Всемирная история. Восстановление разрушенного хозяйства ссср. Возврат к довоенной внутренней политике

Восстановление народного хозяйства. Преодоление последствий войны

Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945 г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер. Вся страна, все братские республики пришли на помощь пострадавшим областям и районам. Центральный Комитет партии, ЦК компартий союзных республик, краевые и областные комитеты партии проводили большую организаторскую работу по мобилизации сил и средств для восстановления народного хозяйства.

Восстановительные работы осуществлялись еще в условиях, когда война продолжала отвлекать огромные людские и материальные ресурсы. На опустошенной, выжженной земле 25 млн. человек остались без крова. Они ютились в землянках и в сохранившихся подвалах домов. Личное потребление населения в 1945 г. не превышало 60 -- 65 процентов довоенного уровня. Не хватало одежды, обуви. В развалинах лежали многие сотни и тысячи промышленных предприятий, шахт, железнодорожных станций, школ, различных средних и высших учебных заведений, библиотек, культурно-просветительных учреждений. Война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Наша страна, пишет Л. И. Брежнев, "вынуждена была начинать во многих областях едва ли не с нуля... вторая мировая война уничтожила треть нашего национального богатства" {819}

Страна социализма собственными силами в невиданно короткие сроки преодолела последствия войны. Это был поистине величайший трудовой подвиг советского народа. Коммунистическая партия и правительство особое значение придавали вопросам наиболее рационального распределения и использования трудовых ресурсов и материальных средств, иными словами -- целенаправленному планированию всего комплекса мероприятий по возрождению в короткие сроки разрушенной экономики.

Небывало широким фронтом шло восстановление городов и сел, главным образом жилищ и культурно-бытовых учреждений. В 1943 -- 1945 гг. в городах и рабочих поселках было введено в строй около 25 млн. квадратных метров жилой площади. Кроме того, было восстановлено и вновь построено 1,4 млн. жилых домов в сельской местности. Наряду с этим были восстановлены тысячи школ, больниц, детских и культурно-бытовых учреждений.

Непосредственное руководство восстановлением народного хозяйства и культуры в освобожденных и пострадавших от войны районах осуществляли видные деятели партии. К концу войны началась работа над составлением пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 -- 1950 гг., которая была закончена в ноябре 1945 г. {820}.

По-прежнему огромное внимание уделялось возрождению Донбасса. 13 апреля ГКО принял постановление, которым значительно расширялся фронт работ, определялись конкретные меры по восстановлению всех основных угольных шахт бассейна и увеличению добычи угля. В 1945 г. Донецкий бассейн должен был дать основную долю прироста угля в СССР. В июне добыча угля здесь должна была быть доведена до 100 тыс. тонн в сутки, в том числе 30 тыс. тонн коксующихся углей. ЦК партии и ГКО принимали меры по обеспечению кадрами восстанавливаемых шахт. В Донбасс были возвращены многие эвакуированные рабочие, инженеры, техники, а также прибывали и новые контингента! рабочих. В 1944 -- 1945 гг. сюда было направлено 293 тыс. рабочих. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Улучшались материальные условия жизни горняков. Большое значение придавалось механизации добычи угля и созданию подземного транспорта. Партия и правительство требовали, чтобы возрождение Донбасса осуществлялось на новой технической основе. В первом полугодии 1945 г. степень механизации трудоемких работ, таких, как зарубка и отбойка в очистных забоях, достигла 90 процентов.

Возвращая жизнь угольной базе Юга страны, советские люди проявили настойчивость, творческую инициативу и изобретательность. Повсеместно внедрялись передовые методы работы, рационализаторские предложения, выявлялись неиспользованные резервы. Весь огромный комплекс восстановительных работ в Донбассе постоянно находился в поле зрения Центрального Комитета Коммунистической партии Украины и местных партийных органов. В январе 1945 г. Сталинский обком партии обсудил вопрос "О мерах по обеспечению угледобычи и восстановительных работ по Комбинату "Сталинуголь", а в феврале на пленуме Ворошиловградского обкома партии был рассмотрен вопрос "О мерах по восстановлению основных и средних шахт комбината "Ворошиловградуголь" и принято развернутое решение по нему. В результате организаторской работы партии и усилий советского народа уже в мае горняки Донбасса давали больше угля, чем любой другой бассейн Советского Союза.

Быстрыми темпами возрождались электростанции. В восстановлении Днепровской гидроэлектростанции имени В. И. Ленина участвовало 120 промышленных предприятий 53 городов страны. В Белоруссии в первой половине 1945 г. общая мощность поднятых из руин электростанций достигала 55 процентов довоенного уровня.

К концу войны на освобожденной территории было введено в строй и действовало 7,5 тыс. промышленных предприятий, восстановлено более 115 тыс. километров железнодорожных путей. В результате самоотверженного труда советского народа промышленное производство освобожденных районов удалось восстановить примерно на треть по сравнению с 1940 г.

Оказывали помощь народному хозяйству и Советские Вооруженные Силы. По решениям ГКО районам и областям, пострадавшим от войны, было передано значительное количество автомобилей. Возвращалось промышленное и энергетическое оборудование, сельскохозяйственные машины, культурные и другие ценности, вывезенные фашистскими грабителями из СССР. Трофейная служба Советской Армии производила сбор и отгрузку металлолома для нужд народного хозяйства {821}.

Большие усилия сосредоточивались на восстановлении сельского хозяйства. Возвращалась эвакуированная техника, а снабжение их машинами, горючим, запасными частями производилось в первую очередь. Страна направляла в сельское хозяйство опытные кадры. В результате организаторской работы партии, большой помощи со стороны государства и всего народа, величайших усилий тружеников сельского хозяйства к концу войны было восстановлено 85 тыс. колхозов, все совхозы и МТС. Посевные площади в освобожденных районах в 1945 г. составили 72 процента довоенных, а площади под зерновые культуры -- 79 процентов. Таких результатов в столь короткие сроки можно было добиться только в условиях социалистического строя, используя преимущества и жизнеспособность колхозов и совхозов, при всенародной братской помощи, свидетельствующей о силе дружбы народов СССР.

