Союзы упражнения для тренировки. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными

Данные об авторе

Дьякова Елена Владимировна

Место работы, должность:

МАОУ "СОШ №37" г. Владимира, учитель русского языка и литературы

Владимирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Тексты для упражнений по русскому языку подобраны по темам, отражающим значимые вопросы воспитания.

О пользе занятий спортом.

Диктант. «Крепче мышцы — острее ум». Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. (6 класс)

Диктант. «Королева спорта». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8,9 класс)

О лекарственных растениях.

Диктант. «Лекарственные растения». Слитное написание союзов также, тоже, чтобы; две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени. (7 класс)

Диктант. «Облепиха». Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами. (8 класс)

О форме поведения.

Диктант. «О такте и деликатности». Правописание частиц не-ни. (7 класс)

Диктант.«Не быть смешным». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «Почему не нужно лгать?» Не-ни в отрицательных местоимениях. (6 класс)

О воспитании нравственности, воспитании человеческих чувств.

Диктант. «Жить по правде». Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи. (6-9 класс)

Диктант. «Спроси у совести своей». Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «О доброте». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Молодость - это вся жизнь». Пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Об интеллигентности». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах. (8 класс)

Диктант. «Будь человеком». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «О дружбе». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении. (8 класс)

О труде.

Диктант. «Не краснею за своих детей». Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении. (8,9 класс)

Диктант. «Подвиг — это вершина храбрости». Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении. (8 класс)

Диктант. «Цена хлеба». Не с разными частями речи. -Тся и -ться в глаголах. (6 класс)

Берегите природу.

Диктант. «Человек и природа». Н-нн в суффиксах страдательных причастий. Буквы е-и в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Знаки препинания при однородных членах. (6 класс)

Диктант. «Не трогайте лесных детенышей». Буквы е-и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. -Тся и -ться в глаголах. Не с разными частями речи. Пунктуация при деепричастных оборотах, в сложных предложениях. (6,7 класс)

Диктант. «Берегите природу». Правописание приставок. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении и для выделения деепричастного оборота. (6,7 класс)

1. О пользе занятий спортом.

Крепче мышцы - острее ум.

Связаны ли между собой интеллектуальная деятельность и двигательная активность? Михайло Ломоносов мог легко завязать в узел железную кочергу. Лорд Байрон участвовал в боксерских поединках. Писатель А. Куприн был одним из лучших тяжелоатлетов и борцов Киева. Все они утверждали, что тренировка и укрепление мышц помогают им в умственной работе.

Мышцы и интеллект, тонкость натуры и мощь кулаков, светлый ум и физическая сила. Их близкое соседство кажется странным и непонятным. Но физиологи доказывают, что интеллект работающих, хорошо физически развитых людей гораздо выше, чем у людей, лишенных крепкой мускулатуры. Это объясняется тем, что поступающие от мышц сигналы - необходимая предпосылка для успешной работы мозга.

Необходимость постоянных тренировок для работы мозга уже вполне оценили руководители ряда американских фирм. Их сотрудники, занимающиеся физподготовкой, поддерживающие себя в надлежащей форме, получают надбавку к зарплате.

(А. Суворов.) (131 сл.)

1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

3. Н-ннв суффиксах прилагательных.

«Королева спорта».

Так принято называть легкую атлетику. Ее разнообразные упражнения в беге и ходьбе - наши жизненно необходимые движения, они так же естественны, как и легкоатлетические прыжки и метания - неизменные спутники детских игр, школьных уроков физкультуры. Без бега и прыжков не обойтись баскетболистам, гимнастам, гандболистам, теннисистам, футболистам и другим спортсменам.

Ни один вид спорта не может соперничать с атлетикой в общедоступности. Например, фигурное катание на коньках - удел девушек и юношей среднего и невысокого роста, а баскетбол - «гулливеров»; штангисты кряжистые силачи, а гимнасты легкие, изящные.

Легкой атлетике все возрасты покорны, и заниматься ею можно, не преследуя спортивных целей, а только ради здоровья.

В любое время года занимаются легкой атлетикой не только на стадионах, но и в залах, в лесу и в поле.

(Из календаря.) (124 сл.)

1. Правописание безударных непроверяемых гласных, суффиксов прилагательных, -тся и -ться в глаголах, не с разными частями речи.

2. Употребление тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

2. О лекарственных растениях.

Лекарственные растения.

Собирать лекарственные растения нужно только в сухую погоду, притом либо утром, либо вечером. Ни в коем случае нельзя делать это в жаркую пору дня. Клубни, корни, кору можно укладывать в мешки, зато листья, цветы и плоды лучше собирать в корзину, чтобы они лежали свободно, «дышали». Плотно уложенные, спрессованные растения легко нагреваются и вследствие этого теряют свои полезные свойства.

Собранные растения перед сушкой следует перебрать, отсортировать, очистить от земли, а также от посторонних примесей, затем разложить их на подстилке и просушить в хорошо провет-риваемом месте. На солнце сушить растения нельзя.

(По М. Клюеву.) (110 сл.)

1. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени.

Облепиха.

В народе ее называют чудо-ягодой. Называют так потому, что она обладает чудесными свойствами: способствует заживлению ран, ожогов, помогает при болезнях желудка, туберкулезе, невралгии, излечивает цингу - да всего и не перечислишь!

Из ягод облепихи производят лекарственный препарат облепиховое масло, так благотворно действующее на человеческий организм. А листья облепихи - хорошее дубильное сырье.

