Сергей самыгинпсихология и педагогика. Характерный мышечный панцирь. Конституционные и клинические типологии

100 экзаменационных ответов по психологии. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И.

Экзаменационный экспресс-справочник.

или

Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 - 256 с.

В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке к сдаче экзамена по курсу "Психология" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.

Формат: doc / zip

Размер: 231 Кб

/ Download файл

Формат: html / zip ( тоже очень удобно)

Размер: 201Кб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
1. Возникновение психологии как науки
2. Отрасли психологии
3. Задачи и место психологии в системе наук
4. Основные исторические этапы развития психологической науки
5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
6. Основные этапы развития психики
7. Структура психики человека
8. Психика и особенности строения мозга
9. Деятельность
10. Функции речи
11. Виды речевой деятельности и их особенности
12. Методы психологии
II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
13. Понятие об ощущении и его физиологической основе
14. Основные характеристики анализаторов
15. Виды ощущений
16. Понятие о восприятии
17. Основные свойства восприятия
18. Нарушение восприятия
19. Общая характеристика внимания
20. Свойства внимания
21. Общие понятия о памяти
22. Виды памяти
23. Забывание
24. Развитие мышления в персоногенезе
25. Виды мышления
26. Мыслительный процесс
27. Операции мыслительной деятельности
28. Качества мышления и структура интеллекта
29. Оценка интеллекта
30. Способы активизации мышления
31. Расстройства мышления
32. Общая характеристика воображения
33. Виды воображения
34. Мысленный эксперимент
III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
35. Сознание как высшая ступень развития психики
36. Взаимодействие сознания и подсознания
37. Психические состояния человека
38. Состояния сознания. Роль сна
39. Виды эмоциональных процессов и состояний
40. Теории эмоций
41. Физиологические механизмы стресса
42. Стресс и фрустрация
43. Воля как характеристика сознания
44. Структура волевого действия
45. Мотивация
IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
46. Социальная среда и личность
47. Социализация личности
48. Периодизация развития личности
49. Типология неправильного воспитания
50. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
51. Жизненные кризисы
52. Самосознание
53. Социальная роль
54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
55. Ролевые и внутриличностные конфликты
V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
56. Структура личности по Фрейду
57. Теория сексуального развития З.Фрейда
58. Защитные механизмы (по Фрейду)
59. Бихевиоризм
60. Поведенческая концепция Б.Скиннера
61. Типология поведения по Макгвайру
62. Когнитивные теории личности
63. Иерархия потребностей А.Маслоу
64. Самоактуализация личности
65. Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга
66. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
67. Генетический подход Чампиона Тойча
VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ
68. Психологическая структура личности
69. Способности
70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах
71. Типы темперамента и их психологические характеристики
72. Учет темперамента в деятельности
73. Конституционные и клинические типологии
74. Клинические типологии личности
75. Характер
76. Акцентуации характера
77. Невроз. Виды неврозов
78. Аутотренинг
79. Психосоциотипы
80. Сенсорная типология
81. Психогеометрйческая типология
82. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
83. Психологический рост (по Адлеру)
84. Типы людей и "локус контроля"
85. Жизненные сценарии в судьбе человека
86. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
87. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ
88. Функции и структура общения
89. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
90. Виды общения
91. Трансактный анализ общения
92. Вербальные и невербальные средства общения
93. Общение как восприятие людьми друг друга
94. Методы психологического воздействия
95. Группы и коллективы
96. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
97. Лидерство
98. Стили управления
99. Эффективность руководства
100. Психологические требования к менеджеру

- экзаменационный экспресс-справочник - Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. - 2001

В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам ВУЗов по подготовке и сдаче экзамена по курсу "Психология" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.

