Социально культурные реформы петра 1. Культурные реформы в отношении женщин. Изменение быта Руси при Петра I

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петровские реформы вытекали одна из другой и были взаимосвязаны.

Поскольку в стране происходили активные всесторонние реформы, то они требовали подготовки квалифицированных кадров. Подготовку могли обеспечить новые учебные заведения, поэтому стали открываться светские школы, все образование начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших на смену церковным.

В 1708 г. Петр I ввел новый гражданский шрифт (вместо кирилловского полуустава). Для печатания научной, светской учебной, политической литературы и др. потребностей были созданы новые типографии в Москве и Петербурге.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли и создание сети библиотек. Начала систематически выходить первая русская газета «Ведомости».

Первая русская газета «Ведомости»

Заглавный лист "Ведомостей"

2 января 1703 г. в Москве вышел первый лист печатных русских «Ведомостей» - это была первая русская газета, напечатанная церковно-славянским шрифтом. Полное ее название «Ведомости, о военных и иных делах, достойных значения и памяти, случившихся в Московском Государстве и в иных окрестных странах». В течение года вышло 39 номеров объемом от 2 до 7 листов, но сроки выпуска газеты были произвольными.

Вот что было написано в первом ее номере (отрывок):

«На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортир вылито 400. Те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов; гаубицы бомбой пудовые и полупудовые; мортиры бомбой девяти, трех и двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых, великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортир. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, более 40,000 пуд лежит.

Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили.

В математической штурманской школе более 300 человек учится и добре науку приемлют.

Из Персии пишут: индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей не мало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.

Из Казани пишут: на реке Соку нашли много нефти и медной руды; из той руды медь выплавили изрядно, отчего чают не малую быть прибыль московскому государству.

Из Сибири пишут: в Китайском государстве иезуитов весьма не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертью казнены.

Из Олонца пишут: города Олонца поп Иван Окулов, собрав охотников пеших с тысячу человек, ходил за рубеж в свейскую границу и разбил свейские - ругозенскую и гиппонскую, и сумерскую, и керисурскую заставы. А на тех заставах шведов побил многое число… и соловскую мызу сжег, и около соловской многие другие мызы и деревни, дворов с тысячу, пожег же…».

Другие реформы в области культуры

В 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 г. Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым написанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы были исключены: «кси» Ѯ , ѯ и «пси» Ѱ , ѱ . В русский язык вошли 4.5 тысячи новых, заимствованных из европейских языков, слов.

Развитие промышленности и торговли повлекло изучение и освоение территории и недр страны – организовываются крупные экспедиции. Одновременно с этим появляются технические новшества и изобретения, особенно в горном деле и металлургии, в военной области. Активно изучаются математика и механика, география и ботаника, физика и химия, астрономия и «рудознатство». Казаки-землепроходцы открывают новые земли в Сибири. Например, по инициативе Петра I в 1725 г. через Сибирь к Тихому океану отправилась первая Камчатская экспедиция во главе с принятым на русскую службу датским капитаном-командором Витусом Берингом и его помощником навигатором А. Чириковым, а также лейтенантом флота М. Шпанбергом.

Витус Беринг

Началось изучение вулканов Камчатки. Первые сведения о «горелых сопках» (вулканах) на Камчатке были сообщены русскими казаками и промышленниками, поселившимися на Камчатке в конце ХVII в. Планомерные исследования природы и вулканов Камчаткиотносятся к первой четверти ХVIII в. Крупные вулканы Шивелуч, Ключевской и Авачинский были нанесены на карту Северо-Востока Азии и Камчатки, составленную в 1725-1730 гг.

Пишется ряд важных работ по истории. Кунсткамера, созданная Петром I, положила начало коллекций. Сбор письменных источников и летописей, грамот положил начало музейного дела в России.

Кунсткамера

Здание Кунсткамеры

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей), в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, первый музей России, учреждённый императором Петром I в Петербурге.

Музей обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции анатомических редкостей и аномалий.

Строительство Санкт-Петербурга

Изменяется архитектура городов: появляются дворцы, особняки, здания правительственных учреждений. Особое значение имело строительство новой столицы Петербурга. В строительстве принимали участие иностранные архитекторы, а план города разработал сам царь. Создавалась новая городская среда, новые формы быта и времяпрепровождения (театр, маскарады, ассамблеи).

Н.Добровольский "Здесь будет город заложен!"

Петр был основателем нового стиля в русском искусстве - «петровского барокко». В нем естественно сочетались русские народные традиции с лучшими образцами западноевропейского искусства: голландского, французского и английского. Благодаря Петру, в России расцвела деятельность швейцарского архитектора Доминико Трезини , построившего великолепный в Петербурге, Петропавловский собор и здание 12 коллегий . При Петре I началась деятельность Бартоломео Растрелли .

Петр I стремился эффективнее использовать монументальную архитектуру и скульптуру для оформления столичных и загородных резиденций, садов, кораблей, храмов, вельможных дворцов, триумфальных арок и обелисков. Ассамблеи, маскарады, театральные представления, торжественные шествия войск, морские парады, иллюминации, праздничные фейерверки в честь побед - все это требовало масштабного и яркого художественного оформления. Города, крепости начали строиться согласно «генеральным першпективам».

