Сдвг психология. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. Другие нарушения, связанные с сдвг

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – одно из наиболее часто встречающихся психических неврологическо-поведенческих отклонений у детей. Огромное количество специалистов (в частности психологи и неврологи) относят его к категории устойчивых и неизлечимых, однако есть и те, кто считает, что это убеждение миф. Не являясь профессионалами в области психотерапии и неврологии, мы не будем принимать ни одну из этих точек зрения, но представим в статье наиболее полную информацию о данной патологии.

Ниже мы более подробно расскажем о том, что такое СДВГ, каковы его причины и симптомы и как он диагностируется. Также мы предложим вашему вниманию некоторые правила лечения СДВГ (способы борьбы и способы получить от этого пользу) и советы на тему профилактики этого отклонения, которые можно использовать родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Самое главное об СДВГ

По статистике, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается где-то в 5% случаев, что является наиболее распространенным психическим отклонением у детей. Также известно, что на одну девочку с этим недугом приходится три мальчика.

Дети, страдающие представленным заболеванием, неизбежно сталкиваются с различными проблемами не только в детских садах и школах, но и дома, ведь они испытывают серьезные на каких-либо процессах или объектах и контролем своих собственных побуждений. А из-за нестабильного эмоционального фона появляется непонимание и даже осуждение со стороны окружающих людей, что во многих случаях становится причиной сниженной самооценки, негативного мышления, озлобленности и других деструктивных последствий.

Кроме того, дети с СДВГ чаще остальных получают травмы бытового характера. Но более страшно то, что уже в раннем возрасте они могут начать курить, употреблять спиртное, наркотические и психотропные препараты. Другими же сопровождающими СДВГ патологиями нередко становятся депрессии, асоциальное или маниакальное поведение, заикание, нервные тики и биполярные расстройства, проявляющиеся в разрушительном симбиозе депрессивного и маниакального состояний.

Именно поэтому очень важно знать причины, симптомы, методы профилактики, способы борьбы и способы получить от этого пользу, а также сопутствующие методы , в том числе и .

Основные причины СДВГ

С определением достоверных причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей есть некоторые проблемы, т.к. даже сегодня они не установлены окончательно. Однако психологи и неврологи относят к возможным факторам развития болезни следующие:

  • Особенности нервной системы . Имеются в виду индивидуальные особенности развития человека, проявляющиеся в дефиците внимания и повышенной активности.
  • Генетическая предрасположенность , когда причины к появлению заболевания находятся в генах. Риск появления СДВГ возрастает, если схожие психические отклонения имеются у кого-то из ближайших родственников человека.
  • Образ жизни будущей матери . Если беременная женщина курит, пьет спиртное и/или употребляет наркотики, развитие у ребенка СДВГ может стать результатом этого.
  • Особенности родов . К этому фактору относятся преждевременные роды и сложное протекание беременности.
  • Неблагоприятные экологические условия . Сюда относят загрязненный воздух, воду, включающую в себя соединения свинца, а также воздействие токсичных и ядовитых веществ, имеющихся в окружающей среде.

Исходя из этого, одним из самых эффективных способов профилактики СДВГ можно назвать ведение . Но вопроса лечения и профилактики мы еще коснемся, а пока поговорим о симптомах синдрома у детей.

Симптомы и диагностика СДВГ

Сначала важно отметить, что диагностика столь злостного психического недуга возможна только в тех ситуациях, когда в полной мере проявляются его симптомы. Проводится она не посредством специальных методов или использования каких-то аппаратов, а при помощи обычного наблюдения, получения данных о членах семьи (чтобы установить предрасположенность) и сборе информации от людей, окружающих ребенка, например, родственников, родителей, преподавателей, друзей и т.д. Помимо этого, для окончательного анализа психического состояния требуется и прохождение общего медицинского осмотра.

