Поэтами рождаются ораторами становятся. Поэтами рождаются, ораторами делаются

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся - одни считают, что только природные данные могут сделать человека оратором, другие утверждают, что качества хорошего оратора приобретаются, развиваются, воспитываются.

Ораторское искусство требует напряженной работы, необыкновен­ного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, высокого ума и современного мышления.

Квинтилиан

Спор этот не новый. Он ведется на протяжении всей истории ораторского искусства. Еще много тысячелетий тому назад знаменитый оратор Древнего Рима, выдающийся теоретик ораторского искусст­ва Марк Туллий Цицерон произнес фразу, которая стала крылатой и дошла до наших дней: «Poetae nascuntur, oratores fiunt» (поэтами рождаются, ораторами делаются). Великий римлянин был уверен, что с поэтическим талантом человек рождается, а оратором можно стать, если приложить для этого определенные усилия.

Интересно и высказывание А. Ф. Кони:

Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и ув­лекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом вос­питательных влияний среды, примеров, чтения и собственных пе­реживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, ис­полнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, т. е. быть оратором. Это уменье до­стигается выполнением ряда требований, лишь при наличности ко­торых можно его достигнуть.

По мнению А. Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Если красноречие - это дар, данный человеку от природы, то умение выступать приобретается в результате повсед­невной практики, систематических тренировок и упражнений.

Действительно, хорошим оратором может сделаться только тот, кто хочет им стать, кто стремится к этому, кто много работает над собой. Конечно, природные данные помогают человеку добиться лучших результатов, но сами по себе они не являются залогом успеха.

Обратимся к истории ораторского искусства.

Кто не знает имени знаменитого древнегреческого оратора Демосфена? Но, может быть, не все знают, что его выступления вначале не имели успеха. Когда Демосфен произносил первую речь, то народ смеялся над ним и, выражая свое недовольство, так кричал, что ора­тор не мог довести речь до конца.

Только ценой огромных усилий, постоянного и упорного груда Демосфен добился признания совре­менников.

Древнегреческий историк Плутарх в книге «Сравнительные жизнеописания» рассказывает о том, как Демосфен поборол свои слабо­сти, освободился от недостатков, мешающих оратору. Чтобы укре­пить свой слабый голос, научиться жестикулировать, позировать перед слушателями, владеть мимикой, он устроил себе в подземелье комнату для занятий и работал в ней каждый день. Нередко он уеди­нялся на два-три месяца подряд, выбрив себе половину головы.


У Демосфена был неясный, шепелявый выговор. Чтобы сделать дикцию четкой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Упражнялся он в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъема на крутую гору. Старался научиться говорить несколь­ко стихов подряд или какую-нибудь длинную фразу, не переводя дыхания. По словам Плутарха, любую встречу, беседу, деловой раз­говор Демосфен рассматривал как тренировку, упражнение в крас­норечии. Оставшись один, он поскорее спускался к себе в подземе­лье и повторял весь разговор, старался придать изложению стройность, привести убедительные доводы, доказательства. Демос­фен учился ораторскому искусству у других прославленных орато­ров, его современников. Он внимательно слушал их выступления, следил за ходом рассуждения, отмечал для себя достоинства и недо­статки. Он запоминал удачные слова и выражения, сказанные дру­гими или им самим, а затем использовал их в своих выступлениях, придумывал всевозможные варианты выражения одной и той же мысли, вносил в них поправки, шлифовал, оттачивал, выбирал из них лучший и наиболее точный вариант.

Все мастерство Демосфена-оратора, вся его сила были добыты постоянным, упорным, целеустремленным трудом.

Необыкновенно образованным, разносторонним и неутомимо совершенствовавшимся оратором, по словам Плутарха, был Цицерон. Будучи подростком, он со страстью впитывал всякую науку, не пре­небрегал никаким видом знания. Благодаря трудолюбию и природ­ным способностям, Цицерон приобрел известность среди своих свер­стников, на улице они уступали ему самое почетное место, а их отцы даже приходили на занятия, чтобы собственными глазами увидеть Цицерона и убедиться в его блестящих успехах.

Выдающиеся ораторы, как мы знаем, интенсивно работали над каж­дой речью.