Ростов-на-Дону. Издательский центр "МарТ", 2001

I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

1. Возникновение психологии как науки
2. Отрасли психологии
3. Задачи и место психологии в системе наук
4. Основные исторические этапы развития психологической науки
5. Основы функции психики. Особенности психического отражения
6. Основные этапы развития психики
7. Структура психики человека
8. Психика и особенности строения мозга
9. Деятельность
10. Функции речи
11. Виды речевой деятельности и их особенности
12. Методы психологии

II. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

13. Понятие об ощущении и его физиологической основе
14. Основные характеристики анализаторов
15. Виды ощущений
16. Понятие о восприятии
17. Основные свойства восприятия
18. Нарушение восприятия
19. Общая характеристика внимания
20. Свойства внимания
21. Общие понятия о памяти
22. Виды памяти
23. Забывание
24. Развитие мышления в персоногенезе
25. Виды мышления
26. Мыслительный процесс
27. Операции мыслительной деятельности
28. Качества мышления и структура интеллекта
29. Оценка интеллекта
30. Способы активизации мышления
31. Расстройства мышления
32. Общая характеристика воображения
33. Виды воображения
34. Мысленный эксперимент

III. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

35. Сознание как высшая ступень развития психики
36. Взаимодействие сознания и подсознания
37. Психические состояния человека
38. Состояния сознания. Роль сна
39. Виды эмоциональных процессов и состояний
40. Теории эмоций
41. Физиологические механизмы стресса
42. Стресс и фрустрация
43. Воля как характеристика сознания
44. Структура волевого действия
45. Мотивация

IV. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

46. Социальная среда и личность
47. Социализация личности
48. Периодизация развития личности
49. Типология неправильного воспитания
50. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
51. Жизненные кризисы
52. Самосознание
53. Социальная роль
54. Социальный статус. Систематизация социальных ролей
55. Ролевые и внутриличностные конфликты

V. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

56. Структура личности по Фрейду
57. Теория сексуального развития З.Фрейда
58. Защитные механизмы (по Фрейду)
59. Бихевиоризм
60. Поведенческая концепция Б.Скиннера
61. Типология поведения по Макгвайру
62. Когнитивные теории личности
63. Иерархия потребностей А.Маслоу
64. Самоактуализация личности
65. Трансперсональная психология. Взгляды К.Юнга
66. Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа
67. Генетический подход Чампиона Тойча

VI. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

68. Психологическая структура личности
69. Способности
70. Понятие о темпераменте и его физиологических основах
71. Типы темперамента и их психологические характеристики
72. Учет темперамента в деятельности
73. Конституционные и клинические типологии
74. Клинические типологии личности
75. Характер
76. Акцентуации характера
77. Невроз. Виды неврозов
78. Аутотренинг
79. Психосоциотипы
80. Сенсорная типология
81. Психогеометрическая типология
82. Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру)
83. Психологический рост (по Адлеру)
84. Типы людей и "локус контроля"
85. Жизненные сценарии в судьбе человека
86. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
87. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)

VII. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ

88. Функции и структура общения
89. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения
90. Виды общения
91. Трансактный анализ общения
92. Вербальные и невербальные средства общения
93. Общение как восприятие людьми друг друга
94. Методы психологического воздействия
95. Группы и коллективы
96. Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия
97. Лидерство
98. Стили управления
99. Эффективность руководства
100. Психологические требования к менеджеру

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 100 экзаменационных ответов по психологии - экзаменационный экспресс-справочник - Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. - 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин

100 экзаменационных ответов

по психологии

образовательного стандарта по циклу социально-экономических дисциплин
Ростов-на-Дону

Издательский центр «МарТ» 2002

Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин

100 экзаменационных ответов по психологии. - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2002. - 256с.

В экспресс - справочнике даны методические рекомен­дации студентам вузов по подготовке и сдаче экзамена по курсу «Психология» в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.

