Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда. Социальная установка: структура, функции, измерение

Еще в 1935 году известный гарвардский психолог Гордон Олпорт писал, что концепция установки «есть, вероятно, наиболее характерная и незаменимая концепция в современной американской социальной психологии», т.е. установки являются краеугольным камнем всего здания американской социальной психологии. В справедливости заявления Олпорта не приходится сомневаться. В 1968 году другой, не менее известный социальный психолог, Уильям Мак-Гауйр отмечал, что на долю установок в 60 –х годах приходилось не менее 25% всех исследований в социальной психологии (Штальберг Д., Фрей Д., 2001). Это было справедливо для американской СП в середине 60-х г.г. 20 века, и это остается справедливым, по мнению Олсона и Занны (1993), для современной СП.

И если учесть, что мировая социальная психология ориентировалась и до сих пор ориентируется на американскую науку, то тема социальной установки стала центральной и для социальной психологии в целом .

Почему концепция установок столь популярна в СП?

Целью психологии является объяснить и предсказать поведение человека, а установки, по-видимому, влияют на поведение. Поэтому установки используются как индикаторы или предсказатели поведения .

Кроме того, считается, что в повседневной жизни изменение поведения начинается с изменения установки , что установки играют важную роль при создании социально-психологической модели поведения. А это является веским основанием для того, чтобы проанализировать данный феномен как можно более подробно.

    Установка: определения и концептуальные особенности

В западной СП для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который переводится либо как «социальная установка», либо употребляется как калька с английского (без перевода) «аттитюд». Эту оговорку необходимо сделать, потому что для термина «установка» в общей психологии, в том смысле, который ему придавался в школе Д.Н. Узнадзе, существует другое обозначение в английском языке « set».

Будучи родственными, установка и аттитюд отнюдь не аналогичные понятия.

1) Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики.

Впервые термин «социальная установка» был введен в СП в 1918 г. У. Томасом и Ф. Званецким для того, чтобы описать разницу в повседневном поведении между фермерами Польши и США (выходит в свет их пятитомное исследование «Польские крестьяне в Европе и Америке»). Аттитюд определялся авторами как «психологическое переживание индивидом ценности, значения и смысла социального объекта» или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности ».

После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений.

В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из них он выделил те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями и предложил свой вариант определения, который и до сегодняшнего дня считается общепринятым (по мнению Г.М. Андреевой):

«Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическое влияние на реакцию индивида относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан ».

Таким образом, была подчеркнута зависимость аттитюда от опыта и его важная регулятивная роль в поведении . (Таким образом, акцент сделан на тех функциях аттитюда, которые связаны с ориентацией и запуском конкретного поведения. Оценивающий, аффективный аспект аттитюда присутствует в этом определении в скрытой форме.)

Это определение оказалось настолько емким с точки зрения синтеза различных подходов, что и 50 лет спустя с него начинались главы об аттитюдах во всех учебниках по СП.

Современные американские социальные психологи предлагают менее мудреные, последовательные, легче поддающиеся операционализации, проще говоря, более практичные концепции установки. Тем не менее и среди них нет единого взгляда на сущность установки.

В настоящее время можно выделить 2 различных подхода к определению установок.

Первый – что установка - комбинация трех концептуально различимых реакций на определенный объект. Впервые трехкомпонентную модель структуры установки в 1947 году предложил М.Смитт. Он выделил в ней

    когнитивный компонент – осознание объекта социальной установки – включает мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов и людей;

    аффективный компонент – эмоциональная оценка объекта, ситуации, положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями (к ним относятся такие эмоции, как любовь и ненависть, симпатия и антипатия).

    поведенческий (конативный) компонент –последовательное поведение по отношению к объекту – реакция человека, соответствующая его убеждениям и переживаниям.

* Например, если девушка мне кажется образованной (когнитивная), а мне нравится обсуждать темы, в которых она разбирается (аффективная), я, наверное, буду искать ее общества (поведенческая).

*Если преподаватель кажется мне слишком требовательным (когнитивная составляющая), а я не люблю, когда меня заставляют что-нибудь делать (аффективная), то очень вероятно, что я редко буду посещать его занятия (конативная).

Пример такой трехкомпонентной модели установки представили не так давно Игли и Чейкен (1993). Они дали этому понятию следующее определение:

«Установка – это психологическая тенденция , которая выражается черезоценивание заслуживающих внимание объектов с определенной степенью расположения или неприязни … Оценки эти касаются всех категорий оцениваемых реакций, являются ли они открытыми или скрытыми, когнитивными, аффективными или поведенческими ».

Этого подхода придерживаются Розенберг и Ховлэнд, 1960; Д.Катц, 1960; Игли и Чейкен, 1993; Д. Майерс, 1997; а среди российских – практически все авторы, пишущие об установках.

Сегодня эту точку зрения на аттитюд разделяют не все. Некоторые современные теоретики ставят под сомнение трехчленную схему.