Летний дворец (Санкт-Петербург)

Новое звучание и популярность приобретает портретная живопись. При нем был основан жанр батальной живописи.

В первую четверть XVIII в. делаются попытки создания русского театра, для этого пишутся первые отечественные драматургические произведения.

Вводятся решительные изменения в быту, которые затрагивают практически все стороны жизни: запрещалась одежда с длинными рукавами, она заменялась новой. Старую русскую одежду заменяли камзолы, галстуки, жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики. Запрещалось ношение бороды, что вызвало большое недовольство в обществе. Вводился даже особый «бородовой налог» и обязательный медный знак о его уплате.

Петр I учредил ассамблеи (подробнее смотрите на нашем сайте: , на которых обязательно должны были присутствовать женщины, что повлекло за собой тщательное исполнение «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», а также употребление иностранного языка (преимущественно французского).

В 1702 г. Пётр издал указ, которым запрещалось писать в документах или прошениях уничижительные полуимена (Сенька, Ванька) и устанавливалось указывать имена полностью, а также «на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать». «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю, — объяснял он.

Указами 1700, 1702 и 1724 гг. Петр запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Между обручением и венчанием должен был быть период не менее 6 недель, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет» — «в том быть свободе».

Важным мотивом в проведении реформ в России стало посещение Петром в составе «Великого посольства» европейских стран. Возвратившись, Петр особенно отчетливо понимает необходимость образования: он направляет молодых способных дворян в Европу изучать различные специальности — в основном для морской науки (по некоторым данным, в петровское время учиться за границу были отправлены несколько тысяч россиян). В то же время открывает в России специализированные учебные заведения: Школу математических и навигацких наук, Инженерную школу и др. (Подробнее об этом смотрите на нашем сайте: Указами Петра было введено обязательное обучение для дворян и духовенства, эта мера была встречена более лояльно, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Такое яростное сопротивление образованию (да и другим нововведениям Петра) могут объяснить его жестокость и насильственные меры, по-другому, видимо, в России не получается.

Не удалась и попытка Петра создать всесословную начальную школу: после его смерти создание таких школ прекратилось, большинство цифирных школ преемниками были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства. Однако неоспоримым является тот факт, что в его царствование были заложены основы для развития образования в России.

Чтобы быстрее преодолеть разобщенность России и Европы, Петр I в 1700 г. переводит Россию на новый календарь – 7208 год (от создания мира) становится 1700-м (от Рождества Христова), а празднование Нового года переносится на 1 января (с 1 сентября).

В 1717 г. выходит книга «Юности честное зерцало» – своего рода учебник этикета.

«Юности честное зерцало»

Оригинальная страница из книги "Юности честное зерцало"

«Юности честное зерцало» (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» ).

«Зерцало» состоит из двух отдельных частей. В первой части помещены азбука,таблицы слогов, цифр и чисел, а также нравоучения из Священного Писания. Эта часть похожа на пособие по обучению гражданскому шрифту и арабскому написанию цифр, которые Петр ввел в 1708 г. вместо церковно-славянского обозначения.

Вторая часть - правила поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендуется изучать иностранные языки, учиться верховой езде, танцам и фехтованию. Девушкам рекомендуется учиться смирению, почтению к родителям, трудолюбию и молчаливости.

Практически все аспекты общественной жизни регламентированы: от поведения за столом до государственной службы. Книга помогала формировать новый тип поведения светского человека, который должен избегать дурных компаний, пьянства, мотовства, грубости.

«Юности честное зерцало» было долгие годы руководством правил хорошего тона и поведения в обществе. Книга неоднократно переиздавалась до конца XIX века.

В Петропавловском соборе

Давайте прочитаем ее хотя бы выборочно.

«В первых наипаче всего должни дети отца и матерь в великои чести содержать. И когда от родителей что им приказано бывает, всегда шляпу в руках держать…».

«В доме ничего своим имянем не повелевать, но имянем отца или матере… разве что у кого особливыя слуги, которыя самому ему подвержени бывают…».

«Речи родителей перебивать не надлежит, и ниже прекословить и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать пока они выговорят».

«На стол, на скамью или на что иное, не опиратся, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо».

«Неприлично… руками, или ногами, по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти, или по блюду не чертить…».

«Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай, и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори».

«Всегда время пробавляи в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает».

«Младыи шляхтичь, или дворянин, ежели в езерциции (в обучении) своей совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может доброй розговор учинить, к тому ж красноглаголив и в книгах научен, оный может с такими досуги, прямым придворным человеком быть».

«Отрок имеет быть трезв и воздержен…».

«Младому человеку не надлежит быть резву, и ниже доведыватся (выведывать) других людей тайн, и что кто делает ведать не надлежит, так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать…».

«Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли: а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознатся не могли, и чтоб можно их от других не знающих болванов распознать…».

«Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать и ниже все разглашать, что слышат…».

«Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядовать…», «…голову держать прямож, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством…».

