Виды интеллекта эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, его структура и методы измерения. Влияние рефлексии на наш интеллект

еще никто не придумал.

Интеллект знаний известен всем! Многие из нас проходили тесты ради интереса, а в современных компаниях предлагается прохождение таких тестов для соответствия определенной должности.

Многим не очень приятно вспоминать о результатах своих тестов, а кто-то гордится ними. Имеет ли это значение? Насколько важен уровень интеллекта? И что означает термин «эмоциональный интеллект»? Чем он отличается от интеллекта знаний?

Тест на IQ

Доказано, что тесты на IQ не являются окончательной оценкой всех возможностей мозга, да и мерилом знаний их назвать сложно.

Примером тому может быть общепризнанный гений А. Пушкин, который был безнадежным двоечником. Интересно, как бы он смог сдать тест? Но это не отменяет его гениальности. А Моцарт или Шекспир смогли бы выдержать такие тесты? Люди саванты (кому неизвестно − люди с абсолютной памятью) могут творить чудеса, удивляя всех, но в жизни они совершенно не приспособлены, социум для них – темный лес, каков результат их интеллекта знаний?

Выдающиеся личности, не имеющие определенных знаний, а таких много и было и есть, разве могут попасть в разряд глупых людей? У них всего лишь сбой в нейронной сети мозга. Но такой показатель совсем не говорит о том, что стремиться к наукам нет смысла.

Это говорит только о том, что каждый из нас мог встречать человека, у которого за плечами три класса общего образовательного курса, а они очень умны, и даже некоторые мудры, с ними интересно беседовать, и это заслуга далеко не умственных способностей. Вот в этом и кроется тайна эмоционального интеллекта.

Понятие интеллекта

Так что такое эмоциональный интеллект? Это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения любых задач.

Способность задействовать свои знания, эмоции, и ощущения является основой определения эмоционального интеллекта, говоря другими словами − мудрости. Это загадка, которая никем не разгадана, но прекрасно нами чувствуется в людях, да разве только в них? Глядя на собак, мы можем определить какая с умными глазами, а у какой − глупый вид.

Без всяких тестов можно выяснить, насколько человек умен. Минута общения может указать на уровень развития человека. Как выяснилось, образованный, знающий и мудрый человек – это абсолютно разные понятия. Чтобы было более понятно, вспомните, сколько образованных людей оказалось на улице в годы перестройки, сколько их спилось или подалось в блудную жизнь.

Дальше, возьмем, как сейчас выражаются, «ботанов». Кто их слушает, кому интересен человек, манипулирующий фактами, с лицом без эмоций, бубнящий себе под нос? А ребенок, который в первый день присутствия в школе может проявить свое лидерство? В этом кроется вторая загадка эмоционального интеллекта – как люди преподносят свои знания и почему их интересно слушать.

Принцип действия интеллекта

В современном мире фактор успеха напрямую зависит от уровня эмоционального интеллекта. По статистике, уровень безработицы и преступности гораздо выше среди людей с низким интеллектом.

Мир загадочен, а человек − его главная загадка, и от животных его отличает совсем немногое:

  • язык;
  • сознание;
  • тщеславие;
  • право выбора.

И когда речь идет о серьезном вопросе, то выбор остается за человеком, ему решать как поступать и только в его власти собственное развитие эмоционального интеллекта.

Связь эмоций и переживаний человека впервые была установлена Аристотелем, а Рене Декарт назвал эмоции основой души, но никто не давал им конкретной классификации. Изучением эмоций, по мнению многих ученых, было связано с Дарвином, который положил начало миру человеческих эмоций. Многие открытые им закономерности до сих пор имеют место быть.

Эмоциональный интеллект заключается не только в умении считать, но и в умении сопереживать, что выводит человека на уровень зеркальных нейронов. Скажем, это такое построение мозга, которое включается тогда, когда человек не совершает что-либо, а только наблюдает за действием со стороны.

Например, предстоит серьезный разговор, который решает вашу судьбу. Вы должны сконструировать схему предстоящего разговора с этим человеком, т. е. как бы покинуть свой мозг и внедриться в мозг оппонента. Другими словами, посмотреть на себя глазами своего оппонента.

На этом и основывается весь успех социальных взаимоотношений. Доказано, что такие зеркальные системы испорчены у людей, больных аутизмом, возможно, это и объясняет их эмоциональную глухоту.

Уровень образования людей с развитым интеллектом

С какой стороны подойти к вопросу о том, как развить эмоциональный интеллект? Конечно, со стороны образования. Вот только образование должно основываться не на знаниях, а на понимании.

Это значит, что изучая определенный предмет, человек должен точно понимать, что эти знания ему нужны. А информацию, которая понадобится однажды, можно найти в интернете за две минуты, при этом, не засоряя свой мозг ничем лишним.

Человек должен философски относиться к информации, которая ему ежеминутно поступает. Без гуманитарной подготовки он не поймет того, что делает, он не оценит правильно мир, не поставит перед собой правильные цели, и не сможет расставить ценностные акценты. И все это значит, что к развитию эмоционального интеллекта человек не готов.

