Теория поля курта левина краткое понятное содержание. Курт Левин: теория поля. Курт Левин дает объяснение, почему возникают подобные конфликты в жизненном пространстве человека

В Берлинском университете Курт Левин сближается к Коффкой, Келлером и Вертгеймером. Их объединяет общий взгляд на природу психического и то, что как основу экспериментальной психологии они выбирали физику. После выезда в США К.Левин преподает в Стэнфордском и Корнельском университетах. С 1945 года он возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте (исследования по социальной психологии).

Теория личности К.Левина разработана в русле гештальтпсихологии и получила название «теория психологического поля». Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей – биологические и социальные (квазипотребности - мнимые). Он считал потребности мотором (механизмом) человеческого поведения, содержанию потребности Левин не придавал значения, главной для него была динамическая характеристика потребности: ее сильная или слабая напряженность, ее коммуникация с другими потребностями.

Квазипотребность, по К.Левину, - это некая напряженная система или намерение, которое возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению.

К.Левин считал, что потребности в структуре личности связываются друг с другом в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. К.Левин называет этот процесс «коммуникацией заряженных систем». Эта коммуникация делает поведение человека более гибким, помогает человеку находить выход из сложных ситуаций. А гибкость возникает благодаря сложной системе замещающих действий (формирующихся на основе связанных между собой потребностей).

Б.В.Зейгарник в труде о теории личности К.Левина пишет: «Опыты с замещением привели К.Левина к выводам:

замещение зависит от степени напряженности системы, т.к. именно сила напряжения определяет эффективность замещения;

недостижимость цели приводит к символическому замещению в ирреальной сфере».

Им были выделены такие типы замещений:

1. Эквивалентные замещения, например, вместо опускания письма в ящик его передают через кого-то, напряжение устраняется.


2. Когда выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается; например, вместо покупки предмета, человек идет по нужной улице, но забывает зайти в магазин.

3. Нереальные символические решения, например, опыты Т.Дембо, когда испытуемый должен был достать предмет с расстояния, с которого сделать это невозможно. Иногда такое замещение может успокоить человека, т.к. для него важна внутренняя цель деятельности, а достичь ее можно мысленно.

Уровень реальности связан с социальным фактором: и основные и замещающие действия социальны.

Известен пример, когда детям-школьникам давали задание, но дети узнавали, что задание, порученное им, уже выполнено другими. Дети обижались, но тут же с удовольствием брались за другое задание, предложенное им.

Таким образом, человек не привязан к определенному действию или к определенному способу выхода или решения ситуаций.

На основе экспериментов К.Левин приходит к выводу, что не только неврозы, но и когнитивные процессы (сохранение или забывание) связаны с разрядкой или напряжением потребности. Ему удалось доказать: не только ситуация данного момента, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определить его деятельность.

Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолевать непосредственное влияние поля окружающих предметов, т.е. человек может «встать над полем». Такое поведение Левин называет волевым, в отличие от полевого поведения, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.

К.Левин считал важным понятие временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и является основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Временная перспектива дает возможность преодолевать давление окружающего поля, что особенно важно в ситуации выбора для человека. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, т.к. для этого нужно было повернуться к нему спиной.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление - стремление», «избегание - избегание», «стремление - избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии – против себя, других, ситуации.

Работы К.Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Он рассматривал системы применяемых взрослым наказаний и поощрений. При наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Чтобы произошла разрядка (удовлетворение потребности), ребенок мог или принять наказание, или выполнить неприятное для него задание. Но намного легче для него постараться «выйти из поля», пусть даже это произойдет в идеальном плане, т.е. на уровне фантазии. По К.Левину, система наказаний не способствует развитию волевого поведения, но увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, т.к. за барьером, т.е. предметом с отрицательной валентностью следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает выполнить неприятное задание. Оптимальной считается та система, при которой дети строят временную перспективу, чтобы снять барьеры данного поля (предмета с отрицательной валентностью) и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.

Левин создал серию психологических методик, например, после случая в берлинском ресторане, где Левин обедал со студентами, и официант лучше запомнил сумму, заплаченную только что, чем ту, которую оплатили уже вышедшие из ресторана посетители (ведь он забывал счет, как только тот был оплачен) ученый предложил Б.В.Зейгарник экспериментально исследовать различия в запоминании незавершенных (пока напряжение сохраняется, а потребность не реализована) и завершенных действий. Оказалось, что незавершенные действия запоминались в два раза лучше законченных. Позже это явление получило название «коэффициент Зейгарник» или «эффект Зейгарник».