Рузвельт долго работал над знаменитой речью о преодолении эко­номического кризиса. Окончательный вариант он прочитал вслух одному маляру из Белого дома с просьбой его прервать, если что-то будет непонятно. Этот человек прервал его в трех местах. Президент быстро исправил формулировки.

Свои большие парламентские речи Черчиль разрабатывал тщательно, вплоть до каждого отдельного слова, а важнейшие части речей за­учивал наизусть. Лорд Биркенхед ехидно заметил, что Черчилль лучшие годы своей жизни потратил на подготовку «импровизированных» речей.

Ллойд Джордж в свое лучшее время был, несомненно, гениальным оратором. Его биограф Хуго Фишер заметил: «Во всех фазах жизни у него был талант целенаправленной и прилежной работы над собой по дальнейшему совершенствованию. Тщательная разработка материала, внимание к мелочам, постоянное упражнение памяти также обеспечи­ли успех динамического искусства его речи. Речи Ллойда Джорджа в известном смысле являются «выученными»: знаменитые пассажи крас­норечия и красные места риторических вершин - результат заботливой проработки и тренировки памяти.

Введение
Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших туинформацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.
Иное назначение ораторского искусствавидел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению человечества».
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотеливыселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, наскольковам позволит природа».
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторскогоискусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.
При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.
На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об ораторском искусстве
Термин ораторское искусство (лат. оratoria)античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивостьречи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько...

Поэтами рождаются, ораторами становятся
см. Ораторами становятся, поэтами - рождаются.

  • - Ср. Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв,- Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А.С. Пушкин. Чернь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Поэты родятся, ораторами дѣлаются. Ср. Не для житейскаго волненья, Не для корысти, не для битвъ, - Мы рождены для вдохновенья, Для звуковъ сладкихъ и молитвъ. А. С. Пушкинъ. Чернь...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - см. Ораторами становятся, поэтами - рождаются...
  • - Из книги «Второй пол» французской писательницы Симоны де Бовуар, которая писала в ней о проблеме женской эмансипации...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Название романа советского писателя Константина Михайловича Симонова. Этот роман является второй частью трилогии К. М. Симонова «Живые и мертвые»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Без сборничка под образа не становятся...
  • - см. Ощетинился волос...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пожары обходят иконами или становятся по углам с иконами...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Неценз. Жарг. арест. Реплика на понукание начальства быстро-быстро! Мокиенко, Никитина 2003, 178...
  • - Разг. О состоянии сильного страха, ужаса. ДП, 316; ФСРЯ, 77; БМС 1998, 94; Ф 1, 74; ШЗФ 2001, 42; БТС, 147, 873; ЗС 1996, 73; СОГ 1989, 77; ПОС, 4, 120...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 30 боявшийся волосы дыбом встают волосы дыбом поднимаются волосы шевелятся на голове душа уходит в пятки кровь в жилах леденеет кровь в жилах стынет ...

    Словарь синонимов

"Поэтами рождаются, ораторами становятся" в книгах

Часть первая Конструкторами не рождаются. Конструкторами становятся. Но не все…

Из книги Великий Яковлев. «Цель жизни» гениального авиаконструктора автора Остапенко Юрий А.

Часть первая Конструкторами не рождаются. Конструкторами становятся. Но не все… Первый из советского поколения Что же привлекло внимание Сталина в молодом симпатичном конструкторе, который с таким увлечением демонстрировал свои планеры-аэропланы на Тушинском

Глава 1. Сатанистами рождаются, а не становятся

Из книги Тайная жизнь сатаниста. Авторизованная биография Антона Шандора ЛаВея автора Бартон Бланш

Глава 1. Сатанистами рождаются, а не становятся Если у богов есть драматическое чутье, они проявили его в темную, ненастную ночь 11 апреля 1930 года - ночь, когда родился Антон Шандор ЛаВей. Пророчески вступивший в мир под знаком Овна (чей символ - рогатый баран), Антон ЛаВей

Из книги 8 законов Крайслер: Законы бизнеса, которые сделали Chrysler одной из самых успешных в мире автомобильных корпораций автора Лутц Роберт А.

