Социологический опрос и его анализ. Отрицательные составляющие имиджа полицейских. Лучший метод исследования

Социологический опрос -- это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования.

Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания людей. Этот метод особенно важен в исследовании социальных процессов и явлений, малодоступных непосредственному наблюдению, а также в случаях, когда изучаемая сфера слабо обеспечена документальной информацией.

Социологический опрос в отличие от других методов сбора социологической информации позволяет "уловить" через систему формализованных вопросов не только акцентированные мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения и структуры мышления, а также выявить роль интуитивных аспектов в их поведении. Поэтому многие исследователи считают опрос наиболее простым и доступным методом сбора первичной социологической информации. В самом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода делают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с другими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы соответствующие условия, соблюдение определенных требований.

К основным условиям опроса (что проверено практикой социологических исследований) относятся:

  • 1) наличие надежного инструментария, обоснованного программой исследования;
  • 2) создание благоприятной, психологически комфортной обстановки опроса, что далеко не всегда зависит только от подготовки и опыта лиц, его проводящих;
  • 3) тщательная подготовка социологов, которые должны обладать высоким интеллектуальным быстродействием, тактом, умением объективно оценивать свои недостатки и привычки, что прямо сказывается на качестве опроса; знать типологию возможных ситуаций, тормозящих проведение опроса или провоцирующих респондентов на неточные или неверные ответы; обладать опытом составления анкет по социологически корректным методикам, позволяющим перепроверять достоверность ответов, и т. д.

В практике социологических исследований наиболее распространенным видом опроса является анкетирование, или анкетный опрос. Это объясняется как разнообразием, так и качеством той социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос основан на высказываниях отдельных лиц и проводится в целях выявления тончайших нюансов в мнении опрашиваемых (респондентов). Метод анкетного опроса является важнейшим источником информации о реально существующих социальных фактах и социальной деятельности. Начинается он, как правило, с формулировки программных вопросов, "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы анкеты, с формулировкой, исключающей различные толкования и доступной пониманию опрашиваемых.

В социологии, как показывает анализ, чаще других используются два основных вида анкетного опроса: сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса является перепись, при которой опрашивается все население страны. С начала XIX в. переписи населения регулярно проводятся в европейских странах, а сегодня они используются практически повсеместно. Переписи населения дают бесценную социальную информацию, но чрезвычайно дороги -- даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь лишь один раз в 10 лет. Сплошной анкетный опрос, таким образом, охватывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-либо социальной общности или социальной группе. Население страны -- самая крупная из таких общностей. Однако есть и более мелкие, например персонал фирмы, участники афганской войны, ветераны ВОВ, жители небольшого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным.

Выборочный опрос (в отличие от сплошного) является более экономичным и не менее надежным методом сбора информации, хотя требует изощренной методики и техники проведения. Его основа -- выборочная совокупность, которая представляет собой уменьшенную копию генеральной. Генеральной совокупностью считают все население страны или ту его часть, которую социолог намеревается изучить, а выборочной -- множество людей, опрашиваемых социологом непосредственно.

Необходимо отметить, что искусство анкетного опроса состоит в правильной формулировке и расположении задаваемых вопросов. Первым к научной постановке вопросов обратился древнегреческий философ Сократ. Совершая прогулки по улицам Афин, он в устной форме излагал свое учение, подчас ставя прохожих в тупик своими хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом помимо социологов пользуются журналисты, врачи, следователи, учителя. Чем же отличается социологический опрос от опросов, проводимых другими специалистами?

Первая отличительная особенность социологического опроса -- количество опрашиваемых. Специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то узнают его личное мнение. Журналисту, интервьюирующему эстрадную звезду, врачу, определяющему диагноз пациента, следователю, выясняющему причины гибели человека, большего и не нужно, поскольку им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Социолог же, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, обработанные статистически, взаимно погашаются. В результате социолог получает усредненную картину социальной реальности. Опросив, например, 100 менеджеров, он выявляет среднетипичного представителя данной профессии. Вот почему в социологической анкете не требуется указывать фамилию, имя, отчество и адрес: она анонимна. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет социальные типы личности.

