Пошаговая инструкция "Как заполнять эмоциональный портрет аудитории"

Портрет человека, сделанный в той среде, в которой он живет, работает, имеет определенный характер. Фотография, не имеющая характера, не будет интересна зрителю. Любая мелкая деталь важна, эти аспекты сделают портрет особенным, необычным, уникальным, оригинальным. Снимая портреты, не стоит забывать о том, что место, где живет человек, влияет на его становление, развитие, привычки и особенности поведения, и, может, даже внешнего вида.

Время и место

Место играет немаловажную роль в создании и становлении образа. Место - довольно растяжимое понятие. Это может быть как отдельная поляна или деревня, а может и целая страна. Местность, где проживает человек, очень сильно влияет на его развитие. Это тоже стоит учесть и постараться указать в портрете, показать неразрывную связь между ними.

Эмоции

Вы, как фотограф, стремитесь показать нечто большее, чем просто красивую фотографию. Это целая жизнь и зритель должен уловить вашу задумку. Должен сопереживать героям, почувствовать их внутренний мир, условия. Фотограф должен уметь подчеркнуть важные моменты, характерные места.

Смысловая нагрузка

Вы что-то пытаетесь донести до зрителя этим портретом. Уникальность самого человека, изображенного на портрете, какие-либо традиции, присущие изображаемой местности или суть сюжета, образ? Или же просто показать то, чего люди еще не видели? Нужно постараться ответить для себя на эти вопросы. Наблюдайте, экспериментируйте, думайте, фантазируйте. Пустые кадры не интересны никому, необходимо наполнять смыслом, идеей любую работу, которую вы делаете и не останавливаться на достигнутом!


29.12.2016

Один из видов «психологического» фотопортрета - эмоциональный портрет. Он представляет собой интересный отдельный портретный жанр, пользующийся большой популярностью. Главный объект такого фото - яркие эмоции и настроение, и именно они должны передаться зрителям. Это могут быть любые эмоции: как радость, так и печаль, злость, страх или восторг. Вариантов много.

Фотомастер «захватывает» сущность человека, а также такие аспекты, как социальный и материальный статус, история его жизни.

Эмоции как объект фотосъемки

Ежедневно мы встречаем большое количество людей, но только отдельные из них остаются в нашей памяти, благодаря какому-то неуловимому настроению и внешним особенностям. По непонятным нам причинам они остаются надолго в нашем подсознании.

Разгадка тут очень простая и она заключается в обычных эмоциях. Не играет роли, отрицательные они или положительные. Главное, чтобы они были на фотографии и были яркими, понятными и захватывающими.

Эмоциональный портрет - это, в первую очередь, очень выразительная фотография, которая раскрывает человека как личность.

Главная отличительная особенность фотографии - яркое выраженное эмоциональное состояние на снимке, оно обязательно передается зрителям. Печаль это или радость, злость или страх, радость или удивление, восторг или спокойствие - не важно, существует очень много различных эмоций и пограничных состояний, для которых, возможно, в нашем языке даже нет подходящих названий. Однако они вполне ощутимы и понятны для зрителей.

Фотограф: Бретт Уокер

Как создать эмоциональный фотопортрет?

Каждый портрет, на котором показаны искренние эмоции, надолго запоминается и оставляет яркие впечатления. Очень важно научиться передавать эмоции через объектив фотокамеры, не искажая их.

Люди, которые оказываются наедине с фотоаппаратом, зачастую пытаются сыграть в чувства, изобразить их, становясь на мгновение профессиональным актером. Поэтому так сложно сфотографировать настоящие чувства, неподдельные.

Очень часто фотографии получаются недостоверными и искусственными, тусклыми и невзрачными. Это происходит потому, что человек не может полностью расслабиться перед объективом. Модели может казаться, что что-то делается не так, как нужно - улыбка не такая, поза, выражение глаз и так далее. Фотограф должен уметь находить подход к любому человеку и должен уметь убеждать в том, что все хорошо, все получается и все идет так, как надо. На это может уйти много времени и много кадров, но в конечном итоге оно того стоит.

