Сколько страниц в рассказе самое главное. М. Зощенко. Самое главное

Рассказ Зощенко «Самое главное» был написан в 1938 г. и напечатан в детском журнале «Чиж» в № 6. В 30-е гг. зрелый писатель Зощенко, воспитывающий родившегося в 1921 г. сына, написал много рассказов для детей. Некоторые объединены в циклы, но рассказ «Самое главное» совершенно отдельный.

Литературное направление и жанр

Детский рассказ «Самое главное» написан в лучших традициях детской литературы. Он предназначен для детей 5-7 лет, которым читают книжки родители. Такое произведение должно иметь сюжет, описывающий привычные для ребёнка занятия, быть поучительным, но не навязчиво-назидательным. Кроме того, читающий рассказ взрослый должен получать удовольствие от созданного образа взрослого. В данном случае ассоциировать себя с мамой героя, быть согласным с ней в методах воспитания.

Проблематика

«Взрослая» проблема рассказа – проблема воспитания. Зощенко – сторонник мягкого воспитания, при котором ребёнок может совершать неизбежные ошибки, а взрослый не предупреждает их, а мягко корректирует их последствия.

Другая проблема детского рассказа – проблема гармоничного развития, которое, по Зощенко, невозможно без ошибок. Это рассказ о становлении характера, который формируется сознательно, усилием воли.

Сюжет и композиция

Мальчик Андрюша труслив. Но его вполне устраивает такое положение вещей. Он слишком мал, чтобы задумываться о своём характере. Зато его мама «в одно прекрасное утро», почувствовав, что сын готов к изменениям, объяснила ему, почему плохо быть трусом. И Андрюша принял решение быть храбрым. Это важнейший поступок в жизни ребёнка, потому что он отважился на столкновение своей воли с волей других людей.

Мальчишки побили Андрюшу, но мама, хоть и называет его глупым мальчиком, всё равно довольна: ребёнок почувствовал, как это – быть храбрым, да ещё и понял, что воспитание характера происходит постепенно. Мама открывает сыну следующий этап воспитания характера – силу.

Нельзя стать сильным в одно мгновение. Поэтому Андрюша тайком от мамы берёт оружие – палку. Оружием играют мальчики всех времён и народов, да и у взрослых мужчин оружие часто становится мерилом силы и залогом победы в войнах.

Андрюша – маленький мальчик, поэтому его потери невелики: мальчишки его только немножко побили, а собака, которую он дважды ударил по голове, только немножко порвала ему штаны. Мама учит ребёнка сдерживать силу с помощью смекалки, не драться зря. Такое мягкое обучение приводит Андрюшу к следующему этапу: нужно думать, прежде чем действовать и применять силу со всей храбростью.

Уже этих трёх умений Андрюше достаточно, чтобы броситься спасать тонущего Саньку. Андрюша смекнул, что нужно воспользоваться лодкой, потому что он плохо плавает. Но он не умел грести, так что спасать пришлось и его самого.

Анализируя этот поступок, мама открывает, что самое главное, о чём она забыла – это знания. Таким образом, для Андрюши сложилась вся цепочка жизненного успеха, который мама определяет в начале рассказа так: «Только храбрые люди хорошо живут на земле… И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали». Путь к жизненному успеху таков: нужно получать знания, чтобы становиться умным. Ум в сочетании с силой и храбростью сделает человека полезным для общества, и он будет побеждать врагов, спасать людей. В крайнем случае – летать на самолёте.

Таким образом, мама достигает своей дидактической цели, помогая сыну отыскать начало жизненного успеха, заключённое в финальной фразе Андрюши: «С этих пор я буду всему учиться».

Герои рассказа

Главный герой рассказа – мальчик Андрюша со смешной фамилией Рыженький. Возможно, создавая этот милый образ, Зощенко рассчитывал и на тех маленьких слушателей, которые ещё как следует не понимают, что такое фамилия, так что просто считают, что Рыженький – характеристика Андрюши.

