсайта можно представить в виде треугольника (рис.1).

К явно редко используемым инструментам относятся создание карт стейкхолдеров, разработка панелей граждан, структурный анализ и др.

Как видим, на одном полюсе сосредоточены попытки количественно оценить существующие тенденции и их последствия с использованием специально разработанных моделей и компьютерных средств. Другая достаточно большая группа методов основывается на знаниях экспертов, на разработке специальных процедур и приемов работы с экспертами. В практике же разработки форсайта чаще всего используется сочетание методов.

В последнее время наряду с критериями креативности, экспертизы и взаимодействия все большую роль начинает играть доказательность, а статистике и количественным исследованиям уделяется особое внимание. Ромб методов форсайта имеет следующий вид (рис. 2).

Основные результаты форсайта:

· анализ трендов и драйверов технологического развития,

· разработанные сценарии развития;

· выделенные приоритеты в развитии технологий и исследований.

Главный результат форсайта состоит в построении согласованной, обоснованной и взаимоприемлемой картины будущего в 2020, 2030, 2050 году. Эта картина будущего является надежной основой для разработки стратегий и долгосрочных программ развития.

Форсайт – эффективный метод определения долгосрочных целей и приоритетов инновационного развития. Он позволяет в полной мере учесть все интересы заинтересованных групп и субъектов инновационной деятельности. Кроме этого, форсайт предполагает активное управление событиями и разработку практических мер по приближению выбранных ориентиров. В настоящее время проекты форсайта в России находятся на начальной стадии: во-первых, общепринятая методология форсайта еще не в полной мере используется учеными в России, во-вторых, в данный момент выявлены и определены основные ориентиры и направления технологического развития, но не проработаны программы и методы достижения этих ориентиров.

Основой для достижения российской экономикой установленных целей является эффективная современная национальная инновационная система. Это означает практическую реализацию комплексного подхода к формированию, как самих субъектов, так и механизмов их взаимодействия.

В настоящее время в РФ функционирует инновационная система переходного типа, в которой сочетаются элементы старой, административно-командной и новой инновационной системы, характерной для рыночных экономик. Её основными проблемами являются: отсутствие критической массы инновационных предприятий и необходимой инновационной инфраструктуры, отсутствие кооперационных связей между ними.

Итак, сегодня форсайт во всем мире является популярным средством прогнозирования будущего. Его применяют в различных сферах, начиная от высоких технологий, заканчивая сельским хозяйством и культурой. Форсайты проводятся на разных уровнях власти, ими занимаются министерства, фабрики мысли, академические структуры и корпорации. Форсайт используется в качестве инструмента в экспериментальных школьных программах: считается, что он стимулирует мышление у детей, при этом придавая ему направленность на конкретные вещи. Компании часто используют форсайт для разработки новых перспективных продуктов, а правительство – для создания программ развития.

1 Unido Technology Foresight Manual. United Nations Industrial Development Organization.Vienna, 2005. Vol.1Р. 8.

2 Третьяк В.П. Структура форсайта // Отраслевые рынки. 2007.№ 1–2 (13).

3 Шелюбская Н.Н. Форсайт» - новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 2. С. 6.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Стратегия - общий план, охватывающий длительный период времени или как способ достижения сложной цели . Цель - это конечный, желаемый результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя перед предприятием определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива. Важным источником информации, для формирования стратегических целей, является информация о внутренней и внешней среде предприятия, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения, угрозы, которые могут помешать и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Если предприятие будет чаще прогнозировать и проводить анализы, тем больше вероятности того, что она будет держать под контролем будущую ситуацию и быть более устойчивой к изменениям.

Рассмотрим основные задачи стратегического анализа:

· определение уровня конкурентоспособности и преимущества других предприятия;

· проблемы, с которыми сталкивается предприятие, их возникновение и разрешение;

· анализ внешней среды, макроэкономические тенденции и их влияние на будущее компании;

· анализ внутренней среды, кадровый потенциал компании и его структура;

· прогнозирование предприятия.

При анализе макроокружения чаще всего используется PEST-анализ. Он предназначен для стратегического прогнозирования, выявления и оценки следующих факторов внешней среды, которые могут в настоящем и будущем повлиять на деятельность предприятия:

· политических (Policy);

· экономических (Economy);

· социальных (Society);

· технологических (Technology).

