10 причин почему я себя не люблю. Я не люблю себя, что делать? Прими себя полностью

Ответ психолога:

Здравствуйте, Елена!

В письме вы начали рассказ о себе с детсадовской и школьной поры. И это не случайно. Вы интуитивно правильно чувствуете, что ваши нынешние проблемы уходят корнями в детство, связаны с особенностями воспитания, особенностями окружения, различными событиями детства и юности.
Можно предположить, что у ваших родителей были завышенные требования к вам. Если вы справлялись с поставленными задачами, вас хвалили, если нет – давали понять, что вы плохи. И ваша самооценка полностью зависела от оценки родителей. Вы постоянно находились на качелях «ничтожество» - «превосходство».
Но каким бы ни было ваше детство, ваше воспитание, все дело в том, что сейчас вы уже сами продолжаете мучить себя. Сами себя оцениваете с тех же позиций, к которым пришли в детстве. Таким образом, теперь у вас самой есть завышенные требования к себе.

Давайте рассмотрим ситуацию, о которой вы пишите: «на выступлениях затряслась голова (чувствую как потом напряжения идет через
шею и отдает в голову)». Что именно с вами происходит в этот момент?
У вас есть завышенные требования к себе, соответственно, вы считаете, что выступление должно обязательно пройти отлично, что ни в коем случае не должно быть сбоя или ошибки. Для вас это очень важно, потому что с детства вы впитали формулу «Справилась с задачей – молодец! Не справилась – ничтожество!». В таком случае вы просто не даете себе права на ошибку, на возможность того, что выступление может быть средним, обычным, как у всех. «Либо выступлю отлично, лучше всех - либо я неудачница». При таком ходе мыслей напряжение нарастает, и появляются симптомы, о которых вы пишите.
Поэтому вам необходимо научиться любить себя не только тогда когда вы чувствуете себя непогрешимой, когда все удается, но и тогда, когда вы, как и все люди допускаете ошибки, когда вы не совершенны. Позвольте себе иметь право на ошибку!

Следующим шагом на пути любви к себе может быть ваше понимание того, что вы ничем не лучше и не хуже других людей. Вы считали сверстников глупыми и нелепыми, всегда (это ваши слова) имели свою точку зрения и чувствовали себя отдельно от других.
При таком отношении вы неминуемо будете отделяться и отдаляться от других людей. Здесь хочу вам напомнить о таком явлении, как гордыня. Не зря в религии она считается смертным грехом. Даже если вы - не верующий человек, нельзя отрицать опыт человечества, который отражается в религиозных и философских взглядах. Подумайте об этом. Начните уважать, любить и принимать других людей такими, какие они есть. И не только близких, но и мало знакомых.
Регулярно делайте такое упражнение: выберите любого незнакомого человека в толпе на улице или в магазине, подумайте о том, как ему живется, чему он радуется, чему огорчается. Подумайте о том, что наверняка в его жизни есть то, в чем он хорошо разбирается, профессионал и наверняка есть что то, в чем он не силен, что ему не удается, но, несмотря на это, проникнитесь к нему теплом и уважением. Подумайте, что все мы - люди, все можем допускать ошибки, можем быть когда-то глупыми, когда-то нелепыми. Это нормально. Жизнь очень многогранна, в ней не только белое и черное.

Итак, теперь вы знаете, что от ошибок не застрахован никто: все живут с этим, ошибаясь, падая и снова поднимаясь, принимая и любя себя и других.
Вам необходимо научиться любить себя такой как есть, не слушая никого: мужа, родителей, окружающих и… свой внутренний голос, в том числе! Просто любить и все. Любить безусловно. Я понимаю, вы учились не любить себя всю свою жизнь, и поэтому очень сложно научиться любить себя в один момент, просто прочитав это письмо. Поэтому работайте над собой. Будьте готовы к тому, что эта работа займет не один день.
И еще я вам советую обратиться за помощью к психологу при необходимости. Вы писали, что в вашем городе нет психологов, но в этом случае вы можете обратиться за психологической помощью по скайпу, к тем специалистам, которые оказывают подобные услуги. Можете написать, например, мне или другому психологу, который вызовет ваше доверие.

Главное - не загоняйте себя в угол, вам вполне можно помочь.

И начинайте любить себя прямо сейчас!

Оказывается я вообще не люблю себя. Если раньше я думала, что хотя бы частично, то после нашего занятия — неа. Мне свойственны все уловки, о которых ты говорила. А я думала, что это проявления любви.

Самая основная проблема — это откладывание любви к себе на потом. Такое ощущение, что я в этом не вижу смысла.

Даже когда у меня есть время — я нахожу, чем заняться, но только не собой. Мне либо лень, либо именно сейчас хочу заняться чем-то другим. Такое сильное сопротивление, прямо острое нежелание!

С чего же все-таки начать? Заставлять силой? Как только я начинаю «заниматься собой», аж тело ломает.

