Шаблонное и нешаблонное мышление. Стереотипное мышление и его влияние на человеческую жизнь. Вспышки озарения приходят не по нашей воле

Когда перед нашим мозгом встает задача определить, кто мы такие, и понять окружающий мир, он обычно реагирует быстро, но в рамках уже известных ему шаблонов. Он не любит останавливаться, чтобы найти «нешаблонное решение». Наш мозг быстро интерпретирует информацию и торопится создать понятные смыслы, что на практике ограничивает творческие мыслительные способности.

Прежде чем начать мыслить нешаблонно, человек должен «узнать врага в лицо», а именно - увидеть свои шаблоны. Вот почему так трудно изменить чье-либо мнение или стимулировать людей мыслить более творчески.

Войти в Зону Дискомфорта

В книге Марши Рэйнольдс «Зона дискомфорта. Как лидеры превращают неприятные разговоры в выдающиеся достижения» описываются беседы в «зоне дискомфорта», цель которых – помешать автоматической обработке информации, чтобы люди сделали паузу и осознали, как идет их мыслительный процесс. «Зона дискомфорта» – это момент неопределенности, когда люди максимально открыты новому. И именно этот момент представляет собой наилучшую возможность посмотреть на вещи по-новому, увидеть разные способы решения проблем.

Согласно последним исследованиям в области нейрофизиологии, чтобы мыслить нестандартно, мозг должен быть возбужден сильными эмоциями, такими как удивление, защитная реакция и замешательство. Если вам нужно помочь кому-то изменить привычный способ мыслить и действовать, придется поставить под сомнение его убеждения, создавшие рамки в мозге, и вывести на поверхность скрытые страхи, потребности и желания, поддерживающие эти страхи, создав напряжение.

Вспышки озарения приходят не по нашей воле

Неожиданное решение, поразительная правда и глубокое понимание того или иного явления, вероятнее всего, появились, когда вам задали неожиданный вопрос или когда вы впоследствии размышляли над собственным ответом, что заставило сделать паузу и усомниться в прежнем мнении.

Возможно, ваши лучшие творческие идеи стимулировал кто-то другой. Нельзя полностью исследовать собственные мысли так же, как нельзя себя пощекотать. Мозг заблокирует вас и сделает нечувствительным к вашим же попыткам. Но когда авторитетный человек подвергает вашу логику сомнению и задает сильный вопрос, разрушающий вашу защиту, мозгу приходится перетасовывать данные, хранящиеся в долгосрочной памяти. Какое-то время вам будет неуютно, голова опустеет. Возможно, вы почувствуете легкую грусть или гнев, поскольку сами не смогли увидеть ситуацию в другом свете. Потом, вероятно, вы посмеетесь над увиденным… и над собой – вы были настолько близоруки, что не заметили решения перед собственным носом.

Эту реакцию можно вызвать у других с помощью терпения, слушания и любопытства, позволяющего задавать верные вопросы.

Вот пять шагов, которым нужно следовать, чтобы открыть к новому ум другого человека:

Откажитесь от готового и «удобного» знания

В разговор стоит вступать с позицией, что ваш собеседник увидит новые возможности, если вы зададите правильные вопросы. Если у вас в голове уже сформирован нужный вам итог беседы, собеседник почувствует, что вы склоняете его к определенной точке зрения и не интересуетесь тем, что он думает на самом деле. Вам должно быть любопытно, что скажет другой и в каком русле пойдет разговор. Если вы просто хотите достичь поставленной цели, и собеседник это почувствует, разговор превратится для него в допрос, а не в творческое исследование.

Ищите ключи в рассказе собеседника

Слушать надо не только для того, чтобы человек чувствовал внимание к его словам. Надо вытащить на поверхность те установки и убеждения, которые создают шоры, не позволяющие смотреть на вещи шире. Когда вы перефразируете установки и спрашиваете, действительно ли они верны, вы позволяете собеседнику поставить его выводы под вопрос. Тогда он сможет отделить истину от собственных измышлений и сразу увидеть, что еще может оказаться правдой.

Задавайте вопросы вместо того, чтобы предлагать решения

Пока человек рассказывает историю, спрашивайте о желаниях, разочарованиях и страхах, которые, как вам кажется, он переживает. Возможно, вам и правда кажется. Но если вы оформили наблюдение в вопрос, человек ответит вам, объясняя, почему, с его точки зрения, у него возникли или не возникли те или иные эмоции. Это переведет разговор на более глубокий уровень. Как вы считаете, какие вещи, за которые держится человек, не дают ему двигаться вперед? Как вы думаете, почему он за это держится? Может быть, человек хочет что-то получить (например, уважение, признание или безопасность), но думает, что не сможет, и это вызывает у него злость или страх?

