Западная европа раннее средневековье. Англия в VII-XI вв. Нужна помощь в учебе


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

Выделяют три периода средневековья:

1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

2. Кризис идеологии.

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

· общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

· забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

· утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

· Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

· Закрепощение крестьянства.

· Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

· гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

· утверждение рыночных отношений;

· высокая социальная активность и размывание границ сословий;

· стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

В основу протестантизма легли такие идеи:

· освобождение сферы производства от религиозного давления;

· духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

· ненужность посредников между человеком и Богом;

· признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

1. Создание абсолютных монархий.

2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Высокое (Классическое) Средневековье – от Х-ХI примерно до ХIV века.
Позднее Средневековье – ХIV-ХV века.

«Раннее Средневековье» -

Время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение варваров(от лат. Barba-борода), которые уже со II в. н.э. постоянно совершали набеги на Римскую империю и селились на землях её провинции. Эти вторжения закончились в 476 г. падением Рима и начался не менее существенный процесс формирования на территории бывшей Римской империи новых государств, создававшиеся теми же варварами: многочисленные франкские, германские, готские и пр. племена были не такими уж дикими. У них имелись зачатки государственности. Они владели ремёслами, включая металлургию и земледелие, были организованны по принципу военной демократии. Становясь новыми западноевропейцами, они, как правило, принимали христианство, которое уже было государственной религией Римской империи. Христианство постепенно вытеснило все языческие верования.
Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и пр. Образовалось Франкское государство, которое в момент своего расцвета занимало большую часть Европы. На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.

Средневековое Общество было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором было занято подавляющее большинство населения. Труд, как в сельском хозяйстве, так и в др. отраслях был ручным, поэтому низко эффективным. Подавляющая часть населения Зап.Европы на протяжении всего Средневековья жила вне города, т. к. падение Римской империи разрушило многие античные города, которые играли роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни становится поместье феодала, способное защитить своих поселян от внешнего врага. Владение землёй создало чёткое деление населения на сословия и строгое соподчинение в соответствии с правами на землю.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.


История красоты.


Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Раннем Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.


Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе м унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, манускрип «Похвала женщинам» и любовная лирика, котороя дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежднему.
Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры. Сегодня, когда научные исследования собрали огромный исторический материал обо всём средневековом тысячелетии, к «эпохе тьмы» относят свего 200-ти первых лет Раннего Средневековья: от смерти Юстиниана до начало правления Карла Великого.

Запрет на косметику.

Косметические сосуды, зеркала и инструменты красоты, V-XV в.в.

Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты,

ХЭЙ ЖАН, Предполагаемый портрет Мадлен Бургундской со святой Мадлен

«Только одна краска дарует щекам милость божью, угодный Господу румянец»,- так поучает Григорий Назианзин* против украшательства внешности.

литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д. Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательсва.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах.

Эстетический идеал красоты. Прекрасна как Мадонна.

Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека - аскета,

отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

Волосы у красавицы должны быть непременно светлые, белокурые или рыжие. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями и жемчугом, а сверху накидывали прозрачные вуали, иногда увенчанные маленькими шапочками, отороченными дорогими мехами или расшитыми драгоценными камнями. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включающим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мушки, орехи и пепел от сожжённых ежёвых иголок. Распущенными, волосы носили только только до савдьбы, потом их заплетали в косы. Позже, по требованию церкви, женщины стали их прятать под головной убор, который символизировал подчинённость жены мужу, ибо только законный супруг мог видеть её с непокрытой головой.


Западноевропейский костюм эпохи Раннего Средневековья.

На фронтисписе книги гравюра Иоста Аммана «Портной» из книги «Описание всех искусств, ремёсел, торговли… всего мира. XVIв. Германия.

Основными источниками формирования костюма в этот период были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей. В первую очередь в его основе лежал крой и стремление к обозначению линий и форм тела в отличии от драпировок античных костюмов. Первоначальный костюм варваров был близок к древнеперсидскому. Именно он лёг в основу развития европейского костюма. «Обрюченный народ» - так отзывался Цицерон* о варварах. Однако этот «варварский» элемент знаменовал собой разделение одежды на мужскую и женскую. Уже в V- VI вв. в мужской одежде упоминаются короткие или длинные штаны разных цветов. Их дополняла короткая туника. Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.


Каноны идеального строения тела были весьма расплывчаты в средние века. Людей тогда заботил вид только того, что было доступно взору. И всё же женщине предписывалось быть стройной, иметь тонкую талию, узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот, который дополнял картину.

