Прибалтийские страны. Страны Балтии: список, история. Развитие стран Балтии

Балтское население Прибалтики и русские имели давние, многовековые, добрососедские контакты, начало которых относится к самому основанию Русского государства в IX в. Достаточно вспомнить основание в 1030 г. великим князем Ярославом Мудрым крепости Юрьев вблизи Чудского озера (ныне – город Тарту в Эстонии). Эти земли были вассалами Киевской Руси, затем – Новгородской республики. Русские княжества содействовали культурному развитию этого края, принесли в Прибалтику православное христианство. Однако в период феодальной раздробленности русских земель Прибалтика вышла из сферы нашего влияния.

В 1219 г. датчане предприняли крестовый поход и захватили север Эстонии, но уже в 1223 г. местное население подняло восстание против датчан и призвало на помощь русские княжества. Русские пришли на помощь, но последовавшее в 1223 г. поражение русских войск от монголов на Калке заставило нас перебросить силы из Прибалтики на защиту русских земель. В результате к 1227 г. войска Дании и Ордена меченосцев вновь захватили Эстонию. По договору 1238 г. Эстония была разделена между Данией и Орденом: датчанам достался север, а немцам – юг Эстонии. Крестоносцы занимались систематическим истреблением эстов, насильно обращая их в католичество и убивая несогласных. Это повлекло серию восстаний против немецко-датского господства, но без русской помощи эти восстания были обречены на неуспех, а Россия тогда сама находилась под монголо-татарским игом.
По договору 1346 г. датский король продал свои эстонские владения Ливонскому Ордену, который с тех пор владел всей Эстонией.

Приход немцев в Прибалтику начался с территории современной Латвии. В 1197 – 1199 гг. немецкие рыцари предприняли удачный поход, высадив свою армию с моря в устье Западной Двины, и завоевали часть Лифляндии. В 1201 г. ими была основана крепость Рига. В то время латы были вассалами русских княжеств и пользовались их защитой, а в верховьях Западной Двины располагались крепости Полоцкого княжества. В результате уже в 1207 г. разгорелся первый военный конфликт между Орденом меченосцев и Полоцким княжеством.

В результате долгих войн и набегов немецкие рыцари утвердились на землях Латвии и Эстонии, объединившись в Ливонский Орден. Орден вёл очень жестокую, кровавую политику по отношению к местному населению. Так, балтский народ пруссов, родственный современным латышам и литовцам, был немецкими рыцарями истреблён полностью. Латы и эсты были насильно обращены в католичество.

Государство Ливонского Ордена на территории Латвии и Эстонии просуществовало до Ливонской войны, начатой окрепшим Русским государством при Иване Грозном для защиты русских земель от угрозы со стороны крестоносцев и для защиты местного населения от немецкого произвола. В 1561 г. после военных поражений от русских войск великий магистр Готхард Кетлер принял титул герцога Курляндского и признал себя вассалом Польши. По итогам Ливонской войны, завершившейся в 1583 г., Эстония и север Латвии (Лифляндия) отошли Швеции, а юг Латвии (Курляндия) стал вассальным владением Польши.

Великое княжество Литовское, Русское и Жамойское, как полностью называлось это государство, существовало с XIII века по 1795 г. Ныне на его территории находятся Литва, Белоруссия и Украина. По наиболее распространённой версии Литовское государство было основано князем Миндовгом около 1240 г., который объединил литовские племена и начал поступательно присоединять раздробленные русские княжества. Эту политику продолжили и потомки Миндовга, особенно – великие князья Гедимин (1316 – 1341), Ольгерд (1345 – 1377) и Витовт (1392 – 1430). При них Литва присоединила земли Белой, Чёрной и Красной Руси, а также отвоевала у татар матерь городов русских – Киев. Официальным языком Великого княжества был русский (именно так он назывался в документах, украинские и белорусские националисты именуют его, соответственно, «староукраинским» и «старобелорусским»).