«Когда тебя о чем спросят, то надлежит тебе отозватца, и дать ответ, как пристойно, а не маши рукою, и не кивай головою, или иным каким непристойным образом, на подобие немых, которыя признаками говорят, или весма ни какои отповеди не дают».

«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, не жри как свиния, зубов ножем не чисти, около своей талерки не делай забора из костей, над ествою не чавкай, как свиния, не облизывай перстов, когда яси яйцо, смотри, чтоб притом не вытекло. Яишной скорлупы не разбивай, между тем не замарай скатерти, хлеба приложа к грудям не реж».

«Когда (куда) в которое место приидеш, где ядят или пьют, тогда поклонясь поздравь им к пище их. И ежели поднесут тебе пить, отговаривайся отчасти, по том поклонясь приими…».

«…платья своего и книг береги прилежно а по углам оных не разбрасывай, будь услужен, и об одном деле дважды себе приказывать недаваи: и таким образом получишь милость. Охотно ходи в церкви, и в школы, а не мимо их».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих… неделаи, ни приуготовляи ни каких ссор…».

«Непрезираи старых или увечных людей, буди правдив во всех делах. Ибо нет злея порока в отроке, яко ложь, а от лжи раждается кража, а от кражы приходит веревка на шею».

«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть безстыдное невежство».

А вот что кажется Петру I наиболее важным: «…почитание родителей, трудолюбие, благочиние, приветливость, милосердие, чистота телесная, стыдливость, воздержание, целомудрие, бережливость, щедрота, правосердие, и молчаливость, и протчая».

«…должни всяких побуждении к злочинству, и всякой злой прелести бегать: яко злых бесед, нечистаго обычая и поступков, скверных слов, легкомысленных и прелестных одежд, блудных писм, блудных песней, скверных басней, сказок, песней, истории, загадок, глупых пословиц и ругателных забав и издевок, ибо сие есть мерзость пред Богом».

«Природа устроила нам токмо один рот, или уста, а уши даны два, тем показуя, что охотнее надлежит слушать, нежели говорить».

«Не порядочная девица со всяким смеется, и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам розиня пазухи, садится к другим молодцам, и мущинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудныя песни, веселитца и напивается пьяна, скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва…».

«…ежели которая девица потеряет стыд, и честь, то что у ней остатца может».

«Между другими добродетелми, которыя честную даму, или девицу украшают и от них требуются, есть смирение, началнеишая и главнейшая добродетель, которая весма много в себе содержит…».

Петровские преобразования в области просвещения и культуры не только способствовали европеизации России, но и подготовили почву для расцвета последующего, «золотого» века русской культуры.

Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения


по культурологи

на тему "Реформы Петра I и русская культура"


Работу выполнил

студент группы Z9111(2)к Хрущев М.И.



1. Введение

2.Реформы Петра I

3.Преобразования Петра I в области культуры

1Литература петровского времени

2Развитие театрального искусства

3Живопись

4Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций

5Образование

6Наука

Заключение

Список литературы


1. Введение


Эпоха Петра I (1672-1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. 14 января 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики". Почти одновременно с ней была создана Артиллеристская школа. В 1712 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.


2. Реформы Петра Первого


У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно, целенаправленно и с крайней жестокостью.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой - в духовной жизни народа отразился положительный образ Петра - преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе и т.д.

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин "культура" здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской жизни государства.

Сближение с западом проявилось и в том, что Петр I прилагал массу усилий к тому, чтобы русский человек и внешностью походил на европейца.

августа 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Петр повтори несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал все население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать надлежало платить большие налоги с учетом положения в обществе.

В такой же форме Петр I организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года состоялось шуточное освящение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду - в шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь - длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульей. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движения, и мешавшая работе. На пиру Петр I взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

В январе 1700г. в Москве, в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служивым, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин - чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую легкую промышленность, стали развиваться мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застежки и другие украшения. Петр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы для нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороды угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождение от новой одежды "по скудости своей". В конечном счете камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствие того, что царь заставлял дворян учиться, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Петр I снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых "подлых людей", все податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учетом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов, ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т.д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы - взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадского мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессии со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощение.

И все-таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.


3. Преобразования Петра I в области культуры


3.1 Литература петровского времени


В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу - учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои - энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском. В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, как пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.


3.2 Развитие театрального искусства


В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.


3.3 Живопись


Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.

В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Появляются портреты камерные, главной чертой которых стало стремление художника проникнуть во внутренний мир человека, и портреты парадные, подчеркивающие социально-политический ранг изображаемого человека. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ""Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман").

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевший широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

3.4 Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций


В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (архитектор Д. Трезини), здание Двенадцати коллегий (Трезини Д., Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж.-М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

В церковной архитектуре наступил период, получивший название "московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.

Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный, создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений - палат, дворцов.


