Звуки речи и буквы. Какими буквами обозначаются в русском языке гласные звуки. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буквао употребляется в главном значении, а в словедома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь , не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах:солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я ,ю ,е [э],ё .

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч иц относятся к числу однозначных, так как буквач во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буквац - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю .

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, букват употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.:станут - стянут ).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы -я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.:рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил ). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквойь .

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквойй только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.:пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звукйот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно:я - ,ё - ,е - ,ю - . Такое значение буквя, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср.яма, ёж, юг, ель ); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою ); 3) после разделительных знаковъ иь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга ).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний сйотом ). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквамии, е, ё , изредкаю, я (ср.жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквыа, о, у (ср.чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместоё (ср.:бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов сьо, ьа, ьу ийу (ср.сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток ); 3) написание в начале иноязычных словйо вместоё (ср.еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк ).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

Цит. по кн.: Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И.Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2002.

Звуки речи - класс звуков, образуемых в результате произносительной деятельности человека.
Это - часть того множества акустических колебаний, которые воспринимаются слуховой системой человека. В отличие от других звуков живой и неживой природы, они используются для образования более сложных комплексов, служащих специфическими «оболочками» значимых единиц - морфем или слов.

Все буквы русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласных букв 10:
A Е Ё И О У Ы Э Ю Я
Согласных букв 21:
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Ч Ц Ч Ш Щ

Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке называется алфавитом. Слово “алфавит” происходит от названий двух первым букв греческого алфавита: a – альфа, b – бета (по-новогречески – вита).

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет печатный или рукописный, прописной и строчный варианты.

Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения), звук сам по себе не имеет значения. Функция звуков сводится к формированию и различению морфем и слов (мал – мол – мыл).

В русском алфавите 33 буквы :
Аа – «а», Бб – «бэ», Вв – «вэ», Гг – «гэ», Дд – «дэ», Ее – «е», Ёё – «ё», Жж – «жэ», Зз – «зэ», Ии – «и», Йй – «й», Кк – «ка», Лл – «эль», Мм – «эм», Нн – «эн», Оо – «о», Пп – «пэ», Рр – «эр», Сс – «эс», Тт – «тэ», Уу – «у», Фф – «эф», Хх – «ха», Цц – «цэ», Чч – «че», Шш – «ша», Щщ – «ща», ъ – «твердый знак», Ыы – «ы», ь – «мягкий знак», Ээ – «э», Юю – «ю», Яя – «я».
Русский алфавит называют кириллицей или кириллическим.

В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

То есть все буквы русского язык делятся на три группы:
1) буквы, которые звуков не обозначают;
2) буквы, обозначающие два звука;
3) буквы, обозначающие один звук. К первой группе относятся буквы ъ, ь, которые не обозначают никаких звуков: день – [д’эн’], объем – . Ко второй группе относятся буквы е, ё, ю, я. К третьей – все остальные.

В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:
[и] - и (милый).
[ы] – ы (мыло).
[а] – а (май) и я (моя).
[о] – о (мой) и ё (ёлка).
[э] – э (это) и е (мeл).
[у] – у (куст) и ю (юла).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у;
2) я, ё, е, ю.

Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:
после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук.

После гласных букв, в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука – согласный [ j ] и соответствующий гласный:
Я – , е – , ё – , ю – .
Например:
1. после гласных: жуёт
2. после разделительных ъ и ь
3. в начале слова

Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:
после гласных и на конце слова – буквой й;
в начале слова и между двумя гласными – с помощью букв е, ё, ю, я, которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;
на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь – между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я.

Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.
Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ].
Неразделительный ь:
1) указывает на мягкость предшествующего согласного
2) выполняет грамматическую функцию.
Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Кроме того, одна и та же буква может обозначать разные звуки. Например, буква м может обозначать звуки [м] и [м’]: мил – [м’ил], мыл – [мыл]. Буквой б могут быть обозначены звуки [б], [б’], [п], [п’]: буду – [буду], бить – [б’ит’], дуб – [дуп], Обь – [оп’].
Звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им глухие согласные: будка – бу[т]ка, приказ – прика[с]. Такое явление называется оглушением.
Глухие согласные перед звонкими (т.е. в слабой позиции) звучат как парные им звонкие согласные: молотьба – моло[д’]ба, просьба – про[з’]ба. Такое явление называется озвончением.
Сильными позициями по глухости-звонкости для согласных звуков являются положения перед гласными и перед р, л, м, н, й, в. Орфографические ошибки чаще всего допускаются, когда согласный находится в слабой позиции.

Один звук может обозначаться и сочетаниями букв, например:
- [ш’] – сч, зч, жч: счёт – [ш’]ёт, счастье – [ш’]астье, возчик – во[ш’]ик, мужчина – му[ш’]ина;
- [ц] – тц, дц, тс, тьс: отца – о[ц]а, тридцать – три[ц]ать, умывается – умывае[ц]а, договориться – договори[ц]а;
- [ц] – тс, дс: братский – бра[ц]кий, городской – горо[ц]кой:
- [н] – нн: удивленный – удивле[н]ый.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение звуков речи буквами на письме называет графика (от греч. «графа» - пишу).
Чтобы отличить при изучении фонетики звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки. Например, буква а обозначает звук [а], буква л обозначает звук [л] и т.д

Однако буква не всегда соответствует «своему» звуку. Одна буква может обозначать разные звуки, например, в словах дом – д[о]м, дома – д[а]мА (мн.ч.) буква о обозначает звуки [о] и [а].
Один звук может обозначаться разными буквами: в словах клад и плот в конце слова произносим один и тот же звук [т], а обозначают его разные буквы: д и т.
Нужно различать звуковой и буквенный состав слов.
Так, звуковой и буквенный состав слова дом соответствует друг другу, а в форме дома есть несоответствие: пишем букву о – произносим звук [а]: в слове винегрет в безударных слогах пишем буквы и и е – произносим почти одинаковый звук [и].
Количество букв и звуков в слове иногда не совпадает. Например, в слове честный пишется 7 букв, а произноситься 6 звуков. Буква т не обозначает звука (непроизносимый согласный). По нормам орфоэпии при стечении согласных в некоторых словах звуки [и] [д] [л] [т] не произносятся, а буквы пишутся: солнце, сердце и др.

В соответствии со способом производства, получаемым эффектом и воспринимаемыми характеристиками говорят об артикуляции (физиологии), акустике и восприятии (перцепции) 3. р Артику-ляционно каждый 3. р. образуется в результате сложных движений произносительных органов. Акустически 3. р., как и всякие другие звуки, могут быть определены как колебательные движения, передаваемые воздушной средой. Источниками звука служат: модуляция выдыхаемого воздуха колебаниями голосовых связок - голосовой источник; препятствия, создаваемые воздушной струёй в речевом аппарате,- полное смыкание артикулирующих органов (смычка) или их значительное сближение (щель) - шумовые источники. В образовании каждого 3. р. участвуют один, два или три источника: гласные образуются при участии только голосового источника, глухие взрывные согласные - при участии шумового импульсного источника (шумовой импульс возникает при резком раскрытии смычки, в результате к-рого выравнивается давление за местом смычки и атмосферное), звонкие взрывные - при участии голосового и импульсного источника, глухие щелевые - при участии турбулентного шумового источника (турбулентный шум - шум трения воздушной струи, вызванного сужением артикулирующих органов), звонкие щелевые - при участии турбулентного и голосового источника и т. д. Акустические свойства 3. р. зависят не только от характеристик источника, но и от размера и формы надгортанных полостей, играющих роль резонаторов: в зависимости от того, какое положение занимают язык, губы, мягкое нёбо, в надгортанных полостях возникают и усиливаются колебания различной частоты и интенсивности, так что слышимые нами 3. р.- это сложные акустические образования, возникающие в результате наложения акустических характеристик надгортанных полостей на акустические характеристики источников звука.