Война в Европе приближалась к своему победному завершению. Перед советским народом вставали новые задачи: не ослабляя военных усилий, осуществить переход к мирному производству. Предстояла огромная по объему и сложности работа во всех сферах жизни советского общества -- определить новые пропорции в народном хозяйстве соответственно задачам мирного социалистического строительства, перераспределить материальные и людские резервы, повысить уровень жизни людей. Необходимо было переключить в короткий срок и с минимальными издержками сотни тысяч предприятий, выполнявших военные заказы, на производство мирной продукции, на выпуск товаров народного потребления.

Центральный Комитет партии и Советское правительство руководили подготовкой перехода к мирному строительству. В государственных и партийных органах рассматривались проекты перестройки аппарата, вопросы, связанные с предстоявшей демобилизацией из Вооруженных Сил. В наркоматах создавались новые управления и отделы, на заводах -- конструкторские бюро, работа которых теперь должна была быть направлена на обеспечение выпуска мирной продукции, корректировались планы научно-исследовательских учреждений с целью переключения сил на разработку проблем, связанных с развитием народного хозяйства. Ни одна важная народнохозяйственная проблема не оказалась вне поля зрения партии, ее Центрального Комитета, государственных органов.

Свыше 3 млн. воинов возвращались к мирному труду. Это было крупнейшее мероприятие в переходе страны к мирному строительству.

Восстановление в короткие сроки значительной части разрушенного войной народного хозяйства является величайшим подвигом всего народа, руководимого Коммунистической партией. Невиданный размах восстановительных работ, огромный трудовой энтузиазм советских людей стали возможны лишь в условиях социалистической системы. Победа над врагом досталась советскому народу дорогой ценой, но она открыла широкую возможность направить производительные силы страны на мирное строительство.

Первая половина 1945 г. характеризовалась дальнейшим укреплением внутреннего и международного положения Советского Союза. Коммунистическая партия, опираясь на преимущества социалистического строя, марксистско-ленинскую идеологию, обеспечила новый подъем творческой активности народа. Имелись прочные экономические основы и духовные силы советского общества для быстрого завершения войны в Европе и перевода экономики на мирные рельсы.

Наряду с военным производством широким фронтом проводились работы по восстановлению народного хозяйства, все большее количество промышленных предприятий переключалось на выпуск гражданской продукции. Страна не только воевала, но и делала уверенные шаги на пути к мирному строительству. Крепость и нерушимость ее внутреннего положения были особенно ощутимы на фоне тех острых антагонистических противоречий, которые характерны для экономики капиталистических государств.

Титаническая деятельность Коммунистической партии обеспечила укрепление и развитие военно-экономической базы СССР на завершающем этапе войны в Европе. Именно ее деятельность явилась важнейшим источником исторической победы социалистического общества над фашизмом.

Лучшая экономическая и политическая организация социалистического государства позволила гораздо полнее и быстрее мобилизовать и эффективнее использовать материальные и людские ресурсы. Военная, экономическая, идеологическая и политическая победа советского народа в войне против фашистской Германии была достигнута под руководством Коммунистической партии, в результате ее огромной политической и организаторской деятельности.

Аграрная политика СССР в 1920-1930-е годы

После завершения антиинтервентской кампании и Гражданской войны одной из первоочередных государственных задач становится разработка экономических и законодательно-правовых механизмов восстановления сельского хозяйства. Весной 1921 г...

Аграрный сектор Приднестровья в послевоенный период

За время Великой Отечественной войны оккупанты, основательно разграбив Приднестровье, сильно подорвали его экономику, и в первую очередь материально-техническую базу аграрного сектора...

Вклад тыла в разгром фашистских войск

Первое военное лето было очень трудным. Потребовалось привести в действие все резервы села, чтобы в максимально сжатые сроки убрать урожай и провести государственные заготовки и закупки зерна...

Выставление, преобразование и дальнейшее развитие экономики и культуры МССР в послевоенный период (1945-1960 гг.)

Одной из самых многотрудных и жизненно важных задач для республики после войны было восстановление сельского хозяйства --- основы обеспечения населения продовольствием и значительной части промышленности -- сырьем...

Горное производство в Кузбассе советского периода до начала Отечественной войны

В плане ГОЭЛРО впервые в истории ставился вопрос о широком развитии Кузнецкого угольного бассейна." Богатейшие залежи каменного угля в Кузнецком районе, - указывалось в плане...

Источники послевоенного восстановления народного хозяйства СССР

С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов...

Кооперативное движение России в условиях советской власти

Военные действия на огромной территории страны нанесли колоссальный урон народному хозяйству, в том числе и потребительской кооперации. На временно оккупированной территории находилось более половины предприятий потребительской кооперации...

Левобережное Приднестровье в межвоенный период

Гражданская война и военная иностранная интервенция, продолжавшаяся в 1918-1920 гг., унесли много жизней. Новую власть на разных фронтах отстаивали и многие наши земляки. В их числе М. В. Фрунзе, Г. И. Котовский, С. Г. Лазо, И. Э. Якир, А. С. Круссер и др...

Молдавская Республика в Великой Отечественной войне

С марта 1944 г. территория Молдавии вновь стала ареной жестоких боев. По линии Корнешты-Оргеев-Дубоссары и далее по Днестру противник сконцентрировал войска общей численностью 640 тыс. человек боевого состава, а также 7600 орудий и минометов...

Партизанская война. Роль тыла в годы ВОВ

Первые годы войны были самыми тяжелыми. Приходилось перестроить экономику, ставить ее на военные рельсы. Научные силы страны были привлечены к решению крупных научно технических проблем. В августе-сентябре 1941 г...

Приднестровье в годы Великой Отечественной Войны

18 марта 1944 войска 2-го Украинского фронта (командующий--Маршал Советского Союза И.С. Конев), развивая стремительное наступление, форсировали Днестр и освободили Сороки; 26 марта изгнали врага из Бельц, и вышли на государственную границу--р. Прут...

Приднестровье после гражданской войны

Замена продразверстки, которая сокращалась почти вдвое, натуральным налогом, что, собственно, и явилось началом перехода к новой экономической политике, давала крестьянину возможность расширить и улучшить свое хозяйство, создавала стимул...

Развитие народного хозяйства СССР в послевоенный период

Развитие СССР в послевоенный период

В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах...

Трудовой подвиг народов Карачая, Черкесии и Кабардино-Балкарии в ВОВ

22 июня 1941 г. нападением Германии на СССР началась Великая Отечественная война народов, ставшая самой кровопролитной и жестокой, продолжавшаяся 1418 дней. Все население страны, независимо от возраста, пола...