ISBN 5-241-00005-4

© Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, 2002

© Оформление «Издательский центр «МарТ», 2002

I. Введение в психологию

1. Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жиз­ни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древ­ности уже затрагивались некоторые психологические ас­пекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма . Так, материалистические философы древности Демокрит Лукре.тшй Япикур донимали душу человека как разновидность материи, как телесное образо­вание, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее по­движных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существу­ет обособленно в высшем мире, где познает идеи - веч­ные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая тео­рия Платона, трактующая тело и психику как два самосто­ятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» вы­делил психологию как своеобразную область знания и впер­вые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разум­ной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека - ощущение, оно принимает формы чувственно восприни­маемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Ари­стотель показал, что эти образы соединяются в трех на­правлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей-ассоциации психи­ческих явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непо­нятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способ­ность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Ос­новным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возника­ет в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап - психология как наука, изучающая объектив­ные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки на­чинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспери­ментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лаборато­рию в России.
2. Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности пси­хики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психо­логия изучает развитие сознания, психических процёссов деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает соци­ально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические прояв­ления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Психология изучает закономерности развития личности в про­цессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отрас­лей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудо­вой деятельности человека, закономерности развития тру­довых навыков. Инженерная психология изучает законо­мерности процессов взаимодействия человека и современ­ной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические осо­бенности деятельности летчика, космонавта Медицинская психология изучает психологические особенности деятель­ности врача и поведения больного, разрабатывает психо­логические методы лечения и психотерапии. Патопсихология закономерности развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к Допросу, и т п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Таким образом, для современной психологии харак­терен процесс дифференциации порождающий значи­тельную разветвленность на отдельные отрасли, которые расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - фазы, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встреч­ным процессом интеграции, в результате которой проис­ходит стыковка психологии со всеми науками (через ин­женерную психологию - с техническими науками , через педагогическую психологию - с педагогикой, через со­циальную психологию - с общественными и социальны­ми науками и т. д.).


3. Задачи и место психологии в системе наук

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; научиться управлять ими;

Использовать полученные знания с целью повыше­ния эффективности тех отраслей практики, на пере­сечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

Быть теоретической основой практики психологичес­кой службы.

Изучая закономерности психических явлений, психо­логи вскрывают сущность процесса отражения объектив­ного мира в мозгу человека , выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятель­ность и формируются психические свойства личности. По­скольку психика, сознание человека есть отражение объек­тивной действительности, изучение психологических за­кономерностей означает прежде всего установление зави­симости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая дея­тельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности чело­века, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный orjbrr, выражающийся в знаниях, на­выках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности, ее результативности в зави­симости от соотношения объективных условий и субъек­тивных.

Так, устанавливая закономерности познавательных про­цессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходи­мого для усвоения тех или иных знаний, навыков и уме­ний. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты пси­хологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвую­щими в решении комплексных проблем, а с другой - выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества .

Каково же место психологии в системе наук?

Современная психология находится в ряду наук, зани­мая промежуточное положение между философскими на­уками, с одной стороны, естественными - с другой, со­циальными - с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть - теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении пси­хики к окружающему миру и трактует психику как отраже­ние мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую игра­ет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как про­дукт всех других наук, но и как возможный источник объяс­нения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности чело­века, а также практическое применение приобретенных знаний.

4. Основные исторические этапы развития психологической науки

Первые представления о психике были связаны с ани­мизмом (лат анима - дух, душа) -древнейшими взгляда­ми, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущ­ность, управляющая всеми живыми и неживыми предме­тами.

Согласно древнегреческому философу Платону (427- 347 гг. до н. э), душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и исте-1Чение мировой души. Душевные явления подразделяются ||1латоном на разум, мужество (в современном понимании - воля) и вожделения (мотивация). Разум размещается в го­лове, мужество - в груди, вожделение - в брюшной по­лости. Гармоническое единство разумного начала, благо­родных стремлений и вожделений придает целостность ду­шевной жизни человека.

Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма жи­вого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чув­ством удовольствия или неудовольствия. Чувственные вос­приятия составляют начало познания Сохранение и вос­произведение ощущений дает память. Мышление характе­ризуется составлением общих понятий, суждений и умо­заключений. Особой формой интеллектуальной активнос­ти является нус (разум), привносимый извне в виде боже­ственного разума.