3.5 Образование


Одной из важнейших задач, поставленных царем, было воспитание образованных людей, специалистов, необходимых для построения нового государства. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности - служить была добавлена еще одна - учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, "цифири" (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. Школы математицких и навигацких наук, разместившейся в Сухаревой башне в Москве. Почти одновременно с Навигацкой в Москве была создана Артиллеристская школа, а в 1712 г. - Инженерная. В этих школах преподавались точные науки: арифметика, геометрия, черчение и профессиональные знания по профилю школы. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. Система образования при Петре столкнулась с большими трудностями. Царь, как всегда по требованию момента, начал строить ее с вершины - со специального профессионального образования, в то время как в России не было еще системы начального образования. Чтобы учиться, например, в Навигацкой школе (т. е. получать специальность моряка), нужно было уже уметь читать, писать, считать, а выучиться этому было негде. Системе профессионального образования не хватало грамотных учеников. Для решения этой проблемы в 1716 г. начали создаваться цифирные школы. Однако Морское ведомство, в ведение которого были переданы эти школы, не уделяло им достаточно внимания, и очень скоро из-за недостатка финансирования и отсутствия учителей цифирные школы зачахли. Как ни странно, при общей секулярционной политике в петровское время более устойчиво развивалась система церковного образования. Создается сеть епархиальных школ.

С учениками в учебных заведениях обращались весьма строго. В классе велено было присутствовать отставным солдатам и иметь в руках хлыст: "а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оных бить, не смотря какой бы он фамилии не был".

Нужды развивающейся школы требовали выпуска новых учебников. В 1701 г. преподаватель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим", а в 1703 г. вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука численная" Леонтия Магницкого, которую М. В. Ломоносов назвал в числе книг, ставших для него "вратами учености".


3.6 Наука


Реформы Петра положили начало развитию отечественной науки. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. "В истории мировой культуры в прошлых веках нельзя указать другой пример столь же быстрого и эффективного выращивания науки, как это было в России в первой половине XVIII в. через посредство Петербургской Академии", - писал академик С. И. Вавилов. Для работы в Академии были приглашены видные иностранные ученые, в т. ч. и будущие европейские знаменитости Бернулли, Эйлер. При академии были открыты гимназия и академический университет.


Заключение

литература образование петровский преобразование архитектурный

В заключении следует отметить, что преобразования в области культуры были ограничены частью реформирования страны. Реформы культуры, с одной стороны удовлетворяли насущные требования других преобразований и с другой стороны нередко сами служили импульсом ускорения изменений. Необходимо подчеркнуть также, что реформы Петра I были глобальными. История России до Петра и после него знала немало реформ. Главное отличие петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состоит в том, что они охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касающиеся отдельных сторон жизни общества и государства.

В результате реформ и активной военной политики страна получила выход к Балтийскому морю, было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России, она стала великой европейской державой.

Наиболее долговечным осталось культурное наследие Петра I, сохранились многие учреждения, памятники архитектуры и искусства, которыми страна гордится и сегодня.

Петр I по праву считается одним из ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исторических исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по -разному оценивали личность Петра и значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.


Список литературы


1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.

Большая Советская Энциклопедия, - М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Ведение…………………………………………………………………………….3

    Новая организация просвещения. Развитие науки………………………4

    Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства…9

    Зарождение новой архитектуры…………………………………………12

    Ломка старых устоев в быту……………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………18

Литература……………………………………………………………………….22

Введение.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния. Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в быту.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:

    Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России накануне царствования Петра I

    Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся мыслители и ученые петровского времени.

    Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры, быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в укладе жизни различных слоев общества.

    Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725 годы.

1. Новая организация просвещения. Развитие науки.

Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования.

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учиться, хотя и преимущественно насильственными методами.

Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д. Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы навигационных наук.

Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой способ обучения - посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд за рубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В "Истории Шведской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и понуждал."

Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени - доктор медицины и философии.

Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, - посыльный за границу обязан был обучить обладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.

Наиболее важными в системе петровского просвещения являются технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус на 90% состоял из русских.

Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература - буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв.

Развитие науки. Учреждение академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

Большие достижения характерны для этого времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

Начало музейного дела.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей - Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно": - кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе.

Когда Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны, люди поначалу восприняли это как сумасбродство молодого монарха. Но они ошибались. Петр действительно начал широкую программу культурных преобразований. Бороды и кафтаны стали цветочками, но пошли и ягодки. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.

В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.

В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Раньше, по старорусскому обычаю, пришедшему из Византии, годы исчислялись от мифического сотворения мира. Новый год начинался 1 сентября. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) - от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. Первого января 1700 г. Россия стала жить по новому календарю. Но для церкви Петр разрешил сохранить старое летоисчисление. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.

Вскоре после переноса столицы в Петербург в этих праздниках стали участвовать царская семья, двор, гвардия, все население города. Проходили торжественные церковные службы, а на улицах устраивались елки, веселые гулянья, фейерверки; в домах горожан начинались пиры, в которых нередко принимал участие и царь.

За этим наступили перемены в счете часов. Раньше сутки делились от утра и до вечера. Петр же ввел новое, европейское деление - деление суток на равные 24 часа. Все часы в России, в том числе на Спасских воротах Кремля, стали переделываться. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.

Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным, чтобы ушли в прошлое закоснелые старомосковские ритуалы, сложные церемонии, подчеркивавшие важность и родовитость Княжеских и боярских фамилий. Первым пример новым способам общения давал сам Петр. Он запросто общался как со своими сподвижниками, так и с простыми горожанами и даже солдатами. Заходил в их дома, усаживался за стол, нередко становился крестным отцом детей не только знати, но и простолюдинов. Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки.

С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи - собрания. Они периодически проходили в зимнее время по вечерам в домах богатых и знатных дворян и горожан. На них съезжалось все тогдашнее петербургское общество. Гостей здесь не встречали и не провожали. Каждый, в том числе царь, мог запросто заехать на чашку чая, сыграть партию в шашки или шахматы, которые стали все больше входить в моду. Молодежь танцевала, развлекалась играми. Государственные мужи вели солидные беседы, решали назревшие дела, купцы, предприниматели обсуждали профессиональные проблемы. В ассамблеях непременно участвовали женщины. Уходили с таких ассамблей «по-английски», не прощаясь.

Другими становились и манеры русских дворян и горожан, появился так называемый «политес», правила хорошего тона. Петр всячески поощрял умение танцевать, свободно изъясняться на иностранных языках, фехтовать, владеть искусством речи и письма. Все это меняло облик высших слоев общества. Вышедшая в 1717 г. книга «Юности честное зерцало» (написана она была по указанию Петра), стала сводом правил хорошего тона - правил внешней культуры и поведения дворянина в обществе. В ней порицалось то, что совсем еще недавно было обычным для самого молодого царя и его друзей, когда они впервые выехали за границу. Там в частности, говорилось о поведении за столом: «сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри, как свинья и не дуй в ушное (от слова уха), чтобы везде брызгало, не сопи егда яси (когда ешь)… Не облизывай перстов (пальцев) и не грызи костей, но обрежь ножом».

При Петре российская жизнь засияла чередой новых праздников и увеселений. Помимо традиционных празднеств, связанных с именами и днями рождения царя, царицы, их детей, появились и новые - день коронации Петра I, день царского бракосочетания, а также ежегодные праздники, посвященные Полтавской битве (27 июня), победам под Гангутом и Грен гамом (27 июля), овладению Нарвой (9 августа), заключению Ништадского мира (30 августа). Особый праздник устраивался в честь учреждения первого и высшего русского ордена Св. Андрея Первозванного (30 ноября).

Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.

При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука - вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков

Старорусские буквенные обозначения цифр были заменены арабскими цифрами. Теперь единица обозначалась «1», а не буквой «А», как прежде.

Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки - общедоступные и бесплатные.

В 1702 г. в культурной жизни страны произошло примечательное событие: встав однажды поутру в один из декабрьских дней, москвичи обнаружили, что около московской типографии продаются какие-то диковинные печатные листы. Так вышла в свет первая в России массовая газета «Ведомости». Она предназначалась не только для царской семьи и высших сановников, как «Куранты» при Алексее Михайловиче. Ее вынесли на улицу. Тираж «Ведомостей» доходил до 2500 экземпляров.

Но вместе с этими новшествами и успехами русской культуры появились и первые признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечении всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился более чем 4 тысячами новых и иностранных слов. Многие из них были вовсе не обязательны. Письма царя пестрят немецкими, голландскими словами и терминами. Началось настоящее засорение русского языка.

Подражание западной моде привело к тому, что люди порой были вынуждены менять удобную и хорошо приспособленную к русскому климату и одежду на вполне европейские, но неудобные и непрактичные для России наряды. Действительно, какая польза от коротких панталонов, шелковых чулок, фетровых шляп при двадцатиградусных петербургских морозах!

Перемены в культурном облике России коснулись и внешнего вида русских городов. Петр понуждал городские власти строить современные здания, мостить улицы брусчаткой, как в европейских городах. Он в своих указах предписывал в уже существующих городах вносить элементы «правильности» - выносить жилые дома за «красную линию», «строить их не по середь дворов своих», создавать тем самым прямые улицы, добиваться симметричной планировки фасадов зданий. При нем впервые в России загорелись уличные фонари. Конечно, это было в Петербурге. А ранее в Европе только в семи городах - Гамбурге, Гааге, Берлине, Копенгагене, Вене, Лондоне и Ганновере (столице Саксонии) существовало освещение.

Для строительства Петербурга были мобилизованы тысячи работных, посадских людей, государственных крестьян. День и ночь к городу на телегах зимой - на санях везли строительный камень, кровельный материал, доски. Для проектирования и строительства улиц, дворцов, общественных зданий приглашены итальянские и французские архитекторы, инженеры, мастера. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли - Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.

Взойдя на престол, Петр I принял решение изменить облик страны. Его не устраивали существующие порядки и положение России на международной арене. Поэтому ему так хотелось вывести государство на лидирующие позиции во всех отношениях. Однако планируя реформы, вынужден был брать с чего-то пример. Образцом выступила прогрессивная Европа. Мы сегодня поговорим о том, какими были изменения культуры при Петре 1.

