Столица османской империи в 16 17 веке. Султаны османской империи и годы правления. Арабские страны под турецким господством

(со времен заката Византии), была образована в Анатолии племенами тюрков. Просуществовало государство до самого 1922 года - момента формирования Турецкой республики. Названа по имени первого султана - основателя

В начале правления султан расширил свой удел, присоединив территории от Мраморного и Черного моря, значительную часть земли к западу от реки Сакарья.

После смерти Османа на престол взошел его Орхан. В годы его правления была утверждена столица государства - Бурса (бывший византийский город).

После Орхана правителем стал его старший сын Мурад 1. Этот великий государственный деятель сумел укрепить присутствие войск своего государства в Европе. Мурад 1 в 1389 году одержал победу над сербским князем на В результате этого сражения Османская империя приобрела большую часть южной территории Дуная.

Система государственного правления в стране строилась на сочетании византийских, сельджукских и арабских традиций и обычаев. На землях, которые завоевывали османы, они старались сохранять по возможности местные традиции, не разрушать исторически сложившиеся отношения.

Еще больше расширилась территория Османской империи во времена правления сына Мурада 1, Баязида 1. Самой знаменательной победой стала битва при Никополе в 1396 году (на Дунае). Однако, несмотря на внешнее благополучие, Османская империя испытывала достаточно серьезные трудности, как внешние, так и внутренние. Главным образом, манерное поведение правителя, его огромный гарем, изысканные церемонии во дворце вызывали у многих гази раздражение. Кроме того, беспокойство вызывали и походы Баязида против мусульман и прочих гази в Малую Азию. В результате большинство местных беев перешли к Тамерлану и убедили начать против османского правителя войну.

В результате сражения в 1402 году армия Баязида была разгромлена, а сам правитель пленен. Османская империя оказалась раздробленной вследствие последующих походов Тамерлана. Однако за султанами была сохранена власть над некоторыми территориями страны.

В течение 15 века в Оттоманском государстве проводилась политика внутреннего переустройства и внешнего расширения и укрепления границ.

"Золотым" для империи стал 16 век. В этот период правил страной Сулейман 1, придававший большое значение укреплению морской мощи государства. Середина 16 века стала расцветом архитектуры и литературы.

В Османской империи в тот период господствовали феодальные отношения, а военная организация и административная система были структурированы законодательством.

Следует отметить, что после этого времени (после правления Сулеймана 1) большинство султанов оказались достаточно слабыми правителями. В начале 17 века в государстве была проведена реформа власти. Ранее в империи существовала довольно жестокая традиция - вступающий на престол султан убивал всех своих братьев. С 1603 года братья правителей и их родственники заточались в особой, отдаленной части дворца, где проводили всю жизнь, до смерти правителя. Когда же султан умирал, на его место приходил старший из заключенных. В результате практически все царствовавшие в 17-18 веках султаны не были интеллектуально развиты и, разумеется, не имели никакого политического опыта. В связи с тем, что не было достойного правителя, огромная страна начала терять свое единство, а сама власть стала ослабевать очень быстро.

В результате Османская империя в 18 веке потеряла большую часть своей мощи на Средиземном море. Завершение Семилетней войны спровоцировало новые нападения на государство. Таким образом, империя приобрела, кроме старого врага Австрии, нового врага - Россию.

Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. На этом уроке вы познакомитесь с историей этого государства: узнаете о месте и времени создания этой империи, ее внутреннем устройстве, ориентирах во внешней политике. Период XVI-XVII вв. - это период наивысшего расцвета и могущества Османской империи, в дальнейшем это государство будет постепенно ослабевать, и после Первой мировой войны Османская империя перестанет существовать.

Пер-вая боль-шая по-бе-да ев-ро-пей-цев над тур-ка-ми.

1672-1676 гг. - Поль-ско-ту-рец-кая война. Турки уста-нав-ли-ва-ют кон-троль над Пра-во-бе-реж-ной Укра-и-ной, при-над-ле-жав-шей Речи Поспо-ли-той. Пер-вые столк-но-ве-ния между вой-ска-ми Осман-ской им-пе-рии и Рос-сии про-изо-шли из-за Ле-во-бе-реж-ной Укра-и-ны.

1683-1699 гг. - Ве-ли-кая Ту-рец-кая война.

1683 г. - осада тур-ка-ми Вены, ав-стрий-ской сто-ли-цы; раз-гром турок под Веной вой-ска-ми поль-ско-го ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го. Об-ра-зо-ва-ние новой Свя-щен-ной лиги, на-прав-лен-ной про-тив осма-нов. В нее вошли Ав-стрия и Речь Поспо-ли-тая (1683), Ве-не-ция (с 1684), Рос-сия (с 1686).

1699 г. - Кар-ло-виц-кий мир. Ав-стрия по-лу-чи-ла боль-шую часть Вен-грии, Тран-силь-ва-нию, Хор-ва-тию и часть Сло-ве-нии. Речь Поспо-ли-тая вер-ну-ла свои укра-ин-ские вла-де-ния. Впер-вые Осман-ская им-пе-рия не по-лу-чи-ла ни новых тер-ри-то-рий, ни кон-три-бу-ции. До-стиг-нут пе-ре-лом в борь-бе между Осман-ской им-пе-ри-ей и хри-сти-ан-ски-ми го-су-дар-ства-ми.

За-клю-че-ние

XVI-XVII вв. были вре-ме-нем по-ли-ти-че-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и куль-тур-но-го рас-цве-та Осман-ской им-пе-рии. Рас-ки-нув-шись на трех кон-ти-нен-тах, им-пе-рия непре-рыв-но рас-ши-ря-ла свои вла-де-ния с XIV в. и вплоть до по-ра-же-ния под Веной в 1683 г. С этого мо-мен-та осма-ны стала те-рять при-об-ре-тен-ные ранее тер-ри-то-рии.

Упа-док во-ен-но-го мо-гу-ще-ства Осман-ской им-пе-рии был свя-зан с ее эко-но-ми-че-ским и тех-но-ло-ги-че-ским от-ста-ва-ни-ем от стран Ев-ро-пы. Но и в по-сле-ду-ю-щие два века Тур-ция оста-ва-лась силь-ным про-тив-ни-ком хри-сти-ан-ских го-су-дарств, в т. ч. Рос-сии. .

Па-рал-ле-ли

Осман-ская им-пе-рия воз-ни-ка-ет на ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья; ве-ли-кой му-суль-ман-ской им-пе-ри-ей ран-не-го Сред-не-ве-ко-вья был . Араб-ский ха-ли-фат также воз-ник в ре-зуль-та-те стре-ми-тель-ных за-во-е-ва-ний, на-тис-ку ара-бов долго никто не мог про-ти-вить-ся. Ара-бы-му-суль-мане также пы-та-лись объ-еди-нить все на-ро-ды под зна-ме-нем ис-ла-ма, на-ме-ре-ва-ясь под-чи-нить все хри-сти-ан-ские стра-ны. Араб-ские пред-во-ди-те-ли тоже стре-ми-лись к об-ла-да-нию Кон-стан-ти-но-по-лем. И в ха-ли-фа-те про-ис-хо-ди-ло со-еди-не-ние гре-че-ско-го ан-тич-но-го, гре-ко-ви-зан-тий-ско-го, пер-сид-ско-го куль-тур-но-го на-сле-дия и тра-ди-ций. До-стиг-нув пика сво-е-го мо-гу-ще-ства, ха-ли-фат стал сла-беть, те-рять земли - таков удел всех им-пе-рий.

На данном уроке речь пойдет о развитии Османской империи в XVI-XVII вв.

Османская империя появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

В 1453 году был захвачен Константинополь - столица Византийской империи. С той поры до сегодняшнего дня он носит турецкое название - Стамбул (рис. 1) . В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть арабского востока, территории северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I (рис. 2), Османская империя достигла вершины своего могущества. Ее территории составляли 8 млн км 2 . Население достигало 25 млн человек.

Рис. 2. Султан Сулейман I ()

Рассмотрим устройство Османского государства того периода.

Османская империя возглавлялась султаном . Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависела от личных качеств того или иного правителя. Также с стране существовали особые отдельные религиозные общины - миллеты (община людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально отведенном для этого квартале города).

Общины-миллеты в Османской империи :

Армяно-григорианская

Греко-православная

Иудейская

Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры (военнослужащие и чиновники государства) и райя (податное сословие, горожане и крестьяне).

Важной и своеобразной частью Османского общества был Янычарский корпус (регулярная пехота Османской империи) (рис. 3) . Он состоял из турецких невольников, а в эпоху развитой империи он состоял из юношей-христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в Аллаха и своего султана янычары являлись грозной воинской силой. Янычары считались личными рабами султана. Условия их жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, вести собственное хозяйство. Они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства янычары изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это давало возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Многие турки мечтали, чтобы их дети попали в янычарский корпус. С XVII века в него начинают принимать и детей из мусульманских семей.