Навыки управления эмоциями

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя, по меньшей мере, четыре основных навыка:

  1. Умение управлять собой. Эмоциональный интеллект подразумевает под собой управление своими действиями в различных эмоциональных состояниях. В порыве гнева мы способны совершать поступки, о которых потом жалеем, страх парализует наши действия, когда они требуют безотлагательного решения. Радость расслабляет и приводит к потере бдительности. Развивая эмоциональный интеллект, вы сможете действовать правильно в любой ситуации.
  2. Понимание своих эмоций. Каждая эмоция человека должна быть осмыслена. Анализируя ту или иную свою эмоцию, вы сможете понимать причины их возникновения. Это немаловажная ступень в развитии эмоционального интеллекта, так как появится возможность правильно использовать свои возможности и свои , решая важные вопросы.
  3. Контроль эмоций окружающих. Улавливать эмоциональный интеллект других людей можно только с помощью наблюдательности и умения слушать. Развитие эмоционального интеллекта в этом направлении приведет к пониманию того, что чувствует ваш оппонент.
  4. Умение управлять отношениями. В этом аспекте развитие эмоционального интеллекта несколько затруднительно. В нем участвует эмоциональная связь, контролировать которую сложнее, чем личный эмоциональный интеллект. Существует понятие, что, чем сильнее эмоциональная связь, тем проще донести свои мысли. Но вопрос любви никто не сможет объяснить. В ней чем сильнее эмоциональные отношения, тем труднее общаться (не всегда, конечно).

По утверждению психологов, усовершенствовать эмоциональный интеллект во временном эквиваленте можно только в одном навыке. Но даже амбициозный человек может убедиться в том, что один усовершенствованный навык повышает способность продвинуться на ступень выше.

Учимся управлять собой

Исследования показали, что на питание мозга человека расходуется 25% энергии, а на питание мозга маленьких детей – 50%.

Следовательно, это дорогостоящая для человека игрушка, особенно если он бессмысленно работает на мозг, а не наоборот. Поэтому здравомыслящие люди должны задуматься над тем, что мозг должен отрабатывать, затраченную на него энергию организма.

Мы должны уяснить, что мозг работает вхолостую, соответственно, и энергию потребляет зря, если у нас отсутствует или слабо развит эмоциональный интеллект, то есть если мы не умеем управлять собой и своими эмоциями.

А для развития этого навыка следует уяснить три основных правила:

  • ни под каким предлогом не давать себе спуску;
  • научиться говорить самому себе только правду;
  • уметь быть снисходительным и доброжелательным к людям.

Влияние рефлексии на наш интеллект

Способность самому на себя посмотреть и оценить называется рефлексией.

Например, что-то я слишком шумный, или почему я молчу, когда нужно говорить, или как нелепо я выгляжу, когда не знаю что сказать. То есть это способность оценивать свое поведение, тактику, статус в данный момент. Эта способность (составляющая эмоционального интеллекта), некоторым людям дана с рождения, но большинство людей или пытаются ее в себе развить, или их совершенно не интересует этот вопрос. Зависит это от многих факторов, но основной фактор, конечно − генетический.

Это не говорит о том, что если в семье не было близких людей с высоким эмоциональным интеллектом, то и у вас его не будет. Отнюдь, просто детям, рожденным с даром эмоционального интеллекта, знания достаются значительно легче, они уже умеют рационально использовать как знания, так и отсеивать ненужную информацию, в том числе и контролировать свои эмоции. А многие из нас, работая над собой, могут добиться не меньших результатов и максимально развить свой эмоциональный интеллект. Все зависит от нашего желания и поставленных целей.

Закон всемирного тяготения, или как эмоции влияют на события в нашей жизни

В далеком прошлом те, кто манипулировал людьми и был посвящен в эту тайну, изо всех сил старались сохранить власть и не делились своими знаниями.

Поэтому большинство людей до сих пор пребывают в неведении, живут по шаблону: ходят на работу, выполняют свои обязанности, возвращаются домой. Они не могут повысить эмоциональный интеллект только потому, что на это нет ни сил, ни знаний.

Вселенная, в которой мы живем, располагает определенными законами. Многие мы знаем, о других слышали, а о некоторых даже не имеем представления. Один из таких законов говорит о том, что все, что нас окружает в жизни, и даже то, на что мы привыкли жаловаться, притянуто нами самими. Этот закон основывается на законе всемирного тяготения.

Кто-то может попытаться опротестовать закон тем, что аварию он не притягивал, или нервного клиента тоже не выбирал, или еще что-либо, казалось бы, от нас независимое, но концепцию придется принять, усвоив некоторые знания.

Большая наша часть автоматически притягивает к себе все что случается, так как в нашем понимании мы не можем управлять всем. Наши мысли и чувства на автопилоте, и отследить их невозможно. Как их можно отследить? Так рассуждает большинство из тех, у кого проблемы с эмоциональным интеллектом. Да, все мысли отследить невозможно, это может свести с ума, так как в мозге проносится миллионы мыслей, но зная систему управления эмоциями, а это значит, повысив свой эмоциональный интеллект, мы сможем понимать то, о чем думаем. Ведь мысли вызывают эмоции, тот удивительный дар, который помогает понять, что именно мы привлекаем к себе.