Облепиха кустарник или дерево с колючими ветвями, растет по берегам рек, озер, в горах. Плоды костянки с сочной мясистой и ароматной мякотью как бы облепляют ветки, отсюда и название. Это растение распространено в диком виде в южных районах страны.

Ценность облепихи как лекарственного растения оценили садоводы-любители, жители центральных областей России. Сейчас у многих из них в саду растут разные сорта облепихи, плоды которой они используют как лечебное средство.

(По Казанскому.) (121 сл.)

1. Правописание личных окончаний глагола.

2. Пунктуация при приложении и обособленных определениях, тире между главными членами.

3. Поговорим о форме поведения.

О такте и деликатности.

Если ты сам на школьной скамье не овладеешь главной наукой - быть человеком среди людей, вряд ли тебе удастся это позже.

Вот кто-то из твоих одноклассников, ни на секунду не задумываясь, прочитал адресованную не ему записку. Что это - мелочь? Ничуть не бывало. По меньшей мере - бестактность.

Бесцеремонность неприятна всем. У иного привычка хлопать дверью, выходя из помещения. И звенят стекла в окнах, осыпается штукатурка с потолка, вздрагивают все присутствующие. Это тоже далеко не мелочь.

А не уступить место в трамвае пожилому или нездоровому человеку? Оттолкнув всех, ворваться первым в автобус, кинозал, магазин? Или, придя в гости, причесываться за столом, ковыряться в ушах, носу? Здесь подходит любое определение: невоспитанность, бестактность, неразвитость чувств.

(А. Грибова.) (114 сл.)

1. Правописание частиц не ни.

2. -Тся и -ться в глаголах.

Не быть смешным.

Поговорим о форме нашего поведения, о том, что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием...

Говорят, надо быть веселым. Но шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно сыпящий остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом.

Не будьте смешными...

Смешным можно быть во всем, даже в манере одеваться. Если мужчина слишком тщательно подбирает галстук к рубашке, рубашку к костюму он смешон. Чрезмерная забота о своей на-ружности сразу видна. Надо заботиться о том, чтобы одеваться прилично, но эта забота у мужчины не должна переходить границ. Женщина это дело другое. У мужчины же в одежде должен быть намек на моду. Идеально чистая рубашка, чистая обувь и свежий, но не очень яркий галстук—этого достаточно. Костюм может быть старый.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места, не старайтесь быть «душой общества».

Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность и шумность...

В своем поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным и тихим.

(По Д. Лихачеву.) (180 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, падежных окончаний существительных и прилагательных.

Почему не нужно лгать?

Солгать это значит сказать не то, что есть на самом деле. Люди, которые лгут, почему-то думают, что ложь принесет им пользу. Но всегда оказывается, что ничего, кроме вреда, ложь не приносит. Ведь человек, попавшийся на лжи раз, и другой, и третий, скоро прослывет лгунишкой, и никто больше не будет верить даже тогда, когда он скажет правду. А рано или поздно любой, даже самый искусный лжец непременно попадется, потому что правду невозможно скрыть. Она всегда становится известной, потому что она сильнее любой лжи.

(Д. Родари.) (86 сл.)

1. Не—нив отрицательных местоимениях.

2. Не с глаголами.

3. Непроизносимые согласные в корне.

4. О воспитании нравственности, воспитании человеческих чувств.

Жить по правде.

Если для повышения уровня культуры и ее престижа в стране потребуются многие годы, то, может быть, нравственность можно воспитать быстрее и с меньшими затратами?

Повысить престиж нравственности это же так важно!.. И вот что мне пришло на ум: а если, не создавая никакого нового общества, не организуя душеспасительных лекций и не собирая митингов, просто предложить: «Товарищи дорогие, давайте скажем каждый себе: я буду жить по правде. Не лгать, не обманывать, не прибегать к хитростям для получения каких-то благ, не интриговать, не склочничать, быть скромным, жить только трудом - хотя бы и тяжело, но зато с легким сердцем и с необремененной совестью».

И самое главное: не скрывать этого желания от других, а объявлять всем об этом, никого не агитируя, не призывая, действуя только личным примером...

Каждый начнет сам и постарается прожить всю жизнь под звездой чести и достоинства. Изберем себя в одиночку: каждый себя и навсегда.

(По Д.Лихачеву.) (148 сл.)

1. Правописание безударных гласных, окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, деепричастных оборотах, в сложном предложении; знаки препинания при прямой речи.

Спроси у совести своей.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с нею: поступился совестью ради маленькой сиюминутной выгоды или, хуже того, отрекся от нее из личного эгоизма.

Совестливый человек не обманет, не украдет, не сподличает, не предаст, на производстве не схалтурит. В частной жизни не оставит без помощи и внимания старых родителей или собственного ребенка, не обидит слабого и не унизит себя лицемерием и лестью.

Совестливый значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и добротой. О совестливом человеке можно сказать словами Н. А. Добролюбова: «Пусть его жизнь не озарилась блеском какого-нибудь необыкновенного деяния на пользу общества все-таки его нравственное значение не потеряно».

Добавим, что нравственное значение каждой личности, живущей по неписаным законам совести, неоценимо, ибо всем окружающим оно дарит свет и теплоту человечности.

(В. Ткаченко.) (131 сл.)

1. Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глагола, частицы не.

2. Пунктуация при однородных членах, вводных словах, обособленных оборотах, цитатах, в сложном предложении.

О доброте.

Доброта вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы только и можем понять друг друга… Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

(В. Ртов.) (62 сл.)

1.Правописание безударных гласных, существительных, прилагательных, глаголов.

2.Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, в сложном предложении.

Молодость—это вся жизнь.