Сам малыш не понимает, что быть трусом – это плохо. Мальчик просто старается угодить маме. Зощенко точно подмечает, что основа как воспитания, так и послушания – любовь. Четыре раза Андрюша приходит к маме в слезах, пережив неудачу, поступив неправильно. Он похож на дурака из сказки, который в точности выполняет советы матери, не соотнося их с жизненными обстоятельствами, но добиваясь успеха только благодаря послушанию. Разница состоит в том, что сказочный дурак не умнеет, а только случайно достигает цели, а Андрюша принимает науку матери как жизненную установку, осознавая логическую цепочку жизненный успех – смелость – сила – смекалка – знание через обучение.

Мать Андрюши – мудрая женщина. Она понимает, что мальчик не может в одночасье приобрести жизненный опыт. Поэтому мама описывает жизненный успех так, как она его понимает. Есть в этом описании и чисто внешний антураж (ордена и медали), и сама суть хорошей жизни. Хорошего человека любят и уважают, а над плохим смеются. Жизнь труса «плохая, скучная и неинтересная». Мать не хочет такой жизни для сына.

Каждый раз мама называет Андрюшу глупым мальчиком или глупым мальчишкой. Но это единственное её эмоциональное восклицание. В остальном она логична, добившись своего, произносит только: «Вот и хорошо».

Художественное своеобразие

Образ рассказчика должен был сразу расположить к себе маленького читателя. Рассказчик не просто излагает историю маленького Андрюши, но вживается в его образ, мыслит, как ребёнок. Страшные животные, которых боялся Андрюша, не пугают читателя. Но рассказчик сочувствует мальчику.

Даже речь рассказчика имеет какую-то неправильность, как детская речь.

Он ошибочно строит превосходную степень наречия: «наибольше всего». Эмоции мамы тоже описаны как бы с точки зрения ребёнка. Сначала она «очень и очень грустила» из-за трусости сына, а потом почувствовала, что всё хорошо. Гармоничное сосуществование с мамой – счастье каждого ребёнка.

Один мальчик Андрюша Рыженький был очень трусливым. Он боялся всех животных, а больше всего – мальчишек во дворе. Мама мальчика очень переживала, что ее сын – трус. Она объяснила Андрюше, что трусливым людям живется плохо, скучно и неинтересно. Храбрые же, напротив, совершают героические поступки, и за это их любят и уважают. Послушав маму, Андрюша решил быть храбрым.

Отправившись во двор, он заявил соседским мальчишкам, что не боится их, и не стал убегать, как делал обычно. Мальчишки не поверили и немного побили Андрюшу. Мальчик прибежал домой в слезах и пожаловался маме. Мама объяснила, что нужно быть не только храбрым, но и сильным.

Андрюша взял бабушкину палку и снова побежал во двор, но мальчишек уже не было. Зато пришла черная собака, которой мальчик очень боялся. Но теперь он решил защититься от собаки с помощью палки и очень разозлил ее, ударив пару раз. Животное разорвало мальчику штаны.

Андрюша снова заплакал и побежал к маме. Она рассказала, что помимо храбрости и силы важна еще и смекалка: нужно понимать, что и зачем делаешь. Андрюша поступил неправильно: он размахивал палкой, ударил собаку, чем рассердил ее.

Мальчик сказал, что будет впредь обязательно думать и побежал на поиски мальчишек. Они купались в реке. Один из них Санька Палочкин стал тонуть и звать на помощь. Мальчишки побежали за взрослыми. Андрюша хотел кинуться Саньке на помощь, но, подумавши, вспомнил, что не умеет плавать. Тогда он залез в лодку, которая стояла рядом, и попытался отплыть. Но у него ничего не получалось, а лодку отнесло на середину реки. Андрюша очень испугался и закричал. К счастью, ему на встречу плыла другая лодка. Сидевшие в ней люди спасли и Саньку, и Андрюшу.