Не спешите с выводами

и дайте возможность собеседнику описать идею, которая его вдохновила, прежде чем перейти к следующему этапу. Иногда люди останавливаются на секунду и говорят: «Вот это да! Я никогда раньше об этом не задумывался!», а потом рвутся вперед с решением или новой идеей. Попросите человека выразить озарившую его мысль, чтобы она приобрела четкость и закрепилась. В противном случае он может забыть, чему научился.

Будьте терпеливы и адаптируйтесь к дискомфорту

Если разговор станет рискованным, беспорядочным или чрезмерно эмоциональным, сделайте глубокий вдох и вспомните, что цель общения – помочь другому думать самостоятельно. Если вы собьетесь и расскажете человеку, что неверно в его рассуждения, его мозг закроется. Никто не любит чувствовать себя неправым или глупым. Помните: вы наблюдаете, как мозг человека, сидящего перед вами, сортирует информацию и находит решение. Будьте терпеливы в ходе этого процесса, чтобы не потеряться в эмоциональных реакциях человека.

Если вы хотите помочь себе и остальным мыслить более творчески, нужно чаще задавать вопросы, а не давать советы.

Когда вы задаете хорошие вопросы, которые помогают людям остановиться и подумать над ходом своих мыслей, вы опираетесь на их знания, а не ограничиваете их вашими знаниями. Вы помогаете людям стать более открытыми новому и увидеть мир вокруг по-другому.

По материалам сайта skolkovo.ru


Депрессия и - продукты . Если вы хотите поменьше переживать и привести свою психику в порядок, нужно в первую очередь обратить внимание на то, как и что вы думаете.

Мыслительные шаблоны (или паттерны) - это последовательная цепочка мыслей, возникающая как реакция на раздражитель или проблему. Поэтому если вы хотите жить спокойной, но интересной жизнью, необходимо распознавать эти шаблоны и прерывать их.

Вот список самых опасных мыслительных паттернов.

Все или ничего

Такое мышление (его еще называют черно-белым) приводит к необъективности: стоит ошибиться, как человек тут же объявляет себя бездарностью. Стоит подвести кого-то, как он начинает испытывать чувство вины и считать себя худшим созданием на Земле.

Такое мышление опасно, потому что не позволяет видеть позитивные стороны любой проблемы. Да, вы ошиблись, но можете извлечь уроки из ошибки и научиться чему-то новому. Да, вы подвели человека, но можете искренне извиниться и загладить свою вину.

Но и сверхоптимизм мало чем полезен. Он приводит к невежеству и ощущению того, что любой поступок правильный.

Сверхобобщение

Это ситуация, при которой вы берете какое-то событие и считаете его постоянным и показательным. Любая проблема несет мысль «Со мной всегда это случается, ничего странного. И будет случаться». Конечно же, это неправда. С вами наверняка происходят разные, как хорошее, так и не очень, вещи. Люди всегда сталкиваются с проблемами. Напоминайте себе об этом каждый раз.

Ментальная фильтрация

Этот шаблон отсеивает все хорошее, концентрируется на плохом и преувеличивает его влияние.

Например, вы ждете гостей и у вас пригорел пирог. При ментальной фильтрации вам начнет казаться, что теперь весь ужин будет катастрофой. Даже если встреча с друзьями проходит отлично, мысли то и дело возвращаются к пирогу.

Необходимо совершить сознательное усилие и начать обращать внимание на позитивные стороны. Есть еще несколько блюд, которые получились превосходными.

Отвержение позитива

Данный паттерн идет бок-о-бок с ментальной фильтрацией. Вы не только думаете о плохом, но и начисто отвергаете позитивные стороны. Хотя хорошее есть практически всегда и во всем.

Поспешные выводы

Вы предполагаете худшее в том случае, когда недостает фактов. Начальник ходит насупленный весь день - значит он уволит кого-то, и, может быть, именно вас.

В любой ситуации фактов могут быть десятки, а то и сотни. Не стоит делать вывод, исходя из одного-двух.

Иногда факты не нужны. Мы просто предполагаем, что случится что-то плохое, ведь «так подсказывает ». Человек через какое-то время убеждает себя в этом настолько, что разубедить его становится почти невозможно.