Когда я учился в школе, мне казалось вот вырасту, и все будет иначе. Я буду жить среди каких- то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе... А в действительности... вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оно оставалось тем же...

Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца своей долгой жизни оставались ее школьные подруги...

В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями ,— не радость.

Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности...

И помните поговорку: «Берегите честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.

Наша молодость это и наша старость.

(По Д. Лихачеву.) (213 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, глаголов, частицы не.

2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных определениях, в сложном предложении.

Об интеллигентности.

Человек должен быть интеллигентным...

Многие думают: интеллигентный человек это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком...

Интеллигентность не только в знаниях, а в особенностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой).

Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

Интеллигентность это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и к людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы.

(По Д. Лихачеву.) (183 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, падежных окончаний существительных и прилагательных, глаголов, наречий.

2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах.

Будь человеком.

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний другим людям. Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя. Не будь равнодушным. Равнодушие это душевная слепота. Существует в этике такое понятие хамство. Это один из пороков человека, невежественного в нравственном отношении. Хам не понимает и не чувствует душевного состояния человека: он способен сыпать соль на сердечные раны; громко стучать грязными сапогами там, где нужно затаить дыхание; ломиться в дверь, когда надо тихонько и незаметно отойти на цыпочках от этой двери; смеяться, когда всем грустно. Умей воспитать себя так, чтобы ты не только сам не был дремучим невеждой, но и ненавидел невежество, хамство.

(В. Сухомлинский.) (146 сл.)

1. Правописание гласных и согласных, существительных, прилагательных, глаголов, частиц.

2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обособленных оборотах, в сложном предложении.

О дружбе.

Дружба - это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем- то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро. Я считаю одним из самых главных правил морального воспитания то, чтобы в годы отрочества и ранней юности каждый человек пережил глубокое чувство восхищения духовным благородством хорошего человека, влюбился в него. От этого, по существу, зависит вера в человека, в красоту человечности.

Если этого нет, душа человека пуста, малейшие неурядицы жизни могут вызывать у него мелочное брюзжание, неверие в свои силы.

Пустота души, то, что в человеке нет веры ни во что ,— самый страшный порок. Я уже когда-то писал тебе об этом, повторю еще раз. Пустая душа жадно впитывает плохое и трудно поддается влиянию хорошего, потому что пустота, духовная убогость уже сами по себе являются пороками. Тот, у кого пустая душа, не может быть настоящим другом, он не чувствует человечности в дружбе.

(В. Сухомлинский.) (153 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, местоимений, глаголов, частицы не.

2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, вводных словах, в сложном предложении.

5. О труде.

Не краснею за детей.

Помню (это было много лет тому назад), наш отец, сельский учитель, уходя на занятия, поручил каждому работу по дому. Вечером он спросил, кто как провел день, как выполнил его задание. Оказалось, что один из братьев, увлекшись игрой, о деле забыл начисто.

- Знаете, дети, мудрую пословицу предков,- обратился к нам отец. - Кто сказал и сделал человек. Кто не сказал и сделал - лев. Кто сказал и не сделал осел. Присмотритесь внимательно друг к другу. И сами ответьте, кто у нас сегодня есть кто...

Прошли годы. Я уже сама мать. Но не забывается отцовская наука. Сыновей и дочерей с малолетства приучаю к труду. Нередко слышу вопрос: «Как удается воспитать десятерых детей да еще трудиться в виноградарской бригаде?» Секрет прост: уроки добра, трудолюбия мои дети получают на виноградной плантации, куда нередко приходят. Труд для них так же естествен, как глоток воды в жаркий день. Не подумайте, что они знают одну только работу. Нет. Время остается и для отдыха, и для веселых забав. Но по неписаному семейному правилу отдых и радость лишь тому, кто их заслужил.

(Из журнала.) (175 сл.)

1. Правописание безударных гласных, приставок, существительных, прилагательных, глаголов, частицы не.

2. Тире между главными членами; пунктуация при однородных членах, обращениях, обособленных оборотах, при прямой речи, в сложном предложении.

Подвиг - это вершина труда.

Я знаю многих героев войны, и их храбрость, их героизм были неразрывно связаны с упорной физической и нравственной закалкой, со страстным накоплением знаний, мастерством, переходящим в степень искусства, виртуозности. И я много раз убеждался в том, что храбрость без закалки все равно что холостой выстрел.

Мало одного энтузиазма, одного желания стать героем может хватить порой только на короткую вспышку смелого действия, может быть, на достойную гибель, но не на долгую, упорную борьбу. Потому что борьба—это труд, а во всяком труде нужен навык.

Думаю, что все сказанное относится не только к летчикам, подводникам, геологам, полярникам - к людям так называемых романтических профессий. Подвиг на любом посту, в любой работе требует смелости и колоссального напряжения сил.

На каком бы участке жизни ни были совершены подвиги: в сражении или на стройке, на заводе или на ферме, в научно-исследовательской лаборатории или в медицинской клинике ,— в подвигах есть общая черта. Подвиг это вершина огромного труда, напряженного и многогранного.

(По И. Кожедубу.) (157 сл.)

1. Правописание непроизносимых согласных, окончаний существительных, прилагательных, глаголов, частиц не ни.

2. Употребление тире между главными членами, пунктуация при однородных членах, причастных оборотах, приложениях, в сложном предложении.

Цена хлеба.

Непросто достается хлеб. Сто потов сойдет с земледельца, прежде чем зерно окажется в закромах. К сожалению, не все об этом помнят. Случается, что некоторые, не задумываясь, выбра-сывают чуть зачерствевшую буханку хлеба. Бывает, и ребята бездумно бросают оставшийся кусочек. А ведь каждый брошенный ломоть страшная обида всем хлеборобам. Надо не забывать, что хлеб нам нужен каждый день, значит, и беречь его нужно каждодневно и каждому.