Под влиянием атмосферы, характерной для средневе­ковья (усиление церковного влияния на все стороны жиз­ни общества, включая и науку), утвердилось представле­ние, что душа является божественным, сверхъестествен­ным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия Человеческому сужде­нию может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таин­ства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII века начинается новая эпоха в развитии психо­логического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с об­щефилософских, умозрительных позиций, без необходи­мой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) при­ходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа спо­собна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную пси­хофизической: как связаны между собой телесные (физио­логические) и психические (душевные) процессы в чело­веке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организ­ма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разде­ленные учением Декарта, предпринял голландский фило­соф Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного нача­ла, оно всегда есть одно из проявлений протяженной суб­станции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления пси­хики с такой же точностью и объективностью, как рас­сматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отверг­нув установленное Декартом равенство психики и созна­ния, ввел понятие о бессознательной психике. В душе че­ловека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них воз­никают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направле­ния в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяе­мой на опыте, закономерной связи между ними. Англий­ский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию сре­ду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации - связи между психическими явлениями, при которой актуализация од­ного из них влечет за собой появление другого.

Выделение психологии в самостоятельную науку про­изошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений - пси­хологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях , а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экс­периментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немец­кого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И. М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлек­сы головного мозга» (1863) основные психологические про­цессы получают физиологическую трактовку. Их схема та­кая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятель­ностью и заканчиваются ответной деятельностью - дви­жением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов пред­принял попытку вырвать психологию из круга внутренне­го мира человека. Однако при этом была недооценена спе­цифика психической реальности в сравнении с физиоло­гической ее основой, не учтена роль культурно-историчес­ких факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная за­слуга состоит в создании в России психологического ин­ститута (1912). Экспериментальное направление в психо­логии с использованием объективных методов исследова­ния развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Пав­лова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его рабо­ты значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.


Этимологически слово «психика» (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущ­ность, где внеположность и многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, ме­ханически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в пси­хическом отражении поступающая информация подверга­ется специфической обработке, т. е. психическое отраже­ние - это активное отражение мира в связи с какой-то
необходимостью, с потребностями, это субъективное из­бирательное отражение объективного мира, так как при­надлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это «субъективный образ объективного мира».

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов , а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными со­вокупностями таких процессов, т. е. психика - это систем­ное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человече­ства через собственную активную деятельность. Таким об­разом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно , в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по мень­шей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение - полноценную деятельность мозга - взаи­модействие с людьми, активную передачу новым поколе­ниям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особен­ностей:

Оно дает возможность правильно отражать окружаю­щую действительность, причем правильность отра­жения подтверждается практикой;

Сам психический образ формируется в процессе ак­тивной деятельности человека;

Психическое отражение углубляется и совершенству­ется;

Обеспечивает целесообразность поведения и деятель­ности;

Преломляется через индивидуальность человека; 4 носит опережающий характер.
6. Основные этапы развития психики

Развитие психики у животных проходит ряд этапов


Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное только на отдельные свойства предметов внеш­него мира и его поведение определяется урожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения). Да и стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов способно обучаться, появляются ин-приобретенные навыки поведения.

II стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситу­ацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двух­фазных задач, требующих предварительных подготовитель­ных действий для своего решения. Интеллектуальное пове­дение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуа­ции.

Психика человека - качественно более высокий уро­вень, чем психика животных (Homo sapiens - человек ра­зумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необхо­димости, осуществления совместных действий для добы­вания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 ты­сячелетий, развитие психики человека происходило в про­цессе трудовой деятельности. Таким образом, материаль­ная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансфор­мирует природные задатки и функции в высшие психи­ческие функции - специфически человеческие, обществен­но-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогатель­ных средств, речевых знаков, созданных в процессе исто­рического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.


7. Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлени­ям Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно-

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы - динамическое отражение дей­ствительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс - это течение психического яв­ления, имеющего начало, развитие и конец, проявляюще­еся в виде реакции При этом нужно иметь в виду, что ко­нец психического процесса тесно связан с началом нового процесса . Отсюда непрерывность психической деятельно­сти в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воз­действиями, так и раздражениями нервной системы, иду­щими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познава­тельные - к ним относятся ощущения и восприятия, пред­ставления и память, мышление и воображение; эмоциональ­ные - активные и пассивные переживания; волевые - ре­шение, исполнение, волевое усилие, и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные про­цессы связаны и составляют единый поток сознания, обес­печивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психичес­кие процессы протекают с различной быстротой и интен­сивностью в зависимости от особенностей внешних воз­действий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышен­ной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные пси­хические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и про­дуктивно, при другом - трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологичес­ких факторов, хода работы, времени и словесных воздей­ствий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психичес­кое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнера­достное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раз­дражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое на­зывают вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Рецензенты:

Л.Я. Хоронько , проф. кафедры социальных коммуникаций и технологий Педагогического института ЮФУ,

В.Н. Шевелев , проф. ЮФУ, д-р филос. наук

Самыгин Сергей Иванович , проф. Ростовского государственного экономического университета, д-р социол. наук,

Столяренко Людмила Дмитриевна , проф. Ростовского государственного экономического университета, д-р филос. наук, канд. психол. наук

Введение

Авторы учебного пособия «Психология и педагогика» ставили своей целью ознакомить студентов с историей и современными научными достижениями психологии и педагогики. Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны учитывать и понимать как психологию людей, так и особенности своей психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими и педагогическими знаниями.

Так направимся в страну научной психологии и педагогики вместе. Путь наш нелегок, но интересен и, главное, может быть полезным для каждого из нас.

Почти все человеческие несчастья, будь то болезни, неудачи или одиночество, обусловлены неверным пониманием своей собственной природы и вследствие этого ошибочным подходом к самому себе и окружающим. Если вы хотите насладиться успехом во всех областях жизни – в семье, в отношениях с близкими, в учебе, карьере, бизнесе, вопросах здоровья и профессиональной деятельности, – то весь арсенал современных психологических и педагогических знаний к вашим услугам, ибо они создают фундамент необходимых компетенций для любой профессиональной деятельности и, главное, для организации собственной успешной и гармоничной жизни, для самосовершенствования. И начать знакомство с этим арсеналом знаний поможет учебное пособие «Психология и педагогика». Маршрут нашего движения достаточно логичен:

1) общее знакомство с психологией как наукой, с основными понятиями психологии (глава 1);

2) анализ того, как мы воспринимаем, понимаем, осознаем окружающий мир, какие чувства мы испытываем, какие волевые решения способны принимать (глава 2);

3) общее знакомство с тем, как психологи пытаются понять и объяснить природу психики и личности, как развивались психологические знания в истории науки, какие основные зарубежные и отечественные психологические теории существуют в настоящее время (глава 3);

4) анализ того, что есть «Я», к каким типам людей «Я» близок, какова психология личности, самосознания, «Я-концепции» (глава 4);

5) анализ того, как мы превращаемся из новорожденного беспомощного младенца в разумного человека, зрелую личность, как общество влияет на формирование личности (социализация), как мы усваиваем культуру своего народа (инкультурация), какие нарушения психики и поведения могут возникнуть и почему (глава 5);

6) анализ того, как «Я» и «Мы» общаемся и что нам мешает общаться и хорошо понимать друг друга, как на нас влияет группа людей, как складываются взаимоотношения внутри группы и между группами людей, кто становится лидером и какие стили управления наиболее эффективны (глава 6);

7) знакомство с тем, как можно обучать и развивать человека и трудно ли быть педагогом или воспитателем собственного ребенка, происходит в части II «Педагогика», которая в свою очередь рассматривает такие важные вопросы, как:

– основные педагогические категории, отрасли, методы педагогики и функционирование образовательной системы в России (глава 1),

– историческое развитие педагогических теорий, подходов к обучению и воспитанию детей (глава 2),

– принципы, методы, формы обучения, управления учебным процессом, структуру педагогической деятельности (глава 3),

– анализ современных педагогических технологий обучения, применения информационных технологий в обучении (глава 4),

– анализ особенностей семейного воспитания, изучение методов, направлений воспитания в учебном заведении, нужно ли воспитание в вузе (глава 5).