Великое посольство

Реформы культуры и быта при Петре 1 положительно отобразились на будущем страны. Что поспособствовало началу изменений? В 1697 году Россией была предпринята дипломатическая миссия в страны Европы. В ее состав входили дипломаты и волонтеры, которые ехали с целью узнать новые технологии в строительстве. Среди их числа ехал и сам царь, несмотря на то что он оставался инкогнито под псевдонимом «Петр Михайлов». Из-за своей неординарной внешности (Петр I был более двух метров ростом, а руки и ноги у него были непропорционально длинными) был в скором времени разоблачен. Также в кампании принимали участие лекари, небольшой отряд охранников и солдат, слуги. Посольство даже сопровождали личные повара и шуты.

Истинные причины посольства

Официальной задачей дипломатической миссии была своего рода «разведка» планов правителей других стран, а также сближение с потенциальными союзниками против Османской империи. Петр I хотел обрести как можно больше друзей среди европейцев, чтобы вместе с ним бок о бок вести бои с Турцией, посягавшей в то время на территорию России. Однако эта стратегическая цель была не единственной. Царь хотел посмотреть на быт и жизнь людей в зарубежных странах. Он хотел перенять у них технологии и знания, чтобы потом внедрить эти новшества в своем государстве. Действительно, культура и быт при Петре 1 претерпели много изменений. Об этом далее.

Чему учился Петр Михайлов

Сравнивая иностранцев со своими соотечественниками, Петр видел большой разрыв между ними. Помимо явного отставания в военно-технических областях, можно было увидеть огромную разницу в культурном и образовательном уровне людей. Волонтеры «великого посольства» были определены в специальные места, где они обучались строительному и мореплавательному делу. Сам Петр был и плотником, и моряком. Он ходил на лекции по анатомии. Там он познакомился с лучшими докторами. Даже увидел в одном из кабинетов препарированный труп ребенка и удивился, какой живой и превосходный вид был у мертвеца. Как повествуют биографии, Петр даже поцеловал мертвую улыбку.

Культура России при Петре 1 претерпела кардинальные изменения благодаря тому, что царь посещал множество придворных домов, светских балов, где видел общение элиты друг с другом. Ему хотелось бы, чтобы и его подчиненные не боялись высказывать свои мысли, как это делали приближенные английского короля. В этом царь и видел отличие своей страны от зарубежных. Дипломатическая миссия Петра приехала, чтобы набираться учености, но мало кто из них придавал должное внимание обычаям, нравам и правилам, которые царили в том обществе. После проживания в арендованных домах, они оставляли за собой разруху, за что потом им предъявлялись огромные даже по меркам того времени счета. Но царь подмечал и запоминал все, и эти недостатки ему хотелось искоренить.

Первые реформы

По прибытии в Москву Петр сразу же стал издавать указ об изменении существующих порядков по всей стране. Естественно, в первую очередь реформы коснулись военной сферы. Подвергались изменениям финансовая и судебная системы. До области просвещения вскоре дошел свой черед.

Образование специалистов

Культура в эпоху Петра 1 вышла на совершенно новый уровень. Уже через два года после окончания «Великого посольства» по всей территории государства начали открывать военные школы. Ведь для того чтобы вывести Россию на передовые позиции, необходимо было подготовить настоящих специалистов. В 1701 году в столице государства была открыта Навигацкая школа. Здесь учеников обучали математике, навигации, геометрии, а также знанию небесных тел. Несколько месяцев спустя был образована Артиллерийская школа. Для лекарей открыли Медицинскую школу в 1707 году, а для инженеров только в 1712 году.

Грамота для граждан

Как только в России стали появляться первые выпускники-специалисты, которые занимались строительством флота и военной техники, Петр I начал образовывать школы в губерниях. Здесь обучались дети простых жителей. В цифирные школы также поступали выпускники специальных Навигационных школ. Здесь также преподавали азы арифметики и грамматики. За все правление царя, к 1725 году, в России было построено уже 42 цифирные школы. В них обучались 2 тысячи школяров.

Дети солдат учились в отдельных заведениях - в гарнизонных учреждениях. При заводах также образовывались мастерские, куда набирали детей-подмастерьев. Им передавали все основы мастерства. Для обучения духовенства были построены епархиальные училища. В качестве единственного учебного заведения в Москве работала только Славяно-Греко-Латинская академия, которая была образована еще в 1687 году. Также для священников была образована Киевская духовная академия.

Заграничное обучение

Появилась тенденция посылать дворянских детей за границу, чтобы там они выучились какому-нибудь мастерству. Отправляли в другие страны даже взрослых людей. Среди них были, например, именитые графы Д. М. Голицын и П. А. Толстой. Петр Андреевич начал свое позднее обучение, когда ему исполнилось 52 года. К этому моменту него уже были взрослые внуки, но это не отпугнуло ученика.

Таких людей называли волонтерами. Их присылали в основном группами в такие страны, как Голландия, Франция и Англия. Основными направлениями образования были: медицина, навигация, искусство (живопись и скульптура), инженерное мастерство.