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял несколько психологических школ, он лежал и в основе бихевиоризма, и в основе психоанализа, в его представлении о присущем организму «квантууме», т.е. стремящейся к разрядке психической энергии.

У К.Левина было два подхода к объяснению принципа разрядки напряжения. Во-первых, он перешел от мысли, что энергия мотива замкнута в пределах организма к мысли о системе «организм – среда», в котором индивид и его окружение были нераздельным динамическим целым. Во-вторых, он считал, что мотивация – это не биологическая константа, что мотивационное напряжение может быть создано и самим индивидом, и другими людьми, например, экспериментатором, который требует выполнить задание. Таким образом, он признавал за мотивацией собственно психологический статус, она не сводилась к биопотребностям, исчерпав которые организм может исчерпывать свой мотивационный потенциал.

Такой подход открыл путь новым методикам к изучению мотивации. Например, была создана методика изучения уровня притязаний, которые определяются трудностью целей. Удалось проанализировать ряд психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех (неуспех), поведение в конфликтах. Левин показал необходимость целостного и адекватного понимания себя человеком.

Большую роль в психологии личности и в понимании причин отклоняющегося поведения сыграло открытие Левиным таких понятий, как «уровень притязаний», «эффект неадекватности» (он проявляется в попытках доказать человеку неправильность его представлений о себе).

К.Левин показал, что отрицательно на поведение влияет и завышенный, и заниженный уровень притязаний, т.к. нарушается равновесие со средой.

Открытие им временной перспективы и уровня притязаний сближает его с А.Адлером и гуманистической психологией по вопросам сохранения целостности личности. Изложенные выше взгляды К.Левина зафиксированы в таких его книгах: «Динамическая теория личности» (1935), «Принципы топологической психологии» (1936), опубликованные уже в США. Там же К.Левин перенес свои прежние схемы на новый объект изучения – группы: «группа – это динамическое целое». В американский период жизни он занимался групповой динамикой, групповой дифференциацией, типологией стилей общения (демократический, попустительский, авторитарный), условиями выделения лидеров, «звезд», отверженных в группе. Таким образом, его последние исследования были социально-психологическими.

К. Левин. Предмет и задачи - исследование психологического поля личности и социального поля группы. Результаты - структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.

*несокращённая версия*

Теория К.Левина (1890-1947), так же как теории других гештальтпсихологов, сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной. После учебы в университетах Мюнхена и Берлина Левин в 1914г. получил докторскую степень. Приняв предложение преподавать психологию в психологическом институте Берлинского университета, он сблизился с Коффкой, Келером и Вертгеймером. Близость их позиции связана как с общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальной психологии выбрать физику. Однако, в отличие от своих коллег, Левин сосредоточился не на исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподавал в Станфордском и Корнельском университетах. В этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 г. возглавил исследовательский Центр групповой динамики при Массачусетском технологическом институте. Хотя он был его директором всего три года, имя Левина прочно связано с этим Центром, который и после его смерти продолжал работу по намеченным им программам.

Свою теорию личности Левин называл «теория психологического поля». Основные положения этой концепции изложены им в работах «Динамическая теория личности» (1935) и «Принципы топологической психологии» (1936), так как для объяснения он использовал понятия из топологии - науки о пространственных отношениях между объектами, а также математики и физики.

Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Его эксперименты доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. к удовлетворению собственной потребности. Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Одно из наиболее известных уравнений Левина, которыми он описывал поведение человека в психологическом поле под влиянием различных потребностей, показывает, что поведение является одновременно функцией личности и психологического поля.


Потребности в структуре личности не изолированы, но находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом те квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией, этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возможность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему разрешать конфликты, преодолевать различные барьеры и находить удовлетворительный выход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей. Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение, и это расширяет его адаптационные возможности.