2. Иногда люди думают или действуют не в соответствии со своими чувствами . Из-за такойнесогласованности между аффективными, когнитивными и поведенческими реакциями был предложен второй тип определения рассматриваемого понятия, который отвергает идею трехкомпонентной модели установок. Такой способ определения установки называется одномерным, т.к. он выделяет только одну компоненту установки.Так, дефиниция, данная аттитюду в 50-х г.г. ХХ века известным исследователем Терстоуном, определяла его как « аффект «за» и «против» психологического объекта».

Такая тенденция рассматривать аттитюд как аффективное по природе образование проявилась и в подходе к построению процедур измерения аттитюдов (шкалы Терстоуна, Лайкерта). Вслед за Терстоуном для многих исследователей (прежде всего американских) на операциональном уровне аффект и аттитюд стали синонимами , потому что оценочные суждения измерить легче , например, семантическим дифференциалом. *Например, Осгуд (автор методики «семантический дифференциал») считает, что склонность к оцениванию – т.е. к формированию установок – является неотъемлемой частью человеческой натуры. Порой кажется, что человек автоматически оценивает буквально все, с чем сталкивается, и если попросить кого-нибудь описать другого человека или предмет по первому впечатлению, и в ответ мы услышим один из вариантов оценки «хорошо - плохо».

Другие сторонники этой модели (Фишбейн и Айзен, 1975) так же показали, что структура установок может быть представлена простыми аффективными реакциями . Они отличают концепцию установки от концепции убеждения, с одной стороны, и от поведенческого намерения или явного действия - с другой.

Понятие «убеждение» используется, когда речь идет о мнении относительно данного объекта установки или – иными словами - об информации, знаниях или мыслях, которые имеет некий субъект об объекте установки.

Мнение – это то, что человек считает фактически верным . Например, у меня есть мнение, что автомобильные ремни безопасности уменьшают вероятность смертельного исхода при аварии, и что летом в городе жарко. Такие мнения преимущественного когнитивны, т.е. они занимают место скорее в голове, нежели «внутри». Они также преходящи , иначе говоря, могут легко смениться другими, если кто-то убедит меня в обратном. Например, если авторитетный человек докажет, что нынешние ремни не снижают существенно риск при аварии, я сменю свое мнение по этому вопросу.

В то же время предположим, что некий человек считает, что чеченцы – все бандиты, что США – империя зла, что город летом – каменные джунгли… В чем отличие этих мнений от предложенных ранее? В том, чтоэти суждения являются эмоциональными (оценочными ), иными словами, они подразумевают наличие симпатий и антипатий .

Убеждение в том, что все чеченцы – бандиты, подразумевает, что этот человек не любит чеченцев.

Мнение о том, что летом город – каменные джунгли, отличается от мнения, что летом в городе жарко. Первое – это не просто когнитивное суждение, оно несет в себе негативную оценку .

Установка симпатия или антипатия – может сформироваться даже в том случае, если у нас нет фактов или убеждения относительно чего-либо. Доказательством этому служат наши предрассудки негативные установки относительно тех или иных групп людей, о которых мы на самом деле знаем совсем немного.

Мнение, включающее оценочный (эмоциональный) компонент, называется аттитюдом; и в сравнении с «чистыми» мнениями, изменить аттитюды очень трудно (Э. Аронсон).

Аттитюд – это особый тип убеждения , которое отражает оценочные свойства объекта . Аттитюд - это сложившаяся оценка – хорошая или плохая – объекта.(Э. Аронсон).

Установка – это ценностная диспозиция по отношению к тому или иному объекту . Это оценка чего-либо или кого-либо по шкалам «приятно -не­приятно», «полезно - вредно», «хорошо- плохо». Что-то мы любим, а что-то терпеть не можем, к чему-то испытываем привязанность, а к чему-то антипа­тию. То, как мы оцениваем наши отношения с окружающим миром, отражает наши установки. (Зимбардо Ф., с.45).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социальная установка

План

1. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе

2. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл)

3. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов в западной психологии

4. Определение социальной установки, ее структура

5. Функции социальных установок в регуляции поведения личности

6. Соотношение социальных установок и реального поведения

7. Изменения социальных установок

8. Иерархическая теория установок Ядова

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

2. Андреева Г.М, Богомолова Н.H. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. M, 2001.

4. Богомолова И.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации//Мир психологии. 1999. № 3. С. 46-52.

5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. М, 2000.

7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В.А. Ядова. М., 1979

8. Тихомандрицкая О.А. Социальные изменения и изменение социальных установок. /Социальная психология в современном мире. Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. М, 2002.

9. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

10. Шихирев Д.Ж Современная социальная психология в США М., 10979.

11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975

1. Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне -- в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой -- они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

В житейской практике понятие социальной установки используется в значении, близком понятию отношение (например: Он не пойдет на матч - у него предубеждение против больших сборищ людей. Ей нравятся брюнеты. N - блондин, он не в ее вкусе).