Надежда

Надя, да. Поначалу придется заставлять себя. Отслеживать, как тебя отвлекает ум на соцсети, на поспать, сделать что-нибудь «более важное и срочное» — только бы не заниматься собой.

И вначале — заставлять себя делать это. Я поясню, почему.

Все эмоции, которые ты испытываешь, все твои действия, мысли и слова приводят к определенным биохимическим процессам в теле.

Эмоция злости впрыскивает в кровь одни химические элементы, раздражение – другие, апатия – третьи, радость – четвертые. Сигареты — пятые, и т.п.

Ты большую часть жизни жила, ощущая свой «букет» эмоций, среди которых не было любви к себе, беспричинной радости и наслаждения, за которые бы ты не чувствовала себя виноватой. Это значит, что твое тело привыкло к конкретному набору биохимических элементов.

И теперь ты «вдруг» начинаешь заниматься собой, поддерживать себя, заботиться о своей радости… и в теле начинаются совершенно другие биохимические процессы. Не знакомые тебе, новые для тебя.

И у тела и психики начинается ломка. Они требуют привычной еды.

Когда алкоголик перестает пить водку, у него начинается ломка. Для него самое настоящее «спасение» — это выпить рюмочку, потому что эта рюмочка уберет ломку!

Вот почему хоть ты триста раз желай ощущать счастье, радость, любовь к себе, а тебе не избежать периода ломки. Тело и психика будут сопротивляться и требовать, чтобы ты вернулась к старому поведению. Считай себя наркоманом, который сидит на игле «страдания и нелюбви к себе».

Так вот, если ты хочешь избавиться от этой биохимической зависимости, тебе нужно об этом знать.

Ломка будет. И ее просто надо пережить. Да, вначале – на силе воли.

Если ты действительно хочешь начать жить в радости, легкости и любви, просто отслеживай, как сопротивляется ум. Можешь поговорить с ним, успокоить, сказать: «Дорогой, я тебя понимаю, ты в шоке, для тебя это непривычно. Но я решила отныне жить в любви и радости. А стресс, недовольство и чувство вины — в топку. А значит, привыкай к новой биохимии». И спокойно, планомерно (поначалу — на силе воли) делаешь то, что считаешь нужным. Со временем сопротивление ослабнет.

См. также

Второе. Ты написала, что ты и сама не понимаешь, зачем тебе заниматься собой. И значит, начать нужно с осознания того, а зачем, собственно.

Ответить себе на этот вопрос — твоя наиважнейшая задача. Ты не найдешь ответ в книгах, на тренингах. Ответы других людей никогда не станут твоими. В самой глубине своей сути ты должна будешь найти свои собственные причины любить себя и заниматься собой.

Зачем? А может, и не нужно вовсе? Ну и забей! Важно не то, занимаешься ты собой или нет. А то, счастливая ты или несчастная. Просыпаешься ли ты с мыслью о том, как же здорово, все-таки, жить?

И если ты НЕ счастлива, то что тебе все еще не понятно? Ты пробовала решить свои проблемы, делая наоборот – занимаясь другими людьми. Полностью раздавая себя, угождая им, стремясь делать все, чтобы они были довольны. Это тебе помогло? Так, может, есть смысл признать, что этот способ – не работает? И, коль не работает так, может, стоит попробовать иначе?

В общем, ты сама должна себе ответить на вопрос – для чего тебе любить себя и заниматься собой. До тех пор, пока ты не ответила на этот вопрос четко и ясно, ты будешь саботировать и отвлекаться.

Живи 24 часа в сутки с одним вопросом в голове: для чего? Задание считается выполненным, когда ответ, который родится внутри тебя, зацепит тебя эмоционально.

Какое-то время назад назад я ходила с вопросом, для чего мне жить. Я вдруг обнаружила, что не вижу ни одной причины жить, которая бы меня трогала.

Все сотни раз видено.. Игры, в которые с упоением играют люди, не интересны.. Развернуться во всю мощь моего потенциала «не получалось». А серенько я не хотела. Я не боялась уйти, но, почему-то, не уходила. Я как бы была между. И жить непонятно зачем, и уйти жалко.

Мне вдруг дошло, что я потому и живу «никак», что не приняла окончательного решения – жить или не жить. И если жить, то зачем.

Все стандартные ответы типа «бог дал жизнь, и только бог имеет право ее забрать… ради родителей… спасать человечество… менять мир «к лучшему»… просто страшно умирать» – не подходят. Потому что не трогают они.

И я три дня, днем и ночью, жила с одним-единственным вопросом: для чего мне жить? Я искала внутри себя причины, которые бы меня до мурашек трогали. Я нашла их.

Но мои причины никогда не будут твоими. И поэтому я не пишу тебе, «что» я нашла. У тебя есть свои. И тебе тоже нужно их найти. В самой глубине твоей сущности. Для чего тебе заниматься собой? Зачем тебе любить себя?