  • Тема 5. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке................................................................................................................................ 116
  • Тема 6. Россия в начале XX века………………………………………………. 160
  • Тема 7. Советское государство между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.)……………………………………………………………………………… 198
  • Тема 8.Ссср накануне и начальный период второй мировой войны. Великая отечественная война (1939-1945 гг.)………………………………. 218
  • Тема 9. Ссср в послевоенные годы (1945-1985 гг.)…………………………. 241
  • Тема 10. Советский союз и россия в конце XX в. (1985-2000 гг.)….. 265
  • Введение
  • Тема 1. Введение в курс "История"
  • 1.1. История как наука.
  • 1.2. Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Понятие цивилизации как типологической единицы истории.
  • 1.3. Типология цивилизаций
  • 1.4. Россия в системе мировых цивилизаций. Особенности русского исторического процесса.
  • Тема 2. Основные тенденции формирования средневекового общества. Восточные славяне в древности. Древнерусское государство в IX – начале XII вв.
  • 2.1. Проблема этногенеза восточных славян: теории происхождения и расселения.
  • 2.2. Образование государства у восточных славян. Роль норманнского влияния на развитие Древнерусского государства.
  • 2.3. Принятие христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества.
  • 2.4. Социально-экономический и общественно-политический строй Древней Руси.
  • Тема 3. Русские земли накануне и в период образования централизованного государства. "Новый период" в российской истории (XII-XVII вв.)
  • 3.1. Переход к удельному периоду: предпосылки, причины, значение.
  • 3.2. Основные тенденции социально-экономического и политического развития Руси в XIII-XV вв.
  • 3.4. Российское государство на рубеже XVI - XVII вв. Смутное время: причины, сущность, итоги.
  • 3.5. Российское государство после Смуты. Правление первых царей династии Романовых.
  • Тема 4. XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение
  • 4.1. Российская держава на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки петровских реформ.
  • 4.2. Начало модернизации России. Реформы Петра I.
  • 4.3. Результаты и значение петровских преобразований. Проблема цивилизационного раскола российского общества.
  • 4.4. Российская империя в 1725–1762 гг. Эпоха "дворцовых переворотов".
  • 4.5. Политика "просвещенного абсолютизма" в России. Царствование Екатерины II.
  • Тема 5. Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке. Российское государство в XIX веке
  • 5.1. Правление Александра I: борьба либеральных и консервативных тенденций.
  • 5.2. Основные направления внешнеполитического курса Александра I. Отечественная война 1812 г.
  • 5.3. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы.
  • 5.4. Общественная мысль России первой половины XIX в.
  • 1. Декабристы.
  • 2. Освободительное движение и общественно-политическая мысль в России в 20–50-е гг. XIX в.
  • 5.5. Либеральные реформы Александра II (60–70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение.
  • 5.6. Контрреформы Александра III. Противоречивый характер пореформенной модернизации России.
  • 5.7. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX в.: направления, характер, особенности.
  • Тема 6. Место хх века во всемирно-историческом процессе. Россия в начале XX века
  • 6.1. Экономическое и социально-политическое развитие страны на рубеже XIX – XX вв. Революция 1905 – 1907 гг. В России: причины, характер, особенности, итоги.
  • 6.2. Образование политических партий: предпосылки, программы и тактика.
  • 6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма.
  • 6.4. Сущность третьеиюньской политической системы. Реформы п.А Столыпина: цели, содержание, итоги.
  • 6.5. Причины и характер Первой мировой войны. Политический кризис в России в условиях войны.
  • 6.6. Февральская революция в России. Расстановка политических сил в стране и проблема исторического выбора.
  • 6.7. Октябрьские события 1917 г. В Петрограде: проблемы, оценки, расстановка политических сил. Установление советской власти.
  • Тема 7. Советское государство между двумя мировыми войнами (1918 – 1939 гг.)
  • 7.1. Гражданская война и интервенция в России: причины, цели, этапы, средства, итоги.
  • 7.2. Общественно-политический и экономический кризис в России после окончания Гражданской войны. Сущность и содержание нэпа.
  • 7.3. Политическая борьба в 1920-е гг. Поиск модели построения социализма.
  • 7.4. Ссср на путях форсированного строительства социализма (30-е гг.). Итоги социально-экономического развития страны.
  • 7.5. Политическая система советского общества в 30-е гг. Сталинская модель социализма: теория и практика.
  • Тема 8. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа (1939–1945 гг.)
  • 8.1. Истоки Второй мировой войны. Предвоенный политический кризис.
  • 8.2. Внешнеполитическая деятельность Советского государства накануне и в начальный период Второй мировой войны.
  • 8.3. Начало Великой Отечественной войны. Поражения Красной Армии и их причины.
  • 8.4. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны.
  • 8.5. Цена и уроки победы над фашизмом во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.
  • Тема 9. Ссср и послевоенный мир (1945–1985 гг.)
  • 9.1. Поляризация послевоенного мира. Ссср в мировом балансе сил. "Холодная война": причины, особенности, этапы.
  • 9.2. Восстановление разрушенного хозяйства ссср. Возврат к довоенной внутренней политике.
  • 9.3. Советское общество после смерти и.В.Сталина. Начало изменений в общественной жизни страны.
  • 9.4. Первые попытки либерализации советского общества: реформы н.С.Хрущева и их результаты.
  • 9.5. Нарастание кризисных явлений в обществе в середине 60-х – начале 80-х гг. Необходимость перемен.
  • Тема 10. От перестройки к обновленной России (вторая половина 80-х годов XX в. – начало XXI в.)
  • 10.1. Ссср на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 1980-х гг.). Политика «перестройки».
  • 10.2. Распад ссср и образование Содружества Независимых Государств.
  • 10.3 Россия – суверенное государство: внутренняя политика и геополитическое положение.
  • Глоссарий
  • Список литературы к курсу «История»
  • 9.2. Восстановление разрушенного хозяйства ссср. Возврат к довоенной внутренней политике.

