Ранние произведения маяковского особенно богаты гиперболами примеры. Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично. Трагичность существования человека

Особенности ранней лирики В. В.Маяковского. Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы - «жестяная рыба», «флейта водосточных труб», «умная морда трамвая», - но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности.

Стихи созвучны размеренному, чеканному шагу:

Жилы и мускулы - молитв верней.

Нам ли вымаливать милостей времени!

Мы-каждый -

держим в своей пятерне миров приводные ремни!

Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений - лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.

Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

Тематика лирики Маяковского, при всей его эпа-тажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях «Гимн судье», «Внимательное отношение к взяточникам».

В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэ-тов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории - не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие, нажраться лучше как, -

может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?..

Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к «буржуям» скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой - это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны

повседневных неурядиц:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении «Скрипка и немножко нервно», не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:

Оркестр чужо смотрел,как

выплакивалась скрипка

без слов,

без такта…

«Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи:

я вот тоже

а доказать ничего не умею!»

Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении «Надоело» поэт восклицает: «Нет людей». Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации - культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.

Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:

Поэт сонеты поет Тиане,

весь из мяса,

человек весь, -

тело твое просто прошу,

как просят христиане

«хлеб наш насущный

даждь нам днесь».

Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. «Кровью сердца дорогу радую», - эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта - слово, «величием равное богу».

Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим - реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. «Врывается к богу», «целует ему жилистую руку» - словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме «Облако в штанах»:

Я думал - ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества - и мир, и любимая, и даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.

САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО.

Сатирические произведения В.Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах "Сатирикон" и "Новый сатирикон", а в своей автобиографии "Я сам" под датой "1928", то есть за два года до смерти, написал: "Пишу поэму "Плохо" в противовес поэме 1927 года "Хорошо". Правда, "Плохо" поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись. Рассмотрим их подробнее. В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности, причем он носит романтический характер.

В поэзии В.Маяковского возникает традиционный для романтической поэзии конфликт творческой личности, авторского "я" - бунт, одиночество (недаром часто стихи раннего В.Маяковского сравнивают с лермонтовскими), желание дразнить, раздражать богатых и сытых, иными словами, эпатировать их. Для тогдашней поэзии направления, к которому принадлежал молодой автор, - футуризма - это было типично. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:

"Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей".

Уже в ранней сатирической поэзии В.Маяковский использует весь арсенал традиционных для поэзии, для сатирической литературы, которой столь богата русская культура, художественных средств. Так, он использует иронию в самих названиях целого ряда произведений, которые поэт обозначил как "гимны": "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду". Как известно, гимн - это торжественная песнь. Гимны же Маяковского - это злая сатира. Его герои - это судьи, унылые люди, которые сами не умеют радоваться жизни и завещают это другим, стремятся все регламентировать, сделать бесцветным и унылым. В качестве места действия своего гимна поэт называет Перу, но подлинный адрес вполне прозрачен. Особенно яркий сатирический пафос слышится в "Гимне обеду". Герои стихотворения - те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности. В стихотворении возникает прием, который в литературной науке носит название синекдоха: вместо целого называют часть. В "Гимне обеду" вместо человека действует желудок:

"Желудок в панаме! Тебя ль заразят
величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!"

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве В.Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

"Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй".

Здесь еще и ранний романтический поэт, и В.Маяковский, поставивший свое творчество на службу новой власти. Эти отношения - поэт и новая власть - складывались далеко не просто, это отдельная тема, но одно несомненно - бунтарь и футурист В.Маяковский искренне поверил в революцию. В автобиографии он писал: "Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция". Сатирическая направленность поэзии В.Маяковского меняется. Во-первых, её героями становятся враги революции. Эта тема на долгие годы стала важной для поэта, она ддала обильную пищу его творчеству. В первые годы после революции это стихи, которые составляли "окна РОСТА", то есть Росойского телеграфного агентства, выпускающих) агитационные плакаты на злобу дня. В.Маяковский принимал участие в их создании и как поэт, и как художник - к многим стихотворениям прилагались рисунки, вернее, то и другое создавалось как единое целое в традиции народных картинок - лубков, также состоявших из картинок и подписей к ним. В "Окнах РОСТА" В.Маяковский использует такие сатирические приёмы, как гротеск, гипербола, пародия - так, некоторые надписи создаются на мотивы известных песен, например, "Во Францию два гренадера" или известной по шаляпинскому исполнению "Блохи". Персонажи их - белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи - непременно в цилиндре и с толстым животом.