Управление своей жизнью с помощью двух эмоций

С точки зрения многих психологов существует только две эмоции. Одна отвечает за то, когда хорошо, а другая – когда плохо. Названий множество, но по сути, будь то гнев, обида, злость или страх, то нам плохо.

Соответственно, эмоциональный блок говорит нам что-то, о чем мы в данный момент думаем, и абсолютно не соответствует тому, чего мы хотим.

Говоря другими словами, мы настроены на негативную частоту или излучаем негативные вибрации. Чувства надежды, любви, счастья – это позитивные чувства эмоций, а значит, что мы излучаем позитивную частоту, сигнализирующую о том, что текущие мысли соответствуют нашим стремлениям и целям.

Замечали ли вы, когда вы сделаете себе утренний кофе в плохом настроении, то он совершенно невкусный. С плохим настроением вряд ли вы найдете приятного собеседника, да и любимая работа может стать каторгой, если вас переполняют негативные эмоции. Извергая их на окружающих, вы не найдете человека, который поддержит вас. Ваши слезы вызовут только жалость или сочувствие, но проблемы вашей не решат.

Нет, это не призыв сдерживать негативные эмоции, а призыв избавляться от них.

Вывод

То, что мы чувствуем идеально отражает то, что нас ожидает. Не зря мы пользуемся словами «день не задался», все эмоции, все чувства решают весь день. А стоит только сменить эмоции, то появится возможность изменить не только день, но и всю жизнь. Думая и ощущая, мы всегда творим. Изменяя свое сознание, мы издаем сами свою вселенную.

Когда нам плохо, мы всегда можем это изменить. Например, послушать свою любимую музыку, увлечься своим любимым занятием. Нет такового? Так это первый сигнал для того чтобы заняться повышением своего эмоционального интеллекта.

Читайте познавательную литературу, развивайтесь. Подумайте о том, кого вы любите, об окружающем вас прекрасном, обратите внимание на своих домашних животных, они несут положительные эмоции, удерживайте эти мысли и эмоции в себе. Только положительные эмоции смогут помочь повысить эмоциональный интеллект, а соответственно, улучшить и вашу жизнь.

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».

Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) - умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

Эмоциональный интеллект может быть улучшен в любой период жизни.

Однако между изучением эмоционального интеллекта и его применением на практике есть большая разница. Вы можете понимать, что должны сделать определённые шаги, но это не означает, что вы их совершите, особенно если находитесь в стрессовом состоянии. Для того, чтобы изменить свои поведенческие привычки, необходимо научиться справляться со .

Эмоциональный интеллект обычно состоит из пяти составляющих:

  • Самопознание. Вы признаёте собственные эмоции и понимаете, как они влияют на ваши мысли и поведение. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, у вас есть уверенность в собственных силах.
  • Самоконтроль. Вы умеете контролировать импульсивные чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себя инициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.
  • Эмпатия. Вы знаете, как развивать и поддерживать хорошие отношения, легко общаться, вдохновлять и направлять других людей.
  • Мотивация. Вы представляете свою цель и чётко осознаёте каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
  • Социальные навыки. Вы можете понимать эмоции, потребности и проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или организации, разрешать конфликты внутри команды.

Почему эмоциональный интеллект так важен

Жизнь показывает, что далеко не всегда умные люди добиваются успеха и высокого социального статуса. Наверняка и вы припомните парочку людей, которые имеют блестящие академические знания, но вместе с тем являются социально некомпетентными как на работе, так и в личной жизни.

Высокий IQ не даёт гарантии на успех в карьере и семье. Да, он поможет поступить в престижное учебное заведение, но только эмоциональный интеллект выручит, когда нужно будет унять эмоции перед выпускными экзаменами. В тандеме IQ и EQ усиливают друг друга.

Таким образом, эмоциональный интеллект влияет на:

  • Успеваемость в школе и продуктивность на работе. Эмоциональный интеллект поможет вам сориентироваться в сложных социальных связях на рабочем месте, стать лидером и мотивировать других, преуспеть в карьере. Многие компании оценивают эмоциональный интеллект кандидатов на собеседовании, считая его не менее важной характеристикой, чем профессиональные компетенции.
  • Физическое здоровье. Если вы не в состоянии управлять своими эмоциями, вы, вероятно, не умеете контролировать стресс. Это может привести к серьёзным проблемам со здоровьем. Неконтролируемый стресс повышает давление, подавляет иммунную систему, повышает риск сердечного приступа, способствует бесплодию и ускоряет старение.
  • Психическое состояние. Неконтролируемые эмоции и стресс влияют на психическое здоровье, что делает нас уязвимыми перед тревогой и депрессией. Если вы не управляете собственными эмоциями, вы не сможете выстроить прочные отношения. В итоге придёт чувство одиночества и изоляции.
  • Отношения. Понимая и управляя собственными эмоциями, вы научитесь выражать своё , ощущать окружающих. Это позволит более эффективно общаться и налаживать доверительные отношения.