Исследуя формирование замещающих действий, Левин разработал серию экспериментов, в которых детей просили выполнить определенное задание, например помочь взрослому помыть посуду или убрать комнату. В качестве награды ребенок получал какой-то значимый для него приз, поэтому все дети дорожили возможностью выполнить задание взрослого. В контрольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок приходил, оказывалось, что кто-то уже помыл все посуду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что кто-то из сверстников их опередил. Частыми были и агрессивные высказывания в адрес возможных конкурентов. В этот момент экспериментатор предлагал ребятам выполнить другое задание, которое они перед этим не выполняли, подразумевая, что оно тоже значимо для них. Большинство детей мгновенно переключались на новое задание, происходила разрядка обиды и агрессии в новом виде деятельности. Однако некоторые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому тревожность и агрессивность таких детей увеличивались, а не уменьшались со временем.

Левин пришел к мнению, что не только неврозы, но и особенности когнитивных процессов, такие виды активности, как сохранение, забывание, волевое поведение, связаны с разрядкой или напряжением потребностей. В многочисленных экспериментах Левина и его учеников было доказано, что нереализованные потребности лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние напряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась также связь между интеллектуальным уровнем человека и его способностью к замещению одного действия другим. При этом было показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны к замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании ребенка, могут определять его деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля, окружающих предметов, «встать над полем», как писал Левин. Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего. Появление временной перспективы позволяет людям преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм «Хана садится на камень». В нем. в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для этого нужно было повернуться к нему спиной.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов . Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации.

Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных приемов для формирования личности ребенка, развития у него способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая системы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка задания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако намного легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т.е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна система, при которой детям дается возможность выстроить временную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и показать им значение трудного в данный момент задания, превратив тем самым отрицательную валентность в положительную.

Эксперименты Левина показали необходимость не только целостного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия уровня притязаний и аффекта неадекватности , который проявляется при попытках доказать человеку неадекватность, неправильность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психологии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения и его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицательное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возможность установления устойчивого равновесия со средой.

Работы Левина позволили проанализировать факторы, лежащие в основе волевого, собственно личностного поведения человека, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей, обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие возможность не только понять себя и ситуацию, но и встать над ней, реализовав свои квазипотребности.

Эти результаты сближают позицию Левина с идеями Адлера и гуманистической психологией: важность сохранения целостности личности, ее Самости, необходимость осознания человеком структуры своей личности. Сходство этих концепций, к которым пришли ученые разных школ и направлений, говорит об актуальности данной проблемы, о том, что, осознав влияние бессознательного на поведение, человечество приходит к мысли о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, сладострастия, которые великолепно объяснил психоанализ, но и основы его нравственности, доброты, культуры. Большое значение имело и стремление в новом мире, после войны, показавшей ничтожность и хрупкость человека, преодолеть складывающееся ощущение типичности и взаимозаменяемости людей, доказать, что люди - целостные, уникальные системы, каждый из которых несет в себе свой внутренний мир, не похожий на мир других людей.

После переезда в США Левин занимался проблемами групповой дифференциации, типологией стиля общения. Он предположил, что группа также может быть рассмотрена как динамическая система, формирующая социальное поле, по аналогии с системой психологического поля личности. Социальное поведение людей в группе определяется взаимоотношениями внутри ее, конкурирующими тенденциями, стремлениями отдельных членов группы, каналами общения. Иными словами, групповое поведение есть функция общего состояния социального поля, как поведение человека является функцией потребностей и психологического поля. Изучение групповой динамики и работы Левина по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена группы проложили дорогу в практику и таким приложениям социальной психологии, как Т-группы, тренинг сензитивности, институт лидерства.

Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики. Социальная ситуация в Германии, а также некоторые факты американской действительности послужили толчком для работ, посвященных совместному проживанию людей разной национальности и разного цвета кожи, а также предотвращению расовых предрассудков у детей.

Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную школу в США.

Курт Левин (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — германо-американский психолог.

Был близок к гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой. Согласно учению Л. о мотивации, мотивами являются объекты — различные районы «жизненного пространства», в которых индивид испытывает потребность, или квазипотребность — намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена.

Курт отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида. Он разработал экспериментальные методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др. Психологическо «пространство» он изображал с помощью графических символов, разделяя его границами и барьерами на районы, изменяющие свои формы. Им была разработана также особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле и его представления о том, «что ведет к чему?».

В дальнейшем Курт Левин создал новую исследовательскую программу, отразившую актуальные социальные запросы. От анализа индивидуальной мотивации он перешел к изучению групповой динамики: трактуя группу как динамическое целое, сплачиваемое взаимодействующими внутри нее силами. Это потребовало от Л. и его сотрудников экспериментального изучения лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.