Хорошо постоянно разговаривать с моделью, успевая нажимать на кнопку затвора рассказывать анекдоты или интересные истории. В такие моменты получаются интересные кадры и можно поймать искренний смех или удивление.

Проще всего получить радость и смех, удивление. А если говорить о семейной или групповой фотосессии - проявление нежности, любви, заботы.

Фотограф: Наталья Сердукова

Таким образом, этот жанр вносит в нашу жизнь и во все фотоискусство живость и эмоциональность, напоминает о наших чувствах, позволяет увидеть друг друга с новой стороны.

Интересные публикации на сайте

Модуль. Эмоции и психические состояния личности

План семинарского занятия

1. Понятие эмоций, функции эмоций

2. Классификация эмоций. Эмоции и чувства

3. Воля и волевая регуляция человеческого поведения. Эмоциональная и волевая саморегуляция

4. Психические состояния личности. Стресс и его преодоление

Задания и упражнения

Вопросы для размышления.

1. Известный психолог и философ Э. Фромм писал: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек... Если индивид любит только другого, он вообще не может любить». Проанализируйте это высказывание.

2. Прокомментируйте слова В.В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп».

3. От чего зависит богатство эмоциональной жизни человека?

Задание 1.

Перед вами двенадцать выражений лица, которые отражают определенные эмоциональные состояния человека. Соотнесите рисунок и соответствующее эмоциональное состояние: скорбь, безразличие, веселье, скепсис, сильная злость, грусть, бурная радость, враждебность, глубокая печаль, застенчивая радость, плохое самочувствие, злость.

Задание 2.

Дайте название эмоциям, возникающим в следующих ситуациях.

1. Начальник оскорбительно ругает подчиненного за неправильно выполненное задание.

2. Рабочий долго выполняет однообразную работу.

3. Студент получает отличную оценку на экзамене.

4. В переполненном автобусе происходит конфликт между пассажирами, сопровождающийся взаимными оскорблениями и унижениями.

5. Молодой человек, поступивший учиться в престижный вуз, пошел на встречу с бывшими одноклассниками.

6. Люди, ожидающие автобус, смотрят на пьяную, неряшливо одетую женщину.

7. Ребенок смотрит по телевизору интересный мультфильм.

8. Человек попал в автомобильную аварию и чудом остался жив.

9. Человек впервые прыгает с парашютом.

10. Студенту неожиданно снизили оценку на экзамене.

Тестовая методика «Самоотношение»

На вопросы теста нужно отвечать "да", "нет", "не знаю".



1. Я вполне доволен(на) собой.

2. Иногда меня беспокоят или нервируют противоречивые мысли и чувства, касающиеся людей или событий.

3. Я могу точно определить в своей жизни период, когда я стал(а) человеком самостоятельным и независимым.

4. Я люблю представлять себе различные ситуации, в которых я веду себя совершенно иначе, чем в жизни.

5. Кроме мелких промахов, мне нечего поставить себе в вину.

6. У меня часто возникает такое чувство, что я сам(а) не знаю, чего я хочу.

7. Я столь хорошо знаю свое тело (организм), что понимаю, когда мелкие недомогания вызваны моими внутренними конфликтами или душевным разладом.

8. Меня очень огорчает то, что я никогда не достигну идеального состояния собственной личности.

9. Вместо того чтобы взрываться и злиться, я умею вести мысленный (внутренний) диалог и разговаривать с собою даже тогда, когда проблема вызывает противоречивые мнения или чувства.

10. Иногда я реагирую на определенные (некоторые) ситуации иначе, чем хотел(а) бы.

11. Есть вещи, в которые я глубоко верю, и такие ценности, во имя которых я сделал(а) бы больше, чем могу сейчас определить.

12. Я всегда спешу, мне не хватает времени или я берусь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека.

13. Я умею сам(а) поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня есть возможность (время, место и т. д.), то я позволяю себе "переболеть".

14. Я считаю, что сегодня мир так сильно изменился, что добро и зло стали чем-то относительным.

15. Часто, слыша критические оценки других людей в отношении себя, вслух я соглашаюсь с ними, хотя, по правде, я так не думаю.