Османские правители мечтали завоевать Европу и обратить ее население в ислам. В XVI - XVII вв. турки столкнулись в ряде войн, с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Речь Посполитая и другими. Успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план реально выполним. Европейские державы, увязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления туркам. Несмотря на временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы проигрывали. Ярким примером этому послужит битва при Лепанто (1571 год) (рис. 4). Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту, однако к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряли остров Кипр и выплатили Турции контрибуцию размером 300 тысяч золотых дукатов.

Рис. 4. Битва при Лепанто (1571) ()

В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они были вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом - Персией . Все чаще туркам приходится сражаться сразу на два фронта.

Дело усугублялось рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания крымских татар (рис. 5) . Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг - это казаки (рис. 6) . Они постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории. Справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В эту коалицию вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. В 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы - Вены. На помощь австрийцам пришел польский король Ян III Собеский (рис. 7), и осаду Вены туркам пришлось снять. В битве под Веной турецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Результатом стал подписанный в 1699 году Карловицкий мир . По его условиям Турция впервые не получила ни территорий, ни контрибуции.

Рис. 5. Крымские татары ()

Рис. 6. Казачье войско ()

Рис. 7. Польский король Ян III Собеский ()

Стало очевидным, что времена безграничного могущества Османской империи прошли. С одной стороны, XVI-XVII вв. в истории Османской империи - это время ее наивысшего расцвета. Но с другой стороны, это время, когда увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы расшатали Османскую империю, и уже в XVIII веке бороться с Западом на равных османам будет не под силу.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М., Эксмо, 2003.

4. Широкорад А.Б. Султан Сулейман Великолепный и его империя.

5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. -М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Когда появилась Османская империя и на каких территориях она образовалась?

2. Расскажите о внутреннем устройстве Османской империи.

3. С какими государствами Османская империя чаще всего воевала? Каковы были причины войн?

4. Почему в конце XVII века Османская империя начинает постепенно ослабевать?

Турецкие завоевания первой половины XVI в. XVI в. был

временем наибольшего военно-политического могущества Османской империи. В первой половине XVI в. она присоединила к своим владениям значительные территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Разгромив в Чалдыранской битве 1514 г. персидского шаха Исмаила, а в 1516 г. в районе Алеппо войска египетских мамлюков, османский султан Селим I (1512-1529) включил в состав своего государства юго-восточную Анатолию, Курдистан, Сирию, Палестину, Ливан, Северную Месопотамию до Мосула, Египет и Хиджаз со священным, городами мусульман Меккой и Мединой. С завоеванием Египта турецкая традиция связывает легенду о передаче турецкому султану титула халифа, т.е. заместителя, наместника пророка Мухаммеда на земле, духовного главы всех мусульман - суннитов. Хотя сам факт подобной передачи является более поздним измышлением, теократические притязания османских султанов стали проявляться более активно именно с этого времени, когда империя подчинила себе огромные территории с мусульманским населением. Продолжая восточную политику Селима, Сулейман I Кануни (Законодатель, в европейской литературе к его имени принято добавлять эпитет Великолепный) (1520-1566) овладел Ираком, западными областями Грузии и Армении (по мирному договору с Ираном в 1555 г.), Аденом (1538 г.) и Йеменом (1546 г.). В Африке под власть османских султанов перешли Алжир (1520 г.), Триполи (1551 г.), Тунис (1574 г.). Была сделана попытка завоевания Нижнего Поволжья, но Астраханский поход 1569 г. окончился неудачей. В Европе, захватив в 1521 г. Белград, османские завоеватели предприняли на протяжении 1526-1544 гг. пять походов на Венгрию. В результате Южная и Центральная Венгрия с городом Будой была включена в состав Османской империи. Трансильвания была превращена в вассальное княжество. Турками также был захвачен остров Родос (1522 г.) и отвоеваны у венецианцев большая часть островов Эгейского моря и ряд городов Далмации.

В результате почти непрерывных агрессивных войн сложилась огромная империя, владения которой находились в трех 534

Османская империя в XVI-XVII вв.

частях света - Европе, Азии и Африке. Главный противник Османской империи на Ближнем Востоке - Иран был значительно ослаблен. Постоянным объектом ирано-турецкого соперничества был контроль над связывающими Европу с Азией традиционными торговыми путями, по которым шла караванная торговля шелком и пряностями. Войны с Ираном велись еще около столетия. Они имели религиозную окраску, так как господствующей религией в Иране был ислам шиитского толка, османские же султаны исповедовали суннизм. На протяжении всего XVI века шиизм представлял для османских властей и значительную внутреннюю опасность, поскольку в Анатолии, особенно восточной, он был весьма распространен и стал лозунгом борьбы с османским владычеством. Войны с Ираном в этих условиях требовали от османских властей большого напряжения сил.

Второй соперник Османской империи в контроле над торговыми путями - Египет перестал существовать как самостоятельное государство, его территория была включена в состав империи. Южное направление торговли через Египет, Хиджаз, Йемен и далее в Индию полностью оказалось в руках осман.

Контроль над сухопутными торговыми путями с Индией, в значительной мере перешедший к Османской империи, сталкивал ее с португальцами, закрепившимися в ряде пунктов на западном побережье Индии и пытавшимися монополизировать торговлю пряностями. В 1538 г. была предпринята турецкая морская экспедиция из Суэца в Индию для борьбы с засильем португальцев, но успеха она не имела.

Установление османского господства над множеством стран и районов, различавшихся по уровню социально-экономического и политического развития, культуре, языку и религии, оказало значительное влияние на исторические судьбы завоеванных народов.

Велики были разрушительные последствия османского завоевания, особенно на Балканах. Османское владычество замедлило темпы экономического и культурного развития этого региона. Вместе с тем нельзя не учитывать и того факта, что завоеванные народы оказали свое влияние на экономику и культуру завоевателей и внесли определенный вклад в развитие османского общества.

Военно-административное устройство Османской империи.

Османская империя была «единственной подлинно военной державой средневековья». Военный характер империи сказывался на ее государственном строе и административной структуре, которые получили законодательное оформление в своде законов, принятом в правление Сулеймана I Законодателя (Кануни).

Вся территория империи была разделена на провинции (эйа-леты). В период правления Сулеймана был создан 21 эйалет, к середине XVII в. их количество возросло до 26. Эйалеты делились на санджаки (округа). Бейлербей, правитель эйалета, и санджакбей, начальник санджака, осуществляли гражданское управление своими провинциями и округами и одновременно являлись командующими войсками феодального ополчения и местных гарнизонов янычар. Воины конного феодального ополчения (сипахи) получали земельные пожалования - тимары и зеаметы. Они были обязаны по приказу султана лично участвовать в военных походах и в зависимости от дохода с полученного ими земельного пожалования выставлять определенное число экипированных всадников. В мирное время сипахи обязаны были жить в санджаке, где находилось их земельное владение. Им поручались определенные функции надзора за состоянием земельного фонда, регулярным поступлением налога с каждого крестьянского двора, продажей и наследованием земли крестьянами, обязательной обработкой ими земли и т. д. Выполняя эти хозяйственно-организационные и полицейские обязанности и собирая с подвластного крестьянства (раайи) предписанные налоги, сипахи, по сути дела, были не только воинами, но и исполняли функции низшего звена административного аппарата империи. Сипахи получали материальное обеспечение за счет доли государственного налога с проживавшего в их тимарах или зеаметах населения. Доля эта была четко определена государством. Военные командиры и административные начальники, бейлербеи и санджакбей, наряду с доходами от пожалованных им земельных владений имели право на получение определенного вида налогов и с крестьян, проживающих во владениях рядовых сипахи. В результате этих сложных налоговых комбинаций складывалось соподчинение рядовых сипахи крупным феодалам, стоявшим на высшей военно-административной ступени. Это создавало в Османской империи своеобразную систему феодальной иерархии.

Судебного иммунитета даже у крупных феодалов в Османской империи не было. Судебные функции были обособлены и выполнялись кадиями (мусульманскими судьями), которые подчинялись не местной администрации, а лишь кадиаскерам в эйале-тах и главе мусульманской общины в империи - шейх-уль-исламу. Судопроизводство было централизовано, и султан мог (через кадиев) непосредственно осуществлять свой надзор на местах. Султан был неограниченным правителем и осуществлял административную власть через великого везира, в ведении которого находилось военно-административно-фискальное управление, и шейх-уль-ислама, ведавшего религиозными и судебными делами. Эта двойственность управления способствовала централизации государства.