Особенности графики

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными и могут иметь несколько звуковых значений.
Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с"] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з"] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, поскольку такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.
К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.
Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё .
К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук – это все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.
Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом её.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определённых случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твёрдость предшествующего согласного, парного по твёрдости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твёрдости-мягкости, двузначны: без учёта последующей буквы нельзя определить, твёрдым или мягким является парный по твёрдости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твёрдости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причём это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твёрдых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом). Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твёрдости-мягкости. Так, после всегда твёрдых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твёрдых разновидностей. Поэтому твёрдость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще всего французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельём и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука [ "] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они ( ?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Источники:

  • Правописание твердого и мягкого знаков
  • Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих

Написание частицы «не» с местоимениями может представлять собою настоящую проблему - ведь русский язык славится своей неоднозначностью в таких вопросах. Тем не менее, если знать несколько простых правил, это может оказаться не таким уж сложным.

Местоимение - особая часть речи в русском языке, которая обыкновенно употребляется вместо обозначения предмета или существа, а также его свойств и других признаков. При этом местоимение характеризуется собственными правилами правописания, включая случаи написания с частицей «не».

Правила написания частицы «не» с местоимениями

Общее частицы «не» в случае ее употребления с местоимением гласит, что в этой ситуации их следует писать раздельно. При этом такой способ употребления касается самых различных типов местоимений. В частности тех, которые обозначают предмет, существо, признак предмета и другие понятия. Например, таким образом употребляется частица «не» в следующих случаях: «не тот», «не ты», «не каждый» и так далее.

Особые случаи употребления частицы «не» с местоимениями

Отдельную ситуацию представляют случаи употребления частицы «не» в отрицательных местоимениях. Они могут обозначать отсутствие предмета, существа, признака предмета или другого объекта. Например, к группе подобных отрицательных местоимений относятся такие как «некого», «нечего». Кроме того, отрицательные местоимения могут также обозначать неопределенность рассматриваемого объекта, к ним относятся такие местоимения, как «нечто» или «некто». Примечательно, что в большинстве подобных местоимений частица «не» будет находиться под ударением. Если же вам встретилась ситуация, когда в отрицательном частица находится в безударном положении, в большинстве случаев речь идет о другой частице - «ни».

Во всех приведенных и подобных им примерах следует писать частицу «не» слитно с местоимением. Однако это правило касается только тех ситуаций, когда отрицательное местоимение употребляется без предлога. Если же ситуация, в которой употребляется отрицательное местоимение, требует присутствия предлога между частицей «не» и основным словом, их следует писать раздельно. Например, раздельное написание требуется в примерах «не с кем», «не у кого» и подобных.

Наконец, особая ситуация употребления частицы «не» связана со словосочетанием «не кто иной, как». В этом случае, очевидно, присутствует употребление отрицательного местоимения с частницей «не» без предлога, однако оно является исключением из правил и требует раздельного написания частицы и местоимения. То же правило применимо для некоторых вариаций этого словосочетания, а именно: «не кто другой, как», «не что иное, как», «не что другое, как». Однако это правило распространяется только на приведенные варианты словосочетаний, в других комбинациях действуют обычные правила написания частицы «не».

Видео по теме

Источники:

  • Правописание «не» с местоимениями

«ь» (мягкий знак ) по происхождению является славянской. В древней азбуке кириллице была буква «ерь», которая передавала редуцированный (ослабленный) звук почти как нуль звука или как гласный, близкий к звукам [о] и [э]. После утраты редуцированных звуков в древнерусском языке надобность в букве «ерь» отпала, однако из алфавита она не исчезла, а трансформировалась в мягкий знак и получила свое особое назначение.