Лидерами рождаются или становятся? Конечно, справедливо и то и другое, как и в тех случаях, когда речь идет о музыкантах, писателях, спортсменах или художниках. Есть люди, которые обладают задатками лидера, чуть ли не генетически обусловленными: этой причудливой смесью

Человеком не рождаются, им становятся

Из книги Друг на все времена автора Келер Владимир Романович

Человеком не рождаются, им становятся Два мира есть у человека: Один, которым нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. И. Заболоцкий Долг перед собоюВ одной семье хранится фотография: лобастый симпатичный мальчик с густой шевелюрой. На обороте –

Так все-таки великими лидерами рождаются или становятся?

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Так все-таки великими лидерами рождаются или становятся? Рассмотрим каждую из отличительных особенностей лидера. Способность внятно сформулировать видение будущего. Не подлежит сомнению, что одни люди – гораздо более одаренные ораторы, чем другие. Однако правда и то,

Женщиной не рождаются, ею становятся

автора Серов Вадим Васильевич

Женщиной не рождаются, ею становятся Из книги «Второй пол» («Le deuxieme sexe», 1949) французской писательницы Симоны де Бовуар (1908-1986), которая писала в ней о проблеме женской эмансипации. Возможно, что она просто перефразировала известное изречение, которое приписывается

Ораторами становятся, поэтами - рождаются

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ораторами становятся, поэтами - рождаются С латинского: Oratores fiunt, poetae nascuntur [ораторэс фиунт, поэтэ наскунтур].Слова римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона (Марк Туллий Цицерон, 106 - 43 до н. э.) из его «Речи в защиту Архия», которую он произнес в 61 до н.

Поэтами рождаются, ораторами становятся

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Поэтами рождаются, ораторами становятся см. Ораторами становятся, поэтами -

Блестящими спикерами не рождаются – ими становятся

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Блестящими спикерами не рождаются – ими становятся Наверное, самая хорошая новость об умении выступать перед аудиторией состоит в том, что этому можно научиться. Большинство людей, которые сегодня выделяются своими ораторскими способностями, когда-то и двух слов

Личностью не рождаются, а становятся

Из книги Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. автора Пинт Александр Александрович

Личностью не рождаются, а становятся Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определенных местах, где существуют

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Из книги Учимся говорить публично автора Шахиджанян Владимир Владимирович

Поэтами рождаются, ораторами делаются Мне грустно. Но бывает хорошая грусть. Она знакома многим педагогам. Выпускной вечер в школе, прощальный бал в институте. И у тех, кто прощается со своими учениками, всегда навертываются на глаза слезы. Очищающие слезы. Звучит

Переговорщиками рождаются или становятся?

автора Дуэк Кэрол

Переговорщиками рождаются или становятся? Умение вести переговоры - одно из ключевых качеств, которыми должен обладать каждый занимающийся бизнесом, чтобы преуспевать. Очень трудно представить себе, как может процветать компания, если люди, стоящие у ее руля, не владеют

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся?

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся? Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее

Лидерами рождаются или становятся?

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Лидерами рождаются или становятся? В интервью, взятых Уорреном Беннисом у величайших лидеров нашего времени, «все они единогласно утверждали: лидерами становятся, а не рождаются, причем по большей части благодаря собственным усилиям, нежели каким-то внешним силам»294. Сам

Лидерами рождаются или становятся?

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

Ораторами рождаются или становятся? Сколько дискуссий на эту тему было за всю историю ораторского искусства, а люди все равно продолжают спорить. Одни видят в этом божий дар и верят в то, что если господь обошел их стороной, то на публичных выступлениях можно поставить жирный крест. Другие придерживаются мнения о том, что навыки ораторского мастерства, как любые другие навыки, можно и нужно развивать.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ХОРОШИМ ОРАТОРОМ

На мой взгляд, хорошим оратором может стать только тот, кто действительно хочет стать оратором, кто стремится к этому и прилагает все усилия, работая над собой.

Яркий пример тому знаменитый оратор древнего мира Демосфен. С юных лет этот косноязычный мальчик со слабым голосом и привычкой подергивать плечом мечтал о славе оратора. Зная о требовательности афинян к ораторскому искусству, Демосфен настойчиво работал над собой.

Набирая в рот камушки, он учился четко и ясно произносить слова. Силу голоса юноша отрабатывал на берегу моря, где плеск волн заменял ему шум толпы. Он взбирался на горы, громко читая стихи разных поэтов.

