Три основных вида деятельности человека. Виды трудовой деятельности человека. Основные человека и структура

Безопасность деятельности человека определяется характером труда, его организацией, взаимоотношением в трудовых коллективах, организацией рабочих мест, наличием опасных и вредных факторов в среде обитания. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влия ние на функциональное состояние организма человека и определяются: статическими и динамическими физическими перегрузками (подъём и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы); физиологи чески недостаточной двигательной активностью и нервно-психологическими перегрузками (умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов). Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это его социальная неэффективность, связанная с низкой производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном (до 50 % рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, активизации процессов мышления. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. снижение двигательной активности, что является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии. Дли тельная умственная нагрузка угнетающе влияет на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания, памяти, восприятия.

В соответствии с существую щей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством; конвейерные формы труда; формы труда, связанные с дистанционным управлением и формы интеллектуального труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности , имеют место при отсутствии механизации. Особенностями механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. При этом уменьшается объём мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда, снижению скорости реакции и быстрому утомлению. Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, строгой последовательностью их выполнения, заданным ритмом, автоматической подачей деталей к рабочему месту. Это приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению. При полу автоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда. Задача человека ограничивается обслуживанием станка. Для этих работ характерны монотонность, повышенный темп, утрата творческого начала. При формах труда, связанных с дистанционным управлением процессами и механизмами, человек включён в систему управления как необходимое оперативное звено. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объёма памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Он приводит к значительному повышению степени нервно-эмоционального напряжения, что может вызывать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение лёгочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела и другие сдвиги со стороны вегетативных функций организма.

Энергозатраты человека в процессе жизнедеятельности зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности, степени эмоционального напряжения и других условий (температура, влажность, движение воздуха и др.).

Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеры, врачи, педагоги) составляют 10,5…11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестры, продавцы) – 11,3…12,5 МДж; для работников, выполняю щих работу средней тяжести (станочники, хирурги, сельскохозяйственные рабочие), – 12,5…15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (метал лурги, грузчики), - 16,3…18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук). Фиксированная рабочая поза - невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты. Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов - луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т.д. Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.

При рабочей позе сидя затраты энергии на 5…10 % выше уровня основного обмена; при рабочей позе стоя – на 10…25 %; при вынужденной неудобной позе - на 40…50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15…20 % от общего обмена в организме, в то время как вес мозга составляет 2 % от массы тела. Повышение энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряжённости. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 % , при выступлении с публичной лекцией на 94 %, у операторов ПЭВМ - на 60…100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряжённости выполняемой работы. Тяжесть труда – это характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Виды: Легкий, средний, тяжелый

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный . Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии. повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (на экзаменах, зачетах).

Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.

Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа, при этом учитывается объем потребления


кислорода и выделенного углекислого газа. С увеличением тяжести труда значительно возрастают потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы (при физическом труде), и эмоциональным (при умственном труде), когда имеет место информационная перегрузка.

Физический труд характеризуется большой нагрузкой на организм, требующей преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения, а также оказывает влияние на функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), стимулирует обменные процессы. Основным его показателем является тяжесть. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют 4000 - 6000 ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют 3000 - 4000 ккал.

При очень тяже­лой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапли­ваются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и рас­хода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500- 3000 ккал в сутки. Но затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. Так, при рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5 - 10 % уровень основного обмена; стоя- на 10-25%, при вынужденной неудобной позе - на 40-50%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15-20% общего обмена в организме. Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя, на 90% - при чтении лекций, на 90-100% - у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, так как после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, что приводит к большому утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое за­висит от значимости, опасности и ответственности работы. При нерв­ном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, из­менение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "вхо­дить" в работу, соблюдать ритм, систематичность.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, уве­личивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин), частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии С*2 в легкие.

Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритро­цитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свиде­тельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определен­ные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Несмотря на это, ее можно разграничить на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций: физический труд, механизированные формы физического труда и умственный труд.

Физический труд – это форма трудовой деятельности человека, требующая значительной мышечной активности. Он характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и т.д.) Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы в организме, в то же время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего, это неэффективность физ. труда, связанная с его низкой производительностью, необходимость высокого напряжения физических сил и потребность в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественно напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления и эмоциональной сферы. (Например: творческий труд, управленческий, труд финансовых работников и т.д.) Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, повышения кровяного давления, изменения ЭКГ и т.д. у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает также угнетающее влияние на психическую деятельность человека: ухудшаются функции внимания, памяти, появляется большое количество ошибок в процессе труда. Кроме того, при интенсивной интеллектуальной деятельности повышается потребность мозга в энергии и потребление кислорода корой головного мозга оказывается в 5 раз больше, чем расходует скелетная мышца такого же веса. Все это приводит к тому, что по окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе. (эффект кумуляции – в результате: синдром хронической усталости) (Рекомендации – употребление кислородного коктейля, занятия спортом).

