В чем сила человека? (сила мозга, скелета, рук и зрения человека). Секреты внутренней силы. Энергетическое взаимодействие с ближним

1. Какие бывают отделы скелета? Какие типы костей образуют скелет? Чем определяется подвижность костей скелета? Назовите суставы скелета, обладающие наибольшей подвижностью?
2. Какая связь строения костей с выполняющими ими функциями?
3. Какие виды соединения костей преобладают в отделах?
4. В каком отделе скелета наибольшее количество костей? почему?
5. Какой палец кисти имеет наибольшую подвижность? Что это нам дает?
6. От чего зависит гибкость нашего тела?
7. По каким признакам можно отлечить скелет женщины от скелета мужчины?
8. Какие кости имет наименьшую скорость роста? Почему?
9. Если бы стопа стояла только из одной кости, как это отразилось бы на походе, беге, прыжках, способности сохранять равновесие?

Помогите:) решить биологию, 8 класс. Исключите лишнее:

1)Бедренная кость.
2)Большая берцовая кость.
3)Малая берцовая кость.
4)Лучевая кость.
Вопрос-2.
Грудная клетка не защищает:
1)Пищевод.
2)Сердце.
3)Почки.
4)Трахею.
Вопрос-3.
Одинаковое количество позвонков в следущих отделах позвочника:
1)Шейная и грудная.
2)Поясничная и крестцовая.
3)Поясничная и грудная.
4)Шейном и крестцовом.
Вопрос-4.
Кость черепа, у которой есть пара это-
1)Теменная.
2)Лобная.
3)Затылочная.
4)Нижняя челюсть.
Вопрос-5.
У водителя автомобиля наибольшую нагрузку испытывают:
1)Суставы нижних конечностей.
2)Плечевые суставы.
3)Межпозвоночные диски.
4)Стопы ног.
Вопрос-6.
Одинаковой по функциям являются малая берцовая кость и-
1)Локтевая кость.
2)Лучевая кость.
3)Кости запястья.
4)Кости пястья.
Вопрос-7.
Рост кости в толщину обеспечивают:
1)Губчатое вещество.
2)Жёлтый костный мозг.
3)Надкожница.
4)Красный костный мозг.
Вопрос-8.
Маленький ребёнок рискует больше, чем взрослый человек:
1)Поскользнутся и сломать ногу.
2)Приобрести искривление позвоночника.
3)Приобрести плоскостопие.
4)Утратить гибкость позвоночника.
Вопрос-9.
К плоским костям относятся:
1)Кости мозгового части черепа, лопатки.
2)Лучевая и локтевая кости.
3)Большая и малая берцовая кости.
4)Ключицы, кости стопы и кисти.
Вопрос-10.
1)Полностью процесс окостенения заканчивается:
1)К 15 годам.
2)К 10 годам.
3)К 30 годам.
4)К 25 годам.
Вопрос-10.
Движения туловища координируются:
1)Вегетативной нервной системой.
2)Гуморальным механизмом регуляции.
3)Соматической нервной системой.
4)Только центрами головного мозга.
Вопрос-11.
Нервные импульсы поступают к мышцам по:
1)Двигательным нейронам.
2)Вставочным нейронам.
3)Чувствительным нейронам.
4)Всем видам нейронов.

1. Анатомия человека изучает: а)внешние формы,размеры и пропорции тела б)строение человеческого тела в связи с его функцией в)функция организма как

единого целое.
2.Какие мышцы приводят в движение нижнюю челюсть: а)гладкие б)шейные в) мимические г)жевательные.
3.Рецепторы:
а) несут возбуждения ЦНС б)воспринимают раздражения в)передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны г) передают возбуждения с чувствительных на вставочные.
4.Полуподвижное сочленение характерно для а)черепной коробки б)позвоночника в)тазовых костей г) свободных конечностей.
5.Общее число позвонков у человека составляет:
а) 23-28 б)28-33 в) 33-34 г) 34-38.
6.Где находится зрительная зона: а)затылочная доля б) теменная доля в) лобная г) височная.
7.Какие вещества придают кости гибкость? а) органические вещества б) глюкоза и крахмал в) нуклеиновые кислоты г) минеральные соли.
8.В какой последовательности располагаются у человека части скелета нижней конечности, начиная с костей пояса? а)кости пальцев б)плюсна в) бедро г) голень
д) предплюсна е) кости таза.

