Смольный университет российской академии образования. Смольный институт российской академии образования

В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования . В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стали Холдинговая компания «Электрокерамика» и бизнес-центр "Полюстровский", адрес: 195197, Санкт-Петербург, Полюстровский пр., д.59

В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создан Инновационный научно-образовательный комплекс (ИНОК) «Смольный институт». С одной стороны, создание такого комплекса позволило Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности.

С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк. Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций.

В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по шести укрупненным группам направлений:

  • образование и педагогика;
  • культура и искусство;
  • экономика и управление;
  • информационная безопасность;
  • информатика и вычислительная техника;
  • сфера обслуживания;
  • транспортные средства.

Институт осуществляет подготовку дипломированных специалистов, бакалавров по 10 направлениям подготовки и магистров информационных систем. Программы обучения в институте соответствуют Федеральным, Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. По всем направлениям предусмотрено применение современных компьютерных технологий и изучение иностранных языков. В институте работают 57 докторов и кандидатов наук. Деятельность факультетов, кафедр и других структурных подразделений института определяется положениями и решениями, принимаемыми Ученым советом и утверждаемыми ректором.

Для реализации образовательных программ в институте оборудованы аудитории для практических, семинарских занятий и лекций, компьютерные классы, лингафонный кабинет, учебные лаборатории, библиотека, актовый и спортивный залы. В институте есть современная студенческая столовая, кафе, конференц-зал, выставочная галерея. Значительные средства направляются на создание и развитие материальной базы, в том числе и для внеучебной работы, создаются новые учебные лаборатории, мастерские, молодежный театр.
Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой. В будущем это комплекс научных и учебных подразделений непрерывного образовательного цикла направленных на обеспечение воспитательного и образовательного процессов в соответствие с требованиями личности, общества и государства.

О ВУЗе

В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования. В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стали Холдинговая компания «Электрокерамика» и бизнес-центр "Полюстровский".

В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создается Инновационный научно-образовательный комплекс (ИНОК) «Смольный институт университет». С одной стороны, создание такого комплекса позволит Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности.

С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк. Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций. В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по девяти укрупненным группам направлений: -гуманитарные; -социальные; - образование и педагогика; - культура и искусство; - экономика и управление; - информационная безопасность; - информатика и вычислительная техника; - сфера обслуживания; - транспортные средства.

Институт осуществляет подготовку бакалавров по 20 направлениям подготовки, дипломированных специалистов по 14 специальностям и магистров по 1 направлению. Программы обучения в институте соответствуют Федеральным, Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. По всем направлениям предусмотрено применение современных компьютерных технологий и изучение иностранных языков. В институте работают 14 докторов и 43 кандидата наук. Деятельность факультетов, кафедр и других структурных подразделений института определяется положениями и решениями, принимаемыми Ученым советом и утверждаемыми ректором.

Для реализации образовательных программ в институте оборудованы аудитории для практических, семинарских занятий и лекций, компьютерные классы, лингафонный кабинет, учебные лаборатории, библиотека, актовый и спортивный залы. В учебном корпусе института оборудованы современная студенческая столовая, кафе, конференц-зал, выставочная галерея. Значительные средства направляются на создание и развитие материальной базы, в том числе и для вне учебной работы, строятся новые учебные лаборатории, мастерские, молодежный театр. Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой. В будущем это комплекс научных и учебных подразделений непрерывного образовательного цикла направленных на обеспечение воспитательного и образовательного процессов в соответствие с требованиями личности, общества и государства.

Публикации раздела Традиции

История Смольного института

И стория женского образования в России неразрывно связана с именем императрицы Екатерины Великой. «Культура.РФ» рассказывает, как появился институт благородных девиц и как его возникновение отразилось на жизни русских женщин.

Образованные женщины и полезные члены общества

Смольный Институт. 1800-е. Фотография: pressa.tv

Смольный Институт. 1917. Фотография: petrograd1917.ru

Смольный Институт. 1940-ые. Фотография: istpravda

Европейская культура, которая начала утверждаться в нашей стране уже с конца XVIII века, привнесла в жизнь русского человека немало новшеств. При Петре I стали появляться школы для девочек. Это стало первым шагом для развития женского образования в России. Но настоящим прорывом в этой области была инициатива Екатерины Великой, при которой в Санкт-Петербурге был основан благородных девиц. Первое высшее учебное заведение для женщин в России открылось 16 мая 1764 года.

