Страшный рассказ. Чарушин Е. И. Самые страшные истории

Страшный рассказ

Евгений Чарушин
Страшный рассказ

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает - шуршит; может быть - таракан, а может быть - кто другой!…

Шура и говорит со своей кровати:
- Мне совсем и не страшно.
- Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати.
- Мы воров не боимся, - говорит Шура.
- Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя.
- И тигров не боимся, - говорит Шура.
- Они сюда и не придут, - отвечает Петя.

И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, - говорит Шура Пете.
- Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп...
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком.

Смотрят - да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Мальчики Шура и Петя остались одни.
Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…
Шура и говорит со своей кровати:
— Мне совсем и не страшно.
— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.
— Мы воров не боимся, — говорит Шура.
— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.
— И тигров не боимся, — говорит Шура.
— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
— Не дыши, — говорит Шура Пете.
— Я не дышу.
Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…
А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.
Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!
Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.

Действие «Страшного рассказа» разворачивается в доме, который находился у леса. Там жила дружная семья из отца, матери и их сыновей Пети и Шуры.

Однажды летним вечером родители ушли. Когда стало темно, братья сами вымылись, переоделись и улеглись в постели. Заснуть им не удалось, потому что кто-то шуршал на полу. Тут Шура сказал, что он никого не боится. Петя ему поддакнул, что и ему не страшно. Шура заметил, что воров бояться нечего. Петя подтвердил, что и людоеды не смогут напугать храбрых братьев. Мальчики долго бы так переговаривались, если бы не услышали, что кто-то тихонько топает в доме. Испуганный Петя залез в постель к брату. Мальчики закрылись полностью одеялом. Но хождение по дому всё равно продолжалось. На радость мальчикам, пришли мать и отец. Петя и Шура всё объяснили взрослым.

Родители стали проверять все углы, но никого не нашли. Тут все увидели, что пробежал ежик и превратился в колючий шарик в углу комнаты. Он, наверно, забрался на дачу из ближнего леса. Родители взяли ежа шапкой и унести в чулан. Зверька покормили мясом и молочком, и он успокоился. Лишь тогда все заснули. Ежик прожил всё лето вместе с людьми на даче.

Евгений Иванович Чарушин ещё раз учит, что страшное может оказаться чем-то безобидным и добрым. Только боязнь самого человека может превратить крошку-ежа в чудовище.

Картинка или рисунок Страшный рассказ

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Белое облако Чингисхана Айтматова

    В тесной комнатушке, которая освещается лишь тусклой свечой, женщина смотрит в окно. Она ждёт своего мужа и отца двух её сыновей. Мальчики спят. Возможно им тоже снится отец.

  • Краткое содержание Гадкий утенок Андерсена

    Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять.

  • Краткое содержание Мальчик с пальчик братья Гримм

    Сказка начинается с того, что семья очень бедных крестьян, муж и жена, сидели у очага и мечтали о том, чтобы в их семье появился, хотя бы один маленький ребенок. Прошло время, и в этой семье родился маленький мальчик

  • Краткое содержание Пантелеев Главный инженер

    Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку

  • Краткое содержание Соседи Салтыков-Щедрин

    В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Е.И.Чарушин “ Страшный рассказ ” 2 класс УМК «Школа России» Учитель: Зябликова Н.А. МБОУ СОШ №85 Сормовского р-на, Н.Новгорода

Цель урока: познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.

Чарушин Евгений Иванович (1901-1965) Родился на Урале в семье архитектора; С детства начал создавать портреты, как живописные, так и словесные; Закончил Ленинградскую академию художеств; Иллюстрировал книгиМ.Пришвина, С.Маршака, Д.Мамина-Сибиряка; В 1930г. вышел его первый рассказ.

«Я рос с карандашом и кистью в руках». Детские годы

Художник - анималист «Я приучился с детства понимать животное – понимать его движение и мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животного. »

“ Страшный рассказ ” Почему он так называется? Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? Отгадайте загадку: Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

Стемнело - Негромко - Шлёпает - Словарная работа наступил вечер тихо топает

помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах. СЕНИ

помещение в доме, служащее кладовой. ЧУЛАН

Читай целыми словами. Ос-та-лись остались Стем-не-ло стемнело Пос-тель-ки постельки Лю-до-е-дов людоедов Кро-ко-ди-лов крокодилов За-кры-лись закрылись

Тест 1. Мальчиков звали Шура и Петя. 2. Без мамы и папы дети не ложились спать. 3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан. 4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать. 5. В углу свернулся шариком ёжик. 6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. 7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. + - - + + - +

Ответь на вопросы к тексту. Сказку или рассказ прочитали? Почему мальчики оказались дома одни? Что напугало детей? Как Щура и Петя уговаривали себя не бояться? Как вёл себя ёжик, когда его искали?

План рассказа. Остались одни. Нам не страшно… Кто-то топает ногами… Пришли папа с мамой. Ёжик жил на даче всё лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения на тему:"Стальное колечко.Сказка или рассказ?".Урок-диспут, в результате которого ученики и ответят на вопрос чем же является это произ...

Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....

Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс

Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова 4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век...

  • Познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • Развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
  • Оборудование:

    • учебник В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова “Родная Речь” II часть;
    • выставка книг Е.И. Чарушина;
    • эпиграф урока;
    • плакат с мимическим изображением человечка.

    Ход урока

    Организационный этап.

    Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

    У: Сегодня мы продолжим чтение произведений по теме “О братьях наших меньших” под девизом

    “Остановись! Присядь! Нагнись!
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись: они тебе сродни…”. (запись на доске)

    У: Посмотрите на выставку книг. Как вы думаете, произведения какого автора мы будем читать? О чем его книги?