Однако не все эйалеты империи имели одинаковый статус. Почти все арабские районы (кроме некоторых пограничных с Анатолией азиатских областей) сохранили традиционные доос-манские аграрные отношения и административное устройство. Там лишь размещались янычарские гарнизоны. Обязанность этих эйалетов по отношению к центральной власти заключалась в поставках в столицу ежегодной дани - сальяне - и предоставлении по требованию султана определенных контингентов войск. Еще более независимыми были хюкюметы (владения) ряда курдских и некоторых арабских племен, которые пользовались административной автономией и лишь в военное время предоставляли в распоряжение султана отряды своих войск. В состав империи входили и платившие ежегодную дань христианские княжества, своеобразные буферные пограничные территории, во внутренние дела которых Высокая Порта (правительство Османской империи) не вмешивалась. Такой статус имели Молдавия, Валахия, Трансильвания, а также Дубровник и некоторые районы Грузии и Северного Кавказа. На особом положении находились Крымское ханство, шерифат Мекки, Триполи, Тунис, Алжир, также сохранявшие особые привилегии пограничных провинций.

Новые явления в аграрных отношениях Османской империи в XVI-XVII вв. Кризис военно-ленной системы. В законодательных актах Сулеймана I были зафиксированы новые явления в аграрных отношениях Османской империи. Прежде всего, это юридическое оформление прикрепления крестьян к земле. Еще в конце XV в. в некоторых областях страны существовала практика возвращения беглых крестьян. По кодексу Сулеймана такое право получили феодалы по всей стране. Был установлен 15-летний срок розыска крестьян в сельской местности и 20-летний - в городах. Это положение не затрагивало лишь столицу - Стамбул, где беглецы не разыскивались.

Изменилось и соотношение сил внутри господствующего класса. Строгая регламентация государством доходов сипахи препятствовала росту их экономической мощи. Обострилась борьба за землю между различными прослойками класса феодалов. Источники свидетельствуют, что некоторые крупные феодалы сосредоточили в своих руках 20-30, а то и 40-50 зеа-метов и тимаров. В этом отношении особую активность проявляла дворцовая аристократия и чиновничество.

Чиновники центрального аппарата османской администрации получали за свою службу особые земельные владения - хассы. Эти владения были чрезвычайно велики по размеру; так, например, бейлербей Анатолии получал годовой доход со своего хасса 1 600 000 акче, янычарский ага - 500 000 акче (тогда как рядовой тимариот получал 3 тыс., а то и меньше). Но в отличие от владений сипахи хассы были чисто служебными пожалованиями и не передавались по наследству. Они были связаны с определенной должностью.

Характерной особенностью османской социальной структуры было то, что чиновная аристократия могла проникнуть в среду военных ленников, но обратного пути не было. Османская бюрократия пополнялась либо наследственным путем, либо за счет так называемых капыкулу - «рабов султанского двора». Последние происходили либо из бывших военнопленных, попавших в плен в раннем возрасте, либо были взяты по девширме. Дев-ширме - налог крови, принудительный набор мальчиков, проводившийся в ряде христианских районов империи. Христианских мальчиков 7-12 лет отрывали от родной среды, обращали в ислам и отправляли на воспитание в мусульманские семьи. Затем их обучали в специальной школе при султанском дворе и формировали из них отряды войск, получавших жалованье от султанов. Наибольшую известность и славу в Османской империи приобрело пешее войско этой категории - янычары. Из этой же среды формировалось и османское чиновничество разных рангов, вплоть до великого везира. Как правило, эти лица выдвигались на высшие должности известными феодальными родами, иногда самими султанами или их родственниками, и были послушными проводниками их воли.

Представители чиновнической категории господствующего класса кроме положенных им служебных хассов получали от султана и земельные владения на правах безусловной собственности - мюльк. Пожалование сановникам мюльков особенно "было распространено во второй половине XVI в.

Частые смены высших должностных лиц, казни и конфискации имущества, практиковавшиеся султанской властью, заставляли феодалов изыскивать средства для сохранения своего имущества. Практиковалось жертвование земель в вакф, т.е. в пользу мусульманских религиозных учреждений. Учредителям вакфов и их наследникам гарантировались определенные отчисления от пожертвованной собственности. Передача в вакф означала изъятие земельной собственности из юрисдикции султана и гарантировала бывшим собственникам сохранение твердых доходов. Вакуфное землевладение достигало 1/3 всех земель империи.

Сокращение имеющегося в распоряжении государства земельного фонда влекло за собой и сокращение налоговых поступлений в казну. К тому же к концу XVI в. в Османской империи начали сказываться последствия «революции цен», прокатившейся по Европе в связи с притоком американского серебра. Падал курс основной денежной единицы империи - акче. В стране назревал финансовый кризис. Разорялись ленники - сипахи. А поскольку сипахи были не только воинами-кавалеристами, но и низшим звеном административного аппарата, их разорение нарушало функционирование всей государственной системы.

С разорением сипахийской прослойки феодального класса и сокращением численности сипахийской кавалерии возросла роль армии, состоявшей на жалованье, в частности янычарского корпуса. Султанские власти, испытывая острую нужду в деньгах, все чаще сами изымали тимары и зеаметы у сипахи и прибегали к увеличению налогообложения, введению различных чрезвычайных налогов и сборов, а также к сдаче сбора налогов на откуп. Через систему откупов к эксплуатации крестьянства начали приобщаться торгово-ростовщические элементы.

В конце XVI в. страна переживала кризис военно-ленной системы. Наблюдалась дезорганизация всех звеньев османской государственной системы, усилился произвол господствующего класса. Это вызывало мощные выступления народных масс.

Народные движения в Османской империи в XVI - начале XVII в. Крупные восстания в Османской империи имели место уже в начале XVI в. Особого размаха они достигли в восточной Анатолии и проходили большей частью под шиитскими лозунгами. Однако религиозная оболочка не могла затушевать социальной сути этих восстаний. Наиболее крупными были восстания под руководством Шах-Кулу в 1511-1512 гг., Нур-Али в 1518 г., Джеляля в 1519 г. По имени вождя последнего восстания все последующие народные движения в Анатолии в XVI - начале XVII в. стали называть «джеляли». В этих движениях принимали участие как турецкое крестьянство и кочевники-скотоводы, так и нетурецкие племена и народы. Наряду с антифеодальными требованиями в движении начала XVI в. фигурировали требования, отражающие недовольство установлением османского господства в этом регионе, соперничество с османами других турецких племен и династий, стремление к независимости различных тюркских и нетюркских народностей. Большую роль в подстрекательстве к восстаниям играл персидский шах и его агенты, активно действовавшие в восточной Анатолии. Османским султанам жестокими репрессивными мерами удалось справиться с этим движением.

В конце XVI - начале XVII в. начинается новый этап движения. В этот период уже почти не встречаются религиозные шиитские лозунги. На первый план выдвигаются социальные мотивы, обусловленные кризисом военно-ленной системы, усилением налогового гнета и финансовыми затруднениями империи. В восстаниях, основной движущей силой которых было крестьянство, активное участие принимали разорившиеся тимариоты, надеявшиеся на гребне народного движения добиться восстановления своих прежних прав на землю. Наиболее крупными движениями этого периода были восстания Кара Языджи и Дели Хасана (1599-1601) и Каландер-оглу (1592-1608).

Продолжали борьбу против османского владычества и народы Балканских стран. В XVI в. наиболее распространенной формой сопротивления здесь было гайдукское движение. В 90-х гг. XVI в. вспыхнули восстания в различных районах Балканского полуострова. Это выступление сербов в Банате, валашское восстание 1594 г. во главе с господарем Михаилом Храбрым, восстания в Тырнове и ряде других городов.

Борьба с антифеодальным и народно-освободительным дви жением требовала от османских властей значительного напряжения сил. К тому же в это время происходили сепаратистские мятежи крупных феодалов. Ненадежной опорой власти стал янычарский корпус, который дважды, в 1622 и 1623 гг., участвовал в свержении султанов. В середине XVII в. османскому правительству удалось приостановить начавшийся распад империи. Однако кризис военно-ленной системы продолжался.

Международное положение Османской империи во второй половине XVI - первой половине XVII в. Османская империя все еще была сильной державой, проводившей активную внешнюю политику. Турецкое правительство широко использовало не только военные, но и дипломатические методы борьбы со своими противниками, главным из которых в Европе являлась империя Габсбургов. В этой борьбе сложился военный антигабсбургский союз Османской империи с Францией, оформленный особым договором, получившим в литературе название «капитуляция» (главы, статьи). Переговоры с Францией о заключении капитуляции шли с 1535 г. Оформлены капитуляционные отношения были в 1569 г. Принципиальное значение их состояло в том, что султанское правительство создало французским купцам льготные условия для торговли в Османской империи, предоставило им право экстерриториальности, установило низкие таможенные пошлины. Эти уступки являлись односторонними. Они рассматривались османскими властями как не столь важные в сравнении с установлением военного взаимодействия с Францией в антигабсбургской войне. Однако в дальнейшем капитуляции сыграли отрицательную роль в судьбах Османской империи, создав благоприятные условия для установления экономической зависимости империи от западно-европейских стран. Пока же в этом договоре и в последовавших за ним аналогичных договорах с Англией и Голландией еще не было элементов неравноправия. Они давались как милость султана и были действительны лишь в период его правления. У каждого следующего султана европейские послы должны были снова добиваться согласия на подтверждение капитуляций.