Книги (3)

Динамическая психология

Настоящее издание включает в себя избранные труды одного из крупнейших психологов XX века Курта Левина, преимущественно ранее не публиковавшиеся на русском языке: методологические, теоретические и экспериментальные работы берлинского периода его творчества, в том числе монографию «Намерение, воля и потребность», а также наиболее известные из классических экспериментальных работ, выполненных его ученицами: Б.Зейгарник, А.Карстен и Т.Дембо. Психологам, историкам науки.

Теория поля в социальных науках

Влияние Курта Левина на психологию не уменьшается. Его вклад в науку привлекает пристальное внимание многих специалистов.

Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов: уровень притязаний, групповая динамика в социальных науках, социальная перцепция, теория поля, целевая структура и целевые уровни индивида и т.д.

Комментарии читателей

катерина / 23.07.2017 огромное спасибо!

александр / 5.02.2017 книги интересные

Анна / 22.11.2014 Очень интересная и насыщенная книга (Динамическая психология), но обнаружила - не хватает страницы 43

Юрий / 6.11.2013 Как сказал один из ныне живущих докторов психологии - "за последние 50 лет после Левина в социальной психологии не добавилось ни бита новой информации"))

Гость / 28.03.2013 Люди кинте ссылку какой прогой открывать книгу:)

Гость / 10.03.2011 Д-р Курт Левин - ученый, разработавший эти дьявольские способы ведения войны - заставил среднего американского патриота сходить с ума по поводу различных теорий заговора, порождая у него чувство неуверенности, опасности, чувство одиночества и даже страха. Эти настроения возникают у него по мере того, как он пытается искать, но никак не может найти причину упадка и разложения, вызванные концепцией “ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА”. Он не способен ни распознать, ни тем более противостоять социальным, моральным, экономическим и политическим изменениям, которые он считает нежелательными и недопустимыми, но которые тем не менее становятся все интенсивней.

Гость / 2.01.2011 ещё не читала, но биография КуртаЛ очень заинтересовала, его опыт мне сейчас актуален,думаю такой человек полезные книги писал.

История современной психологии Шульц Дуан

Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Научные тенденции конца XIX века заставляли смотреть на мыслительный процесс как в терминах, связанных с полем, так и в терминах, выходящих за его рамки. Эти взгляды нашли свое отражение в гештальт - психологии. Теория поля в психологии возникла как своего рода аналог теории силового поля в физике. В современной психологической науке понятие теории поля обычно связывается с идеями Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он сумел развить свои идеи и пошел дальше позиций ортодоксального гештальтизма, обратившись к проблемам личности, ее потребностям и влиянию общественных связей на ее поведение.

Страницы жизни

Курт Левин родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт - психологов, что стал считаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов нового научного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете.

Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Левин был уже хорошо известен в Соединенных Штатах, когда в 1932 году получил приглашение прочитать курс лекций в Стэндфордском университете. На следующий год он решил уехать из Германии из - за нацистской угрозы. «Теперь я убежден, что для меня нет другого выхода кроме эмиграции, - писал он Келеру, - даже если это разобьет мою жизнь». Впоследствии мать и сестра Левина погибли в фашистских концентрационных лагерях.

Сам он два года проработал в Корнелле, а затем отправился в университет штата Айова, где проводил исследования по проблемам детской социальной психологии. По результатам этой работы он был приглашен в Массачусетский технологический институт с предложением основать и возглавить новый исследовательский Центр групповой динамики. Хотя он умер всего через несколько лет после назначения на эту должность, его программа исследований оказалась настолько эффективной, что и в наше время сохранила свою актуальность для научной деятельности исследовательского центра, который теперь относится к университету штата Мичиган.

В течение тридцати лет своей профессиональной деятельности Левин много сил отдал изучению широкого круга вопросов, связанных с проблемами мотивации. Его исследования основывались на анализе поведения человека в контексте состояния его физического и социального окружения.

Годологическое пространство

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства . Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, го - дологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Годологическое пространство отражает различные степени развития как функцию его накопленного жизненного опыта. Поскольку в детстве наблюдается недостаток опыта, этот период имеет менее дифференцированные участки в годологическом пространстве. Высокообразованные, искушенные в житейских делах взрослые люди имеют более сложное и в значительной мере дифференцированное годологическое пространство, отражающее их прошлый многообразный опыт.