Социальные установки в социальной психологии обозначают субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.

Если понятие социальной установки разрабатывается в социальной психологии, то в общей психологии существуют давние традиции исследования установки. В общей психологии установка была предметом специального исследования в трудах выдающегося советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы (А. С. Прангишвили, И. Т. Бжалава, В. Г. Норакидзе и др.), которые разработали об-щепсихологическую теорию установки.

Д. Н. Узнадзе ввел представление об установке как «целостной моди-фикации субъекта». Установка - это целостное динамические состояние субъекта, состояние готовности к определенной избирательной активности. Установка возникает при «встрече» двух факторов -- потребности и соответствующей ей объективной ситуации удовлетворения потребностей, что определяет направленность любых проявлений психики и поведения субъекта. Фиксированная установка возникает в случае повторения данного сочетания (потребности и ситуации). Установка в контексте теории Д.Н.Узнадзе касается реализации простейших физиологических потребностей человека. В данной теории установка трактуется как форма проявления бессознательного.

2. Подходы к исследованию социальных установок в других школах отечественной психологии (категории отношение, направленность личности, личностный смысл)

Идея выявления особых состояний, которые предшествующих ее реальному поведению, присутствует во многих исследований.

В теории Л.И. Божович при анализе процессов формирования личности используется понятие направленности, которое также может быть интерпретировано как своеобразная предрасположенность действовать определенным образом в отношении сфер жизнедеятельности.

В теории А.Н. Леонтьева близким к социальной установке является понятие «личностный смысл», которое рассматривается как отношение мотива и цели предполагаемой деятельности.

В том случае, если импульсивное поведение наталкивается на те или иные препятствия, оно прерывается, начинает функционировать специфи-ческий только для сознания человека механизм объективации, благодаря которому человек выделяет себя из действительности и начинает относиться к миру как к существующему объективно и независимо от него. Установки регулируют широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности человека.

3. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов в западной психологии

Исследование социальных установок было начато в 1918 г. социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при рассмотрении ими проблемы адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» они определяли социальную установку (аттитюд) как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», переживание смысла этой ценности . Их основной интерес был сконцентрирован на том, как социальная среда и культура в целом могут определять отношение людей к некоторым социальным объектам, значимым для них. (У. Томасом и Ф. Знанецким была разработана типология личностей в соответствии с характером их адаптации к социальному окружению: 1) мещанский тип (характеризуется устойчивыми, традиционными установками); 2) богемный тип (нестойкие и несвязные установки, но высокая степень приспособляемости); 3) творческий тип, способный к изобретениям и нововведениям в связи с гибкостью и креативностью своих установок. Именно «творческие» личности, по мнению этих авторов, способствуют развитию общественной жизни и культуры). Сама природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.

У. Томас и Ф. Знанецкий показали, что изменение условий жизни по большей части вело к смене представлений о значимости социальных объектов и их оценки людьми, т.e. к смене социальных установок. В случаях, когда определение ситуации индивидами не совпадало с групповыми (социальными) ценностями, могли возникать и развиваться конфликты, приводящие в свою очередь к дезадаптации людей, а в конечной итоге -- к социальной дезинтеграции. В качестве причин, побуждающих к изменению социальных установок, назывались четыре основных желания (потребности) человека: новый опыт, безопасность, признание и господство.

Предполагалось, что аттитюд удовлетворял эти желания человека через изменение отношения к ценностям (определенным социальным объектам) в, соответствие с нормами, принятыми в данном социуме.

Таким образом, изначально «изучение социальных установок шло по пути рассмотрения проблемы адаптации, что впоследствии нашло выражение в ряде функциональных теорий аттитюда. Среди наиболее известных работ, определяющих функции социальных установок, можно назвать теорию М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта {Smith, Bruner, White, 1956], а также теорию Д. Каца .

4. Определение социальной установки, ее структура

Понятие аттитюд и связанная с ним проблематика активно разрабатывалась в социальной психологии ХХ в. Смит определил социальную установку как «диспозицию индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта» [,1968]. . В своем подходе Смит представлял социальную установку как:

a. когнитивный компонент (осознание),

b. аффективный компонент (оценку)

c. конативный, или поведенческий компонент (поведение в отношении социального объекта).

В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура социальной установки определяется более широко. Аттитюд выступает как «ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерения (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные. процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение» [цит. по: Зимбардо, Ляйппе. М., 2000. С. 46]. Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки представляется уже не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями (намере-ниями). Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий - все, что только намеревается сделать человек.

Что касается когнитивной составляющей, то нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когнции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка (оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты. Пример установочной системы представлен на рис. 1.

Рис.1. Установочная систем (Зимбардо, Ляйппе. М., 2000)

5. Функции установки

Понятием установка определяется один из самых важных психологических механизмов включения индивида в социальную систему; аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры. Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

1.Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).

Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.

4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Итак, социальные установки задают направление мыслям и действиям людей по отношению к конкретному объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать себя. Аттитюды, активно задействованы как в процессе регуляции социального поведения, так и в процессе социального познания. В целом можно сказать, что аттитюд, выполняя все перечисленные функции, адаптирует человека к окружающей социальной среде и защищает его от негативных воздействий или неопределенности.

6. Соотношение социальных установок и реального поведения

Впервые несоответствие между установкой и реальным поведением человека было установлено в экспериментах Р. Лапьера в 1934 г. Он путешествовал с двумя студентами-китайцами по США, поселяясь во многих отелях и везде встречая нормальный прием.

Однако когда после путешествия он вновь обратился к владельцам отелей с письменной просьбой принять его со студентами китайцами, то в 52% случаев он получил отказ (что свидетельствовал о существовании негативных установок, которые тем не менее в реальном поведении не проявлялись.

Проблема несоответствия социальных установок и реального поведения является одной из центральных в исследованиях аттитюдов.

7. Изменения социальных установок

Общественные изменения не могут не затронуть внутренние регу-ляторы поведения, «настраивая» их на произошедшие преобразования социальной среды. Конечно, эта перестройка происходит не сразу.

Изучение изменения аттитюдов в социальной психологии связано с так называемыми теориями когнитивного соответствия, созданными в 50-х годах XX столетия Ф. Хайдером, Т. Ныокомом, Л. Фестингером, Ч. Осгудом и П. Танненбаумом [см.: Андреева, Богомолова, Петровская, 2001]. Их основной идеей является стремление человека к психологической согласованности своих когниций (убеждений, мнений, представлений о собственном поведении). Если, например, убеждения человека вступают в противоречие, он начинает испытывать напряжение и дискомфорт. Для снятия этого неприятного состояния человек пытается установить согласованные и ненапряженные отношения между когнициями, изменив некоторые из них. Таким образом, изменение установки будет происходить именно тогда, когда когниции человека в ситуации социального воздействия будут вступать в противоречие друг к другу. Через изменение «старых» установок возможно принятие новой информации, которая в свою очередь будет способствовать формированию аттитюдов, согласующихся с ней.

Есть и еще, на наш взгляд, немаловажное обстоятельство, в котором также проявляется адаптивная направленность социальной установки. Так, ситуация социальных изменений несет в себе необходимость постоянно делать новые выборы, будь то, например, новое место работы, проведение досуга или даже марка товара. Как известно, любой выбор всегда сопровождается напряжением и даже стрессом, если он чрезвычайно значим для человека. В снятии возникающего напряжения немаловажную роль играют социальные установки. Этот факт также детально был изучен в рамках теорий соответствия, а именно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Когнитивный диссонанс в данном случае происходит потому, что выбранная альтернатива редко бывает целиком положительной, а от-вергнутая -- целиком отрицательной. Диссонантными когнициями выступают представления о негативных сторонах выбранной альтернативы и позитивных сторонах отвергнутой. Более того, после осуществленного выбора наступает «фаза сожаления», во время которой обесценивается выбранная альтернатива, а отвергнутая кажется более привлекательной. Правда, эта; фаза длится, как правило, недолго. Затем следует уменьшающая диссонанс переоценка решения, т.е. признание правильным первоначального решения. Что в этом случае делает человек? Люди начинают всяческими способами подтверждать успешность своего выбора, например, ищут информацию, подчеркивающую правильность их решения, игнорируя негативную информацию. Эти действия соответственно могут уменьшить привлекательность отвергнутого объекта и (или) увеличить привлекательность выбранного, т.е. изменить аттитюды [Фестингер, 1999].

2. Изменение социальной установки может происходить в результате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций. Например, в ходе убеждающей коммуникации, (через средства массовой коммуникации) могут быть изменены установки человека на происходящие события или исторические факты, установки на известных политических деятелей и т.д.

Одним из самых известных направлений эмпирических исследований изменения аттитюда являются исследования убеждающей коммуникации, проводившиеся в 50-х годах в Йельском университете (США) и связанные с именами К. Ховланда и его коллег И. Джаниса, Г. Келли, М. Шерифа и др. Планируя свои эксперименты в рамках широко известной концепции процесса коммуникации, эти исследователи продемонстрировали влияния на установки многочисленных характеристик самого источника информации (коммуникатора), содержания сообщения и характеристик аудитории [см.: Богомолова, 1991; Гулевич, 1999]. При этом убеждающее сообщение трактовали как стимул, а происходящее под его воздействием изменение социальной установки - как приобретенная реакция.

Было показано, что между коммуникативными стимулами и изменяемыми социальными установками располагаются «имплицитные конструкты», играющие в процессе убеждающей коммуникации роль медиаторов. К ним могут быть отнесены: во-первых, убеждения самих реципиентов, во-вторых, предрасположенность реципиентов к принятию убеждающего воздействия и, наконец, факторы, опосредующие психологические процессы (внимание, понимание, принятие).

