В неприметной лесной деревушке егэ. Всенародная память

Проблема сохранения исторической памяти. Сочинение ЕГЭ

Василь Владимирович Быков - один из интереснейших отечественных писателей. На протяжении многих лет своего творчества он оставался верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что война в них всегда изображена такой, какой она была на самом деле.

В данном тексте писатель затрагивает важную проблему. Проблему сохранения исторической памяти и почему это было и всегда будет важно для всего человечества.

Автор в своей работе говорит о том, как быстро идет время и как память человека ограниченна в своих возможностях. Его волнует вопрос о том, как не простительно было бы позволить забыть беспримерные подвиги, невосполнимые утраты, принесенные во имя победы. Ведь годы проведенные в войне ни с чем несравнимы. А сама война преподала истории ряд значимых уроков, о которых следует помнить.

Рассуждая над этой непростой проблемой, Василь Быков приходит к выводу о том, что лишь искусство и литература могут остановить быстротекущее время и запечатлеть важные исторические моменты в сознание народа.

С мнением В.В. Быкова трудно не согласиться. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть огромного количества людей. Поэтому я согласна с автором, что одной из важнейших тем для литературы является тема Великой Отечественной войны.

Много ли мы можем знать о войне, поколение, растущее в мире, без книг о войне и рассказов наших бабушек и дедушек, участников и очевидцев тех событий. Для нас эти рассказы бесценны. Ведь только через эти истории мы можем глубже понять и прочувствовать все то, что нам посчастливилось не увидеть самим.

Читая данный текст на ум приходят слова А.С. Пушкина, которые он написал П.Я Чадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что я вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Уважение к минувшему- вот черта, отличающая образованность от дикости… Гордиться славою своих предков не только не можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.. Дикость, подлость, невежество не уважает прошедшего, пресмыкаясь перед одним настоящим». Этими словами А.С. Пушкин хотел выразить на сколько важна история отечества, история наших предков для каждого человека, а тот, кто не чтит свою историю, невежественен и не может иметь и будущего.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы воспоминания о войне не были тяжки, помнить о ней нужно. Лишь сохраняя память о погибших и героях, о подвигах и военной доблести мы сможем избежать войны в будущем.

Текст В. В. Быкова:

(1)В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2)У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (З)Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.

(4)Шли годы, ребятишки учились, . взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. (5)И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. (6)Она не жалеет о своей нелёгкой судьбе, которую во многом определила её доброта, проявившаяся в трудный час.

(7)Всё дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от её страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. (8)Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. (9)В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, понесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом! (10)Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием.

(11)Но память человека ограничена в своих возможностях. (12)То, что недавно ещё было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боёв, названия сёл и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. (13)К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошёл войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.

(14)Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, прошедшего всю войну от первого её дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. (15)Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц. (16)Это искренний и правдивейший документ, являющийся свидетельством о величайшей из войн, увиденной глазами её рядового участника, но пока ещё не нашедший своего издателя.

(17)Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, — сделать это в любой доступной для него форме. (18)Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. (19)И старый заслуженный генерал, прошедший со своей дивизией от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая полдюжины сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину.

(20)Но всё необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражавшихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещённых, а то и забытых страниц.

(21)В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. (22)Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой небывалой в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.

(По В. В. Быкову*)

* Василь (Василий) Владимирович Быков (1924-2003) — советский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Советский писатель ХХ века В.В.Быков поднимает актуальную во все времена проблему исторической памяти.

Начиная рассматривать этот вопрос, автор приводит пример о том, как девушка в годы войны приютила детей. Писатель знал ещё одного человека – участника войны, который написал воспоминания, но ещё не нашёл издателя. В.Быкову как патриоту страны, болеющему душой за сохранение исторической памяти, хочется, чтобы участники Великой Отечественной войны, кто ещё сейчас здравствует, поведали о пережитом. Такая же задача стоит и перед искусством.