Максимизация и минимизация

При максимизации проблема кажется нерешаемой, ошибка катастрофической, а болезнь смертельной. Выбирается самое худшее развитие событий.

При минимизации любое большое позитивное событие низводится до низшего уровня. Увеличение зарплаты ведет к расстройству или обидам: «А почему так мало?».

Эмоциональные рассуждения

Очень распространенный шаблон. Мы не только рассуждаем, когда злимся и раздражены, но и принимаем решения. Которые часто являются неудачными. С позитивными эмоциями ситуация такая же. Когда мы находимся в состоянии эйфории, то также склонны принимать плохие решения. В обеих крайностях весьма ограничено.

Утверждения «должен»

Можете ли вы приняться за работу или проект без мысли «Я должен»? Если нет, то такой шаблон может привести к полному отсутствию счастья. Вы всегда находитесь в ситуации, когда жертвуете собой ради чего-то. Но почему просто не получать удовольствие?

Обязательства должны быть в нашей жизни, но ими не стоит злоупотреблять.

Наклеивание ярлыков и неправильная маркировка

На каждое событие или ситуацию мы наклеиваем определенный ярлык. Праздник был ужасным, встреча с другом скучной, а год провальным. Хуже, когда даже маркировка является неправильной. Немного подумав и проанализировав, можно выяснить, что год был вполне успешным, а праздник - весьма веселым.

Желаем вам удачи!

Дной из причин активизации в сновидениях творческого мышления интуиции, по нашему мнению, является то, что, благодаря освобож- н ию психики от принятых форм и схем, шаблонов мышления, от кон-

Wman M., KrippnerS. (with A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y„ 1973. - P. 219. Там же. - p. 220.

формистских условностей, получает простор так называемое латера л, ное, или нешаблонное, мышление. В области психологии творчеств этим сравнительно новым термином обозначают ту разновидности мышления, которая существенно отличается от шаблонного, «траф 5 , ретного» мышления, осуществляемого по законам формальной логики При осуществлении шаблонного мышления человек переходит от од. ного достоверного суждения к другому, что при решении сложны* проблем приводит к одностороннему подходу. Крайней формой шаб-лонного мышления является «мышление» вычислительных машин (компьютеров). Кроме этой своей формальной стороны шаблонное («плоское») мышление пользуется такими общепризнанными понятиями и представлениями, которые иногда являются просто предубеждениями.

Нешаблонное мышление радикальным образом отличается от шаблонного. Для иллюстрации этого различия приведем тест («загадку»), который психологи предлагают людям для проверки того, в какой мере они руководствуются шаблонными, стереотипными представлениями и в какой степени способны мыслить творчески, оригинально.

Вот эта задача: отец и его сын едут в машине по большой дороге. Вдруг отец отвлекается и происходит авария: машина ударяется в телефонную будку. Отец моментально погибает, а сын получает тяжелые ранения. Его быстро перевозят в ближайшую больницу, где выясняется, что его внутренние органы серьезно повреждены. Немедленно приглашают видного хирурга, который приезжает и, войдя в операционную, чтобы обследовать мальчика, тяжело вздыхая, произносит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он -мой сын!» В чем же дело? Отец мальчика ведь умер. Как же может мальчик быть сыном хирурга?"



Ответ прост: хирург - женщина, она - мать раненого мальчика. Несмотря на видимую очевидность этого ответа, большинство испытуемых не может решить задачу. В одном исследовании из 26 мужчин только 3 и из 24 женщин только 4 (раньше все были незнакомы с задачей) сумели дать правильные ответы. Причина этого удивительного результата в том, что широко распространено предубеждение (шаблонное, стереотипное представление), будто женщина не может стать видным хирургом. Когда задачу несколько видоизменяют и говорят, что хирург приближаясь к раненому мальчику, начал громко и истерически плакать, в его глазах появились слезы и т. п., уже значительно большее чис"

Задачу мы взяли из следующей книги: Baron R. A. and Byme D. Social PhychologV Underrstanding Human Interaction. 2nd ed. - Boston a. o., 1977. - P. 177.

испытуемых правильно решает задачу. А это уже по той причине, что ласно другому стереотипному представлению (более близкому к ис-„р") в горе плач, как форма поведения, типична для женщин. Любо-, т но, что о женщинах такие шаблонные представления имеют Ие толь-мужчины, но и сами женщины".

Такие шаблонные представления, сковывающие и подавляющие ори-инальное, творческое мышление, у людей имеются о многих и различных по своей природе явлениях.