С 1385 г. между Литвой и Польшей было заключено несколько уний. Литовская шляхта стала перенимать польский язык, польскую культуру, переходить из православия в католичество. Местное население подвергалось притеснениям по религиозному признаку. На несколько веков раньше, чем в Московской Руси, в Литве (по примеру владений Ливонского Ордена) было введено крепостное право: православные русские крестьяне стали личной собственностью полонизированной шляхты, перешедшей в католичество. В Литве полыхали религиозные восстания, а оставшаяся православная шляхта взывала к России. В 1558 г. началась Ливонская война.

В ходе Ливонской войны, неся ощутимые поражения от русских войск, Великое княжество Литовское в 1569 г. пошло на подписание Люблинской унии: Украина полностью отходила от княжества Польше, а сохранившиеся в составе княжества земли Литвы и Белоруссии входили с Польшей в состав конфедеративной Речи Посполитой, подчиняясь внешней политике Польши.

Результаты Ливонской войны 1558 – 1583 гг. закрепили положение Прибалтики на полтора века до начала Северной войны 1700 – 1721 гг.

Присоединение Прибалтики к России в ходе Северной войны совпало с проведением Петровских реформ. Тогда Лифляндия и Эстляндия вошли в состав Российской Империи. Сам Пётр I пытался невоенным способом наладить отношения с местным немецким дворянством, потомками немецких рыцарей. Первыми были присоединены Эстония и Видземе (по итогам войны в 1721 г.). И лишь спустя 54 года по итогам третьего раздела Речи Посполитой Великое княжество Литовское и герцогство Курляндское и Семигальское вошли в состав Российской Империи после подписания Екатериной II манифестов от 15 апреля и 19 декабря 1795 г.

На момент присоединения Лифляндии и Эстляндии на прибалтийской территории большую часть дворянства составляли именно немцы. Это объясняется тем, что орденское рыцарство до XVI в. регулярно пополнялось пришельцами из Германии. Вопреки опасениям, никакого ущемления в правах со стороны Петра I и последующих царей не наблюдалось, скорее наоборот, экономическую и судебную системы урегулировали постепенно. В Эстляндии и Лифляндии после включения в состав России был сохранён местный законодательный корпус, в губерниях, ранее входивших в состав Великого княжества Литовского (Виленская, Витебская, Гродненская, Минская, Могилёвская губернии) было сохранено действие литовского Статута 1588 г. Дворянство Прибалтики без каких-либо ограничений получило права и привилегии российского дворянства. Более того, остзейские немцы (преимущественно – потомки немецких рыцарей из Лифляндской и Курляндской губерний) были если не более влиятельной, то, во всяком случае, не менее влиятельной, чем русские, национальностью в Империи: многочисленные сановники Империи имели остзейское происхождение. Екатерина II провела ряд административных реформ касательно управления губерниями, прав городов, где самостоятельность губернаторов возросла, однако фактическая власть, в реалиях времени, находилась в руках местного, прибалтийского дворянства.

К 1917 г. прибалтийские земли делились на Эстляндскую (центр в Ревеле – ныне Таллинн), Лифляндскую (центр – Рига), Курляндскую (центр в Митаве – ныне Елгава) и Виленскую губернии (центр в Вильно – ныне Вильнюс). Губернии характеризовались большой смешанностью населения: к началу XX в. в губерниях проживало около 4 миллионов человек, примерно половина из них была лютеранами, около четверти – католиками, и около 16% - православными. Губернии населяли эстонцы, латыши, литовцы, немцы, русские, поляки, в Виленской губернии была относительно высокая доля еврейского населения.

Следует отметить, что в Империи население прибалтийских губерний никогда не подвергалось какой-либо дискриминации. Наоборот, в Эстляндской и Лифляндской губерниях крепостное право было отменено, например, гораздо раньше, чем в остальной России, – уже в 1819 г. При условии знания русского языка для местного населения не было никаких ограничений при приёме на государственную службу. Императорское правительство активно развивало местную промышленность. Рига делила с Киевом право быть третьим по значимости административным, культурным и промышленным центром Империи после Санкт-Петербурга и Москвы.

С большим уважением царское правительство относилось к местным обычаям и правовым порядкам.

Как мы видим, ни в средневековой истории, ни в истории царского периода не существовало какой-либо напряжённости в отношениях между русским и прибалтийскими народами. Наоборот, именно в России эти народы находили источник защиты от иностранного угнетения, находили поддержку для развития своей культуры и сохранения своей самобытности под надёжной защитой Империи.