Я согласен с писателем. К подвигам людей нельзя оставаться равнодушными. И все многочисленные наши потомки следующих веков должны об этом знать.

Память о том, что война вносит парадоксальность в жизнь человека, оставил нам писатель Б.Васильев в повести «А зори здесь тихие».

Женщины, чьё предназначение – продолжение рода, вынуждены были наравне с мужчинами защищать страну. Пять девушек под командованием старшины Федота Васкова преследовали шестнадцать диверсантов, которые шли в Беломоро-Балтийскому каналу. Лиза Бричкина, которую Васков послал за помощью, утонула в болоте. Соню Гурвич немцы смертельно ранили ножом, когда она хотела принести Васкову кисет. Галя Четвертак была застрелена немцами, когда, напуганная смертью Сони, не выдержала и выскочила из кустарника. Женя Комелькова увела немцев от раненой Риты Осяниной, и они, расстреляв её, долго ещё всматривались в красивое лицо русской девушки. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Проблема сохранения исторической памяти (по тексту Быкова-В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина...)

Смертельно раненная Рита Осянина выстрелила в висок. Действительно, «у войны не женское лицо». Так сказала поэтесса Ю.Друнина. Но память о солдатах-женщинах тоже бессмертна. Такова позиция Б.Васильева.

Хочется, чтобы акция «Бессмертный полк», не так давно возникшая в России, продолжалась вечно. Ведь не зря её назвали так. Это значит, что люди, погибшие за нас, бессмертны. Думаю, что и поступок человека, идущего с портретом родственника-защитника, можно назвать бессмертным. И поколения «Бессмертного полка» этих лет будут рассказывать следующим поколениям, как они чтят память о войне.

(1) В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2) У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (3) Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.



Сочинение

В нынешнее спокойное время мало кто задумывается над тем, как, например, не так давно, 75 лет назад, страдали, погибали от голода, холода и заражения такие же, как и мы, обычные люди. Как ежедневно приходилось рисковать своей жизнью, когда каждый встретившийся тебе соотечественник был близким человеком, как приходилось наблюдать за тем, как гибнут родные люди. А нужно ли вообще хранить в памяти эти фрагменты истории? В данном мне тексте В.В. Быков предлагает читателю порассуждать над проблемой сохранения исторической памяти.

Писатель, анализируя фрагменты тех роковых лет, приводит в пример одну из историй, в которой девушка спасла от гибели полдюжины осиротевших детей. И каждый, вышедший из-под её крыла ребенок, хранит в своей памяти этот подвиг и передает его своим детям и родственникам, дабы он не потерялся во времени. В.В. Быков делает акцент на том, что и этот случай, и десятки, сотни тысяч других сломанных судеб являются по меньшей мере хорошим уроком для будущих поколений, а ветеранов, способных рассказать все, что происходило в те года, уже почти не осталось.

Автор считает, что историческую память сохранять нужно, поскольку наша память ограничена в своих возможностях и не всегда, не во всех красках может сохранить те события, помнить о которых важно в первую очередь в качестве сохранения уважения к погибшим. Великая Отечественная война уходит все дальше в невозвратимое прошлое, забываются самые достойные подвиги и свершения, а вместе с тем теряется их ценность, и потому долг тех, кто пережил те страшные события, кому есть, что рассказать последующим поколениям, - сделать это в любой доступной форме.

Мысль В.В. Быкова мне близка, и я тоже считаю, что любые факты из истории роковых 1940-х, рассказы очевидцев, дошедшие до нас рукописи и фрагменты – это золотой запас нашего поколения, то самое важное, что должен хранить в своей памяти и своем сердце современный гражданин России. Историческая память – это, во-первых, задача литературы и искусства успеть остановить время и повернуть его вспять, вернув и оживив в памяти людей те народные подвиги. Задача тех, кто слышал, видел и знает что-то – рассказать, описать и запечатлеть это в любой доступной форме, чтобы не дать этим важнейшим историческим урокам раствориться в бездне постоянно нарастающих и сменяющих друг друга исторических фактов.