Вторая отличительная особенность социологического опроса -- достоверность и объективность получаемой информации. Эта особенность фактически связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. А усредняя разнообразные мнения, он получает более достоверную информацию, нежели журналист. Если строго соблюдены все научно-методические требования, эту информацию можно называть объективной, хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья особенность социологического опроса заключается в самой цели опроса. Врач, журналист или следователь не стремятся к обобщенной информации, а выясняют то, что отличает одного человека от другого. Конечно, все они добиваются правдивой информации от опрашиваемого: следователь -- в большей степени, журналист, которому заказали сенсационный материал, -- в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение научной истины. Между тем полученные социологом данные (например, о закономерностях связи труда с отношением к работе и формой досуга) освобождают его коллег-социологов от необходимости еще раз проводить обследование. Если подтвердилось, что разнообразный труд (например, руководителя-менеджера) предопределяет разнообразный досуг, а однообразный труд (например, рабочего на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным времяпрепровождением (выпивкой, сном, просмотром телепередач), и если такая связь теоретически доказана, то мы получаем научный социальный факт, универсальный и всеобщий. Однако журналиста или врача подобная универсальность мало удовлетворяет, поскольку им нужно раскрыть индивидуальные особенности и отношения.

Анализ публикаций, содержащих результаты социологических исследований, показывает, что почти 90 % имеющихся в них данных получены с помощью той или иной разновидности социологического опроса. Поэтому популярность этого метода обусловлена целым рядом достаточно веских причин.

Во-первых, за методом социологического опроса стоит большая историческая традиция, в основе которой -- проводившиеся издавна статистические, психологические и тестовые исследования, что позволило накопить огромный и уникальный опыт. Во-вторых, метод опроса отличается относительной простотой. Поэтому именно ему нередко отдается предпочтение в сравнении с другими методами получения эмпирической информации. В этой связи метод опроса стал настолько популярным, что его часто отождествляют с социологической наукой вообще. В-третьих, метод опроса обладает определенной универсальностью, что позволяет получать информацию, как об объективных фактах социальной действительности, так и о субъективном мире человека, его мотивах, ценностях, жизненных планах, интересах и т. д. В-четвертых, метод опроса можно эффективно применять при проведении как крупномасштабных (международных, общенациональных) исследований, так и для получения информации в малых социальных группах. В-пятых, метод социологического опроса весьма удобен при количественной обработке полученной с его помощью социологической информации.

2. Анализ результатов социологического опроса

2.1 Оценка степени значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе, роли различных социальных институтов, занимающихся нравственным воспитанием и степени доверия к ним респондентов

Из ответов на первый блок (вопросы 1–3) мы хотели получить первичное представление о респондентах и о том, как они оценивают значимость проблем, существующих сегодня в нашем обществе. Полученные результаты были достаточно предсказуемыми. Большинство опрошенных выделяют в качестве главных нравственные и социально – экономические проблемы. При этом большинство юношей, участвовавших в опросе, поставили на первое место социально-экономические проблемы, процент выбравших ответ «нравственные проблемы» значительно ниже, чем у девушек: 37,5% к 56,25%.

В наиболее общем виде результаты опроса представлены на следующей диаграмме.

Диаграмма 1. Степень значимости проблем, существующих в современном белорусском обществе

Второй вопрос дал возможность выявить, какому из социальных институтов, занимающимися нравственным воспитанием, респонденты доверяют больше. Следует отметить низкий процент доверия к средствам массовой информации (в целом, 2,5%). Значительно отличаются результаты ответов старшеклассников и учителей: 30% учителей считают, что вопросы нравственного воспитания призвана решать школа, аналогичного мнения придерживаются лишь 6% учащихся. Это вполне объяснимо, ведь педагоги понимают, что процессы обучения и воспитания взаимосвязаны, а учащиеся склонны видеть основную задачу школы лишь в формировании у них прочных знаний. Все группы респондентов поставили на первое место социальный институт семьи (от 56,25% до 75%). В сравнении с этими показателями, степень доверия непосредственно к религиозным организациям невысока (в целом, 12%).