К новой жизни Маяковский предъявляет максималистские требования, поэтому многие его стихи сатирически показывают ее пороки. Так, большую известность приобрели сатирические стихотворения В.Маяковского "О дряни", "Прозаседавшиеся". Последнее создает гротексную картину того, как новые чиновники бесконечно заседают, хотя на фоне того, что мы знаем о деятельности тогдашних властей в России, эта их слабость выглядит довольно безобидно. В "Прозаседавшихся" возникает гротескная картина. В том, что сидят "людей половины", не только реализация метафоры - люди разрываются пополам, чтобы все успеть, - но и сама цена таких заседаний. В стихотворении "О дряни" к В.Маяковскому словно бы возвращается прежний антиобывательский пафос. Достаточно безобидные детали быта вроде канарейки или самовара приобретают звучание зловещих символов нового мещанства. В финале стихотворения возникает гротескная картина - традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение. Менее известны сатирические произведения В.Маяковского, в которых он выступает не с позиции воинствующей революционности, а с позиций здравого смысла. Одно из таких стихотворений - "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе". Здесь революционное стремление к глобальной переделке мира приходит в прямое противоречие с обыденными интересами рядового человека. Бабе, которой "грязью обдало рыло" на непролазной Мясницкой улице, нет дела до глобальных всероссийских масштабов. В этом стихотворении можно видеть перекличку с полными здравого смысла речами профессора Преображенского из повести М.Булгакова "Собачье сердце". Таким же здравым смыслом пронизаны сатирические стихи В.Маяковского о страсти новых властей к тому, чтобы всем и всему давать имена героев - так, в стихотворении "Ужасающая фамильярность" появляются придуманные поэтом, но вполне достоверные "Гребенки Мейерхольд" или "Собака имени Полкан". В 1926 году В.Маяковский написал стихотворение "Строго воспрещается":

"Погода такая,
что маю впору.
Май - ерунда.
Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон
Краснодара.
Тут бы
запеть соловью-трелеру.
Настроение - китайская чайница!
И вдруг на стене: - Задавать вопросы контролеру строго воспрещается! -
И сразу
сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить: -Ну, как дела?
Как здоровьице? Как детки? -
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя - еще обидится правительство!"

В стихотворении происходит столкновение естественного человеческого порыва, чувства, настроения с казенщиной, с канцелярской системой, в которой все регламентировано, строго подчинено правилам, осложняющим людям жизнь. Не случайно стихотворение начинается весенней картиной, которая должна рождать и рождает радостное настроение, самые обыденные явления, вроде перрона вокзала, вызывают поэтическое вдохновение, песенный дар. В.Маяковский находит удивительное сравнение: "Настроение - китайская чайпща!". Сразу же рождается ощущение чего-то радостного, праздничного. И все это перечеркивает строгий канцеляризм.

Поэт с поразительной психологической точностью передает ощущение человека, который становится предметом строгого запрета - он делается приниженным, уже не смеется, а "подхихикивает, ища покровительства". Стихотворение написано характерным для творчества В.Маяковского тоническим стихом, и, что типично для поэтического мастерства художника, в нем "работают" рифмы. Так, самое веселое слово - "чайница" - рифмуется с глаголом "воспрещается" из убогой казенной лексики. Использует здесь поэт и свойственный ему прием - неологизмы: трелёру, низя - деепричастие от несуществующего "низить". Они активно работают на раскрытие художественного смысла. Лирический герой этого произведения - не оратор, не борец, а прежде всего человек с его естественным настроением, неуместным там, где все подчинено строгому регламенту. Сатирические стихи В.Маяковского современно звучат и сегодня.