    Первые послевоенные годы для СССР были сложными и противоречивыми. Это было время апогея культа личности И.В.Сталина и вместе с тем более четко обозначившегося кризиса административно-командной системы, режима тоталитарной власти, самой сталинской модели социализма. И наряду с этим – годы массового подвига советских людей, сумевших восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить села и города. Это время крупных достижений отечественной науки и техники, в т.ч. в решении атомной проблемы для укрепления обороноспособности страны и в мирных целях. Несмотря на предпринимавшиеся меры по повышению благосостояния людей, народ все еще испытывал трудности с жильем, продовольствием, промышленными товарами. Но наиболее принципиальное, что характеризовало переход от войны к миру, – это нараставшее противоречие между изменившимся обществом, прошедшим проверку на стойкость и жизнеспособность в жесточайшей войне с фашизмом, и прежними административными, приказными методами партийно-государственного руководства. Созданная И.В.Сталиным еще в конце 1920 – начале 1930-х гг. система неуклонно воспроизводила и укрепляла его культ, деспотическое единовластие, что не могло не вести к прогрессирующим деформациям социализма во всех областях – в экономике, политике, социальной и духовной сферах, общественной психологии.

    Война и временная оккупация части территории СССР нанесли колоссальный ущерб народному хозяйству страны: было разрушено и сожжено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень. Только на территории, подвергшейся оккупации, и в прифронтовой полосе остались без крова 25 млн. чел. Фашисты разрушили и сожгли 84 тыс. школ, техникумов, вузов и научно-исследовательских институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц и других лечебных учреждений, 32 тыс. промышленных предприятий; уничтожили и вывезли сотни тысяч станков и механизмов, взорвали 13 тыс. железнодорожных мостов, 400 станций, 65 тыс. км железнодорожных путей, 1135 шахт, 60 крупных электростанций; привели в негодность 16 тыс. паровозов, 428 тыс. вагонов, потопили более 8 тыс. речных и морских судов. Огромный урон понесло сельское хозяйство: было разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, 2890 МТС, 49 тыс. комбайнов. Фашистские оккупанты зарезали или угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 47 млн. коз, овец, свиней, 110 млн. голов домашней птицы; из-за войны были нарушены агротехника, семеноводство, племенное дело. Страна лишилась 1/3 своего национального богатства. Война отвлекла от мирного труда огромное количество самого здорового и работоспособного населения, лишила жизни около 27 млн. чел., оставила десятки миллионов сиротами, вдовами, инвалидами.

    К концу 1945 г. из армии к мирной жизни вернулись более 3 млн. солдат и офицеров. Повсеместно действовали комиссии по приему их на работу, предоставлению материальной помощи, льгот при поступлении в учебные заведения, в строительстве и восстановлении жилья. Из немецкого плена возвратились более 5 млн. чел., в т. ч. 0,5 млн. детей. Репатриация советских граждан в обстановке подозрительности, культивируемой сталинским режимом, обернулась для многих новыми трагическими потрясениями. Обвиненные в измене Родине, они оказались в специальных проверочно-фильтрационных лагерях и вместе с немецкими и японскими военнопленными возводили промышленные объекты первых послевоенных лет (Куйбышевскую ГЭС, Волго-Донской канал, транссеверную железнодорожную магистраль Салехард – Игарка и др.). Оставшиеся на свободе имели сложности с пропиской, трудоустройством, получением жилья и материальной помощи. На положении изгоев находились и народы, репрессированные, согнанные с родных мест во время войны.

    С такими разрушениями и потерями Советский Союз закончил войну, при этом его экономика характеризовалась усиленной милитаризацией с запущенными отраслями гражданского производства и сельским хозяйством, изношенными производственными фондами, жестким централизованным снабжением и разрушенной социальной инфраструктурой. Кроме того, руководство страны согласилось на некоторые ограничения волюнтаристской практики, ослабив государственный контроль над различными формами свободного рынка и поощряя мелкотоварное производство.

    Успешное восстановление экономики после войны зависело от решения трех основных задач: собственно реконструкции (восстановления разрушенного), реконверсии (перевода военного производства на выпуск гражданской продукции), оздоровления финансовой ситуации (денежная реформа 1947 г.).

    Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: либо поддержать и взаимоувязать наметившиеся во время войны направления эволюции, либо отвергнуть их и вернуться к модели волюнтаристского развития 1930-х гг. На выбор путей восстановления экономики существенное влияние оказывала оценка международной обстановки. В этой связи в руководстве страны сложились две альтернативные группы, предлагавшие различные варианты восстановления народного хозяйства СССР:

      А. А. Жданов (секретарь ЦК ВКП (б), первый секретарь Ленинградского обкома партии), Н.А.Вознесенский (Председатель Госплана), П.И.Доронин (первый секретарь Курского обкома партии), Н.Н.Родионов (Председатель Совмина РСФСР): возвращение к миру приведет к глубокому экономическому и политическому кризису в капиталистических государствах, а также к конфликту между державами из-за передела колониальных империй. Для СССР не существовало в тот момент никакой угрозы со стороны западного мира. Кроме того, Советский Союз обладал возможностями для маневра, поскольку мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики капиталистических стран, охваченных кризисом. Поэтому в условиях относительно благоприятного международного климата нет никакой необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности. Следовательно, нужно развивать легкую промышленность и сельское хозяйство.

      Г.М.Маленков, Л.П.Берия, Е.С.Варга (экономист), руководители тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса: капитализм имеет замечательную способность к приспособлению к сложным политическим и экономическим условиям. Поэтому международная обстановка (враждебное капиталистическое окружение) является тревожной, тем более что обладание атомной бомбой давало империалистическим державам явное преимущество перед СССР. Следовательно, абсолютный приоритет в послевоенном восстановлении страны должен быть отдан восстановлению тяжелой промышленности и ВПК.

    Провал концепции сторонников более сбалансированного развития народного хозяйства и некоторого сокращения роли волюнтаристских методов и принудительных мер в экономической жизни страны обеспечили такие факторы, как манипуляция растущей международной напряженностью в 1946–1947 гг., образование фронта консервативных руководителей промышленности, очень плохой урожай 1946 г., послуживший предлогом для ужесточения контроля над крестьянством, смерть А.А.Жданова в 1948 г.

    Серьезным недостатком в развитии послевоенной промышленности было технологическое отставание от мирового научно-технического прогресса, которое произошло из-за "железного занавеса" , возникшего после окончания войны между СССР и капиталистическим миром. К тому же огромные средства были затрачены на восстановление разрушенного, а также на военную промышленность. Тем не менее, значительным и важным был один из итогов IV пятилетки (1946 – 1950) – восстановление экономики в короткий срок. К 1951г. было восстановлено, построено и введено в действие около 7 тыс. крупных предприятий.

