Польша входит в состав. Влючение польши в состав российской империи. Когда Польша была в составе Российской Империи

Очередной раздел польских земель произошёл во время Венского конгресса в 1814-1815 гг. Несмотря на продекларированную автономию польских земель в составе Пруссии, Австрии и России, на деле эта автономия была реализована лишь в Российской империи. По инициативе либерально настроенного императора Александра I было создано Царство Польское , получившее собственную конституцию и просуществовавшее вплоть до 1915 года.

Согласно конституции, Польша могла самостоятельно избирать сейм, правительство, а также иметь собственную армию. Однако со временем начальные положения конституции стали ограничиваться.

Это привело к созданию легальной оппозиции в сейме и возникновению тайных политических обществ.

Вспыхнувшее в 1830 году в Варшаве и жестоко подавленное Николаем I восстание привело к отмене конституции 1815 года.

После смерти императора Николая I освободительное движение набирает новую силу. Несмотря на его разделение на два враждующих между собой лагеря («белых» — аристократов и «красных» — социал-демократов), основное требование одно: восстановить конституцию 1815 года. Напряжённая обстановка приводит к введению в 1861 году военного положения. Либерально настроенному наместнику Польши великому князю Константину Николаевичу справиться с ситуацией оказывается не под силу. Для стабилизации положения было решено провести в 1863 году рекрутский набор, отправив в солдаты «неблагонадёжную» молодёжь согласно заранее составленным спискам. Это послужило сигналом к началу подавленного царскими войсками «Январского восстания», результатом которого стало введение военного режима управления в Царстве Польском. Другим результатом восстания стало проведение крестьянской реформы с целью лишить социальной опоры мятежную шляхту: принятый в 1864 году «Указ об устройстве крестьян Царства Польского» ликвидировал остатки крепостничества и широко наделял польских крестьян землёй. Одновременно царское правительство начало проводить политику, направленную на ликвидацию польской автономии и более тесную интеграцию Польши в Российскую империю.

Когда на российский престол вступил Николай II, появилась новая надежда на более либеральную позицию России по отношению к Польше. Однако, несмотря на отказ от дальнейшей русификации поляков, никакого реального сдвига в отношении царского правительства к ним не произошло.

Создание в 1897 году Национально-демократической партии Польши (она была организована на базе «Лиги народовой») повлекло за собой новый виток подъёма национального самосознания. Партия, ставившая перед собой стратегическую цель восстановления независимости Польши, прилагала все силы для борьбы с русификационными законами и стремилась прежде всего восстановить польскую автономию. Со временем она утвердилась в качестве ведущей политической силы Царства Польского, а также принимала деятельное участие в Российской государственной думе, образовав там фракцию «Польское коло».

Революция 1905-1907 годов не обошла стороной и Польшу, по которой прокатилась волна революционных выступлений. На этот период приходится становление Польской социалистической партии, организовавшей целый ряд стачек и забастовок. Лидером партии стал Юзеф Пилсудский, который в разгар русско-японской войны побывал в Японии, где пытался получить финансирование для общепольского восстания и организации польской армии, которая бы выступила в войне на стороне Японии. Несмотря на противодействие национал-демократов, Пилсудский добился определённого успеха и в последующие годы на японские деньги была создана Боевая организация социалистической партии. Её боевики в период с 1904 по 1908 год совершили десятки террористических актов и нападений на различные российские организации и учреждения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СИМВОЛИКА РОССИИ

Польша в составе Российской Империи

Знамена польских частей в составе Российской армии

В 1772 году произошёл первый раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией. 3 мая 1791 года т.н. Четырёхлетний сейм (1788-1792) принял Конституцию Речи Посполитой.

В 1793 году — второй раздел, ратифицированный Гродненским сеймом, последним сеймом Речи Посполитой; к России отошли Белоруссия и Правобережная Украина, к Пруссии — Гданьск и Торунь. Была отменена выборность польских королей.

В 1795 году после третьего раздела польское государство перестало существовать. К России отошли Западная Украина (без Львова) и Западная Белоруссия, Литва, Курляндия, к Пруссии — Варшава, к Австрии — Краков, Люблин.

После Венского конгресса Польша вновь была разделена. Королевство Польское с Варшавой получила Россия, Великое герцогство Познань получила Пруссия, а Краков стал отдельной республикой. Краковская республика («вольный, независимый и строго нейтральный город Краков с округом») была аннексирована Австрией в 1846 году.