Первые дипломатические контакты с Россией были установлены Османской империей (по инициативе турок) еще в конце XV в. В 1569 г. после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств произошел первый военный конфликт России с турками, желавшими воспрепятствовать присоединению Астрахани к России. В последующий период более 70 лет между Россией и Османской империей не было крупных военных столкновений.

Войны с Ираном шли с переменным успехом. В 1639 г. были установлены границы, существенно не менявшиеся в течение длительного времени. В составе Османской империи оставались Багдад, Западная Грузия, Западная Армения и часть Курди-стана.

Длительные и упорные войны вела Османская империя с Венецией. В результате к османским владениям были присоединены острова Кипр (1573 г.) и Крит (1669 г.). Именно в войне с Венецией и Габсбургами в 1571 г. турки потерпели первое серьезное поражение в морской битве при Лепанто. Хотя этот разгром и не имел серьезных последствий для империи, он явился первым внешним проявлением начавшегося упадка ее военной мощи.

Война с Австрией (1593-1606), австро-турецкие договоры 1615 и 1616 гг. и война с Польшей (1620-1621) привели к некоторым территориальным уступкам Османской империи Австрии и Польше.

Продолжение бесконечных войн с соседями ухудшило и без того сложное внутреннее положение страны. Во второй половине XVII в. внешнеполитические позиции Османской империи значительно ослабли.

Япония 17-18

Гос. строй: 2 главы го-ва: 1)реально - СЕгун

2)номинально - ТЕННО(император, кот нельзя называть по имени)-мог проводить духовные обряды.

1603-приход к власти третей династии сегунов - Такугава(основатель -Такугава Иэясу).

Централизованное гос-во, 1/4 хороше, обработанной земли принадлежала сегуну лично.

1573-1603- гр. война за объединение страны(период Мамоямо)

1603-1868-правление сегунов из такугавы(период ЭДО)

1605 - Такугава Иэясу отрекся от престола, но сохранил реальную власть до смерти(1616)

Сегуну подчинялся ТАЙРО(премьер-министр), кот исполнял обязанности Сегуна при его несовершеннолетии.

Правительство страны подчинялось РОДЗЮ(6-7 человек)-совет министров.

РОДЗЮ не имели право вступать в сношение с СЕГУНАМИ, но могли связываться через посредников - САБАЁНИН

Помощниками РОЗЮ были ВАКАДОСИЁРИ(молодые старики)

Сословный строй:

система СИНОКОСЁ(четырехсословная)

СИ - воины(самураи)

НО - крестьяне

КО - ремесленники

СЁ - торговцы

----"охота за мечами" - оружие только у самураев

Вне сословия стояла определенная группа лиц - ЭТА - люди низших профессий.

Самурай - наемный воин, кот должен был удерживать крестьян в деревнях, имели право носить два меча, но не все феодалы были самураями., имели право носить фамилию, нельзя казнить самурая(только самоубийство); не имели право разделывать землю!

Дайме(князь) - феодалы, вершина самурайства, возглавляли кн-во ХАН, Дайме возглавлял клан самураев.

1)Фудай Дайме - ближние дайме, наследственные вассалы, Дайме поддерживающие клан ТАКУГАВЫ

2) Тудзамо дайме - дальние дайме, бывшие противники Такугаву

Власть постоянно наблюдала за Дайме(его действиями)!

ХАТАМОТО - самурай в прямом подчинении Сегуна.

Правительственный аппарат из ХАТОМОТО.

1653г- изъятие земли у всех самураев, кроме дайме. => кризис самурайского сословия.

1597 - последняя интервенция Японцев в Корею

Крестьяне - 80%

Самые бесправные и угнетенные.

Крестьяне прикреплены к земле, не переходят от помещика к помещику, не меняют

занятие… их нельзя передать и купить.

Крестьяне не могли пить спиртное, курить, носить шелковую одежду(только х/б)

Луга и пустоши - в общем пользовании крестьян!

Деревня - МУРА делилась на пятидворки, члены пятидворок связанны круговой порукой

Масса соц-слоёв:

3)ГОСИ(крестьяне происходившие из самураев) =>

4)ДОГО(Богатые крестьяне, Кулаки, владельцы крупных участков) =>

5)ХОМБЯКУСЕ (полноправные члены общины, коренные крестьяне =>

6)ГЭНИИ- Арендаторы(не входят в состав деревенской общины и пятидворки) =>

7) ХИКАН - слуга хомбякусе - дворовый =>

8) МИДЗУНОМИБЯКУСЁ - крестьяне пьющие воду.

Городская жизнь:

Крупные города: Киото и эдо=> ТОКИО - - - - полумиллионники,

Территория Японии приблизительно ровна территории Германии (3/4 - горы!!!)

1633,1636,1639 - указы о самоизоляции Японии

Причины самоизоляции: : Боязнь властей о разрушении СИНОКОСЁ

Японцам запрещался выезд из страны;

Японцам-эмигрантам запрещено возвращаться в Японию

Открыт город для торговли - НАГАСАКИ; Иностранцам запрещено выходить на берег.

Так же построен остров для торговли - Дэдзима

Торговля велась с Китаем, Кореей, Голландией.

Теперь Япония - закрытая страна!

Бурный подъем Японской Культуры

Ухудшение экономики: Мешки с рисом заменяв деньги, остановилось развитие страны.

САКАН - единственный автономный город

Дома нумеруются по давности застройки – отсюда навигаторы.

Киото и Эдо – города-миллионники, с древности города были большими. Население не растет из-за высокой смертности. Территория Японии – ¾ горы.

1633, 1636, 1639 – приняты три указа о самоизоляции Японии. Причины самоизоляции – (гипотеза) власть боялась, что иностранцы поднимут восстание крестьян и свергнет власть. Иностранцам запрещен доступ в Японию, японцам запрещен выезд из страны. При этом, до принятия указов японцы часто покидали страну. Японцам иммигрантам запрещено возвращаться в Японию, так же как и их потомкам. Политика самоизоляции не означала, что власти ничего не знали… Нагасаки – единственный город, открытый для торговли. В этом городе иностранцам не разрешалось сходить на берег. Для торговли создали искусственный остров Дэдзима (20Х40 м, высота – 1 м), где проводился торг с Китаем, Кореей и Голландией, только им было разрешено торговать. В итоге, Япония стала закрытой страной, и как следствия:

1) бурный подъем городской культуры (период Ганроку, 15 лет, 1688-1703) – «+»

2) вместо денег стали ходить мешки с рисом, развитие страны практически остановилось «-»

существовала монета РЁ.

Единственный автономный город – Сакай.

Два низших сословия структурировались в цеховые организации. До Токугава они назывались «Дза». Они обычно имели своих покровителей (крупный феодал или монастырь), большинство Дза выступало против Токугавы и по его приходу они почти все были распущены, за исключением тех, кто не воевал против Токугавы. Были созданы новые организации, лояльные Токугаве, которые назывались Кабунакама – гильдии купцов и ремесленники. Часть ремесленников проникала в самураи, обычно путем усыновления. Часто привилегией пользовались Какэя – финансовые агенты правительства. Два низших сословия были более свободны, чем крестьяне. В городе Осака была создана рисовая биржа. Рисовые маклеры – Курамото – Сёгун и Даймё давали им поручения по продаже риса, и имели с этого процент. Курамото постепенно богатели и вскоре появился слой Фудасаси – ростовщики.

(Период правления Сёгуна Токугава – Эдо.)

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В 17-18 ВВ.

Европейская супердержава. 6 млн км 2 . Абсолютная монархия, во главе – султан(европейцы звали) = хан, … объединял политическую власть и религиозную. Когда Мекка и Медина стали частью империи, хан назвал себя пророком… Идеал правления – постоянная борьба с неверными. Султан имеет право убить всех своих братьев по восшествии на престол. Главный враг султана – его сын. При султане функционировал диван – правительство страны. Туда входили четыре столпа державы, при каждом имелось собственное управление.

Первый столп – великий визирь (носил белую одежду, имел привилегии) осуществлял военную и административную власть, командовал армией, т.е. реально управлял страной

Второй столп – Кадиаскер = «судья солдат» - главный военный судья страны. Сначала был один, позже – двое.

Третий столп– Башдефтердар – финансист.

Четвертый столп – Нишанджи – издавало фирманы.

Шейх-уль-эслам – высшее духовное лицо империи, он обладал правом на жизнь – его не казнили.

Рейс-эфенди – министр иностранных дел.