    Сила личности (фильм) - Сила одиночки The Power Of One Жанр драма Режиссёр Джон Эвилдсен Продюсер Арнон Милчен … Википедия

    сила - сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? силы, чему? силе, (вижу) что? силу, чем? силой, о чём? о силе; мн. что? силы, (нет) чего? сил, чему? силам, (вижу) что? силы, чем? силами, о чём? о силах 1. Силой называют способность живых… … Толковый словарь Дмитриева

    Сила Суперэго - (superego strength) (от лат. suрer сверху, над + ego я) конструкт теории личности Х.Ю. Айзенка. Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию.… … Психологический словарь

    сила суперэго (superego strength) - Этимология. Происходит от лат. suрer сверху, над + ego я. Категория. Конструкт теории личности Х.Ю.Айзенка. Специфика. Эта вторичная личностная черта характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к… … Большая психологическая энциклопедия

    Сила превосходящая непреодолимая

    Сила превосходящая, непреодолимая - В общей части уголовного права различаются: психическое принуждение (см.), случай (см.) и принуждение физическое (vis absoluta), когда лицо действовало под давлением непреодолимой, безусловной, превосходящей С. природы, другого человека или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    сила - ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. С. в руках, ногах у кого л. Недюжинной силы кто л. Ударить изо всей силы. Толкнуть кого л., захлопнуть дверь с … Энциклопедический словарь

    Личности типология, по Шпрангеру - (Шпрангер, основатель “понимающей психологии”, 1882 1953) – предусматривает разграничение 6 ти типов личности или форм понимания, познания жизни: 1. теоретический человек тип людей, знающий “лишь одну страсть...к проблеме, к вопросу...,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    сила - ы; ж. см. тж. в силу, в силу того, что, всеми силами, никакими силами, от силы, сила!, силой, сило … Словарь многих выражений

    Сила Я - Психоаналитический термин, употребляемый для обозначения степени самостоятельности личности, его противостояния окружающему миру и внешним влияниям, направленности и самостоятельности его стремлений и желаний … Толковый словарь психиатрических терминов

Книги

  • Купить за 2258 руб
  • Сила личности. Как влиять на людей и события , Янг Роб. Каждый из нас уникален. Мы обладаем индивидуальными качествами и характеристиками, которые можем использовать для продвижения вперед. Главное - знать, что у нас получается лучше всего и как…

Является не только его защитой, но и способом обрести счастье, радость, смысл жизни.

Почему у одного всегда получается осуществлять задуманное, у другого же возникает множество препятствий? Кто-то находит массу причин, чтобы отказаться от своих планов, кто-то начинает действовать, а затем бросает занятие, находя много оправданий. Но есть и такие люди, которые, что-то задумав, доводят это до конца.

Сила человека является важным условием для успешного выполнения и завершения намеченных целей. При ее наличии любые начинания станут успешными, в противном случае всегда будут возникать какие-то препятствия.

Недостаток жизненной силы отображается на качестве нашей жизни, и ни вода, ни пища его восполнить не могут. Жизненные силы человека, которыми является совокупность нервной и , способствуют нашему гармоничному развитию и существованию.

Какие силы нужны человеку?

Физическая сила очень важна для любых начинаний. Здоровый работоспособный человек сможет сделать многое.

Как развить физическую силу

В этом помогут занятия любым видом спорта. Главное, чтобы нагрузки были регулярными. Кроме того, необходимо правильное питание.

Доказано, что сила веры способна оказать на человека конкретное физиологическое воздействие. Например, когда таблетки, в которых не содержатся никакие активные вещества, воздействуют лучше настоящих лекарственных препаратов благодаря уверенности человека в их целебных свойствах. Разум, ожидая исцеления, инициирует физиологические процессы, которые помогают вернуть здоровье.

На что способны наши мысли

По мнению многих современных исследователей, человеческая мысль является материальным явлением - энергией. Доказано, что в момент сильных эмоций приходящие нам в голову мысли выбрасывают в окружающее пространство колебания, которые могут оказывать воздействие на ход событий. То есть при сильном желании есть шанс, что задуманное сбудется. А для большего эффекта необходимо научиться применять силу мысли, визуализируя желаемое.

Как действует сила мысли

Мысли, которые постоянно присутствуют в голове у человека, становятся его убеждениями, которые, формируя внутренние образы в нашем мозгу, тем самым материализуют предметы мечтаний.

Мысль может принести не только пользу, но и вред. Поэтому необходимо уметь контролировать свои мысли и не желать зла другим. Сила мысли человека, наказав обидчика, может возвратиться к владельцу с обратным эффектом.

Мы можем притягивать к себе не только хорошее. Например, стоит только возникнуть мысли о сомнениях в себе, и это сразу же подрывает нашу веру в свои силы, мы отступаем назад. К сожалению, человек больше склонен верить негативным мыслям. Поэтому на них зацикливаться не стоит, это может отдалить нас от намеченной цели.

Куда утекают наши силы?