К 1725 году число обученных за рубежом россиян приблизилось к тысяче. Однако не все из них добросовестно относились к своим поездкам. Зачастую они лишь тратили казенные деньги. Возвращаясь на Родину, они не могли показать никаких навыков. Участь таких недорослей была предрешена - их отправляли в рядовые или определяли матросами на корабли.

Академия наук

Отправляясь за рубеж, русские дипломаты и послы получали распоряжение - завербовать хотя бы двух иностранцев - мастеров какого-либо дела. Таким образом, в России увеличивалось количество ученых людей. К 1725 году их набралось столько, что оказалось возможным открыть первую в стране Академию наук. Здесь обучались студенты различным серьезным наукам. Продолжить свое образование и полностью изучить свои отрасли они могли в Европе, куда отправлялись по приказу Петра I. Финансировалось это заведение исключительно на деньги страны. Государственный бюджет также распределялся на поездки студентов за рубеж. Такое явление было достаточно редким.

Открытие типографий

Для лучшего и скорого процесса обучения были напечатаны новые книги. Для этого в столице отстроили новые типографии. Некоторые из них выполняли специальные функции. Например, в Петербургской типографии печатались только официальные указы, распоряжения власти и Петра I. Также были открыты: Сенатская типография, при Александро-Невской лавре, при Морской академии и Академии наук. Начали появляться первые независимые частные учреждения: типография Василия Киприянова.

Книжные нововведения

Раньше существующие книги были трудны для понимания не только из-за большой безграмотности в стране, но и из-за сложности алфавита и шрифта. В 1708 году своим указом царь постановил упрощения языка книг. Старославянство на письме уступало место разговорной речи. До современности дошли книги и газеты, которые свидетельствовали о популяризации иностранных слов. Зачастую их использовали совершенно неоправданно в публикациях и в различных сочинениях.

Обновились и школьные учебники. Началась публикация авторских книг по арифметике, письму. Помимо теоретических знаний в них можно было найти множество практических советов: как измерить расстояние между деревьями, рассчитать высоту колодца и многое другое.

Публицистика

Петр I в области культуры провел много реформ. Он является родоначальников публицистики в России. Именно Петр 1 образовал первую в государстве газету «Ведомости» в 1708 году. Сам царь являлся автором многих ее заметок. Многие публикации проходили его редактуру. Первые издания были рукописными, поэтому количество экземпляров было очень ограничено. Однако с развитием технологий увеличился и тираж «Ведомостей». В основном на страницах газеты печатались факты о военном положении, объяснение реформ царя, с целью создать симпатию и доброе отношение народа к нововведениям. С помощью публицистического издания Петр I создавал выгодные ему и власти посылы, успокаивающие недовольства дворян и крестьян. Также газета занималась просветительской деятельностью: она делилась результатами различных экспедиций или научных исследований, давали хозяйственно-бытовые полезные советы. Также располагала информацией о старых и новых праздниках.

Популярность при Петре набирали отпечатанные календари. Помимо перечисления дат и месяцев, в них содержалась еще и другая интересная информация. Покупатели могли узнать, прочитав календарь, когда будет восход и заход солнца, заметки и догадки о погодных условиях, а также приближение празднеств.

Художественная литература

Преобразования Петра 1 в области культуры коснулись и художественной литературы. Появились новые литературные направления и течения. Теперь авторы в своих художественных произведениях поднимали новые проблемы. Стало интересно поднимать проблемы, которые бы не соприкасались со старомосковским сознанием и реалиями. Примером тому служили повести об обычных солдатах, моряках, которые выполняли свой долг, а также старанием и упорным трудом продвигались по карьерной лестнице.

Также для воспитания недорослей и прививания им правил поведения в обществе или в семье, переводились зарубежные книги. Одной из таких была «Юности честное зерцало».

Культурная оппозиция

По мере роста грамотности начала возникать и оппозиция. Ведь многие указы и реформы Петра 1 в культуре совершенно меняли устоявшийся быт дворян. По всей стране «гуляли» подметные тетради. Авторов у этих произведений, естественно, не было, ведь в них содержалась критика внутренней и внешней политики Петра. Анонимы обычно оставляли их в людных местах, чтобы как можно больше человек могли ознакомиться их содержанием и узнать «истинные» факты о «непотребном поведении» правителя. Историки считают, что в основном эти публицистические листки писались выходцами из старообрядческой сферы.

Строительство Северной столицы

Петр I заложил и построил новый город. Своим указом от 1703 года он объявил о строительстве крепости и одноименного города - Санкт-Петербург. Постройкой занимались тысячи мастеров, половина из которых погибла во время тяжелых годов упорной работы. Уже к 1712 году приближенные царя переехали со своими дворами и семьями в новый город, который стал военной и культурной столицей Российской империи на несколько веков.

Проект всего города был изначально разработан и спланирован. Улицы должны были проходить строго параллельно друг другу и пересекаться под углом 90°. Артерий Санкт-Петербурга стали называть Невский проспект. В городе начали появляться монументальные сооружения, которые славились своей архитектурой. Многие здание выполнялись в стиле барокко, украшались золотом, резным орнаментом. Все силы были брошены на то, чтобы новый город своей красотой превзошел в сотни раз старую столицу России. Ведь всем историкам известна искренняя нелюбовь царя к Москве.

