Поль сезанн, биография и картины художника. Краткая биография: Поль Верлен

(1902 - 1984)

Английский физик Поль Адриен Морис Дирак родился 8 августа 1902 г. в Бристоле в семье уроженца Швеции Чарльза Адриена Ладислава Дирака, учителя французского языка частной школы и англичанки Флоренс Ханни (Хайен) Дирак.

Сначала мальчик посещал коммерческое училище в Бристоле, а со временем изучал электротехнику в Бристольском университете, который закончил 1921 г. со степенью бакалавра наук, захватываясь математикой.

В дальнейшем Поль Дирак проходил курс аспирантуры по математике в колледже Св. Иоанна в Кембридже и 1926 г. защитил докторскую диссертацию. В это время были опубликованы формулирования Вернера Гейзенберга и Эрвина Шредингера по квантовой механике, которые Поль Дирак отстудировал и дал ряд уместных замечаний.

Поль Дирак был нацелен на создание релятивистского формульного представления волнового уравнения за учет принципа относительности. От 1928 г. эту формулу называют «уравнением Дирака». В теории Поля Дирака гармонически объединяются основы теории вероятности, кванты и стэн, что до этого считались несочитаемыми. На базе теории Дирака сделан важный вывод, что электрон может содержать негативные показатели энергии. Исходя из этого, он предположил, что должны существовать и положительные заряды, и 1932 г. им был открытый позитрон.

1931 г. Поль Дирак выдвинул теорию существования элементарного магнитного заряда («монополь Дирака»), а 1933 г. — наличия антивещества, кроме того он постулировал эффект поляризации вакуума.

1933 г. Поль Дирак вместе со Шредингером получил Нобелевскую премию в области физики «за формирования новых перспективных форм атомной теории».

После завершения работ по релятивистской квантовой механике Поль Дирак много путешествует, посещает университеты Японии, СССР и США.

С 1932 г. и до выходу в отставку (1968) он был профессором физики в Кембридже (ту самую кафедру когда-то возглавлял Исаак Ньютон).

1936 г. Дирак женился на Маргит Вигнер, сестрой физика Э.П. Вигнера. У них было две дочери.

1942 г. Поль Дирак совершенствует теоретические принципы атомной теории и вводит понятие «индеферентная метрика».

1962 г. он разработал теорию мюона, описывая его как «колебательное состояние электрона».

1968 г. Поль Дирак был приглашен в Флоридский университет, в котором он оставался профессором до конца жизни.

Дирак был тихим, замкнутым и немногословным человеком. Он предпочитал работать своими силами. Очень любил далекие пешеходные прогулки.

Кроме Нобелевской премии по физике, Поль Дирак был награжден Королевской медалью (1939) и медалью Копли (1952) Лондонского королевского общества, членом которого он стал в 1930 г., орденом Великобритании «За заслуги» 1973 г. Он был избран иностранным членом Национальной академии наук США (1949) , членом Папской академии наук (1961) , иностранным членом АН СССР (1931) .

Поль Дирак предполагал возможность существования звезд, которые состоят, главным образом, из позитронов и антипротонов (одни могут принадлежать к одному типу, вторые — к другому), но оба типа звезд должны были бы иметь одинаковые спектры, так, считал ученый, различить их методами современной астрономии было бы невозможно.

Поль Верлен (фр. Paul Marie Verlaine, 1844—1896) - один из основоположников символизма во французской и мировой поэзии. Яркая личность в истории поэзии. Безусловно, один из величайших франкоязычных поэтов за всю историю.

Верлен - один из представителей школы декадентов, род. в 1844 г. в Меце. В первых своих стихотворениях, напечатанных в "Parnasse contemporain", точно так же, как в своем первом сборнике стихотворений — "Les poèmes saturniens", Верлен не обнаруживает ничего оригинального, а своей аффектированной невозмутимостью и холодностью, преклонением исключительно перед идеалом чистой красоты примыкает к школе парнасцев.

Любить – это единственный смысл жизни. И смысл смыслов, смысл счастья.