В жизни часто бывает, когда перед человеком возникают трудные, на первый взгляд неразрешимые задачи. Однако после некоторой предварительной работы в сферу сознания внезапно, в виде интуитивного «озарения», проникает порою очень простое, изящное решение задачи, которое до этого «неизвестно почему» не появлялось. Но основная причина того, что долгое время человек не в состоянии был найти такое простое решение, заключается в том, что многие новые проблемы невозможно решить с помощью шаблонного мышления. При попытке разгадать вышеприведенную задачу нешаблонное, творческое мышление проявили немногие.

Если бы решение этой задачи мы предложили испытуемым с самого начала, то многие из них усмехнулись бы: так оно просто, это решение! Однако когда требуется самостоятельно найти его, оказывается, что это не так-то просто. Известный американский психолог Эдвард де Боно справедливо пишет: «Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением» 2 .

Основной способ получения новых идей - это нешаблонное мыш- Ле ние, которое имеет дело с маловероятными возможностями или путями. Когда путь, направление работы мысли, обладающие малой вероят-°стью, приводят к новому и полезному результату, они сразу же Риобретают большую вероятность. Шаблонное мышление всегда имеет

Автор этих строк повторил описанный опыт и склонен думать, что женщины даже ес колько больше предубеждены против самих себя, чем мужчины. Следует сказать, 0 Результат зависит и от традиций той социально-культурной среды, где проводит- ся Исследование.

ДеБо.

но Эд. Рождение новой идеи. - М., 1976. - С. 14.

дело с такими путями, которые с большой вероятностью приводят к ц 0 ложительным результатам.

Нешаблонное мышление приводит или к принципиально новым р е зультатам, или же позволяет человеку с новой точки зрения обозр ет, стоящие перед ним задачи.

Так как в сновидениях широко используется нешаблонное мышл е. ние, то интересно рассмотреть также следующий вопрос: какие сущест-вуют сходства между этой разновидностью мышления и теми нарущ е. ниями мыслительных процессов, которые возникают при психических заболеваниях? Как справедливо отмечает Эд. Де Боно, чем больше нешаблонное мышление удаляется от логических законов шаблонного мышления, тем более близким оно кажется к сумасшествию. Какое существует различие между нешаблонным мышлением и теми фрагментарными, перескакивающими от одного вопроса к другому ассоциациями, которые создаются мышлением шизофреника? Основное различие, согласно Эд. Де Боно, заключается в том, что в случае нешаблонного мышления весь процесс строго контролируется и управляется, тогда как неупорядоченное мышление шизофреника осуществляется спонтанно и не подчиняется сознательному контролю. «Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и в конечном счете оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает» ".

Отметим, что вопрос существования сходства между сновидным мышлением психически здорового человека и мышлением шизофреника в бодрствующем состоянии уже давно обсуждается в психологии и психиатрии. По этой причине вышеприведенные мысли Эд. Де Боно представляют значительный интерес, хотя мы не согласны с ним в том, что нешаблонное мышление психически здоровых людей всегда находится под «строгим» сознательным контролем их личности. Особенно в сновидениях такой контроль и такое (тем более - осознанное) управление отсутствуют, хотя, как мы уже знаем, в результате процессов сновИД" ного мышления получаются новые и оригинальные (нешаблонные) творческие ассоциации.

Де Боно Эд. Рождение новой идеи. - М., 1976. - С. 17.

Рели, как правильно замечает Эд. Де Боно, в бодрствующем состоя-

Только небольшое число людей выражает спонтанную, естественную тенденцию к нешаблонному мышлению, то в сновидениях, с нашей точки зрения, такую тенденцию в некоторой степени, независимо от своей воли, проявляет каждый.

Предвидение будущего

Предвидение или предвосхищение будущего - одна из высших форм мышления человека. Сновидений с элементами предвидения встречается достаточно часто. Это неудивительно, так как в бодрствующем состоянии все мы стремимся угадать хотя бы те события, которые должны наступать в ближайшем будущем. Когда мы планируем собственные действия на завтра, на неделю, месяц и на более длительные сроки, мы по существу пытаемся предвосхищать будущее. Труднее предвидеть поступки других людей, события, происходящие в природе и обществе, поскольку их причины и условия почти полностью находятся вне нашего контроля.

В некоторых случаях с помощью сновидений, в которых предвосхищается будущее, можно предотвратить неприятные или опасные события. Приведем лишь один пример, о котором рассказал известный современный исследователь сна и сновидений С. Крипнер.