В 1815 же году Польша получила Конституционную Хартию. 26 февраля 1832 года утверждён Органический Статут. Российский император короновался царём Польским.

В конце 1815 года с принятием Конситуционной Хартии Царства Польского были утверждены и польские флаги:

  • Морской штандарт царя Польского (то есть русского императора);

Жёлтое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах и клювах четыре морских карты. На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши — серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Дворцовый штандарт царя Польского;

Белое полотнище с изображением чёрного двуглавого орла под тремя коронами, держащего в лапах скипетр и державу.

На груди у орла коронованная горностаевая мантия с малым гербом Польши — серебряным коронованным орлом на червлёном поле.

  • Флаг военных судов Царства Польского.

Белый флаг с синим андреевским крестом и красным кантоном, в котором изображён герб Польши — серебряный коронованный орёл на червлёном поле.

В польской флаговедческой литературе последний флаг именуется «флагом польских черноморских торговых компаний XVIII века». Однако, это утверждение вызывает очень большие сомнения.

Скорее всего в данном случае мы имеем дело с фальсификацией. Дело в том, что андреевский флаг орлом использовали польские эмигранты в качестве национального. В силу весьма сложных отношений между Россией и Польшей польским националистам было крайне неприятно осознавать, что национальным флагом поляков служил по сути оккупационный российский флаг. В результате и был рождён миф о «польских торговый компаниях».

Другие официальные флаги Польши времён её бытности в Российской Империи не известны.

карта раздела

По материалам veхillogrарhiа

Больше интересных статей:


Как и Финляндия, Царство Польское в составе Российской империи находилось фактически до конца ее существования как автономное образование, имеющее собственную конституцию. В 1915 году после оккупации польской территории австро-венгерскими войсками было образовано непризнанное Королевство Польское, а после окончания Первой мировой войны независимость Польши была гарантирована на

Речь Посполитая

По Люблинской унии 1569 года Польша и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, названное Речью Посполитой (дословный перевод на польский язык латинского respublica). Это было нетипичное государственное образование: короля избирали сеймом и постепенно он терял рычаги управления страной. Значительной силой обладала шляхта, то есть дворянство. Однако работа сейма тоже была парализована, поскольку любое решение могло быть принято лишь единогласно. На протяжении XVII-XVIII вв. Речь Посполитая постепенно превращалась в объект европейской политики, а на ее территории претендовали значительно окрепшие соседи: Швеция и Московское царство. Несмотря на осознание польским обществом многочисленных проблем и безрадостных перспектив, никаких решительных шагов по исправлению ситуации сделано не было. Король стал номинальной фигурой, а шляхта не желала расставаться со своими привилегиями даже перед угрозой потери государством независимости.

К концу XVIII века больше всего в польских территориях были заинтересованы Пруссия, Австрия и Россия. Однако императрица Екатерина II стремилась сохранить независимую Польшу, поскольку это позволяло ей единолично контролировать это государство через своих ставленников. С такой позицией не были согласны австрийцы и пруссаки. Они оказывали давление на русское правительство, и Екатерина, понимая, что из-за польских земель может вспыхнуть новая война, согласилась на раздел.

В 1772 году Речи Посполитой был навязан договор, по которому она теряла треть своей территории. Россия получила восточные области Белоруссии и польскую часть Ливонии. В 1793 году произошел второй раздел. Россия стала обладательницей центральных областей Белоруссии и Правобережной Украины. Независимость сохранила лишь четверть Речи Посполитой. После неудачного в 1795 году Пруссия, Австрия и Россия разделили между собой остатки страны.

В ходе разделов был завершен процесс возвращения земель, утраченных На историческую польскую территорию Россия не претендовала, что позволило Екатерине отказаться от титула королевы польской.

Образование Царства Польского

Одной из причин создания автономного Царства Польского в составе Российской империи была необходимость добиться лояльности местного населения и тем самым обезопасить западные границы. Другая причина проистекала из деклараций Венского конгресса, проходившего после разгрома наполеоновской Франции. Три государства, участвовавшие в разделах, гарантировали автономию польским землям, но реализовано это было лишь русской стороной.

Важную роль в процессе создания автономии играл либерально настроенный русский император Александр I. Он искренне полагал, что это позволит организовать сотрудничество и взаимовыгодное существование между двумя славянскими народами.

Правовые аспекты

Включение в Царства Польского проходило согласно положениям Венских договоров, ратифицированных 3 мая 1815 года. Из них следовало, что польские земли закрепляются за Россией навсегда.