Что поможет сформировать эмоциональный интеллект

1. Самопознание

Психологи утверждают, что текущие переживания являются отражением более раннего эмоционального опыта. Это означает, что ваша способность воспринимать гнев, печаль, страх и радость, скорее всего, зависит от качества и насыщенности эмоций на ранних этапах жизни.

Если в прошлом вы оценили и поняли свои эмоции, они станут ценными активами в будущем. Если же переживания были болезненными и запутанными, вы, вероятно, сделаете всё возможное, чтобы дистанцироваться от них. Однако не стоит отстраняться даже от негативных чувств, ведь принятие и осознание своего эмоционального состояния - ключ к понимаю того, как переживания влияют на ваши мысли и действия.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Сопровождаются ли эмоции физическими ощущениями в желудке, горле или грудной клетке?
  • Испытывали ли вы чувства, которые явно отражались на вашей мимике?
  • Можете ли вы испытывать сильные чувства, которые целиком поглощают ваше внимание и внимание других?
  • Следите ли вы за своими эмоциями, когда принимаете решения?

Если есть хотя бы один отрицательный ответ, ваши эмоции подавлены или выключены. Для того, чтобы обладать здоровым эмоциональным интеллектом, вы должны открыться переживаниям, впустить их в свою зону комфорта.

sorsillo/Depositphotos.com

Вот самые верные способы улучшить самопознание:

  • Тренируйте осознанность. То есть намеренную фокусировку внимания на настоящем моменте. Осознанность часто связывают с в буддизме, однако большинство религий мира практикуют нечто подобное в форме молитвы. Она снимает озабоченность, успокаивает и настраивает, воспитывает характер.
  • Заведите дневник. В конце каждого дня записывайте, что с вами случилось, как вы чувствовали себя и справлялись со сложностями. Периодически оглядывайтесь назад и анализируйте типичные ситуации, отмечайте, где вы не дожали или переусердствовали.
  • Спросите у близких, кем они видят вас. Отзывы от нескольких людей оголят ваши сильные и слабые стороны. Не забудьте всё зафиксировать и найти закономерности. Главное, не спорить и не возражать. Вам важно посмотреть на себя чужими глазами.

2. Самоконтроль

Осознание чувств - это первый шаг к эмоциональному управлению. Вы должны использовать эмоции, чтобы принимать конструктивные решения и выстраивать линию поведения. Когда вы становитесь чрезмерно напряжены, вы можете потерять контроль над собой и утратить вдумчивость.

Вспомните, легко ли рационально думать в состоянии перенапряжения. Вероятно, нет. Это происходит потому, что мозг отстраняется от мыслительных процессов и переключается на переизбыток чувств.

Эмоции являются важными фрагментами информации, они говорят нам о себе и о других. Однако в условиях стресса мы становимся подавленными и теряем контроль над самими собой. Научитесь справляться со стрессом. Так вы сможете контролировать чувства и поведение, управлять отношениями, брать инициативу в свои руки, следовать обязательствам и адаптироваться к изменчивому миру.


Sericbvd/Depositphotos.com

Так как же научиться самоконтролю? Наверняка вы слышали о дедовском способе - посчитать до десяти, когда сердишься.

Не всегда получается подавить гнев или депрессию, тем не менее физический толчок будет к месту. Чувствуете усталость - сделайте несколько упражнений. Не можете собраться с силами - врежьте себе пощёчину. В общем, применяйте любое физическое воздействие, которое приведёт к лёгкому шоку и разорвёт порочный круг.

3. Эмпатия

Мы постоянно сосредотачиваемся на том, что наиболее важно именно для нас. Однако наши эмоции - лишь половина отношений. Все остальные люди тоже имеют свои собственные чувства, желания, триггеры и страхи. Поэтому сопереживание - крайне важное жизненное умение.


bacho123456/Depositphotos.com

Попробуйте на практике несколько советов, которые помогут вам стать эмпатом:

  • Меньше говорите, больше слушайте. Это золотое правило любого искренне сопереживающего человека. Конечно, вы не можете пропустить через себя всю гамму чувств другого человека, но можете попытаться его услышать. Просто позвольте человеку выговориться, не перебивая его своими соображениями. Это трудно, особенно в том случае, если присутствуют сильные негативные эмоции. Однако практически любая связь станет крепче только из-за того, что вы , прежде чем вступить в разговор.
  • Примите противоположное мнение вопреки собственной позиции. Чтобы понять, что движет человеком, необходимо оказаться на его месте. Если вы считаете, что ваш босс пребывает в безрассудном состоянии, попробуйте оправдать его в своей голове. Возможно, вы поступили бы аналогично, если бы очутились в его шкуре.
  • Поймите разницу между словами «я знаю» и «я тебя понимаю». Первое указывает на то, что вы якобы имели аналогичный жизненный опыт. Второе же говорит о том, что вы обдумали ситуацию и проиграли её от своего лица. Разумеется, понимание чужих проблем - более доверительный и правдивый уровень взаимоотношений.