Чтобы легче было оценить, насколько глубоко вы освоили научные термины, теории, закономерности, в конце каждой главы предлагаются вопросы для самопроверки, а желающим дополнить и углубить знания по интересующим психолого-педагогическим вопросам поможет приведенная в конце пособия литература.

Знакомство с психологией и педагогикой предполагает заманчивые перспективы лучшего понимания себя и других, установления четких классификаций человеческого поведения и устойчивых разновидностей типов личности, формирования эффективных способов общения, психологического взаимодействия, управления, воспитания и обучения, в целом – всей вашей жизнедеятельности. Данное учебное пособие позволяет решить и сугубо прагматические проблемы студента: легко освоить учебный материал и успешно сдать зачет или экзамен по курсу «Психология и педагогика».

Часть I. Психология

Глава 1. Психология как наука

1.1. Предмет, объект психологии. Отрасли психологии

Слово «психология» образовано из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука). Теоретические истоки психологии как отдельной области знаний возникли в древнегреческой философии более 2 тыс. лет назад. Великий философ античности Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как самостоятельную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. В 1590 году немецкий врач, психолог, философ Рудольф Гоклениус впервые употребил термин «психология» для обозначения науки о душе в названии своего труда «Психология, т.е. о совершенстве человека, о душе и прежде всего о возникновении ее». Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология», «Рациональная психология», которые стали первыми учебниками по психологии. Экспериментальные, строго научные исследования человеческой психики начались 150 лет назад, когда немецкий ученый Вильгельм Вундт создал первую экспериментальную психологическую лабораторию. С этого времени принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

Психология выступает как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Объектом психологии является психика как явление природы, частным случаем которого выступает психика животного, психика человека.

В современной психологии основным объектом психологии является человек как субъект, включенный во множество отношений с физическим, биологическим и социальным мирами и выступающий как субъект деятельности, познания, общения.

Психология – это наука о психической жизни отдельного человека и всех людей вместе, опирающаяся на строгие экспериментальные факты, измерения и теории. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Задачи психологии в основном сводятся к следующему:

– научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

– научиться управлять ими;

– использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах со многими науками о природе, обществе и человеке. Различные авторы насчитывают не менее 100 отраслей психологии.

Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики, включает теоретические концепции и экспериментальные исследования. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

Психика человека изучается следующими отраслями психологии:

генетическая - изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;

дифференциальная - изучает индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;

возрастная - изучает закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию);

детская - изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;

педагогическая - изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;

социальная - изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная , космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология , которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Предметом изучения юридической психологии являются психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Дискуссионной областью является парапсихология , которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных – паранормальных – способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на от дельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.). Психология тесно связана с социальными (общественными) науками , изучающими поведение людей. Психология, социальная психология, социология, политология, экономика, а также антропология, этнография относятся к социальным наукам. Примыкает к ним группа других родственных дисциплин: философия, история, культурология, искусствознание, литературоведение, педагогика, эстетика – их относят к гуманитарным наукам. Наиболее глубокие связи существуют между психологией и педагогикой. Одновременно психология тесно связана с естественными науками, прежде всего с физиологией, биологией, физикой, биохимией, медициной, математикой. Отсюда возникают смежные области: психофизиология, психофизика, бионика, медицинская психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Психология выполняет миссию объединения естественных и общественных наук в изучении человека в одну концепцию.

В практической психологии важная область – психологическое консультирование по самым различным проблемам: неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, проблемы взаимоотношений супругов, родителей и детей, отклонения в развитии детей, трудности в учебе в школе или в вузе, трудности на работе, выбор профессии, конфликты с коллегами и руководством и т.п.

Следующая область практической психологии – это психологическая коррекция и психотерапия , направленные на оказание психологической помощи клиенту по нейтрализации и устранению причин его отклонений, нарушений в поведении, общении, интерпретации событий и информации.