Верлен Поль

Это деланное спокойствие поэт отбрасывает в своих "Romances sans paroles", мотивами которых является особое душевное настроение, овладевшее человеком, изверившимся в старые идеалы и страстно ищущим новых путей и выхода из давящей его атмосферы пошлости; отсюда искание чего-то неестественного и сверхъестественного, жажда "красивой смерти" и подобных утонченных болезненных ощущений. Внося в свои стихотворения неопределенность, смутность, неясность настроения, Верлен старается найти для его выражения новые метрические формы; он пренебрегает метрикой классиков и романтиков, варьируя одновременно всевозможные размеры, подыскивая особые редкие рифмические сочетания, или совсем отказывается от рифмы, заменяя ее неуловимой для обыкновенного уха гармоничностью составных частей стиха.

После нескольких лет молчания истомившаяся от безверия душа поэта, по-видимому, находит успокоение в пламенном католицизме, и сборник "La Sagesse" (1880) отражает это новое настроение. Кроме названных соч., Верлен напечатал еще "Les fêtes galantes" (1869); "La bonne chanson" (1870): "Jadis et Naguère" (1885); "Amour" (1888); "Bonheur" и "Parallèlement" (1890).

В своем критич. очерке "Les poètes maudits" Верлен делает попытку дать характеристику новейшей школы поэтов-символистов (иначе декадентов) и возводит в гении своих товарищей Rimbaud, Corbière и Mallarmée, произведения которых, однако, совершенно недоступны для понимания обыкновенного читателя. Среди этой странной, выросшей на почве аффектированной нервозности и действительной душевной расшатанности поэзии декадентов некоторым стихотворениям В. нельзя отказать в искренности чувства, а ему самому — в поэтической чуткости. "Душе этого больного, дикого ребенка, — сказал о нем Жюль Леметр, — часто слышится музыка, недоступная никому другому".

Нам стихотворения Верлена знакомы по переводам наших классиков: это и Брюсов, и Сологуб, и Эллис, и Анненский, и Ариадна Эфрон. Также переводами из Верлена занимались и талантливые современники: например, Георгий Шенгели.

Как человек Верлен также весьма неординарен. Шутка ли: однажды, восхитившись присланными семнадцатилетним Артуром Рембо стихами, он отправил юноше деньги на билет до Парижа. С этого началась одна из наиболее громких скандальных историй девятнадцатого века. Рембо в Париже жил на деньги состоятельных мужчин и вел довольно фривольный образ жизни.


(Paul Verlaine, 1844-1896) - французский поэт. Творчество Верлена относится к эпохе глубокого упадка моральных сил буржуазии, особенно ярко отразившегося на психологии как-раз тех мелко-буржуазных кругов, из которых выдвигались чаще всего художники и поэты, в том числе и Верлен. Его первые произведения относятся к 1865 году. Они почти совпадают со смертью Бодлера, имевшего огромное влияние на Верлена.

Верлен начинает как «парнасец», то есть он пишет стихотворения, которые не преследуют никакой общественной или философской цели, представляя собою как бы великолепные художественные безделки; тем самым, что являются безделками, они, по мнению адептов «Парнаса», и свидетельствуют о своей принадлежности к высокому искусству.

Разложение французского буржуазного общества значительно усилилось после того, как режим Наполеона III с властью биржи, оголенного разврата, непомерной роскоши и столь же непомерного шпионства с размаху ударился о внешнего врага и разбился на куски, оставив после себя довольно хаотическое общество с борьбою монархистов и республиканцев, с величественной, но страшной трагедией Коммуны, с углубляемым безверием в будущее, и т. п. В дальнейшей истории Франции буржуазная Третья республика, ее морально подозрительные дельцы, ее многочисленные финансовые и политические панамы, развитие спекуляции, а рядом с этим бедность пролетариата, количественный рост его за счет толкаемых во все большую нищету мелкобуржуазных ремесленников, а также интеллигенции, - все это создавало довольно мрачную картину. Разочарование росло. Немало было тех, кто бежал совсемот общественной и политической жизни в область чистой науки и чистого искусства, а кто этого не мог - в область хоть сколько-нибудь благоустроенного и спокойного житья-бытья.