В первые века после падения Западной Римской Империи (476г.) одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело, а натуральное хозяйство феодального общества удовлетворяло неприхотливые потребности жителей. Всё это приводит к замедлению развития культуры. Жестокие междоусобные войны сменяются временными затишьями, что очень важно для крестьян. Всё это порождает, характерный для средневековья, страх новизны, желание сохранить всё без перемен. В такой обстановке складывался быт и костюм.
Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время года - из нескольких) платьев – длинных и широких, с удлинёнными рукавами. Рукава нижнего платья были уже, прикрывали запястья. Широкий верхний рукав позволял хорошо видеть нижний. Поверх платья носили широкую четырёхугольную накидку, которую закрепляли брошью. Вырез горловины был таким широким, что платье надевалось через голову. Обычно платье имело спереди длинный разрез, который также закалывали брошью. Мужской костюм состоял из штанов разной длины – римляне называли их «брэ», довольно короткой рубахи-туники и небольшого плаща «сагума» из шерстяной ткани или меха. Обувь шили из кожи, типа «постол» или мягких башмаков. Одежда и мужская, и женская шилась из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе. По всей видимости она была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они стали знаком привилегированного положения. Их могли носить только знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.

Украшения.

Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно переплетались и влияли друг на друга. Дополнения к одежде этого периода сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом, драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.



Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной техники одновременно.



Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников европейского романского искусства.

Григорий Назианзин - один из Отцов и Учителей церкви сформировавших христианское мировоззрение.

Цицерон, Марк Тулий (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.


Раннее Средневековье

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Раннее Средневековье
Рубрика (тематическая категория) История

Начало средневековой эпохи в Китае было связано с нашествием варваров. Различные кочевые племена, обитавшие к северу и западу от Китая, проникали далеко в глубь страны. Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай. Часть северо-китайской знати вынуждена была покинуть свои земли и эмигрировать в Южный Китай, где наплыв варваров был менее сильным. Результатом варварских нашествий было прежде всœего политическое раздробление Китая на множество мелких государств, во главе которых частью стояли варварские вожди с их дружинами, частью (на юге) представители южной китайской знати полуродового, полурабовладельческого типа. Период с 420 по 589 гᴦ. в истории Китая стал периодом множества северных и южных династий. Варварам не удалось разрушить государственную организацию рабовладельческого Китая. Но нашествие их имело всœе же некоторые социальные последствия. Китайское рабовладение не было уничтожено полностью, но ему был нанесен существенный удар.
Размещено на реф.рф
Осевшие варвары увеличивали число так называемого свободного крестьянства. Рядовые крестьяне-воины стали попадать в зависимость от тех военных вождей, которым удалось захватить наибольшее число земель, постепенно превращаясь их в крепостных. Именно в данный период стали распространяться китайские поместья, называемые чжуан-юань, носившие уже не рабовладельческий, а феодально-крепостнический характер.
Размещено на реф.рф
Из среды самих китайцев выделялись сильные дома, ᴛ.ᴇ. наиболее богатые и могущественные семьи, которые поднимались над рядовыми членами рода и тоже становились более крупными землевладельцами, эксплуатировавшими своих обедневших родичей как зависимых крестьян. При этом пережитки родовых отношений сохранялись в Китае очень долго. Еще в Х и в ХI веках крепостные крестьяне официально называли себя детьми и родственниками своих господ-помещиков. Первой попыткой политического объединœения Китая в эпоху раннего средневековья была попытка династии Суй. Основатель династии Янцзинь, или Янди, был начальником варварских дружин, служившим у одной из северных династий. В 589 году Янцзинь подчинил себе Северный и Южный Китай и покорил Аннам. При нем была восстановлена и частью расширена ирригационная система. В частности был прорыт Великий канал, соединявший реку Хуанхэ с рекой Янцзы. На постройке этого канала было занято около миллиона крестьян, собранных с разных концов Китая. Но правление династии Суй оказалось кратковременным, а само объединœение Китая при этой династии было еще непрочным. На местах власть находилась в руках местной знати. Усилившиеся на западе набеги тюркских племен требовали от империи больших сил, которых у нее не хватало.

В 618 году один из западных князей по имени Гаоцзу, полутюрк по происхождению, захватил власть в империи, положив начало новой династии Тан. Империя Тан правила в Китае около 300 лет – с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителœем этой династии был преемник Гаодзу – Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге – до Индии и Сиама, на востоке – до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе – почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах. При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинœению центру ряд социальных и служебных привилегий.