Существовал придворный этикет, каждый чиновник имел свой элькаб – форму обращения. В стране не существовало дворянства. У всех чиноников – Кавук – головной убор. Мусульмане носили тюрбаны, не мусульмане – колпак. Огромный султанский двор – ок. 10000 чел. Двор делился на внешний и внутренний. Внешний включал обслугу, а внутренний – Дар-и саадед – гарем. Внешним двором руководил евнух Капу-агасы, внутренним – евнух Кызлар-Агасы.

Специфика османской империи – в экономическом плане не представляла единого целого, т.к. возникла в результате завоевания и держалась на военной силе, политическая власть была чистой тиранией. Экономические части империи небыли связаны друг с другом. В стране не существовало общенационального рынка (появился только в середине 20 гг, принудительно). Как только военная сила ослабла, от нее начали отходить территории.

Вооруженные силы четко делились на две части: Капыкулу – профессиональное войско, 2 часть – поместная феодальная кавалерия – (сепахи). Основная часть капыкулу – янычары. Раз в три года или 5 лет проводился набор в янычары. внеш служба, внутренняя служба. Казнь – только удушение. Янычары не носили бороду. Янычарский корпус делился на орты (роты, сначала 40 чел, позже 100), большинство янычар занимались экономической деятельностью. Янычары получали жалование 3-4 раза в год – им выдавались книжки, по которым можно получить жалование.

Организация местного самоуправления. Страна делилась на Эялеты (Вилайеты). Изначально 2 – умелийский и энатолийский. Позже было до 28 эялетов. Эялетом управлял Бейлербей – осуществлял военную и административную власть, командовал войсками эялета, имел собственный диван и двор. Бейлербей имел право распределять мелкие Тимары – служебные феодальные владения, пожалования. Границы между эялетами постоянно менялись. Эялеты делились на Санджаки («Уезды»), во главе с Санджакбеем, Аян – отстаивал перед властью интересы местных служилых феодалов, избирался местными служилыми феодалами

Феодальные отношения.

Империя Турок-Сельджуков. Здесь зародилась вассально-ленная система. Османская империя эту систему сохранила. Суть: феодалу выдавался берат (жалованная грамота на поместье), с которым он являлся в поместье. Поместье делилось на три части: Тимар, Зеамет, Хасс.

Тимар состоял из двух частей: ХассА-чифтлИк, и ХиссЭ. ХассА-чифтлИк предоставлялся по праву меча (за проявленную храбрость), с этой земли не надо выставлять воинов . ХиссЭ – воинов надо выставлять.

Военно-служилие феодалы – тимариоты. Владельцы тимаров имели право на часть доходов от тимара и на ограниченные административные и судебные права. Владельцы хассов и зеаметов имели всю полноту административных прав.

Вакф – церковное землевладение, земля, принадлежащая мечети или святому месту. Возникал в результате дарения, налогами не облагался, не мог быть продан, могли быть обменены на равноценные. Лицо, подарившее вакф продолжало им управлять и сохраняло часть доходов. Их кол-во увеличивалось (из-за отсутствия налогов?).

Мульк – частное землевладение. Земельное дарение султана.

Специфика экономики Османской империи – государству нужны деньги, в стране господствовало натуральное хозяйство – откуда деньги? Создается система откупов – ильтизам. Главная фигура – откупщик Мюльтезим, который вносит в казну определенную сумму, потом на этом основании изымает у крестьян часть урожая, реализует ее на рынке – разница составляет его чистый доход. При этом государство получает деньги, для крестьянства же это губительно.

Положение крестьянства. В стране не было официального дворянства, но население делилось на две части: Бераайя и реайя. Бераайя – неподатное население, реайя («стадо»)– податное. Плохо жили крестьяне в Мульках и вакфах.

Крестьяне обязаны содержать феодалов. Долгое время барская запашка отсутствовала.

Земли феодалов поделены между крестьянами, за пользование землей они отдавали феодалу долю урожая. Феодал предоставлял крестьянину Чифт (чифтлИк) – участок земли от 6 до 16 га на семью. За первое получение чифта нужно заплатить феодалу налог – Тапу (300 акче). При передаче по наследству тапу не взимался. Крестьянин теряет землю, если ее не обрабатывает, Срок необработки земли – сначала 1 год, позже сделали 3. (крестьяне привлекались в военные силы = их часто отправляли в походы = увеличили срок необработки). Необработка – единственная причина потери надела. Повинности крестьянина определялись обычаем, что не значит, что обычай можно нарушать. Крестьянин прикреплялся к наделу, феодалы могли сыскивать беглых. Срок сыска от 15 до 20 лет. Исключение – Истанбул, где строк сыска – 1 год и 1 день (в 1453 г Мехмет 2 захватил Константинополь, пригласил беглых крестьян). Три формы ренты присутствовали в Османской империи, а именно Натуральная, отработочная и денежная, преобладала натуральная (продуктовая). Денежной почти не было. Была небольшая отработочная (7 дней в году отработать на феодала). Крестьяне-мусульмане выплачивали АШАР – 1/10 урожая. Крестьяне-Немусульмане выплачивали ХАРАДЖ – 1/3 урожая. В пользу феодала собирался мельничный сбор. Существовал налог – АГНАМ – налог с мелкого рогатого скота: феодалу в год 1 голова с 50-ти, в пользу госва – 1 акче с трех голов. Брачный налог феодалу – в зависимости от достатка крестьянина от 10 до 50 акче. Поземельный налог – РЕСМИ-ЧИФТ уплачивался государству. Взрослые мужчины немусульмане выплачивали госву налог ДЖИЗЬЯ – за неслужение в армии. ИСПЕНДЖЕ – платят феодалу все немусульмане.

Феодал в поместье появлялся крайне редко = не занимался хозяйством. В пользу государства несли АВАРИЗ – чрезвычайная повинность в пользу войны. В последствие, АВАРИЗ заменили денежной выплатой.

ОртакчИ – батрак, который работает из доли урожая.

Существовало небольшое кол-во рабов, но в 17 в. рабы исчезли.

Кроме сельского существовало кочевое население (20% нас-я) – туркмены (юрюки). Их положение было лучше положения крестьян. Они организовывались в племенные союзы (вожди - Ханы), могли передвигаться по империи в любом направлении. Им специально отводились пастбища, распахивать их запрещалось. Кочевники налогов не платили, но по первому зову императора каждый пятый мужчина должен был выступить в поход.

Городская жизнь.

Правительство нуждалось в ремесле (производстве оружия), поощряло его. Вкладывались средства на строительство дорог – разворовывались. Создана сеть караван-сараев. Промышленной буржуазии небыло, была торговая – не турецкая по происхождению. Ислам изначально не признавал ссудного процента, считалось, что если кто-то берет в долг деньги под проценты, значит платит деньги за время, а время принадлежит Аллаху, за него платить нельзя.

В центре города стоят дома торговцев (греков, евреев,..), на окраинах – голыдьба (турки). Турок – «дурак». Все подданные империи назывались ОСМАНАМИ, не иначе! Султан Мехмет 2 установил налог с продаж (довольно либеральный). Вьюк – мера. Основные рынки Стамбула – ЭТ-МАЙДАН («мясная площадь») и БЕЗИСТАН («страна полотна»). Порядок наводили Янычары. За нарушение правил торговли торговца приколачивали гвоздем за ухо к двери лавки.

Натуральное хоз-во крестьян привело к организации ремесленников и торговцев городов в цеховые структуры – ЭСНАФ. ЭСНАФы обладали монополией. Ремесленники, не вход в эснаф изгонялись из города. Разделения труда между мастерами не было, Редко использовался наемный труд. Орудия труда – ручные и примитивные. Цеха имели самоуправление, глава – ЭСНАФБАШИ. Единого городского управления не было. Мухтары – старосты кварталов. ИмАмы – предстоятели на молитве.

АВАНИ – незаконные поборы властей. Билербеи и санджебеи открыто грабили население.

Долгое время Османская Империя была самым веротерпимым государством в Европе. Правительство признавало 3 немусульманские конфессии (армяно-григорианскую, греко-православную и иудейскую). Правительство спец грамотами даровало этим конфессиям вольности: не платили налогов, культовые издание немусульманских кофессий не могли быть обращены в мечети, полная свобода отправления богослужения., наконец, немусульманские церковные скульптуры контролировали брачно-семейные отношения и гражданско-правовые в среде своих адептв. В споре между мусульманином и немус судьей выступал КАДИ – мусульманский священнослужитель. Человек подлежал суду священника своей веры. Судебный процесс проводился в мечети. Два женских свидетельства равнялись одному мужскому.

Цеха регулировали цены, определяли стандарты производства, дни торговли (торговать постоянно нельзя!), строго запрещалось сманивать заказчиков, собственность от государства не была защищена. Обладатели крупных состояний переводили их за рубеж, вкладывали деньги в недвижимость или обращали в клад)). ЭТО ЗАКОНСЕРВИРОВАЛО развитие страны.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Земли Османской империи, каждая пядь которых была завоевана мечом, простирались на трех континентах. Владения у султана были обширнее, чем у императоров Древнего Рима.