    Советские люди, вынесшие тяготы военного времени, надеялись на коренное изменение жизни, верили, что отпадет надобность в политических и идеологических ограничениях. Однако режим не собирался идти на уступки: ему надо было скрыть от народа истинных виновников просчетов коллективизации, беззакония, военного поражения 1941 г. Возникает настоятельная потребность "поставить на место" целое фронтовое поколение, вышедшее из войны победившим и прозревшим. Тоталитарный режим вновь, как и до войны, использовал репрессивную политику в борьбе за укрепление власти, против свободомыслия. Для этих же целей использовалось и нагнетание "холодной войны". В послевоенный период сталинизм достиг своего апогея, который выразился в следующих шагах:

      Новая волна политических репрессий (попытка повторить 1937 г.); самыми крупными процессами стали "Ленинградское дело" (в 1948 г. были тайно арестованы и расстреляны члены Ленинградской парторганизации; их обвинили в стремлении создать новую компартию РСФСР и противопоставить ее ВКП (б), перенести столицу в Ленинград) и "Дело врачей – вредителей" (1953 г.; кремлевские медики якобы ставили своей целью путем вредительского лечения сокращать жизнь активным деятелям Советского государства);

      Крестовый поход на интеллигенцию – "ждановщина" (партийный и идеологический контроль открыто и жестко определял направление и "рамки" творчества, развития литературы и искусства; идеологический критерий был главным и единственным): значительный удар был нанесен по научной (биологи, генетики, кибернетики, обществоведы, историки, философы) и творческой (литераторы, музыканты, режиссеры) интеллигенции; пострадала также и еврейская интеллигенция в период борьбы с "космополитизмом и идолопоклонничеством перед Западом";

      Возвеличивание культа личности И.В.Сталина, выразившееся в его чинах, должностях (генсек, маршал, генералиссимус, "вождь народов");

      Конфликт с армией, целью которого была борьба с авторитетом Г.К.Жукова (результатом конфликта стала опала известных полководцев, началось обезличивание истории войны: победу одержал неизвестный солдат под чутким и правильным руководством партии и ее вождя).

    Со смертью И.В.Сталина (5 марта 1953 г.) закончилась целая эпоха, в которой развивалась система, опиравшаяся на аппарат насилия, поэтому обновление общества растянулось на долгие годы. Наиболее влиятельными фигурами в руководстве страны были Л.П.Берия, Г.М.Маленков и Н.С.Хрущев. Общество нуждалось в преодолении иллюзий, осмыслении пройденного пути, самооценке.

    Окончание войны выдвинуло на первый план задачи восстановления нормальной жизнедеятельности народного хозяйства. Причиненные войной человеческие и материальные потери были очень тяжелы. Общие потери погибшими оцениваются в 27 млн.

    Человек, среди которых военнослужащих было лишь несколько более 10 млн. человек. Были разрушены 32 тыс. промышленных предприятий, 1710 городов и поселков, 70 тыс. деревень. Сумма прямых потерь, причиненных войной, была оценена в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раза превышало национальный доход СССР в 1940 г. Помимо огромных разрушений война обусловила полную перестройку народного хозяйства на военный лад, а ее окончание - необходимость новых усилий для его возвращения к условиям мирного времени.

    Восстановление хозяйства составляло главную задачу четвертой пятилетки. Уже в августе 1945 г. Госплан начал разработку плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946 - 1950 гг. При рассмотрении проекта плана в руководстве страны выявились разные подходы к методам и целям восстановления экономики страны: 1) более уравновешенное, сбалансированное развитие народного хозяйства, некоторое смягчение принудительных мер в экономической жизни, 2) возврат к довоенной модели экономического развития, на основе преимущественного роста тяжелой индустрии.

    Различие точек зрения в выборе путей восстановления экономики основывалось на неодинаковой оценке послевоенной международной обстановки. Сторонники первого варианта (А.А. Жданов - секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии, Н.А. Вознесенский - председатель Госплана, М.И. Родионов - председатель Совета Министров РСФСР и др.) считали, что с возвращением к миру в капиталистических странах должен наступить экономический и политический кризис, возможен конфликт между империалистическими державами из-за передела колониальных империй, в котором, в первую очередь, столкнутся США и Великобритания. В результате, по их мнению, для СССР складывается относительно благоприятный международный климат, а значит нет острой необходимости продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности. Сторонники возврата к довоенной модели экономического развития, среди которых главную роль играли Г.М. Маленков и Л.П. Берия, а также руководители тяжелой промышленности, наоборот, рассматривали международную обстановку как очень тревожную. По их мнению, на этом этапе капитализм был способен справиться со своими внутренними противоречиями, а ядерная монополия давала империалистическим государствам явное военное превосходство над СССР. Следовательно, абсолютным приоритетом экономической политики должно было вновь стать ускоренное развитие военно-промышленной базы страны.

    Одобренный Сталиным и принятый Верховным Советом весной 1946 г. пятилетний план означал возврат к предвоенному лозунгу: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин считал, что война лишь прервала выполнение этой задачи. Процесс построения коммунизма рассматривался Сталиным весьма упрощенно, прежде всего как достижение определенных количественных показателей в нескольких отраслях промышленности. Для этого достаточно якобы в течение 15 лет довести производство чугуна до 50 млн. т. в год, стали - до 60 млн. т, нефти - до 60 млн. т, угля - до 500 млн. т, т. е. производить в 3 раза больше того, что удалось достичь перед войной.

    Таким образом Сталин решил остаться верным своей довоенной схеме индустриализации, опиравшейся на приоритетное развитие нескольких базовых отраслей тяжелой промышленности. Позднее возврат к модели развития 30-х гг. был теоретически обоснован Сталиным в работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.), в которой он утверждал, что в условиях роста агрессивности капитализма приоритетами советской экономики должны стать преимущественное развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразования сельского хозяйства в сторону все большего обобществления. Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности за счет и в ущерб развития производства потребительских товаров и сельского хозяйства. Поэтому 88% капиталовложений в промышленности направлялись в отрасли машиностроения и только 12% - в легкую промышленность.