Еще М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» в уста своего лирического героя вкладывает слова о том, что в «нынешнее время» люди не предают значения событиям военных лет, и вместе с тем теряют ориентир, пример достойнейших личностей, способных встать на защиту Отечества. Во времена Бородинской битвы, как и во времена Великой Отечественной войны, каждый из солдат был героем, и хранить это в своей памяти – значит проявлять уважение и благодарность к погибшим, передавать это своим близким – значит не давать исчезнуть исторической памяти.

Человек – это его прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих звеньев он просто перестает существовать. Наше прошлое – это и есть та самая историческая память, и забывая его, мы начинаем терять собственный человеческий облик. В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» приводит в пример как раз таких «современных» жителей, не желающих чтить память о тех событиях и тех людях, которые хранили земли острова. Коренные жители Матеры прекрасно понимали, насколько важно для них сохранить их плодородные земли, дома и усадьбы, которые могут быть затоплены из-за простой жажды наживы. Ведь каждая из этих мелочей в купе и составляла прошлое всех жителей, их историческую память, и затопить все это означало стереть с лица земли их самих.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что подвиг тех, кто отдавал свою жизнь за наше светлое будущее, неоспорим и велик, и наша задача, задача будущего поколения состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся факты, даты и события и передать их дальше с той лишь целью, чтобы они не потеряли своей значимости и не растворились во времени.