Но даже богатая традициями добрососедства русско-прибалтийская история оказалась бессильна перед современными проблемами в отношениях между странами, вызванными периодом коммунистического правления.

В 1917 – 1920 гг. прибалтийские государства (Эстония, Латвия и Литва) получили независимость от России. Тогда же в Прибалтике нашли прибежище многие представители русского дворянства, офицерства, купечества, интеллигенции, вынужденные бежать из России после победы красных в братоубийственной гражданской войне. Но, как известно, в 1940 г. после заключения пакта Молотова – Риббентропа последовало включение прибалтийских государств в состав СССР, что сопровождалось массовыми репрессиями и депортациями по социальному и политическому признаку в отношении местного населения со стороны советских карательных органов. Коммунистические репрессии как в 1940 – 1941 гг., как и фактическая гражданская война в Прибалтике в 1940-е – 1950-е гг. за возвращение стран на путь независимого цивилизованного развития против коммунистов, оставили глубокий болезненный рубец в исторической памяти у эстонцев, латышей, литовцев.

В 1990 г. прибалтийские государства провозгласили восстановление государственного суверенитета. Попытка коммунистов силой удержать власть, бросив танки и ОМОН против мирных демонстраций в Вильнюсе и Риге, не принесла успеха. Коммунизм в Прибалтике пал. К сожалению, многие отождествляют теперь русских и коммунистов. Со стороны прибалтов это влечёт распространение на весь русский народ вины коммунистического правительства, от которого русский народ также пострадал, что вызывает русофобию. Со стороны русских это, увы, вызывает попытки оправдывать преступления коммунистов, которые не имеют оправдания. Но даже при таких отношениях в последние десятилетия стоит отметить, что до сих пор население прибалтийских стран, помимо официального языка, говорит и по-русски. Между Россией и прибалтийскими государствами развиваются экономические, культурные, туристические отношения. Нас связывают родственные связи, многолетняя история и культура. Хочется верить, что в дальнейшем отношения прибалтийских стран и России станут вновь дружественными и добрососедскими, ведь история имеет свойство повторяться не только в чём-то отрицательном…

Прибалтика: описания для путешественников и отзывы туристов. Курорты и отели, карты и достопримечательности Прибалтики. Туры и путевки в Прибалтику.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Древняя Terra Mariana, «приморская земля», современная Прибалтика - это сосны и песок, капли янтаря на пустынных пляжах, мятежные волны Балтийского моря, размеренный ритм жизни и бережно сохраняемые народные традиции.

Внушительное количество лечебных курортов в сочетании с мягким климатом, где лето не слишком жаркое, а зима умеренно холодная, обеспечивает Прибалтику стабильным турпотоком на протяжении всего года: цены на лечение здесь гораздо ниже, скажем, карловарских, результат же - ничуть не хуже. В придачу здесь масса исторических достопримечательностей, интересные музеи, вкусные национальные блюда и неизменное радушие местных жителей.

Прибалтийский туризм - настоящий долгожитель на российском туристическом рынке: некогда поехать в «почти настоящую» Европу - с католическими соборами, развитой инфраструктурой и таким отстранённым от социалистической псевдосерьёзности взглядом на жизнь - почитал за счастье любой советский служащий. Времена изменились, но ощущение принадлежности к элитному осталось за Прибалтикой и по сей день.

Сегодня туризм в Прибалтике - это прежде всего «экскурсионка», лечение и «вегетативный» отдых без курортного шума-гама, зато в окружении девственной природы и целебного хвойного воздуха. Рига , Вильнюс , Таллин и древний Кенигсберг таят в себе массу интересных достопримечательностей. Старый город Риги будто сошёл со средневековой гравюры (между прочим, латвийская столица - это один из немногих европейских городов, полностью сохранивших свой исторический облик) - узкие мощёные улочки, кукольные ратуши и соборы, таинственные переулки и мистические подвалы старинных домов. Литва приготовила для внимательных туристов барочные памятники Вильнюса и Каунаса , Эстония удивит готическими церквями и соборами, развалинами монастырей и замков рыцарей Тевтонского ордена, а старый-добрый и совсем родной Калининград посвятит в тайны жизни Иммануила Канта и расскажет о славной истории российского флота.