Теги: Сатирические произведения Маяковского Сочинение Литература

      А вы могли бы?

      Я сразу смазал карту будня,
      плеснувши краску из стакана;
      я показал на блюдце студня
      косые скулы океана.
      На чешуе жестяной рыбы
      прочел я зовы новых губ.
      А вы
      ноктюрн сыграть
      могли бы
      на флейте водосточных труб?

      Послушайте!

      Послушайте!
      Ведь, если звезды зажигают -

      Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
      Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

      И, надрываясь
      в метелях полуденной пыли,
      врывается к Богу,
      боится, что опоздал,
      плачет,
      целует Ему жилистую руку,
      просит -
      чтоб обязательно была звезда! -
      клянется -
      не перенесет эту беззвездную муку!
      А после
      ходит тревожный,
      но спокойный наружно.
      Говорит кому-то:
      «Ведь теперь тебе ничего?
      Не страшно?
      Да?!»
      Послушайте!
      Ведь, если звезды
      зажигают -
      значит - это кому-нибудь нужно?
      Значит - это необходимо,
      чтобы каждый вечер
      над крышами
      загоралась хоть одна звезда?!

      Люблю
      (Отрывок)

      Пришла -
      взглянув,
      за рыком,
      за ростом,
      деловито
      разглядела просто мальчика.
      Взяла,
      отобрала сердце
      и просто
      пошла играть -
      как девочка мячиком.
      И каждая -
      чудо будто видится -
      где дама вкопалась,
      а где девица.
      Да этакий ринется!
      Должно, укротительница.
      Должно, из зверинца!»
      А я ликую.
      Нет его -
      ига! -
      От радости себя не помня,
      скакал,
      индейцем свадебным прыгал,
      так было весело,
      было легко мне.

      Стихи о разнице вкусов

      Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
      «Какая гигантская лошадь-ублюдок ».
      Верблюд же вскричал: «Да лошадь разве ты?! Ты
      просто-напросто - верблюд недоразвитый».
      И знал лишь бог седобородый,
      что это - животные разной породы.

      Прощанье

      В авто, последний франк разменяв. -
      В котором часу на Марсель? -
      Париж бежит, провожая меня,
      во всей невозможной красе.
      Подступай к глазам, разлуки жижа,
      сердце мне сантиментальностью расквась!
      Я хотел бы жить и умереть в Париже,
      если б не было такой земли - Москва.

Вопросы и задания

  1. Прочитайте произведения В. В. Маяковского, написанные в первые годы революции, подготовьте одно из них или отрывок для чтения. На что обращает Ваше внимание поэт?
  2. Корней Чуковский считал, что основной нерв ранней поэзии Маяковского - боль и протест против буржуазной действительности. Где мы находим подтверждение этому?
  3. Ранние произведения Маяковского особенно богаты гиперболами, развернутыми метафорами, неологизмами. Приведите примеры использования этих художественных средств и подумайте, чего достигает поэт с их помощью. Зачем понадобились Маяковскому новые рифмы, ритмы?
  4. Как Вы понимаете слова самого Маяковского о творчестве поэта: «Чтоб правильно понимать социальный заказ, поэт должен быть в центре дел и событий...»?
  5. Какие стихотворения и пьесы Маяковского, известные Вам, направлены против бюрократизма, взяточничества, других зол современного общества?
  6. Почему Маяковский так много выступал с чтением своих стихотворений?
  7. В чем смысл стихотворений «Послушайте!», «Стихи о разнице вкусов» и «Прощанье»?