А после этого – третье. Причина твоего сопротивления заниматься собой — в том, что твое подсознание видит в этом или какую-то опасность, или что-то неприятное, нежелательное.

На каком-то уровне для тебя заниматься собой и любить себя – плохо. И поэтому твой ум уводит тебя от этого.

Тебе нужно это вытащить наружу. Делается это так. Сразу же после пробуждения, не вставая даже в туалет, ты берешь в руки тетрадку и отвечаешь на такие вопросы:

Что плохого, неприятного в том, что я буду заниматься собой и любить себя?

Чего хорошего я лишусь, если буду заниматься собой и любить себя?

И пишешь минимум 50 ответов на каждый. Не обдумывая их, не анализируя, просто пишешь, даже если тебе кажется, что это не имеет отношения к делу. Вот так ты вытащишь наружу все те препятствия, все причины, из-за которых твой ум саботирует процесс.

Это все нужно будет рассмотреть и изменить (если перед этим ты четко ответила себе — зачем ты ВЫБИРАЕШЬ заниматься собой и любить себя).

Если там будут ограничивающие убеждения – переписать их. Страхи-эмоции – встретиться с ними, прожить и проработать любой техникой. Тебе нужно будет посмотреть на каждое препятствие-возражение и решить, что ты с этим будешь делать.

И да, я напомню, тебе поначалу придется это делать через силу воли, заставляя себя. Но тебе помогут две вещи:

1) понимание того, что сопротивление — это нормально. Эта ломка случается всегда, просто потому что тело привыкло к другой биохимии.

2) ответ на вопрос, для чего это тебе нужно. Добытый из самих глубоких глубин твоего сердца.

Почему я не люблю себя?

Что заставляет думать о себе плохо? Почему же мы так не любим себя? Почему считаем, что жизнь не удалась, а наши способности равны нулю? Мы искренне хотим исправить ситуацию, принять себя, и не можем понять, чем же вызвано недовольство собственным "Я".

Существует множество причин, заставляющих относиться к себе негативно. Это, например, критика других людей. Ведь нас всю жизнь кто-то оценивает! Наши друзья, родные, коллеги или даже малознакомые люди. И, конечно, не всегда они корректны в своих высказываниях. Если мы слишком близко к сердцу воспринимаем суждения окружающих о нас и о наших поступках, и считаем их слова объективной истиной, то наша самооценка существенно страдает. Мы сами в состоянии оценивать свою жизнь, ведь она наша, и именно мы знаем о ней все, включая мотивы определенных поступков, которые кому-то со стороны могут показаться совершенно необоснованными.

Нередко мы в своей жизни придаем очень большое значение определенным событиям. Для одних очень важна работа, для других семья. И если в значимой для нас области жизни что-то не клеится, если нас преследует одна неудача за другой, самооценка неизбежно падает. Вы вкладываете в работу все усилия, но никак не можете получить повышение по службе? В голове срезу возникает множество мыслей о собственной несостоятельности. Здесь важно остановиться и задуматься, так ли на самом деле важно это событие в вашей жизни? Ведь это еще не все, из чего она складывается. Есть друзья, с которыми у вас прекрасные отношения, любящие родители или жена, а еще вы прекрасно разбираетесь в технике! Жизнь не ограничивается только этим повышением, она гораздо шире и многообразнее. Разве все эти достоинства не могут затмить неудачи на работе, которые, к слову сказать, не будут длиться вечно?

Еще одна из причин заниженной самооценки — это слишком завышенные ожидания от самих себя. Мы хватаемся за непосильный объем работы, да еще и сделать его хотим в кратчайшие сроки! В итоге, добиться необходимого результата не получается, и мы теряем веру в свои силы, но не оцениваем сложность поставленной задачи. Ведь на нашем месте справиться не смог бы никто!

А еще самооценка тесно связана с одиночеством. Люди — существа социальные, нам просто необходимы отношения с себе подобными. Представьте себе ситуацию, когда человек живет один, у него нет друзей, он не поддерживает связи с семьей, словом, он совершенно одинок. Посмотрев на такую ситуацию со стороны мы, скорее всего, скажем, что такой человек неполноценен. Таково мнение общества, да и сами мы чувствуем себя чем-то обделенными, когда рядом нет близких людей, когда никто не может поддержать нас в трудную минуту. Возможно, в эти мгновения в нашей голове пронесутся мысли, что раз мы не сумели наладить ни с кем отношения, то не достойны уважения и любви. Эти мысли надо гнать от себя прочь, и чем быстрее, тем лучше. Из-за неумения общаться и налаживать контакты, многие чувствуют себя в изоляции и понимают, что лишены какой-то важной части жизни, а значит, ощущают себя неполноценными. Развивайте навыки общения, будьте открыты для других людей и не бойтесь проявить инициативу.