Недорогое и качественное лечение - ещё одна причина туристического интереса к Прибалтике. Тем, кому нужно лишь слегка «подвинтить гайки» - расслабиться после трудового года, похудеть, посвежеть и похорошеть - прямая дорога в Юрмалу . Для душевного спокойствия здесь имеются великолепные пляжи с чудесным белым кварцевым песком, минеральные источники «для питья и лежаний», лечебные грязи, а помимо прочего - самый большой аквапарк Европы и ежегодный музыкальный фестиваль (а что, как не музыка, способствует стопроцентному довольству жизнью!). Поклонникам уединения и медитаций посоветуем обратить внимание на острова Эстонии: помимо популярного Сааремаа, здесь имеется более тысячи необитаемых островков, где даже самые материалистически настроенные натуры непременно подпадут под очарование тишины, природы и алхимии жизни.

Наконец, тем, кто хочет погулять по балтийскому взморью влажной и тихой осенью, подбирая идеально отшлифованные янтарные осколки, и при этом ну абсолютно не отдаляться от Родины, порекомендуем отправиться в Калининградскую область - самый западный регион нашей с вами необъятной. Подивившись на навечно склонившиеся в причудливых поклонах сосны на Куршской косе, здесь непременно выдохнешь: «Как красива Россия!»

Когда упоминают страны Прибалтики, то прежде всего имеют в виду Латвию со столицей в Риге, Литву со столицей в Вильнюсе и Эстонию со столицей в Таллине.

То есть постсоветские государственные образования, находящиеся на восточном побережье Балтики. Многие другие государства (Россия, Польша, Германия, Дания, Швеция, Финляндия) также имеют выход в Балтийское море, но они в состав стран Прибалтики не включаются.

Но иногда к данному региону относится Калининградская область Российской Федерации. Почти сразу экономика республик Прибалтики демонстрировала бурный рост.

К примеру, ВВП (по ППС) на душу населения с 1993 по 2008 год там вырос в 3,6 раза, достигнув в Латвии $18 тыс., в Литве $19,5 тыс., а в Эстонии вообще $22 тыс. В то время как в России он вырос только в 2 раза и составил $21,6 тыс. На этом основании правящие элиты Прибалтики, подражая Японии и Южной Корее, с гордостью начали именовать себя Прибалтийскими экономическими тиграми. Мол, дайте срок, всего-то еще несколько лет и тогда мы всем покажем, кто кого кормил в Советском Союзе.

С тех пор прошло целых семь лет, но чуда почему-то не случилось. Да и откуда ему там было взяться, если вся экономика этих республика продолжала существовать исключительно на российском товарно-сырьевом транзите? Все помнят возмущение поляков по поводу ставших ненужными яблок и финнов с их внезапно затоварившейся молочной отраслью. На этом фоне проблемы Литвы, поставлявшей в Россию 76,13% производимых у себя овощей и 67,89% - фруктов, казались не столь существенными. Взятые вместе они обеспечивали всего 2,68% общего экспорта страны. И даже тот факт, что Россия покупала до половины (46,3%) литовской промышленной продукции - тоже выглядел бледно в виду незначительности общего объема её выпуска в Литве, что в штуках, что в тоннах, что в деньгах. Как, впрочем, в Латвии и Эстонии тоже.

Собственное производство в постсоветский период не являлось сильной стороной ни одного из прибалтийских «тигров». В реальности жили они, как говорится, не с промышленности, а с дороги. После отделения от СССР им даром достались порты, через которые проходил грузооборот объемом примерно в 100 млн. тонн, за перевалку которого Россия платила до $1 млрд. ежегодно, что равнялось 4,25% суммарного ВВП Литвы, Латвии и Эстонии за 1998 год.

По мере восстановления российской экономики, экспорт России тоже рос, а вместе с ним увеличивался и объем перевалки в прибалтийских портах. По итогам 2014 года этот показатель достиг 144,8 млн. т., в том числе: порт Рига - 41,1 млн.т.; Клайпеда - 36,4 млн. т.; Таллин - 28,3 млн. т.; Вентспилс - 26,2 млн. т. Только один российский либеральный «Кузбассразрезуголь» своим покупателям через Прибалтику отгружал больше 4,5 млн. т. угля в год.