Обогощайте свою речь

  1. В чем проявилось новаторство Маяковского? Подготовьте развернутый ответ, используя рассказ о поэте и разделы «Как работал В. В. Маяковский», «В творческой лаборатории В. В. Маяковского», «Работа слова», «Словотворчество».
  2. Назовите неологизмы поэта из прочитанных Вами стихотворений. Включите два-три из них в предложения собственной конструкции.

Творчество Маяковского вызывает много споров. Некогда неумеренные восторги по отношению к его поэзии сменились резкой критикой. Зазвучали пред-ложения убрать Маяковского с корабля современно-сти, как некогда это предлагал сделать он с классика-ми. Тем не менее неоспоримым остается утверждение, что В. Маяковский — яркий, талантливый поэт, без творчества которого, несомненно оскудела бы поэзия двадцатого столетия и футуризм не получил бы такой широкой известности.

Лирический герой Маяковского создавался на ос-нове жизненного опыта поэта, его чувств, пережива-ний, чаяний. Важную роль для понимания лириче-ского героя Маяковского играют следующие слова по-эта:

Я хочу

быть понят моей страной, а не

буду понят,—

что ж, по

родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь!

После первого же выступления Маяковского на эс-траде за ним закрепилось амплуа поэта-горлана, бун-таря, этакой железной громадины, грубой и непре-клонной. Однако за эпатажной внешностью Маяков-ского, за несколько агрессивным поведением всегда скрывалась чуткая и ранимая душа.

Ведущая тема дореволюционной лирики В. Мая-ковского — тема трагического одиночества. Поэт пе-редает глубокие страдания от того, что он не понят ми-ром. Он жалуется на душевную боль, ищет и не нахо-дит выхода из нее. Красноречиво об этом говорит стихотворение «Скрипка и немножко нервно»: Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору — а сказать ничего не умею! Поэт переживает конфликт между мечтой и реаль-ностью, стремится обрести гармонию. Но окружаю-щий мир враждебен ему. В ранней лирике Маяков-ского четко прослеживается противопоставление по-эта и толпы. Не случайно он говорит о «бабочке поэтиного сердца». Образ лирического героя несет на себе печать некоего трагизма.

Не найдя понимания, поэт выражает резкое непри-ятие окружающей действительности. Звонкой поще-чиной звучат его стихотворения «Нате!» и «Вам!». Поэт использует огрубленную лексику, вызывающий тон. Резкие выпады делает он в адрес тех, кто далек от понимания его поэзии. Ему ненавистен мещанский тип мышления. Поэт озлоблен и раздражен. Его не-приятие «хозяев жизни» нередко переходит в откро-венную грубость и цинизм:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Однако грубость и цинизм — лишь маска, под кото-рой скрывает поэт свое истинное лицо, это лишь спо-соб хоть как-то обратить на себя внимание. Важней-шее чувство лирического героя раннего Маяковско-го — это боль и страдание. Он в отчаянии, его внутренний мир находится в постоянной дисгармо-нии. Поэт шокирует окружающий его мир намеренно грубыми выпадами, бросает вызов обществу, его мо-рали и образу жизни. Он выражает боль за тех, кто не хочет замечать красоту мира, живет ограниченной се-рой жизнью.

Чувство бесконечного, трагического одиночества распространяется и на стихотворения о любви. Поэт не изображает взаимной, обоюдной, тихой любви. Его стихи освещены трагическим чувством, болью, ревно-стью, отверженностью. Светлое чувство поэт противо-поставляет корысти, пошлости, бездуховности.

Задумываясь о своем месте в мире, о нужности на земле, поэт задает риторический вопрос: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»

Неоднократно повторяет он в этом стихотворении отчаянный призыв: «Послушайте!» Поэт хочет быть услышанным, ищет понимания. У Маяковского при-зывная сила, присущая его поэзии, неотделима от за-душевности, от человечности. В стихотворении «По-слушайте!» поэт призывает подняться над прозой жизни. Лирический герой Маяковского тянется к че-ловеческому теплу, участию, пониманию.

В. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху. Он не был понят при жизни, едва ли по достоинству оце-нили его после смерти. После похорон Маяковского М. Цветаева писала: «Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ГИПЕРБОЛИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО. (ГИПЕРБОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ НА МЕТАФОРИЧЕСКОМ УРОВНЕ. (НА ПРИМЕРЕ ПОЭМЫ «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»))

Фаттахова Аида Жавдатовна

студент 2 курса магистратуры, кафедра русского языка, теоретической и прикладной лингвистики, УдГУ, РФ, г. Ижевск

E- mail : a 19 f 19@ mail . ru

Донецких Людмила Ивановна

научный руководитель, д-р ф. наук, профессор УдГУ, РФ, г. Ижевск

В. Маяковский - яркая и многогранная личность в истории русской литературы и культуры в целом. Будучи чрезвычайно чувствительным и эмоциональным человеком, он глубоко и тонко воспринимал всё происходящее вокруг него. Преданность революционному делу воодушевлялась горячим оптимизмом, глубокой верой во всё новое, бескомпромиссным отношением к старому, отживающему.

Художественные искания Маяковского, его отношение к литературным течениям отразились на характере его творчества, стиле его произведений: в них постоянно присутствует личность самого поэта, с его мироощущением, сильным характером, ярким темпераментом. «Волевая сознательность была не только в его стиховой работе, она была в самом строе его поэзии, в его строках, которые были единицами скорее мускульной воли, чем речи, и к воле обращались» . Маяковский, опираясь на богатство русского языка, старался выбирать из его системы такие средства, которые были бы направлены на предельное речевое выражение его лирического героя.

Гиперболический стиль органически связан с мировосприятием поэта. С точки зрения В. Маяковского грандиозность событий, коренные изменения, происходившие в стране, важность поставленных задач - всё это предполагало использование ярких средств для отражения духа времени. Гиперболы в творчестве Маяковского присутствуют практически всюду. В статье «Как делать стихи?», говоря о способах «выделки» образов, поэт писал: «Один из способов делания образа, наиболее применяемых мною в последнее время, это - создание самих фантастических событий - фактов, подчёркнутых гиперболой». Чем больше вчитываешься, тем больше попадаешь под влияние авторской силы изображения, напора слов, крайней эмоциональности. В результате каждый образ может оказаться значительно преувеличенным.

В статье нами рассмотрены тропеические способы создания гиперболического эффекта в творчестве В. Маяковского, потому что именно этот уровень играет важнейшую роль в создании ярких гиперболических образов. Нами выделены основные виды тропов, используемых В. Маяковским, как способ образования гиперболы в поэме «Во весь голос».

Среди тропов ведущее место занимает метафора, она создаёт яркие, запоминающиеся образы, основанные на смелых ассоциациях, которые проявляют способность выполнять в художественном тексте как номинативную так и образную, экспрессивно-оценочную и концептуальную функции .

В структурном отношении гиперболические метафоры Маяковского не выходят за рамки известных в языке метафорических структур.

Языковой материал позволил выделить несколько групп гиперболических метафор, функционирующих в творчестве В. Маяковского:

1. Метафорические сочетания предикативного типа («небо распалится», «горит вода», «земля горит», «горит асфальт») представлены в примерах:

«От флагов

огнём распалится» ;

«Горит вода,

земля горит,

до жжения» .

Метафорические сочетания с глаголами: «горит», «распалится» в данном случае претерпевают смысловое усложнение. Лексемы: «от флагов» (в значении «от ярко-красного цвета флагов»), «распалится» (в значении «раскалиться докрасна»), «до жжения» (в значении «настолько сильно раскалиться, что можно обжечься») не только создают образы «неба», «земли», «асфальта» как пылающих, огненных пространств, но и наделяют метафорические сочетания семантикой цвета, осязания: флаги настолько яркие, что озаряют небо огненно-красным цветом; асфальт так горяч, что раскаляется докрасна и может обжечь. Особое значение в создании эффекта всеохватности огненного пространства имеет троекратный повтор глагола «горит». Во всех трёх случаях этот глагол поставлен в препозицию, что подчёркивает гиперболичность образа «великого пожара», творящегося вокруг.