Появление живописи

Список преобразований в культуре при Петре 1 был бы не полным без такого значимого, как появление живописи. Если еще XVII столетие России не знало живописного искусства, то с приходом Петра возникает действительно истинно русская живопись. На слуху стали появляться портретисты, мастера гравюры. Среди любимых сюжетов были бои и баталии, морские сражения и, конечно же, красивый город Петербург. Художественная культура при Петре 1 процветала. Известные художники - А. Матвеев, И. Никитин, Зубовы, А. Ростовцев занимались росписью художественных книг, составлением географических карт для школьных учебников. Многие живописцы приехали из Европы и, уже открывая свои мастерские, обучали русских художественным приемам. Их вклад в российское искусство нельзя недооценивать.

Театральная жизнь

Реформы Петра 1 в сфере культуры коснулись и театральной жизни. После «Великого посольства» в Москве возникает театр. В России тогда еще не было актеров, поэтому персонажей во всех спектаклях и постановках играли европейцы. Драматическое искусство также не было развито, поэтому переводчики переводили зарубежные пьесы, которые потом оказывались на сцене театров. Однако театр не был популярен среди народа. Даже сам царь в скором времени потерял свой интерес к театральному мастерству. Ему хотелось всегда быть активным героям, а не пассивным зрителем, как происходило в зрительском зале. Однако в Москве имели успех непрофессиональные, любительские выступления, подготовленные учениками академий.

Ассамблеи

Очередным новшеством для общества было введение ассамблей - предвестников будущих светских балов. На этих мероприятиях дворяне находили для себя множество развлечений. Здесь собирались только знатные люди. Простому люду быть закрыт путь на такие вечера. Сезоном проведения ассамблей считалась зима. В основном они устраивались и князей или графов, однако не редки случаи, когда ее хозяином мог стать сам Петр I.

На таком событии необходимо было представить богатый вкусный стол, большое помещение для танцев. Обустраивались специальные уголки для игр в шахматы. Поощрялось курение табака и трубок.

Появление ассамблей кардинально изменило жизнь русских женщин. Впервые для них открывалась дверь в общество. Одиночеству и затворничеству пришел конец, теперь им дали возможность показать себя. Излюбленным занятием становятся танцы. Женщины обязательно посещали такие мероприятия в богатом убранстве. Если на первых ассамблеях костюмы дам были смешны и неуклюжи, то с течением времени они оттачивали свой вкус и появлялись уже в интересных нарядах, которые привлекали всеобщее внимание. И каждая старалась перещеголять другую даму. Чувствовался конкурентный дух.

Новая мода

Реформы культуры и быта Петра 1 коснулись и внешнего вида дворян и бояр. Царь испытывал острую неприязнь к длинным платьям в пол и к широким рукавам. Поэтому на одном из шуточных пиров он пришел в бешенство и бросился с ножницами на окружающих людей и стал отрезать им рукава. Через несколько месяцев на главных столбах уже были повешены листы, говорившее о том, что теперь запрещалось носить русские платья. Дворянам надлежит надевать венгерские кафтаны. Чтобы этот указ не был сорван разгневанной публикой, к столбам приставили охрану.

Также истории известно другое происшествие с ножницами. По приезде в Москву в 1698 году царь при встрече со своими боярами лично отрезал каждому из них бороду. Стрижка не постигла только представителей белого духовенства. Брадобритие было встречено негативно в России, так как она была долгие годы своеобразным символом зажиточности и порядочности. Поэтому впоследствии она становится образом ушедшей старины и протеста против нововведений.

Не только благородное сословие подчинилось этой реформы Петра 1 в культуре. Это решение коснулось всех жителей государства. Те, кто не желал расставаться с волосами, могли заплатить налог за ношение бороды. Однако цена его была настолько высокой, что даже не все знатные князи могли позволить себе отдавать ежегодно круглую сумму. Те «счастливчики», которые осмеливались платно оставлять свои бороды, носили на груди специально отлитый бородовой знак. С одной стороны на бляхе были изображены усы, а на другой красовалась надпись: «Деньги взяты».

Летоисчисление

Очередной реформой Петра 1 в области культуры, повлиявшей на всю истории России, является новое летоисчисление. Царь объявил в своем указе, что счисление лет нужно производить по-другому. Новолетие должно было начаться с 1 января. А года отсчитывались от Рождества Христова. Таким образом, в стране закрепился новый праздник, который в современном мире считается одним из самых любимых среди жителей России.

Отмечая Новый год, Петр также ввел традицию запускать фейерверки и устраивать народные гуляния. Городские жители должны были украшать свой дом хвойными ветками, а также при возможности салютовать в честь наступления Нового года.

Таким образом, благодаря реформам культуры и быта, Петр I не только завоевал уважение к стране среди европейских государств, но и поднял культурный уровень России. Его нововведения, встреченные поначалу негативно, дожили до сегодняшних времен. Без реформ Петра 1 в области культуры история государства и современная жизнь в нем были бы совершенно другими.