Наша низкая самооценка может быть вызвана разными причинами, но если мы осознали эту проблему и твердо решили не отступать перед ней, все в наших руках! Поняв, как и почему возникает нелюбовь к себе, у нас есть шанс посмотреть на ситуацию по-новому, без иллюзий и прикрас. Главное начать действовать и не останавливаться на достигнутом, ведь первый шаг уже сделан!

"…Всё моё отношение к себе можно описать такой фразой: я всю жизнь пытаюсь полюбить человека, который мне не нравится, но с которым мне, увы, суждено прожить всю жизнь. Мне страстно хочется быть не собой — быть другой. А в этом человеке мне кажется всё неприятно, бесприютно, холодно и пошло — я не люблю себя.

Если бы я была сторонним человеком, я бы подумала, что это неплохой человек, и что-то в нём вызывает жалость и сочувствие. Но я не люблю его, это просто "не моё", не лежит душа. И я бы не общалась с таким человеком, потому что от него нечего взять, это общение вызывает чувство пустоты.

Как такое можно чувствовать к самой себе? Как это изменить? Я понимаю, что нет объективных причин мне считать себя ужасной — я не лучше, не хуже всех остальных. Я себе просто не нравлюсь. Мне хочется быть тем, чем я, видимо, не являюсь.

Признание того, что я — унылое говно:) — чревато истерикой и физической слабостью, почти болезнью (иногда я плачу по нескольку дней, у меня отекают глаза, падает давление, я могу сутками лежать в полу-беспамятстве). Потом я чуть-чуть восстанавливаюсь, продолжаю существовать, и со временем всё повторяется. Это длится уже года четыре, или даже больше, и не связано ни с какими циклами и жизненными периодами. Просто из года в год мне всё тяжелее и хуже от понимания того, что годы идут, я начинаю стареть, а ничего не меняется. Я так и не начала жить…" (с психологического форума в сети Интернет).

Это обращение "в мир" тронуло не только моё сердце — к нему было зарегистрировано 145 комментариев.

"Не вижу для себя перспектив"

"…Я не получаю удовольствия от общения. Так выходило, что у меня в детстве вечно были проблемы с любым из детских коллективов — меня травили, со мной не хотели общаться. К классу седьмому осознала, что со мной практически не о чем разговаривать. Однако с подросткового возраста мечтала, что у меня будет работа, связанная с общением (журналист, дипломат), где общаться нужно будет на профессиональном уровне, где меня научат, как общаться с людьми. И сейчас меня часто упрекают в моей стеснительности, необщительности, неактивности. Мне очень тяжело общаться с любыми людьми, кем бы они не являлись, иногда приходится прилагать усилия к тому, чтобы продолжать разговор. Часто не воспринимаю, о чём говорят окружающие между собой.

Я выучилась на психолога, но, боюсь, по специальности у меня не получится работать с такими-то коммуникативными навыками. …Я не вижу для себя никаких перспектив. Так получилось, что у меня нет никаких навыков, мне очень сложно сосредотачивать внимание, поэтому, видимо годы обучения мне на пользу не пошли. Обидно, что на работе я не использую никаких профессиональных навыков. Мне хотелось работать с детьми, пробовала работать воспитательницей, но "оттуда попросили", так как я не могла ничем увлечь детей.

Вообще даже не знаю, чем бы мне самой хотелось заниматься в жизни. Или просто мои "хочу", "надо", "могу" — никак не пересекаются, поэтому пробую себя везде, где вижу возможность. Иногда мне кажется, что у меня просто мозгов нет, раз вижу мало для себя каких-то возможностей…

Вопрос в том, как увидеть для себя перспективу и заниматься тем, что приносило бы людям пользу. И вообще, что значит быть активным человеком, как стать более "шустрой", что ли?" (с недавнего психологического форума в сети Интернет).

"Как такое можно чувствовать к самой себе?"

Нелюбовь к себе не рождается вместе с нами, она формируется из неприятия ребёнка родительскими фигурами таким, какой он есть. Всё, что им не нравится в его детских проявлениях, старшие выделяют (подчёркивают) негативной оценкой и демонстрацией своего плохого отношения за это вплоть до отвержения. Чтобы сохранить любовь к себе своих близких, ребёнок стремится соответствовать ожиданиям окружающих, и сам начинает не любить в себе то, что не нравится им, подавляя свои отвергаемые чувства, мнения, желания, стремления…

Постепенно все не соответствующие внешним ожиданиям детские свойства складываются в образ "себя-плохого", которого ребёнку приходится постоянно сдерживать, чтобы не вызывать плохое к себе отношение. За этим строго следит его самооценка , являющаяся прямым продолжением оценки родительской. И "работает" самооценка по тому же принципу: угрозой отвержения — правда, уже собственного, становясь суровым сдерживающим механизмом в самопроявлении и самореализации человека. Это её критические выводы слышит наша героиня в свой адрес:

  • "Не воспринимаешь, о чём идёт речь",
  • "Не можешь ничем увлечь",
  • "Не знаешь, чем заниматься в жизни" и
  • "У тебя просто мозгов нет".