Мало кто знает, что Демосфен специально обрил себе половину головы, чтобы неделями не выходить из своей комнаты. Он усиленно занимался над своей речью, мимикой. Чтобы избавиться от привычки подергивать плечом, юноша специально подвешивал к потолку меч. И всякий раз, когда Демосфен поднимал плечо, меч его колол.

Да, первые попытки говорить публично не имели успеха, но настойчивостью и упорством Демосфен победил все недостатки.

Конечно же, врожденные способности значительно облегчают ораторский путь становления. И этого нельзя отрицать. Но если ты их не развиваешь и не совершенствуешь, то на одних природных данных славу хорошего оратора получить сложно.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО И РАЗВИТИЕ

Овладение ораторским искусством можно сравнить с умением ходить. Вспомните, как малыш делает свои самые первые шаги. Сразу ли у него получается идти твердо и уверенно? Конечно, нет. Малыш падает, поднимается и снова падает… Набивает шишки, ссадины, плачет… Ему страшно, не все сразу получается, но по-другому нельзя. Не изобрела природа другого пути обучения хождению.

Так уж случилось, что мне в своей жизни пришлось учиться ходить заново в 12 лет и в 33 года после серьезных переломов левой ноги. Помню, как после длительного передвижения на костылях не получалось сделать первые шаги самостоятельно. С болью и слезами передвигалась по стеночке сначала на малые расстояния, потом от предмета к предмету. Желание научиться ходить было так велико, что я делала все для того, чтобы оно поскорее осуществилось.

Так же и в овладении ораторским искусством. Невозможно, не прилагая усилий, стать хорошим оратором. Даже, если ты имеешь природные способности. Развитие ораторского навыка – это путь проб и ошибок, преодоление барьеров и сопротивления.

  • В одном из интервью известный бизнес-тренер и мотивационный спикер Радислав Гандапас очень верно отметил: «Все ораторы – ораторы от бога. И все ораторы – ораторы, которые сами приложили к этому руку. Только наша практика, наше обучение делают нас ораторами. Не бывает ораторов от рождения – это отмазка для людей, которые не хотят заниматься».

Мы часто наблюдаем за выступлением известных спортсменов и любуемся грациозностью легкоатлетов, пластикой гимнастов… Нам кажется, что все они делают с легкостью. Мы даже не задумываемся над тем, что их искусство управления своим телом – это результат долгих, изнурительных тренировок.

Мы смотрим выступления любимых певцов и воспринимаем их так, словно они родились на сцене.

Мы наблюдаем за выступлениями мощных ораторов и даже не подозреваем, сколько трудностей было на их пути.

Все люди проходят путь от падений, синяков и ушибов до умения ходить. Но не многие из нас становятся чемпионами.

Большинство из нас любит петь, но лишь избранные становятся великими артистами.

Все человечество разговаривает, но тех, кто говорит увлекательно, не так и много.

Что их выделяет из всех? Огромное желание и неустанная работа над собой.

Молодой Гай Юлий Цезарь, решив в совершенстве овладеть мастерством публичных выступлений, специально отправился на обучение к знаменитому преподавателю Апполлонию. Но в пути по Средиземному морю был захвачен пиратами в плен. Юноша стал невольным заложником.

На минуточку представьте себя на его месте. Что в этой ситуации стали бы делать вы?

Цезарь же совершенствовал свои ораторские навыки. А его аудиторией были пираты. Да, он произносил свои речи перед разбойниками. Его эмоциональность и зажигательность так понравились пиратам, что они с царскими почестями провожали Цезаря после получения выкупа.

Чтобы стать хорошим оратором, совсем не обязательно, как Цезарь попадать в плен. Надо просто очень сильно этого желать и использовать любую возможность для выступления.

И пусть сбивается дыхание, дрожат колени, краснеют щеки – действуйте! Это единственный путь к тому, чтобы стать хорошим оратором. Ораторами становятся!

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

СОЧИНЕНИЕ.

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Мне хочется написать о поэте 20 века Эдуарде Осадове. О человеке, который писать стихи начал с восьми лет, пережил тяжелейшие испытания в жизни, не сломался при этом, а стал действительно оратором и Человеком с большой буквы в жизни и поэзии. «Я чувствовал на себе всегда большую ответственность за то, что скажу, напишу и сделаю. Вы знаете, я очень горжусь тем, что у меня нет ни одной строки, в которой бы я солгал. Ни одной. За каждую свою строку - удачная она, не удачная, все равно - за каждую из них я несу полную ответственность и сегодня. Поэтому я никогда не был перевертышем». Когда читаешь его сборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не один раз, то веришь в правду и искренность этого человека и приклоняешься перед ней.