Особенно показательна картина с прибалтийской монополией на транспортировку нефти. Советский Союз в свое время построил на побережье мощный по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс и протянул туда единственный в регионе транспортный трубопровод. При «обретении независимости» всё это хозяйство бесплатно досталось Латвии.

Так в 1990-е годы она получила трубу, через которую бывший «оккупант» перекачивал более 30 млн. т. нефти и нефтепродуктов в год. Если учесть, что логистика обходилась примерно в $0,7 за баррель, а баррелей в тонне 7,33, то по самым скромным прикидкам «за проезд» латышам каждый год набегало по $153,93 млн. Причем, этот их «заработок» увеличивался по мере роста российского нефтяного экспорта.

Пока российские либералы гнобили страну за слишком сырьевую структуру экономики, к 2009 году общий объем зарубежных поставок российской нефти достиг 246 млн. т., из которых через прибалтийские порты в год проходило 140 млн. т. В «транспортных деньгах» это больше $1,14 млрд. Они все, конечно, латышам не доставались, часть грузооборота шла через Санкт-Петербург и порты Ленинградской области, но их развитие прибалты очень сильно тормозили всеми доступными способами. Видимо, не стоит специально объяснять - почему.

Вторым важным источником «дорожных денег» для прибалтийских портов стала перевалка морских контейнеров (TEU). Даже сейчас, когда в активную работу включены Санкт-Петербург, Калининград и Усть-Луга, на долю Латвии (Рига, Лиепая, Вентспилс) приходится 7,1% нашего контейнерного оборота (392,7 тыс. TEU), Литвы (Клайпеда) - 6,5% (359,4 тыс. TEU), Эстонии (Таллин) - 3,8% (208,8 тыс. TEU). В сумме эти лимитрофы за перевалку одного TEU берут от $180 до $230, что приносит им на троих около $177,7 млн. в год. Причем приведенные цифры отражают положение за 2014-й. Десять лет назад доля прибалтов в контейнерной логистике была примерно в три раза выше.

Кроме нефти, угля и контейнеров Балтийским морем Россия возит минеральные удобрения, которых только через Ригу в 2014 году было отгружено большее 1,71 млн. т., и прочей химии, как, например, жидкий аммиак, 1 млн. т. которого перекачал порт Вентспилс. До 5 млн. т. удобрений перегружались на корабли в Таллине. В целом можно с уверенностью сказать, что до 2004 года через Прибалтику проходило около 90% всего российского «морского» экспорта, обеспечивая «тиграм» не менее 18−19% их совокупного ВВП. Сюда следует прибавить еще железнодорожный транзит. Например, в 2006 году только одна Эстония принимала из России в среднем 32,4 поезда в сутки, что только таллинскому порту приносило около $117 млн. ежегодно!

Таким образом, в течение двадцати лет, в целом на круг, только за счет своего транзитного положения «на дороге», кстати, построенной «советскими оккупантами», Литва, Латвия и Эстония получали до 30% их ВВП.

Очень активно кричали на Россию и всячески провоцировали рост конфликтной базы между Россией и США-ЕС. Позволяли себе унижать и уничтожать русскоязычное население своих стран, предполагая, что им за это не придется никогда отвечать. Кстати, многие так думают. И ошибаются. Как бы не так.

Вместе с тем они еще имели рабочие места, налоговые поступления и возможность кичиться чрезвычайно высокими темпами собственного экономического роста, минимум в полтора раза обгонявшими российские. Причем это нисколько не мешало прибалтам заявлять о невероятно огромном российском долге перед ними за «разрушительную» советскую оккупацию. Им казалось, что альтернативы просто не существует и, значит, эта антироссийская халява за российский же счет (!) будет длиться вечно.