При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи. Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Сами крестьянские наделы уменьшались в своем числе, так как систематически захватывались сильными домами – более крупными земледельцами, чиновниками, ростовщиками. Уменьшение количества государственных крестьян отражалось неблагоприятно на доходах императорской казны. В то же время процесс феодализации усиливал местную знать и порождал центробежные стремления у самих императорских губернаторов и генералов. Поворотным пунктом в истории Танской династии явилось восстание главнокомандующего Ан Лу-шаня. В 785 году он выступил против императора со 120 тысячным войском. В 786 году Ан Лу-шаню удалось захватить императорскую столицу Чанань. Император бежал и лишь в следующем году подавил восстание при помощи нанятых варваров. Вслед за выступлением Ан Лу-шаня происходили восстания губернаторов в Южном Китае, потребовавшие от императора также больших усилий для их подавления. Бедственное положение крестьян привело во второй половинœе IX века к крупнейшему крестьянскому восстанию 874-883 годов. Во главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец солью Хуан Чао. Китайское крестьянское восстание 874-883 годов происходившее почти одновременно с восстанием зинджей в Багдадском халифате, поражает своей длительностью, массовостью, энергией. Оно не лишено было также и некоторой организованности, позволившей ему достичь на известное время крупных успехов. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Далее оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань. Уже в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879 году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Кантон. Повстанцы захватили себе всœе товары многочисленных иностранных купцов. В жарком климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В 881 году Хуан Чао взял Чанань и провозгласил себя императором под именем Да Ци. Свою социальную программу крестьянский император выразил устами своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет кроме того, чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанани Хуан Чао пробыл два с половиной года. В 883 году император Танской династии возвратился в столицу при помощи варварских орд – уйгуров, тангутов и других северо-западных кочевников. Степные варвары безжалостно истребляли китайских крестьян. В народе эти кровавые хищники получили название ʼʼчерных вороновʼʼ. Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани, погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных. Крестьянская война 874-883 годов имела своим результатом гибель многих феодалов и крупных чиновников. Количество государственных крестьян вследствие этого снова увеличилось. Конец династии Тан был предопределœен мощным крестьянским движением. Императоры этой династии правили еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время после подавления восстания. Но их власть уже не распространялась на весь Китай. На севере в начале Х века создалось большое варварское государство союза племен киданей, захвативших Маньчжурию, часть Монголии и часть Северного Китая. Столицей нового государства стал город Янцзин, впоследствии известный как Пекин или Бейпин. В 907 году время правления Танской династии закончилось. Китай вошел в период полной раздробленности. В 960 году произошло объединœение Китая под властью династии Сунн. Основателœем ее был Чжао-Куань-Инь, один из северных китайских военачальников, одержавший несколько побед над киданями. Столицей новой династии вначале был ᴦ. Чанань. Позднее центр был перенесен на юг в ᴦ. Ханчжоу. Сунская империя была слабее Танской. Само объединœение Китая при Сунской династии не было полным. И на севере, и на юге часть провинций не признавала власти сунских императоров. Тюрские, монгольские и прочие западные кочевые племена также не починились империи, представляя всœе растущую угрозу для ее границ. Сунские императоры вели войны с киданями, Кореей, Аннамом. Но результаты этих войн были недостаточно определœенны, чтобы подчинить Китаю эти страны. Все же в период Сунской династии международные связи Китая снова окрепли. Большая внешняя торговля развивалась не только с Средней Азией, Индией и Индокитаем, но также и с Кореей, Японией и Индонезией. Классовые отношения Сунской империи в XI веке привели к глубоком антагонизму, напоминающему времена последних Танских императоров. Число государственных крестьян, несколько увеличившейся после восстания 874-883 годов, вновь сократилось. В XI века государство получало налоги только с половины земель, так как другая половина земель была захвачена привилегированными чиновниками – феодалами. Крестьяне вынуждены были из года в год платить громадные суммы в виде процентов за долги ростовщикам. В роли последних часто выступали сами чиновники, принудительно заставлявшие крестьян брать у них ссуды на тягчайших ростовщических условиях. Положение крестьян становилось ужасным. Голодовки, эпидемии, вымирание целых деревень и районов делались своего рода хроническим явлением. Крестьянское движение снова стало угрожать превращением в большую крестьянскую войну общекитайского масштаба. Стремление императорского правительства предотвратить новую крестьянскую войну и восстановить пошатнувшиеся государственные финансы нашло отражение в довольно радикальных реформах одного министра Сунской династии Ван Ань-ши.