Последнее было наименее возможно для Верлена По природе своей, вероятно наследственно, Верлен был человеком шаткого, подвижного характера. Преследовать какую-либо заранее намеченную цель он был неспособен. Серьезно противостоять всякого рода соблазнам было не в его силах. Найти опору в общественности он не мог. Верлен оказался выбитым из колеи, попал в ряды непутевой кафе-богемы и до конца жизни так и не смог из нее выбраться. Его семейная жизнь сложилась крайне неудачно. Этому способствовала еще и половая ненормальность. Встреча и дружба с ярко выраженной, но глубоко порочной натурой, молодым поэтом Рембо, только еще больше углубила беспорядочность всего существа В. Разбитый алкоголем, развратом, неуравновешенный человек, переходивший от оргий и бурных приступов веселья к чрезвычайному унынию и покаянию, метавшийся между сатанизмом и католицизмом, Верлен находил единственное утешение в своем необыкновенно тонком поэтическом даре, который умел самым совершенным образом передавать все настроения этой богатой нюансами талантливой натуры.

В отношении содержания нет большой разницы между поэзией Верлена и его предшественника Бодлера. Так как Верлен написал гораздо больше произведений, чем Бодлер (полное собрание его сочинений обнимает 20 тт.), то конечно все является здесь в количественно развитом виде. Едва заметное например у Бодлера обращение к католичеству, у Верлена - целая полоса жизни и порождает, кстати сказать, наименее удачные его произведения. Но в общем сходство содержания значительное. Верлен так же боится жизни, как и Бодлер, она так же представляется ему преисполненной соблазнов и боли. Каждое наслаждение кажется ему приманкой у какой-то западни. От этого тяжелого настроения он пытается освободиться полетами в область чистой фантазии.

Зато в отношении формы Верлен резко отличается от Бодлера. Для Бодлера поэзия прежде всего искусство слова во всей полновесности его выразительности. Верлен же в своем стихотворении «LArt poetique» объявляет бешеную войну красноречию и требует «музыки» прежде всего, осуждает всякую определенность в поэзии, призывает к тончайшему сочетанию нюансов. Действительно, Верлен прежде всего музыкант. Кажется почти странным, что он был не даровитым композитором, а поэтом. Необыкновенная сложность и разветвленность его переживаний, при крайней их неопределенности, гораздо легче могла поддаваться бессловесному тональному искусству. Но именно поэтому Верлен относился и к поэзии как к искусству прежде всего тональному. Слово он ценил по его звучанию. Тончайшие переливы звучания ритмического и фонетического характера - вот, так сказать, душа стихотворений Верлена. Характерна любовь Верлена к напевным свободным метрам, к так наз. «облегченному александрийскому стиху», к короткой строчке с переносами (enjambements), дерзко нарушающими «неразрушимые» синтаксические единства (Pareil a la Feuille morte). Чисто музыкальный характер его поэзии выявляется и в мастерской технике повторов, когда слово, стих или целая строфа, как музыкальная фигура, проходят через все стихотворение. Конечно слова все-таки что-то значат, но не важно, если значение их не дает четкого образа или четкой мысли. Пусть это значение рождает те рои бледных и неопределенных полуобразов, к-рые совершают свою пляску под музыку стихотворений. Отсюда - тяготение Верлен к неясному пейзажу, окутанному поднимающимся с болот туманом, залитому томительной «белой луной» весны или жуткой «рыжей луной» осени. Необычайно чутко воспринимает Верлен и шумы города и деревни, - это он услышал «посвистывание овса», «сладостный шум дождя о городские крыши», «долгие рыдания скрипок осени». Охотно пользуется Верлен музыкальным приемом ведения двух самостоятельных тем, связанных лишь единством эмоции (ср. напр. композицию «Avant que tu ten ailles»). С другой стороны - в особенности в более ранних произведениях - Верлен иногда дает застывший в мгновенном жесте, набросанный несколькими яркими красочными пятнами образ (например красное, черное, золотое и белое в портрете куртизанки (Cortege)). Мгновенность видения, яркость отдельных, порой мельчайших деталей - «блеск соломинки в полумраке стойла», «ярко освещенный круг лампы» в полутемной комнате - роднит Верлена с импрессионизмом. В этой яркости отдельных видений - отличие поэзии Верлена от музыки.

В музыкальном произведении звучание уже безусловно на первом плане, а образы звучание предоставляет создавать каждому, кто на это способен; у Верлена же мы имеем дело все-таки не с заумной поэзией, а с поэзией, так сказать, полуосмысленной. Хотя несравненно более прочувствованное, чем продуманное, это тонкое сочетание музыкальной и словесной идеи, словесной образной стихии, придает Верлену особую прелесть. К этому надо прибавить внутреннюю незлобивость Верлена, его крайнюю наивность и правдивость, странным образом сохранившиеся в нем рядом с грязью его жизни. Он жил среди своего торгашеского общества действительно в качестве настоящего «кабацкого святого».