Молодая женщина посреди ночи пробуждается и в тревоге будит мужа, чтобы рассказать ему свое страшное сновидение. Она видела во сне, как большая люстра, висящая над кроватью их малыша, упала и убила его. В этом же сновидении был и другой яркий образ: она видела настенные часы, которые показывали ровно 4 часа 35 минут. Муж с издевательской улыбкой неверующего смотрел, как встревоженная жена берет малыша в свою постель. Но выражение его лица резко изменилось, когда спустя некоторое время он услышал грохот из детской комнаты. Это люстра упала на пустую кровать. Было ровно 4 часа 35 минут.

Ребенка спасло то, что предвосхищение будущего события позволило молодой матери изменить одно звено в цепи будущих событий, а именно - перенести ребенка. Но каким образом ей удалось воспринимать схему будущих событий - совсем не ясно. Здесь возможны только гипотезы ".

1аким образом, как верно заметил французский исследователь Илье О"Якобсон, наличие предвосхищения не означает, что мы долж- 1 быть фаталистами: иногда возможны вмешательство человека и из- 1ен ение хода событий.

Nik O"Jakobson. La vie apre"s la mort? - P., 1977 - P. 87.

Сновидения, в которых предвидятся будущие события, по-видиц, !о му, возникают по следующей схеме: внесенсорное восприятие пар а. психологической информации - ее подсознательная обработка - обр а, зование сновидения (это тоже подсознательный процесс) - пробу^. дение и осознание сновидения - понимание его предвосхищяющ е | природы. Затем человек может предпринимать определенные дей-ствия или с целью предотвращения ожидаемого события, или же д;^ обеспечения его безусловного наступления в зависимости от своих целей.

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый и уродливый - влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления - нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

Экая досада! - воскликнула она. - Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне.

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при атом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся - столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным - вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной - вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны: функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая самосознанием, не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятностным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно.

Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной книге мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства - ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства - дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление - это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода.

Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума.

Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления; они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление - дело знания и практики, а не откровения.

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 22 МЫШЛЕНИЕ В настоящей главе рассматриваются три основных применения интеллект-карт при изложении собственных мыслей в письменном виде, как, например, при подготовке и написании сочинений, экзаменационных работ, проектов и отчетов. Написание сочинений В то время

Из книги Рождение новой идеи автора Боно Эдвард де

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Как делать все по-своему автора Бишоп Сью

Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

Глава 3. Позитивное мышление Тренинг ассертивности может принести огромную пользу как средство саморазвития. Люди с хорошо развитыми навыками самоутверждения всегда обладают также прекрасным самосознанием, большой уверенностью в себе и чувством собственного

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Глава 9 Мышление 9.1. Мышление как процессВ отличие от восприятия и ощущения, связанных с органами чувств человека, мышление является рациональной формой познания реальности. С помощью мышления человек оказывается в состоянии познать явления или предметы, которые

Из книги Занимательная психология автора Платонов Константин Константинович

Как распознать шаблонное мышление Описанные в этой книге десять шаблонов мышления настолько распространены, что наверняка в какие-то моменты жизни вы уже попадали под их влияние, возможно, и не осознавая того. Психотерапевты часто говорят об «Ага!»-эффекте. Например,

Из книги Использование латерального мышления автора Боно Эдвард де

Глава 5 Мышление Что такое миллион– Какое сегодня звездное небо, – сказала Лена, – наверное, миллион звезд видно!– Ну нет, звезд на небе невооруженным глазом видно только около двух с половиной тысяч, – возразил любящий математику и точность Вася.А миллион все-таки

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний - старый и уродливый -

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Глава 8. Нешаблонное мышление в процессе применения ЧИТАТЬ о нешаблонном мышлении почти так же трудно, как писать о нем: и то и другое значительно менее действенно, чем применение нешаблонного мышления на практике. Описание этого процесса в абстрактных выражениях дает

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Мышление обыденное и мышление стратегическое: принципиальная разница Большинство из нас не думает, как отбирать «пищу» для своего мышления, а просто «хватает» первое, что попадется под руку. Такой тип мышления можно назвать фоновым, потому что оно как бы является фоном

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

Глава X МЫШЛЕНИЕ Природа мышления Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.Отправляясь от

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Глава 28. Концептуальное мышление Подумай, прежде чем подумать. Станислав Ежи Лец Человек привык думать стереотипно. И не может мыслить как-то иначе. Мысли идут сами по себе. Пришла хорошая – обрадовался, пришла плохая – расстроился. Хотя любой человек после небольшой