    С целью повышения эффективности была предпринята попытка модернизации органов управления. В марте 1946 г. был принят закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР. Однако количество министров росло, увеличивался управленческий аппарат, практиковались формы руководства военного времени, которые стали привычными. Фактически управление страной осуществлялось с помощью указов и постановлений, публикуемых от имени партии и правительства, но вырабатывались они на заседаниях весьма узкого круга руководителей. 13 лет не созывался съезд Коммунистической партии. Только в 1952 г. собрался очередной XIX съезд, на котором партия приняла новое название - Коммунистическая партия Советского Союза. ЦК партии, как выборный орган коллективного управления многомиллионной правящей партии, также не работал. Все основные элементы, составлявшие механизм Советского государства - партия, правительство, армия, МГБ, МВД, дипломатия, были подчинены непосредственно Сталину.

    Опираясь на духовный подъем народа-победителя, СССР уже в 1948 г. удалось увеличить национальный доход на 64%, достигнуть довоенного уровня промышленного производства. В 1950 г. довоенный уровень валового промышленного производства был превзойден на 73%, при увеличении производительности труда на 45%. Сельское хозяйство также вышло на довоенные уровни производства. Хотя точность этих статистических данных подвергается критике, крутая позитивная динамика процесса восстановления народного хозяйства в 1946-1950 гг.

    Отмечается всеми специалистами.

    Высокими темпами в послевоенные годы развивались наука и техника, в целом ряде направлений науки и техники СССР вышел на самые передовые рубежи. Крупных достижений добились отечественные ракетостроение, авиастроение, радиотехника. Значительные успехи достигнуты в развитии математики, физики, астрономии, биологии, химии. 29 августа 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, разработанная большой группой ученых и инженеров под руководством И.В. Курчатова.

    Гораздо медленнее улучшалось решение социальных проблем. Послевоенные годы были трудными для абсолютного большинства населения. Однако первые успехи в восстановлении народного хозяйства позволили уже в декабре 1947 г. (раньше чем в большинстве европейских стран) отменить карточную систему. Одновременно была проведена денежная реформа, которая, хотя сперва и ущемила интересы ограниченного слоя населения, но зато привела к действительной стабилизации денежной системы и обеспечила последующий рост благосостояния народа в целом. Конечно, ни денежная реформа, ни периодические снижения цен не приводили к значительному росту покупательной способности населения, но способствовали росту заинтересованности в труде, создавали благоприятный социальный климат. В то же время на предприятиях в добровольно-принудительном порядке проводились ежегодные займы, подписка на облигации на сумму не менее месячного оклада. Однако население видело позитивные перемены вокруг, верило в то, что эти деньги идут на восстановление и развитие страны.

    В значительной мере высокие темпы восстановления и развития индустрии обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства. В эти годы деревня жила особенно трудно, в 1950 г. в каждом пятом колхозе денежные выплаты на трудодни вообще не производились. Вопиющая бедность стимулировала массовый отток крестьян в города: около 8 млн. сельских жителей покинули свои деревни в 1946-1953 гг. В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось скорректировать аграрную политику. Отвечавший за аграрную политику А.А. Андреев был заменен Н.С. Хрущевым. Последовавшие меры по укрупнению колхозов были проведены очень быстро - количество колхозов сократилось с 252 тыс. до 94 тыс. к концу 1952 г. Укрупнение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян, сокращением натуральной оплаты, которая составляла значительную часть колхозного заработка и считалась большой ценностью, поскольку давала крестьянам возможность продавать излишки продуктов на рынках по высоким ценам за наличные деньги.

    Инициатор этих реформ Хрущев намеревался закончить начатое им дело радикальным и утопическим по значению изменением всего уклада крестьянской жизни. В марта 1951г. «Правда» опубликовала его проект создания «агрогородов». Агрогород мыслился Хрущевым как настоящий город, в котором крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов.

    Послевоенная атмосфера в обществе несла потенциальную опасность для сталинского режима, которая была связана с тем, что экстремальные условия военного времени пробудили в человеке способность относительно независимо мыслить, критически оценивать ситуацию, сопоставлять и выбирать решения. Как и в войне с Наполеоном, масса наших соотечественников побывала за границей, увидела качественно иной уровень жизни населения европейских стран и задалась вопросом: «Почему мы живем хуже?». Вместе с тем, в условиях мирного времени оставались живучими и такие стереотипы поведения военного времени, как привычка к командованию и подчинению, строгая дисциплина и безусловность выполнения приказа.

    Общая долгожданная победа вдохновила людей на сплочение вокруг власти, и открытое противостояние народа и власти было невозможно. Во-первых, освободительный, справедливый, характер войны предполагал единство общества в противостоянии общему врагу. Во-вторых, люди, уставшие разрушать, стремились к миру, который стал для них высшей ценностью, исключавшей насилие в какой бы то ни было форме. В-третьих, опыт войны и впечатления заграничных походов заставляли размышлять над справедливостью сталинского режима, но как, каким способом изменить его - задумывались очень немногие. Существующий режим власти воспринимался как неизменяемая данность. Таким образом, для первых послевоенных лет было характерно противоречие в сознании людей между ощущением несправедливости происходящего в их жизни и безысходностью попыток изменить ее. В то же время преобладающим в обществе было полное доверие правящей партии и руководству страны. Поэтому послевоенные трудности воспринимались как неизбежные и преодолимые в недалеком будущем. В целом для народа был характерен социальный оптимизм.

    Однако Сталин не очень рассчитывал на эти настроения и постепенно возрождал практику репрессивного кнута в отношении сподвижников и народа. С точки зрения руководства необходимо было «подтянуть вожжи», несколько отпущенные в войну, и в 1949 г. заметно ужесточается репрессивная линия. Среди политических процессов послевоенного времени наиболее известным было «ленинградское дело», под которым объединяют целую серию дел, сфабрикованных против ряда видных партийных, советских и хозяйственных работников Ленинграда, обвиненных в отходе от линии партии.

    Одиозную историческую известность приобрело «дело врачей». 13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте террористической группы врачей, которая якобы ставила своей целью сокращение жизни руководящим деятелям Советского государства путем вредительского лечения. Только после смерти Сталина было принято постановление Президиума ЦК КПСС о полной реабилитации и освобождении медиков и членов их семей.

    В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

    Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 боевых самолетов, 47 200 орудий и минометов.