Инициировал создание института один из приближенных к императрице - Иван Бецкой, общественный деятель, просветитель, служащий государственной канцелярии. Он получил образование в Европе, поддерживал Екатерину в ее стремлении привить соотечественникам привычки западной жизни, а также высоко оценивал роль женщин в развитии общества. Бецкой считал, что «юношей обоих полов» следует воспитывать в равных условиях.

При основании Смольный институт назывался «Воспитательное общество благородных девиц». Его идея была прописана в официальном документе: «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Сама Екатерина активно участвовала в жизни заведения: вкладывала огромное количество денег, часто приезжала в институт, где вела долгие беседы с классными дамами, разговаривала с воспитанницами и переписывалась с управленцами, интересуясь всеми успехами и трудностями. Императрица хотела, чтобы выпускницы Смольного стали примером для всех женщин страны. По ее замыслу, девушкам надлежало получить хорошее образование, развиваться культурно и нравственно.

В Смольный институт принимали девушек из родовитых, но небогатых семей. Они были родом как из России, так и из других стран - дочери грузинских князей, аристократки из Швеции. Обучение длилось 12 лет. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию опекунов. В Смольный девочек принимали с шести лет, а программа обучения предполагала три класса - каждый из них длился четыре года. Родственники воспитанниц составляли расписку, в которой они соглашались отдать ребенка на 12 лет без возможности встреч и выездов за пределы заведения. Так императрица собиралась оградить воспитанниц от влияния среды, в которой они росли до поступления в институт.

Попасть в Смольный было нелегко: потенциальные студентки должны были сдать экзамены по русскому и французскому языкам, а также иметь хорошее религиозное воспитание. Но самый главный критерий, по которому отсеивались многие претендентки, - это происхождение.

«Отнюдь не делать из наук предметов скуки»

Урок музыки. Фотография: opeterburge.ru

Урок рисования. Фотография: opeterburge.ru

Урок рукоделия. Фотография: opeterburge.ru

В Смольном девочек обучали многим наукам. В расписание входили арифметика, грамота, три иностранных языка, религиоведение, этикет, кулинарное искусство, рисование, музыка, вокал, география, история и другие предметы. Однако многие из них девочки изучали весьма поверхностно. К примеру, на уроках кулинарии воспитанницы Смольного института учились жарить котлеты из готового фарша. Историю изучали по одному-единственному учебнику и нередко перескакивали через темы.

Основной упор в учебе делали на правила поведения в обществе и слово Божье. Считалось, что воспитанница этого заведения, то есть будущая фрейлина или служащая при дворе барышня должна уметь поддержать разговор о религии и вести себя в обществе сдержанно и грациозно.

Гимнастика. Фотография: nrfmir.ru

На катке. Фотография: birdinflight.com

Гимнастика. Фотография: birdinflight.com

Физическому состоянию девушек тоже уделялось внимание. Легкими спортивными упражнениями они занимались несколько раз в неделю. Поддерживать стройную фигуру помогал рацион: пища была скудной, а порой просто некачественной. Многие выпускницы писали в мемуарах, что еда в институте была одним из худших воспоминаний.

Температура в спальнях учениц не поднималась выше 16 градусов. Они рано ложились и вставали, спали на жестких кроватях, умывались ледяной водой из Невы. Все это должно было закалить девочек.

Спальни Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Столовая Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Умывальная Смольного института. Фотография: birdinflight.com

«Устав настоятельно требовал, чтобы дети всегда имели вид бодрый, веселый, довольный и «вольные действия души». Поэтому предписывалось отнюдь не делать из наук предметов скуки, горя и отвращения и облегчать всякими способами усвоение знаний, обращая при этом внимание на степень развития и способности каждой девочки в отдельности».

Правила поведения благородных девиц

Преподаватели Смольного института. Фотография: birdinflight.com

Преподаватели Смольного института и их ученицы. Фотография: birdinflight.com

В уставе института благородных девиц были подробно прописаны правила поведения. Говорилось о том, как преподавательницы должны относиться к смолянкам и как воспитанницам надлежит общаться между собой.