Эмпатия подразумевает вашу реакцию, однако она должна поступить вовремя. Если кто-то готов разрыдаться или разрывается от глубокой боли, не пытайтесь приглушить чувства. Человек должен выплеснуть эмоции, и ему понадобится ваша помощь.

4. Мотивация

Когда мы говорим о мотивации как о составляющей эмоционального интеллекта, подразумевается внутренний стержень, а не психологические силы, чтобы поднять своё тело с кровати. Как говорят психологи, наш стержень находится в префронтальной коре головного мозга. Она начинает активную деятельность при одной мысли о выполнении значимой задачи.

Целью может быть карьера, семья, произведение искусства и всё что угодно, лишь бы оно имело весомое значение в вашей жизни. Когда мотивация берётся за дело, она объединяется с реальностью, и мы совершаем реальные поступки. Чтобы создать семью, мотивированные люди начинают встречаться. Чтобы продвинуться по службе, мотивированные люди берутся за самообразование.


pertusinas/Depositphotos.com

Как найти свой стержень? В первую очередь необходимо выяснить собственные ценности. Многие из нас настолько заняты, что не успевают покопаться в себе и определить приоритеты. Ещё хуже, если человек делает работу, которая прямо противоречит его мировоззрению и принципам.

Во-вторых, стоит перенести свою цель на бумагу и расписать её в деталях. При этом необходимо понимать, что большой успех сильно растянут во времени. Он состоит из маленьких побед и горечи поражений.

5. Социальные навыки

Социальные навыки - это умение понимать , которые окружающие люди постоянно адресуют вам. Эти сигналы дают чёткое представление о том, что человек испытывает и что для него действительно важно. Для того, чтобы принять невербальные сигналы, необходимо приостановить свои мысли, не думать о целях и задачах, которые вы преследуете, находясь рядом с человеком.


racorn/Depositphotos.com

Социальные навыки не могут работать на вас, если вы думаете о чём-то другом, а не о текущем событии. Когда мы погружаемся в воспоминания или переносимся в будущее, нас попросту нет в настоящем. Уловить тонкие невербальные сигналы из-за этого становится проблематичным.

Не стоит питать иллюзий о многозадачности. Да, мы можем переключаться между темами очень быстро, но при переходе теряется тонкий эмоциональный сдвиг, который помогает понять других людей.

Социальные навыки хорошо совершенствовать, разрешая разногласия:

  • Уделите время друг другу, а затем вернитесь к проблеме. В романтических отношениях необходимо напомнить партнёру, что за критикой стоит забота и любовь.
  • Убедитесь, что обе стороны точно представляют причину конфликта. Предложите взаимовыгодное решение, которое учитывает обоюдные желания и исключает дополнительные требования.
  • Закончите на одной ноте, даже если она не совсем позитивная. Пусть ваш начальник, коллега или вторая половинка знают, что вы двигаетесь в одном направлении, хоть и с разными точками зрения.

Наряду с разрешением конфликтов, необходимо научить себя знакомиться, поддерживать беседу, играть. При этом желательно заранее изучить менталитет людей разных наций.

Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Понятие эмоционального интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

По менее научному определению С. Дж. Стейна и Говарда Бука, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».
Вы, вероятно, встречали людей, превосходно владеющих эмоциями и понимающих эмоции других. Когда всё идёт к чертям, они каким-то образом остаются спокойными. Они знают, что нужно сказать или сделать, когда их босс не в настроении, или когда их любимый человек расстроен. Неудивительно, что эмоциональный интеллект начали превозносить как новую величайшую парадигму в бизнес-школах, возможно, более важную, чем IQ – после того, как в 1995 году вышла книга Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», ставшая бестселлером. И действительно, с кем бы вы предпочли работать – с человеком, способным понять и ответить на ваши чувства, или с тем, кто понятия об этом не имеет? И с кем бы вы пошли на свидание?

Традиционная основа эмоционального восприятия зиждется на двух предположениях уровня здравого смысла. Первое – возможность точного определения эмоций другого человека. То есть, лицо и тело человека передаёт счастье, грусть, злость, страх и другие эмоции, и если наблюдать за этим достаточно внимательно, можно прочесть их, как слова на странице. Второе – эмоции автоматически вызываются событиями в окружающем мире, и можно научиться управлять ими при помощи разума. Это одна из самых лелеемых идей западной цивилизации. К примеру, во множестве законодательных систем существует различие между преступлением на почве страсти, когда эмоции человека якобы затмили его разум, и предумышленном преступлении, включавшем разумное планирование. В экономике почти все популярные модели поведения инвесторов разделяют эмоции и рассуждения.

Два этих основных предположения хорошо согласуются с нашим повседневным опытом. Тем не менее, в эпоху нейробиологии ни одно из них не выдерживает научной проверки. Обширный набор исследований, как в моей лаборатории, так и в других, показывает, что только лишь лица и тела не передают какие-то определённые эмоции точным образом. Кроме того, теперь мы знаем, что у мозга нет отдельных процессов для эмоций и рассуждений, и, следовательно, одно другое контролировать не может. Если эти заявления противоречат вашему здравому смыслу – я с вами соглашусь. Но наше ощущение эмоций, вне зависимости от того, насколько оно убедительное, не отражает биологию происходящего внутри нас. Наше общепринятое понимание и использование эмоционального восприятия срочно нужно подстроить.