(По Л. Тереховой.) (66 сл.)

1. Не с разными частями речи.

2. -Тся и -ться в глаголах.

6. Берегите природу.

Человек и природа.

Я и мир вокруг эта проблема волнует человека. Это и естественно, ведь в мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Человеку природа нужна. И не потому только, что лес очищает воздух, накапливает влагу и солнечную энергию, защищает поля и реки, а без воды и воздуха жизнь вообще немыслима. Красота рощи, луга, вечернего заката, красота обыкновенного камешка, обкатанного морской волной, былинки, растущей на крутом горном склоне, делает людей более человечными, благородными, чуткими.

Но все ли это понимают? Мимоходом сорванный цветок, сломанная ветка, работающий на холостом ходу грузовик, загрязненные частицами олова, ртути озера и реки, скомканные целлофановые пакеты под ногами, выброшенный на траву мусор... Такой мы оставляем на земле след.

Будут ли радовать глаз цветы, петь птахи, зеленеть деревья, зависит от тебя, от меня, ото всех.

(А. Грибова.) (125 сл.)

1. Н—нн в суффиксах страдательных причастий.

2. Буквы е и в безударных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения.

3. Знаки препинания при однородных членах.

Не трогайте лесных детенышей.

Не все знают, что нельзя уносить из леса лесных детенышей.

Взрослея, зверята стремятся познавать жизнь, но у них еще нет достаточной осторожности; они не научились бояться людей. Поэтому порой в лесу можно встретить одиноких детенышей лесных обитателей. И не только в лесу вблизи городов и поселков, на обочине шумного шоссе.

Однако это вовсе не значит, что звереныши потерялись и их надо спасать. Абсолютное большинство животных в естественных условиях обитания никогда не теряет и не бросает детены-шей. И еще помните, что выходить «спасенного» детеныша дикого животного в домашних условиях крайне сложно. Не обязательно, конечно, он погибнет, однако нормального, здорового животного из него не вырастет. Даже если вы устроите им сносную жизнь в течение лета, к осени все равно придется выпустить их в лес. Выпустить на погибель: птенец или звереныш, проживший стадию возмужания возле человека, не подготовлен к самостоятельной жизни в природе.

Не рассчитывайте всерьез, что, принеся в дом дикого звереныша, вы добьетесь с ним того же взаимопонимания, какое есть у человека с давно одомашненными животными. Не вырастить из рыси Кисы, из медвежонка добродушного Потапыча. И если доведется вам встретить во время загородной прогулки симпатичного звереныша, пожалуйста, не трогайте его. Оставьте его в лесу.

(Т. Бажутин.) (196 сл.)

1. Буквы е — и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. -Тся и -ться в глаголах.

3. Не с разными частями речи.

4. Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах, в сложных предложениях.

Берегите природу.

Вся природа и самая малая часть ее: дерево в сквере, ромашковая поляна среди домов нового микрорайона все это принадлежит всем нам. Мы все хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов всего живого, прекрасного естественного украшения земли. Но если мы хозяева, то, несомненно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, «безразмерный» букет лесных цветов, какой нередко приносят с прогулки, выловленная рыбная молодь в речушке все это удар по запасам природных богатств, которые увы! не безграничны. В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро: тут каждое дерево это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье.

Никакими декретами и законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

(В. Ткаченко.) (134 сл.)

1. Правописание приставок.

2. Знаки препинания при однородных членах; тире между главными членами; запятая в сложном предложении.

"Попытаемся проследить, что из этого получится. Человек идёт, сидит или работает и вдруг слышит сигнал. Начатое движение прервано этим неожиданным сигналом, командой "стой!". Тело его делается неподвижным и замирает посреди перехода от одной позы к другой в таком положении, в каком этот человек в обычной жизни никогда долго не бывает . Почувствовав себя в этом положении, т.е. в непривычной позе, человек невольно смотрит на себя с новой точки зрения, видит и наблюдает себя по-иному. В этой непривычной позе он может думать по-новому, по-новому чувствовать, по-новому узнавать себя. Таким образом разбивается круг старого автоматизма. Тело напрасно старается принять привычное удобное положение – воля человека, приведённая в действие волей учителя, препятствует этому. Борьба идёт не на жизнь, а на смерть, но в данном случае воля способна победить. Это упражнение вместе со всем, что было сказано, представляет собой упражнение вспоминания себя . Человек должен помнить себя, чтобы не пропустить сигнал: он должен помнить себя, чтобы с первой же минуты не принять удобного положения; он должен помнить себя, чтобы следить за напряжением мускулов в разных частях тела, за выражением лица, за направлением взгляда и так далее. Он должен помнить себя и для того, чтобы преодолеть боль от непривычного положения рук, ног и спины, которая иногда может оказаться очень значительной, и не бояться упасть или уронить себе на ноги что-нибудь тяжёлое. Достаточно на мгновение забыть себя, и тело само собой, почти незаметно примет более удобное положение – перенесёт вес с одной ноги на другую, ослабит напряжение некоторых мускулов и тому подобное. Это упражнение является одновременно упражнением воли, внимания, мыслей, чувств и двигательного центра.