К сожалению, много жизненных сил мы тратим впустую. Сила человека, его энергия уходит на вспышки как отрицательных, так и депрессию, самобичевание, критику как других, так и себя.

Не меньше сил расходуется и на ненужную болтовню. Не зря после горячих споров мы чувствуем себя опустошенно. Кроме того, бесполезной тратой энергии являются и бесконечные внутренние диалоги.

Двигательной энергии мешают мышечные зажимы, которые возникают от сидячего образа жизни, больших нагрузок. Снимая телесные зажимы, мы воздействуем на психику, гармонизируя ее.

Как можно восполнить утраченные силы?

Самое эффективное средство - это полноценный сон, а также различные виды массажа и термопроцедуры. Это очищает внутренне и внешне: выводятся токсины, снимается усталость, появляется заряд энергии.

Кроме отдыха для тела необходим отдых и для души, который принесет покой и гармонию. Этому способствует музыка, танцы, прогулки, искусство. Очень полезны путешествия и новые впечатления. Важно вспомнить о том, что приносит вам удовольствие и радует, и чаще обращаться к этому. Человек, который живет в полную силу, занимается чем-то, что требует знаний и умения, ощущает радость.

Кроме того, необходимо попытаться определить источники усталости и осознать собственный уровень удовлетворения жизнью. Чаще всего недостаток внутренних сил вызывает душевное напряжение и сопротивление.

Чтобы обрести силы, необходимо приложить усилия и потратить немало времени. Не стоит думать, что это произойдет сразу, работать над собой необходимо всю жизнь.

Необычайно сложен окружающий нас мир, и человек является его неотъемлемой частью. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Как и все живые организмы, тело человека построено из клеток и межклеточного вещества. Человек связан многочисленными нитями родства с живыми организмами Земли.

Во внешнем облике и внутреннем строении каждого из нас много общего, и это можно объяснить не иначе как наследованием сходных особенностей от наших близких и далеких предков.

Вы уже знаете, что в системе животного мира ученые относят человека к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный (Homo sapiens).

Это не случайно, так как особенности строения тела человека указывают на его тесную связь с животными. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.

Человек представитель хордовых. Как у всех хордовых, у человека на ранних стадиях развития обязательно формируется осевой скелет - хорда, над ней развивается нервная трубка, а под ней - первичная кишка.

Опорой тела человека служит внутренний скелет, по его устройству человек близок к другим позвоночным животным. Как и у них, наша центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом и расположена ближе к спинной поверхности тела. Кровеносная система замкнутая, центральный орган кровообращения - сердце. Дыхательный аппарат сообщается с внешней средой через глотку, полости носа и рта.

Сходство человека с млекопитающими особенно велико. Это прежде всего живорождение и вскармливание потомства молоком. Самки млекопитающих так же, как и женщины, долго - по несколько недель или даже месяцев - вынашивают плод в своем теле.

Тело человека имеет постоянную температуру, близкую к 37°С.

В строении тела человека можно выделить целый ряд признаков, характерных для представителей класса млекопитающих. Это наличие грудобрюшной преграды - диафрагмы, участвующей в дыхании и отделяющей грудную полость от брюшной; семи шейных позвонков; двух поколений дифференцированных зубов; оформленных губ и мускулистых щек; четырехкамерного сердца; наружного и внутреннего уха; кожи, покрытой волосяным покровом; молочных желез с сосками.

Человек, как представитель отряда приматов, имеет пятипалую конечность с очень подвижными пальцами, снабженными плоскими ногтями. Большой палец верхней конечности противопоставлен всем остальным пальцам кисти.

Особенно много общего у человека с человекообразными обезьянами. Это и внешние особенности (пропорции тела- короткое туловище и длинные ноги; сходное строение верхней губы, наружного носа, ушной раковины; мимика), и сходство во внутреннем строении органов, мимической мускулатуры, покровов тела, а также совпадение ряда физиологических особенностей (биохимический состав крови, белковый обмен, структура ДНК, белков и т. д.).

Рудименты и атавизмы - важное доказательство родства человека и животных.

Рудименты - это органы, которые когда-то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили свое значение. Они закладываются во время эмбриогенеза, но полностью не развиваются. К рудиментам относятся копчиковые позвонки и мышцы, ушные мышцы, волосяной покров на теле, шейные ребра и др.

Иногда рождаются люди с явными признаками, характерными для животных. Так, изредка наблюдаются случаи рождения людей с хвостом или сильным оволосением всего тела и даже лица. Появление таких признаков называется атавизмом.

Все это указывает на несомненное родство человека и животных.