Начнём с предположения о возможности точно определять эмоции другого человека. С первого взгляда это разумно. Внешний вид лица и язык тела открывают чувства человека, не так ли? Разве не говорят, что улыбка рассказывает одну историю, а нахмуренные брови – другую? Поднятые руки и выпяченная грудь говорят о гордости, а поникшая поза говорит о том, что человек грустит.

Основная проблема с этими предположениями в том, что в реальной жизни лица и тела не двигаются так нарочито-мультяшно. Счастливые люди иногда улыбаются, а иногда нет. Иногда они даже плачут от счастья (допустим, на свадьбе) и улыбаются, когда им грустно (скучая о любимом человеке, покинувшем этот мир). Точно так же хмурый человек может злиться или же просто усиленно думать, а может, у него кишечник шалит. На самом деле нет ни одной эмоции, у которой было бы единственное, конкретное и стойкое выражение.

Множество исследований подкрепляют эти наблюдения. Размещая электроды на лице человека, записывающие движение его мускулов, мы видим, что они двигаются по-разному, а не одинаково, в присутствии одной и той же эмоции. По поводу тела сотни исследований показывают, что при одной и той же эмоции регистрируется разная частота сердцебиения, дыхание, кровяное давление, потливость и другие факторы – и нет никакой одной чёткой реакции. Даже в мозге проявление одной эмоции, допустим, страха, вызывает активацию разных нейронных схем в разное время – как у одного человека, так и у разных людей. Это разнообразие не случайно, оно привязано к текущей ситуации.

Короче говоря, при определении эмоций других людей надо понимать, что лицо и тело не говорят сами за себя. Нормальным будет разнообразие. Ваш мозг может автоматически наделять смыслом движения другого человека в данном контексте, позволяя вам понимать его чувства, но вы всегда только догадываетесь, и никогда не определяете это точно. Я могу хорошо знать своего мужа, чтобы понимать, когда его нахмуренный вид означает раздумье над каким-то вопросом, а когда мне нужно срочно покидать дом – но это оттого, что я годами изучала значение его мимики в разных ситуациях. А в целом движения людей удивительно разнятся. Чтобы учить эмоциональному восприятию на современный лад нам необходимо принять это разнообразие и убедиться в том, что ваш мозг может автоматически наделять его смыслом.

Второе некорректное предположение состоит в том, что мы контролируем эмоции при помощи разума. Эмоции часто кажутся внутренним зверем, требующим приручения с помощью рассуждений. Эта идея основана на фиктивной идее эволюции мозга. В книгах и статьях по эмоциональному интеллекту пишут, что у мозга есть внутреннее ядро, унаследованное от рептилий, завёрнутое в дикий, эмоциональный слой, унаследованный от млекопитающих, и всё это обёрнуто – и контролируется – логическим слоем, имеющимся лишь у людей. Эта трёхуровневая картинка, именуемая триединым мозгом , набирала популярность с 1950-х годов [судя по источникам Вики, с 1960-х – прим. перев.], но она не имеет под собой оснований. Мозг не эволюционировал слоями. Мозг похож на компанию – реорганизуется в процессе роста. Различие между вашим мозгом и, допустим, мозгом шимпанзе или обезьяны заключается не в слоях, а в микроскопических связях. Десятилетия исследований в области нейробиологии показывают, что ни одна из частей мозга не выделяется эксклюзивно для работы с мыслями или эмоциями. Оба этих явления связаны с работой мозга целиком, с совместной активацией миллиардов нейронов.

И хотя триединый мозг – выдумка целиком и полностью, у него была выдающаяся PR-кампания. Сегодня, спустя десятилетия после того, как эту идею отмели эксперты по эволюции мозга, люди всё ещё используют такие понятия, как «мозг ящерицы» и считают, что эмоции – это такие крохотные контуры мозга, бесконтрольно активирующиеся при появлении нужного триггера, и что на каком-то глубоком биологическом уровне разум и эмоции воюют друг с другом. Ведь именно так многие представители западной культуры воспринимают нашу эмоциональную жизнь – будто бы наша эмоциональная сущность хочет делать импульсивные вещи, а наша разумная сущность подавляет порывы. Эти интересные ощущения – бесконтрольной эмоциональности и контролирующего разума – не отражают происходящих в мозге процессов. Чтобы улучшить наше понимание эмоционального интеллекта, мы должны отказаться от идеи мозга как поля битвы.

Разумный и научно обоснованный метод оценки и использования эмоционального восприятия можно выработать на основе современного, научного взгляда на работу мозга под названием конструкция: это наблюдение, говорящее о том, что мозг создаёт все мысли, эмоции и ощущения автоматически и на лету, при необходимости. Этот процесс абсолютно бессознательный. Вам может казаться, что у вас есть рефлексоподобные эмоциональные реакции, и вы легко можете распознавать эмоции других людей, но «под капотом» ваш мозг делает нечто совсем другое.