Они охватывали всю юго-восточную Европу и побережье Северной Африки до границ Марокко; они вплотную подступали к берегам Каспия, Красного моря, Персидского залива; Черное море представляло собой внутреннее «турецкое озеро». Сидя в Константинополе, султан правил великими городами, столь отдаленными друг от друга и столь несхожими, как Алжир, Каир, Багдад, Иерусалим, Афины и Белград. На бывших территориях Османской империи уместилось больше двух десятков современных государств. Эти бескрайние просторы вмещали и горы, и пустыни, и реки, и плодородные долины; здесь жило примерно 25 миллионов человек - огромная цифра по тем временам, почти вдвое превышающая численность населения любого европейского государства или империи, кроме Франции. Империя османов была мусульманской - посреди ее владений, в сердце Аравии, лежали священные города Мекка и Медина. Турецкий султан, он же халиф - повелитель правоверных, обязан был хранить и оберегать святыни ислама. Турки-османы составляли господствующую группу мусульманского населения империи; здесь жили также арабы, курды, крымские татары, народы Кавказа, боснийцы и албанцы. Кроме того, султану были подвластны миллионы христиан - греки, сербы, венгры, болгары, румыны, молдаване и другие.

Стоит ли говорить, что политические связи, объединявшие эти разноязычные народы, приверженные разным религиям, были слабы и ненадежны. Султан находился в Константинополе, а на местах власть представляла пестрая стая пашей, князей, наместников, беев, ханов и эмиров, причем некоторые из них подчинялись султану лишь номинально. Например, христианских князей богатых провинций Валахии и Молдавии назначал сам султан, но по сути они правили автономно и все их обязанности перед центральной властью сводились лишь к ежегодной уплате дани. Каждый год повозки, груженные данью в золотой и иной монете прибывали с севера к Высокой Порте в Константинополе. Власть крымского хана над полуостровом была абсолютной, и только когда султан призывал его на войну, он выступал из своей столицы, Бахчисарая, и являлся под знамена своего сюзерена во главе 20 000-30 000 всадников. В 1200 милях к западу лежали государства берберов - Триполи, Тунис и Алжир. В военное время они служили своему османскому повелителю тем, что направляли быстроходные корсарские суда - на которых в обычное время с выгодой промышляли пиратством, грабя всех без разбора, - против флотов Венеции и Генуи, мощных христианских морских держав.

В XVI веке, при султане Сулеймане Законодателе, или, как называли его европейцы, Сулеймане Великолепном (1520-1566), Османская империя достигла наивысшего расцвета. Это был золотой век Константинополя* - в город стекались огромные богатства, здесь возводились величественные мечети, а по берегам Босфора и Мраморного моря строились прекрасные загородные дворцы.

Сам Сулейман покровительствовал литературе, искусствам и наукам; он увлекался музыкой, поэзией и философией. Но прежде всего он был воином. Османские армии двигались на север, по большой военной дороге, которая вела в Белград, Буду, и наконец, в Вену, и там, где они проходили, среди балканских гор и долин, вырастали мечети и минареты. Христианские монархии Запада, возмущенные этими явными символами исламской оккупации, смотрели на турок как на угнетателей греков и других христианских народов Востока. Однако Османская империя, более великодушная в этом отношении, чем большинство европейских государств, терпимо относилась к иноверцам. Султан официально признал Греческую церковь и подтвердил юрисдикцию ее патриарха и архиепископов, а православные монастыри сохранили свое имущество. Турки предпочитали управлять посредством уже существующих местных структур власти, так что христианским провинциям было позволено, при условии уплаты дани, сохранять собственную систему государственного устройства и сословной иерархии.

Любопытно, что как раз своим христианским подданным турки-османы оказывали "высочайшую честь": из их числа набирались чиновники центральной имперской администрации и формировались особые полки султанской гвардии - янычар*.

Немусульманам в Османской империи был закрыт доступ к административной и военной карьере. Поэтому подняться по служебной лестнице христианин мог, лишь перейдя в ислам - как и описано далее

В покоренных балканских провинциях переход в ислам открывал способным христианским юношам дорогу к успеху. Их посылали - поначалу насильно - в мусульманские школы, где они получали суровое воспитание, направленное на то, чтобы искоренить всякую память о матери, отце, братьях и сестрах, истребить в их душах малейшие следы христианства. Они воспитывались в беззаветной верности Корану и султану и пополняли ряды его бесстрашных приверженцев, готовых нести любую службу. Самые одаренные попадали ко двору или на выучку в государственные учреждения и могли подняться к вершинам власти. Этот путь прошли многие выдающиеся люди, и нередко могущественной Османской империей управляли те, кто был рожден в христианстве.

Турецкие Янычары

Но большинство молодых людей поступало в гвардейские янычарские полки. Всю свою жизнь, с самого детства, они жили в казармах - им запрещалось жениться и заводить семью, чтобы их преданность султану оставалась безраздельной. По своему положению янычар ничем не отличался от раба; казарма была его домом, ислам - его верой, султан - его повелителем, а война - его службой. В ранние века существования империи янычары напоминали орден фанатичных монахов-воителей, приносивших обет сражаться с врагами Аллаха и султана. В османской армии они составляли стальной корпус великолепно обученной, надежной пехоты, и во всей Европе не было войск, равных янычарам, пока не появилась новая французская армия Людовика XIV.

Отряд янычар представлял собой живописное зрелище. Они носили красные шапки, расшитые золотом, белые рубахи, пышные шаровары и желтые сапоги. Янычары личной гвардии султана отличались красными сапогами. В мирное время они были вооружены только кривой саблей, но, отправляясь в бой, янычар мог выбирать оружие на свой вкус - копье, меч, аркебузу или, позднее, мушкет.

В XIV веке янычар было 12000, а в 1653 году их насчитывалось 51647 человек. Со временем янычарам солидного возраста позволили выходить в отставку и обзаводиться семьей. И мусульманские, и христианские семьи мечтали, чтобы их сыновей зачислили в корпус, и в конце концов круг тех, на кого распространялась эта привилегия, был ограничен сыновьями и родственниками бывших янычар. Янычары превратились в наследственную касту свободных людей. В мирное время они, как и стрельцы, занимались ремеслами и торговлей. Постепенно, подобно гвардейским частям во многих других странах, они сделались опаснее для собственных хозяев, чем для их врагов. Великие визири и Даже султаны приходили к власти и низвергались по прихоти янычар, пока в 1826 году корпус не был расформирован.

С моря древний Константинополь казался бескрайним цветущим садом. Над голубыми водами Босфора и Мраморного моря, над темной зеленью кипарисов и цветущими шапками фруктовых деревьев высились купола и минареты одного из прекраснейших городов мира. И сегодня Стамбул полон жизни, но он больше не столица. Правительство Турецкой Республики переместилось в строгую современную чистоту Анкары в центре Анатолийского плато. В XVII же веке Константинополь был столицей мусульманского мира, военным, административным, торговым и культурным центром могущественной Османской империи. Его население достигало 700 000 - такого количества жителей не было ни в одном европейском городе, как не было и такого количества всевозможных рас и религий. Повсюду виднелись величественные здания мечетей, медресе, библиотек, больниц и общественных бань. На базарах и пристанях громоздились товары изо всех уголков мира. В парках и садах благоухали цветы и фруктовые деревья. Весной зацветал шиповник, в густых зарослях живых изгородей разливались соловьи.

Там, где бухта Золотой Рог разделяет Босфор и Мраморное море, над городом вознесся Топкапы Сарай - султанский дворец, а точнее дворцовый комплекс. Здесь, за высокими стенами, скрывались бессчетные хоромы, казармы, кухни, мечети, сады с журчащими фонтанами и длинные кипарисовые аллеи, обсаженные розами и тюльпанами*.

BЭто был центр политической и административной жизни империи, здесь, как в Московском Кремле, сосредоточивались все центральные государственные учреждения, решались все государственные дела. В Топкапы было три части - три двора. В первом дворе располагалось управление финансами, архив, монетный двор, арсенал. Во втором находился Диван - совещательный совет при султане, а также канцелярия султана и государственная казна. В третьем дворе была резиденция султана, его гарем и сокровищница. Рядом с Топкапы жил великий визирь, а также размещались казармы янычарского корпуса численностью до 12 тыс. человек.