Разумеется, - и это очевидно - между человеком и животными есть и принципиальные различия. Человеческий мозг устроен сложнее, и умственные способности человека несравненно выше, чем у животных. Человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью, ему свойственно прямохождение. Есть у человека и другие отличия, особые, присущие только ему черты строения. Обо всем этом вы узнаете о следующем разделе книги.

В чем сила человека?

Есть расхожее выражение: "Человек - царь природы". Почему так говорят? Ведь человек слаб! Скачущая лошадь легко обгонит бегущего человека. У орла зрение гораздо острее, чем у нас. Нашим ногтям и зубам не сравниться с мощными когтями и зубами льва и даже с коготками и зубками соболя и кошки, а наша сила, разумеется, значительно уступает силе шимпанзе и уж тем более -- леопарда, тигра, слона.

И все же у человека есть четыре отличительные особенности, сочетание которых присуще только нашему виду: это уникальный по своей сложности мозг, вертикально ориентированный скелет, руки с большим диапазоном разнообразных движений, способные захватывать и удерживать мелкие предметы, объемное цветовое зрение.

В совокупности эти четыре свойства дают человеку большие преимущества.

Основная особенность человека - высокоразвитый головной мозг. Он очень крупный, его масса (примерно 1300-1500 г) составляет 1/40 от массы тела!

Благодаря такому мозгу человек обладает великолепными способностями к обучению, логическому и абстрактному мышлению, управлению речью и точной координации зрения и движений.

Человек передвигается, в отличие от других животных, на двух ногах, поочередно перенося свой вес с пятки на пальцы ноги. Такое движение требует координированной работы мышц спины, таза и ног. Мы можем не только ходить, но и бегать, прыгать, плавать, нырять, взбираться на скалы.

Мы пользуемся чуткими и гибкими пальцами рук, чтобы исследовать поверхность предметов на ощупь, чтобы сжимать предметы с необходимой силой. Используя те или иные орудия труда, мы можем гораздо эффективнее воздействовать на окружающую нас среду, чем любые другие млекопитающие.

Глаза человека могут отчетливо фокусировать изображения, очень точно определять расстояния и различать не только цвет, но и форму и яркость освещения предметов. Такими способностями обладают очень немногие млекопитающие. Мы можем следить за быстрым перемещением предметов, не поворачивая при этом головы, при помощи одного лишь движения глаз. А то, что мы стоим прямо, значительно возвышаясь над поверхностью земли, позволяет нам видеть гораздо дальше, чем видят другие животные таких же размеров.

Чем человек заплатил за прямохождение

В связи с прямохождением человек получил многочисленные преимущества. Однако, к сожалению, одиоврсмсппо с этим появились и предпосылки для различного рода нарушений и даже заболеваний.

Упругость многочисленных связок и хрящевых прослоек между позвонками делает позвоночник прочной и гибкой опорой для тела. Однако поднятие чрезмерных тяжестей может привести к повреждению межпозвоночных дисков или даже самих позвонков. Большие перегрузки ведут к разрастанию костной ткани, травмирующей отходящие от спинного мозга корешки спинномозговых нервов, а это, в свою очередь, приводит к сильным болям в спине, неправильной осанке и, наконец, к нарушению нервной регуляции работы внутренних органов, а значит - и к разным заболеваниям.

При больших, чрезмерных нагрузках (избыточная масса тела, длительное стояние) происходит ослабление сводов стопы. Своды стопы прогибаются - развивается плоскостопие. В результате изменяется походка, появляются неприятные ощущения, даже боли в области стоп.

В стенках тела (особенно брюшной полости) имеются участки, которые при плохом физическом развитии, отсутствии нагрузок могут стать слабыми местами и как результат - зонами образования грыж (паховой, бедренной, диафрагмальной и др.). Здесь через слабые участки брюшных стенок под кожу могут выпячиваться петли кишки, большой сальник и другие органы.

При вертикальном положении тела увеличивается давление крови на стенки кровеносных сосудов. Кровь, чтобы вернуться от ног обратно к сердцу, должна преодолеть силу тяжести на протяжении более 1 м. Если ослабленные клапаны вен нижних конечностей не могут воспрепятствовать обратному току крови, развивается варикозное расширение вен. Появляются выпячивания в стенках подкожных вен, что ведет к нарушениям кровотока и различного рода недомоганиям.

Проверьте свои знания

  1. Какими признаками хордовых обладает человек?
  2. С животными какого класса у человека можно обнаружить наибольшее сходство?
  3. У животных какого типа центральная нервная система имеет трубчатое строение и располагается ближе к спинной поверхности тела?
  4. Какие животные имеют диафрагму?
  5. Что общего у человека и человекообразных обезьян?
  6. Какие органы человека называют рудиментарными?
  7. Какие вы знаете рудиментарные органы?

Подумайте

Почему великий систематик К. Линней включил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

Человек относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Человек, виду Человек разумный.