Что же касается симптомов, то мы берем за основу информацию Американской Ассоциации Психиатров. Ее специалисты выделяют следующие признаки СДВГ у детей:

  • Рассеянность . Выражается в том, что ребенок постоянно теряет свои вещи, к примеру, одежду, школьные принадлежности, игрушки; а также в том, что он не может в спокойном состоянии самостоятельно выполнять определенные действия: писать, рисовать, читать, играть и т.д.
  • Забывчивость . Выражается в том, что ребенок все время забывает просьбы родителей, учителей, друзей; не помнит о своих обещаниях, зачастую, не закончив, бросает выполнение уроков, домашних дел или выполнение инструкций.
  • Невнимательность . Выражается в том, что ребенок делает множество ошибок при выполнении любых действий, причиной чему является неспособность к концентрации на одних и тех же процессах.
  • Рассредоточенность . Выражается в том, что ребенок отвлекается от того, чем занят, не выражает желания (и даже сопротивляется) к участию в работе, требующей применение ума, т.к. осознает то, что у него ничего не получится. Здесь же можно отметить неспособность к продолжительному сосредоточению на играх, уроках, учебе и выполнении других заданий.
  • Гиперактивность . Выражается в том, что ребенок очень много говорит, беспокойно и хаотично двигает ногами и руками, стопами и кистями, не может спокойно усидеть на одном месте, постоянно ерзает, часто встает, когда нужно сидеть, выполняет чрезмерное количество бесцельных движений, в том числе и в ситуациях, когда вести себя так нельзя. Говоря о гиперактивности, не будет лишним отметить, что у детей с СДВГ двигательная активность может продолжаться даже когда они спят, причем спят такие дети чаще всего в позе эмбриона. Если же беседовать с ребенком с СДВГ и, например, задавать ему вопросы, отвечать на них он начинает, еще не дослушав до конца. А еще судить о гиперактивности можно по тому, что дети всегда вмешиваются в некасающиеся их беседы, влезают в чужие занятия и игры.

Однако не нужно бить тревогу, если вы вдруг заметили за своим чадом нечто из вышеназванного. Дело в том, что говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно тогда, когда в поведении проявляются шесть или больше симптомов. К тому же происходить это должно систематически на протяжении полугода в школе или детском саду, дома, во взаимодействии с окружающими людьми. Важен и тот факт, что поставить соответствующий диагноз могут только психологи, неврологи и некоторые другие специалисты, разбирающиеся в особенностях развития детей. И только после того как диагноз определен, можно приступать к лечению.

Лечение СДВГ

Как мы уже упоминали, большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее. Помните о том, что назначать препараты и подбирать дозировку может только врач.

Помимо традиционной медицины для лечения СДВГ могут применяться и альтернативные методы, хотя в большей степени они относятся ко взрослым людям. Среди таковых выделяют , йогу, цигун, особые диеты, где в пищу принимаются продукты без сахара, аллергенов, искусственных красителей, консервантов и кофеина. Но не следует забывать и о том, что помимо физического лечения, для профилактики и облегчения СДВГ нужно заниматься и интеллектуальным. Можно, например, проходить специализированные курсы по развитию мышления, играть в особые онлайн-игры (отличную подборку таких вы можете найти ). И если подходить к вопросу лечения и профилактики СДВГ комплексно, можно добиться пусть и не полного избавления от этого заболевания, но все же сделать так, чтобы ребенок просто перерос его, возымев возможность войти во взрослую жизнь подготовленным человеком.