Так появляются:

  • стеснительность,
  • необщительность,
  • неактивность,
  • и то, что "со мной практически не о чем разговаривать".

Весьма возможно, что у этого человека зафиксировался запрет на проявление себя в общении, когда критиковалось какое-то её поведение, связанное с детской активностью — в конце высказывания появляются указывающие на это вопросы: "Что значит быть активным? Как стать более "шустрой"?

При запрете "быть собой" главной задачей становится стремление стать другим — более лучшим. Повествование другой нашей героини как раз и начинается со страстного желания "быть не собой" . И возникает ощущение, как будто в это время что-то настоящее и живое в человеке оттеснёно куда-то в глубину себя, где оно не живёт, а ждёт спасения… в своём убежище, не доверяя миру и не умея в нём жить (подобно маленькому ребёнку). Что и подтверждается её заключительной фразой: "Я так и не начала жить…"

Такой человек, на самом деле, живёт лишь "частью себя" — той, которую принимает в себе. А запрещённая "часть себя" спрятана внутри, как преступник в тюрьме или сумасшедший в психушке. И тогда: "Мои "хочу", "надо", "могу" — никак не пересекаются".

Удивительно, как сильно бывают заточены люди в рамки своих убеждений, жёстко ограничивающих их поведение. Человек как будто находится в стеклянном шаре, отделяющем его от других — из сложившихся в раннем детстве представлений. И выйти из этого заточения самостоятельно, без сторонней помощи практически невозможно: "Годы идут, я начинаю стареть, а ничего не меняется…"

"Как это изменить?"

Бессмысленно ругать себя за неспособность измениться — никто не может поменять своё поведение, не поменяв убеждений , которые этим поведением управляют. Любое человеческое поведение исходит из внутреннего "свода законов", сложившегося в детстве в условиях адаптации к родительской семье. И вся проблема в том, что мы вырастаем, а "законы" в своей основе остаются прежними.

Конечно же, весь этот "детский сюжет" подлежит пересмотру в психотерапии, позволяющей изменить отношение к самому себе — это и обозначает "работу над собой". Чтобы через принятие, возвращение себе отвергнутых когда-то своих качеств, черт, чувств, желаний, стремлений, талантов восстановить целостность своего "Я" — лишь тогда можно жить полной жизнью. К сожалению, не заведено в нашей жизни такого правила, чтобы человек на каком-то этапе жизни проводил бы ревизию своих детских представлений о своих отношениях с миром, чтобы пересмотреть и заменить те из них, что уже не помогают, а мешают ему жить. Это было бы похоже на инициацию для перехода во взрослую жизнь.

Почему-то психология, обладающая немалыми знаниями о человеке, не проникает в широкие массы. Несмотря на то, что ей не менее века, у большинства непсихологов до сих пор весьма пространное понимание того, что это такое. Кто-то относит психологию к медицине, кто-то — к педагогике, а часто можно видеть объявления о "психологах"— гадателях и предсказателях. Но ведь это ни то, ни другое и ни третье.

Мне кажется очевидным, что психология призвана объяснять механизмы, управляющие человеческим поведением. А психотерапия позволяет человеку с помощью специалиста распознавать нарушения этих механизмов в самом себе, для того чтобы изменить своё поведение при неудовлетворяющей его жизни. Это может быть и область чувств, и телесное неблагополучие, и жизненные события — всё может зависеть от вредящих самому себе убеждений, которые человеку нужно осознать в себе.

Каждый должен знать, что ему следует делать вместо того, чтобы "грызть себя" за плохое своё поведение. Необходимо найти хорошего психолога, чтобы начать "работать над собой". А хороший психолог — тот, кто сам прошёл путь осознания собственных "тараканов" в своей голове, чтобы обрести достаточный уровень осознанности , на котором он сможет помогать другому человеку эту осознанность обрести. То, в чём он будет помогать Вам, он должен пройти сам в его собственной (личной) психотерапии. Любопытно то, что мои клиенты-непсихологи, которые длительно работают "над собой", непременно говорят о том, что они в этой работе получают "второе высшее". И действительно, человек, прошедший психотерапию, сам становится способным в дальнейшем помогать не только себе, но и другим.

Однако в нашей культуре не принято пользоваться услугами психолога-психотерапевта до того, как его психологические проблемы "материализуются": станут неблагоприятными событиями или нездоровьем. Чаще всего лишь большое страдание приводит человека к психологу. А когда приходит, я часто слышу, что, если бы он начал работать "над собой" раньше (лет на десять), то у него не было бы таких(!) проблем…

Отношения с собой — базовая тема работы в психотерапии, поскольку все отношения человека с другими это всего лишь отражение вовне его "внутренних" отношений. Так, если человек дружит с самим собой, то у него легко складываются отношения и с другими. И, напротив, внешние конфликты случаются у того, кто носит в себе конфликт "внутренний".