Рудиментарные органы - доказательство родства человека и животных. Рудименты - это органы человека, со временем утратившие свое значение (хвостовые позвонки, ушные и хвостовые мышцы, волосяной покров на теле).

Атавизм - появление у отдельных организмов данного вида (в нашем случае - у человека) признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.

РЕФЕРАТ

Тема: «Движущие силы антропогенеза»

Дисциплина: «Биология»

Москва 2003

ПЛАН

I . Человек и обезьяны 3

II . 1. Ископаемые обезьяны – предки человека6

2. Формирование человека 8

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека.

Продолжается ли биологическая эволюция homo sapiens?12

III . Расы современного человечества14

Библиография 17

Схемы 18


Введение

Человек и обезьяны

Земля – родина человека. Человеческое тело состоит из тех же веществ и элементов, что и наша планета. Человека породил животный мир, в котором до сего времени есть много близкородственных человеку видов. Прежде всего это обезьяны. Одни из них меньше похожи на человека

(американские игрунки и капуцины), у других, обезьян Африки и Азии – мартышек, макак, больше сходства с человеком.

Но, оказывается, можно установить и ещё более тесное родство человека с такими высокоразвитыми обезьянами, как шимпанзе. По очень многим анатомо-физиологическим особенностям шимпанзе больше напоминает человека, чем мартышки, павианы или макаки. И не случайно эту обезьяну называют человекообразной или антропоидом. Рост шимпанзе – 1,4 – 1,5 м, вес – 50-60 кг. У него нет хвоста. Строение мозга тоже приближает шимпанзе к человеку.

Близкородственны человеку так же гориллы, орангутаны и гиббоны.(см.рис. стр.5)

В одной индийской легенде рассказывается, будто люди произошли именно от гиббонов, которые научились возделывать землю, стали лучше питаться, а потом потеряли шерсть, сделались выше и тяжелее. Конечно, это всего лишь миф, но он свидетельствует о том, что люди давно подметили особое сходство между обезьянами и человеком. (см.1 стр.9)

Когда в 1859 году появилась эволюционная теория Чарльза Дарвина, уже накопилось много научно достоверных сведений о строении человекообразных и других обезьян. Дарвин писал, что человек, со всеми своими благородными качествами, включая гуманность, с высокими способностями, в особенности разумом, носит в своём физическом строении неизгладимую печать происхождения из животного мира.

Действительно, у каждого человека во внешнем облике и во внутреннем строении есть много таких органов и особенностей, наличие которых можно объяснить не иначе, как унаследованием от животных предков, включая обезьян.

На голове и теле человека есть волосы, как у млекопитающих. Пусть их мало на теле, но на голове до 100 и даже 150 тыс. Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. Человек и все названные животные с ногтями объединяются зоологами в одну группу млекопитающих, а именно в отряд приматов (от лат. «примас» - первенствующий).

У человека с крупными антропоидами – гориллой, шимпанзе и орангутаном (см.рис.стр 5) наблюдается много общего и в процессе их жизненного цикла. После 8-9 месяцев внутриутробного развития, у антропоидов рождается детёныш весом, как правило, около 2 кг.

До 5-6 месяцев детёныш беспомощен и ещё долго питается молоком матери.

У него, как и у ребёнка, появляется 20 молочных зубов, которые к 12-15 годам заменяются 32 постоянными.

Ещё одна группа доказательств естественного, а не сверхъестественного, не божественного происхождения человека – рудиментарные, т.е. недоразвитые (остаточные) органы. Их в теле человека несколько десятков. К примеру, червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс), форма и размер ушной раковины человека мало отличается от своих ближайших предков, но мышцы ушной раковины утратили способность двигать ушами.

Необходимо сказать и о случаях возврата к предкам, или атавизма («атавус» - отдалённый предок с лат.), в форме и строении различных органов. Самый яркий пример – рождение ребёнка с хвостом.

Таким образом, учение Дарвина о ближайшем родстве человека с антропоидами полностью подтверждается современной наукой.

(Гиббон) (Орангутан)

(Шимпанзе) (Мартышка Диана)

1. Ископаемые обезьяны – предки человека

Свыше 10 миллионов лет назад на материках Азии, Европы и Африки жило много разных человекообразных и низких обезьян. Самые древние из узконосых обезьян, ещё близкие к примитивны приматам лемурам из семейства омомиид, найдены в эоценовых слоях восточного Алжира (около 40 млн. лет назад). По месту находки эту обезьяну назвали Биритией. Уже в следующем периоде – олигоцене на территории современного Египта и на Аравийском полуострове существовали многочисленные узконосые обезьяны – египтопитеки и близкие роды. Это были ещё низшие обезьяны, многие из них широко распространились по Азии. Ещё раньше приматы попали в Новый Свет, вероятно, переплыв на плотах из унесённых бурями деревьев Атлантический океан, в то время узкий, не превышавший по ширине современного Средиземного моря (Американский материк тогда ещё не успел сместиться на запад).