Вначале Ван-Аньши (1021-1086) был одним из провинциальных чиновников. В провинции он мог близко познакомиться с наиболее вопиющими фактами нищеты населœения, произвола чиновников и господства ростовщиков. Возвысившись до поста императорского министра, Ван Ань-ши в период 1068-1073 гᴦ. провел несколько мероприятий финансово-экономического и социального характера. Прежде всœего им была проведена новая земельная перепись и были обложены налогами земли служилой знати, к этому времени почти переставшей платить земельные налоги. Далее Ван Ань-ши освободил крестьян от государственной барщины, заменив ее денежным налогом. Поземельные налоги крестьяне обязаны были уплачивать частью продуктами, частью также деньгами. Чтобы избежать голодовок, Ван Ань-ши организовал систему государственных хлебных амбаров, из которых населœению выдавался в голодные годы хлеб. В целях пресечения ростовщичества Ван Ань-ши создал государственный банк, где крестьяне могли получать ссуды за невысокие проценты. Интересны были попытки Ван Ань-Ши организовать государственную торговлю, частью используя налоговый фонд, частью путем скупки государством продуктов у купцов. Большую реформу пытался Ван Ань-ши провести в военном делœе. Наемную армию он предполагал заменить всœеобщей воинской повинностью. Основным войском должно было быть крестьянское ополчение. Каждые три двора должны были поставить одного пехотинца, каждые десять дворов – одного кавалериста. Реформы Ван Ань-ши встретили резкую оппозицию со стороны чиновников и феодалов. В 1075 году Ван Ань-ши был уволен. Его планы были признаны ʼʼопаснымиʼʼ для государства, хотя он имел целью упорядочить феодальное государство, освободив его от наиболее вредоносных элементов. В XII века положение империи Сунн не улучшилось. В 1126 году в связи с опасностью вторжений северных народов императорам пришлось перенести столицу на юг, в Ханчжоу. С 1127 года династия Сунн контролирует уже один Южный Китай. Северный Китай вошел в состав нового большого государства Цзинь, поглотившего прежнее государство киданей. В начале XIII века Северный Китай завоевывают монголы. Но в оставшейся в подчинœении у императора южной части империи были постоянные волнения. В период 1127-1132 годов в официальных летописях было зарегистрировано 93 массовых восстания. В сокращенном виде, ограниченная Южным Китаем, империя Сунн просуществовала до 1279 года, когда она была завоевана внуком Чингис-хана Хубилаем. Хубилай основал новую монгольскую династию, по-китайски называвшуюся Юань. Тем самым Китай на долгое время был включен в систему монгольских государств Средней Азии. Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много желœеза, меди, золота͵ серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные желœезные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, к примеру, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителœей. У китайцев достигла высокая развития наука. Οʜᴎ уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме – в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета ʼʼСтоличный вестникʼʼ, просуществовавшая до начала ХХ века. Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с сосœедними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм. Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса. Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки – дворцы, храмы, башни, городские ворота – отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Οʜᴎ создавались из самого разнообразного материала – дерева, мрамора, желœеза. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами. Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни.

В период раннего Средневековья начала становления средневекового общества – значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если основу античной цивилизации составляли Древняя Греция и Рим, то средневековая цивилизация охватывает уже практически всю Европу.

Наиболее важным процессом в раннее Средневековье в социально-экономической сфере было становление феодальных отношений, стержнем которых явилось формирование феодальной собственности на землю. Это происходило двумя путями. Первый путь – через крестьянскую общину. Надел земли, которым владела крестьянская семья, переходил по наследству от отца к сыну (а с VI в. – и к дочери) и являлся их собственностью.

Так постепенно оформлялся аллод – свободно отчуждаемая земельная собственность крестьян-общинников. Аллод ускорил имущественное расслоение в среде свободных крестьян: земли стали концентрироваться в руках общинной верхушки, которая уже выступает как часть класса феодалов. Таким образом, это был путь формирования вотчинно-аллодиальной формы феодальной собственности на землю, особенно характерный для германских племен.

Второй путь складывания феодальной земельной собственности и, следовательно, всей феодальной системы – практика земельных пожалований королем или другими крупными землевладельцами-феодалами своим приближенным. Сначала участок земли (бенефиции) давался вассалу только при условии несения службы и на время его службы, а сеньор сохранял верховные права на бенефиции.

Постепенно права вассалов на пожалованные им земли расширялись, поскольку сыновья многих вассалов продолжали служить сеньору своего отца. Кроме того, важны были и чисто психологические причины: характер отношений, складывающихся между сеньором и вассалом. Как свидетельствуют современники, вассалы, как правило, были верны и преданы своему господину.

Преданность ценилась дорого, и бенефиции все чаще становился почти полной собственностью вассалов, переходя от отца к сыну. Земля, которая передавалась по наследству, называлась лен, или феод, владелец феода – феодал, а вся система этих общественно-экономических отношений – феодализм.

Бенефиции становится феодом к IXXI вв. Этот путь становления феодальных отношений четко просматривается на примере Франкского государства, которое оформилось уже в VI в.

  • Классы раннего феодального общества