Буква «ь» выступает в роли разделительного знак а: перед буквами «е, ё, ю, я, и» в корнях, суффиксах и окончаниях именных частей речи в русских и заимствованных словах (бурьян, воробьи, карьер, вороньё); в небольшой группе иноязычных слов перед буквой «о» (павильон, бульон).Буква «ь» используется для обозначения мягкости согласных: в конце слова (кроме шипящих): конь, ; в середине слова перед твердым согласным: свадьба, нянька; в середине слова между мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твердым: возьми (возьму), на зорьке (зорька); для обозначения мягкости «л»: апельсин, стекольщик.Еще одна функция мягкого знак а – обозначение грамматической формы слова: имени существительного в именительном и винительном падеже, оканчивающегося на (дочь, глушь, речь); в форме творительного падежа (детьми, людьми); в различных глагольных формах – инфинитива (печь, сидеть), повелительного наклонения (режь, режьте), в форме второго лица ( , ); в наречиях, которые оканчиваются на шипящие звуки (навзничь, ); в грамматических формах – в конце слов от пяти до сорока (семь, двадцать), а после сорока – в середине количественных числительных (пятьдесят, пятьсот).Обратите внимание, что в наречиях «уж», «замуж», «невтерпеж» мягкий знак не .Также мягкий знак не употребляется в форме родительного падежа множественного числа имен существительных, которые оканчиваются на сочетание «ня», и в производных от них словах с суффиксом -к-, когда в форме именительного падежа единственного числа этому сочетанию предшествует согласная: басен (), вишен (). К исключениям относят слова: барышень, боярышень, кухонь, простынь.Запомните, что буква «ь» пишется в именах прилагательных, образованных от существительных – названий календарных месяцев: июньский, октябрьский. К исключению следует отнести слово «январский».

Видео по теме

Все прекрасно знают, что в русском алфавите имеются две буквы, которые не обозначают звука, не могут начинать слова и быть заглавными. Конечно же, это мягкий и твердый знаки. Эти буквы неслучайно называют «знаками»: их использование помогает правильно передавать звучание слов. С помощью мягкого знака, кроме того, образуются грамматические формы слов, относящихся к разным частям речи. Рассмотрите варианты написания этого знака.

В современном русском алфавите 33 буквы. Каждая буква представлена двумя разновидностями: прописной (большой) буквой и строчной (малой). Кроме того, буквы имеют некоторые различия в печатном и рукописном виде.

Каждая буква в алфавите имеет свое определенное место и название, которое не следует смешивать с ее звучанием.

Русский алфавит и названия букв

Сравнение буквенного состава русского алфавита со звуковым составом русского языка говорит о том, что букв гораздо меньше, чем звуков. Это объясняется тем, что обычно одна буква в разных условиях обозначает несколько различных звуков. Например, буква з обозначает твердый звук [з]: гроза; мягкий звук [з’]: друзья; твердый звук [с]: воз; мягкий звук [с’]: врозь; твердый звук [ж]: изжарить; твердый звук [ш]: без шума.

Причем роль буквы з в разных случаях ее употребления неодинакова. Так, в словах гроза, друзья ее нельзя заменить никакой другой буквой без искажения произношения этих слов. Здесь она употреблена в своих основных значениях. В других приведенных выше примерах букву з можно было бы заменить другими буквами, и при этом произношение слов не изменилось бы; ср.: «вое», «врось», «ижжарить», «беш шума». В этих словах буква з выступает во второстепенных значениях.

По количеству основных значений, выражаемых той или иной буквой, все буквы русского алфавита делятся на две

шн] ица, а также 4льини[шн]а. В молб [шн] ый и шн] ый и порядо-

скворё [шн] ик, праче [шн] ая, горчй [шн] ый, пёре в женских отчествах на -ична: Никита [шн] а, ряде слов допустимо произношение [шн] и [ч’н молб [ч’н] ый, було [шн] ая и було [ч’н] ая, порядо [ч’н] ый и др.