Самая важная задача вашего мозга – не думать, не чувствовать и не видеть, а поддерживать ваше тело в жизнеспособном состоянии так, чтобы вы могли выживать и процветать (и в итоге воспроизводиться). Как он это делает? Он постоянно предугадывает события, будто сложно устроенная гадалка. Его предсказания в итоге и становятся испытываемыми вами эмоциями и выражениями эмоций других людей, которые вы воспринимаете.

Ваш мозг всю свою жизнь проводит в тёмной тихой коробке, черепе. Он принимает только ощущения того, что происходит в окружающем мире – виды, звуки, запахи, прикосновения, вкусы, поступающие от органов чувств – и должен догадываться о том, что послужило их причиной, поскольку любой звук, вспышка света, аромат или укол могут произойти по разным причинам. Для этого мозг полагается на прошлый опыт: что приводило к таким ощущениям ранее в похожем контексте? Что сработало и помогло вам остаться живым и здравствующим, и что может понадобиться снова? У вашего мозга есть удивительная возможность комбинировать кусочки прошлых переживаний, чтобы создавать наиболее похожую на текущие ощущения картину, учитывая определённую ситуацию, в которой вы оказались. Этот прошлый опыт и есть предсказания. Ваш мозг постоянно предсказывает каждое появляющееся у вас ощущение, каждое ваше действие, чтобы догадаться, что происходит в мире и что вам с этим нужно будет делать.

С точки зрения вашего мозга, ваше тело – ещё один источник информации, которую нужно осмысливать – биение сердца, давление расширяющихся лёгких, тепло воспаления, и т.п. У этих изменений в теле нет объективного эмоционального смысла. Тупая боль в желудке может быть признаком отвращения, волнения или голодом. Так что ваш мозг большую часть времени совершает тысячи микроскопических предсказаний о нуждах вашего тела (вода, глюкоза, соль), и пытается удовлетворить эти нужды до их появления. В процессе мозг также предсказывает ощущения, к которым приведут эти физические изменения, например, чувство сердцебиения, и то, какие действия вам нужно совершить. Этот постоянный поток предсказаний – происходящих автоматически и без участия сознания – формирует основу всего, что вы думаете, чувствуете, видите, обоняете или как-то ещё ощущаете. Именно так возникают эмоции, мысли и ощущения.

Следовательно, для эмоционального интеллекта нужен мозг, который может использовать предсказания, чтобы создавать огромный гибкий массив различных эмоций. Если вы попали в сложную ситуацию, требовавшую эмоций в прошлом, ваш мозг сделает одолжение и сконструирует эмоцию, работающую лучше всего. Вы будете более эффективно функционировать, если у вашего мозга будет большой набор вариантов для выбора. Если ваш мозг способен лишь на стереотипные проявления, счастливо улыбаться и обиженно надувать губы, тогда это будет всё, что вы будете ощущать и видеть в других людях. Но если у вашего мозга в арсенале есть хмурый вид для злости, улыбка для злости, расширенные глаза для злости, прищур для злости, крик для злости, молчаливое закипание для злости и даже сближение с другими людьми в момент злости, тогда ваш мозг сможет более тонко подстраивать ваши эмоции и поведение к ситуации. Иначе говоря, у вас будут более качественные инструменты для того, чтобы быть эмоционально восприимчивым.

Эта способность называется эмоциональной зернистостью , и мы с моими студентами обнаружили её примерно 20 лет назад. Мы просили сотни испытуемых записывать свои эмоции в течение дня при помощи наладонных компьютеров (это было ещё в эпоху до появления смартфонов). На основе данных мы обнаружили, что люди используют одни и те же слова для описания эмоций, но они не обязательно будут означать одно и то же. К примеру, некоторые люди используют слова типа «злой», «испуганный» и «грустный», описывая совершенно разный опыт, а другие используют все эти три слова для выражения одного и того же ощущения «плохого самочувствия».

Эмоциональная зернистость немного похожа на дегустацию вина. Винные эксперты ощущают очень тонкие вариации запаха, возможно, даже среди различных партий вина одного виноградника. Менее искушённые люди могут не ощутить этой разницы, но, возможно, хотя бы отличить пино-нуар от мерло или каберне-совиньон. Новичок в виноделии гораздо хуже проводит эти различия – возможно, он сможет отличить сухое от сладкого, или, возможно, для него они оба будут иметь алкогольный вкус.

Точно так же люди с высокой эмоциональной зернистостью хорошо распознают эмоции других. Их мозг автоматически конструирует эмоциональные переживания с тонкими отличиями – например, поражён, удивлён, изумлён, ошарашен и шокирован. Для человека с меньшей зернистостью эмоций все эти слова могут принадлежать к одной концепции «удивление». А для человека с низкой зернистостью все эти слова могут означать взвинченность.