В большой доле произведений Верлена имеется немало истинных шедевров, которые по мастерству своему принадлежат к лучшему, что на языке человеческом было кем-либо сотворено. Однако нашему времени и его подлинным сынам Верлен не может не быть крайне чужд. Его поэзия - это поэзия безволия, поэзия какого-то равнодушия, расплывающегося радужного пятна, к-рое шевелит само житейское море. Оно играет всеми цветами, но оно инертно и призрачно.

Как уже сказано, произведения Верлена многочисленны. Укажем на некоторые из них. Первый его сборник назывался «Poemes saturniens» (1865); часть дальнейших произведений Верлена, как «Confession» (1895), «Mes hopitaux» (1891), «Mes prisons» и отчасти «La bonne chanson» (1870) - все это автобиографические вещи. Большой художественностью отличаются сборники «Jadis et naguere» (1885), «Les fetes galantes» (1869) и «Sagesse» (1881). Быть может наибольшего формального мастерства достиг он в книге «Romances sans paroles», вышедшей в 1887. Верлен написал незадолго до своей смерти «Parallelement» (1889) и «Bonheur» (1891), а последняя его книга «Les invectives» вышла после его смерти.

Прозаические произведения Верлена не представляют интереса, за исключением ряда очерков «Les poetes maudits» (1884), где он описал ту породу поэтов, к к-рой сам относил себя - людей, по его мнению, проклятых и глубоко несчастных.

Верлен оказал огромное влияние на русский символизм. Символисты так наз. «старшего поколения» - Брюсов, Бальмонт, Сологуб - признавали Верлена своим учителем. В сборниках «Русские символисты» (1894) уже даны переводы из Верлена. И в дальнейшем символисты остаются верны ему (Брюсов и Сологуб - лучшие переводчики Верлена). Но они не только популяризируют французского поэта. Принципы его творчества легли в основу их поэтики. Преобладание музыкальности над ясным, четким смыслом (Верленовское - «музыки, музыки больше всего»), культивирование оттенков и намеков - эти и подобные черты заимствованы русским символизмом гл. обр. у Верлена. Ему же до известной степени обязаны русские символисты первой полосы некоторыми важными идеологическими и тематическими моментами. Их общественный индифферентизм, болезненная эротика, упадочнические, «декадентские» настроения, определенные в конечном счете социально-историческими условиями, развились под влиянием и французского декадентства, одним из замечательнейших представителей к-рого был Верлен.

Поль Верлен (Paul Verlaine) (30.03.1844, Мец, – 8.01.1896, Париж), французский поэт. Родился в семье офицера. Начинал писать под влиянием парнасцев, но также романтиков и Шарля Бодлера.
Верлен – один из основоположников символистского направления. В “Сатурновских стихотворениях” (1866) и “Галантных празднествах” (1869) наряду со строго изваянными образами в манере парнасцев появляются характерные для Верлена напевные, меланхоличные, глухо звучащие стихи.
В книге стихов “Песнь чистой любви” (1870) Верлен приближает лексику и синтаксис поэтической речи к простой беседе.
В 1871 году Верлен не подчинился версальцам, остался в Париже и служил в бюро прессы Парижской Коммуны. После “кровавой недели” до 1877 года жил преимущественно в провинции, уезжал в Бельгию и Англию.
В 1874 году опубликовал книгу стихов “Романсы без слов”, во многом определившую эстетику символизма. Задушевные незатейливые песенки чередовались там со стихами, символически передающими минорным звучанием и ритмом беспредметную тоску и покорность ей. В стихотворении “Поэтическое искусство”

Верлен полушутя советовал добиваться манящей воображение неточности, нюансов, музыкальности стиха.
Сборники стихов “Далёкое и близкое” (1884), “Параллельно” (1889), статьи об Артюре Рембо, Стефане Малларме и др. (“Проклятые поэты”, 1884) двойственны. Здесь усиливаются упадочные тенденции, но в то же время поэт предостерегает своих новых сторонников от декадентских крайностей, печатает революционные стихи (поэма “Побежденные” в сборнике “Далёкое и близкое”). “Интимнейший из поэтов”, по словам Валерия Брюсова, Верлен был человечнее других французских символистов, он обогатил поэзию тонким лиризмом, придав ей интенсивную музыкальную выразительность. Умер в нищете.