За время наполеоновских войн произошло перераспределение разделенных между тремя государствами земель. Так, помимо прежних территорий было присоединено к России Такое значительное территориальное приращение, безусловно, отвечало стремлению Александра создать для России плацдарм в Европе, но одновременно оно приносило и новые проблемы. Разрешить их предполагалось дарованием конституции Царству Польскому при Александре I. План императора вызвал резкое противодействие Англии и Австрии. В частности, представители этих государств, ссылаясь на шляхетскую анархию в последние годы существования Речи Посполитой, утверждали, будто бы поляки не достигли необходимого уровня развития, чтобы получить конституцию. Они предлагали ограничиться лишь введением местного самоуправления, но Александр решительно отверг такое предложение.

Подготовка польской конституции

После окончательного присоединения к России Царства Польского специального органа, занимающегося разработкой конституции, создано не было. Первый проект документа был подготовлен ближайшими советниками императора, в том числе князем Адамом Чарторижским - поляком по происхождению. Но Александра документ не удовлетворил. Во-первых, он был чрезмерно велик, а во-вторых, был проникнут олигархическим духом. Чарторижский согласился с замечаниями императора и приступил к разработке нового проекта.

К работе были привлечены многие видные польские общественные деятели. Их усилиями был составлен новый, состоящий из 162-х статей, конституционный проект. Император лично ознакомился с ним и внес поправки, касающиеся расширения его полномочий. Только после этого текст конституции на французском языке был подписан. 20 июня 1815 года он был обнародован, а со следующего года вступал в законную силу. Таким образом, на разработку конституции вошедшего в состав Российской империи Царства Польского ушло немногим больше двух недель.

Документ состоял из семи разделов, посвященных основным проблемам государственного устройства новообразованной автономии. Кратко их можно свести к следующему:

  • основные принципы государственного устройства Царства Польского в составе Российской империи;
  • закрепленные права и обязанности поляков;
  • организация и функционирование исполнительной ветви власти;
  • принципы формирования законодательных органов;
  • отправление правосудия и организация польских судебных учреждений;
  • формирование местных вооруженных сил.

Такая организация статей, их удельный вес от общего корпуса текста конституции (наиболее детально разработаны статьи, касающиеся исполнительной власти) полностью соответствует принятой годом ранее Конституционной Хартии во Франции.

Законодательная власть

Согласно конституции Царства Польского 1815 г. высшим законодательным органом становился двухпалатный сейм, в состав которого входил также польский царь (то есть, российский император). Сейм собирали раз в два года, в случае же необходимости внеочередной сессии, царь издавал специальный указ. Членов Сената, верхней палаты, назначал царь пожизненно из числа принцев, епископов, воевод и кастелянов. Для того чтобы стать сенатором, необходимо было преодолеть возрастной и имущественный цензы.

Нижнюю палату формировали из представителей губерний Царства Польского, и поэтому именовалась она Палатой послов. 77 человек принадлежали к числу дворян, а всего в палате заседало 128 депутатов. Численность Сената не должна была превышать половины от этого числа. Выборы в Палату послов были двухступенчатыми, а для избирателей действовал умеренный имущественный ценз.

Между двумя палатами было установлено равноправие: царь мог отправить законопроект в любую из них. Исключение делали лишь для законов, связанных с финансовой сферой. Их в обязательном порядке направляли сначала в Палату послов. Законодательной инициативой сейм не обладал. Голосование по законопроекту было открытым, никаких изменений текста не допускали, это было прерогативой Государственного совета. Царь при этом обладал правом абсолютного вето.

Исполнительная власть

Главой этой ветви являлся царь. Его полномочия были чрезвычайно широки. Так, лишь монарх имел право на объявление войны и заключение мира, а также управление вооруженными силами. Лишь он мог назначать сенаторов, епископов и судей. В ведении монарха находился также бюджет. Кроме того, царь обладал правом помилования и роспуска Палаты послов с назначением новых выборов.

Таким образом, царь был центральной фигурой в управлении Царством Польским. При этом все же был неограниченным монархом, поскольку был обязан принести присягу на верность конституции. Поскольку все время находиться в Польше он не мог, была введена должность наместника, которого назначал царь. Его полномочия совпадали с царскими за исключением права назначения высших должностных лиц.

При царе или наместнике учреждался совещательный орган - Государственный совет. Он мог составлять законопроекты, утверждать министерские отчеты, а также заявлять о нарушениях конституции.