Механизированные формы физического труда характеризуются изменением характера мышечных нагрузок и усложнением программы действий. Например: грузчик в начале ХХ века поднимал мешок с мукой, взваливал его себе на плечи и нес со склада в цех. В настоящее время эта же операция выглядит так: грузчик на складе укладывает сразу несколько мешков на тележку, причем при этом он может пользоваться различными подъемными устройствами, затем отвозит тележку в цех, где опять-таки с помощью различных механизмов мешки выгружаются, а грузчик при этом пользуется пультом управления. Таким образом, мы видим, что в условиях механизированного производства уменьшается объем мышечной деятельности. В работу вовлекаются в основном мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. И вот это однообразие простых и большей частью локальных действий, а также малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности трудового процесса. А это, конечно же, влечет за собой снижение возбудимости анализаторов, рассеивание внимания, снижение скорости реакции и быстрое наступление утомления.

    Вредные и опасные производственные факторы. Их классификация.

Производственная среда – это пространство, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. В производственной среде, как в части техносферы формируются различные производственные факторы. Освещенность, шум, температура воздуха в производственном помещении, режим работы и т.д. – это все производственные факторы.

Все производственные факторы делятся на 2 группы: факторы производственной среды и факторы трудового процесса. К первой группе факторов относятся:

Физические факторы (параметры микроклимата, освещение, наличие вредных веществ, шум, вибрация в производственном помещении и т.д.);

Химические факторы;

Биологические факторы (микроорганизмы, вирусы).

А факторы трудового процесса включают в себя тяжесть труда и напряженность труда.

При определенных обстоятельствах любой из производственных факторов может стать вредным или опасным. Например: пониженная температура воздуха приводит к простудным заболеваниям работников, повышенный уровень шума оказывает влияние на функции слухового аппарата человека и может привести даже к появлению глухоты, залповый выброс какого-нибудь химического вещества в воздух производственного помещения грозит острым отравлением людей, а может быть даже и летальным исходом.

Вредный производственный фактор – это такой производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может привести к его травме или смерти.

Если производственный фактор приводит к травме – то это травмоопасный фактор (механические опасности; подвижные части машин, сосуда, работающие под давлением, высота рабочего места и т.д.)

Каким же образом определяется вредный, опасный или безопасный данный производственный фактор? Существует целый ряд нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов), в которых регламентируются допустимые значения различных производственных факторов, т.е. те возможные значения параметров, которые безопасны для здоровья работников. Если фактические значения параметров производственных факторов превышают допустимые, то значит этот фактор - вреден или опасен. (Не путать фактор и его параметр). А фактические значения определяются только на основе инструментальных замеров.

    Факторы трудового процесса и пути их минимизации

У каждой формы трудовой деятельности человека есть свои плюсы и минусы. Поэтому для количественной оценки разных форм труда ввели такое понятие как факторы трудового процесса, а именно факторы - тяжесть труда и напряженность труда. Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы, - при физическом труде, и эмоциональным – при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, обеспечивающие его деятельность (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.)

Физическая нагрузка подразделяется на два вида: динамическую и статическую. Динамическая нагрузка – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Статическая нагрузка характеризуется величиной удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. Тяжесть труда зависит также от рабочей позы, в которой работает человек, от количества совершаемых им стереотипных рабочих движений, от длины перемещений в пространстве.

Таким образом, даже люди умственного труда могут испытывать некоторую тяжесть трудового процесса (например: инженеры-технологи, которые вынуждены следить за ходом производственного процесса и при этом очень много ходить по цехам; операторы ЭВМ, которые на протяжении всего рабочего дня совершают большое количество стереотипных движений и т.д.). Другое дело, что она существенно отличается от тяжести чисто физического труда.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

При оценке степени напряженности труда учитывают сменность труда, фактическую продолжительность рабочего времени, монотонность производственной обстановки, нагрузки на зрительный, слуховой анализаторы и голосовой аппарат, - всего 23 показателя. (Например, если педагог наговаривает в неделю более 25 часов, то это вредные условия труда – класс 3.2).

Количественно тяжесть и напряженность труда определяют по «Гигиеническим критериям…»

Для того чтобы снизить тяжесть труда прибегают к средствам дистанционного управления, автоматизации, роботизации и т.д.; а напряженность трудового процесса снимают благодаря правильной организации рабочих мест, рациональным режимам труда и отдыха, проведению производственной гимнастики, оборудованию на производстве кабинетов релаксации и психологической разгрузки.

    Классификация труда по тяжести производимых работ

Тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения.

Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая). Уровень энергозатрат определяли методом полного газового анализа (учитывали объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Физическая тяжесть работы подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.

Легкие физические работы (категория I) подразделяются в свою очередь на категорию Iа, при которой энергозатраты составляют до 139 Вт и категорию Iб с энергозатратами от 140 до 174 Вт. К категории Iа относятся работы, производимые сидя и сопровождающиеся незначительным выделением энергии (управленческая деятельность, научная деятельность, ряд профессий в сфере обслуживания и т.д.). К категории Iб относятся работы, производимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием (работа мастера, контролера, учителя и т.д.)