Подсчет результатов.

За каждый ответ "да" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, а также ответ "нет" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 – получаете по 10 очков. За каждый "не знаю" – получаете по 5 очков. Подсчитайте все очки.

100 150 очков. Ваши ответы показывают не только на то, что вы живете в согласии с собой, но и то, что вы знаете себя и можете себе доверять. Кажется, вы обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и касающихся взаимоотношений с людьми. Вы умеете быть для себя источником силы и поддержкой даже тогда, когда другие люди вашу силу называют слабостью.

50 99 очков. Очевидно, вы не живете в полном согласии с самим(ой) собой. В вас есть много сомнений и недовольства собой. Ваши ответы указывают на существование каких-то преград для полного принятия собственной личности. Если бы вы попробовали точнее оценить свои возможности и одновременно проявить больше терпимости по отношению к себе (вы – человек мыслящий, но и ошибающийся), то тогда, быть может, жизнь приносила бы вам больше удовлетворения.

0 49 очков. Знаете ли вы причину, по которой так сильно себя не любите? Ваши ответы говорят о почти полном отсутствии принятия себя и согласия с собой. Но несмотря, ни на что, будьте другом самого себя, для этого изучите, как много предрассудков и стереотипов вы уже имеете, думая о себе. И, кроме того, не мучайте себя упражнениями воображения. Начните делать то, что желаете больше всего, даже если этому сопутствует риск.

Методика «Эмоциональный портрет личности»

С помощью теста вы можете соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно «Голубь», «Страус» и «Ястреб». Необходимо сделать по одному выбору в вопросах:

1. Мне 12 лет, я собрался гулять, а мама вдруг заявляет: "Уже никуда ты не пойдешь". Я:

а) очень-очень попрошу маму, чтобы она меня все-таки отпустила на улицу, но если она будет все равно настаивать на своем, то останусь дома;

б) скажу себе: "А я никуда не хочу идти" и останусь дома;

в) скажу: "Ничего не поздно, я пойду", хотя мама потом будет сильно ругаться:

2. В случае разногласий я обычно:

а) внимательно прислушиваюсь к чужому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;

б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;

в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить собеседника.

3. Я представляю себя человеком, который:

а) любит нравиться многим и быть как все;

б) всегда остается самим собой;

в) любит подчинять других людей своей воле.

4. Моё отношение к романтической любви:

а) быть рядом с любимым человеком – величайшее счастье;

б) это неплохо, но пока она от тебя не требуют слишком многого;

в) это прекрасно, особенно когда любимый дает мне все, что нужно.

5. Если я расстроен, то:

а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;

б) стараюсь не обращать на это внимание;

в) начинаю злиться и не могу разрядиться на окружающих меня людей.

6. Если начальник не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:

а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;

б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;

в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь это исправить.

7. Если кто-то "уколет" меня моим недостатком, то я:

а) раздражаюсь и молчу, переживая обиду внутри себя;

б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;

в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.

8. Я лучше всего действую, если я:

а) сам по себе;

б) лидер, руководитель;

в) часть команды.

9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:

а) просто перехожу к другому делу;

б) показываю всем, что я уже все сделал;

в) хочу, чтобы меня похвалили.

10. На вечеринках я обычно:

а) тихонечко сижу в углу;

б) стремлюсь быть в центре всех событий;

в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.

11. Если кассир в магазине не додает мне сдачу, то я:

а) естественно, ее потребую;

б) расстроюсь, но промолчу; я не люблю препираться с кассирами;

в) не обращу внимания; мелочь не стоит того, чтобы обращать на нее внимание.

12. Если я чувствую, что злюсь, я:

а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;

б) чувствую себя неудобно;

в) пытаюсь себя утихомирить.

13. Когда заболеваю, я:

а) делаюсь раздражительным и нетерпимым;

б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;

в) стараюсь не обращать на это внимание и надеюсь, что это же будут делать все окружающие.

14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:

а) выразить ему свои чувства открыто и прямо;

б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;

в) дать ему знать об этом косвенно, например, через других людей.