Для точного понимания PEST-анализа рассмотрим на конкретном примере предприятия Открытого акционерного общества «Х» - одного из ведущих предприятий в России по производству гидравлики для машиностроительной отрасли. Получение необходимой информации основано на экспертных оценках (по 10-балльной шкале). В качестве экспертов выступили начальник отдела маркетинга, главный бухгалтер и начальник отдела реализации (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ влияния факторов макросреды

Факторы макросреды Знак влияния (+, -) Степень влияния Вес факторов Важность фактора
1 Политические: 1.1Государственная поддержка машиностроительной отрасли + 0,1 +0,6
2 Экономические: 2.1Банковский кризис 2.2Высокие таможенные пошлины для иностранных компаний 2.3.Инфляция - + - 0,2 0,2 0,05 -1 +1,6 -0,2
3 Социальные: 3.1 Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации 3.2 Рост стоимости потребительской корзины, требующей роста з/п 3.3 Повышение престижности рабочих и технических специальностей - - + 0,15 0,05 0,05 -0,6 -0,25 +0,2
4 Технологические: 4.1 Возможности появления и внедрения новых технологий производства 4.2 Быстрое «старение» оборудования и отсутствие отечественного оборудования нужного класса качества + - 0,1 0,1 +0,4 -0,5

Для наибольшей наглядности строим профиль макросреды при помощи средств Excel, который позволяет определить зоны позитивного и опасного влияния факторов макросреды, на эффективность функцонирования компании (рисунок 2).

Рисунок 2. Профиль окружения Открытого акционерного общества «Х»

Из проведенного PEST-анализа видно, что наибольшее негативное влияние для деятельности организации оказывают последствия мирового финансового кризиса, который выражается в увеличении процедуры и сроков получения кредитов для дальнейшего развития организации, что в конечном итоге ухудшает финансовую устойчивость и соответственно снижает эффективность функционирования компании в целом.

Существующая инфляция приводит к обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном итоге приводит к повышению цен на продукцию, однако в силу специфики продукции и проводимой политикой гибких цен, данный фактор в наименьшей степени оказывает влияние на функционирование предприятия.

Таможенные пошлины для иностранных компаний, работающих в отрасли производства гидравлики, являются позитивным фактором для ОАО «Х». Это означает, что их конкурентная позиция довольно слаба, так как иностранным предприятиям приходится рассчитывать на свой внутренний рынок.

Позитивным фактором для предприятий, работающих на рынке гидравлики, является поддержка на государственном и региональном уровне. При организации и проведении отраслевых выставок, 2/3 затрат покрываются за счет регионального бюджета . Также в соответствии с последней комплексной программой по развитию машиностроительной отрасли до 2020 года, в качестве основного метода стимулирования отрасли выступают государственные закупки на оборудование машиностроения.

Основной угрозой среди технологических факторов макроокружения является быстрое «старение» оборудования. Особенно это касается станков отечественного производства. Импортное же оборудование является очень дорогостоящим. В связи с этим предприятию приходится частично обновлять основной парк оборудования за счет приобретения импортных станков, уже бывших в употреблении.

Негативным фактором влияющий на деятельность организация является демографическая ситуация, это подтверждается нехваткой молодежи на предприятии, где средний возраст рабочих составляет 45-55 лет. Это объясняется тем, что профессии технологов, инженеров, конструкторов считаются не престижными и недостаточно оплачиваемыми. В настоящее время принята комплексная программа по повышению имиджа рабочих, данная программа является позитивным фактором, который в последствие сможет обеспечить приток молодых кадров на рабочие места.

Наиболее важными задачами стратегического анализа деятельности предприятия являются анализ внешней и внутренней среды. Анализ внутренней среды необходим для того, чтобы определить внутренние возможности предприятия, его потенциал, преимущества на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе и для достижения поставленных целей.

Внутренняя среда включает следующие направления:

Маркетинг (ценовая, сбытовая, коммуникационная стратегия предприятия.

Кадры (их квалификация, подбор, оценка результатов труда, отношения между работниками).

Организация управления (нормы, правила, распределение прав и обязанностей, организационная структура).

Финансы (прибыль предприятия, его убытки, оборачиваемость).

Целью исследования внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат надежной опорой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе. Все свои сильные стороны предприятие должно укреплять и соответственно расширять, а слабые стороны необходимо в короткие сроки устранить. Следует отметить, что внутренняя среда предприятия оказывает серьезное влияние на, то как она взаимодействует с внешней средой.

Анализ внешней среды необходим для анализа факторов, которые находятся вне сферы постоянного контроля руководства предприятия и которые могут повлиять на его стратегию и тем самым усложнить достижение поставленной цели. Целью анализа внешней среды будет определение возможностей и угроз, которые могут возникнуть для предприятия в будущем. За последние несколько лет предприятие увеличило долю рынка по главной конкурентной позиции - гидравлике для отрасли строительно-дорожной техники. Завод имеет реальную возможность дальнейшего удержания и увеличения доли рынка благодаря повышению качества продукции, гибкой ценовой политике, маркетинговым мероприятиям.