"Нужно помнить, что для введения в действие достаточно сильной воли, способной удержать человека в непривычном для него положении, необходим внешний приказ, или команда "стой!" . Человек не в состоянии сам дать себе эту команду. Причина этого, как я уже сказал, в том, что соединение непривычного мышления, чувств и поз, связанных с движением, сильнее человеческой воли. Команда "стой!", которая по отношению к двигательным позам исходит извне, становится на место поз, связанных с мышлением и чувствами. Эти позы и их влияние устраняются, так сказать, командой "стой!" – и в подобном случае позы, связанные с движением, повинуются воле".

Вскоре Гурджиев в самых разных обстоятельствах начал вводить в практику "стой!" – как мы называли это упражнение.

Прежде всего Гурджиев показал нам, каким образом "замереть, остановиться как вкопанному" по команде "стой!", стараясь не двигаться, не глядеть по сторонам, что бы ни происходило, не отвечать ни на какие вопросы, например, если у вас что-то просят или в чём-то несправедливо обвиняют.

Упражнение "стой!" считалось в школах священным, говорил он. – Никто, кроме учителя или назначенного им лица, не мог отдать команду "стой!", не имел на это права. Упражнение "стой" не могло быть предметом игры или упражнений среди учеников. Вам неизвестно, в какой позе может оказаться человек. Если вы не способны чувствовать за него , вы не узнаете, какие мускулы у него напряжены и насколько сильно; между тем, если не снять трудное напряжение, это может вызвать разрыв какого-нибудь важного сосуда, а иногда даже мгновенную смерть. Поэтому только человек, уверенный в том, что он знает, что делает, может позволить себе дать команду "стой!".

"Вместе с тем, "стой!" требует безусловного повиновения без всяких колебаний или сомнений, это превращает упражнение в непременную методику для изучения школьной дисциплины. Школьная дисциплина есть нечто совершенно отличное, например, от воинской дисциплины. Там всё делается механически, и чем механичнее, тем лучше. Здесь же всё должно быть сознательным, ибо цель заключается в пробуждении сознания. И для многих людей школьная дисциплина гораздо труднее воинской. Там всегда одно и то же; здесь всякий раз нечто другое.

"Но бывают и очень трудные моменты. Расскажу вам об одном случае из моей собственной жизни. Это произошло много лет назад в Средней Азии. Мы разбили палатку возле арыка, т.е. оросительного канала, и трое из нас перетаскивали вещи с одного берега арыка на другой, где находилась палатка. Вода в арыке доходила нам до пояса. Я и ещё один человек только что вылезли на берег с вещами и собирались одеваться, а третий ещё оставался в воде, так как что-то уронил (позднее мы узнали, что топор), и ощупывал дно палкой. В этот момент мы услышали из палатки крик: "Стой!" Оба мы замерли, как вкопанные, на берегу. Наш товарищ как раз оказался в поле нашего зрения. Он стоял, нагнувшись к воде, и когда услыхал команду "стой!", так и остался в этой позе. Прошла одна или две минуты, и вдруг мы увидели, что вода в арыке поднимается: кто-то, находившийся, быть может, за полторы версты от нас, открыл шлюз, чтобы пустить воду по арыкам. Вода поднималась очень быстро и скоро дошла стоявшему в арыке до подбородка. Мы не знали, известно ли человеку в палатке, что вода прибывает; мы не могли крикнуть ему, не могли повернуть головы, чтобы посмотреть, где он находится, не могли взглянуть друг на друга. Я только слышал, как дышит мой товарищ. Вода поднималась очень быстро, и скоро голова человека, стоявшего в воде, оказалась полностью покрыта ею. Видна была только поднятая рука, которая опиралась на длинный посох. Мне показалось, что прошло невероятно много времени. Наконец мы услышали: "Довольно!" Мы прыгнули вдвоём в ручей и вытащили оттуда нашего друга, который почти задохнулся".

Очень скоро мы убедились, что упражнение "стой!" вовсе не шутка. Прежде всего, оно требовало, чтобы мы постоянно были бдительны, готовы прервать то, что говорим или делаем; во-вторых, иногда от нас требовалась выносливость и особого рода решимость.

Восклицание "стой!" раздавалось в любое время дня. Однажды мы пили чай, и сидевший напротив меня П. поднёс к губам стакан только что налитого горячего чая и дул на него. В это мгновенье мы услышали из соседней комнаты: "Стой!" Лицо П. и его рука, державшая стакан, находились как раз у меня перед глазами. Я видел, как он побагровел, а маленький мускул около глаза задрожал. Но П. продолжал держать стакан. Впоследствии он сказал, что пальцы у него болели только в течение первой минуты; потом главное затруднение состояло в неудобно согнутой в локте руке, движение которой прервалось на полпути. Но на пальцах у него вздулись пузыри, и потом они долго болели.

В другой раз команда "стой!" застала З., который только что затянулся папиросой. Позже он рассказывал, что никогда в жизни не испытывал ничего столь неприятного. Он не мог выдохнуть дым и сидел с глазами, полными слёз, а дым медленно выходил из его рта.

Упражнение "стой!" оказало огромное влияние на всю нашу жизнь, на понимание работы и отношение к ней. Во-первых, отношение каждого человека к упражнению очень точно показывало его отношение к работе. Люди, пытавшиеся ускользнуть от работы, избегали и упражнения "стой!". Выходило так, что они или не слышали команды, или утверждали, что она относилась не к ним. Или же, наоборот, они всегда были к ней готовы – не делали неосторожных движений, не брали в руки стаканы горячего чая, очень быстро садились и вставали и тому подобное. С этим упражнением можно было даже до известной степени схитрить. Но, разумеется, всё сразу было видно и показывало, кто способен не жалеть себя, принимая работу всерьёз, а кто щадит себя и стремится применить к работе обычные методы, избегнуть трудностей, "приспособиться". Кроме того, упражнение "стой!" выявило людей, которые неспособны были подчиняться школьной дисциплине, не желали её, не принимали всерьез. Со всей очевидностью мы увидели, что без упражнения "стой!" и других сопровождавших его упражнений, чисто психологическими способами ничего не достичь.