Вопрос «Где на сегодняшний день нравственные проблемы обсуждаются наиболее эффективно?» позволил сравнить желаемое с действительностью и выявить значительные расхождения. При низкой, как отмечалось ранее, степени доверия к СМИ, 31,25% юношей считают, что именно в них эффективно обсуждаются нравственные проблемы. 70% девушек-десятиклассниц считают, что нравственное воспитание должно осуществляться в семье, и лишь 40% подтверждают, что в ней эффективно обсуждаются нравственные проблемы. Общие результаты ответа на данный вопрос представлены в диаграмме (в % к числу опрошенных).

СМИ
Семья

Диаграмма 2. Социальные институты, в которых проблемы нравственного воспитания, по мнению респондентов, обсуждаются наиболее эффективно


Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что респонденты считают нравственные проблемы актуальными для нашего общества; в основном, возлагают ответственность за нравственное воспитание на социальный институт семьи, но отмечают, что в настоящее время больше внимания нравственному воспитанию уделяют школа и религиозные организации.

2.2 Ценностные ориентации респондентов и их целевые предпочтения

Следующие вопросы нашей анкеты ставили целью выявить, что является основными ценностями молодого поколения. На вопрос «Что является для вас

на сегодняшний день самым важным?» предлагалось 16 вариантов ответа. Такие варианты, как «Известность, слава», «Дружба», «Работа», «Создание семьи» не были выбраны ни одним респондентом. В ходе сопоставления и сравнения результатов опроса в 10 и 11 классах, можно сделать вывод о значительном расхождении в том, что, по мнению респондентов, составляет смысл их жизни. Только учащиеся 11-х классов (6,25%) указали в качестве смысла жизни духовное совершенствование. Учителя выбирали этот вариант в 10% случаев. Достаточно часто выбирался вариант «Любовь» – от 20% у девушек 10 класса до 6,25 у девушек 11 класса. Интересно отметить, что такой ответ выбрало одинаковое количество юношей 10 и 11 классов – по 12,5%.

При сравнении наших данных с данными опроса аналитического центра «ЕсооМ», проведённого в 2004 г., мы установили, что наиболее выбираемым является вариант «Самореализация» (39,4% старшеклассников нашей школы, 41,8% в целом по Беларуси). Второе место в опросе «ЕсооМ» занимает «Материальное благополучие», в нашем – «Приобретение профессии» (30% от числа опрошенных старшеклассников). . Полные данные приведены в результатах социологического опроса, наиболее часто встречаемые варианты ответов представлены в диаграмме.

Диаграмма 3. Ценностные ориентации

Предварительные результаты показывают, что в число основополагающих ценностей молодых людей не входят служение идее и духовное совершенствование. Они больше ориентированы на успешность в профессии и в личной жизни. Наиболее выбираемые варианты ответов на вопрос: «Какой из этих целей вы хотели бы достигнуть в первую очередь?» ещё раз подтверждают это. 55% девушек 10 класса, 50% их одноклассников, 56, 25% девушек 11 класса хотели бы получить хорошее образование; 31,25% учащихся 11 класса ставят целью создание семьи. Труд на благо ближних выбирают 10% десятиклассниц, к выполнению предписаний религии и религиозному спасения стремятся по 6,25% респондентов – девушек 11 класса. Эти данные подтверждают гипотезу об ограниченном воздействии религии и религиозных организаций на современную молодёжь.

Являются отделение религии от государства, невмешательство религиозных объединений в дела государства и политику. 3. Направления совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций 3.1 Опыт совершенствования взаимоотношений государства и религиозных организаций на примере республики Дагестан Начало полному разделению церковных и государственных институтов в Дагестане...

Учащихся с этими альтернативами и давать им собственную оценку, но он не вправе навязывать ученикам свою точку зрения, чтобы они могли самостоятельно принять решение. 4. РЕЛИГИЯ И ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ В НАШИ ДНИ 4.1 Преподавание религиоведческих дисцеплин в школе И средняя, и высшая школы должны ознакомить учащихся с религией. Без этого учащиеся не смогут осуществить осознанный...