Левин искал математическую модель для описания своего теоретического представления психологических процессов. Так как он интересовался проблемами индивидуума, а не групп населения, то для его задачи не подходили методы статистики. Поэтому для отображения годологического пространства, целей личности и путей их достижения он обратился к разделу геометрии, называемому топологией.

Упрощенный пример годологического пространства

На своих топологических картах Левин изображал векторы, указывающие направление движения человека к цели. Для придания завершенности своему описанию годологического пространства для каждой из целей - в зависимости от ее привлекательности для индивидуума - он ввел положительные и отрицательные значения валентностей.

Таким образом, <классная доска психологии>, которую использовал Левин, включала в себя комплексные схемы, отражающие различные психологические явления. Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. Простейший пример поведения представлен на рис. 12.2. Он иллюстрирует ситуацию, в которой ребенок хочет пойти в кино вопреки возражениям родителей. Эллипс характеризует годологическое пространство, буквой C обозначен сам ребенок. Стрелка является вектором, указывающим на то, что ребенок стремится к своей цели - пойти в кино, которая имеет для него положительную валентность. Отрицательная линия обозначает препятствие на пути осуществления цели - запрет родителей, который имеет для их сына отрицательную валентность.

Мотивация

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая - то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Зейгарник. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что

2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.

Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник.

Социальная психология

В 30–х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки.

Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Левин проводил исследования в различных социальных ситуациях. Его эксперименты с группой мальчиков, ставшие классическими, включали в себя изучение разных стилей руководства - авторитарного, демократического и основанного на невмешательстве, а также их влияние на производительность труда и поведение (Lewin, Lippit & White.1939). Эксперименты такого рода открыли новую страницу в области социальных исследований и внесли заметный вклад в развитие социальной психологии.

Помимо этого, Левин подчеркивал важность изучения коллективных действий и сопутствующих проблем с целью проведения коррекции социального поведения. Обеспокоенный ростом межрасовой напряженности, он провел групповые исследования по широкому кругу вопросов, посвященных совместному проживанию и предоставлению равных возможностей трудоустройства лиц с разным цветом кожи, а также предотвращению появления расовых предрассудков у их детей. Его подход к изучению этих вопросов позволил разработать строгие экспериментальные методы анализа социальных проблем.

При проведении занятий по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена общества Левин всячески поощрял тренировки по развитию восприимчивости. Его группы социально - психологического тренинга стали предшественниками групп разрешения конфликтов, столь популярных в 60–70–е годы.

Комментарии

Программы научных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левина получили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания. Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеи и методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблем личности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов - психологов Курт Левин оказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременно создал школу последователей в Америке» (Ash. 1992. P. 204).

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

66 ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К.

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Курт Коффка (1886–1941) Среди основателей гештальт - психологии Курт Коффка, возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947) Хелен Бредфорд Томпсон родилась в 1874 году в Чикаго. Ее родители поддерживали идею женского образования, и все три дочери посещали колледж. Хелен Томпсон получила степень бакалавра в университете Чикаго в 1897 году, а докторскую степень

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 9 Личная жизнь (1880–1890) Читая письма Фрейда 80-90-х годов, можно составить представление о его жизни в этот период: постоянной борьбе с бедностью и высоких моральных качествах его друзей, но об этом мы поговорим позднее.Отношение Фрейда к деньгам, по-видимому, всегда

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Глава 15 Личная жизнь (1890–1900) Переписка с Флисом многое добавляет к тому, что нам известно из других источников относительно образа жизни Фрейда, его привычек и общих обстоятельств жизни в этот период. Даже тривиальные детали, упомянутые случайно, такие, например, как его

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства И. ЗагашевЭта глава посвящена деятельности Курта Левина, основателя психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Общая теория поля НЛП: обзор 30 лет развития НЛП Один из способов суммировать ключевые открытия предыдущих поколений НЛП и их вклад в наше понимание когнитивного разума – то, что мы называем общей теорией поля НЛП.Альберт Эйнштейн хотел создать «общую теорию поля» в

Из книги Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха автора Тойч Чампион Курт

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги 1914–2014. Европа выходит из истории? автора Шевенман Жан-Пьер

Курт Левин (1890–1947) Отец современной социальной психологии Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в прусском городке Могильно (на территории современной Польши) в еврейской семье среднего класса. В 1909 году он поступил во Фрайбергский университет на медицинский