группы: 1) имеющие одно звуковое значение - а, э, о, у, ы, ж, іи, ч, щ, Ц, й; 2) имеющие два звуковых значения - я, е, ё, ю, и, б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. Например, буква ш всегда обозначает звук [ш]: шар, шило, мышь; буква б может обозначать звуки [б] и [б’]: голубой, голубиный.

Характеристику букв по количеству основных значений нужно отличать от деления букв по числу одновременно обозначаемых звуков.

По количеству одновременно обозначаемых звуков все буквы русского алфавита образуют три группы.

К первой группе относятся буквы, обозначающие одновременно только один звук: а, э, о, у, ы, (гласные звуки), б, в, г, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ (согласные звуки). Так, например, однозначные буквы а, э, о, у, ы одновременно всегда обозначают лишь один звук, двузначные буквы б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х одновременно могут обозначать либо твердый звук [б], либо мягкий звук [б"] и т. п. Буква ч всегда обозначает один и тот же мягкий звук [ч"]± буква ц - твердый звук [ц], буква щ - долгий мягкий звук [шу].

Ко второй группе относятся буквы, которые могут обозначать одновременно два звука: еэ], 5 , ю , я[ ja], и[и]: есть Цэс’т",ёж , юла Цула], яма Цамъ]у муравьи .

При этом следует иметь в виду, что данные буквы обозначают два звука лишь в одном из своих звуковых значений. В другом же своем звуковом значении эти буквы обозначают только один гласный звук с указанием на мягкость предшествующего согласного: е [э] - пел [п’эл]; ё [о] - вёл [в’ол]; я [а] - мял [м’ал]; ю [у] -пюре [п’урэ].

Наконец, третью группу составляют буквы, не обозначающие звуков - ъ, ь, например: подъем, нуль. Они выполняют в русской орфографии разделительную функцию, употребляясь на стыке морфем слов - подъ-езд, воробь-я [въраб^а]. Буква ь указывает также на мягкость предшествующего согласного звука - степь [сѴэп’]. Не обозначают никаких звуков так называемые непроизносимые согласные буквы в некоторых словах: радостный, поздно, солнце и др.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 2. Буквенный состав русского алфавита. Соотношение между буквами и звуками

релевантные научные источники:

  • Cовременный русский язык. Ответы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2015 | Россия | docx | 0.12 Мб

    Термин «современный русский литературный язык». Русский язык – язык русской нации. Русский язык как средство межнационального общения народов СНГ. Место русского языка среди др. языков мира. Русский

  • Ответы на вопросы к экзамену по Стилистике и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.28 Мб

    Общенар рус язык - сложное явление. Слово «стиль» восходит к греческому сущ-ному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Культура речи - распространённое в

  • Фонетика. Ответы на вопросы к экзамену

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.13 Мб

    Предмет и задачи фонетики. Методы изучения фонетики. Звуковое членение речи. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы (традиционная точка зрения). Сегментные единицы и признаки.

  • Очерки исторической морфологии русского языка. Имена

    Хабургаев Г.А. | М.: Изд-во МГУ, 1990. - 296 с. | Монография | 1990 | docx/pdf | 14.16 Мб

    В монографии рассматривается историческое развитие категорий и форм имен существительных, прилагательных, числительных и местоимений в русском диалектном языке. Обобщение материала, накопленного

  • Историческая грамматика русского языка

    Иванов В.В. | Учеб, для студентов пед. ин-тов по спец. „Рус. яз. и лит.“ - 3-є изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1990 - 400 с.: ил. | Учебник | 1990 | pdf | 12.89 Мб

    В учебнике, являющемся основным пособием по исторической грамматике русского языка, излагаются сведения по всем основным темам программы. В третьем издании автор существенно переработал почти все

  • Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием поисковых задач (на основе поэтического текста)

    Макарова Виктория Юрьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 6.78 Мб

    Специальность 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (русский язык) Данное исследование посвящено актуальному в методике русского языка вопросу - развитию познавательной деятельности