Но последующая работа открыла нам и методы психологического порядка.

Для большинства людей главной трудностью, как это вскоре выяснилось, оказалась привычка разговаривать. Никто не замечал этой привычки у себя, никто не мог с ней бороться, потому что всегда связывал её с какой-нибудь характерной чертой, которую он считал в себе положительной. То ему хотелось быть "искренним", то он желал узнать, что думает другой человек, то нужно было помочь кому-то, рассказывая о себе или о других, – и так далее и тому подобное.

Очень скоро я увидел, что борьба с привычкой разговаривать, с привычкой говорить больше, чем необходимо, может стать центром тяжести работы над собой, ибо эта привычка затрагивает всё, проникает во всё, и многие её почти не замечают. Было очень любопытно наблюдать, как эта привычка (я пользуюсь этим словом за неимением другого; было бы лучше и правильнее сказать: "грех" или "несчастье") овладевает всем, что человек начинает делать.

В то время в Ессентуках Гурджиев заставлял нас среди прочего проводить и небольшие опыты поста. Я и раньше проводил эксперименты подобного рода, так что многое было мне знакомо. Но для большинства других членов группы ощущение бесконечно длинных дней, полной пустоты, особого рода тщетности существования было новым.

Ну, теперь я понимаю, для чего мы живём, – сказал один из наших людей, – и какое место в нашей жизни занимает еда!

Приводим упражнения для тренировки.

1. В следующих предложениях, где можно, союзы тоже и также заменить союзом и: Мы тоже писали контрольную работу по алгебре.- И мы писали контрольную работу по алгебре.

1) Я то (же) советую тебе уехать.

2) В продолжение всего дня небо так (же) хмурилось, как и накануне.

3) Мы так (же) отправились домой.

4) Мы так (же) имели в виду сводки, полученные в течение недели.

5) Я читаю то (же), что и ты.

6) Знать и уметь не одно и то (же).

2. Придумать по 3 пары предложений со словами тоже, также, и то же, так оке.

3. Переписать, раскрывая скобки.

1) В его словах чувствовалось то (же) упорство, та (же) неукротимая страстность.

2) Выйдя на палубу, она невольно села на то (же) самое место, где сидела раньше.

3) Да, все было то (же):, все так (же), как запечатлелось в ее памяти.

4) Он всегда появлялся внезапно и так (же) внезапно исчезал, что (бы) через год-полтора снова появиться.

5) Десятки раз ему объясняют одно и то (же).

6) Все торопились, и я то (же) ускорил шаги.

4. Написать под диктовку и разобрать.

1) Во всем Краснодоне не было людей, настроенных так же спокойно и в то же время торжественно, как эти двое (Фад.).

2) Снизу лестница наверх была тоже заперта (Г.-М.).

3) Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни (Ч.).

4) Он говорил начистоту, так же, как он говорил со своими друзьями (Гран.).

5) Чтение как-то тоже не шло на ум (Г.-М.).

Союз зато учащиеся смешивают с сочетанием предлога за и указательного местоимения то.

Эти ошибки нетрудно преодолеть, так как союз почти всегда можно заменить синонимичным словом но (Дорого, зато мило.- Дорого, но мило).

В сочетании за то указательное местоимение изменяется по числам, родам, может быть заменено другим местоимением: спрятался за то дерево (за те деревья, за ту сосну, за это дерево).

Теперь переходим к союзам, которые смешиваются с сочетаниями «предлог + указательное + местоимение»: потому - по тому, оттого - от того, поэтому - по этому, притом - при том и др.

Здесь также можно использовать несколько приемов отграничения союзов от сходных сочетаний:

1) Если это союзы, то один союз всегда можно заменить другим (союзы оттого и потому синонимичны): Он торопится потому, что боится опоздать (Он торопится оттого, что боится опоздать).

2) Если это сочетание предлога с указательным местоимением, то проще всего (как мы уже делали это раньше при отграничении местоимения то в сочетаниях за то и то же) заменить одно местоимение другим или изменить число и род местоимения: Это семечко от того цветка (от этого, от тех цветов, от той яблони).

Закрепление этого правила потребует нескольких тренировочных работ.

1. Составить парные предложения со всеми данными выше союзами и сходными словосочетаниями.

2. Выделенное существительное заменить существительным другого рода или числа: За то письмо я очень вам благодарна (за ту открытку, за те письма).

1) По этому вопросу было много споров.

2) По тому мосту — ходить опасно.

3) От того леса мы шли пешком.

4) При том заводе есть вечерняя школа.

5) В то же мгновение раздался выстрел.

Для диктанта и разбора можно использовать такие предложения.

1) Вы не должны судить меня по тому, что я делаю (Т.).

2) Никакая сила не могла удержать Сережу Тюленина от того, что он задумал (Фад.).

3) По этому признаку и по тому, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы (Пришв.).

4) Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами нам приходилось ехать (Т.).

5) Мне стало грустно и досадно не потому, что гунны вымерли, а оттого, что смысл слова, которое меня так долго мучило, оказался столь простым и ничего не дал мне (М. Г.).

6) Мне грустно оттого, что весело тебе (Л.).

7) С кем поведешься, от того и наберешься (поел.).

В процессе итогового повторения полезно составить сводную таблицу.