Для решения текущих вопросов создали правительство, состоявшее из пяти министерств. Область их компетенции была следующей:

  • вероисповедание и система образования;
  • юстиция;
  • распределение финансов;
  • организация правоохранительных органов;
  • военные дела.

Предпосылки польского восстания 1830 года

При Александре I Царство Польское в составе Российской империи было одной из наиболее динамично развивающихся областей. Экономический рост наблюдался во всех областях народного хозяйства, благодаря чему был преодолен дефицит бюджета. О повышении уровня жизни свидетельствует и рост населения: всего к 1825 году на территории автономии проживало 4,5 млн человек.

Однако накапливались и кризисные моменты. Прежде всего, польская национальная элита рассчитывала на включение в состав Царства Польского земель, приобретенных Россией в ходе трех разделов. Рассчитывать на это позволяла позиция императора Александра, но, столкнувшись с серьезным противодействием, император отказался от этой идеи.

Другим источником недовольства поляков была фигура наместника - брата императора, Константина. Хотя тот всячески пытался понравиться свои подопечным, его откровенно деспотические методы управления встречали глухое сопротивление. Среди офицеров участились случаи самоубийств, а интеллигенция объединялась в подпольные кружки, запрещенные после выступления декабристов.

Не вызвало радости и воцарение Николая I, в отличие от старшего брата не симпатизировавшего либеральным течениям и неприязненно относившегося к конституции. Несмотря на личное отношение, он все же принес присягу и намеревался сохранять сложившиеся с момента включения в состав Российской империи Царства Польского методы управления. Но поляки решили добиваться независимости. В 1828 году оформился "Военный союз", внутри которого разрабатывали планы вооруженного восстания.

Восстание и его последствия

Революция июля 1830 г. во Франции подтолкнула поляков к действию. Выдвинув лозунг восстановления Речи Посполитой в границах до первого раздела, польская армия выступила против русских частей. Наместник был свергнут и едва избежал расправы. Показательно, что Константину Павловичу доносили о брожении в армейских частях, но тот не спешил применять крутых мер, опасаясь польских националистов меньше, чем императора. Сам же Николай по решению повстанцев был низложен в качестве польского царя.

Несмотря на ожесточенное сопротивление, польская армия была наголову разбита 26 мая 1831 года. Вскоре под контролем повстанцев осталась только Варшава, державшаяся до 7 сентября. Решительными действиями императору Николаю удалось удержать Царство Польское в составе Российской империи. Но последствия восстания для поляков были трагичными. Николай получил возможность отменить конституцию и привести систему управления в соответствие с общеимперской. Были упразднены сейм и Госсовет, министерства заменили ведомственными комиссиями. Армия Царства Польского была расформирована, а возможность местного правительства распоряжаться финансами - значительно урезана.

После восстания

Привилегии Царства Польского при Николае I стремительно сокращались. На смену конституции пришел Органический статут 1832 года, в котором была заложена идея постепенного слияния Польши с Российской империей. Руководящие должности заместили русскими чиновниками, а ряд польских ведомств (например, путей сообщения или Варшавский учебный округ) вошел в прямое подчинение центральным органам управления.

Установившийся авторитарный режим вызвал массовую эмиграцию польской интеллигенции. Из-за границы они пытались путем распространения прокламаций и воззваний поднять на восстание польский народ, в особенности крестьянство. Однако сохранившиеся еще со времен Речи Посполитой противоречия между шляхтой и крестьянством были столь сильны, что ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Кроме того, николаевская администрация в противовес национализму выдвинула консерватизм и клерикализм. Влияние католической церкви сводило к нулю все попытки эмиграции убедить народ в необходимости борьбы за независимость.

В 1863 году поляки все же предприняли новое восстание, которое русской армии вновь удалось подавить. Очередная попытка освободиться от русского владычества показала, что интеграционный курс Николая I успехом не увенчался. Между двумя народами установились взаимное недоверие и неприязнь. Не облегчала ситуацию и насильственная русификация: в образовательных учреждениях преподавали историю России, да и само обучение вели на русском языке.