Дома Андрюша рассказал маме, что сегодня он пытался быть храбрым, сильным и умным, но ничего не вышло. Мама ответила, что она забыла объяснить ему самое главное: одних этих качеств мало, нужны еще и знания и умения, всему нужно учиться. И Андрюша решил, что с этого дня будет учиться.

Основная мысль рассказа – тот, кто учится, обладает знаниями и может их использовать в самых разных ситуациях. Такие качества, как храбрость, сила, смекалка, очень важны, но без знаний их применение не всегда доводит до добра.

Картинка или рисунок Самое главное

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Зощенко Колдун

    В истории Зощенко Колдун рассказывается о быте крестьянских семей в деревнях. Проводится сравнение: на фоне существования электричества, пара, швейных машин продолжают существовать колдуны и кудесники

  • Краткое содержание В лесах Мельников

    События романа разворачиваются в середине 19 века в Верхнем Заволжье. Это многолюдный, богатый густыми лесами и мастерами-ремесленниками край России. В этих местах живут глубоко верующие люди

  • Краткое содержание Время всегда хорошее А. Жвалевский, Е. Пастернак

    «Время всегда хорошее» - это увлекательная современная книга про современных подростков, написанная в соавторстве Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак.

  • Краткое содержание Эдгара По Похищенное письмо

    Осенью вечером автор сидел с приятелем по имени Огюст Дюпен. Они сидели, пили чай и вспоминали расследование Дюпена об убийстве на улице Морг. В этот момент к ним пришел префект парижской полиции, который был другом Дюпена

  • Краткое содержание Шукшин Ванька Тепляшин

    Ванька Тепляшин молодой деревенский парень. Он трудится шофером. Однажды у него обнаружили болезнь, язву двенадцатиперстной кишки. Шофера положили в больницу, сначала его лечили в родном селе, а потом перевели в город.

Известен, прежде всего, своими сатирическими произведениями, но он был еще и прекрасным детским писателем. То сочинение, которое мы предлагаем читателю, конечно, сильно выдержано в советском духе, но это его совсем не портит, а даже наоборот. Итак, сегодня в центре нашего внимания рассказ (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко.

Мальчик, который всего боялся

Главный герой повествования Зощенко, Рыженький Андрюшка - замечательный мальчик. Одна беда: его все время мучает страх по любому поводу. Это, разумеется, печалит его мать, ведь мужчина должен быть храбрым. Она говорит, что только храбрые люди в почете, а таких трусишек, как он, никто не любит, и нигде эти бедные товарищи не найдут себе места.Тогда Андрюшка утверждает, что с этого дня он больше бояться не будет и станет храбрым, как Геракл.

Наш Рыженький герой пошел во двор, где были ребята. Дети, к сожалению, пользовались Андрюшкиной слабостью и постоянно его шпыняли и задирали, а он только ревел, но в этот раз мальчик сказал своим обидчикам: «Эй вы, сегодня вы меня не тронете». Детвора сделала вид, что испугалась, а сама провернула свой привычный ритуал с Андрюшкой, а герой обыкновенным образом расстроился и побежал к маме.

Именно так постигла неудача Рыженького в первый раз, и произведение (краткое содержание) «Самое главное» Зощенко нам об этом правдиво рассказывает.

Одной храбрости недостаточно

Если бы эту сказку писал А.С. Пушкин, то мама бы сказала сыну так: «Дурачина ты, простофиля…». Но, к нашей общей радости, ее писал Зощенко, поэтому у него мама приласкала сына и после того, как он успокоился, она сказала мягко: «Глупенький сынишка, к храбрости должна прилагаться еще и сила». Андрюшка усвоил урок и пошел вторично доказывать свою состоятельность.

Интересно, что еще таит в себе краткое содержание? «Самое главное» Зощенко - удивительно милая и добрая история.

Схватка с собакой

Чтобы стать сильным, Андрюшка взял с собой палку и вышел во двор, но ребят там уже не было, но зато его ждал еще более достойный и опасный противник - черная собака. Ее мальчик всегда боялся. И он решил проверить коктейль из храбрости и силы на ней, предварительно пригрозив зверю, что если он будет на него лаять, то ему несдобровать.