Эмоциональная зернистость – ключ к эмоциональному интеллекту. Если ваш мозг может автоматически конструировать множество различных эмоций и делать тонкие различия между ними, он сможет лучше приспособить эмоции к текущей ситуации. А ещё вы будете лучше оснащены для предугадывания и распознавания эмоций других людей. Чем больше эмоций вам известно, тем точнее ваш мозг способен конструировать эмоциональное значение на основе действий других людей. Даже несмотря на то, что ваш мозг постоянно строит догадки, когда у него есть больше вариантов для выбора, выше шансы, что догадка окажется правильной.

Как позволить своему мозгу создавать более широкий спектр эмоций и улучшать эмоциональный интеллект? Один из подходов – изучать новые слова для эмоций. Каждое новое слово открывает в мозге способность создавать новые эмоциональные предсказания, которые он может применять как инструмент для построения ваших будущих ощущений и восприятий, а также для направления ваших действий. Вместо того, чтобы считать кого-либо просто «радостным», научитесь различать тонкости. Может, человек вне себя от радости, или удовлетворён, или благодарен? Он зол, или негодует, или обижен, или огорчён? Более мелкая зернистость эмоций позволяет вашему мозгу подготовить целый набор различных действий, а более общие эмоции (злой, радостный) передают меньше информации и ограничивают вашу гибкость.

Идея о повышении эмоционального интеллекта через расширение эмоционального словаря – это твёрдая нейробиология. Ваш мозг не статичен; он перезаписывает себя новым опытом. Когда вы заставляете себя учить новые слова – связанные с эмоциями, или любые другие – вы формируете микроскопические схемы вашего мозга, и облегчаете ему возможность создавать эмоциональный опыт и ваше восприятие чужих эмоций в будущем. Короче говоря, каждое новое эмоциональное слово – это новый инструмент для будущего эмоционального интеллекта.

Люди, способные конструировать мелкозернистые эмоциональные ощущения, обладают не только социальными преимуществами. Дети, расширяющие свои знания эмоциональных слов, улучшают академические успехи и социальное поведение, согласно исследователям из Йельского центра эмоционального интеллекта. Взрослые с большей эмоциональной зернистостью склонны меньше болеть, реже ходить к доктору, меньше принимать лекарства и меньше времени проводить на больничной койке.

Иностранные языки – отличный источник новых эмоциональных слов для увеличения эмоционального репертуара вашего мозга. Вам может быть известно слово schadenfreude, пришедшее [в английский язык] из немецкого, и означающее «получать удовольствие от неудач других» [злорадство – прим. перев.]. Другие языки полны эмоциональных слов, не имеющих прямого эквивалента в английском. Например, филиппинское gigil – стремление сжать что-либо невыносимо милое, или iktsuarpok у эксимосов – ощущение предвкушения и нетерпения от ожидания встречи с кем-либо. Изучая иностранные термины и концепции, которые они обозначают, вы можете научиться распознавать эти эмоции в других людях и даже ощущать их самостоятельно.

По иронии, эмоциональный интеллект – это ещё и знание того, когда эмоцию проявлять не нужно. Если вы чувствуете, что перегружены эмоционально, отвлекитесь и попробуйте дать не связанные с эмоциями объяснения вашего ощущения. Возможно, это нервное ощущение у вас в животе – не волнение, а целеустремлённость. Возможно, неприятно ведущий себя коллега просто проголодался. Ощущение душевных страданий при разговоре с матерью не обязательно означает, что она сказала что-то не то. Помните, что ваш мозг всегда только строит догадки, и иногда эти догадки оказываются неверны.

Два десятилетия назад, когда книга «Эмоциональный интеллект» попала в списке бестселлеров, учёные не знали о предсказывающем мозге, или о том, что слышимые вами слова влияют на устройство вашего мозга, и эмоциональную зернистость открыли совсем недавно. Наука – это всего лишь наилучшее понимание того, как всё работает, на основе имеющихся свидетельств. Ввиду новых открытий объяснения меняются, иногда сильно. Так работает наука. Многие факторы, традиционно размещавшиеся вне области эмоций – например, словарный запас – чрезвычайно сильно влияют на то, что вы чувствуете, что видите и что делаете. Чтобы ввести эмоциональный интеллект в современность, нам нужно узнать эти факторы – даже если это противоречит здравому смыслу – и благоразумно использовать их для того, чтобы понимать друг друга и самих себя.

Лиза Фельдман Баррет (@LFeldmanBarrett) – профессор психологии из Северовосточного университета, автор книги «Как создаются эмоции: тайная жизнь мозга» [

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, они похоже работают во всех человеческих культурах. Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. У каждой эмоциональной реакции есть свои проявления в теле. Например, эмоция удивления имеет три отличительных признака: увеличение глаз, открытие рта и вдох. Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега.

Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат – необходимости подавлять , избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций.

Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль. Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение.

Что такое эмоциональный интеллект?

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею. Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта. Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального , также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный. Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT. Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает. Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале. Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние. И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно. В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект. Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше , не проявляют и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению. А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как развить эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций. Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся. Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира. Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию. Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей. Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности. Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды. Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер. Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия. Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах. Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь. Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их. Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения. Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику . И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.