В интервале 20-9 млн. лет. назад найдено много остатков человекообразных обезьян. Ещё в прошлом веке из миоценовых слоёв Европы первым был описан дриопитек ( от греч. слов и «дрис» - дерево, «питекос» - обезьяна). При передвижении по деревьям эти обезьяны цеплялись за ветви, подвешиваясь к ним руками, туловище при этом находилось в отвесном положении, а ноги были поджаты. У дриопитековых были особенности, позволявшие им идти по пути антропогенеза: высокое развитие центральной нервной системы, хорошее цветное бинокулярное зрение и хватательные конечности – не только передние, но и задние. Способность к передвижению на двух ногах, или к прямохождению, очень пригодилась предкам человека, когда на Земле стал сильно меняться климат. Великий русский физиолог И. Павлов выделял обезьян среди др. животных. Благодаря 4 хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение: обезьяны видят предметы в объёме и цвете. (см.1, стр.57) Среди более развитых обезьян, вроде южноафриканских или восточноафриканских австралопитеков (от лат. «австралис» - южный и греч. «питекос» - обезьяны) была, очевидно, та порода человекообразных, о которой Ф.Энгельс говорил, что она «далеко превосходила все прочие смышленостью и приспособляемостью». Термин «австралапитек ввёл английский анатом Р.Дарт, нашедший в 1924 г. на территории ЮАР череп шестилетнего детёныша этой полуобезьяны получеловека. После находки Дарта останки австралопитеков в большом количестве были найдены не только в южной, но и Центральной Африке. Австралопитек Дарта жил поздно – около миллиона лет назад и потому не мог рассчитывать на роль нашего предка. Сейчас время становления австралопитеков относят к периоду от 9 до 5 млн. лет назад. Эти обезьяны были прямоходящими. Для чего они высвободили руки? Наиболее подходящее объяснение: австралопитеки уже пользовались орудиями: палками, дубинами, камнями, крупными костями антилоп. Но австралопитеки были предлюдьми, т.к. их орудия ещё не обладали достаточным постоянством формы типа человеческих и поверхность их черепа гладкая, как и у всех человекообразных обезьян. А к виду древнейших людей относятся питекантропы , т.к. они стали регулярно изготовлять орудия, правильно их использовать при добывании пищи и в обороне от врагов.

(Австролопитек)

2. Формирование человека

Древнейшие люди, или иначе архантропы (от греч. «архайос» - древнейший, «антропос» - человек) жили первобытными стадами. Жили архантропы во всём Старом Свете, исключая, возможно лишь самые северные области, в Америку и Австралию проникнуть не могли.

По сравнению с австралопитеками архантропы были более развиты. Мозг их составлял 750,900 и даже 1300-1400 см3. Увеличение мозга было связано не только с общим развитием, но и с большим, чем у австралопитеков, ростом. На трудовой основе в первобытных сообществах постепенно формировался звуковой язык. Но разумеется он был самым простым и примитивным. Лишь через сотни тысячелетий он смог превратиться в членораздельную речь. Труд и речь благоприятно влияли на развитие головного мозга. Они были двумя главными причинами того, что животные превращалось в социальное трудящееся существо – в человека. Исследуя влияние природы и общества на человека Ф.Энгельс на основе эволюционной теории Ч.Дарвина и учения К.Маркса в своей работе создал «генезис» - происхождение). В её основе лежит глубокая идея о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека. Можно сказать, что труд создал самого человека. 1949 году, благодаря находке близ Пекина, 40 индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов от лат. «синиус» китайский) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным “недостающим звеном” в родословной человека. В одной из пещер были найдены черепа и кости этих древнейших людей, которые жили здесь несколько столетий подряд. Рост мужчин достигал 1,63 см, женщин 1,52 см. Их головной мозг был больше, чем у крупных обезьян, но меньше, чем у древних людей: его объём составляет 915-1225 см3. Синантропы уже знали огонь, поддерживали его: может быть, они умели его добывать.

Овладение огнём – огромное достижение древнейших людей. Оно помогло древнейшим людям преодолеть многие трудности существования, особенно в период наступившей в дальнейшем суровой ледниковой эпохи.