В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенным на любви к другим людям. Однако декларируемая хиппи естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое хиппи критикует. Характеристику других молодежных объединений в нашей стране дает А.П.Файн. Так, распространенной нас группой являются панки, о которых мы уже упоминали в...

... – экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов и свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. 1.2 Социальные проблемы молодой семьи Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних...

(метод опроса в социологии) П Л А Н

Введение…………………………………………..

1. Опросные методы

1.1 Анкетирование

1.2 Интервьюирование

1.3 Прессовый опрос

1.4 Почтовый опрос

1.5 Телефонный опрос

1.6 Факсовый (телетайпный, телеграфный)

1.7 Телевизионный экспресс-опрос

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Социология /от латыни - общество + греческого - слово, понятие, учение/- наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским позитивистом Огюстом Контом /1798-1857/ в середине Х1Х в. Всемирно известный Питирим Александрович Сорокин /1889-1968/ на свой вопрос: что за наука социология? Каков предмет ее изучения? - отвечал так: "Социология- это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях". С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и др., связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий: труда, образования, политики, семьи и т.п. социальных институтов и процессов. Появились социологические теории т.н. среднего уровня, опиравшиеся на материал, собранный в эмпирических исследованиях. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки, социология имеет объект, предмет и субъект исследования. Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.


Опросные методы

Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, - в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось выше и пойдет речь ниже. Во-вторых, - этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10.Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11.Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12.Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13.Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.


1.1 Анкетирование

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:

1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

Для исследования была использована анкета, разработанная Кимберли Янг. В ней предложено 20 вопросов. Мною были добавлены вопросы 21-23 для выяснения популярности социальных сетей, возраста и пола опрашиваемых. Вопросы анкеты были распечатаны и предложены респондентам. Ответы оформлялись на отдельных листах. Часть опроса проводилась через систему «VKontakte». Исследование проводилось на основе квотной выборки по возрастному цензу:

1 группа – 14 лет

2 группа – 15 лет

3 группа – 16 лет

4 группа – 17 лет

5 группа – 18 лет и старше.

В каждой группе было опрошено от 25 до 32 человек. Всего 132 человека. Часть анкет не была обработана по ряду причин: нет ответов на все вопросы, ответы даны формально (например, все ответы «никогда»), даны ответы «да» или «нет». В обработке осталось 126 анкет. Все данные были внесены в таблицу. Обрабатывалась информация вручную. Общие данные формировались при помощи математического подсчета. После подсчета в таблице были определены:

Суммарное и процентное отношение ответов «иногда», «регулярно», «часто», «всегда»;

Возрастная группа, выделяющаяся своими ответами;

Не выбранные ни одной возрастной группой варианты ответов;

Наиболее популярные ответы.

В результатах анкетирования возможна погрешность. Причины ее появления:

Формальные ответы респондентов (по общей статистике таких бывает 2-5 %);

Все ответы были сгруппированы в зависимости от этапа и задачи исследования.

На первом этапе необходимо было провести проверку уровня зависимости от социальных сетей, выявление наиболее зависимой возрастной группы. Интернет и социальные сети являются предметом размышления многих. 64% респондентов отметили, что они утешают себя мыслями о посещении интернета или сети. Это подтверждается и ответами на 11 вопрос – 68% обнаруживают себя предвкушающими, как вновь окажутся в Интернете. В большинстве это подростки 14 лет. Только 40% не думают, о посещении сети и не планируют, чем они займутся в интернете. 45% считают, что жизнь без интернета часто скучна и безрадостна, а 55% выражают свою досаду, если их отвлекают от пребывания в сети, причем 3 подростков делают это всегда. Таким образом, можно сделать вывод – большинство опрошенных имеют зависимость от социальной сети, наиболее зависимая возрастная группа – подростки 14-15 лет.