Канадский психолог Ж. Годфруа выделяет следующие специальности психологов-практиков: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант.

1.2. Методы психологии

Методы - это пути познания, способы познания предмета науки. Применительно к психологии под методом понимают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации. Психология использует целую систему методов. Основными эмпирическими методами получения фактов в психологии являются наблюдение и эксперимент, вспомогательными методами – тесты, самонаблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, социометрия, близнецовый метод и пр.

Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное наблюдение (применяются вспомогательные средства, технические устройства), а также срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Научное наблюдение в психологии включает наличие плана и целей наблюдения, фиксацию результатов наблюдения и их анализ, формирование гипотез и их проверку в последующих наблюдениях.

Можно выделить и такой вид, как самонаблюдение (или интроспекция), когда человек наблюдает за собой, за своими переживаниями, мыслями, либо непосредственно высказывая вслух, что он думает в данный момент, либо опосредованно (записывает в дневниках, мемуарах, что он чувствовал, думал, переживал в той или иной ситуации).

Главным методом психологического исследования является эксперимент - активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Виды эксперимента: лабораторный , в котором создаются искусственные условия испытания, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Натурный эксперимент, в котором моделируются реальные условия и ситуации, с тем чтобы получить истинные данные о психике и ее качествах у испытуемого.

Естественный эксперимент, который психологически принципиально отличается от всех других тем, что испытуемый не знает о своем участии в эксперименте, он действует в естественных условиях. Особо выделяются формирующий и управляющий эксперименты.

Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики. Тест должен предоставлять каждому испытуемому одинаковые возможности. Существуют разнообразные виды тестирования – личностных особенностей человека, его темперамента и интеллекта, его способностей, успешности деятельности, готовности к определенной деятельности и т.п.

К следующей группе относятся методы изучения продуктов деятельности человека (изучение рисунков, сочинений, результатов учебной или трудовой деятельности). По конечному продукту реконструируется процесс его создания, особенности личности того, кто его создавал, свойства его психики.

В основе методологии психологических исследований лежат принципы детерминизма, развития, объективности, связи сознания и деятельности, принцип единства теории и практики, вероятностный подход.

К организационным методам, которые действуют в течение всего исследования, относят:

сравнительный - сопоставление данных нормального и патологического развития, сопоставление разных ступеней эволюции или разных уровней по определенным параметрам, как метод поперечных возрастных срезов (например, сравнение параметров памяти у дошкольников, школьников, взрослых, стариков);

лонгитюдный - непрерывное прослеживание хода психологического развития группы испытуемых на протяжении многих лет.

1.3. Основные категории психологии. Структура психики человека

В психологии к общетеоретическим понятиям (категориям) относятся такие понятия, как психика, психические явления, сознание, личность, познавательные психические процессы, эмоции, мотивация, потребности и др.

Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность.

Традиционно характеризуют психику как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных психических образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика, с одной стороны, отражение реальности, но с другой – это порой и придумывание того, чего нет в действительности, порой это иллюзии, ошибки, когда желаемое выдается за реальное. Следовательно можно сказать, что психика – это не только отражение внешнего, но и внутреннего, психологического, мира. Психика - это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Функции психики : 1) отражение окружающего мира, в результате чего достигается ориентировка живого существа в окружающей среде, а на уровне человека достигается и познание существенных свойств, законов окружающего мира; 2) регуляция поведения, деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Хотя психика обусловлена деятельностью головного мозга, источником ее содержания является не работа мозга, а внешний мир.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека .

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Очевидно, что специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей .

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие , обусловленные общественно-исторически формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека. Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Структура психики человека состоит из ряда субъективных психических явлений, таких как психические процессы, состояния, свойства. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные - активные и пассивные переживания, волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, воодушевление и пр. Психические состояния – это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся темперамент, способности, характер, направленность.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Поскольку сознание, речь и прочее не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» – как социально-психологическую сущность человека, формирующуюся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей различное влияние. Таким образом, личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания . Субъект активен, сам является продуктом своего действия, способен изменить внешние воздействия.