Построить «с чистого листа» новый порт вроде Риги стоит примерно четыре годовых ВВП Латвии. Специально подчеркиваю - четыре года вся страна, от младенцев до дряхлых стариков, должна не пить, не есть, ни на что больше копейки не тратить, только дружно пахать на строительство порта. Невероятность подобного сценария и создавала у прибалтийских геополитических мосек убеждение в их абсолютной безнаказанности. Позволявшей одновременно и на российские деньги претендовать, и в антироссийской политической и экономической вакханалии активно участвовать, а местами даже выступать ее инициатором.

Стоит ли удивляться, что у России подобное положение вещей - громкий лай мелких геополитических карликов - не вызывало понимания? Другое дело, что результат, из-за которого эстонская правительственная делегация на днях срочно рванула в Россию «договариваться», возник не вчера и не является следствием российских ответных продовольственных санкций.

Даже формальный повод - российское уведомление о переходе с 12 до 6 поездных пар в железнодорожных перевозках с Эстонией - является всего-навсего финальной точкой партии, начатой 15 июня 2000 года, когда Министерство транспорта РФ приступило к реализации проекта строительства порта в Усть-Луге. Хотя правильнее говорить о целой программе, предусматривавшей опережающее развитие всех российских портов на Балтике. Благодаря ей грузооборот Усть-Луги вырос с 0,8 млн. т. в 2004 году до 10,3 млн. т. в 2009 и 87,9 млн. т. в 2015. А по итогам 2014 года российские порты обеспечили уже 35,9% всего контейнерного оборота на Балтике, и эта цифра продолжает очень быстро увеличиваться.

Постепенно совершенствуя портовое хозяйство и развивая собственную транспортную инфраструктуру, Россия сегодня пришла к тому, что больше 1/3 контейнеров, ¾ экспорта газа, 2/3 экспорта нефти, 67% экспорта угля и прочих насыпных грузов мы можем обеспечить собственными силами. Это к популярному у либералов вопросу о том, что «в этой отсталой стране-бензоколонке за десять лет ничего толком не построено».

Как выяснилось, - построено. Причем настолько много, что надобность в прибалтийском транзитном транспортном коридоре практически отпала. По железнодорожным перевозкам - в пять раз. По контейнерным - в четыре. По объему генеральных грузов - в три. Только за 2015 год перевозка нефти и нефтепродуктов через сопредельные порты упала на 20,9%, каменного угля - на 36%, даже минеральных удобрений - на 3,4%, хотя по этому показателю они еще сохраняют высокую степень монополизации.Тем не менее, по большому счету, всё - халява кончилась. Теперь русофобы могут гулять на свои.

Резкое снижение грузооборота прибалтийских портов в I квартале 2016 года (например, в Риге - на 13,8%, в Таллине - на 16,3%) играет роль последней соломинки, способной сломать хребет верблюду. Собственно, Эстония потому и засуетилась, что вдруг уяснила, что к концу текущего года в таллинском порту без работы могут оказаться примерно 6 тысяч человек. И еще до 1,2 тысяч придется сокращать на железной дороге, из которых, как минимум, 500 человек - в ближайшие 2−3 месяца.

Более того, падение объемов грузовых перевозок окончательно пускает под откос всю экономику железных дорог как самой Эстонии, так и соседних Литвы с Латвией. Они становятся тотально убыточны как в грузовом, так и в пассажирском сегментах.

Для страны, в которой всего работающих чуть больше 500 тысяч человек, из которых 372 тысячи заняты в обслуживающем секторе, - это не просто печальная перспектива, а крах всей экономики. Вот и побежали ублажать, покупать и всяческими иными способами замаливать грехи. Но, как говорится, поезд ушел. Сделав безоговорочную ставку на ЕС и США, ставку на уничтожение и унижение русских Прибалтики, ставку на унижение России, прибалтийские правящие элиты совершили стратегическую ошибку, которую уже невозможно исправить. Мы это долго будем помнить.

Несмотря на все политические коллизии, жизнь прибалтийской экономики все постсоветские годы обеспечивалась только благодаря одному - торговым отношениям с Россией. И Россия долго терпела, призывала, вразумляла, уговаривала прибалтийскую элиту, получая в ответ одни плевки. Наш русский имперский подход им представлялся слабостью. Полтора десятка лет прибалтийские «тигры» делали все, чтобы этот интерес уничтожить. Наконец их можно поздравить - они добились своей цели.