Из книги автора

Теория поля Курта Левина Левина вдохновляли идеи гештальтпсихологии; огромное влияние на него оказала и единая теория поля Альберта Эйнштейна, согласно которой на все объекты физического мира постоянно действуют силы притяжения и электромагнетизма. Со временем

Из книги автора

Чампион Курт Тойч Биографическая справка Ч. К. Тойч (10 февраля 1921–25 декабря 2005) родился в г. Лейпциге. В 1939 г. эмигрировал из нацистской Германии в США. Получил инженерно-техническое образование в университете Флориды. После открытия второго фронта поступил на службу в

Из книги автора

Из книги автора

Поворот 1890 года Через год после того, как Вильгельм II отправил в отставку Бисмарка (1890 г.), по инициативе националистов-интеллектуалов, консервативных парламентариев и промышленников, среди которых заметную роль играли Альфред Гугенберг, Фридрих Альфред Крупп и Фридрих

Скептики считают психологию псевдонаукой, однако существуют открытия, которые доказывают единую формулу поведенческих реакций, основанных на законах точных наук. Курт Левин в начале ХХ в. объяснил сущность жизни в терминах физики и математики в своей «Теории поля», о которой и пойдет речь в сегодняшней статье.

В основу этой концепции легли и понятия гештальт-психологии, которая соединяет все явления мира в целостный образ. Описывая личность, германо-американский ученый Курт Левин использовал средства топологии как раздела математики, изучающей взаимное расположение фигур. Личность же он рассматривал как сложное энергетическое поле. Он построил схему, в которой человек - это круг, имеющий свои замкнутые границы. Но он не существует сам по себе, его окружает какое-то пространство, с его вещами, людьми, событиями.

Так известный психолог вывел формулу: личность + окружение = поле.

А течение жизни определяется динамикой между личностью и окружением.

Чтобы объяснить, как живет человек, как он страдает, когда он счастлив, а когда в отчаянии, Курт Левин ввел два новых понятия: модель окружения и модель личности.

Курт Левин. Источник: wikimedia.org

Модель окружения

Окружение - это жизненное пространство, где личность вступает в контакт с другими живыми и неживыми объектами, адаптируется к событиям, обстановке. Любой человек интерпретирует любые реальные объекты. Как известно, восприятие человека основано на проекции, то есть на взгляде на объект под преломленным лучом собственного опыта.

Как бы странно это ни звучало, но реальность у каждого своя, она зависит от восприятия. Невозможно встретить двух людей с абсолютно единым взглядом на вещи, так как мир - это сцена индивидуальных проекций.

Более того, окружение формирует личность. Человек, родившийся на знойных берегах Африки, будет обладать одним мышлением, человек из Саратовской области России - другим. Но если россиянин переедет в Африку - он в любом случае изменится и станет другим человеком, с другими потребностями, это неизбежно. Окружение будет определять содержание психики человека, наполнять ее. Человек не может быть «сам по себе».

В модель личности Курт Левин выделил особую сенсомоторную зону, расположенную снаружи, а потребности этой личности находятся внутри нее.

Так, сенсомоторная зона имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.

Первая сторона сенсомоторной зоны - внешняя, иначе говоря, граница, где личность вступает во взаимодействие с другими людьми. Фактически, общаясь с человеком, вы видите только эту оболочку, об остальном знать вы не можете.

Если мы видим человека, который с аппетитом поедает гамбургер, мы думаем - он хочет есть. А на самом деле он находится в сильнейшей тревоге или страхе и заедает их. На этом примере видно, что человек может удовлетворять совершенно другую потребность, не голод, но мы никогда не можем увидеть то, чего хочет человек на самом деле. Как говорил Мартин Хайдеггер:

Мы никогда не узнаем, каков другой человек.

Вторая сторона сенсомоторной зоны - внутренняя - это зона осознания, где человек узнает, чего он хочет, по неким физическим ощущениям, где он «чувствует свои чувства». Очень важно, чтобы эта граница сохранялась. Ведь тогда человек четко осведомлен о своих реальных потребностях.

Потребности и то, как мы их реализуем

Потребности человека определяют его поведение. Человек может говорить и думать о себе что угодно, но он будет автоматически действовать исходя из потребностей. В схеме Курта Левина потребности находятся внутри внешней границы, их можно представить в виде «кружков», наполняющих энергетику человека. Например, потребностью является необходимость обрести любимого человека. Индивид может даже отрицать это, но действовать будет по инерции - путешествовать в поисках новых людей, смотреть фильмы про любовь, «случайно» обсуждать это.