К несчастью Рыженького, собаки не обучены русскому языку, и даже в некоторых сказках они не говорят и не понимают человеческой речи, а уж тем более в детских реалистичных рассказах. Битва была знатная, но Андрюшке снова досталось от собаки, и он проследовал по известному маршруту.

Никак не везет мальчугану, но не окончено еще краткое содержание. «Самое главное» Зощенко еще может завершиться хорошо.

Храбрости и силы слишком мало, нужен еще и ум

Мальчик снова пожаловался маме, родительница же сказала, что мальчик сам виноват, ибо незачем было поступать опрометчиво и злить собаку, размахивая перед ней полкой. Нужно думать о том, что делаешь, и, соответственно, прикладывать храбрость и силу в нужном направлении. Мальчик побежал из дома прочь, пообещав впредь быть осмотрительнее.

Улыбнется ли удача на это раз Андрюшке? Это знает только тот, кто прочел до конца «Самое главное» Зощенко. Но есть и другой выход: дойти до конца настоящей статьи.

Случай на реке

Андрюшка выбежал во двор посмотреть, где остальные мальчишки, а они оказались на речке, и один из них тонул. Андрюшка крикнул ему, чтобы он ни о чем не волновался, мальчик собирался его спасти. Но помня о словах матери, он смекнул, что сам он плавал плохо, поэтому нужно взять лодку. Она стояла у берега. Мальчик сел в нее, оттолкнулся от берега, но он не учел только то, что не умеет работать веслами. Течение отнесло его лодку на середину реки. На счастье Андрюшки и тонувшего мальчика, поблизости были рыбаки, они-то и спасли несостоявшегося утопленника и спасателя.

Почему у мальчика ничего не выходит, знает ли мама то, что она еще не рассказала сыну? Ответ далее, до конца краткого содержания произведения «Самое главное» Зощенко осталось совсем немного.

«Учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал великий Ленин

Мальчик, расстроенный, приходит к маме, говорит, что был и храбрым (решил спасти), и сильным (оттолкнул лодку от берега), и умным (не бросился в речку вплавь, так как плохо плавает), но все равно потерпел неудачу. Мама спохватывается и говорит: «Я же тебе не сказала самого главного. Мало быть смелым, умным и сильным, нужно еще много знать и многое уметь (плавать, например), чтобы заслужить уважение людей, поэтому нужно учиться, чтобы обрести знания, поэтому учись, сынок, и все у тебя будет хорошо".

И тут на Рыженького Андрюшку снизошла благодать, и он пообещал маме учиться прилежно. Вот, наконец-то, М. Зощенко самое главное сказал в сочинении своем.

Мораль

Да, но она правильно ориентирует подрастающее поколение. Конечно, у советского государства была цель - воспитать который одновременно и силен, и умен, и храбр, и сообразителен, а ключ ко всем этим качествам только один - образование.

Бесспорно то, что это светлый, хороший и вполне достижимый идеал, учитывая советскую систему образования. Кажется, это понимал и М. Зощенко. «Самое главное» он писал вдохновенно и без напряжения.

Сейчас же, безусловно, главная мораль сказки остается актуальной, но теперь мир учит человека немного иному, а именно: человек должен делать что-то одно очень хорошо, и тогда он будет востребован, ибо он будет штучным специалистом, уникальным, но ключ по-прежнему все тот же - образование.

Если сравнивать две идеологии, советскую и российскую, то, конечно, первая давала более выигрышный человеческий продукт, чем вторая (чтобы не было сомнений в справедливости такого утверждения, можно сравнить хотя бы научные достижения двух государств).

Главные герои сказки

История хороша тем, что из нее нельзя никого убрать, в ней нет лишних персонажей. Может быть, только рыбаки сыграли в этом произведении эпизодическую роль. Удивительно цельным получилось произведение «Самое главное». Михаил Зощенко - блестящий мастер слова. Поэтому трудно кого-то выделить, и все же мы постараемся.