К древним людям, или палеантропам (от греч. «палайос» - древний), относят неандертальцев . (см.рис.) Самый близкий родственник человека был открыт в 1856 г. в местечке Неадерталь возле Дюссельдорфа. Рабочие, нашедшие пещеру со странными черепами и большими костями, решили, что это останки пещерного медведя, и даже не предполагали, какие жаркие споры вызовет их находка. Эти кости, а также кости, найденные позже на севере Англии, на востоке Узбекистана и на юге Израиля, были останками предка человека, получившего название неандерталец, – примитивный человек, живший от 200 000 до 27 000 лет назад. Неандерталец делал примитивные орудия, раскрашивал тело узорами, имел религиозные представления и похоронные ритуалы. (см.2, стр.78)

Это были люди среднего и невысокого роста, но с мощными костями и, видимо, невероятно сильные, атлетического строения. Черепа их имели ещё обезьяньи черты – у них не было подбородочного выступа, имелся мощный надглазничный валик и покатый лоб. Но мозг за этим лбом не уступал современному, в среднем был даже больше, хотя лобные и височные его доли были обычно менее развиты.

Палеантропы создали новую индустрию камня и так называемую культуру скребел и наконечников, широко пользовались огнём, были искусными и смелыми охотниками на самых крупных зверей.

Несмотря на звероподобные черты, палеантропы думали не только о том как выжить. Они уже хоронили своих близких, украшая могилы рогами горного козла и даже цветами. Было у них что-то вроде культа пещерного медведя: во многих пещерах Европы нашли сотни черепов и длинных костей, аккуратно сложенных в ниши и «ящики» из каменных плит.

Палеантропы были вытеснены людьми современного типа – неоантропы.

38 – 48 тыс. лет назад палеантропов, выделившихся в подвид человек разумный неандертальский, сменил другой подвид – человек разумный. Иногда людей современного типа называют сапиентными или просто сапиенсами.

До недавнего времени считалось, что неоантроп явился Европу, скорее всего, из Азии около 40 тыс. лет назад и стремительно уничтожил людей неандертальского типа. Но действительность оказалась сложнее.

Люди современного типа в середине каменного века широко использовали те же орудия, что и палеантропы, которые, наоборот, в ряде мест применяли более совершенную технику. Скорей всего, палеантропы не только заимствовали новую технику выделок каменных орудий, но и могли совершенствовать свою.

Большинство исследователей считают, что практически все этапы происхождения человека: примитивных обезьян от лемуроподобных предков, высших, человекообразных обезьян, австралопитеков, человека умелого, архантропов и, наконец, человека разумного – и неандертальского, и сапиентного типа – прошли на территории Африки, хотя все стадии, кроме австралопитеков, успевали расширить свой ареал на восток, до берегов Тихого океана. Однако только неоантропы оказались способными проникнуть в Америку и Австрию.

Первой научно исследованной находкой человека современного типа был обезглавленный скелет, найденный в Уэльсе в 1823 г. Это было погребение: покойника украсили раковинами и посыпали красной охрой, впоследствии осевшей а костях. Скелет сочли женским и назвали «Красная леди» (через 100 лет он был признан мужским). Но наиболее известны более поздние находки в гроте Кро-Маньон (Франция), по которым всех древних людей часто не совсем точно называют кроманьонцами.

Это были люди высокого роста, практически не отличающиеся от нас, с крупными, грубовато-красивыми чертами широких лиц.

В древности человечество было не менее разнообразно, чем сейчас. Наряду с кроманьонцами, порой рядом с ними, в Европе и Азии обитали представители иных форм.

Кроманьонцы и жившие в то же время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас. На этом уровне биологическая эволюция человека завершилась.

Главным фактором антропогенеза считаю естественный отбор на лучшую орудийную деятельность. Именно это и имел ввиду Энгельс, отметивший, что человека создал труд.

3. Биологическое и социальное в историческом развитии человека. Продолжается ли биологическая эволюция

homo sapiens ?

Строго говоря, эволюция человека продолжается на всём протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что касается же биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря усилиям и успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире всё более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости. Например, снижение в Европе уровня смертности от туберкулёза с 4000 на 1 млн. человек в 1840 г. до 13 человек на тот же миллион в настоящее время свидетельствует о том, что отбор по сопротивляемости данной болезни, по существу, прекратился. Это же можно сказать и о многих других заболеваниях.

Сегодня наблюдается, с одной стороны, очень медленный темп генетических изменений, производимых отбором, и большое генетическое сходство между различными человеческими группами. С другой стороны, имеется огромное разнообразие культур и образов жизней, очень быстрый рост социальных изменений, свидетельствующих о происходящей культурной эволюции человечества. Поэтому можно с уверенностью говорить о ведущей роли культуры в эволюции homo sapiens .

Естественный отбор у человек происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основном дети рождаются в генетическом отношении клеток.