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

27 Интуитивное мышление – это священный дар, а рациональное мышление – верный слуга. Мы создали общество, воздающее почести слуге, но забывшее о даре Так называемое шестое чувство – внутренний компас, который есть у каждого и который помогает принимать решения, –

Из книги автора

Глава 14 Мышление Нам не раз доводилось слышать, будто разум – это слепой поводырь, который не приводит, а уводит людей от истины. Если бы это было правдой, нам было бы лучше оставаться невеждами или поглупеть и убедить других поступить так же. Однако мы уже выяснили, что

Из книги автора

Позитивное мышление – более совершенное мышление Многие исследования подтверждают одно важное открытие: умение видеть светлую сторону жизни и оставаться позитивным стимулирует мышление. Было доказано, что люди, сохраняющие надежду и оптимизм, мыслят яснее и

Но никто толком не говорит, как это сделать.

Дело в том, что человек по другому думать не умеет.
Точнее не сам человек - так работает его мозг, он мыслит шаблонами, а выражаясь по-научному нейронными сетями.

Я на каждой лекции, семинаре или тренинге акцентирую внимание слушателей на этом главном инструменте работы мозга.

На образовании и распаде нейронных сетей строится основная концепция Школы креативного мышления.

Суть её заключается в том, что креативные способности можно и нужно развивать, практикуясь в решении реальных творческих задач.

Другими словами, при креативной работе в мозгу образуются нейронные сети под конкретную задачу. И чем чаще вы выполняете подобные действия тем мощнее становится нейронная сеть.
На этом строится и обучаемость человека определенным навыкам.

Так и образуются в нашей голове мыслительные шаблоны.

С одной стороны, это хорошо, потому что они позволяют быстро добиваться результата в типичных ситуациях, и при выполнении стандартных операций.

Но с другой стороны шаблоны мешают нам генерировать оригинальные идеи.

Но шаблоны шаблонам – рознь.

Те, о которых шла речь выше - полезные рабочие шаблоны, или шаблончики.

Нас интересуют шаблоны глобальные, которые мешают развиваться как отдельному человеку, так и крупным компаниям.

Что касается компаний и бизнеса в целом, то проблема заключается в том, что эти тотальные шаблоны очень заразны и поражают всех членов команды.

Единственная возможность выйти за рамки шаблонного мышления - это старые шаблоны заменить на новые.

Если внимательно изучить успешные компании, то так и происходит их развитие.

Ярчайший пример Apple и Стив Джобс, который заменил старые шаблоны мышления, на новые.
Но эти новые шаблоны не появились неоткуда, он их сначала создал в своем мозгу в виде мощнейших нейронных сетей.

Новаторское лидерство - это ещё одна важная концепция Креативного мозга.

Я не верю в коллективный разум.
Но это тема отдельного разговора.

Заменить старые шаблоны на новые гораздо проще, чем с пустого места создать новые.

Уже анализ действующих догм, установок, правил, «железобетонных путей» приведёт к значительным структурным изменениям в мышлении и оценки ситуации в целом.

Такой подход эффективен, потому что он облегчает работу мозгу.
Мозг видит цель, понимает, что и как нужно делать и начинает создавать новые шаблоны (нейронные сети).

Важный момент.
Чтобы добиться существенного результата нужно поставить цель создать новое, а не внести изменения.

На практике это выглядит так:

  1. Нужно тщательно проанализировать креативную задачу или проблему в бизнесе, разложить всё на составляющие.
  2. Выявить и составить список тех шаблонов, с использованием которых вы пытаетесь или пытались долгое время решить задачу.
  3. Заменить старые шаблоны на новые. Но делать это нужно поэтапно. Если сразу работать со всеми шаблонами очень трудно будет понять какая замена дала эффект.

При замене одних шаблонов на другие нужна определённая творческая смелость и твёрдость в принятии решений.
Мозг всеми силами будет сопротивляться любым нововведениям, да и мозги ваших сослуживцев тут же вступят в борьбу за привычные способы думанья.

Еще один эффективный способ борьбы с шаблонным мышлением человека и коллектива в целом это разработка новых ментальных моделей .
В контексте данной статьи – ментальная модель это мыслительная структура из новых шаблонов, которая создается на время решения задачи или на определенный период деятельности компании.

Разработка и создание ментальных моделей – это тема отдельной статьи и специальной практики.

Изыскивайте шаблоны в своем мышлении и мышлении своих сотрудников и заменяйте их на другие, и креативный прорыв гарантирован.

«Ломать – не строить»
это не про шаблонное мышление.