Большинство глаголов, употреблённых в переносном метафорическом значении приставочные (ср.: примёрзла, разжигают, распалится). Например:

«Кровь разжигалась висками жилясь».

Глагол «разжигаться» имеет значение «начинать гореть, разгораться» . В сочетании «кровь разжигалась» нарушен закон семантического согласования: кровь не горит, поэтому она не может разжечься. Глагол «разжечь» в поэтической функции получает иное семантическое согласование: он становится более мобильным, способным выделить новые контекстуальные семы: «кровь разыгралась», «забурлила», «вскипела».

2. В творчестве В. Маяковского метафора эксплицируется в сочетания именного типа:

а. В примерах:

«Горы злобы, аж ноги пухнут» ;

«И речь прерывало обвалами рёва» ;

выделяются генетивные метафорические сочетания: «горы злобы», «обвалами рёва», «гром голосов», где существительные: «горы», «обвалами», «гром» понятийно свидетельствуют о глобальном распространения чего-либо, причём лексемы «горы» и «обвалы» указывают на количество материальных объектов, а «гром» на силу распространения звука.

Рассмотрим один из примеров:

прерывало

обвалами рёва» .

В субстантивном сочетании «обвалами рёва» заметно нарушение семантического согласования. Происходит рождение нового значения, которое выводит слово из привычного восприятия. Это заложено в лексическом содержании слов «обвал» и «рёв» в сочетании «обвалами рёва», которые в номинативном значении реализуют семы: «большой», «огромный», «весомый» (обвал), «очень громкий», «протяжный», «звериный» (рёв). Соединением таких слов, подобно ядерной реакции, рождается новая смысловая и эмоциональная энергия.

б. Не менее частотны и гиперболические метафоры-приложения:

Любимой моей глаза» .

Принцип сходства, лежащий в основе метафорических сочетаний, достаточно ярко проявляется в примере: «глаза-небеса ». По мнению В.Н. Телия, «Метафоризация начинается с допущения подобия (или сходства) формирующегося понятия о реалии и некоторого в чём-то сходного с ней «конкретного» образно-ассоциативного представления о другой реалии». В данном примере автор воспринимает величину и цвет глаз своей возлюбленной как огромное голубое небо. Ассоциация происходит и по цвету, и по качеству: влюблённый человек буквально «тонет» в глазах любимой, как в море. Однако отметим, что данное подобие возможно только при наличии уточнения в виде прилагательного и местоимения «любимой моей», которыми подчёркивается избранность конкретной женщины из числа многих.

в. В поэтических текстах Маяковским используются различные приёмы, создающие и усиливающие эффект преувеличения. Одним из приёмов создания гиперболического в поэтической метафоре является выбор понятий, в содержательной основе которых заключается преувеличение или подчёркивается огромность сопоставляемых явлений» . Выделим атрибутивные гиперболические сочетания:

«Трясущимся людям

в квартирное тихо

стоглазое зарево рвётся с пристани» ;

«Приоткроется челюсть

или зыкая

вместо языка -

верста треязыкая» ;

карандашный лес» .

В конструкциях гиперболических метафор этого типа частотны авторские метафорические окказионализмы: «стоглазое зарево», «верста треязыкая», «карандашный лес». В примерах «стоглазое зарево», «верста треязыкая» окказиональные прилагательные построены по типу числительное + существительное: «сто» + «глаз», «три» + «язык». В содержательный основе этих отдельных слов не содержится значение преувеличения, но при их слиянии такое значение проявляется за счёт неожиданности и фантастичности получившегося понятия.