В институте работало более 20 преподавательниц - это были высококвалифицированные учительницы. Примечательно, что все они были незамужними дамами и, как правило, старше 40 лет. Телесные наказания в Смольном институте были строго запрещены, но учительницы не гнушались кричать на провинившихся воспитанниц. Нарушение порядка в институте считалось «дурным поведением», а непослушных девочек называли «мовешками» («mauvaise» - дурная). Существовал и другой термин - «парфетки» (искаженное французское «parfaite» - совершенная). Так дразнили учениц, которые никогда не нарушали правила и вели себя идеально.

Все «смолянки» должны были являть собой образец скромности. Они носили одинаковую одежду и прически - гладко зачесанные косы. Форменные платья были разных цветов, по ним легко определялся приблизительный возраст студентки. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли «кофейницами», девочки от 9 до 12 лет - синего, от 12 до 15 лет - голубого, а самые старшие - белого цвета. Никакие модные аксессуары не допускались. Все это было обусловлено общей атмосферой в заведении, где царили простота и однообразие, а дисциплинированность и порядок ценились превыше всего.

Несмотря на строгие правила и невозможность видеться с семьей, девушек не держали взаперти круглый год. Их возили на театральные представления, художественные выставки, праздники при дворе. Смолянок учили любить прекрасное и разбираться в культурных новинках того времени.

Шифр Смольного института. Фотография: calend.ru

Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны. Фотография: auction-imperia.ru

Трудоустройство после окончания Смольного было практически гарантировано. Многие девушки после учебы оставались в Институте благородных девиц и работали либо преподавательницами, либо классными дамами. За многолетний труд их награждали почетными знаками: оранжевым бантом «За труды» и серебряным с эмалью «Знак Учреждений Ведомства Марии Федоровны». Некоторые воспитанницы Смольного института после выпуска могли стать гувернантками.

Смольный институт просуществовал больше чем полтора века. За это время было 85 выпусков. Многие из смолянок стали известными. Незадолго до закрытия института туда поступила возлюбленная Максима Горького - Мария Будберг. В начале ХХ века закончила институт Нина Хабиас, ставшая после поэтессой-футуристкой. В 1900 году выпустилась Мария Добролюбова - поэтесса и революционерка, сестра поэта Александра Добролюбова.

Институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе этого института по всей стране стали появляться другие учебные заведения для женщин.

Смольный институт Российской академии образования является высшим учебным заведением. Он находится в Ленинградской области. Ранее учреждение имело статус университета. Смольный институт (адрес: пр-т Полюстровский, 59) считается в настоящее время одним из самых респектабельных учебных заведений страны.

Исторические сведения

Смольный институт был создан в 1998-м году по предложению академика Н.Д. Никандрова, который является президентом РАО. Эта организация выступила учредителем описываемого учебного заведения. Холдинговая компания "Электрокерамика" стала ее стратегическим партнером в осуществлении деятельности университета в 2004 году.

Спустя несколько лет появился Научно-образовательный комплекс "Смольный институт Российской академии образования". Решение было принято Президиумом государственной академии образования совместно с советом директоров компании "Электрокерамика". Получившийся проект имеет ряд преимуществ. Создание такого комплекса позволило устроить очередную экспериментальную площадку для реализации инновационных идей. В то же время существует возможность преобразования компании из узкоспециализированной в многопрофильную. Это может быть достигнуто за счет использования академии и привлечения наиболее талантливых молодых людей. Повышение эффективности работы холдинга обеспечат новые лица, которые будут задействованы в производственной деятельности компании.

Назначение научно-педагогического комплекса

Смольный институт выполняет множество различных функций:

1. Научную.

2. Исследовательскую.

3. Воспитательную.

4. Образовательную.

5. Издательскую.

6. Просветительскую.

В комплекс входят различные факультеты. Среди них есть следующие направления:

1. Экономическое.

2. Сервисное.

3. Гуманитарное.

4. Информационных технологий.

5. Искусствоведческое.