Рыженький Андрюшка - главный герой повествования и будущий «советский человек», например, такой, как Юрий Гагарин. В первых рядах стоит и его мама - источник житейской мудрости образца недавнего прошлого. Детвора, рыбаки и собака исполняют эпизодические роли в замечательной сказке «Самое главное» Зощенко. Главные герои в ней, кажется, очевидны с самого начала.

© Зощенко М. М., наследники, 2009

© Андреев А. С., иллюстрации, 2011

© ООО «Издательство АСТ», 2014

* * *

Смешные рассказы

Показательный ребенок

Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка.

И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик.

Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой.

А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать.

Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло. А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтоб она ходила на задних лапках. А она не хотела. И мяукала очень жалобно.

Вдруг на лестнице раздался звонок.

Бабушка и Павлик пошли открывать двери.

Это пришёл почтальон.

Он принёс письмо.

Павлик взял письмо и сказал:

– Я сам передам папе.

Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой. И вдруг видит – кошки нигде нет.



Павлик говорит бабушке:

– Бабушка, вот так номер – наш Бубенчик пропал.

Бабушка говорит:

– Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону.

Павлик говорит:

– Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.

Бабушка засмеялась и говорит шутливо:

– Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку.

Вот бабушка села в кресло и заснула.



А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу.

«Лучше, – думает, – я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку».

Вот Павлик вышел во двор. И видит – во дворе нету почтальона.

Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит – на улице тоже нигде нету почтальона.

Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит:

– Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера!

Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит:

– Поглядите, какой мальчик лет пяти заблудился.

Милиционер говорит:

– Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверное, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.

Тётка говорит:

– В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.



И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика. Павлик ей говорит:

– Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.

Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал.

И от волнения чуть в лужу не упала.

Потом говорит:

– Поглядите, какой бойкий мальчик. Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.

Павлик отвечает:

– Улица Фонтанка, восемь.

Милиционер поглядел на письмо и говорит:

– Ого, это боевой ребёнок – он знает, где он живёт.

Тётка говорит Павлику:

– А как тебя зовут и кто твой папа?



Павлик говорит:

– Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.

Милиционер засмеялся и сказал:

– Это боевой, показательный ребёнок – он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.

Тётка говорит милиционеру:

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

© Зощенко М. М., наследники, 2009

© Андреев А. С., иллюстрации, 2011

© ООО «Издательство АСТ», 2014

* * *

Смешные рассказы

Показательный ребенок

Жил-был в Ленинграде маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка.

И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик.

Вот утром папа пошёл на работу. Мама тоже ушла. А Павлик остался с бабушкой.

А бабушка была ужасно старенькая. И она любила в кресле спать.

Вот папа ушёл. И мама ушла. Бабушка села в кресло. А Павлик на полу стал играть со своей кошкой. Он хотел, чтоб она ходила на задних лапках. А она не хотела. И мяукала очень жалобно.

Вдруг на лестнице раздался звонок.

Бабушка и Павлик пошли открывать двери.

Это пришёл почтальон.

Он принёс письмо.

Павлик взял письмо и сказал:

– Я сам передам папе.

Вот почтальон ушёл. Павлик снова хотел играть со своей кошкой. И вдруг видит – кошки нигде нет.



Павлик говорит бабушке:

– Бабушка, вот так номер – наш Бубенчик пропал.

Бабушка говорит:

– Наверно, Бубенчик убежал на лестницу, когда мы открыли дверь почтальону.

Павлик говорит:

– Нет, это, наверно, почтальон взял моего Бубенчика. Наверно, он нарочно нам дал письмо, а мою дрессированную кошечку взял себе. Это был хитрый почтальон.

Бабушка засмеялась и говорит шутливо:

– Завтра почтальон придёт, мы отдадим ему это письмо и взамен возьмём у него назад нашу кошечку.

Вот бабушка села в кресло и заснула.



А Павлик надел своё пальто и шапочку, взял письмо и тихонько вышел на лестницу.