    Ей противостояли силы пяти советских западных приграничных округов и трех флотов, которые почти вдвое уступали противнику в живой силе, имели несколько меньшее количество артиллерии, превосходили врага в танках и самолетах, правда, большей частью устаревших образцов. Что касается первого эшелона армий, то здесь гитлеровское командование развернуло 103 дивизии, в том числе 10 танковых, тогда как в первом эшелоне наших армий прикрытия имелось только 56 стрелковых и кавалерийских дивизий.

    Особенно подавляющим было превосходство немецко-фашистских войск на направлениях главных ударов. К исходу первого дня войны их мощные танковые группировки на многих участках фронта вклинились в глубь советской территории на расстояние от 25 до 35, местами даже до 50 км. К 10 июля глубина вражеского вторжения на решающих направлениях составила уже от 300 до 600 км. В руки противника попало почти 200 складов с горючим, боеприпасами и вооружением, находившихся в приграничной зоне.

    Атакованные внезапно части Красной Армии были вынуждены вступать в тяжелые бои без необходимой подготовки и без завершения стратегического развертывания, будучи укомплектованными на 60-70% до штатов военного времени с ограниченным количеством материальных средств, транспорта, связи, нередко без воздушной и артиллерийской поддержки.

    Под ударами наступавшего агрессора воины Красной Армии попадали в окружение, терпели тяжелые поражения и неудачи. За три недели войны противнику удалось полностью разгромить 28 советских дивизий. Кроме того, более 72 дивизий понесли потери в людях и боевой технике (от 50% и выше). Общие наши потери только в дивизиях без учета частей усиления и боевого обеспечения за это время составили около 850 тыс. человек, до 6 тыс. танков, не менее 6,5 тыс. орудий калибра 76 мм и выше, более 3 тыс. противотанковых орудий, около 12 тыс. минометов, а также около 3,5 тыс. самолетов.


    Противник потерял около 100 тыс. солдат и офицеров, более 1700 танков и штурмовых орудий и 950 самолетов (История СССР. 1992. № 2. С. 4).

    Характеризуя причины неудач советских Вооруженных Сил в первые месяцы войны, многие историки ссылаются на весьма серьезные ошибки, допущенные советским руководством в предвоенные годы. Прежде всего следует отметить, что отрицательную роль сыграло ослабление командного состава, вызванное довоенными репрессиями. К началу войны около 75% командиров и 70% политработников находились на своих должностях менее одного года. Даже начальник Генерального штаба сухопутных сил фашистской Германии генерал-полковник Ф. Гальдер в мае 1941 г. отмечал в своем дневнике: "Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты".

    К числу серьезных ошибок советского руководства следует отнести и просчет в определении времени возможного нападения фашистской Германии на СССР.

    Сталин и его окружение считали, что гитлеровское руководство не решится в ближайшее время нарушить заключенный с СССР договор о ненападении. Все сведения, получаемые по различным каналам, о предстоящем нападении немцев рассматривались Сталиным как провокационные, направленные на обострение отношений с Германией. Этим можно объяснить и оценку правительства, переданную в заявлении ТАСС 14 июня 1941 г., в котором слухи о готовившемся нападении Германии объявлялись провокационными. Этим объяснялось и то, что директива о приведении войск западных военных округов в боевую готовность и занятии ими боевых рубежей была отдана слишком поздно. По существу директива была получена в войсках, когда война уже началась.

    По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многотомные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских Вооруженных Сил в военно-стратегических операциях на фронтах войны.

    Наступление немецко-фашистских войск нанесло огромный ущерб экономике страны. Под удар вражеских войск попала территория страны, где было расположено более 31 тыс. промышленных предприятий, около 100 тыс. колхозов, огромное количество совхозов и МТС, десятки тысяч километров железнодорожных путей. Огромный ущерб был нанесен производству военной продукции. С августа по ноябрь 1941 г. выбыло из строя более 30 предприятий, изготовляющих боеприпасы. Ситуация сложилась таким образом, что с началом войны страна временно потеряла ряд крупных районов, которые являлись наиболее развитыми в экономическом отношении. Достаточно сказать, что на территории этих районов перед войной производилось продукции на 46 млрд. руб., что составляло около 40% всей валовой продукции страны. Особенно высок "был удельный вес оккупированных районов в производстве продукции тяжелой индустрии. К врагу попали важнейшие районы добычи стратегического сырья. В самом начале войны советскому машиностроению был нанесен огромный ущерб: было разрушено около 750 заводов тяжелого и среднего машиностроения, более 60 станкостроительных, почти 90 предприятий по производству подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

    Большой ущерб был нанесен также легкой и пищевой промышленности. По существу была подорвана сырьевая база предприятий пищевой промышленности, так как в районах, охваченных военными действиями, было сосредоточено 88% посевов сахарной свеклы, около 60% посевов подсолнечника, более 50% табачных и махорочных плантаций и других культур. Были разорены сырьевые зоны более 30 консервных заводов.

    Временная потеря важнейших экономических районов нанесла огромный ущерб экономике СССР. На длительный срок выбыли из строя крупные производственные мощности многих важных ее отраслей. Чтобы полнее представить размеры потерь тяжелой промышленности, отметим, что эти мощности до войны давали около 1/2 выпуска черных металлов и 2/3 всей добычи угля в стране. Вследствие понесенных в начале войны потерь основные производственные фонды в 1941 г. по сравнению с довоенным уровнем сократились в стране на 28%, а в 1942 г. они еще более уменьшились.

    Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны, 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство Вооруженными Силами.

    29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И. В. Сталина. В него вошли также В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти - городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

    Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

    Однако чрезвычайные органы власти в годы Гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

    В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилось, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

    Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.

    В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

    Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

    Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

    Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

    С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт - институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие - парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

    Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в Вооруженные Силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

    Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н. А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

    Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

    Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н. А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов - Г. М. Маленков, танков - В. М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества - А. И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А. И. Шахурин - авиационной промышленности, Б. Л. Ванников- боеприпасов, И. Ф. Тевосян - черной металлургии, А.И.Ефремов - станкостроительной промышленности, В. В. Вахрушев - угольной, И. И. Седин - нефтяной.

    Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата - танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе "Компрессор". Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

    В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

    Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

    Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

    Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров. В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

    Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

    В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

    Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны. В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

    В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири - в 27, а в Поволжье - в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

    С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А. И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны... встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала... Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать..." (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31-38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

    Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

    Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т. д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

    Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелия.