14.03.2017 11:18:28

Тема нелюбви к себе и неудач в жизни крайне важна. По статье от вас пришло много писем с вопросами, которые мы постараемся разобрать в ближайшее время.

Каждый из нас хочет быть счастливым. Но из-за нелюбви к себе, из-за непринятия своих комплексов и недостатков человек лишает себя возможности стать лучше. То, что ты не можешь в себе принять - ты не сможешь и изменить, а значит проблемы останутся...

Как себя понять и принять? Давайте выяснять.

Сегодня мы с вами поговорим, откуда берутся ваши вредные привычки и неудачи в жизни. Предупреждаю сразу, разговаривать будем об устройстве нашего мозга, и как бы я ни старалась писать просто и понятно, текст получился сложным. Те, кто хотят разобраться в этом вопросе - придется напрячь извилины. Те же, кому лень разбираться в своих проблемах - могут не читать эту статью.

Почему я боюсь своего успеха?

Многие люди не любят себя за то, что ничего не могут САМИ достичь в этой жизни. Они не могут сделать сознательный выбор и достичь желаемого. И от этого страдают...

Я их очень люблю. Но я слишком на них зациклена. Они мой центр вселенной. Я звоню им несколько раз в день. Постоянно слежу, где они, с кем, что делают. Хотя они никогда не следили за мной. Просто просили предупредить, куда пойду и когда вернусь, чтобы не волновались.

Папа в детстве говорил со мной лишь когда что-то не получалось. Например: "Что-то ты раскабанела". Но когда я худела - никто на это внимания не обращал. Отдали на танцы - меня оттуда с позором выгнали: "Она не научится никогда". Родители отдали меня в художку... Там мне не нравилось, через пару лет перестала туда ходить. Мама всегда говорила: "У тебя не получится, руки не из того места". Отсюда, видимо, моя нелюбовь к себе. И как тут использовать технику прощения? Я родителей и так люблю, и не обижаюсь на них".

Ирина.

Ирина, курсантки мне часто пишут, что у них замечательные родители, и они не виноваты в их несчастьях в жизни. Но начиная работать с Прощением и Перепрограммированием - вдруг выясняют много интересного о своих чертах характера. Например, вы в письме написали о том, как вас с позором выгнали с танцев. Неосознанно вы вините в этом родителей, и серьезно на них обижены. Но сознательно пишете, что обид нет.

Что такое удача или неудача в вашем прошлом?

Это мнение ваших родителей о той ситуации в жизни. На самом, деле опытные педагоги не могут выгнать ребенка из кружка с позором, потому что у него что-то не получается. Человек, имеющий педагогическое образование, обязан сказать ребенку: "Не получается танцевать? Не волнуйся, ты можешь попробовать: пение, шахматы, живопись, или все что твоей душе угодно! И ты обязательно достигнешь успеха, если приложишь свои усилия! Просто ищи то, что тебе ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нравится!"

Глупых и недостойных детей не бывают, есть лишь те, кто занимаются НЕ своим делом.

Но ваши родители не имели педагогического образования, и дали вам понять, что вас выгнали с позором. И винить их в этом не имеет смысла, они не знали, как НАДО себя вести.

Но вот видеть причины своих неудач вы должны. В этом случае вы будете знать, как себя настроить на успех в жизни.

А пока у вас это не получалось, т.к. родители сами принимали за вас решения, и вы привыкли так жить. Почему? Потому что своими действиями родители внушили вам мысль: "Я не могу сама сделать правильный выбор!"

"Если человеку сто раз сказать, что он свинья - на сто первый раз он захрюкает".
Ходжа Насреддин

Как формируется характер человека?

В детстве получая новый опыт и знания, в мозгу ребенка появляются все новые и новые связи между нейронами. Некоторые связи часто используются и постепенно обрастают миелином. Миелиновая оболочка - электроизолирующая оболочка, покрывающая аксоны многих нейронов. Она позволяет в дальнейшем связям между нейронами становиться основными. Те связи, что используются редко - миелином не обрастают, а значит, в дальнейшем вы их использовать не будете.

Это можно сравнить с проводами. Если ребенок часто о чем-то думает - эта связь между нейронами постепенно становится толстым прорезиненным проводом, по которому легко проскакивают электрические импульсы, а значит, их легко использовать. Если ребенок о чем-то думает редко - такие связи между нейронами похожи на тонкие, постоянно рвущиеся проводки. А если провода тонкие и рвутся - ваши мысли будут бегать только по хорошим и толстым "проводам".

Если родители регулярно принимали за вас решения и говорили, что так лучше - у вас в мозгу появилась толстая нейронная связь: "Поступай, как говорят родители". Мозгу свойственно чаще использовать старые и крепкие связи, в любых жизненных обстоятельствах. Чаще всего мы мыслим старыми и толстыми "проводами"!