«Лучше, – думает, – я сейчас отдам письмо почтальону. И лучше я сейчас возьму от него мою кошечку».

Вот Павлик вышел во двор. И видит – во дворе нету почтальона.

Павлик вышел на улицу. И пошёл по улице. И видит – на улице тоже нигде нету почтальона.

Вдруг какая-то одна рыжая тётка говорит:

– Ах, поглядите все, какой маленький малыш идёт один по улице! Наверно, он потерял свою маму и заблудился. Ах, позовите скорей милиционера!

Вот приходит милиционер со свистком. Тётка ему говорит:

– Поглядите, какой мальчик лет пяти заблудился.

Милиционер говорит:

– Этот мальчик держит в ручке письмо. Наверное, на этом письме написан адрес, где он живёт. Мы прочтём этот адрес и доставим ребёнка домой. Это хорошо, что он взял с собой письмо.

Тётка говорит:

– В Америке многие родители нарочно кладут письма в карман своим детям, чтоб они не терялись.



И с этими словами тётка хочет взять письмо от Павлика. Павлик ей говорит:

– Что вы волнуетесь? Я знаю, где я живу.

Тётка удивилась, что мальчик так смело ей сказал. И от волнения чуть в лужу не упала.

Потом говорит:

– Поглядите, какой бойкий мальчик. Пусть он нам тогда скажет, где он живёт.

Павлик отвечает:

– Улица Фонтанка, восемь.

Милиционер поглядел на письмо и говорит:

– Ого, это боевой ребёнок – он знает, где он живёт.

Тётка говорит Павлику:

– А как тебя зовут и кто твой папа?



Павлик говорит:

– Мой папа шофёр. Мама ушла в магазин. Бабушка спит в кресле. А меня зовут Павлик.

Милиционер засмеялся и сказал:

– Это боевой, показательный ребёнок – он всё знает. Наверно, он будет начальником милиции, когда подрастёт.

Тётка говорит милиционеру:

– Проводите этого мальчика домой.

Милиционер говорит Павлику:

– Ну, маленький товарищ, пойдём домой.

Павлик говорит милиционеру:

– Дайте вашу руку – я вас доведу до своего дома. Вот мой красивый дом.

Тут милиционер засмеялся. И рыжая тётка тоже засмеялась.

Милиционер сказал:

– Это исключительно боевой, показательный ребёнок. Мало того, что он всё знает, он ещё меня хочет до дому довести. Этот ребенок непременно будет начальником милиции.

Вот милиционер дал свою руку Павлику, и они пошли домой.

Только дошли они до своего дома – вдруг мама идёт.

Мама удивилась, что Павлик идёт по улице, взяла его на руки, принесла домой.

Дома она его немножко побранила. Она сказала:

– Ах ты, противный мальчишка, зачем ты убежал на улицу?

Павлик сказал:

– Я хотел у почтальона взять моего Бубенчика. А то мой Бубенчик пропал, и, наверно, его взял почтальон.

Мама сказала:

– Что за глупости! Почтальоны никогда не берут кошек. Вон твой Бубенчик сидит на шкафу.

Павлик говорит:

– Вот так номер. Смотрите, куда прыгнула моя дрессированная кошечка.

Мама говорит:

– Наверно, ты, противный мальчишка, её мучил, вот она и забралась на шкаф.

Вдруг проснулась бабушка.

Бабушка, не зная, что случилось, говорит маме:

– Сегодня Павлик очень тихо и хорошо себя вёл. И даже меня не разбудил. Надо за это дать ему конфетку.



Мама говорит:

– Ему не конфетку надо дать, а в угол носом поставить. Он сегодня убежал на улицу.

Бабушка говорит:

– Вот так номер.

Вдруг приходит папа. Папа хотел рассердиться, зачем мальчик убежал на улицу. Но Павлик подал папе письмо.

Папа говорит:

– Это письмо не мне, а бабушке.

Потом она говорит:

– В городе Москве у моей младшей дочери родился ещё один ребёнок.