Проблема изменения аттитюда рассматривается и в современных когнитивных моделях убеждающей коммуникации. Наиболее известными из них являются Вероятностная модель обработки информации Р. Петти и Дж. Качоппо и Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен .Отметим лишь, что в обеих моделях рассматриваются различные способы переработки человеком поступающей информации, и от того, каким путем осуществлена обработка информации, будут зависеть устойчивость и «прочность» изменения его аттитюдов.

Итак, изменение социальной установки может происходить в ре-зультате убеждающей коммуникации посредством изменения когниций. Например, в ходе убеждающей коммуникации, (через средства массовой коммуникации) могут быть изменены установки человека на происходящие события или исторические факты, установки на известных политических деятелей и т.д.

3. Изменения установок объясняются также феноменом «Нога в дверях», когда изменение установок является следствием серии незначительных уступок, а также феноменами. Описанными Чальдини в работе «Психология влияния».

8. Иерархическая структура диспозиций личности

Одной из наиболее известных моделей регуляции социального поведения является теория иерархической структуры диспозиций личности В. А Ядова [Ядов, 1975]. В этой концепции диспозиций личности представляют собой зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность вести себя в определенных условиях соответствующим образом [Саморегуляция и прогнозирование социального подведений личности, 1979]. Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности, т.е. основная функция диспозиционной системы -- психическая регуляция социальной деятельности или поведения субъекта в социальной среде. Если структурировать деятельность в отношении ближайших или более отдаленных целей, можно выделить несколько иерархических уровней поведения. При этом каждый из уровней диспозиций «ответствен» за регуляцию определенного уровня поведения.

Первый уровень -- элементарные фиксированные установки -- от-вечает за регуляцию поведенческих актов -- непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию. Целесообразность поведенческих актов диктуется необходимостью установить адекватное соответствие (равновесие) между специфическими и быстросмеяющими друг друга воздействиями внешней среды и витальными потребностями субъекта» в данный момент времени.

Второй уровень -- социальные установки (аттитюды) регулирует поступки личности. Поступок представляет собой элементарную социально значимую «единицу» поведения. Целесообразность осуществления поступка выражается в установлении соответствия между простейшей социальной ситуацией и социальными потребностями субъекта.

Третий уровень -- базовые социальные установки -- регулирует уже некоторые системы поступков, составляющие поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков.

Четвертый уровень -- ценностные ориентации -- регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности. «Целеполагание» на этом высшем уровне представляет собой некий «жизненный план», важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные «с главными социальными сферами деятельности человека в области труда, познания, семейной и общественной жизни. [Ядов, 1975. С. 97].

Таким образом, на всех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой. При этом в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию. В это время остальные диспозиции представляют собой «фоновые уровни» (в терминологии Н. А. Бернштейна). Так, нижележащие диспозиционные уровни активизируются и перестраиваются для обеспечения реализации поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем. А более высокие диспозиционные уровни при этом активизируются для согласования поведенческого акта или поступка в рамках целенаправленного поведения в данной сфере деятельности. В целом, в момент, непосредственно предшествующий поведенческому акту, поступку или началу деятельности, в соответствии с уровнем деятельности вся диспозиционная система приходит в состояние актуальной готовности, т.е. образует актуальную диспозицию. Однако, как уже говорилось, ведущую роль здесь будут играть именно те уровни диспозиционной иерархии, которые соответствуют определенным потребностям и ситуациям.

Диспозиционная регуляция социальной деятельности может быть, описана следующей формулой:

«ситуации» (= условия деятельности) -» «диспозиции» -» «поведение» (=деятельность) [Ядов, 1975. С. 99].

В условиях радикальных общественных перемен одними из первых подвергаются изменению, по-видимому, диспозиции более низкого уровня -- социальные установки (аттитюды) как средства, обеспечивающие поведение человека в конкретных ситуациях его взаимодействия с социальной средой. Это становится возможным вследствие их большей мобильности и способности к изменениям в ходе социального влияния по сравнению с диспозициями более высокого уровня, например, ценностными ориентациями. Аттитюды приспосабливают человека к изменившимся требованиям, предъявляемым к нему социумом. Поэтому во время социальных кризисов, при разрушении или изменении общепринятых норм и ценностей активизируются именно аттитюды как менее глобальные, но не менее значимые регуляторы социального поведения. В связи с этим такая важная проблема социальной психологии, как проблема социальных установок, их роли в адаптации личности к новым, условиям жизни становится особо актуальной в ситуации произошедших общественных изменений.

Подобные документы

    Исследования установок в социальной психологии, которые можно отнести к социально-психологическим характеристикам личности. Структура социальной установки, состоящая из трех компонентов: когнитивного, аффективного (эмоционального) и поведенческого.