6. Безопасности.

7. Кинологии.

Общие сведения об экономическом факультете

Он был основан в конце XX века. Каждый год для развития научной и учебной деятельности факультета приглашаются различные специалисты. Среди них - ведущие отечественные экономисты из научно-исследовательских организаций, различных сфер бизнеса и органов государственного управления. В состав факультета включены две кафедры. Ученый совет является его высшим управляющим органом. В него входят следующие звенья:

2. Заместители.

3. Руководители кафедр.

4. Преподаватели, которые были выбраны в качестве представителей.

5. Ученые.

6. Студенты.

Смольный институт в Санкт-Петербурге имеет свой устав. Он регулирует решение стратегических вопросов, возникающих в ходе деятельности заведения. Ученый совет избирается для повседневного руководства.

Современность

В настоящее время Смольный институт представляет собой многопрофильный вуз, имеющий гибкую организационную образовательную систему. Сейчас учреждение осуществляет учебную деятельность по нескольким группам направлений. Среди них следующие:

1. Социальное.

2. Гуманитарное.

3. Педагогическое.

4. Образовательное.

5. Экономическое.

6. Управленческое.

7. Культурное.

8. Искусствоведческое.

9. Информационной безопасности.

10. Вычислительной техники.

11. Информатики.

12. Сферы обслуживания.

13. Транспортных средств.

Учреждение осуществляет подготовку бакалавров по двадцати направлениям педагогики, дипломированных выпускников - по четырнадцати специальностям, а также магистров Учебная программа института полностью соответствует государственным стандартам высшего профессионального образования. Учреждение постоянно совершенствуется, а также организует ряд курсов по специальным дисциплинам. В заведении осуществляют свою деятельность четырнадцать докторов и несколько десятков кандидатов наук. На очной форме обучения количество студентов доходит до нескольких тысяч человек.

Профиль

Образовательная структура включает следующие виды деятельности:

1. Экономическую.

2. Управленческую.

3. Гуманитарную.

4. Информационной безопасности.

5. Сервисную.

6. Информатики и вычислительной техники.

7. Художественную.

Научная структура включает такие виды деятельности:

1. Медико-социальные исследования.

2. Ноосферное обществознание.

3. Экологию человека.

4. Телекоммуникационные и информационные технологии.

Международная структура включает следующие виды деятельности:

1. Подготовку кадров для стран СНГ и ближнего Востока.

2. Организацию симпозиумов и конференций международного масштаба.

3. Создание центров для изучения культурного наследия народов СНГ.

Главные задачи, которые ставит перед собой Смольный институт

1. Гарантия высокого качества образования по востребованным специальностям в сфере информационных технологий.

2. Разработка и внедрение инноваций в образовательный процесс, осуществление контроля над ним.

3. в области телекоммуникаций и информатики.

4. Гарантия непрерывного и единого образовательного процесса на каждом этапе обучения - от дошкольного заведения до аспирантуры включительно, причем в системе одного учреждения.

5. Участие в программах улучшения интеграции национальных и российских школ.

6. Внесение вкладов в процессы формирования единой образовательной системы в странах СНГ.

7. Подготовка высококвалифицированных кадров.

Деятельность проекта "Образование и мир на Кавказе"

Цель программы - интеграционная. Задачей является создание объединения для организации обучения студентов, которые проживают в Центральной Азии и на Северном Кавказе. Образовательная деятельность будет осуществляться по программам высших профессиональных учреждений Российской Федерации. Организация планирует развивать свою деятельность в Республике Дагестан.

Вектор работы

Проект имеет несколько основных задач. Среди них следующие:

1. Подготовка местных специалистов.

2. Создание необходимых условий проживания в Санкт-Петербурге для жителей Северного Кавказа. Приоритет отдан тем гражданам, которые являются студентами высших учебных заведений города.

3. Создание необходимых условий для проведения совместной деятельности по таким направлениям, как творческое, образовательное, спортивное, культурное и др.

4. Реализация обменных учебных программ по системе открытого образования.

5. Проведение различных мероприятий сценического и выставочного характера.

6. Открытие колледжа женского образования в Республике Дагестан.