    У: Правильно. Евгений Иванович Чарушин. Он пишет о животных.

    Этап активного усвоения новых знаний.

    “Биография писателя”

    У: Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он любил животных.

    В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которых Женя лечил вместе с мамой, и еще 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненных уток и тетерок, вел дружбу с трехногим псом Бобкой.

    Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве.

    “Вступительная беседа”

    У: Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. Прочитайте название рассказа.

    У: Попробуйте предположить, о чем будет рассказ? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.

    “Первичное восприятие текста”

    У: Сейчас вы прослушаете рассказ и узнаете верны ли ваши предположения.

    “Обмен впечатлениями”

    “Словарная работа”

    У: В тексте встретилось слово “сени”. Как вы понимаете значение этого слова?

    Сени – помещение в деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

    У: А что такое “чулан”?

    Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

    “Работа над текстом”

    Чтение “по - цепочке”

    У: Слушаем внимательно, после чтения ответьте на вопрос “Что узнали о мальчиках?” Назовите слова-действия мальчиков из этой части. (умылись, разделись, легли спать, лежат, молчат )

    У: Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные )

    Чтение “по ролям”

    Диалог – это чтение “по ролям”.

    У: Распределяем “роли” как обычно. Скажите кто из ребят подходит на роль мальчиков? А кто будет читать слова автора? (дети читают)

    У: Какими мы увидели здесь ребят? Попробуем обыграть в лицах диалог мальчиков. Читать будем только слова Пети и Шуры, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас.

    Инсценировка (дети читают, изображая эмоциональное состояние мальчиков)

    Анализ II части

    У: Какие звуки услышали мальчики? Как об этом говорит автор? Найдите слова действия “незнакомца”. Как автор называет “незнакомца”? (кто-то) Ребята, если бы вы не знали продолжения рассказа кем бы мог быть этот кто-то? (ящерица, мышка, хомячок, барсук)

    У: Прочтите предложение в котором многоточие. Для чего это нужно было автору?

    Индивидуальное чтение

    У: А темп какой будет? (сначала быстрый, а потом неспешный)

    У: А громкость? (тихо, чтение “про себя”)

    У: Как вели себя мальчики когда им стало страшно? Подберите к слову “бросился” синонимы. Почему автор употребил именно слово “бросился”? Находим слова действия мальчиков. А как характеризуют эти слова мальчиков?

    Прием “Эмпатии”

    У: Давай – те войдем в этот рассказ. Вошли. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.

    Беспокойство

    У: Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент?

    “Тихое” чтение

    У: Дальше читаем “тихим” чтением. А сейчас прочитайте “парами”. Давайте снова в этот рассказ. Вы должны рассказать маме и папе что у вас произошло. Представьте, что я и мама, и папа. Я слушаю, а вы мне рассказываете.

    Инсценирование (дети у доски инсценируют эпизод из рассказа)

    Чтение “Эстафета”

    “Мама с папой зажгли еще одну лампу. Стали смотреть во всех углах. О чем это говорит?(родители были обеспокоены тем, что кто-то напугал детей)

    У: Найдите слова действия “незнакомца”. (пробежал, свернулся шариком, дергает, колет)

    У: А по этим словам действиям мы можем догадаться кто этот “незнакомец”? (да, ежик) Кого нашли родители? Прочитайте, как об этом говориться в рассказе?

    Выразительное чтение

    (на доске)

    У: Прочитайте это предложение так как прочитал бы его этот человечек.

    С какой интонацией прочитали? Почему?

    С какой интонацией прочитали? (со злостью) Почему?

    А как прочитали Шура и Петя? (с радостью)

    А родители? (со злостью, так как ежик напугал детей)

    Чтение “про себя”

    У: Читайте “про себя” и приготовьте вопросы по содержанию. (дети читают, а потом задают вопросы друг другу)

    Составление рассказа

    У: Ребята, а у вас не создалось такого впечатления, что рассказ не закончен? Согласитесь со мной, что на даче живут только летом, а приходом осени все уезжают в город. Что же может произойти дальше? Чем закончится эта история? Попробуйте продолжить рассказ.

    Озаглавливание рассказа

    У: Название этого произведения “Страшный рассказ”, но на самом деле ничего страшного нет. Вот если бы вы были писателем, то как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”)

    Этап закрепления и применения знаний

    “Беседа”

    У: Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? Для чего писатель рассказал нам эту историю?

    “Пересказ рассказа”

    У: Кто еще главный герой кроме мальчиков в этом рассказе? (ежик)

    У: Сделаем так. Я даю вам одну минуту, вы прочитываете еще раз рассказ и запоминаете для себя все действия ежика. Это надо для интересной и необычной работы. (дети читают)

    У: Прочитали. Готовы. Этот рассказ введется от имени автора. А теперь автором будет … ежик. Пересказать рассказ от имени ежика (дети пересказывают)

    У: Молодцы! Поблагодарим рассказчиков.

    “Сведения о писателе. Выставка иллюстраций Евгения Ивановича Чарушина”

    У: А хотите увидеть колючего героя нашего рассказа? Посмотрите. Вот он герой.

    Автор “”Страшного рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. Особенно Чарушин любил рисовать симпатичных маленьких зверюшек. (учитель открывает выставку картин)

    У: Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые сам писал. И знаете почему? Писатель говорил об этом так: “Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты – человек, хозяин всей природы, тебе все знать нужно”.

    Этап обобщения

    У: Что для себя вы открыли на этом уроке? Что запомнилось? Для чего нужен этот урок? И в конце урока я еще раз хочу сказать… (учитель читает еще раз девиз урока)