15. Мой девиз, очевидно, будет:

а) "Победитель всегда прав";

б) "Весь мир любит любящего";

Обработайте результаты своих ответов . Для этого разбейте вопросы теста на три пятерки: 1–5, 6–10, 11–15.

Чтобы узнать, насколько вы "Голубь", посчитайте, сколько у вас ответов "а"– в первой пятерке, "в"– во второй пятерке и "б" – в третьей пятерке (полученный результат может колебаться в значении от 0 до 15).

Выраженность у вас "страусиных" черт покажет сумма "б" в первой пятерке, "а" – во второй, и "в" – в третьей.

Ответы "Ястреба" – "в" в первой пятерке, "б" – во второй и "а" – в третьей.

«Голубь»

Это мягкий и чувствительный человек. "Голуби" нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, ради нее они готовы даже на самопожертвование. Они готовы сделать все для других – и чаще всего то, что они втайне хотят, чтобы другие сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. "Голуби" живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы их с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще уделяют мечтам и переживаниям слишком много времени, вместо того чтобы заняться чем-то серьезным. "Голубь" чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх других. "Голуби" себя лучше чувствуют "за троном", а не на нем. Брать на себя инициативу и ответственность – побаиваются, чувствуют себя в роли лидера очень неуверенности. "Голуби" зависимы от мнений окружающих и преданы предмету обожания. Они страдают от мелочей, часто суеверны, слишком добры и уступчивы.

«Страус»

"Страус" – человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если кто-то подходит к нему слишком близко, он или отталкивает его, или, что чаще, бежит от него сам. "Страусу" достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или, не дай бог, разочарования, он старается спрятать в песок не только свою голову и сердце, но и талант. Если "Страуса" отвергли, он перенесёт это достаточно спокойно. Они не ждут от жизни и людей слишком многого, поэтому не бывают и слишком разочарованы. Поскольку они никогда особенно ни к чему не стремятся, никто не может сказать, что они потерпели фиаско. Их отчужденность придает им целостность и самодостаточность.

«Ястреб»

Человеку честолюбивому, решительному и храброму, "Ястребу" нужна власть. Преследуя свои цели, "Ястребы" приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают. Их враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют каждого "вытягиваться" перед ними "в струнку" и выкладываться в деле. "Ястребы" требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы восхищения. Но, с другой стороны, они работают больше чем кто-либо, и, как правило, заслуживают такого отношения к себе. Они стремятся к совершенству, требуют "все или ничего". На критику со стороны реагируют плохо. Всякое предположение, что они могут совершить ошибку, не только вызывает в них ярость, но и может ввергнуть в состояние глубокой депрессии. Для "Ястребов" мир представляет поле битвы, где они окружены врагами. Но не стоит беспокоиться: они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги, у них масса энергии.

Пример? Пожалуйста.

Брюс Уиллис — взгляд искоса, асимметричная усмешка. Мерлин Монро — поднятый подбородок, прищуренные глаза, приоткрытый рот. Попробуйте мысленно представить что лица этих людей примут выражения друг друга, они покажутся странными и совсем не знакомыми.

Мимика действительно выражает характер человека. Есть немало книг о том, как разные эмоции воздействуют на мимические мышцы. Например, «Язык телодвижений» Аллана и Барбары Пиз или Пола Экмана, — это первое, что приходит в голову (не считая анатомии для художников, конечно). Если вы хотите рисовать эмоциональные портреты, информация о работе мышц лица будет совсем не лишней.

А тем, кто хотел бы попробовать свои силы в изображении эмоций уже сейчас, я бы посоветовала начать с набросков и быстрых зарисовок. И для начала я предлагаю вам посмотреть один урок на эту тему:

Урок подготовила художник Оленчинкова Татьяна.

Эмоции привлекают внимание, с этим трудно не согласиться!

Вот вам для вдохновения еще несколько примеров изображения эмоций в картинах великих мастеров:

Репин, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Рибера, «Бражник»

Корень в слове презентация - это “презент”, то есть подарок. Хорошая презентация и в самом деле может стать настоящим подарком для аудитории. А когда мы дарим подарок, мы в первую очередь выясняем, кому мы его дарим и лишь затем, что именно подойдет в качестве подарка для этого человека.