Павлик говорит:

– Наверно, родился боевой ребёнок. И наверно, он будет начальник милиции.

Тут все засмеялись и сели обедать.

На первое был суп с рисом. На второе – котлеты. На третье был кисель.

Кошка Бубенчик долго глядела со своего шкафа, как Павлик кушает. Потом не вытерпела и тоже решила немножко покушать.

Она прыгнула со шкафа на комод, с комода на стул, со стула на пол.

И тогда Павлик дал ей немножко супу и немножко киселя.

И кошка была очень этим довольна.


Глупая история

Петя был не такой уж маленький мальчик. Ему было четыре года. Но мама считала его совсем крошечным ребёнком. Она кормила его с ложечки, гулять водила за ручку и по утрам сама одевала его.

Вот однажды Петя проснулся в своей постельке.

И мама стала его одевать.

Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал.

Мама думала, что он шалит, и снова поставила его на ножки. Но он опять упал.

Мама удивилась и в третий раз поставила его около кроватки. Но ребёнок снова упал.

Мама испугалась и по телефону позвонила папе на службу.

Она сказала папе:

– Приезжай скорей домой. Что-то с нашим мальчиком случилось – он на ножках стоять не может.

Вот папа приезжает и говорит:

– Это глупости. Наш мальчик хорошо ходит и бегает, и не может быть, чтоб он у нас падал.

И он моментально ставит мальчика на ковёр. Мальчик хочет пойти к своим игрушкам, но снова, в четвёртый раз, падает.

Папа говорит:

– Надо скорей позвать доктора. Наверно, наш мальчик захворал. Наверно, он вчера конфетами объелся.

Позвали доктора.

Приходит доктор в очках и с трубкой.

Доктор говорит Пете:

– Это что за новости! Почему ты падаешь?

Петя говорит:

– Не знаю почему, но немножко падаю.

Доктор говорит маме:

– А ну-ка, разденьте этого ребенка, я его сейчас осмотрю.

Мама раздела Петю, и доктор стал его слушать.

Доктор послушал его через трубку и говорит:

– Ребенок совершенно здоровый. И это удивительно, почему он у вас падает. А ну-ка, оденьте его снова и поставьте на ножки.

Вот мама быстро одевает мальчика и ставит его на пол.

И доктор надевает очки на нос, чтоб получше видеть, как мальчик падает. Только мальчика поставили на ножки, и вдруг он опять упал.

Доктор удивился и говорит:

– Позовите профессора. Может быть, профессор догадается, почему этот ребёнок падает.

Папа пошёл звонить профессору, а в этот момент к Пете в гости приходит маленький мальчик Коля.

Коля посмотрел на Петю, засмеялся и говорит:

– А я знаю, почему у вас Петя падает.

Доктор говорит:

– Глядите, какой нашёлся учёный карапуз, – он лучше меня знает, почему дети падают.

Коля говорит:

– Поглядите, как Петя у вас одет. У него одна штанинка болтается, а в другой засунуты обе ножки. Вот почему он и падает.

Тут все заахали и заохали.

Петя говорит:

– Это меня мама одевала.

Доктор говорит:

– Не нужно звать профессора. Теперь нам понятно, почему ребёнок падает.

Мама говорит:

– Утром я очень торопилась, чтоб ему кашу варить, а сейчас я очень волновалась, и поэтому я так неправильно ему штанишки надела.



Коля говорит:

– А я всегда сам одеваюсь, и у меня таких глупостей с ногами не бывает. Взрослые вечно что-нибудь напутают.

Петя говорит:

– Теперь я тоже буду сам одеваться.

Тут все засмеялись. И доктор засмеялся. Он со всеми попрощался и с Колей тоже попрощался. И ушёл по своим делам.

Папа пошёл на службу. Мама пошла на кухню.

А Коля с Петей остались в комнате. И стали играть в игрушки.

А на другой день Петя сам надел свои штанишки, и никаких глупых историй с ним больше не произошло.