На втором этапе исследования прошла проверка предпочтений виртуальной жизни реальной, выявление факторов подтверждающие эти предпочтения. Большинство респондентов отмечают, что иногда проводят больше времени онлайн, чем намеривались. Больше всего в онлайне проводят времени подростки 14 лет (88%). 38% опрошенных иногда пренебрегают домашними делами ради посещения социальной сети, 27% делают это крайне редко. Но, так или иначе, только 22% никогда не ставят посещение социальной сети на более важное место, чем домашние дела. 23% опрашиваемых не готовы променять общение с друзьями в реале на виртуальное. Но большая часть респондентов иногда виртуальное общение ставят на первое место. Это подтверждается и ответами на 4 вопрос – 63% легко заводят знакомства в сети. 59% выбирают встречу с друзьями, жертвуя посещением сети. Посетители сети не замечают, что страдают их учебные успехи и снижается работоспособность. Только 3% отметили, что интернет всегда мешает учебному процессу и снижает производительность труда. 72% респондентов готовы пожертвовать сном ради посещения сети, причем 15% делают это часто или всегда. 37% отметили, что могут испытывать нервозность и депрессию, если не находятся онлайн. Большое количество недовольных отсутствием возможности быть в сети среди подростков 14 лет. Таким образом, мы видим, что многие из анкетируемых пренебрегают реальной жизнью ради виртуальной, испытывают дискомфорт, если не находятся онлайн.

На третьем этапе исследования проведена проверка умения контролировать свое времянахождение в сети. 80% не могут во время выйти из сети, среди моих ровесников таких большинство. Очень сложно сократить время, проводимое в сети, справится с этой задачей всегда получается только у 37%. 62% опрошенных даже не скрывают количество времени, которое они находятся онлайн. Часть ответов помогла сделать выводы о причинах популярности социальных сетей и появления зависимости. 42% близких людей не интересуются количеством времени, проводимым в сети. Не один респондент не отметил, что кто-то постоянно интересуется данным вопросом. Среди подростков 14 лет, только 10% отметили, что окружающие крайне редко или иногда проявляют интерес к тому, сколько они находятся в сети. 60% не всегда готовы рассказать, чем они заняты в сети и занимают оборонительную позицию. Причем большинство это подростки 14 лет. Поэтому можно сделать вывод, что большинство пользователей сетей не могут контролировать свое времянахождение и сократить время пребывания в сети.

Кроме того, мною была определена степень зависимости каждого анкетируемого. В соответствии с тестом К. Янг зависимость можно диагностировать у респондентов набравших более 50 баллов. Так же я выявила группу людей, которые близки к такой зависимости, набравшие от 40 до 50 баллов. Учитывая погрешность, эти люди тоже могут оказать зависимыми. В результате выяснилось, что 12 человек имеют зависимость от социальных сетей, еще 12 близки к данной зависимости. Наибольшее число зависимых среди подростков 14 лет. Нет зависимых от социальных сетей в возрасте 16 лет. Не зафиксировано ни одного человека, которому необходима помощь психолога. Данные зафиксированы в диаграмме.

Выведя средний балл зависимости, я получила 33 балла, что соответствует отсутствию зависимости. Общие данные также оформлены в диаграмму. Проанализировав ее видно, что большая часть не имеют зависимости, у 10% имеются предпосылки (учитывая вторую причину погрешности, их можно отнести так же к группе зависимых).

При анализе анкет, гипотеза о том, что если социальные сети являются местом наибольшего пребывания, то виртуальная жизнь заменит реальную, так как теряешь способность контролировать свое время в сети, подтвердилась. Во время анкетирования выяснится, что больше половины опрошенных:

Предпочитают виртуальную жизнь реальной;

Не могут контролировать свое времянахождение в сети.


Заключение

Оценивать социальные сети только положительно или отрицательно невозможно. Социальная сеть сегодня – это возможность создания собственного «микромира» в формате личной веб-страницы - и одновременно конец всякой приватности и широкий доступ к личной информации неограниченного числа пользователей. Удовлетворение потребности в информации о жизни родных, близких, коллег и знакомых, увы, часто перерастающее в компульсивное (навязчивое) любопытство с непрекращающимся доступом к ресурсу с целью «быть в курсе» всех изменений в «жизни» виртуального партнёра по общению. Выработка навыков эффективного общения для установления отношений с применением минимума выразительных средств - и традиционная (в 90% случаев) фрустрация в ситуациях реального контакта с человеком «по ту сторону монитора». Постепенный перевод реальных отношений (в силу их сложности и неоднозначности) в виртуальную сферу из-за отсутствия желания (и… времени) выстраивать «онлайновую» коммуникацию - увы, но фраза «Я сейчас бегу, даже номер не успеваю твой записать, найди меня Вконтакте!» приобретают всё большую актуальность в нашем информационном обществе…

В ходе свое работы я узнала историю создания и развития социальных сетей, выяснила их современное положение.