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности он армянин. Родители были у него учителями. После смерти отца в 1929 году он с матерью переехал в Свердловск. Здесь жил второй дедушка, тоже армянин, врач по профессии, Иван Калустович Курдов. На Урале прошло все детство Эдуарда Асадова. Здесь он пошел в первый класс, здесь в восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, здесь вступил в пионеры, здесь был принят в комсомол.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска Москва показалась шумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Эдуард колебался, куда подавать заявление: в литературный или театральный институт. Но события изменили все планы. Выпускной бал в школе был 14 июня 1941 года, а через неделю - война! В районном комитете комсомола подаёт заявление добровольцем на фронт, в райком пришёл вечером, а утром уже был в воинском эшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях «катюш». Сначала воевал под Ленинградом, был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-ом Украинском фронтах. Воевал, мечтал о победе, а в перерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом – госпиталь. Стихи между операциями... И слепота навсегда.

В 1946 году поступил в Литературный Институт имени Горького. Первыми литературными учителями были: Чуковский, Сурков, Светлов, Антокольский. Институт окончил в 1951 году. В этом году у Асадова вышла первая книга стихов «Светлые дороги» и он был принят в члены партии и в члены Союза Писателей.

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба со всяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба с фашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьба с подлостью, ложью, лицемерием, трусостью. Борьба за любовь, чистоту человеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле... А его оружие - поэзия. Асадов писал обо всем о войне, о городах, о человеческих отношениях. В его поэзии есть поэмы, баллады, песни, лирические монологи, сказки-шутки и просто шутки.

Маленькому мне мама просто так прочитала несколько его шуток или сказок-шуток - такие, как «Аптека счастья» или «Рыбье счастье» и совсем уж грустный стих о рыжей дворняге. Когда я подрос я часто перечитывал эти стихи, но потом захотелось большего. Я стал читать стихи о нашем городе, о войне, о дружбе, о том, чего терять нельзя, о подлости и трусости.

Хочу привести несколько четверостиший, которые мне очень нравятся, но это просто крупица от тех стихов, которые хочется прочитать не один раз!

Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!

Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!

О нашем городе: - Здравствуй, по вешнему строг и молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город герой,

Неповторимый город!

Ну а мы, будто в вихре хмельного шквала,
Все стремимся и жить и любить быстрей.
Даже музыка нервной какой-то стала,
Что-то слишком визгливое слышится в ней!

Жизнь скучна, обнаженная до корней,
Как сверх меры открытая всем красавица.
Ведь душа лишь тогда горячо влюбляется,
Если тайна какая-то будет в ней.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

........
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

_____
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Знаешь, все не так уж в мире сложно,

Как иные думают,скользя.

Как в любви есть и «нельзя» и «можно»,

Так и в дружбе есть и «можно» и «нельзя».

Дружба - не апрельская вода.

Здесь зима с теплом не совмещаются,

И потери тут не возмещаются,

«Да» и «нет»- здесь только навсегда!

Одна из основных черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости.

Писать можно еще много, но я думаю, что если читать стихи Эдуарда Асадова массам, то его поэзия глубоко тронет сердца людей. Те люди, кто знаком с его поэзией никогда не останутся равнодушными ни к людям, ни к поэзии вообще, ни к русской культуре и жизни, ни к русскому языку. Известно, что с начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широкое звучание. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.

Э. А. Асадов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета", орденом Почета, медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Севастополя", "За победу над Германией", орденом Красной Звезды, присвоено звание Героя Советского Союза.

21 апреля 2005 года на 82-м году жизни поэт скоропостижно скончался. Похоронен поэт на Кунцевском кладбище в Москве, но сердце его, согласно завещанию, захоронено на Сапун-горе в Севастополе , так как здесь 4 мая 1944 года в боях за освобождение города Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял драгоценное зрение. Именно там, в свист артиллерийских снарядов и рокот взрывов между скал, поэт последний раз увидит своими глазами тот мир, про который он будет писать бессмертные стихи и в котором будет жить.