Город в городе, существовавший исключительно ради удовольствия одного человека, дворец невероятно дорого обходился подданным султана. Каждый год из всех провинций империи сюда плыли корабли и тянулись повозки, груженные рисом, сахаром, горохом, чечевицей, перцем, кофе, миндалем, финиками, шафраном, медом, солью, сливами в лимонном соке, уксусом, арбузами. Как-то раз даже привезли 780 телег снега. Внутри этого города султану прислуживали 5000 человек. Султанским столом распоряжался главный хранитель скатерти, которому помогали старший над подносителями подносов, податели фруктов, солений и маринадов, шербета, старшина кофеваров и податель воды (султаны-мусульмане были трезвенниками). Имелся также старший наматыватель тюрбана со штатом помощников, хранитель султанского платья, начальники мойщиков и банщиков. В штате старшего цирюльника состоял мани-кюрщик, который каждый четверг приводил в порядок ногти султана. Сверх того были зажигатели трубок, открыватели дверей, музыканты, садовники, конюхи и целая армия карликов и глухонемых - последних султан использовал как гонцов, но особенно незаменимы они были в качестве прислуги, когда требовалась строгая конфиденциальность.

Многожёнство

Но и сам этот тщательно скрываемый от глаз подданных дворец служил лишь внешней оболочкой внутреннего, еще более пристально оберегаемого частного мира - гарема. Арабское слово «харам» означает «запретный», и султанский гарем был запретен для всех, кроме самого султана, его гостей, обитательниц гарема и евнухов - их стражей. Из дворца туда можно было попасть лишь по одному-единственному переходу, который преграждали четыре двери, две железные и две бронзовые. Каждую из дверей день и ночь охраняли евнухи, которым был доверен единственный набор ключей. Переход этот приводил в запутанный лабиринт роскошных покоев, коридоров, лестниц, потайных дверей, внутренних дворов, садиков и бассейнов. Ко многим комнатам со всех сторон примыкали другие помещения, и поэтому свет просачивался в них сверху, сквозь витражи в застекленных куполах и крышах. Стены и потолки султанских покоев покрывали сложные узоры из голубых и зеленых никейских изразцов. Полы устилали яркие ковры, тут и там стояли низкие диваны, на которых обитатели могли сидеть «по-турецки», скрестив ноги - потягивать крепкий кофе или вкушать фрукты. В тех комнатах, где султан любил с глазу на глаз побеседовать с советником, имелись фонтаны, своим журчанием не дававшие любопытным ушам расслышать, о чем идет речь.

Гарем был замкнутым миром чадры, сплетен, интриг и, когда бы ни пожелал султан, телесных услад. Но кроме того, это был мир, подчинявшийся строгим правилам протокола и субординации. До Сулеймана Великолепного султаны официально женились; ислам позволял им иметь четырех жен. Но жена Сулеймана, рыжеволосая славянка по имени Роксолана, с такой настойчивостью вмешивалась в государственные дела, что с той поры османские султаны жениться перестали и правительницей гарема стала мать султана. Турки верили, что «под ногами матери лежит небо» и что сколько бы ты ни имел жен и наложниц, мать у тебя одна и никто на свете не может заменить ее. Иногда, если султан был слишком молод или слаб характером, его мать сама давала распоряжения от его имени великому визирю. Место после матери султана занимала мать наследника престола, если таковой имелся, а за ней - другие женщины, родившие сыновей от султана, и только потом все остальные одалиски, или наложницы. Все эти женщины, по крайней мере формально, являлись рабынями, а поскольку обращать в рабство мусульманку не полагалось, то, следовательно, весь гарем составляли иностранки - русские, черкешенки, венецианки, гречанки. С конца XVI века большинство женщин поступало в гарем с Кавказа - жительницы этих мест славились своей красотой. Однажды переступив порог гарема, женщина оставалась в нем навсегда. Исключений быть не могло. Оказавшись в гареме, обычно в десять-одиннадцать лет, девочка усердно постигала науку обольщения у опытных наставниц. Пройдя полный курс, девушка с надеждой ожидала момента предварительного одобрения, когда султан бросал к ее ногам платок, и она становилась «гезде» («замеченной»). Не всякая «гезде» дожидалась счастливого мига, когда ее призывали к султану и она превращалась в «икбал» («побывавшую на ложе»), но уж те, кому повезло, получали собственные покои, слуг, драгоценности, наряды и денежное содержание. А так как женщины гарема полностью зависели от того, насколько доволен ими султан, то все они жаждали попасть на его ложе, а оказавшись там, изо всех сил старались ему угодить. Они так усердствовали, что несколько султанов, пресытившись бесконечными днями и ночами страсти с этими полчищами пылких, полных обожания женщин, попросту помешались. В этот уединенный женский мир не позволялось проникать ни одному мужчине, кроме султана. На страже гарема стояли евнухи. Сначала евнухи были белые - их большей частью вывозили с Кавказа, как и женщин для гарема. Но к началу XVII столетия все двести евнухов, охранявших гарем, были чернокожими. Обычно их покупали еще детьми, когда приходил ежегодный караван с рабами с верховьев Нила, и по дороге, возле Асуана, кастрировали. Любопытно, что, поскольку исламом это запрещено, то операцию производили копты - христианская секта, живущая в этом районе. Искалеченных мальчиков затем преподносили султану в подарок от его наместников и губернаторов Нижнего Египта.

Теоретически, евнухи были рабами и слугами рабынь - обитательниц гарема. Но нередко они приобретали большую власть благодаря своей близости к султану. В непрестанном круговращении дворцовых интриг женщины в союзе с евнухами могли серьезно влиять на приливы и отливы султанских милостей, на распределение должностей. Со временем начальники черных евнухов, имевшие звание «кызлар агасы» - «господин девушек», или «ага Дома блаженства», стали нередко играть большую роль в государственных делах, превращаясь в грозу всего дворца, и иногда занимали третье место в имперской иерархии после султана и великого визиря. Ага черных евнухов всегда был окружен пышной роскошью, располагал множеством привилегий и большим штатом прислуги, в который входило и несколько его собственных наложниц, чьи функции, надо признаться, трудно себе представить.

В гареме, как и во всей империи, на султана смотрели как на полубога. Ни одной женщине не позволялось являться к нему без вызова. При его приближении всем полагалось быстро скрыться. Один из султанов, дабы известить о своем приближении, носил туфли на серебряной подошве, звеневшей по каменным плитам переходов. Собираясь купаться, султан сначала отправлялся в комнату для переодевания, где юные рабыни снимали с него одежды; затем в комнату для массажа, где его тело умащали маслами; затем в купальню с мраморной ванной, фонтанами горячей и холодной воды и золотыми кранами: здесь, если он желал, его мыли - обычно эта обязанность возлагалась на довольно пожилых женщин; наконец, его одевали и умащали благовониями - снова молодые женщины. Когда султану угодно было повеселиться, он направлялся в зал для приемов - чертог в голубых изразцах, устланный малиновыми коврами. Там он восседал на троне, его мать, сестры и дочери рассаживались на диванах, а наложницы - на подушках на полу, у ног султана. Если устраивались пляски танцовщиц, то могли призвать придворных музыкантов, но в этом случае им тщательно завязывали глаза, чтобы оградить гарем от мужских взглядов. Позднее для музыкантов построили над залом балкон с таким высоким бортом, что любопытные взгляды не могли за него проникнуть, но музыка была хорошо слышна.

В этом чертоге султан иногда принимал иностранных послов, восседая на мраморном троне в длинном парчовом одеянии с собольей оторочкой и в белом тюрбане, украшенном черно-белым плюмажем и гигантским изумрудом. Обычно он поворачивался в профиль, чтобы ни один неверный не посмел взглянуть прямо в лицо султана - земной Тени Аллаха. Пока существовала Османская империя, она всегда оставалась завоевательным государством. Вся полнота власти находилась в руках султана. Если султан был сильным и одаренным человеком, империя процветала. Если он был слаб, империя начинала рассыпаться. Неудивительно, что от гаремной жизни среди пылких женщин и потакающих любой прихоти евнухов порода, которая пошла от победоносных завоевателей, почти совсем выродилась. Еще одно обстоятельство, действуя постепенно на протяжении долгой истории Османской империи приводило к ухудшению личных качеств султанов. Началось это, как ни странно, с акта милосердия. До XVI века существовала османская традиция, по которой тот из многочисленных султанских сыновей, кто приходил к власти, немедленно приказывал передушить всех своих братьев, чтобы ни один не мог посягнуть на трон. Султан Мурад III, который правил с 1574 по 1595 год, произвел на свет больше сотни детей, из них двадцать сыновей его пережили. Старший, взойдя на престол под именем Мехмета III, уничтожил девятнадцать своих братьев, а кроме того, в стремлении наверняка избавиться от возможных соперников, убил семь беременных наложниц своего отца. Однако в 1603 году новый султан, Ахмед I, покончил с этим кошмарным обычаем, отказавшись душить братьев. Вместо этого он, чтобы их обезвредить, замуровал всех в особом павильоне, так называемой «клетке», где они и жили, лишенные всякой связи с внешним миром. С тех пор все османские принцы проводили там в безделье свои дни, окруженные евнухами и наложницами, которые, во избежание появления потомства, были по возрасту неспособны к деторождению. Если все- таки по недосмотру рождался ребенок, то его умерщвляли, чтобы не усложнять генеалогическое древо правящего рода. Поэтому, если султан умирал (или бывал смещен) не оставив сына, то из «клетки» призывали его брата и объявляли новой земной Тенью Аллаха. Среди этого сборища невежественных, расслабленных принцев крови янычары и великие визири редко могли отыскать человека, обладающего достаточным умственным развитием и политической зрелостью, чтобы управлять империей.