В ближайшие полтора года можно ожидать окончательного и прогрессирующего падения товарооборота, после чего экономика Прибалтики накроется медным тазом и вернется к тому, чем она была двести лет назад ‑ и станет глухим, бедным, нищим и никому не нужным краем. Причем выглядящим одинаково бесперспективно что из Брюсселя, что из Москвы, что из Вашингтона.

Вместе с этим можно биться об заклад - оттуда испарятся и американские танки и натовские истребители, так как оборонять эти глухие места станет тоже незачем. Потому и из НАТО их, скорее всего, в ближайшие пять лет тоже выставят. Чуда не будет. Халява закончилась. Россия не простит и не забудет того глумления, которое против России и русских позволяли себе подзаборные геополитические шавки.

  • Tags: ,

С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.

В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.

Традиционно Прибалтику причисляют к странам . Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.

Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:

  • , столица Таллин.
  • (Рига).
  • (Вильнюс).

Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей - около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой - 2,9 млн.

На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран . Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.

Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.

Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из и . Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.

Политический курс

Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.

Центральная улица Риги — улица Бривибас, 1981 г.

Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила , стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.

Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.

Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.

Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.

Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.

Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в и военный блок НАТО.

Экономический курс

После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.

К современным отраслям промышленности можно отнести:

  • Точное машиностроение (электротехнику и бытовую аппаратуру).
  • Станкостроение.
  • Судоремонт.
  • Химическую промышленность.
  • Парфюмерную промышленность.
  • Лесопереработку (изготовление мебели и бумаги).
  • Лёгкую и обувную промышленность.
  • Пищевое производство.

Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов - полностью утрачено.

Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.

После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.

Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.

Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.

Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.

Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.

Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.

Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.

На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.

Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.

Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.

Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.

Юрмала потеряла доход

Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.

Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.

После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.

Статья рассказывает о государствах, которые входят в состав стран Балтии. Материал содержит данные относительно географического положения стран, их экономики и этнического состава. Формирует представление о торгово-экономических взаимоотношениях балтийских государств с соседними странами.

Список стран Балтии

К списку стран Балтии относятся:

  • Литва,
  • Латвия,
  • Эстония.

Три суверенных государства были образованы в 1990 году после распада СССР. Страны имеют достаточно небольшие по площади и численности населения объемы. Государствами Балтии практически сразу же после провозглашения суверенитета был взят курс на интеграцию в общеевропейское экономическое, политическое и культурное пространство. Сегодня страны являются членами ЕС и НАТО.

Географическое положение Балтии

Территориально страны Балтии локализуются в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Они размещены на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности. На западных рубежах страны этого региона соседствуют с Польшей, на юге - с Беларусью, на востоке - с Россией.

Рис. 1. Страны Балтии на карте.

В целом географическое положение стран Балтии довольно выгодное. Они обеспечены выходом к Балтийскому морю. Балтийское море всегда обладало важной ролью в международных связях стран Европы.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Земля Балтии бедна полезными ископаемыми. Значительными являются только запасы горючих сланцев, которые находятся в Эстонии. Залежи нефти и газа имеют местное значение.

Рис. 2. Добыча горючих сланцев в Эстонии.

Основные соседи стран Балтии - экономически развитые державы с постоянной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже достаточно длительный период времени занимают на международной арене позицию нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

Народы стран Балтии

Демографическая ситуация в этих государствах довольно далека от благоприятной. Отмечается процесс естественного оттока населения. Кроме этого уровень смертности превышает показатели рождаемости. Результатом этого является сокращение численности населения всех трех стран.

Средний показатель плотности населения балтийских стран существенно ниже в сравнении с прочими европейскими государствами.

Размещено население во всех странах также достаточно неравномерно.

Наиболее густо заселены побережья и территории вокруг столиц. Везде высок уровень урбанизации, который доходит до цифры близкой к 70 %.

По показателям численности по населения лидируют столицы Балтии:

  • Рига;
  • Вильнюс;
  • Таллин.

Рис. 3. Старая Рига.

В национальном составе преобладающими являются исконные этносы. В Литве процент коренного населения составляет свыше 80%, в Эстонии — почти 70 %, в Латвии — более половины (60 %).