    доклад , добавлен 26.05.2016

    Анализ сути социальной установки - целостного динамического состояния субъекта, состояния готовности к определенной активности. Понятие, структура и основные функции аттитюда. Описание взаимосвязи аттитюда и реального поведения, с точки зрения психологии.

    реферат , добавлен 01.05.2011

    Теоретические основы психологической установки, как одного из составляющих аспектов бессознательного в понимании общей концепции Д.Н. Узнадзе. Связь потребностей и установки. Уровень смысловой, целевой и операциональной установки. Установка в мышлении.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Формирование социальной установки личности как важнейшего элемента механизма саморегуляции человеческой деятельности. Осмысление сущности аттитюда и его функций. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды и детерминанты.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2016

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Установка - неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности. Экспериментальные основы психологии установки. Общее учение об установке Постановка. Иллюзия, восприятия. Попытки объяснения этих феноменов.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Проблема социальной установки в общей психологии. Введения понятия аттитюда Томасом и Знанецким, его когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Функции аттитюдов: приспособительная, знание, выражение и защита. Объяснение "парадокса Лапьера".

    презентация , добавлен 27.08.2013

    Связь потребности и установки. Установка и поведение. Иерархическая уровневая природа установки. Уровень смысловой, целевой, операциональной установки. Установка в мышлении. Слово как объективный фактор установки. Теория черт Гордона Оллпорта.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2003

    Феномен бессознательного в зарубежной психологии (на примере работ З. Фрейда и представителей течения неофрейдизма), учение о коллективном бессознательном К. Юнга. Феномен бессознательного в отечественной психологии, психология установки Д. Узнадзе.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2017

    Понятие и структура, основные функции социальных установок, их особенности у девушек и юношей. Типология суицида, его причины и возрастной характер. Социальные установки юношей и девушек к суицидальному поведению и их сравнительная характеристика.

Еще один из вопросов изучения личности в социальном пространстве – это проблема социальных установок.

В общей теории личности рассматривается вопрос соотношения потребностей и мотивов для выяснения механизмов, побуждающих человека к действию. Д.Н. Узнадзе определяет установку как целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

Социальная установка – это понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива.

В западной психологии для обозначения понятия социальной установки используется термин «аттитюд «

Г. Олпорт [по 2] насчитал 17 определений аттитюда, однако, несмотря на разницу, аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания и нервной системы, готовность к реакции, возникающие на основе предшествующего опыта, оказывающие направляющее и динамическое влияние на поведение.

Один из первых методов изучения установок – «шкала социальной дистанции» – был предложен Э. Богардусом [по 2] в 1925 г. Шкала предназначалась для определения степени приемлемости другого человека как представителя определенной национальности: до тесного родства посредством брака; до членства в моем клубе как личного друга; до проживания на моей улице как соседа; до работы по моей профессии; до гражданства в моей стране. Такого рода «термометр» позволял измерять и сравнивать между собой аттитюды к разным национальностям.

Большой, хорошо структурированный и насыщенный эмпирическими исследованиями раздел социальной психологии личности – это изменение аттитюдов . В фокусе внимания исследователей в основном оказались националистические аттитюды. Выяснилось, что предубеждения зарождаются в детстве по ходу развития способности к дифференциации стимулов. Они проявляются в ограничении контактов и последующем отвержении групп «они» и их символов. Только значительно позднее усваивается сложившееся в определенной культуре обоснование предрассудка. Обнаружение описанной последовательности позволило изменить методы профилактики: вместо того чтобы разъяснять младшим школьникам необоснованность националистических предрассудков, учитель демонстрировал пагубность дискриминации.

Установки – продукт влияний, которым подвергается человек с самого раннего детства, это результат его личного опыта и взаимодействия с другими людьми. В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Свою окончательную форму они приобретают между 12 и 30 годами. Между 20 и 30 годами установки «кристаллизуются». После этого установки меняются с большим трудом .



Установки и одобряемое поведение в обществе могут расходиться. Длительно изучаемая проблема, связанная с установками – это вопрос соотношения поведения и установки.

Чтобы показать каким образом люди будут стараться сохранить свои убеждения и гармонию в системе своих убеждений, были предложены различные теории. Эти теории могут объяснять, что может послужить стимулом для изменения установки – потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, то есть упорядоченного, «однозначного» восприятия мира.

1. Теория когнитивного соответствия (структурного баланса) Ф. Хайдера [по 1].

У человека существует склонность отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ними и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность.

Модель состоит из элементов: «Р» – индивид, «О» – другое лицо, «Х» – объект установки. Когнитивная система может иметь сбалансированную структуру (социальные установки индивида находятся в согласии друг с другом) и несбалансированную. Хайдер утверждает, что люди склонны предпочитать сбалансированные ситуации. Это подтверждается эмпирически исследованиями. Для ситуации баланса необходимы все положительные, либо одна положительная и две негативные установки. Однако теория не объясняет, какую же установку предпочтет изменить индивид.

2. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [по 1].

Если возникает несоответствие между тем, что человек знает и тем, что он делает, то это противоречие человек будет пытаться объяснить и представить его как непротиворечивое ради достижения внутренней согласованности.

Основное положение теории указывает, что существование диссонанса в когнитивной системе переживается как дискомфорт и побуждает индивида к следующим действиям:

1) либо осуществить такие изменения, которые бы ослабили диссонанс;

2) либо избегать ситуаций и информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса.

Эти две тенденции – прямая функция величины диссонанса в системе: чем острее диссонанс, тем больше потребность в изменении. Диссонанс зависит от важности когниций и числа элементов, включенных в диссонансные отношения.

Существуют следующие методы смягчения (ослабления) возникающих диссонансов:

· изменить один или более когнитивный элемент;

· добавить новые компоненты в пользу одной из сторон;

· придавать элементам не столь важное значение;

· искать информацию, способную смягчить диссонанс, то есть – создать консонанс;

· исказить или переориентировать имеющуюся информацию.

Исследователи выявили интересный факт: несогласованные с установкой поступки могут приводить к изменению установки. Это происходит при условии, что у человека нет внешнего оправдания его поведения и, в этом случае, он оказывается вынужден обратиться к внутреннему оправданию.

Диссонанс целиком зависит от когнитивной системы индивида, он является субъективной переменной. Наибольшее влияние оказывает когнитивный диссонанс, затрагивающий Я-концепцию.

3. Диспозиционная концепция В.А. Ядова [по 2].

Диспозиции личности – это предрасположенности воспринимать и оценивать деятельность других, собственную деятельность определенным образом. А так же предуготованность действовать в определенных условиях определенным образом.

Диспозиции возникают при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. На разных уровнях потребностей и разных уровнях ситуаций действуют разные диспозиционные образования (рис. 5).

В иерархии потребностей в теории выделены следующие четыре уровня:

1. сфера, где реализуются потребности человека – ближайшее семейное окружение;

2. сфера, связанная контактной (малой) группой, в которой действует индивид;

3. сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, или быта;

4. сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества.

Ситуации в теории структурированы по длительности времени существования данных деятельностных условий и включают следующие уровни:

1. быстро изменяющиеся предметные ситуации;

2. ситуации группового общения, характерные для деятельности человека в рамках малой группы. Они значительно длительнее предыдущих;

3. устойчивые условия деятельности, имеющие место в различных социальных сферах (семья, труд, досуг);

4. устойчивые условия деятельности в рамках определенного типа общества.

Определенная диспозиция возникает и действует на пересечении определенного уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения.

При этом выделяют четыре уровня диспозиций.

1. Установка (фиксированные установки по Узнадзе). Установки формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях. Эти установки лишены модальности (за или против) и не осознаются субъектом.

2. Социальные фиксированные установки (аттитюды). Это – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребностей человека в общении, осуществляемом в малой контактной группе. Эти установки образуются на базе оценки отдельных социальных объектов (или их свойств) и отдельных социальных ситуаций (их свойств).

3. Базовые социальные установки (общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности). Эти установки относятся больше к каким-то значимым социальным областям. Например, можно обнаружить доминирующую направленность в сферу профессиональной деятельности (карьерный и профессиональный рост).

4. Система ценностных ориентаций личности. Эта система оказывает влияние на цели жизнедеятельности человека, а также на средства их достижения. Эта система формируется на основе высших социальных потребностей личности и определена общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, культурных, идеологических принципов.

Основная функция диспозиционной системы – психическая регуляция социальной деятельности или поведения человека в социальной среде.

Рис. 5. Иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов)

Таким образом, в теории выделяются несколько иерархических уровней поведения:

1-ый уровень поведения – регулирует «поведенческие акты» – непосредственные реакции индивида на активную предметную ситуацию в данные момент времени;

2-ой уровень поведения – регулирует поступки личности, это – элементарная социально значимая единица поведения;

3-ий уровень поведения – регулирует системы поступков, образующих поведение в различных сферах жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых и обеспечивается системой поступков;

4-ый уровень поведения – регулирует целостность поведения; это – некий жизненный «план», отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека.

В каждой конкретной ситуации в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному диспозиционному образованию, в это время остальные диспозиции представляют собой «фоновые уровни».

Несомненное достоинство концепции – поведение и деятельность осуществляются личностью не только в непосредственной предметной ситуации, но и в условиях широкой системы социальных связей и отношений. Причем сама ситуация, в которой происходит действие, рассматривается как внутренняя образующая диспозиции и как стимул для ее актуализации .

С точки зрения значимости для общества и для личности отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархию. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К. первому уровню отнесены просто установки (в понимании Д.Н. Узнадзе), регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму – социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общую направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности.

Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки. Сомнение вызывает лишь ограничение роли социальной установки вторым и третьим уровнями. Дело в том, что по своим психологическим функциям и структуре ценностные ориентации также являются социальными установками. Они включают в себя знание и оценку ценностей конкретного общества и соответствующее им поведение. Они действительно отличаются от других социальных установок, но лишь наиболее высокой социальной и личностной значимостью своих объектов, а по своей психологической природе они ничем не выделяются из общей системы социальных установок.

Для каждого отдельного индивида также существует собственная, субъективная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с общественно признанной иерархией.

Для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей; а для другого на первом плане – построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни.

По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида. Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А.Н. Леонтьева (1972).

Из этой концепции видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и т. д.), имеющий однозначную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает различный личностный смысл для отдельных индивидов.

Следовательно, помимо диспозиционной концепции В. А. Ядова, критерием которой служит общественная значимость объектов социальных установок различного уровня, можно признать существование субъективных иерархий социальных установок, построенных по критерию их психологической и личной значимости для каждого конкретного индивида.

Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих сложных систем.

Анализ литературы показывает, что разные исследователи предлагают разные подходы (однокомпонентный, двухкомпонентный и трехкомпонентный) к анализу структуры социальной установки. Однокомпонентная структура социальной установки предполагает ее приравнивание к эмоциональному отношению или аффективному компоненту (эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом). Авторы, применяющие двухкомпонентный подход к анализу структуры аттитюда, помимо аффективной составляющей выделяют еще и когнитивный компонент, который представлен убеждениями, мнениями, представлениями, всеми когнициями, сформированными в результате познания социального объекта.

Интересен подход, разработанный М. Смитом, который представил трехкомпонентную структуру социальной установки, все три составляющие которой тесно взаимосвязаны между собой (при изменении содержания одной составляющей изменяется содержание другой). Помимо когнитивного и аффективного компонента, М. Смит выделил еще и поведенческий компонент (намерение вести себя определенным образом, замыслы, стремления, планы действий). Социальная установка выступает как суммарная оценка, включающая в себя все эти компоненты. При этом он отметил, что нередко аффективный компонент аттитюда более доступен (люди быстрее описывают свои чувства по отношению к объекту, чем представления о нем), чем когнитивный, и оказывает большее влияние на поведение.

Внятная структура социальной установки дает возможность выделить две ее важные разновидности - стереотип и предрассудок. Данные понятия от обыкновенной социальной установки отличаются преимущественно содержанием своего когнитивного компонента.

Стереотип представляет собой социальную установку с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, "нормальная" социальная установка может превратиться во "вредный" стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.

Предрассудок представляет собой социальную установку с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Зачастую с данным когнитивным компонентом бывает связан сильный или эмоционально насыщенный аффективный компонент. В итоге предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наверное самым распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.

Главная причина образования предрассудков заключается в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Вследствие этого чаще всего предрассудки формируются в детском возрасте, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. По мере взросления и развития данное отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. В частности, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.

Интересный подход к пониманию сущности социальной установки был предложен П.К. Анохиным - путем использования концептуальных основ теории функциональных систем. Имеется в виду не чисто механический перенос данной теории в социально-психологический контекст, поскольку внимание П.К. Анохина было устремлено, в первую очередь, на психофизиологический и нейропсихологический уровни взаимодействия организма со средой. Функциональные системы выступают как сложные единицы интегративной деятельности организма, как определенная динамично и системно организованная активность различных элементов, обеспечивающая достижение какого-то полезного результата.

Эти основные признаки функциональной системы в полной мере свойственны той психологической конструкции, которая называется социальной установкой. Поэтому се можно назвать стабильно-динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к тому или иному социальному объекту. Кажущаяся противоречивость характеристики "стабильно-динамичная" отражает объективную противоречивость самой социальной установки, которая выражается в ее ригидности, тенденции к устойчивости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в относительной гибкости, "приспособляемости" и способности изменяться при определенных условиях, с другой. Эти особенности хорошо проявляются в таких явлениях, как, например, когнитивный диссонанс, и в процессах убеждения.

Выделяются следующие уровни установок:

) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

) социальные установки;

) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т.п.);

) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Очевидно, что социальная установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие. Также очевидно, что она служит удовлетворению важных потребностей человека. В литературе можно встретить различные взгляды на функции аттитюда. Ряд авторов выделяет такие функции аттитюдов:

1) приспособительная - аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

) функция знания - аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

) функция выражения - аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

) функция защиты - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

В психологической литературе выделяются также следующие важные для субъекта функции:

  • -автомативная (избавляет субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях);
  • -утилитарная (обращает субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей);
  • -когнитивная (предоставляет упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту);
  • -регулятивная (играет роль средства освобождения субъекта от внутреннего напряжения);
  • -стабилизирующая (обусловливает устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся ситуациях);
  • -ригидная (играет роль фактора инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям).