Стоит ли нанимать репетитора? Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.

«Быть или не быть…» Слова из известного монолога шекспировского Гамлета нередко всплывают в памяти многих, если не сказать, практически всех родителей с наступлением нового учебного года. Действительно, когда после долгих каникул домашние видят в дневнике своего отдохнувшего и повеселевшего за лето чада совсем не те оценки, которых ожидали, они начинают задумываться, не пригласить ли репетитора. Так нужен ли репетитор ребенку?

Конечно, репетиторство - распространенное явление современной жизни. Но оно имеет как положительные, так и крайне отрицательные стороны.

В положительном смысле репетиторство можно рассматривать в определенных случаях. Например, когда нужно «сомкнуть ножницы в программе», то есть помочь ребенку быстро и в сжатой форме освоить пропущенный учебный материал. Обычно подобные ситуации возникают при переезде из одного города в другой, при смене учебного заведения или же после продолжительной болезни, в течение которой ребенок не мог полноценно учиться. В подобных случаях вполне уместно прибегнуть к помощи репетитора. Однако следует помнить, что репетитор в таком случае приглашается на определенное время (скажем, на один месяц или на одну четверть) и для решения вполне конкретной задачи: наверстать упущенное, разъяснить несколько тем по тому или иному предмету. В дальнейшем, когда поставленная задача выполнена, с репетитором лучше расстаться. Это важно сделать, если мы не хотим выработать у ребенка определенную зависимость.

Дело в том, что «подводных камней», то есть отрицательных моментов, у репетиторства немало. И если они не всегда заметны для родителей, то всегда очевидны для постоянно работающих с ребенком учителей. Бывает, что к услугам репетитора начинают прибегать чуть ли не с начальных классов. Как правило, сначала это бывает один предмет, например, английский язык. Проходит несколько занятий - оценки по английскому выправляются, но тут начинает «западать» математика - появляется репетитор по математике. Далее - то же самое происходит с русским, в последующих классах - с физикой, химией и так далее. Ребенок «обрастает» репетиторами, как снежный ком. Но ожидаемых результатов нет.

Почему так происходит? Прежде всего, потому, что регулярные занятия с репетитором парализуют самостоятельность ребенка, развивают безответственность и потребительское отношение к жизни. В самом деле, зачем на уроке работать, слушать, пытаться понять, записывать, спрашивать, если после урока придет Мариванна и «разжует» пройденный им материал. Да, именно тот учебный материал, мимо которого он «прошел» в школе. Ведь, имея репетитора, можно расслабиться, развлечься с телефоном, поболтать с соседом по парте. А раз валял дурака на одном уроке, скажем, на английском, то и на следующем за ним, скажем, на математике, сосредоточиться трудно. Полученные двойки уже не пугают. Их дома легко объяснить. Стоит сказать волшебные слова: «Не понял» - и добросовестные родители бросаются на поиски следующего репетитора. Проходит месяц, другой, третий - и график учебной работы у такого школьника постепенно смещается на вторую половину дня - на посещение репетиторов. Естественно, что время школьных уроков теперь уже с полным моральным правом - расходуется по собственному усмотрению. И справедливого родительского гнева можно не страшиться: ребенок устает, ведь после школы - еще и репетиторы.

Кроме того, существует еще одна - и, похоже, более серьезная опасность. С появлением репетитора (или репетиторов) у многих детей развивается самая настоящая психологическая зависимость. Привыкнув к тому, что рядом постоянно сидит человек-помощник, они становятся абсолютно беспомощными, когда остаются один на один с заданием на контрольной. Ребенок растерян, не может понять смысл задания, волнуется, не может справиться с элементарным примером. И это мы видим сплошь и рядом - не только в младших классах, но и в среднем, и даже в старшем звене. Перед нами предстает этакий инфантил, боящийся любых вопросов и проверок, и не то что заданий повышенного уровня сложности или олимпиадного уровня, а так называемых базовых. К тому же неуверенный в себе, мнительный, ищущий в любом вопросе какой-то подвох. Более того - не приученный брать на себя ответственность ни за свои оценки, ни за свои знания, ни за свое будущее. В нем - часто даже к старшим классам - так и остается несформированным сознание того, что трудности в получении знаний (или хотя бы оценок) - это его проблема, а не родителей, не учителей и не директора школы.

Есть и еще одна опасность в репетиторстве. Репетитор может оказаться просто-напросто некомпетентным, будь то онлайн-курсы для школьников или домашний педагог. Прекрасно зная сам предмет, он может не владеть специальными технологиями подготовки, скажем, к ЕГЭ или ОГЭ. А в этом деле достаточно много маленьких, но неприятных сюрпризов, вроде нестандартной формулировки вопросов и не совсем корректных заданий. Или же репетитор может оказаться не совсем порядочным человеком. Ведь он, в конечном счете, заинтересован не в результате: чем дольше длятся трудности в обучении ребенка, тем дольше есть необходимость в его услугах.

Каков же вывод? Он очевиден. Если вы пригласили к ребенку репетитора, это вовсе не означает, что можно успокоиться: теперь-де все будет хорошо. Не будет. Ситуацию с учебой в школе (а бывает, что и далее) надо держать под контролем постоянно. И лично. По крайней мере, до тех пор, пока у ученика не появится осознанное отношение к процессу учебы, пока у него не выработается ответственность за свои учебные результаты. И чем скорее это произойдет, тем лучше будет для всех: для родителей, для учителей, а главное - для самого ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Неделю назад ко мне заглянула подруга, мама мальчишек 15 и 11 лет, чтобы попросить совета. "Нас в школе уговаривают репетитора нанять. А я сомневаюсь, надо ли?"

Неделю назад ко мне заглянула подруга, мама мальчишек 15 и 11 лет, чтобы попросить совета.

Нас в школе уговаривают репетитора нанять. А я сомневаюсь, надо ли?
- Чего ж ты хочешь, - отвечаю, - сейчас редкий ребенок может сам в вуз подготовиться.
- Да я не о старшем, - махнула рукой подруга. - С этим все понятно. У младшего классная говорит, что он математику не тянет…

Если бы я сама не работала в школе, то, наверное, удивилась бы, что моей подруге предложили подыскать частного преподавателя для ребенка, которому до абитуриентского возраста еще расти и расти. Но, зная ситуацию изнутри, я могу утверждать, что это далеко не единичный случай. Причем необходимость взять репетитора не всегда является реальной, а не надуманной тем преподавателем, которому просто не хочется тратить свои силы на учеников. Как понять мотивы учителя, который рекомендует вам найти репетитора? Стоит ли нанимать частного педагога для каждого отстающего ребенка? А если да, то какого?

Давайте разберем наиболее типичные ситуации.

Уже в начальной школе можно определить, есть ли у вашего ребенка ярко выраженные гуманитарные или математические наклонности. Нередко малыш с удовольствием читает и неплохо сочиняет, но совершенно не в состоянии освоить даже азы арифметики. Или наоборот: задачки щелкает как орехи, а в сочинении двух слов связать не может. Нужно ли нанимать гуманитарию репетитора по математике, а "технарю" - по литературе?

Психолог Алла Доранилова считает, что первостепенная задача в этой ситуации - соблюсти интересы ребенка. Поэтому ответ прост: если малыш страдает от того, что не справляется с программой, то репетитор нужен. Но не первый попавшийся, а тот, кто будет заниматься с ребенком, учитывая особенности его мышления. Если же ребенок равнодушен, скажем, к математике, то насиловать его не следует.

"Можно попытаться пробудить его интерес к предмету с помощью какого-нибудь увлекательного развивающего пособия, но ни в коем случае не давить, - говорит Алла Доранилова. - Посоветовать некую универсальную методику я не могу. В моей практике были случаи, когда одна и та же книга Григория Остера в одном ребенке пробудила интерес к математике, другого оставила равнодушным, а третий прочитал ее, оценив юмор автора, но не решил ни одной задачи."

Алла Доранилова советует родителям смотреть на ярко выраженные способности ребенка как на большую удачу

"Когда человек в достаточно раннем возрасте определяет круг своих интересов - это скорее хорошо для творческой самореализации. Пусть вас утешает то, что у Пушкина всегда были плохие оценки по математике."

Специалист по обучающим технологиям, психолог и педагог Ольга Ильина считает, что склонность к гуманитарным или техническим наукам - вовсе не причина забрасывать "недающиеся" предметы. Просто надо найти подход к изучению той или иной дисциплины - а для этого понять различия гуманитарного и математического способов мышления:

"Гуманитарии воспринимают всю проблему в целом, а потом ее сужают. Логики же выходят на общий объем, строя логическую цепочку. Так, при изучении астрономии это значит, что гуманитарию надо сначала дать концепцию Вселенной, а потом сузить ее до проблем Земли."

"Физика для гуманитариев - это физика в виде комиксов, - продолжает Ольга Сергеевна. - Там должны быть прорисованы характеры, действия, должны приводиться примеры из реальной жизни. Предпочтительнее текст, написанный с юмором. Графики и схемы, безусловно, должны присутствовать, но в качестве иллюстраций к рассказу героев. Общий подход: сначала ребенок должен понимать общую концепцию: что для чего. Теорему надо начинать с конца: что нам нужно доказать? - Вот это. Можем мы сейчас это доказать? - Нет. Чего нам не хватает? - Того-то. А не так, как построено доказательство в учебнике: сразу дорисуем то-то, потом другое."

Математикам интересно познать структуру. При чтении "Евгения Онегина" можно обратить их внимание на уникальную строфу. Логик обычно визуал. Пусть изучает рисунки Пушкина. Очень хорошо поставить ребенка в следующую ситуацию: я тебе буду читать, а ты представляй то, о чем я читаю. А потом логик с удовольствием выполнит анализ характеров, ему будет интересно выискивать причинно-следственные связи.

В своей работе Ольга Ильина часто сталкивается с родителями, которые считают традиционное советское образование самым лучшим, а такие нестандартные подходы - опасными. Однако учить всех детей по одной методике, не учитывая особенностей личности, - абсурд.

"Отцы как правило более консервативны, в то время как матери видят больше детских слез. Поэтому обычно именно отцы восстают против игрового обучения и требуют, чтобы ребенка учили "как надо", - рассказывает Ольга Сергеевна. - Я в таких ситуациях спрашиваю: "Кому надо?". Согласна, что ребенка необходимо дисциплинировать, но делать это следует в том, в чем ребенок чувствует себя уверенно и самодостаточно. Если же у ребенка что-то не получается (и соответственно, понижается самооценка), а мы вместо помощи даем ему дрессировку, то это приведет не к дисциплине, а к неврозу."

"К тому же как минимум до 10 лет игра - это жизненная необходимость для человека, - убеждена Ольга Ильина. - Да и в дальнейшем игра служит инструментом познания. Серьезному папе всегда можно напомнить, что в бизнес-сообществе нередко пользуются деловыми играми, чтобы разрешить сложную ситуацию или повысить квалификацию сотрудников."

А вот автор этих строк вообще не согласна с делением предметов на математические и гуманитарные. Любая область знания необыкновенно многогранна и может быть интересной как людям с логическим складом ума, так и тем, кто мыслит образами. Яркий тому пример: практически все философы до Руссо являлись одновременно и математиками.

Как учитель английского, я не вижу проблемы в том, чтобы успешно обучать "технарей" иностранному языку. Да, эти дети неохотно расширяют словарный запас, поскольку не видят необходимости в большом количестве синонимов. Я решаю эту задачу с помощью системы координат, на которой ребенок откладывает эпитеты. Например, "обычный" (common) - это ноль, "прекрасный" (wonderful) - плюс 5, "отвратительный" (disgusting) - минус 6, и так далее. При такой работе ребенок проникает в смысл слова и активизирует зрительную память, а следовательно, запоминают новые слова.

А если с помощью координатной прямой изобразить систему времен английского языка, математики прекрасно осваивают грамматику. Воспользуйтесь учебником Raymond Murphy "English Grammar in Use" (существует несколько уровней этого учебника - будьте внимательны при выборе!). Если вы хотите, чтобы ребенок-логик написал сочинение, дайте ему тему, которая подразумевает доказательство. Вместо традиционного "Моя семья" предложите порассуждать о том, "Почему я люблю свою маму?" или "Правда ли, что у тебя большая семья?" и т.п.

Логики ленятся переводить текст дословно, поскольку хорошо вычленяют главное, отсекая подробности. Это ведет к тому, что их словарный запас пополняется медленно. Здесь имеет смысл дать следующее задание: замени в предложениях второстепенные члены так, чтобы изменился смысл текста. В результате идет двойная работа: ребенок должен понять значение каждого слова и одновременно подобрать к нему антоним.

Ребенок с математическим складом ума больше, нежели гуманитарий, ориентирован на достижение цели. Поэтому изучение иностранного языка желательно начинать с создания мотивации. Объясните ребенку, что, зная английский, он сможет прочитать и перевести книгу о компьютерах. Или - работать в интернете, переписываться по электронной почте с ребятами из разных стран. Помните, что для математика иностранный язык обычно является средством и орудием.

Способов и приемов, с помощью которых можно обучать иностранному языку, много. Главное - понять, что иностранный язык - это не "гуманитарный предмет", а свободная стихия, которую маленький математик с легкостью обуздает удобными ему способами. Ведь научился же он говорить на родном языке, не так ли?

Не справляемся с одним предметом

Причина неуспеваемости по конкретному предмету может быть связана с несколькими обстоятельствами. Как ни странно, одно из них - расписание. Если малыш - сова, а какой-то урок стоит в расписании неизменно первым, это может привести к плохому усвоению материала. Или наоборот: урок стоит последним, и ребенок со слабым здоровьем просто физически не в состоянии включиться в работу. Психологи отмечают также эффект интерференции: если в расписании сходные предметы идут один за другим (литература - мировая художественная культура - история), то в сознании многих детей они сливаются, в результате чего тормозится запоминание.

Стабильное отставание по конкретному предмету может происходить из-за школьного невроза. Хорошо, если родители смогут сходить в школу и послушать, как учитель ведет урок. Возможно, он дает материал жестким директивным тоном, который пугает ребенка. В результате малыш "отключается" и не воспринимает информацию вообще.

"Ребенок воспринимает предмет через учителя, - поясняет Ольга Ильина. - Например, несколько лет назад дочь моей подруги считала, что биология - это цель ее жизни. Я порекомендовала маме отвести девочку на занятия по биологии в системе дополнительного внешкольного образования, чтобы она смогла определить, что ей на самом деле нравится: учитель или предмет. Учительница у нее замечательная: эмоциональная, умная, интересный человек и прекрасный специалист. И вот через три года девочка по-прежнему дружит с учительницей, но к биологии несколько поостыла. Это классический пример увлечения личностью педагога."

Но бывает и противоположная ситуация. С проблемой личных взаимоотношений учителя и ученика я столкнулась при работе с одной многодетной семьей. Старшие братья конфликтовали с учительницей химии. Когда химию стала изучать их младшая сестра, учитель открыто заявила, что девочка не будет знать предмета, раз она сестра "тех Ивановых". Эта учительница позволяла себе оскорблять детей и недостойно выражаться (из-за чего, собственно, с ней конфликтовали оба мальчика). К тому же у нее на уроках хорошие оценки получают те, кто занимается с ней за отдельную плату.

Понятно, что такую ситуацию нормальной не назовешь, и здесь необходима поддержка семьи. Прежде всего ребенок должен знать, что родители не сомневаются в его способностях. Нет смысла ругать за плохие оценки, если они говорят не о знаниях, а о предвзятом отношении педагога. Если плохое отношение к учителю ребенок перенес на предмет, ему нужно помочь. Например, по предмету, который важен для поступления в вуз, имеет смысл нанять репетитора или пойти на специальные курсы, а в школе оставить все как есть.

Если же личность учителя и его отношение не представляются настолько неадекватным, Ольга Ильина советует сделать две вещи.

Во-первых, с помощью частного педагога или самостоятельно помочь ребенку нагнать материал, чтобы он чувствовал себя уверенно.

Помните, что независимо от причины конфликта с учителем необходимо настраивать ребенка на адекватную самооценку - она в любом случае поможет избежать тотальной неуспеваемости. Это будет темой нашего следующего материала. А о том, насколько важно при возможности избавить ребенка от влияния дурного педагога, мы поговорим в статье, посвященной проблеме вымогательства денег.

Обсуждение

Нужен репетирор или нет зависит в большей степени от учителя. Можно понять, когда в старшей школе для подготовке к ВУЗУ нанимают репетиторов, а вот когда в младших классах ребенок не справляется сам с программой ни по одному предмету?! И школа без "уклонов", а во 2!!! классе у детей нет ни одной пятерки по Окружающему Миру за четверть. У учителя один ответ на любой вопрос: Надо больше заниматься с детьми дома!

Vocabolario spagnolo vocabolario spagnolo http://festivaldesoftwarelibre.org/basura/vocabolariospagnolo/

15.12.2008 19:24:52, vocabolario spagnolo

А дейчтвительно, нужны ли так репетиторы, часто отставание по какому-нибудь предмету может быть результатом не понимания предыдущей темы. Тогда достаточно просто сесть с ребенком в выходные и разобрать предыдущие темы.

Я думаю, что с ребёнком в первую очередь должны заниматься родители Не один репетитор не будет из кожи вон лезть для твоего ребёнка.
Лишняя трата денег.

Проверено....

Очень полезная статья, только не очень освещена тема " Если ребенок одинаково хорошо занимается и по математике и по гуманитарным предметам", а нужно обязательно выбирать направление.......???

29.01.2006 21:39:23, Александра Владимировна

Репетитор немецкого языка предлагает свои услуги: помощь студентам, школьникам, постановка разговорной речи, подготовка к поездке зарубеж. Качественно. Возможен выезд. 370 70 72 до 23-00. Мария Сергеевна.

03.06.2004 08:17:18, Мария Сергеевна

Ваш Домашний Репетитор. Школьникам и студентам.
МАТЕМАТИКА, ФИЗИКА - ЕГЭ, решение контрольных.
РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА, ИСТОРИЯ - ЕГЭ, ТЕСТ, сочинение, изложение, подг. к пост. в ВУЗ.
АНГЛИЙСКИЙ, НЕМЕЦКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ: решение контрольных.
Преподаватель ВУЗа. Выезд на дом. Оплата 300-350 руб.\ак.ч.
Вера Вячеславовна, Борис Евгеньевич 9637443,+79262130573,+79262766956.
http://borinoak.narod.ru
[email protected], [email protected]

11.04.2004 02:06:48, Вера и Борис

It"s very important and big problem.

26.03.2002 15:56:37, Natella

У меня сейчас такое состояние (уже год). Мой сын заканчивает 11 класс. Учителей я ненавижу любой ненавистью, а репетиторов люблю. Почему? 10 лет я честно платила за школу (не малые деньги) и в итоге - ребенок к ЕГЭ не готов. А репетиторы делают чудеса. За те же деньги. Вы скажите: а зачем платили? И будете правы. Но выяснилось то это все когда нужно уже экзамены сдавать. Учителя и директор говорят, что у вас такой тупой мальчик. Так за что же ему 5 и 4 ставили? И почему репетиторы смогли его научить, а учителя за зарплату нет? Зачем господа учителя так непрофессионально работают, а зарплату не забывают получать?
Простите, если кого обидела, во мне моя обида говорит.

22.03.2002 13:33:08, Змееныш

Без репититора прожить можно, если у вас есть достаточно времени, чтобы заниматься с ребенком самому и вы достаточно информированы по данному предмету. Даю пример: я школьный учитель, поэтому за примерами далеко ходить не надо. Мальчик Саша (7-ой) класс. Мальчик с трудом концентрируется на уроках, абсолютно недисциплинирован, поэтому мысли скачут с одного на другое. Занимается папа, который сидит с сыном над упражнениями и ходит в библиотеку подбирая материал для рефератов. Мальчик бессмысленно брать репититора, т.к. большие объемы информации он просто не воспримет. Другой случай. Мальчик Илья. Сначала думала, что просто ленив, а от этого глуп, но потом пришла мама:"Он у меня такой больной" Видела бы как ее больной себя на уроках ведет и как на переменах дерется. Посоветовала ей репетитора, мальчик не достиг больших результатов, так как слишком мало времени было, но то что они с репетитором прошли он усвоил очень быстро. Просто родители поощряли лень такого ребенка. Репетитор необходим абитуриенту, так как разница между вузовскими требованиями и школьной программой очень велики. Не надо брать реп., когда вам навязывает школьный учитель в своем лице (есть, к сожалению, такие). Правда, тогда вы рискуете оценками своего ребенка, но это уже другая история. А про разделения на гуманитарив и логиков, вспомните Ломоносова и попробуйте ответить на вопрос:кто он?

Комментировать статью "Проживем без репетитора (часть 1)?"

Где искать репетитора? Собственно вопрос в теме. На каких сайтах ищете репетиторов? Результатом довольны? Я считаю, что репетитора нужно выбирать только по рекомендации от своих хороших знакомых. Желательно, чтобы вы знали детей этих знакомых.

Обсуждение

Я считаю, что репетитора нужно выбирать только по рекомендации от своих хороших знакомых. Желательно, чтобы вы знали детей этих знакомых. Только тогда можно быть точно уверенным, что данный репетитор обеспечивает результат. Не понимаю, как можно доверять отзывам незнакомых людей? Особенно сейчас, когда можно накрутить какие угодно отзывы.

Школьник - репетитор. Тут недавно поднимался вопрос о трудоустройстве подростков летом. Причем сразу и математику и физику. Репетитор -преподаватель с опытом для такого случая будет Также нужно учитывать, что летом количество репетиторов, оставшихся без учеников...

Обсуждение

Спасибо за поддержку и советы! Наверное, будем пробовать))

19.04.2018 00:05:19, Из местных

Я думаю, что нашлись бы. Здесь просто выборка несколько нерепрезентативная: слишком много победителей / призеров олимпиад и / или сдающих ЕГЭ на 90+, которые точно не занимаются с репетиторами-школьниками. Но Ваша дочь и не будет обещать подготовку к Всеросу или к поступлению в школу топ-10. Здесь, насколько я вижу, обитают хорошие учителя, возможно, даже не подозревающие, что множество педагогов в обычных, ничем не примечательных региональных школах имеет довольно низкую квалификацию. Так что опыт учителя не всегда говорит о его качестве, поэтому считаю, что не будет дочь изначально проигрывать любому педагогу. В общем, если не браться за сложные случаи как с одной стороны (слишком амбициозные цели и задачи), так и с другой (диагнозы или полное нежелание заниматься), то вполне сможет помочь дочь подтянуть школьников, тем более за невысокую цену. Думаю, проще начать с детей каких-либо знакомых / знакомых знакомых. Самой понравится и будет получаться, дело дальше пойдет. ИМХО

Большинство репетиторов предпочтут в ученики неспособного ребенка, которому тяжело но репетитору же все равно сколько у вас детей и прочих трат. если не оговаривали сумму, то Не переживайте, репетиторов сейчас полно, если Вам только не нужен по каким-то причинам...

Обсуждение

приятность хороша, когда не надо зарабатывать, репетитор зарабатывает
если очередь из учеников и мест на всех не хватает, тогда увы цены поднимают - закон спроса и предложения

Это я писала)) У нас повышение было на 25%.
Звоните жалуйтесь на профи.ру. Оборзели до бесстыдства.
Кстати, я нового репетитора нашла за 1 день. Нравится нам гораздо больше предыдущего, дает именно то, что нужно к ЕГЭ, четко, грамотно. Человек именно в курсе того, что нужно конкретно к ЕГЭ, в отличие от старого репа. И за те же деньги, изначальные, я имею в виду. Я теперь очень рада, что старый так себя повел, потому что сомнения у меня были давно, но объективно литературу оценить очень сложно. Могли потерять зря много времени.
И кстати, работать с репетитором по предоплате мне бы даже в голову не пришло. Не советую в общем. Но я в реальной жизни бухгалтер))

вопрос по репетитору - занимается с ребенком русским весь прошлый год и с сентября в этом. Результат - с 2.7 баллов поднялись на 3.4 Занятия 2 раза в неделю по 1,5 часа. Ребенок по другим предметам учится на 3-4. Гуманитарий. Вопрос - менять репетитора или оставлять?

Обсуждение

Смотрите, есть ли контакт с преподавателем. Если ребенку комфортно, то продолжайте с этим. Русский может вообще не выйти на 4. У меня не вышло, хотя я очень старалась, когда была ребенком. И преподаватель у меня была просто отличная. До сих пор ее вспоминаю добрым словом, сочинение в вуз я написала только благодаря нее, там были ошибки в русском, но тема была раскрыта без сучка без задоринки и поставили зачет.

Сделайте перерыв до конца учебного года. Там посмотрите. Если что, летом позанимаетесь, нагоните. Лично я периодически меняю репетиторов у ребенка по английскому хотя бы только потому, что разные репетиторы ставят разные акценты.

О репетиторах. Поступление в вузы и др. учебные заведения. У нас был преподаватель, когда ребенок был. С чего ты взяла, что кто-то будет переплачивать? А если репетитор нужен для сильного ребенка. Например, подготовка ко Всероссу.

Обсуждение

Я ещё допишу. Вам уже не актуально, но, возможно, кому-то пригодится. Лето традиционно малоденежное время для репетитора, работающего со школьниками. Поэтому попасть к хорошему репетитору ещё можно, если начать заниматься с июня с перерывом на отпуск или хотя бы с августа. Это самый простой и доступный способ. Но лучше, если вы уже знаете, что это хороший препод.

Гарантии нет ни для какого варианта, но я попробовала бы сейчас. Дело еще и в том, что в сентябре репетитор может быть занят совсем не полностью, но зато подходящее Вам время будет уже занято. По моим наблюдениям, большинству учеников удобно одно и то же время(((. Но в сентябре тоже можно начинать. 10 класс у ребенка, я не стала бы гоняться за самыми рейтинговыми и дорогими даже при наличии значительных материальных средств.

так нужны ли репетиторы?. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Но нужно точно определить, зачем нужен репетитор. Кому-то хотя бы пробелы в знаниях школьной программы ликвидировать, кому-то непонятное объяснить, кого-то научить сдавать экзамен в стрессовой...

Обсуждение

Репетитор нужен. У сына на следующий год 11 класс, профиль физмат. По математике репетитора брать не будем, учитель хорошо натаскивает на ОГЭ и ЕГЭ, по физике есть репетитор, готовил к олимпиадам в 10 классе, 1-е места область физика и математика. Сейчас буду договариваться с репетитором по русскому на 11 класс. Ну не повезло нашей параллели с учителем, все родители говорят, из сильной гимназии уходят дети, особенно из гумкласса. У сына неплохой уровень был, 9 класс 1 балл не набрал до 100% по русскому, думаю репетитор подтянет к ЕГЭ.

07.06.2016 10:40:12, Гость

По поводу статьи - исследование проводила вышка ещё до того как был введён профиль и база по математике, проводила только по математике. В этой статье очень странно интерпретируются результаты того исследования. Кстати в первичном исследовании сильные профильные школы дают 3-4 балла. Все с этим согласны? Так что снимите лапшу с ушей! В плане репетитора - все зависит то уровня деточки и ваших ожиданий. Если вы, к примеру, по истории, ничего не знаете, не можете назвать ни одной даты, события, правителя, причины и следствия, а от репетитора ждёте что он вас подготовит на 70-80 баллов - то таким репетиторам верить не стоит.. Реальный и очень высокий результат в таком случае - 40-55 баллов (это когда репетитор вывернулся наизнанку). Если вы что то знаете, на действительную 4 то репетитор хороший либо подтвердит (60 примерно баллов), либо чуток повысит баллов до 70. И это будет тоже хороший результат, свидетельствующий о качестве работы репетитора. А все остальное утопия, хорошисты историю сдать на 100 баллов не могут (я имею ввиду реальные а не заниженные оценки)

Во-вторых, лучше учится в таких школах на 3-4, чем оставаться в районных, поэтому родители всеми силами стараются удержаться и если нужно готовы нанимать репетиторов.
Ну и в-третьих, репетиторы ещё никого не покалечили, а вот пребывание в обычных школах среди нежелающих учиться может очень сильно навредить.
Не могу сказать, что такая ситуация нормальна. Школьное образование стало напоминать детский спорт, с ранним отсеиванием неперспективных.

Мой старший в 5 классе физмат школы. Школьную программу по итогам 1-ой четверти вижу, что тянет без проблем на 4-5, 4-скорее от невнимательности и неаккуратности, работаем над этим самостоятельно. С репетитором занимается раз в неделю 2 часа, разбирают олимпиадные задачи. НЕ считаю, что это от моего тщеславия. Цель - помочь ребенку именно разобраться и понять логику олимпиадных задач. Сначала сын сопротивлялся, вроде "сам все могу", сейчас говорит, что действительно помогает, намного легче стало ориентироваться в материале, другой уровень понимания.

Нужен ли репетитор?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Нужен ли репетитор? А если стабильная тройка по математике в 6 классе (ну т.е. тройка все время, а класс уже 6й), то уже пора репетитора искать или еще можно подождать, как думаете?

Обсуждение

Я за репетитора. Только потому, что лично мне бы не хотелось, чтобы у ребёнка были тройки.
Мы год назад были вынуждены искать реп-ра по франц, т.к. уровень преподавания его в школе ужасен, а требования высокие (типа, через 2 месяца от начала изучения языка нужно уметь читать-писать и знать счет до 100). Моя еще проболела много, дома никто помочь с франц не может, у нее пошли тройки-четверки, но с репетитором оценки ооочень изменились в лучшую сторону;) Не жалею потраченных денег, хотя франц, в отличие от англ, нам вроде бы совсем и не нужен;)


Что же дальше будет?

Как выбрать репетитора, чтобы учил, а не деньги «сшибал».

© Thinkstock

На вопросы lady.tochka.net о том, стоит ли нанимать ребенку репетитора, в каких предметах не обойтись без репетитора, а где ребенок сможет подтянуться сам, как отличить хорошего репетитора от шарлатана и прочее, отвечает психолог Светлана Денисова («Центр здоровой семьи», г. Николаев).

Светлана, для эффективности обучения репетитор - это мода, необходимость для эффективности обучения или пустая трата денег?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если ребенок отстает по английскому, а в будущем без иностранного языка не обойтись, тогда - необходимость! Если репетитор по музыке, а у ребенка нет ни желания ходить в музыкальную школу, ни вокальных данных - это скорее мучение для ребенка. Зато для родителей - мода. Если ребенок не сделал задание по математике, потому что играл на компьютере, и получил двойку за неготовность к уроку, а родители бьют тревогу и нанимают лучших репетиторов, тогда - это пустая трата денег и времени. Услуги репетитора необходимы только в том случае, если ребенок действительно не успевает по предмету. И причина этого - не лень, как ученика, так и его родителей (имеет в виду - желание родителей помочь разобраться ребенку с уроками ).


- По каким признакам можно определить, что ребенку действительно необходим репетитор?

Для каждого они индивидуальны. Например, если ученик планирует в будущем стать студентом лингвистического университета, уроков английского (или другого иностранного языка) в обычной школе - мало, без репетитора точно не обойтись. Если речь идет об ученике младших классов, нагружать ребенка репетиторами и по английскому, и по математике, и по чтению и т.д. (поверьте, в моей практике были и такие случаи), строго запрещено. Чем больше репетиторов, тем меньше желания у ребенка делать что-то самостоятельно, то есть учиться - добывать знания.

Здесь родителям нужно поступить мудро: нанять репетитора по одному предмету (например, по английскому языку или по музыке, в зависимости от того, что больше всего необходимо ребенку), а по остальным предметам, где есть «пробелы» в знаниях, помочь чаду самостоятельно. Например, научить решать примеры по математике, задачу по физике, биологии, писать сочинение и прочее.

(С юмором) Уверена, что для родителя школьная программа 1-9 класса - это не «высшая математика».

- Плохие оценки в школе - сигнал, что нужен репетитор?

Не всегда. Расскажу один случай из практики. Учительница одной из школ, сетуя на небольшую зарплату, объявила ученикам, что хорошие оценки будут получать только те, кто будет ходить к ней на дополнительные занятия. Стоимость одного урока у «скромного репетитора» была настолько завышена, что не каждый родитель мог позволить себе платить такую цену. Нетрудно догадаться, что в отличниках у этой школьной бизнес-леди были только те, кто ходил к ней на платные уроки. Знания остальных она автоматически оценивала не выше 6 баллов (по 12 бальной системе). Но это не мешало «двоечникам» и «троечникам» поступить в лингвистические вузы.

Хочу сказать, что родителям следует запомнить: оценки - не главное, важны - знания. И если есть пробел в знаниях, тогда по этому предмету стоит нанять репетитора.

- На какое время стоит нанимать репетитора?

Все зависит от ситуации и предмета. Например, если это иностранный язык - лучше услугами репетитора пользоваться постоянно, из года в год. То есть ребенок ходит на дополнительный английский и в 6 классе, и в 7, и в 8 и т.д. Тогда будет эффективность, результат, полученные знания будут шлифоваться, не забудутся. Но если ребенок «отстал» или пропустил несколько тем по биологии, например, потому что находился на лечении или на отдыхе, есть смысл нанять репетитора так сказать точечно, на время, пока ребенок не «подтянется», не «догонит» своих одноклассников.

Как только ребенок «выровняется» в знаниях, начнет успевать самостоятельно, от услуг репетитора следует отказаться.

- Как отличить хорошего репетитора от «вымогателя»?

Обучение ребенка - дело очень ответственное. Поэтому родителям нужно серьезно подойти к выбору репетитора, учитывая не только профессиональные заслуги, но и личные качества будущего преподавателя. «Неадекватный» репетитор, который, кстати может быть профи в своем предмете, может не только отбить охоту к учебе, но и развить в ребенке массу комплексов.

Например, одна мама рассказывала, что репетитор по английскому сказал, что ее дочка не никогда не выучить язык, потому что у нее нет способностей. И никогда не будет. Так девочка по 9 класса ходила в «изгоях» и «тупицах». Пока в школе не появилась новая учительница, которая совершенно бесплатно взялась «поднатаскать» девочку по английскому. «Тупица» оказалась не только способной ученицей, но и настолько полюбила самый «каторжный предмет», что поступила в иняз, а сейчас живет и работает в США.

Среди признаков хорошего репетитора могу назвать следующие: любовь к детям, любовь к своему предмету, опыт работы, также это могут быть рекомендации, отзывы о его работе и прочее. И самое главное - контакт с ребенком, которого он будет учить. Ведь если вспомнить, в школе и в университете мы сами с радостью готовили те задания, которые давали любимые преподаватели (смеется).

- Причины недоверия к репетитору?

Считаю, что не стоит доверять репетиторам, которые обещают провести интенсивный курс обучения за очень короткие сроки; репетиторы, которые обещают «горы золотые» и что ребенок из «отстающих» сразу станет гением тоже, сами понимаете, не вызывают доверия. Также необходимо учитывать, что слишком дорогие расценки не являются гарантом того, что у ребенка действительно появятся знания. (С задором) Ведь цену «набить» может каждый, а соответствовать 50 у.е. в час - далеко не все репетиторы.

Для малышей :

Занятие по английскому (другому иностранному языку) - от 30 грн. за 45 мин.
- садик с иностранным языком - $100--200 в месяц.

Для школьников :

Занятие по английскому - от 35 грн. за 45 мин.
- занятие по украинскому - от 30 грн. за 60 мин.
- занятие по алгебре - от 30 грн. за 60 мин.

Для старшеклассников и студентов :

Занятии по английскому (другому иностранному языку) - от 80 грн. и выше за 60 мин.
- курсы при посольстве - от 200 евро за семестр.

Что нужно знать прежде, чем нанимать репетитора?

  Как понять, нужен ли ребенку репетитор в 5, 6, 7, 8 классе? Большинство родителей по объективным причинам не в состоянии глубоко вникнуть в особенности обучения ребенка. Показателем успешности служат оценки. Но что такое оценки? Если они изменились, это вовсе не означает, что ребенок стал умнее или глупее, поменялись его способности или возможности. Причины перемен иные – конфликты, скука на уроках, утрата интереса к учебе, непонимание материала. Репетитору приходится создавать такие условия для обучения, которые решили бы эту проблему ребенка.
  

Нужен ли ребенку репетитор в пятом классе: плюсы и минусы

  Плюсы дополнительных занятий очевидны: повышение уровня знаний и, как следствие, улучшение текущих школьных оценок. А каковы минусы? Они тоже есть. Если родители не разберутся в истинных причинах снижения успеваемости, то индивидуальные занятия могут сформировать у ребенка неправильный подход к обучению. Он начнет считать, что ему вовсе не обязательно быть внимательным на уроках, ведь все проблемы решат взрослые.
  Так стоит ли нанимать репетитора в 5 классе? Нет, если ребенок банально ленится, вообще не хочет учиться, у него плохие отметки по нескольким предметам. Да, если причина неуспеваемости заключается в:
   пропусках уроков из-за болезни;
   некачественной подаче материала одним конкретным учителем;
   ребенку действительно трудно дается понимание предмета в силу особенностей мышления.
  

Нужен ли ребенку репетитор в шестом классе?

  Обычно к шестому-седьмому классу школьник адаптирован к классно-урочной системе, привык к большому количеству уроков и определился со своими предпочтениями. Родители уже могут судить о качестве преподавания каждого предмета. Это период, когда можно составить более объективную картину школьной жизни ребенка. Уже проще разобраться, нужен ли ребенку репетитор в шестом и седьмом классах.
  Если очевидно, что ребенок в целом учится неплохо, но отстал по одному-двум предметам, репетитор может оказать неоценимую помощь. Также стоит подумать о дополнительных занятиях для ребенка, проявляющего повышенный интерес к какому-либо предмету. Это разовьет его природные склонности, укрепит уверенность в себе.
  

Нужен ли ребенку репетитор в восьмом классе?

  Восьмиклассник готовится к обучению в старшей школе, скоро его ждут серьезные проверки знаний. Если есть сомнения, стоит ли нанимать репетитора в 8 классе, то имеет смысл задуматься, справится школьник с будущими экзаменами. Еще нюанс: благодаря частным преподавателям по базовым предметам можно снизить нагрузку на школьника в старших классах, когда придется готовиться к ЕГЭ и поступлению в вуз.
  Чем раньше начнется подготовка к выпускным экзаменам, тем более прочную базу получит ученик. Особенно важно помочь в развитии способностей одаренным детям. Возможно, именно это сыграет решающую роль в выборе будущей специальности.