Теперь же мы хотим дать несколько советов родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Детей с СДВГ специально учат преодолевать симптомы этого заболевания. Но способы борьбы и способы получить от этого пользу могут быть эффективны только тогда, когда лечение (прием медикаментов, психотерапия и другие методы) сопровождается непосредственным участием в нем родителей. Что же можно делать дома, чтобы облегчить недуг своего ребенка? Вот несколько эффективных рекомендаций:

  • Проявляйте чувства и давайте своему чаду понять, что цените и любите его. Уделяйте ему больше времени, причем без участия посторонних, целуйте, обнимайте и всячески показывайте, что принимаете его таким.
  • Повышайте самооценку ребенка , для чего отлично подходят занятия спортом. Например, приобщите его к единоборствам и активным тренировкам. Даже если заметных достижений достигнуто не будет, спорт в любом случае , дисциплину, желание работать над собой, а также приучает к распорядку.
  • Верно ставьте задачи . Когда поручаете что-то своему ребенку, старайтесь выражаться просто. Ваши слова, фразы и формулировки должны соответствовать его возрасту, ясно восприниматься и пониматься ребенком. А большие задачи рекомендуется делить на несколько более мелких этапов.
  • Не забывайте об отдыхе . Вы должны обеспечивать свое дитя условиями для отдыха. Не утомляйте его, не допускайте повышенной усталости, не перегружайте заданиями и работой. Делайте перерывы, устраивайте сон-час, позволяйте заниматься любимыми делами.
  • Соблюдайте режим . Выстраивайте и график на каждый день, чтобы привить ребенку дисциплинированность. Но делайте это непринужденного и мягко. Детей с СДВГ воспитывать намного легче, когда родитель пресекает нежелательное поведение и поощряет желательное.
  • Приобщайте учителей . Это значит, что вам просто необходимо рассказать об особенностях своего чада учителям и педагогам, с которыми он взаимодействует, чтобы обеспечить себе поддержку с их стороны. Можно поговорить о возможности изменений в системе оценок, разработать индивидуальный план занятий или даже перевести ребенка в частную школу, где к нему будет применен особый подход.
  • Сохраняйте уверенность и будьте терпеливы . Примите тот факт, что в одночасье разобраться с трудностями не получится. А потому старайтесь сохранять спокойствие и равновесие. Это позволит вам обойти стороной ошибки и избежать переутомления в воспитании любимого ребенка. К тому же дети склонны копировать поведение авторитетных для них взрослых, а значит, вы всегда должны служить хорошим примером для подражания.
  • Развивайте мышление . Уделяйте особе внимание интеллектуальному развитию своего ребенка. Для этого подходит чтение книг, решение логических задач, просмотр познавательных телепередач и документальных фильмов, всевозможные игры (включая и ) и курсы по .

И еще раз напомним о том, что определять синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ни в коем случае не нужно самостоятельно. Если вы регулярно замечаете какие-то отклонения, не делайте поспешных выводов, а обратитесь за консультацией к профессионалам. Вероятнее всего, в необычном поведении просто проявляются особенности развития вашего любимого сынишки или дочери.

В заключение же, с учетом того, что в статье нами были рассмотрены особенности СДВГ у детей, стоит сказать пару слов об этом заболевании и у взрослых.

СДВГ у взрослых

Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому людям, которым это знакомо, рекомендуется заниматься изучением СДВГ самостоятельно и обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь именно соответствующие обследования могут дать ответы на многие вопросы.

А если говорить о распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, то она зависит от имеющихся у них сопутствующих проблем психологического характера. Например, исследования, проведенные в Мексике в 2007 г., показали наличие этой болезни у 5,37% из 149 человек, не наблюдающихся у психиатров, и у 16,8% из 161 человека, которые наблюдались у психиатров. Любопытно и то, что в категории психиатрических пациентов разница в наличии СДВГ была «перевернута» в соотношении с общей категорией и категорией детей (вспомните начало статьи): синдром наблюдался у 21,6% женщин и лишь у 8,5% мужчин.

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder ) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Причины СДВГ

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы. Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ - это полигенное наследуемое заболевание . Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде. Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей. Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин .

  • Дофамин - отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин - гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин - необходим для нормального сна . Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ , могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка. Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается. В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов. Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию. Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS - Fetal Alcohol Syndrome ), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе , которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» - ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни .

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ . Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее - конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии-синдрома дефицита внимания гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

1. Синдром дефицита внимания гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного и спинного мозга. Ретикулярная формация (лат. rete - сеть) представляет собой совокупность клеток, клеточных скоплений и нервных волокон, расположенных на всем протяжении ствола мозга (продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг) и в центральных отделах спинного мозга. Ретикулярная формация получает информацию от всех органов чувств, внутренних и других органов, оценивает ее, фильтрует и передает в лимбическую систему и кору большого мозга. Она регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов центральной нервной системы, включая кору большого мозга, играет важную роль в сознании, мышлении, памяти, восприятии, эмоциях, сне, бодрствовании, вегетативных функциях, целенаправленных движениях, а также в механизмах формирования целостных реакций организма. Ретикулярная формация прежде всего выполняет функцию фильтра, который позволяет важным для организма сенсорным сигналам активировать кору мозга, но не пропускает привычные для него или повторяющиеся сигналы.), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Термин "синдром дефицита внимания" был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия "минимальной мозговой дисфункции". История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn, хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин "минимальное мозговое повреждение". В дальнейшем в понятие "минимальное мозговое повреждение" были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель "минимального мозгового повреждения" уступила место более динамичной и более гибкой модели "минимальной мозговой дисфункции".

В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), - согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием "синдром дефицита внимания гиперактивности". В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе "Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте" в подразделе "Нарушение активности и внимания" (F90.0) и "Гиперкинетическое расстройство поведения" (F90.1).

Частота синдрома дефицита внимания гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

Синдром дефицита внимания без гиперактивности;

Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно "амнезируются". В родословных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен - гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина (нейромедиатор). У S. Faraone, J. Biederman обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина(в синтезе белка следует за дофамином). Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина.

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания и гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе - лишь у 5%.

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

Наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

Раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

Некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

Симптомы не являются проявлением других заболеваний;

Нарушение обучения и социальных функций.

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза "синдром дефицита внимания и гиперактивности". Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

С трудом поддерживает внимание в работе и игре;

Не слушает то, что ему говорят;

Не в состоянии следовать инструкциям;

Не может организовать игру или деятельность;

Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

Часто теряет вещи;

Часто и легко отвлекается;

Бывает забывчив.

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

Совершает суетливые движения руками и ногами;

Часто вскакивает со своего места;

Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

Не может играть в "тихие" игры;

Всегда находится в движении;

Очень много говорит.

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

Отвечает на вопрос, не выслушав его;

Не может дождаться своей очереди;

Вмешивается в разговоры и игры других.

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

Нарушение внимания и явления гиперактивности-импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов, у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения.

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия. дискалькулия-специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. термин дислексия произошел от двух греческих слов «дис»-сложность и «лексис»-слово, в буквальном переводе дислексия значит «сложность со словами». Проявляется дислексия в нарушениях процесса чтения, в постоянно повторяющихся ошибках. Люди, страдающие дислексией, пропускают звуки, меняют буквы местами или добавляют ненужные, искажают звучание слов, иногда «глотают» целые слоги.), астеническими синдромами (это состояние проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. У больных наблюдаются раздражительная слабость, выражающаяся повышенной возбудимостью и быстро наступающей вслед за ней истощаемостью, аффективная лабильность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности и неудовольствия, а также слезливостью.) на фоне интеркуррентных заболеваний (сопутствующие заболевания), заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто-с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями).

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения-минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня "гиперактивного" ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. "Гиперактивные" дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр-друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания и гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов-антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимани и гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро-в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет - в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Н.Н. Заводенко и наблюдал положительный эффект инстенона у 59% больных. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии.

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор , — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность ;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды , стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

Большой процент людей с диагнозом СДВГ становится наркоманами и алкоголиками, они ведут асоциальный образ жизни и часто становятся на преступный путь.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, электрокардиографию, . Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Церебролизин, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.