В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живет нестарая еще женщина. У нее добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей. Шли годы, ребятишки учились, взрослели и расходились из лесного пристанища по своим неизведанным дорогам. И вот настала минута, когда она распрощалась с последним из младших и осталась в этом доме одна. Она не жалеет о своей нелегкой судьбе, которую во многом определила ее доброта, проявившаяся в трудный час...
Все дальше уходит война в невозвратное прошлое, эта самая большая война, но шрамы от ее страшных когтей нет-нет да и проглянут в привычном благополучии нашей сегодняшней жизни. Минуло столько лет, а память о ней жива в сознании народа, в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые утраты, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - немецким фашизмом! Четыре военных года по концентрации пережитого не сравнимы ни с какими другими годами нашей истории. Кроме того, война преподала истории и человечеству ряд уроков на будущее, игнорировать которые было бы непростительным равнодушием.
Но память человека, к сожалению, ограничена в своих возможностях. То, что недавно еще было памятно тебе, по прошествии лет постепенно затягивается туманной дымкой забвения, и уже требуется усилие, чтобы вспомнить имена иных фронтовых товарищей, даты некогда так хорошо памятных боев, названия сел и урочищ, которые, казалось бы, на всю жизнь врезались в твою память. К тому же с неотвратимостью редеют ряды ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы со знанием дела и подробностей рассказать о ней людям.
В этом смысле огромнейшая задача ложится на наше искусство и литературу, обладающие, как известно, завидной способностью остановить быстротекущее время, запечатлеть его кардинальные моменты в историческом сознании народа. Действительно, за послевоенные годы всеми видами искусства создано немало замечательных произведений на темы минувшей войны, а литература обогатилась книгами, которые, можно надеяться, явятся надежным свидетельством о ней на многие грядущие десятилетия. Но все необозримое многообразие народного подвига в огневые годы войны, героизм сражающихся миллионов, полная не меньшего героизма и самоотверженности работа советского тыла таят в себе немало неосвещенных, а то и забытых страниц. Нужно как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств об этой небывалой в истории войне, рассказанных по радио и телевидению, написанных воспоминаний, очерков, статей.
Надо отдать должное нашей прессе и нашим издательствам - за послевоенные годы напечатано множество материалов о прошлой войне, принадлежащих перу видных военачальников, партизанских и партийных руководителей. Среди них немало интересных воспоминаний, освещенных незаурядностью личности авторов.
Читающая общественность отметила появление необычной книги рассказов о злодеяниях оккупантов на белорусской земле "Я из огненной деревни", записанных А.Адамовичем, Я.Брылем и В.Колесником. Совсем недавно тот же А.Адамович в соавторстве с Д.Граниным опубликовали "Главы из Блокадной книги" о людях осажденного Ленинграда. Несколькими годами ранее наша литература обогатилась чрезвычайно содержательными военными дневниками К.Симонова.
Трудно переоценить значение того дела, которое делают вышеназванные и другие авторы. Большая заслуга в этом жанре принадлежала С.С.Смирнову с его "Брестской крепостью". Эта и последующие его книги, построенные на скрупулезной фактической достоверности, свободные от всегда сомнительного в таких случаях беллетристического элемента, страстно ратующие за воздание должного непризнанным, а то и забытым героям войны, явились откровением для своего времени.
Разумеется, литература не может не сознавать свой долг как по отношению к забытым страницам войны, так и по отношению к ее героям, ветеранам многих сражений, обладающим уникальным опытом, но, по ряду причин, не имеющим возможности должным образом запечатлеть его на бумаге. При Союзах писателей ряда республик созданы и работают комиссии по военной литературе, опытные авторы разбирают рукописи воспоминаний, помогают их доработке. Немало книг ежегодно выходит в литературной записи профессиональных литераторов. И в данном случае весьма важным является не только профессиональное мастерство литературного помощника автора, но так же и его жизненный и военный опыт, степень владения материалом.
Но, к сожалению, бывает и так, что автор литературной записи, должно быть, не располагая добротным оригиналом и не обладая личным военным опытом, ограничивается в своей работе более или менее грамотным изложением фактов и впадает в еще больший, на мой взгляд, грех - насильственную беллетризацию материала. И тогда на протяжении многих страниц читателю предлагаются бесконечные разговоры персонажей, поданные в их прямой речи, якобы имевшей место в действительности, что само по себе уже вызывает сомнение.
Каждый литературный жанр имеет свои законы, присущие ему одному особенности, и многое из того, что обязательно для художественной литературы, совершенно противопоказано литературе документальной. И уже совсем непозволительно, когда имя такого литературного помощника значится на обложке книги рядом с именем ее настоящего автора, а то и вместо него. Возможно, подобная трансформация не преступает юридические или литературные нормы, но, кроме них, существуют же и этические нормы, так что простая замена первого лица третьим в данном жанре еще не дает права на авторство.
Довольно распространенной, как и не менее огорчительной ошибкой пишущих о пережитом в годы войны является стремление создать на ее материале роман или повесть, вместо того чтобы подробно, строго придерживаясь фактов, и без малейшего вымысла написать о том, что было и что хорошо запомнилось. Не обладая должными литературными навыками, эти люди при всей похвальности их намерений затрачивают массу времени на создание произведения, заранее обреченного на неудачу, после чего следуют неизбежное разочарование, необоснованные обиды на редакторов и консультантов. Всего этого можно и должно избежать, если автор будет ясно сознавать стоящую перед ним задачу и разумно соизмерять с ней собственные литературные возможности.
Не следует, конечно, полагать, что все написанное в различных видах и формах воспоминаний будет опубликовано в печати. Многое останется в рукописях, станет документом семьи либо будет сдано в музеи и архивы, где сохранится на длительное время и в конце концов найдет своего благодарного читателя.
Планы и возможности наших издательств, как известно, ограниченны, но нельзя не признать также, что издательства еще недостаточно работают с ветеранами, стимулируя их к созданию книг о войне, недостаточно ведут поиск интересных рукописей, а из того, что самотеком поступает в издательства, многое так и не находит дороги к читателю по причине производственной трудоемкости или необычности материала. Особенно если автор такой рукописи - рядовой участник войны и после нее не так уж много преуспел.
Я знаю живущего в Гродно бывшего командира батареи Ивана Григорьевича Ущаповского, человека, действительно прошедшего всю войну от первого ее дня до последнего, много пережившего и много на ней повидавшего. Обладая удивительной памятью относительно всего, что касается той поры, он отдал несколько лет жизни созданию воспоминаний о пережитом, написал более тысячи страниц на машинке. Это искренний и правдивейший документ - свидетельство о величайшей из войн, увиденной глазами ее рядового участника, но пока еще не нашедший своего издателя.
Долг всех, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме.
Мы, литераторы, а также издатели, журналисты должны помочь тем, кто не имеет достаточных для того возможностей. И старый заслуженный генерал, прошедший свою дивизию от подмосковных полей до Берлина, и прославленный партизанский руководитель, организатор всенародной борьбы на оккупированной территории, и безвестная женщина, воспитавшая шестерых сирот, могут и должны поведать истории и человечеству о пережитом ими в лихую годину.
Многие уже написали, другие пишут. Отрадно, когда за перо берутся не только люди, обладающие определенным досугом, но и чрезвычайно занятые люди, для которых несколько свободных часов в неделю - трудноразрешимая проблема. Недавно мы с другом журналистом были на приеме у одного из белорусских министров, который в конце разговора доверительно сообщил, что собирается написать книгу. Мы, конечно, дружно поддержали это намерение, и один из нас, подумав о постоянном дефиците его времени, сказал, что надо подыскать помощника.
- А нет! - решительно заявил министр. - Такое дело я не могу доверять никому. Только сам!
Что ж, похвальное решение!
9 февраля в Минске закончилось всесоюзное совещание, созванное Союзами писателей СССР и БССР. Несколько дней известные писатели и литературоведы обсуждали проблему "Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны и современная документальная литература". Определены задачи, стоящие не только перед документальной, но и художественной литературой о войне. Главный же вывод таков: все мы, участники минувшей войны, каждый в меру своих сил и возможностей должны неустанно свидетельствовать перед народом и историей о нашем уникальном опыте, явившемся для многих также и огромным жизненным опытом, а для народа в целом - величайшим из испытаний, когда-либо выпадавших на его долю. Это наш писательский, гражданский и воинский долг.