Физические работы средней степени тяжести (категория II) также подразделяются на две группы: к категории IIа относятся работы с энергозатратами 175-232 Вт, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких изделий (до 1 кг) в положении стоя или сидя и требующие определенного физического напряжения (ряд профессий в механосборочных цехах и ткацком производстве); к категории IIб относятся работы с интенсивностью энергозатрат 233-290 Вт, связанные с ходьбой, переноской и перемещением тяжестей до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (машиностроительные, металлургические заводы, сварщики, сантехники и т.д.).

Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются интенсивностью энергозатрат более 290 Вт. Это работы, связанные с постоянным передвижениями, перемещением и переноской значительных тяжестей (свыше 10 кг) и требующие больших физических усилий (грузчики, кузнецы, литейщики и т.д.)

Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывают объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа), т.к. с увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии (в математическом соотношении две взаимосвязанные величины).

    Гигиеническая классификация условий труда

Любая профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных условиях труда. Наличие того или иного производственного фактора определяет эти условия. Поэтому, с точки зрения нашей дисциплины условия труда – это совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.

В соответствии с руководством Р 2.2.2006 – 05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса» условия труда подразделяются на 4 класса в зависимости от фактического количественного значения производственных факторов:

1 класс – оптимальные условия труда – это такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих и обеспечивается высокий уровень их работоспособности;

2 класс – допустимые у.т. – характеризуются такими значениями производственных факторов, которые не превышают установленные гигиенические нормативы для рабочих мест;

1 и 2 класс - безопасные условия труда.

Если фактическое значение хотя бы одного фактора превышает допустимую величину, то условия труда – вредные и относятся к 3 классу.

3 класс– вредные у.т. – характеризуются наличием вредных производственных факторов. В зависимости от уровня превышения нормативов 3 класс имеет 4 степени вредности: 3.1; 3 класс 2 степень; 3.2; 3.4

4 класс – опасные у.т. характеризуются такими значениями производственных факторов, которые создают угрозу для жизни или тяжелой формы профессионального заболевания (экстремальные у.т.)

Рабочие места с 4 классом условий труда подлежат либо ликвидации, либо реконструкции, а за вредные условия труда устанавливаются различные компенсации (выдача молока и других продуктов, доплата, сокращенный рабочий день, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращение возраста выхода на пенсию).

Деятельность человека проявляется в различных сферах жизни общества, её направленность, содержание и средства бесконечного многообразны, что обусловлено сложностью системы мотивирующих её источников. По этому при классификации совокупности деятельностей, характерных для человека, исходят из разных признаков: видов и параметров потребностей, объектов преобразования, средств и способов, результатов и целого ряда других. Учитывая, что любая классификация в известной мере условна, рассмотрим лишь те виды деятельности, которые большинством исследователей признаются в качестве основных. К ним относят: игру, учение. Общение, объединяемые по признаку участия их в формировании и совершенствовании личности. Все эти виды деятельности включены в процесс индивидуального развития человека и каждый из них приобретает большее или меньшее значение в зависимости от стадии онтогенеза. Начиная от момента рождения индивида, первым видом его деятельности является общение, затем следует игра, учение и труд. Конечно, в реальной жизни такого строгого поэтапного подразделения этих видов социальной активности человека не существует, а наблюдается их тесное взаимопереплетение и взаимодействие.

Следует отметить, что разные виды деятельности имеют свой предмет - объект приложения активности. Так, предметом игры - сам процесс и определенный результат в условной сфере деятельности; предметом учения - система конкретных знаний; труда - создаваемый материальный или творческий результат; предметом общения являются люди, животные.

Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки, имеющим важное теоретическое и прикладное значение. Общение - это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимопереживании и взаимопонимании.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории,

переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теория управления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение. Игра - это форма деятельности, направленная на усвоение и воссоздание индивидом социального опыта.

Учение как вид деятельности - это процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Знания - это отраженные человеческим сознанием предметы и явления окружающей его действительности в форме фактов, образных представлений и научных понятий.

Навыки - доведенные до совершенства путем многократного повторения компоненты деятельности (практические и теоретические действия).

Умения - освоенные субъектом способы выполнения тех или иных действий, которые он может самостоятельно применять в различных ситуациях. Знания, навыки и умения являются основными продуктами усвоения индивидом опыта предшествующих поколений. И в связи с этим учение как процесс овладения ими выступает в роли средства, способствующего естественному гармоническому (физическому и духовному) развитию человека, становлению его как социального существа.

Трудовая деятельность или труд - это целесообразная активность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей людей. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных, заранее ожидаемых результатов - его продуктов, которые полезны не только для конкретного субъекта деятельности, но и для общества в целом. Даже в тех случаях, когда человек делает что-то для себя лично, он использует в своей деятельности опыт других людей, применяя полученные от них знания. Иначе говоря, трудовая деятельность по своей природе социальна, что выражается в совместном производстве людьми общественно значимого продукта. Благодаря

труду созданы все предметы материальной и духовной культуры человечества, построено современное общество.

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.