Личность - это сложная система, вся жизнедеятельность которой стремится к равновесию. Когда равновесие нарушается (а оно нарушается постоянно, и это есть норма), внутри возникает напряжение.

Тогда у человека рождаются потребности. Они могут быть биологическими - голод, жажда, половое влечение, - а могут быть желаниями самореализации, признания, любви. Вся личность человека будет стремиться к реализации некой потребности. Напряженный регион (возбужденная потребность) будет заставлять человека действовать.

Источник: pixabay.com

Стоит сказать, что потребности не существуют изначально, они появляются в результате контакта с окружением. У человека, живущего в Вологодской деревне в семье фермера и живущего в центре Берлина в окружении рок-музыкантов, потребности будут разные.

Потребности формируются извне. Допустим, вам незнакома потребность в любви: тогда должен появиться кто-то, кто при контакте на внешней границе сенсомоторной зоны покажет, что есть любовь, и тогда внутри этой зоны появится условный «шарик» - «потребность в любви». Низшие же физиологические потребности, с одной стороны, изначальны. С другой стороны, способ их реализации зависит от окружения. К примеру, кто-то становится вегетарианцем под воздействием настроения своей социальной среды, кто-то вообще не думает о здоровом питании.

Огромный информационный поток, особенно реклама, формирует у человека столько потребностей, что накапливается их переизбыток. Это перегружает психику человека, порождает тревогу непонятного для него генеза. К примеру, если вдуматься, все, что мы покупаем или мечтаем купить, - совершенно не нужно. Например, в гаджетах мы используем не более 25% функций, хотя меняем их раз в полгода ради обновлений.

Почему человек ведет себя неадекватно или заболевает?

Потребности, граничащие с «оболочкой», осознаются, а центральные не осознаются. У тех потребностей, которые не осознаются, заряд сильнее, они больше беспокоят человека - поэтому он испытывает непонятную тревогу.

С потребностью всегда связан комплекс чувств. Если вы сталкиваетесь с агрессией, обвинением, осуждением в адрес вашей потребности, то в какой-то момент вы предпочтете не чувствовать ее. Потребности перестают осознаваться, чтобы человек смог избежать чувства вины, страха, стыда со стороны окружения. Потребность теряет контакт с сенсомоторной зоной и уходит в центр. Человек получает облегчение, он выдыхает, но потребность остается неудовлетворенной, и от этого система будет в состоянии напряжения. Возбуждение есть, но в связи с чем, человек не осознает. В таком случае существуют два способа реализовать эту потребность.

  1. Диффузная («кривая») реализация. Для нее характерен истеричный смех, плач, крик, происходящий непонятно в связи с чем. Женщина хочет внимания, но не говорит об этом, вместо этого плачет или кричит - в этом случае потребность также удовлетворена, но не напрямую. Тем не менее ей становится легче.
  2. Формирование болезни. Например, вместо того чтобы защищать свои границы от нападок других людей или нарушения личного пространства, человек начинает страдать ожирением, астмой или нейродермитом. Любой симптом является способом реализовать потребность, это способ вступить в контакт с другими людьми по самой важной потребности (которую, подчеркну, личность или отрицает, или не осознает). В этом смысле человек может быть «спокоен», потому что в любом случае потребность будет реализована. Если не прямым способом, то через симптом. А заболев определенным недугом, человек покажет, чего хочет.

Мы всегда сосредоточены на чем-то главном.

Многие потребности актуализированы в одно и то же время, поэтому они стоят в определенной очереди.

Но существует принцип прегнантности - фигурой может в настоящий момент являться только одна потребность, самая возбужденная.

Мы можем в один момент концентрироваться только на одной фигуре - объекте (который поможет реализовать потребность). Тогда все остальное является фоном. Например, если вы думаете о человеке с рыжими волосами, вы везде как будто «случайно» будете видеть рыжих людей.

Таким образом, мир обладает целостностью - полем. Люди не самостоятельны, они частицы заряженного поля. Если человек попадает в какое-то окружение, оно обязательно повлияет на него так или иначе, произойдут некие изменения. Человек - открытая энергетически система, которая реагирует на явления внешней среды. По «Теории поля» личность фактически не может самостоятельно делать полноценный выбор в жизни, она очень зависима от среды. Поэтому в любой оригинальности мы видим элементы повторяемости.