Проведя исследование, я сделала вывод, что рядом со мной не так уж и мало «независимых» от социальных сетей. Особенно такую зависимость испытывают подростки 14-15 лет. В этом возрасте подростки испытывают сложности в общении, а общение онлайн устраняет эти трудности.

Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась. Для решения данной проблемы я бы предложила следующие варианты:

1) Информирование молодежи и их родителей об интернет-зависимости;

2) Формирование у подростков умений общения со сверстниками (здесь должны быть задействованы психологи);

3) Помощь молодежи, особенно подросткам в выборе дополнительных занятий (необходима помощь родителей)

Работая над проектом, я поняла, что не являюсь зависимой, но все-таки пересмотрела свои взгляды как пользователь Интернета – необходимо меньше быть онлайн и больше жить в реале.

Используемые источники

1) ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] : Свободная энциклопедия - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

2) Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема [Электронный ресурс] : Киберпсихология. – Режим доступа: http://cyberpsy.ru

6) Социологические опросы [Электронный ресурс] : Социология. – Режим доступа: http://socio.rin.ru


Http://internetua.com/

Http://secl.com.ua

Http://internetua.com/

Http://cyberpsy.ru

Http://shkolazhizni.ru


Похожая информация.


Социологический опрос является одним из методов социологических исследований . Он включает опрос разных слоёв населения в зависимости от темы исследования. Данный опрос относится к выборочному методу. Социальный опрос представляет собой опрос различных групп людей, имеющих разный социальный и общественный уровень. К нему относятся люди разных возрастных категорий и профессий. В зависимости от предполагаемого исследования отбирается группа людей. Каждому человеку задают определённый вопрос, на который он должен предоставить ответ исходя из личного опыта или мнения. Ответ должен быть развёрнутым и включать как негативную, так и положительную информацию. Опрос формирует общественное мнение .

Социологический опрос осуществляется в нескольких видах, таких как:

1- Анкетирование . 2- Проведение опросов . В первом случае человеку предоставляется анкета, в которой представлены вопросы, на которые респондент должен ответить в письменном виде. Анкетированный опрос может состоять из нескольких этапов, что позволяет разделить сам опрос на интересующий спектр вопросов. Анкетный метод может проводиться анонимно. Получение необходимой информации является главным результатом в этом исследовании. Интервью представляет собой уточнение информации при помощи ответов человека на поставленные вопросы интервьюера. Опрос при помощи интервью является более трудоёмким по сравнению с анкетированием. Основное условие его проведения – прямой контакт с респондентом. Опрос проводится методом задавания вопросов. Вообще, они должны быть максимально сдержанными и информативными. Но существует ряд и двузначных вопросов. Так, социологи стараются определить верность предоставленной информации. По их ответам формируется общая информация, которая потом используется в дальнейшем для различных целей. Особенности проведения социологического опроса:

Особенности социологического опроса:

1. При заполнении анкеты необходимо строго соблюдать последовательность. Такое условие обусловлено с психологической точки зрения, соблюдение последовательности позволяет получить точную и правдивую информацию. 2. Ассоциация может представить несколько видов анкет, заполнение которых предусматривается в разных местах. 3. Социальный опрос в виде анкетирования предусматривает первичный подход к человеку, при котором контакт между респондентами сведён к минимуму. Процесс заключается в том, что социолог раздаёт анкеты людям. На письменный опрос выделяется определённое время, после чего производится сбор анкет сотрудником центра. Социальный опрос позволяет получить всю необходимую информацию.

Проведение социологического опроса незаменимо для рассмотрения возникновения различных жизненных ситуаций.

Заказать социологический опрос это предполагает отобрать для его проведения людей, желающих выразить свою точку зрения.