Во все времена, но в особенности тогда, когда султан бывал слаб, фактически Османской империей правил от его имени великий визирь. Из внушительного здания, возведенного в 1654 году рядом с дворцом и известного европейцам как Высокая Порта, великий визирь осуществлял надзор за администрацией и армией империи - он контролировал все, кроме султанского дворца. Официально великий визирь считался слугой султана. Вступая в должность, он принимал из султанских рук перстень с печатью; сигналом к его отставке служило требование возвратить государственную печать. На деле же великий визирь был подлинным правителем империи. В дни мира он являлся главой исполнительной и судебной власти. Во время войны он выступал как главнокомандующий действующей армии, а при нем состояли янычарский ага и капудан- паша, то есть адмирал. Он руководил заседаниями своего совета - Дивана - в большом сводчатом зале, стены которого украшала мозаика, арабески, синие с золотом драпировки. Здесь восседали на скамьях, тянувшихся по кругу вдоль стен, высшие чиновники империи, и цвета их отороченных мехом одежд с широкими рукавами - зеленый, фиолетовый, серебристый, синий, желтый - означали их ранг. Посредине сидел сам великий визирь в белом атласном наряде и тюрбане с золотой каймой.

Должность великого визиря давала огромную власть - случалось, что великие визири низвергали султанов, - но она была и крайне опасна, так что у ее обладателя было немного шансов умереть своей смертью. Вина за военное поражение возлагалась на великого визиря, а там неизбежно следовало его смещение, ссылка, а нередко и удушение. Только выдающиеся мастера интриги могли добиться этого поста и удержаться на нем. Между 1683 и 1702 годом двенадцать великих визирей сменили друг друга в Диване и в Высокой Порте. И все-таки в XVII веке именно великие визири спасли империю, пока султаны нежились в гаремах, потакая своим наклонностям и прихотям*. К этому времени центральная власть до того захирела, что венецианские корабли курсировали вблизи Дарданелл, а днепровские казаки на своих «чайках» разбойничали на Босфоре. Империя захлебывалась в коррупции, расползалась на куски, погружаясь в анархию, и спасли ее три представителя одного рода - а в сущности, династии - великих визирей: отец, сын и зять

* Один султан, Ибрагим Безумный, заключил свою бороду в алмазную сетку и проводил время, бросая золотые монеты рыбам в Босфоре. Он не желал ничего видеть и осязать, кроме мехов, и ввел особый налог, который шел на покупку соболей из России, чтобы обить стены в султанских покоях этими драгоценными мехами. Полагая, что чем женщина крупнее, тем она приятнее, он разослал гонцов искать по всей империи самых толстых женщин. Ему привезли невероятных размеров армянку, которая так восхитила султана, что он осыпал ее богатствами и почестями и наконец сделал правительницей Дамаска.

В 1656 году, когда империя находилась на грани гибели, гаремная камарилья вынуждена была назначить на пост великого визиря сурового албанца семидесяти одного года от роду - Мехмеда Кёпрюлю, который принялся за дело, не ведая жалости. Казнив 50000-60000 человек, ок полностью очистил османскую администрацию от взяточничества и коррупции. Когда пять лет спустя он умер, распад империи уже приостановился. При его сыне Ахмеде Кёпрюлю и позднее при его зяте Кара Мустафе произошло кратковременное возрождение Османской империи. Флоты и армии христианских держав - Австрии, Венеции и Польши - были отброшены от ее границ. В 1683 году, в ответ на призыв венгров о помощи против императора Леопольда, Кара Мустафа решил взять Вену. Более чем 200-тысячная армия, подняв знамена и бунчуки, ведомая самим Кара Мустафой, поднялась по Дунаю, завоевала всю Венгрию и во второй раз в истории Османской империи подступила к стенам австрийской столицы. Все лето 1683 года Европа с волнением следила за событиями. Полки солдат из германских государств вставали под знамена австрийского императора, чтобы сразиться с турками. Даже Людовик XIV, заклятый враг Габсбургов и тайный союзник турок, не мог не оказать помощи в спасении великого христианского города. 12 сентября 1683 года союзническая армия подоспела на выручку, с тыла атаковала линии турецкой осады и обратила турок в бегство вниз по Дунаю. По приказу султана Кара Мустафа был удавлен. После разгрома под Веной турок преследовали сплошные несчастья. Пала Буда, за ней Белград, австрийские войска подошли к Адрианополю. Прославленный венецианский адмирал Франческо Морозини овладел Пелопоннесом, пересек Коринфский перешеек и осадил Афины. К несчастью, во время обстрела города одно ядро попало в Парфенон, где турки устроили пороховой склад, и 26 сентября 1687 года этот храм, до тех пор сохранявшийся почти в первозданном состоянии, взорвался и приобрел теперешний вид.

В 1703 года янычары сместили султана Мустафу II в пользу его тридцатилетнего брата Ахмеда III, который взошел на престол после заточения в «клетке» и правил двадцать семь лет. Угрюмый, неуравновешенный, всю жизнь находившийся под большим влиянием матери, этот эстет любил женщин и поэзию; еще любил он рисовать цветы. Он имел также пристрастие к архитектуре, строил красивые мечети, чтобы доставить удовольствие своим подданным, и разбивал прекрасные сады, чтобы доставить удовольствие самому себе. Вдоль берегов Золотого Рога он возвел ожерелье роскошных павильонов - некоторые в китайском стиле, некоторые во французском - посиживал там в тени деревьев, окруженный любимыми наложницами, и слушал стихи. Ахмед любил театральные представления; зимой при дворе ставились замысловатые спектакли китайского театра теней, после которых гостям раздавали драгоценные камни, сладости и почетные халаты. Летом устраивали искусные потешные морские бои и фейерверки. Его двор был охвачен тюльпаноманией. Весенними вечерами султан с придворными в сопровождении музыкантов прогуливался по саду, увешанному фонариками или пронизанному лунным светом, аккуратно ступая среди сотен черепах, которые ползали в тюльпанах и в траве с зажжеными свечками на панцирях.

В городе, насчитывающем более 400 фонтанов, фонтан султана Ахмеда III считается одним из красивейших. Этот архитектурный шедевр, украшающий площадь Юскюдар, возведён в стиле османского барокко, подчёркивающем европейское влияние на классическую османскую архитектуру

Расположенный перед Императорскими воротами дворца Топкапы, фонтан был построен в 1728 году. Эту необычная постройка с остроконечной крышей занимает площадь 10х10 метров. Необычайную лёгкость и красоту зданию придают оригинальные рельефы, изящные своды, украшенные изразцами, и навесная крыша.

В дни Рамадана и религиозных праздников населению у стен фонтана раздавался бесплатный шербет. А на главном фасаде здания каждый мог прочитать наставление Ахмеда III: "Молитесь за Хана Ахмеда и пейте эту воду после произнесения ваших молитв".





В этой замкнутой, благоуханной атмосфере Ахмед III существовал в те же самые годы, которые стали свидетелями деятельного, бурного царствования Петра в России. Правление Ахмеда длилось дольше, чем петровское, и под конец обрело типично османский привкус. В 1730 году империю вновь охватили беспорядки и Ахмед думал утихомирить своих врагов, приказав задушить тогдашнего великого визиря - и одновременно своего зятя, -а его тело выдать толпе. Но это лишь на время отдалило собственную гибель султана. Вскоре он был свергнут и сменен на престоле своим племянником - он-то и отравил Ахмеда.

О русско- турецких войнах и постепенной деградации империи есть смысл поставить отдельную тему. И не одну.

Здесь ограничусь только констатацией того факта, что уже за пределами рассматриваемого периода, описанные процессы ослабления власти султана и всей Османской Империи вынудили очередного султана отказаться от абсолютной власти и ввести конституцию:

  • Провозглашение конституции в Стамбуле 23 декабря 1876 г. Гравюра. 1876

  • 23 декабря 1876 г. состоялось торжественное объявление конституции Османской империи.
    Конституция 1876 г. известная под названием конституции Мидхата, провозглашая установление в Турции конституционной монархии. Она предусматривала создание двухпалатного парламента, члены сената назначались султаном пожизненно, палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза. Султан имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.
    Все подданные империи объявлялись османами и считались равными перед законом. Конституция признавала государственным языком турецкий, а государственной религией ислам.