Пример «карандашный лес» не является окказионализмом, однако и в его содержательной основе подчёркивается гиперболичность. Такое оказывается возможным в сочетании с существительным «лес», которое само по себе обозначает «много деревьев». В сочетании с прилагательным «карандашный» это слово приобретает новую семантику - «большое количество карандашей для письма», которые были исписаны.

3. Излюбленным является и приём использования инверсионного порядка слов. Например:

«Грудь срази отчаяния лавину» ;

«С годами

мускулов сталь» .

Инверсионные сочетания: «грудь срази» вместо «срази грудь», «отчаяния лавину» вместо «лавину отчаяния», «с годами ослабла» вместо «ослабла с годами», «мускулов сталь» вместо «сталь мускулов» поставлены автором в сильную позицию, что свидетельствует о нетривиальности описываемых явлений. В первом примере: инверсия «отчаяния лавину» больше подчёркивает неимоверную силу горя, чем прямой порядок слов - «лавину отчаяния». Во втором примере: инверсия «мускулов сталь» концентрирует большую выразительность образа сильного, крепкого человека со «стальными» мускулами. В инверсии «с годами ослабла» акцентируется временная протяжённость.

4. Гиперболизм в метафоре достигается также с помощью «игры, построенной на неожиданности, парадоксальности, анекдотичности и аналогии» . У Маяковского образное может создаваться индивидуально-авторским путём - на базе стилистически нейтральной лексики, с помощью неожиданных сравнений. Проявление этого способа можно проследить на примерах: «цистерной энергия» , «подмышек меха» , «пасть-верста» , «штык-язык» и др.

5. В произведениях Маяковского также встречаются гиперболические метафоры, семантическая структура которых в полной мере осознаётся и мотивируется контекстом, либо контекст ярче «высвечивает» гиперболическое значение. Рассмотрим пример:

«Скучно здесь

нехорошо

отсыреет и броня… -

дремлет мир,

На Черноморский округ

синь-слезищу

морем оброня» .

В сочетании «синь-слезища» заложен и художественный эффект. Такие метафоры исследователи называют метафорами-загадками . Расшифровывает такую гиперболическую метафору только контекст: «Дремлет мир,/ на Черноморский округ/ синь-слезищу/ морем оброня» («оброня на Черноморский округ», «синь-слезищу оброня морем»).

З. Паперный отмечает, что сочетание «синь-слезища» «подчёркивает не только огромный масштаб поэтической картины, которая предстаёт перед нами как бы схваченной с гигантской высоты. Вместе с тем грусть, которая слышалась в трубных звуках парохода, теперь окрасила собой всё видение мира. Эта «синь-слезища» вызывает представление уже не о тоскующем пароходе, но о ком-то, кто услышал грусть в пароходных мольбах-сигналах. И какая-то необычная, неповторимая «Маяковская» грусть! Не погружённое в себя переживание, но чувство, сливающееся с безграничной ширью мира» .

В создании гиперболического значения Маяковский использует приём «развития и оживления метафоры» .

«Звонок от ожогов уже визжит,

добела раскалён аппарат» .

Морфологическим элементом, развивающим глагольную метафору «звонок визжит», является наречие «добела», создающее вместе с причастием «раскалён» гиперболическое значение (наречие «добела» выражает крайнюю степень раскалённости и напряжения). Вторая часть этого сложносочинённого предложения тесно связана по смыслу с первой и является её логическим продолжением. Оживление метафоры происходит с помощью глагола «визжит», который традиционно употребляется по отношению к живым существам. В сочетании с существительным «от ожогов» создаётся эффект постепенной персонификации - от неодушевлённого состояния телефонного аппарата (до частых звонков) к одушевлённому (телефон не вытерпел бесчисленного количества звонков).