А нужно ли нам хранить память о событиях давно минувших дней? В предложенном тексте писатель Василь Быков предлагает задуматься именно над проблемой сохранения исторической памяти. Проблема эта очень важна и не потеряет своей актуальности и в наше время.

В самом начале автор рассказывает нам о девушке, которая во время войны спасла от смерти полдюжины осиротевших детей. И каждый из них, по мере взросления оставлял место своего пристанища, становясь уже на свой жизненный путь.

Но они никогда не забудут, и с благодарностью будут вспоминать что сделала для них эта девушка, укрывшая в трудную минуту, ставшая им матерью.

В. В. Быков утверждает, что очень значимо хранить историческую память, поскольку память человеческая имеет ограниченные возможности и наша история постепенно может забыться. Великая Отечественная война все дальше отдаляется от нас, с каждым годом редеют ряды ветеранов – очевидцев и участников той войны. И долг всех, кто пережил эти страшные годы и кому есть, что сказать – передать и поведать эти истории народу. Ведь история всегда была и будет частью нашей жизни и я думаю, что каждый, так или иначе, ощущал связь, сопричастность к ходу истории. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

Так, в рассказе А. П. Чехова «Студент» главный герой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, перед Пасхой рассказывает двум случайно им встреченным женщинам эпизод из Евангелия о предательском отречении Петра от Иисуса. Его поражает их реакция на рассказ: он вызывает у них слезы и боль. Иван понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим.

Еще как аргумент можно привести «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева. Память дает нам прекрасную возможность сохранить для будущих поколений понимание того, что такое добро и зло, правда и ложь. В письме под номером сорок один, где Лихачев выносит на суд проблему, связанную с памятью культуры, он говорит, как существенно отличаются друг от друга экология природы и экология культуры – экологию природы до какого-то момента еще можно возвратить, восстановить, но нельзя восстановить уничтоженные памятники, храмы. Памятники культуры всегда уникальны, так как они имеют тесную связь со временем, с талантом мастера, с духовным миром автора шедевра.