Смольный институт благородных девиц. Историческая справка

Существует давнее предание. Согласно ему, императрица планировала на исходе своей жизни переселиться в тихий монастырь. Ответственным за создание проекта и возведение здания был назначен Франческо Бартоломео Растрелли. Суть замысла заключалась в постройке женского монастыря на том месте, где располагался загородный Закладка фундамента состоялась в середине XVIII века. План, составленный архитектором, требовал много затрат. В то время началась Семилетняя война, средств на завершение постройки не хватало. В результате монастырь так и не использовался по прямому назначению. Только в 1764 году был открыт Смольный институт. Архитектор В.П. Стасов продолжил работать над собором.

Развитие событий после смерти императрицы

В последующие годы судьба была в руках Екатерины II. Она решила распорядиться им по-своему. В тот период в Российской империи не было ни одного учреждения, в котором могли бы обучаться девочки. Дворянские дочери получали образование преимущественно на дому. В то же время девочки из бедных семей не учились вовсе. По этой причине императрица приняла решение об открытии в монастыре "Воспитательного общества". Так начал свое существование Смольный По вопросу открытия учреждения был издан специальный указ. В нем говорилось, что здание Смольного института отныне будет использовано для того, чтобы женщины имели возможность получать образование. В дальнейшем они смогли бы стать образцовыми матерями, полезными членами семьи и общества.

Смольный институт Российской академии образования
(Смольный институт РАО )
Год основания
Расположение Санкт-Петербург
Юридический адрес Санкт-Петербург , Полюстровский пр. 59
Информационный сайт www.smun.spb.ru

Смольный институт Российской академии образования - высшее учебное заведение Санкт-Петербурга .

Общие сведения

История

В 1998 году по предложению Президента Российской академии образования академика Н.Д. Никандрова был создан Смольный университет. Учредителем Смольного университета выступила Российская академия образования. В 2004 году ее стратегическим партнером по организации деятельности Смольного университета стала Холдинговая компания «Электрокерамика».

В 2009 году решением Президиума Российской академии образования и Совета директоров Холдинговой компании «Электрокерамика» на базе современного Смольного института создается Научно-образовательный комплекс «Смольный институт Российской академии образования». С одной стороны, создание такого комплекса позволит Российской академии образования иметь еще одну экспериментальную площадку для инновационной деятельности. С другой стороны, использование интеллектуальных ресурсов Российской академии образования и привлечение наиболее талантливой молодежи в научную и производственную деятельность холдинга повысят ее эффективность, позволят преобразовать холдинг из узкоспециализированного предприятия в многопрофильный технопарк.

Научно-образовательный комплекс создается для выполнения научно-исследовательской, образовательной, воспитательной, просветительской и издательской функций.

Факультеты

  • гуманитарный,
  • искусств,
  • информационных технологий,
  • сервиса,
  • экономический,
  • кинологии и безопасности.

Экономический факультет

Экономический факультет был основан в 1998 году. Факультет ежегодно приглашает для учебной и научной работы ведущих российских экономистов из научно-исследовательских институтов, органов государственного управления, сферы бизнеса. В состав факультета входит 2 кафедры. Высшим управляющим органом факультета является Ученый совет, в который входят декан, его заместители, руководители кафедр, выборные представители из числа преподавателей, ученых и студентов. В соответствии с Уставом института он решает стратегические вопросы жизни факультета. Ученый совет избирает для повседневного руководства факультета.

Смольный институт создан как многопрофильный вуз с гибкой организационной образовательной системой.

В настоящее время Смольный институт осуществляет образовательную деятельность по девяти укрупненным группам направлений: гуманитарные, социальные, образование и педагогика, культура и искусство, экономика и управление, информационная безопасность, информатика и вычислительная техника, сфера обслуживания, транспортные средства. Институт осуществляет подготовку бакалавров по 20 направлениям подготовки, дипломированных специалистов по 14 специальностям и магистров информационных систем и технологий. Программы обучения в институте соответствуют Государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, постоянно совершенствуются и включают ряд авторских курсов по специальным дисциплинам. В институте работают 14 докторов и 43 кандидата наук.

Общее количество студентов всех форм обучения составляет около 2000 человек.