Для того, чтобы точно понять метод SWOT-анализа (Strenght, Weaknesses, Opportunities, Thereats - сила, слабость, возможности, угрозы), оценим конкурентную позицию предприятия ОАО «Х» (таблица 2).

Таблица 2 - SWOT-анализа ОАО «Х»

Внешние факторы Внутренние факторы Возможности Угрозы
1. Выход на новые рынки и сегменты рынка с новой продукцией 2. Увеличение продаж на комплектацию 3. Модернизация производства 4. Повышение качества продукции 5. Увеличение объёмов производства и сбыта 1. Активизация конкурентов; 2. Дефицит квалифицированных работников; 3. Рост цен на энергоносители, металл.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Широкая номенклатура; 2. Дилерская сеть; 3. Сеть сервисных центров; 4. Налаженная связь с поставщиками; 5. Наличие монопольной продукции; 6. Освоение новых видов изделий; 7. Позиционирование товаров как конкурентных по цене; 8. Узнаваемая торговая марка; 9. Устойчивый и благоприятный имидж. 1. Отставание производства от потребностей сбыта 2. Большой срок внедрения инноваций 3. Длительность технологической подготовки производства и проектирования оснастки для производства новой продукции, востребованной на рынке 4. Недостаточная компетентность кадров.

Таким образом, на основе SWOT-анализа видно, что предприятие ОАО «Х» добилось конкурентного преимущества на рынке, посредствам высокого качества, широкой номенклатуры и благоприятного имиджа компании. Сильные стороны компании превращены в ее исключительные конкурентные преимущества. Слабости ОАО «Х» не имеют стратегического значения в конкурентной борьбе, и не относятся к факторам, снижающим конкурентоспособность. Слабые моменты не носят фатального характера для деятельности ОАО «ШЗГ», не представляют реальной опасности, но все, же требуются их исправления, которые легкими уже назвать нельзя. Выявление возможностей и угроз важно с точки зрения определения степени привлекательности позиции компании и с точки зрения формирования стратегии организации. При этом необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная стратегия может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации сильную дополнительную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.

Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете, именно они оказывают решающее влияние на конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. Для того чтобы определить оценку привлекательности бизнеса и эффективности функционирования компании используется комплексный метод SPACE-анализа. Оценив значение каждого фактора, вычисляем среднее значение факторов внутри каждой из групп, а затем отметим полученные значения на осях координат, соответствующим четырем группа факторов: финансовый потенциал, промышленный потенциал, стабильность обстановки и конкурентные преимущества (рисунок 3).

Рисунок 3. SPACE-анализ ОАО «ШЗГ»

Таким образом, в соответствии с методикой SPACE-анализа, организация расположена в максимальной удаленности от центра в квадрате IS - ES, что свидетельствует о том, что компания находится в конкурентном стратегическом состоянии, которое характерно для привлекательной отрасли, при относительно нестабильной обстановки. Нестабильность обстановки связана прежде всего с усилившиеся конкурентной борьбой, которая требует от организации эффективного использования своих конкурентных преимуществ, с целью минимизации возможных угроз. Для реализации работы в направлении избранном миссией, менеджеры должны избрать специфическую стратегию и изыскать в организации такие возможности, которые позволили бы ей достичь своей основной и промежуточных целей в конкурентной окружающей среде.

Стратегия представляет собой план взаимодействия с конкурентным окружением, позволяющий организации достичь своих целей. Некоторые управленцы отождествляют понятия стратегии и цели, однако необходимо отметить, что цель представляет собой желаемый результат, а стратегия - способ достижения данного результата. В компании используется ценовая стратегия низких цен по сравнению с главным конкурентом. Это позволяет обеспечить достижение запланированных целей: овладение долей рынка, получение прибыли, реализацию объема товара. Следственно, организация находится в конкурентном стратегическом положении, в достаточно привлекательной отрасли, которая однако характеризуется нестабильностью обстановки и усилившейся конкурентной борьбой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегический анализ является основным и ключевым фактором стратегического планирования предприятия. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента, с помощью которого руководство предприятия может разработать стратегический план компании.

Список литературы:

1.Винокуров В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия // Стандарты и качество. - 2005. - № 12. - С. 92-100.

2.Куликов Ю.А. Инструменты управления организациями // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 33-37.

3.Кондрашов В.М. Управление продажами: Учебник - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 31.

4.Кравченко К.А. Эволюция системы управления крупной промышленной компании // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 1. - С. 78-81.