Учащиеся ошибаются и в правописании составных союзов, состоящих из двух и более слов. Такие союзы нужно выписывать в словарики.

Затем к составным союзам учащиеся подбирают синонимичные простые союзы и составляют таблицу.

Потому что — оттого что — так как — ибо

как будто — будто бы – будто — словно

как только — лишь только — когда

с тем чтобы — для того чтобы — чтобы

вследствие того что- ввиду того что — из-за

однако же – зато — но

несмотря на то что — хотя

так что — поэтому

то есть — или

Для того чтобы учащиеся научились подбирать синонимичные союзы, предлагаем выполнить несколько упражнений.

1. В следующих предложениях заменить выделенные союзы и сочетания слов другими, близкими по смыслу.

1) Ввиду того что времени мало, надо торопиться.

2) Мы устали, потому что много прошли, зато все были довольны прогулкой.

3) Я его узнал, как только увидел, хотя раньше с ним не встречался.

4) Брат не умел плавать, но хорошо ходил на лыжах.

5) Я устал, так что гулять больше не хотелось.

6) За тем лесом показался какой-то хутор, а затем все скрылось, так как мы спустились в овраг.

2. Найти ошибки в данных предложениях и исправить их.

1) Ученик плохо отвечал, потому что не умел излагать мысли, потому что мало читал.

2) Мама тоже хотела пойти в лес, чтобы набрать черники, чтобы сварить варенье.

3) Я опоздал к поезду, так что не поехал на дачу, так что решил пойти к товарищу.

Приведенные ниже предложения можно использовать для диктанта и разбора.

1) Была та же страшная тишина. И так же неподвижно светил месяц (Вер.).

2) Для тебя десятирублевый сюртук так же хорош, как и сторублевый, одна комната для тебя то же, что для другого несколько этажей (Г.-М.).

3) Тот же разводной мост через реку, та же пристань, тот же берег с родниками- ничего не изменилось (Тендр.).

4) Я удостоверился, что Пугачев и он были одно и то же лицо (П.).

5) Мать усмехнулась, Николай тоже сконфуженно улыбнулся -(Ж Г.).

6) Так же, как и час назад, свистел ветер в оглоблях, так же сыпался снег (Л. Т.).

7) Отец был также печален, ему так же, как и мне, жалко было покинуть Багрово (Акс).

Я открываю глаза, вижу те же кусты, то же небо, только при дневном освещении (Гарш.)

Цель урока : познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными.

Тип урока : комбинированный.

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Класс: 9

  1. Практическая работа в парах

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

А) […указ. сл. + сущ.], (какой…).

[…указ. сл. + сущ.], (который…).

Б) […сущ.], (где…).

[…каждый], (кто…).

В) […сущ.], (союзн. сл. когда…).

[…тот], (кто…).

Г) […все, (кто…), …].

[…сущ.], (который…).

2. Повторение. Орфографическая работа (на интерактивной доске) (подготовка к ГИА)

1. По рядам устно назвать проверочное слово:

покарать (кара) за измену – покорить (покорный) города
поласкать
(ласка) собаку – полоскать (полощет) белье
тачать (обтачка) сапоги – точить (точит) карандаш
поседеть
(сед) к старости – посидеть (сидя) в кресле
примерять
(мерить) пальто – примерять (мир) враждующих
развевать
(веять) ветром – развивать (развитие) способности
навевать
(веять) печаль – навивать (навить) локоны
скрепя (скрепка) сердце – скрипеть (скрип) стулом
освещение
(свет) в доме – освящение (свято) храма
разредить
(редкий) посадки – разрядить (разрядка) обстановку
умалять
(маленький) значение – умолять (молиться) о пощаде
сторожить
(сторож) дом – быть старожилом (старый)
благословение
(слово)
укротитель (кроткий).

2. Объяснить правописание гласной в корне:

оз а рилось улыбкой
незаметно подр
о сла
легкое прик
о сновение
непром
о каемый плащ
подр
а вняться в строю
молоко с приг
а рью
нежный р о сточек
зам е реть от восхищения.

3. Объяснение нового материала.

Тема сегодняшнего урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
- Как вы думаете. Какова цель урока? (познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными..)

- Проанализируйте предложения по схеме: (предложения записаны на доске. Один учащийся работает у доски.)

А) Выделите грамматические основы.

Б) Объясните знаки препинания.

В) Задайте вопрос от главной части СПП к придаточной, определите часть речи поясняемых слов.

Г) Сделайте вывод, заполнив таблицу.

1)Всю ночь мы лежали у костра, дремали и слушали, как бушевало море.

2) Бабушка не была уверена, приедет ли внук на летние каникулы.

3)Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним.

4) Казалось, что в доме происходило мытье полов и сюда на время перенесли всю мебель.

5)Важно было то, что его никто не заметил.

6)Мне стало известно, где было спрятано письмо.

Внимание учащихся обращается на слова в главной части (ими могут быть глаголы, слова категории состояния, прилагательные, существительные), они обозначают процессы речи, мысли, восприятия, а также чувство и состояние. В приведенных примерах это слова слушали, не была уверена, сказал, казалось, важно было, известно. Они лишь указывают на содержание, которое раскрывается в придаточной части.

В процессе работы вновь уясняется разница между союзами и союзными словами. Так, в шестом примере придаточная часть присоединяется союзным словом где, которое выполняет в предложении функцию обстоятельства места. Во втором примере в роли союза выступает вопросительная частица ли

Вывод : придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. В качестве поясняемых выступают слова разных частей речи, обозначающие мысли, чувства, восприятия человека, его речь: глаголы, прилагательные, наречия и слова категории состояния, существительные.