Необходимо отметить, что в образованных кругах едва ли не всех западных государств разделы Речи Посполитой считались исторической несправедливостью. Особенно ярко это проявилось, когда поляки оказались разделенными между двумя противоборствующими лагерями в годы Первой мировой войны и вынуждены были сражаться друг с другом. Осознавали это и многие русские общественные деятели, но высказывать подобные мысли вслух было опасно. Однако упорное стремление поляков к независимости сделало свое дело. На завершающем этапе Первой мировой войны американский президент в своих 14 пунктах по мирному урегулированию отдельно вынес польский вопрос. По его мнению, восстановление Польши в исторических границах являлось принципиальным вопросом. Однако расплывчатость термина "исторические границы" вызвала ожесточенные дебаты: считать ли таковыми те, что сложились к 1772 году или же границы средневекового Польского королевства? Неудовлетворенность решениями конференций в Версале и Вашингтоне привела к войне между РСФСР и Польшей, завершившейся победой последней. Но международные противоречия этим не исчерпывались. На ряд польских областей претендовали Чехословакия и Германия. Это, а также другие спорные решения мирных конференций после Первой мировой, привели к новой большой войне в Европе, первой жертвой которой стала независимая Польша.

/ Разделы Польши / Царство Польское / ХХ век / Возвращение в Европу

Польша в Российской Империи

Очередной раздел польских земель произошёл во время Венского конгресса в 1814-1815 гг. Несмотря на продекларированную автономию польских земель в составе Пруссии, Австрии и России, на деле эта автономия была реализована лишь в Российской империи. По инициативе либерально настроенного императора Александра I было создано Царство Польское , получившее собственную конституцию и просуществовавшее вплоть до 1915 года.

Согласно конституции, Польша могла самостоятельно избирать сейм, правительство, а также иметь собственную армию. Однако со временем начальные положения конституции стали ограничиваться. Это привело к созданию легальной оппозиции в сейме и возникновению тайных политических обществ.

Вспыхнувшее в 1830 году в Варшаве и жестоко подавленное Николаем I восстание привело к отмене конституции 1815 года.

После смерти императора Николая I освободительное движение набирает новую силу. Несмотря на его разделение на два враждующих между собой лагеря («белых» - аристократов и «красных» - социал-демократов), основное требование одно: восстановить конституцию 1815 года. Напряжённая обстановка приводит к введению в 1861 году военного положения. Либерально настроенному наместнику Польши великому князю Константину Николаевичу справиться с ситуацией оказывается не под силу. Для стабилизации положения было решено провести в 1863 году рекрутский набор, отправив в солдаты «неблагонадёжную» молодёжь согласно заранее составленным спискам. Это послужило сигналом к началу подавленного царскими войсками «Январского восстания», результатом которого стало введение военного режима управления в Царстве Польском. Другим результатом восстания стало проведение крестьянской реформы с целью лишить социальной опоры мятежную шляхту: принятый в 1864 году «Указ об устройстве крестьян Царства Польского» ликвидировал остатки крепостничества и широко наделял польских крестьян землёй. Одновременно царское правительство начало проводить политику, направленную на ликвидацию польской автономии и более тесную интеграцию Польши в Российскую империю.

Когда на российский престол вступил Николай II, появилась новая надежда на более либеральную позицию России по отношению к Польше. Однако, несмотря на отказ от дальнейшей русификации поляков, никакого реального сдвига в отношении царского правительства к ним не произошло.

Создание в 1897 году Национально-демократической партии Польши (она была организована на базе «Лиги народовой») повлекло за собой новый виток подъёма национального самосознания. Партия, ставившая перед собой стратегическую цель восстановления независимости Польши, прилагала все силы для борьбы с русификационными законами и стремилась прежде всего восстановить польскую автономию. Со временем она утвердилась в качестве ведущей политической силы Царства Польского, а также принимала деятельное участие в Российской государственной думе, образовав там фракцию «Польское коло».

Революция 1905-1907 годов не обошла стороной и Польшу, по которой прокатилась волна революционных выступлений. На этот период приходится становление Польской социалистической партии, организовавшей целый ряд стачек и забастовок. Лидером партии стал Юзеф Пилсудский, который в разгар русско-японской войны побывал в Японии, где пытался получить финансирование для общепольского восстания и организации польской армии, которая бы выступила в войне на стороне Японии. Несмотря на противодействие национал-демократов, Пилсудский добился определённого успеха и в последующие годы на японские деньги была создана Боевая организация социалистической партии. Её боевики в период с 1904 по 1908 год совершили десятки террористических актов и нападений на различные российские организации и учреждения.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
      • Реформирование государственных органов
      • Учреждение Государственной думы
      • Карательные меры П.А. Столыпина
      • Борьба с преступностью в начале XX в.
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Включение Польши в состав Российской империи

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.