Поль Гоген родился в 1848 году в Париже 7 июня . Отец его был журналистом. После революционных переворотов во Франции, отец будущего художника собрал всю семью и отправился в Перу на корабле, намереваясь остановиться у родителей своей жены Алины, и открыть там собственный журнал. Но в пути у него случился сердечный приступ, и он умер.

Поль Гоген прожил в Перу до семилетнего возраста. Вернувшись во Францию, семья Гогенов поселилась в Орлеане. Но Полю было совсем неинтересно жить в провинции и скучно. При первой же возможности он покинул дом. В 1865 году он нанялся работником на торговое судно. Время шло, и количество посетивших Полем странам увеличивалось. За несколько лет Поль Гоген стал настоящим моряком, который побывал в разных морских передрягах. Поступив в на службу во французский морской флот Поль Гоген и дальше продолжал бороздить просторы морей и океанов.

После смерти матери Поль оставил морское дело и занялся работай на бирже, которую ему помог найти его опекун. Работа была хорошая и казалось, что проработает он там еще долго времени.

Женитьба Поля Гогена


Женился Гоген в 1873 году на датчанке Мэтт-Софи Гад . За 10 лет совместной жизни жена родила пятерых детей, а положение Гогена в обществе становилось все прочнее. В свободное от работы время Гоген занимался своим любимым хобби – рисовал.

Гоген был совсем не уверен в своих художественных силах. Однажды, одну из картин Поля Гогена отобрали для показа на выставке, но он не сказал об этом никому из семьи.

В 1882 году начался биржевый кризис в стране, и дальнейшая успешная работа Гогена начала вызывать сомнения. Именно этот факт помог предопределить судьба Гогена как художника.

К 1884 году Гоген уже жил в Дании , так как денег на проживание во Франции не хватало. Жена Гогена преподавала французский язык в Дании, а он пытался заниматься торговлей, но у него ничего не получалось. Начались разногласия в семье, и брак распался в 1885 году. Мать осталась с 4 детьми в Дании, а Гоген вернулся в Париж с сыном Кловисом.

Жить в Париже была сложна, и Гогену пришлось переехать в Бретань. Ему тут нравилось. Бретонцы очень своеобразный народ со своими традициями и мировоззрением, и даже со своим языком. Гоген чувствовал в Бретани себя прекрасно, у него снова проснулись чувства путешественника.

В 1887 году, взяв с собой художника Шарля Лаваля, они отправились в Панаму. Поездка оказалась не очень удачной. Гогену приходилось много работать, чтобы обеспечить себя. Заболев малярией и дизентерией Полю пришлось вернуться на родину. Друзья приняли его, и помогли выздороветь, и уже в 1888 году Поль Гоген снова перебрался в Бретань.

Случай с Ван Гогом


Гоген был знаком с Ван Гогом , который хотел организовать колонию художников в Арле. Именно туда он и пригласил своего товарища. Все финансовые расходы брал на себя брат Ван Гога Тео (мы упоминали об этом случае в ). Для Гогена это была хорошая возможность вырваться и пожить без всяких забот. Взгляды художников разошлись. Гоген стал руководить Ван Гогом, начал себя преподносить как учителя. Ван Гог, уже страдавший в то время психологическим расстройством не смог такого вытерпеть. В какой-то момент он накинулся на Поля Гогена с ножом. Так и не настигнув свою жертву Ван Гог отрезал себе ухо, а Гоген уехал обратно в Париж.

После этого случая Поль Гоген провел время в разъездах между Парижем и Бретанью. И в 1889 году посетив художественную выставку в Париже, он принял решение поселиться на Таити. Денег естественно у Гогена не было, и он начал распродавать свои картины. Скопив около 10 тыс. франков он отправился на остров.

Летом 1891 году Поль Гоген принялся за работу, купив небольшую соломенную хижину на острове. На многих картинах этого времени изображена жена Гогена Техура, которой было всего 13 лет. Ее родители с радостью отдали ее в жены Гогену. Работа была плодотворной, Гоген написал много интересных картин на Таити. Но время шло, и деньги кончались, к тому же Гоген заболел сифилисом. Он больше не мог терпеть, и уехал во Францию, где его ждало небольшое наследство. Но на родине он провел не много времени. В 1895 году он снова вернулся на Таити, где он также бедствовал и жил в нужде.