Заполнение таблицы

Вид придаточной части_____________________________________________________________________________

К чему относится придаточная часть?

На какой вопрос отвечает?

Средства связи с главной

союзы

Союзные слова

4. Конструирование сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными

Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто, чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил - дал слово).

Скоро мы убедились… .

Я был убежден… .

У меня сложилось твердое убеждение в том… .

Мы твердо верим… .

Володя был уверен в том… .

Твердая вера в то… поддерживала его в самые тяжелые минуты.

Я предполагаю… .

Мы имеем в виду… .

Докладчик высказал предположение о том… .

Ребята радовались… .

5. Синтаксические нормы

1 . Укажите предложение с грамматической ошибкой.

Твардовский часто ласково укорял Паустовского за то, что тот неисправимый романтик.

Будьте добры к тем, кто занимает более скромное место в жизни.

Благодаря прошедшим переговорам разногласия между двумя торговыми партнерами были исчерпаны…

В.Г.Короленко писал в своих воспоминаниях, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

Запишите правильный вариант, начертите схему этого предложения.

[глагол], что ().

2. Приведенную цитату Д.С.Лихачева записать в виде СПП с придаточным изъяснительным. Сделать схему СПП.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачев).

Вариант ответа (Д.С.Лихачев считал, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.)

6. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой (работа в парах)

Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений заранее начерчены за доской)

1. На обрыве, что возвышался в светлом небе, чернела одинокая скамья.

2. Казалось, что город устал от зимы.

3. (Не) (в) далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

4. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени .

5. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

6. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Работа с таблицей, составленной на уроке.

Что вы узнали о СПП с придаточным изъяснительным?

8. Домашнее задание.

Выпишите из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» 10 сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, обозначьте главную и придаточную части, выделите союзы и союзные слова, составьте к предложениям схемы.


Цели: дать понятия о сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными; повторить сведения о косвенной речи как разновидности придаточного изъяснительного; совершенствовать учебно-языковые и пунктуационные умения и навыки. оборудование: учебные тексты, раздаточный материал для работы в парах. тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. проверка домашнего задания: слушание нескольких творческих работ (см. Домашнее задание предыдущего урока)

2. практическая работа в парах

Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными по следующим схемам:

А) […указ. сл. + сущ.], (какой…).

[…указ. сл. + сущ.], (который…).

Б) […сущ.], (где…).

[…каждый], (кто…).

В) […сущ.], (союзн. сл. когда…).

[…тот], (кто…).

Г) […все, (кто…), …].

[…сущ.], (который…).

III. Постановка целей и задач урока .

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Придаточные изъяснительные в научном стиле функционируют не так, как в художественном. В художественном стиле преобладают предложения, несущие зрительные, слуховые, конкретно-чувственные образы и выражающие чувства. Поэтому здесь придаточные чаще всего относятся к словам со значением восприятия: видеть, слышать, заметить, видно, слышно; удивляться, рад, счастлив и т. д.

В научном стиле сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными обычно выражают обобщение, раскрывают типическое явление, ту или иную закономерность: Характерно, что.., Необходимо подчеркнуть, что.., Важно отметить, что.., Существо дела в том, что.., Ученые доказали, что.., Известно, что… .

В научной речи придаточные чаще всего присоединяются союзом что; в художественной же речи состав союзов гораздо богаче (как, будто, как будто и др.).

IV. Изучение нового материала

Ознакомление с теоретическим материалом учебника

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний

И умений учащихся

1. практическая работа

(лингвистически-стилистический тренинг)

Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Подчеркните указательные слова, и союзные слова. Объясните расстановку знаков препинания. Определите особенности употребления сложноподчиненных предложений в художественном, научном и разговорном стилях речи.

А) И вот на встречу утренним лучам из дуплянки начали вылетать одна за другой первые пчелы. На этот раз крылатые обитатели дуплянки были как будто удивлены тем, что вместо знакомых сосен и елей их окружали яблони, сливы, груши… мальчики долго еще сидели не шевелясь и смотрели на то, как из дуплянки вылетают все новые и новые пчелы (По Г. Скребицкому). б) многие ученые считают, что стилистика является наукой о сло весном мастерстве, о выразительных средствах языка и о стилях речи. Исследования показали, что изучение стилистики помогает овладеть речевыми стилями и стилистическими ресурсами языка. в) Ой, Володька! Ты знаешь, что в нашей дуплянке? Пчелы, целый рой пчел. И мед натаскали, и пахнет так хорошо! Смотри, чтоб не вырвались. Закусают. За лето вон сколько меду натаскали. Чувствуешь, как пахнет? (По Г. Скребицкому)

2. Конструирование сложноподчиненных предложений

С придаточными изъяснительными

Перепишите, прибавляя к выделенным словам придаточные изъяснительные предложения при помощи союзов что, будто, чтобы и расставляя запятые. Укажите среди выделенных слов и словосочетаний те, которые являются синонимическими (например: заверил - дал слово).

Скоро мы убедились… .

Я был убежден… .

У меня сложилось твердое убеждение в том… .

Мы твердо верим… .

Володя был уверен в том… .

Твердая вера в то… поддерживала его в самые тяжелые минуты.

Я предполагаю… .

Мы имеем в виду… .

Докладчик высказал предположение о том… .

Ребята радовались… .

3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Применение интерактивного приема «мозговой штурм» (работа в парах)

Опираясь на объяснение учителя (см. тезисы в тетради) и теоретический материал учебника, дайте характеристику сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными (устно).

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) по выбору учителя.