Поскольку человек живет в трех сферах мира: природа – общество – культура, то можно выделить три типа субъекта: 1) природный субъект - это человек, который гибко приспосабливается к изменяющимся условиям природной среды; 2) социальный субъект - человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе; 3) субъект культуры - субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов. Понятие личности (в широком смысле) включает все три типа субъекта.

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью – значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности.

Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности.

Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Характер - совокупность стержневых прижизненно формируемых свойств – отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева . Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных, экономических, политических, правовых отношений и т.д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности).

Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 - 256 с.Экзаменационный экспресс-справочник.
В экспресс-справочнике даны методические рекомендации студентам вузов по подготовке к сдаче экзамена по курсу "Психология" в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине.Содержание.
Введение в психологию.
Возникновение психологии как науки.
Отрасли психологии.
Задачи и место психологии в системе наук.
Основные исторические этапы развития психологической науки.
Основы функции психики. Особенности психического отражения.
Основные этапы развития психики.
Структура психики человека.
Психика и особенности строения мозга.
Деятельность.
Функции речи.
Виды речевой деятельности и их особенности.
Методы психологии.
Психология познавательных процессов.
Понятие об ощущении и его физиологической основе.
Основные характеристики анализаторов.
Виды ощущений.
Понятие о восприятии.
Основные свойства восприятия.
Нарушение восприятия.
Общая характеристика внимания.
Свойства внимания.
Общие понятия о памяти.
Виды памяти.
Забывание.
Развитие мышления в персоногенезе.
Виды мышления.
Мыслительный процесс.
Операции мыслительной деятельности.
Качества мышления и структура интеллекта.
Оценка интеллекта.
Способы активизации мышления.
Расстройства мышления.
Общая характеристика воображения.
Виды воображения.
Мысленный эксперимент.
СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ.
Сознание как высшая ступень развития психики.
Взаимодействие сознания и подсознания.
Психические состояния человека.
Состояния сознания. Роль сна.
Виды эмоциональных процессов и состояний.
Теории эмоций.
Физиологические механизмы стресса.
Стресс и фрустрация.
Воля как характеристика сознания.
Структура волевого действия.
Мотивация.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Социальная среда и личность.
Социализация личности.
Периодизация развития личности.
Типология неправильного воспитания.
Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация.
Жизненные кризисы.
Самосознание.
Социальная роль.
Социальный статус. Систематизация социальных ролей.
Ролевые и внутриличностные конфликты.
СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Структура личности по Фрейду.
Теория сексуального развития З. Фрейда.
Защитные механизмы (по Фрейду).
Бихевиоризм.
Поведенческая концепция Б. Скиннера.
Типология поведения по Макгвайру.
Когнитивные теории личности.
Иерархия потребностей А. Маслоу.
Самоактуализация личности.
Трансперсональная психология. Взгляды К. Юнга.
Трансперсональный подход к человеку Станислава Грофа.
Генетический подход Чампиона Тойча.
ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ.
Психологическая структура личности.
Способности.
Понятие о темпераменте и его физиологических основах.
Типы темперамента и их психологические характеристики.
Учет темперамента в деятельности.
Конституционные и клинические типологии.
Клинические типологии личности.
Характер.
Акцентуации характера.
Невроз. Виды неврозов.
Аутотренинг.
Психосоциотипы.
Сенсорная типология.
Психогеометрйческая типология.
Комплекс неполноценности и жизненный стиль (по Адлеру).
Психологический рост (по Адлеру).
Типы людей и "локус контроля".
Жизненные сценарии в судьбе человека.
Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности.
Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху).
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В ГРУППЕ.
Функции и структура общения.
Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.
Виды общения.
Трансактный анализ общения.
Вербальные и невербальные средства общения.
Общение как восприятие людьми друг друга.
Методы психологического воздействия.
Группы и коллективы.
Методы психологического исследования межличностных отношений. Социометрия.
Лидерство.
Стили управления.
Эффективность руководства.
Психологические требования к менеджеру.