Тропеический уровень создания гиперболических образов является одной из важнейших составляющих построения общего гиперболического фона поэмы «Во весь голос». Среди тропов, использованных В. Маяковским для обозначения поэзии как революции, борьбы выделим метафоро-метонимические тропы, близкие к символам. Для В. Маяковского поэзия и революция неотделимы друг от друга: поэзия столь же упорна в борьбе за свободу выражения индивидуального мировидения, как революция, а революция, подобно поэзии, наполнена возвышенными порывами и надеждой на прекрасное будущее. Возникает образ «поэзии-революции», гиперболичность которой эксплицирована в глобальности авторской идеи. И поэзия, и революция - два дела всей жизни для Маяковского, объединив их, автор бросает вызов существующему укладу жизни и возвеличивает себя как демиург - тот, кто способен противостоять хаосу.

Это метафоро-метонимическое обобщение, равное символу, - «поэзия-революция» - в поэме «Во весь голос» складывается из множества метафорических и метонимических образов: «страниц войска», «по строчечному фронту», «поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий», «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики», - все они включают в себя лексемы, характеризующие, на первый взгляд, несочетаемые понятия - поэзию и революцию:

1. В примере «страниц войска» лексемы - «страницы» и «войска», по отдельности не являются словообразами, но сочетаясь, образуют метафорический образ множества страниц произведений автора, которые, словно войска солдат, нацелены на битву за просветление читательских умов.

Метафоризация здесь основана на количественном признаке: страниц, выстроенных в ряды, их так много, что они могут сравниться с войском. Существительное «страницы» в сочетании с существительным «войска» соотносятся с военной лексикой, а метафорический образ «страниц войска» является звеном общей цепи создания главной метафоры: поэзия-революция.

2. «По строчечному фронту». Акцент данной метафоры падает на существительное «фронт», которое относится к военной лексике и обозначает переднюю, обращённую к противнику сторону боевого расположения войск. В сочетании с прилагательным «строчечный» (от сущ. «строка»), которое здесь является составляющей понятия «поэзия», лексема «фронт» перестаёт быть только военным обозначением и приобретает метафорическое значение в словосочетании «строчечный фронт» = борьба поэта за свободу мысли и правдивость изложения.

3. «Поэмы замерли,/ к жерлу прижав жерло/нацеленных/ зияющих заглавий» - пишет Маяковский. Словообраз «поэзия-революция» также конкретизируется через военную лексику - «жерло заглавий». Поэма - оружие, способное изменить уклад жизни и мировоззрение масс.

4. В примере «застыла кавалерия острот,/поднявши рифм отточенные пики» словообраз поэзии контаминирует лексемы военной и литературной тематики: существительные «кавалерия», «пики» относятся к военной лексике, но сочетаясь с лексемами, обозначающими литературные понятия - «остроты», «рифмы», - обрастают новыми оттенками - культурная революция, способная рифмами-пиками избавить мир от невежества жизни. Словообраз поэзия-революция, гиперболичность которого обозначает для автора желание показать мирное поэтическое ремесло как неистовую борьбу за преобразование бытовой жизни в поэзии и утвердить поэзию в жизни, складывается из многих конкретизированных метафор, которые в свою очередь тоже содержательно симбиозны. Следвательно, гиперболические словообразы - важнейший компонент в создании общего гиперболического фона поэмы.

Список литературы:

  1. Ковалёв В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы: Автореф. дис. докт. филол. наук. Киев, 1974.
  2. Левин Ю.И. Структура русской метафоры// Труды по знаковым системам. 1965.
  3. Маяковский В.В. Собр. соч. в 12-и т. М.: Правда, 1978.
  4. Опарина Е.О. Концептуальная метафора// Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.
  5. Паперный З. О мастерстве Маяковского. М.: Изд-во АН СССР, 1961.
  6. Словарь современного русского литературного языка: в 17-и т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
  8. Фатющенко В.И. Метафоры Маяковского и вопросы истории метафоры в русской поэзии: Автореф. дис. канд. филол. наук. М, 1966.