Один из эффективных способов понять, кто наша аудитория - это составить ее эмоциональный портрет , или, как его еще называют - карту эмпатии.

Что такое эмпатия? Дословно с греческого это слово переводится как сопереживание, т.е. способность почувствовать и понять эмоции другого человека. В отличие от антипатии, когда человек нам не нравится, или симпатии, когда человек нам нравится и мы ему симпатизируем, эмпатия позволяет осознавать эмоции другого человека не ассоциируясь с ними.

Прикладной способ проявить эмпатию - это составить эмоциональный портрет аудитории , то есть понять, почувствовать и зафиксировать, что по нашему мнению этот человек (или люди), для которого мы делаем презентацию:

  1. любит,
  2. о чем мечтает,
  3. что не успевает,
  4. от чего раздражается,
  5. что или кто его вдохновляет,
  6. чем гордится,
  7. что хочет узнать
  8. и к чему стремится.

Это только на первый взгляд кажется, что мы ничего из этого не знаем о нашей аудитории, но если дать себе несколько минут, то ответы сами начнут возникать у вас в голове, только успевай записывать.

Еще один нюанс, если аудитория однородная, тогда составляем один портрет. Если же аудитория разношерстная, например, вы презентуете для небольшой группы, в которую входят заместитель генерального директор, ИТ директор и главный бухгалтер, то вы составляете отдельный портрет на каждого. Потому что даже если взять такой вопрос как “что хочет узнать?”, то могу предположить, что:

  • зам.генерального хочет узнать как стать генеральным;
  • ИТ директор - о технический инновациях, которые используют в его отрасли конкуренты;
  • А главбух, как все сделать по закону.

Вот, живой пример, когда на одной доске уместились целых четыре таких портрета:

Я очень рекомендую работать над эмоциональным портретом своей аудитории в группе. Позовите тех людей, которые тоже знакомы с вашей аудиторией, а если это возможно, позовите представителей самой аудитории: работа в группе всегда дает более полный образ.

Ну, а если вы готовитесь к презентации в одиночку, то можете проделать эту работу и самостоятельно.

Пошаговая инструкция "Как заполнять эмоциональный портрет аудитории":

Шаг №1 : В верхней части формы записать официальный статус аудитории. Например, "начальник службы безопасности" или "участник конференции молодых специалистов".

Шаг №2 : Там же написать его имя и возраст. Например "Петр Анатольевич, 56" или "Илона, 22". Это позволит еще большее персонифицировать образ.

Шаг №3 : В круге по центру нарисовать портрет этого человека. Тут у вас нет задачи создать шедевр, это может быть любой рисунок от профессиональной иллюстрации до "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Цель этого шага буквально "через руку" помочь мозгу сфокусироваться на аудитории.

Шаг №4 : Заполнить все поля "любит", "мечтает" и так далее.

После того как портрет готов, нам нужно проделать вторую часть этой работы, а именно выделить ключевые характеристики нашей аудитории, здесь используется принцип дивергентного и конвергентного мышления . Когда мы заполняем портрет - это генерация множества ответов, т.е. дивергентное мышление, а когда выделяем ключевые характеристики, т.е. выкристализовываем самое главное о человеке - это конвергентное мышление.

Если внимательно посмотреть, то из тех ответов, которые мы сами написали, можно уловить повторяющиеся вещи. Ну, например, что этот человек любит все новое, экстраверт и не любит, когда его погружают слишком глубоко в детали. Или наоборот, что это молчаливый перфекционист и консерватор, который хочет докопаться до самой сути.

Почему так важно выделить ключевые характеристики из эмоционального портрета аудитории, становится понятно из этого примера:

Информация верна и там, и там, но именно благодаря выделению ключевых характеристик своей аудитории на основании её эмоционального портрета мы можем подобрать такой визуальный язык в своей презентации, который поможет нам быть максимально понятными и убедительным.