Физическое здоровее человека за историю homo sapiens существенно улучшилось. Комплексным показателем может служить увеличение средней продолжительности жизни населения.

Под влиянием социальных условий она возросла с 20-22 лет в древности до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75-78 лет, т.е., по данным современной науки, её уровень приближается к средней «нормальной» продолжительности жизни 80 – 90 лет.

Теперь обратимся к вопросу о развитии умственных способностей. Английский психолог и антрополог Гальтон был убеждён в том, что интеллект современного человека снижается, так как представители низших классов, имеющие низкий коэффициент ума, имеют большее число детей. На основании этого Гальтоном и некоторыми другими учёными делался вывод о том, что человеческий вид будет всё более наполняться «худшими породами» людей и, следовательно, уменьшать свой коэффициент ума (IQ). Однако теперь это теория считается ошибочной, так как сегодня нельзя считать доказанным, что IQ у людей обусловлен генетически. (см. 3, стр.71)

Современные биологи и антропологи полагают, что процесс биологической эволюции человека как вида прекратился со времени появления homo sapiens. Прежде всего об этом свидетельствует тот факт, что в течение данного периода мозг человека не изменился, морфологическое изменение его завершилось.

Итак, развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что произошло 30-40 тыс. лет назад. В основе эволюции лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Необходимо отметить также, что с возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает своё главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. А развитие последней определяется уже не столько естественным отбором наиболее умелых и одарённых, сколько социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс.

Расы современного человека

Общеизвестны три главные расы: европеоидная, монголоидная и негроидная.

Европеоиды – люди, как правило, с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы у них обычно сильно растут, лицо узкое, с выступающим носом, ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует или развита слаба, челюстная часть лица не выступает вперёд, губы обычно тонкие. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоиды имеют чаще всего жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа у них темнее, с желтоватым оттенком, борода и усы растут слабее, чем у европеоидов. Лицо широкое, утолщённое, скулы сильно выступают, нос, наоборот, утолщён, ноздри расположены под углом друг к другу. Очень характерны глаза: они часто узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего. Верхнее веко закрыто кожной складкой, порой до самых ресниц. Губы средние по ширине. Эта раса преобладает в Азии.

Негроиды – люди с курчавыми волосами, с очень тёмной кожей и карими глазами. Борода и усы растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые, складка верхнего века развита слабо. Губы обычно толстые, нередко вздутые. Классические негроиды живут в Африке. (см.1, стр. 16)

Однако не все группы человечества можно разделить по 3 основным стволам. В первую очередь выпадают индейцы. По традиции их часто относят к монголоидам. Но есть у них и что-то европейское. Поэтому выделяют отдельную расу америндов. То же можно сказать об обитателях Австралии и близлежащих островов. Они темнокожи, но волосы у типичных австралийских аборигенов не курчавые, а волнистые, борода и усы растут обильно, а по строению зубов, составу крови, пальцевым узорам они оказываются ближе к монголоидам.

Таким образом, следует выделить не три, а пять основных рас.

Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Человек возник в процессе эволюции под воздействием законов, общих для всех живых существ.

На первых этапах эволюции естественный отбор имел решающее значение. Однако впоследствии способность человека передавать по наследству негенетические приобретения в виде разнообразной научной, технической и культурной информации по мере возрастания объёма знаний всё более выводила человека из-под жестокого контроля естественного отбора и усиливала зависимость от общества. Поэтому, изучая биологию человека, мы всегда должны помнить о том, что человек занимает совершенно особенное положение в природе и качественно отличается от других организмов. Человек одновременно и биологическое существо, и социальное. Игнорирование социальной роли и преувеличение биологичекой – серьёзная научная ошибка.

Библиография

1. Энциклопедия. Человек; А.Н. Леонтьев; изд. Педагогика;1975 г.

2. Концепции современного естествознания; В.Н. Лавриненко, изд. ЮНИТИ; 2002 г.

3. Концепции современного естествознания; К.Л.Солодов; изд. М; 1996 г.

4. Учебник «Общая биология»; А.О.Рувинский; изд. М. «Просвещение»; 1993 г.

5. Концепции современного естествознания; М.Р.Захаров; изд. Санкт-Петербург; 1998 г.

6. Учебник «Общая биология»; Д.К.Беляева; изд. «Просвещение»;1992 г.

7. Справочные материалы «Биология»; Д.И.Трайтак; изд. «Просвещение»; 1994 г.

8. Учебник «Биология»; Ю.И.Полянский; изд. «Просвещение»; 1987

Клеточные организмы Ядерные

Животные

Многоклеточные организмы

Хордовые; позвоночные

Черепные

Млекопитающие

Плацентарные

Приматы

Люди

Человек

Человек разумный