    В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. - более 55 тыс. человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

    В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

    Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

    Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

    Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

    Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят - русских, украинцев, белорусов и других национальностей - были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

    В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

    Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз - летом и осенью 1941 г., второй раз - летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

    Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70% из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

    Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г. К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

    • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
      • Международные отношения в Европе
        • Войны за наследства
        • Семилетняя война
        • Русско-турецкая война 1768-1774
        • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
      • Колониальная система европейских держав
      • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
        • Декларация независимости
        • Конституция США
        • Международные отношение
    • Ведущие страны мира в XIX в.
      • Ведущие страны мира в XIX в.
      • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
        • Разгром наполеоновской империи
        • Испанская революция
        • Греческое восстание
        • Февральская революция во Франции
        • Революции в Австрии, Германии, Италии
        • Образование Германской империи
        • Национальное объединение Италии
      • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
        • Гражданская война в США
        • Япония в XIX в.
      • Формирование индустриальной цивилизации
        • Особенности промышленного переворота в различных странах
        • Социальные последствия промышленного переворота
        • Идейно-политические течения
        • Профсоюзное движение и образование политических партий
        • Государственно- монополистический капитализм
        • Сельское хозяйство
        • Финансовая олигархия и концентрация производства
        • Колонии и колониальная политика
        • Милитаризация Европы
        • Государственно- правовая организация капиталистических стран
    • Россия в XIX в.
      • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
        • Отечественная война 1812 г.
        • Положение России после войны. Движение декабристов
        • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
        • Восстание декабристов
      • Россия эпохи Николая I
        • Внешняя политика Николая I
      • Россия во второй половине XIX в.
        • Проведение других реформ
        • Переход к реакции
        • Пореформенное развитие России
        • Общественно-политическое движение
    • Мировые войны XX века. Причины и последствия
      • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
      • Причины мировых войн
      • Первая мировая война
        • Начало войны
        • Итоги войны
      • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
      • Вторая мировая война
        • Ход Второй мировой войны
        • Итоги Второй мировой войны
    • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
      • Экономические кризисы первой половины XX в.
        • Формирование государственно-монополистического капитализма
        • Экономический кризис 1929-1933 гг.
        • Варианты выхода из кризиса
      • Экономические кризисы второй половины XX в.
        • Структурные кризисы
        • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
        • Антикризисное государственное регулирование
    • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
      • Система колониализма
      • Этапы крушения колониальной системы
      • Страны третьего мира
      • Новые индустриальные страны
      • Образование мировой системы социализма
        • Социалистические режимы в Азии
      • Этапы развития мировой системы социализма
      • Распад мировой системы социализма
    • Третья научно-техническая революция
      • Этапы современной НТР
        • Достижения НТР
        • Последствия НТР
      • Переход к постиндустриальной цивилизации
    • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
      • Интернационализация экономики
        • Процессы интеграции в Западной Европе
        • Процессы интеграции стран Северной Америки
        • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
      • Три мировых центра капитализма
      • Глобальные проблемы современности
    • Россия в первой половине XX века
      • Россия в ХХ в.
      • Революции в России начала XX в.
        • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
        • Участие России в Первой мировой войне
        • Февральская революция 1917 г.
        • Октябрьское вооруженное восстание
      • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
        • Гражданская война и военная интервенция
        • Новая экономическая политика (НЭП)
        • Образование СССР
        • Форсированное строительство государственного социализма
        • Планово-централизованное управление экономикой
        • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
      • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
        • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
      • Россия во второй половине XX столетия
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
        • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
        • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
        • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

    Послевоенное восстановление народного хозяйства

    В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесен невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 27 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень. Только в промышленности были выведены из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесенный нашему государству, составил 2,6 трлн. руб. в довоенных ценах.

    После окончания войны, несмотря на усилия советских людей по восстановлению в ходе войны народного хозяйства, разрушения были настолько велики, что по основным показателям довоенный уровень его развития не был достигнут и составил (в %): Объем промышленной продукции – 91 к уровню 1940 г., добыча угля – 90, нефти – 62, выплавка чугуна – 59, стали – 67, выпуск ткани – 41, грузооборот всех видов транспорта – 76, розничный товарооборот – 43, среднегодовая численность рабочих и служащих – 87. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Под влиянием этих факторов национальный доход страны составил в 1945 г. 83% к уровню 1940 г.

    Наиболее тяжело отразилась война на состоянии трудовых ресурсов страны. Число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности – на 2,4 млн. человек. В сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин – на 60%.

    Таким образом, Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы, изыскивая ресурсы внутри народного хозяйства для его возрождения, а также для разработки и освоения новой техники.

    Таковы были состояние советской экономики и внешнеполитическая обстановка, когда советский народ принимал первую послевоенную пятилетку.

    Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, на включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

    Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий.

    Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек.

    Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% к довоенному уровню, а количество лошадей снизилось с 14,5 млн. до 6,5 млн. голов. Объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой и Гражданской войн.

    В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за последние пятьдесят лет.

    В этот год колхозы и совхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли государство и труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

    Перед государством со всей остротой встала задача путем создания полезащитных лесных полос преобразовать природу засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

    Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР.

    Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, в Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

    Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали свои положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га. В стране были созданы государственные лесные полосы: Камышин-Волгоград, Воронеж-Ростов-на-Дону, Пенза-Каменск, Белгород-Дон, Чапаевск-Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

    Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

    Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. вырос на 73%, капитальные вложения – в три раза, производительность труда – на 37%, а произведенный национальный доход – на 64%.

    В 50-е годы экономика страны динамично развивалась. За 10 лет среднегодовые темпы роста валовой промышленной продукции составили 11,7%, валовой продукции сельского хозяйства – 5,0%, основных производственных фондов – 9,9%, произведенного национального дохода 10,27%, товарооборота – 11,4%.

    Этому способствовали обновление и модернизация основных фондов в промышленности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, расширение производства товаров народного потребления, освоение целинных земель, совершенствование системы управления.

    Немалое значение в достигнутых успехах имело изменение внутриполитической обстановки в стране. Смерть в 1953 г. И.В. Сталина стала началом конца созданной им тоталитарной системы и началом перехода к новому курсу во внутренней политике.

    Избранный на пост Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущев (1894-1971) стал проводить курс, связанный с социальной ориентацией экономики, увеличением капитальных вложений в отрасли группы «Б» и сельское хозяйство, с расширением прав руководителей предприятий и колхозов.

    • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2