Именно поэтому люди так консервативны, и им так трудно изменить свои привычки, характер и тип мышления.

Да, конечно, у вас в мозгу могут быть и другие связи, например: "Делать сознательный выбор - полезно и правильно" . Но если эта связь тоненькая - чтобы ей воспользоваться, вам нужно принять сознательное решение (т.е. ЗАСТАВИТЬ себя думать именно так). Если вы этого решения не примете - то будете мыслить по старой программе.

Мозг ребенка, его главные связи между нейронами, формируются до четырех лет. До семи лет они полностью обрастают миелином, и мы получаем человека со сформированным характером и судьбой. В дальнейшем что-то изменить в его мышлении и характере будет крайне трудно.

И даже если вы считаете, что родители не причастны к формированию ваших жизненных устоев, привычек, ограничений и т.д. - они все равно причастны!

Именно поэтому, если у нашей курсантки не получается пройти какое-то задание курса и достичь своей цели, мы работаем с Прощением и Перепрограммированием. Если она будет ответственно работать над своими комплексами и заморочками - то сможет себя убедить, что вот это ее мнение не правильное, и приводит ее к неудачам в жизни. А значит, нужно применять СОЗНАТЕЛЬНЫЕ усилия, дабы изменить свою привычку.

А в помощь ей идут методики разных психологических школ. Если курсантка ответственно работает над собой - через 45 дней у нее формируется новая, нужная именно ей связь между нейронами, которой она постепенно начинает пользоваться по привычке.

Так мы формируем новый характер и новую судьбу.

Откуда берутся новые и полезные связи между нейронами?

Для начала нужно понять ПРИЧИНЫ своего странного и ненужного вам поведения.

Понятно, что мои курсантки не помнят себя в возрасте до четырех лет, поэтому им необходимо вспомнить все более поздние жизненные ситуации, сформировавшие их вредную привычку. Вспоминая и переписывая ВСЕ эти ситуации (начиная с сегодняшнего дня и постепенно уходя в прошлое) с позиции взрослой и успешной личности (а это длительный процесс) - курсантки сами программируют себя пользоваться новой связью между нейронами.

Что забавно, академик А. Ухтомский предлагал менять свои привычки при помощи постоянного сознательного на них воздействия еще в первой половине XX века, до того, как было выяснено, как устроен и работает наш мозг. Наука нейробиология полностью подтвердила его открытия.

По-сути, любому человеку и так понятно, как воздействовать на свой характер и менять привычки. Эти вещи очевидны и неоспоримы.

Но почему человек этого не делает?

Потому что нужна программа, помогающая ему в этом полезном занятии. Четкая, планомерная, влияющая именно на формирование новых устойчивых связей между нейронами. Работая с нашим курсом "ДАО: Путь женщины" вы будете с первого учебного дня формировать в своем мозгу новые и полезные вам установки, а также поддерживать друг друга на нашем проекте. И что важно, писать промежуточные отчеты, что также очень хорошо для формирования полезных привычек.

Почему я не могу что-то достичь в жизни?

"Добрый день, Оксана! Благодарю Вас за информацию, которую Вы даете в книгах и рассылке!

Ответ на вопрос:
Моя нелюбовь к себе заключается на данный момент в страхе проявлять себя, свои достоинства, возможности и качества, как профессиональные, так и личные. Мысль, что надо еще работать над собой, что я недостаточно хороша, и еще рано показывать себя. Все из серии "дураку полработы не показывают". С другой стороны, "нет предела совершенству". Вот такая популярная палка о двух концах: ответственность за свою работу - неуверенность в себе".

Елена.

Елена, важно понимать, что некоторые вредные связи между нейронами формируются в человеке под воздействием стресса. И в дальнейшем они серьезно влияют на его характер. Например, такая связь: "Зачем стараться, если все равно ничего не получится".

Вот смотрите, из предыдущего письма Ирины:

"...Отдали на танцы, меня оттуда с позором выгнали: "Она не научится никогда". Родители отдали меня в художку... Там мне не нравилось... А мне мама всегда говорила: "У тебя не получится, руки не из того места".

Ребенок пережил позор, причем от самых близких людей. Не оправдал их надежд. Стресс сильнейший, а значит крепкая связь между нейронами: "Зачем стараться, если все равно ничего не получится" . Так мозг человека стремится вас защитить от будущего стресса, лишая возможности что-то делать - ведь все равно заругают, поэтому лучше не стараться. Вы неосознанно сами не позволяете себе стать лучше.

Поэтому в кружке рисования уже ничего не нравится, и интереса заниматься нет. Хотя могут и быть способности к рисованию...

Мне одна курсантка описывала, как ее мать учила играть на фортепьяно. Орала все время, и говорила, какая она бестолковая ученица. В итоге, дочь так ничему и не научилась, хотя обладает прекрасными способностями к музыке... Поработав с материалами курса, поняв и простив мать и себя - сейчас она успешно изучает классическую гитару, и уже выступает на публике (у всех кризис, а у нее доходы растут:)).

Каким образом мозг не разрешает человеку что-то делать?

При помощи кортизола - гормона стресса.

Вы хотите сделать что-то новое или довести свое дело до конца? Не выйдет, т.к. ваш мозг вас защитит, подарив вам порцию кортизола.

Так человек, даже не осознавая этого, будет саботировать свою работу. Вы будете испытывать беспокойство, а в голове неосознанно будут крутиться мысли: "Надо еще работать над собой. Я недостаточно хороша, еще рано показывать себя..."

Елена, чтобы появились новые связи между нейронами, например: "Я знаю и принимаю свои недостатками, и работаю над своими достоинствами" , или "Я уже достаточно хороша, и верю в себя! Я позволяю себе получать то, что хочу!.." - нужно в течение пары месяцев разбираться, откуда взялась ваша неуверенность в себе - найти ситуации в прошлом, которые спровоцировали такие мысли. И если есть обиды из прошлого - значит, эти связи сформированы под воздействием стресса.

Если же от обид избавиться - вы разрешите себе делать новое, и получать результаты от своих действий.

Я не люблю себя, потому что много ем!

"Добрый день, Оксана!
В прошлом выпуске рассылки Вы просили написать о причинах нелюбви к себе. Моя причина в том, что никак не могу заставить себя меньше есть, и есть полезную пищу. Из-за этого не худею, расстраиваюсь - и снова хочу есть. Замкнутый круг какой-то получается..."

С уважением, Анастасия.

Кортизол - вещь полезная. Когда повышается его уровень в крови - человек стремится понять, что не так он делает. И это хорошо, когда мы неосознанно отдергиваем руку от горячей плиты.

Но иногда эта защита бывает совершенно бесполезной и даже вредной.

Например, вы вспомнили о начальнице, отругавшей вас за плохо сделанный отчет. Возникает чувство тревоги. А жизненный опыт вам подсказывает, что шоколадка принесет чувство комфорта. Во время еды в кровь человека поступают "гормоны счастья". Чувство обретенного комфорта отвлекает вас от переживаний, и кажется: когда ты ешь - угроза отступает.

Сознание подсказывает вам, что шоколад не решил проблему, но молекулы "гормонов радости" создают новые нейронные связи. В следующий раз, когда вы опять думаете о вредной начальнице - по созданному ранее нейронному пути пробегает электрический импульс, заставляющий вас вспомнить, что неплохо было бы съесть чего-нибудь жирного и сладкого... Покушав и получив удовольствие - вы усиливаете эту нейронную связь.

Да, сознательно вы понимаете, что шоколад (блинчики, пончики и т.п.) не решают проблемы. Но подлый мозг уже работает на всю катушку, и стоит вам испытать чувство тревоги - как нестерпимо хочется кушать...

Но это еще не все. Ведь вы видите, что ваша фигура портится, вас это злит и раздражает: "Я не буду нравиться мужчина, какой кошмар!" А в кровь опять поступает гормон стресса.

Что делать? Правильно, мозг уже знает, что вам поможет - нужно покушать! И вы опять заедаете свой стресс. Получается замкнутый круг, и человек толстеет...

Как мы на курсе решаем подобные проблемы?

Во-первых, меняем привычку. Если вам хочется поесть - то нужно сделать что-то другое. Самое простое - это физические нагрузки. При физических нагрузках вы получаете эндорфины - гормоны счастья, - и это прекрасно снимает тревогу и стресс.

Поприседала 20 раз - и успокоилась. В следующий раз отжалась. Потом пресс покачала. Пошла прогулялась. А есть уже не хочется.

Но это еще не все. При грамотном подходе нужен целый комплекс работы над вредной привычкой. Например, вместо того чтобы бежать заедать стресс, можно взять в руки блокнот и ручку и спросить у себя: "Что у меня вызвало чувство тревоги? Ссора с близкими, коллегами, начальством?"

Далее можно рассуждать, как решать данную проблему другим способом. Написать эти способы, наметить пути решения. Может быть, кого-то нужно простить. Может быть, научиться поступать с людьми иначе, чтобы они на вас не обижались ( придет вам на помощь). Пообщалась сама с собой - и есть перехотелось. Пришло чувство успокоения. Иногда достаточно просто выписать свои обиды - и они растворятся без следа.

А можно еще наметить план решения проблем:

В том числе важно простить себя за вредные привычки и испорченную фигуру. Если походить с блокнотом 45 дней - есть точно перехочется.

Ну и напоследок, предлагаю вам историю нашей курсантки, которая прорабатывала тему любви к себе через прощение своей матери, и какие результаты в жизни ей это принесло. Итак, история успеха