Ахматова когда человек умирает. Когда человек умирает, изменяются его портреты


В первый раз Маяковский влюбился в двадцать лет. Его избраннице было 19-цать, и она была помолвлена.
Марию Александровну Денисову Маяковский встретил в январе 1914 г. в Одессе, где вместе со своими друзьями-футуристами Давидом Бурлюком и Василием Каменским выступал с чтением стихов в Русском театре. Каменский обратил его внимание на "совершенно необыкновенную девушку: высокую, стройную, с замечательными сияющими глазами… настоящую красавицу". Маяковский увлекся ею мгновенно.
Именно этой Марии посвящены потрясающие строки поэмы "Облако в штанах" :

Это было,
было в Одессе.

"Приду в четыре", - сказала Мария.

Вошла ты,
резкая, как "нате!",
муча перчатки замш,
сказала;
"Знаете -
я выхожу замуж".

Что ж, выходите,
Ничего.
Покреплюсь.
Видите - спокоен как!
Как пульс
покойника.
...

Помните?
Вы говорили:
"Джек Лондон,
деньги,
любовь,
страсть", -
а я одно видел:
вы - Джиоконда,
которую надо украсть!

Мария, ближе!

В раздетом бесстыдстве,
в боящейся дрожи ли,
но дай твоих губ неисцветшую прелесть:
я с сердцем ни разу до мая не дожили,
а в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.

Мария!
Поэт сонеты поет Тиане,
а я -
весь из мяса,
человек весь -
тело твое просто прошу,
как просят христиане -
"хлеб наш насущный
даждь нам днесь".

Мария - дай!

Но Мария не дала:-)

Мария мечтала стать скульптором, занималась в частной художественной школе и проявляла недюжинные способности.
Она не могла не влюбиться в пылкого Володю Маяковского, но всё равно - вышла замуж за инжерена Строева.
Прав был друг Маяковского Давид Бурлюк, когда сказал ему:" Я не верю в удачу. Из первой любви никогда ничего не выходит. Джоконда только произведение. На него можно лишь смотреть, а если она скажет родным, что любит поэта, ее сочтут за помешанную и запрут."
Видимо, Мария запертой быть не захотела, а захотела уехать с молодым мужем в Швейцарию, в Лозанну и продолжить там своё художественное образование.
Там же она родила дочь Алису.
Жизнь с инженером не сложилась, и в конце концов - "дан приказ ему на запад, ей - в другую сторону". Строев уехал из Швейцарии в Англию, а его отважная жена - в охваченную революцией Россию.
В России Мария добровольно поступила в Первую Конную Армию, где руководила художественно - агитационным отделом.
При Первой конной был даже свой агит-поезд! Он состоял из 28 вагонов, где помещались редакция армейской газеты, типография и экспедиция, а также вагон-клуб.
Кстати, уходя в армию, Мария оставила свою дочь Алису на попечение знакомых...

Мария трижды переболела тифом,из-за чего была острижена наголо, дважды была порезана клинком и имела огнестрельное ранение, и тем не менее, умудрилась второй раз устроить свою личную жизнь. Её вторым мужем стал соратник Ворошилова, член Реввоенсовета Ефим Афанасьевич Щаденко.
После войны Щаденко получил должность заместителя наркома обороны и вместе с должностью - прекрасную квартиру в знаменитом Доме на набережной, на десятом этаже.
Мария продолжила своё обучение во ВХУТЕМАСе, её работы выставлялись на зарубежных выставках, и дома, в Москве.
В конце 20-х годов она вылепила голову Маяковского, назвав свою работу просто "Поэт".
В письме к Маяковскому она писала: "Работа "Поэт" построена на остром угле - да и по существу Вы остро-угольный".
Возможно,именно тогда, работая над скульптурой Маяковского, Мария окончательно осознала, что не любит мужа, что он душит её своей ревностью, неприятием её творческих амбиций.
Муж вышвырнул её скульптуры на балкон, под безжалостные снег и дождь...
Мария писала Маяковскому: "С мужем разошлась - уходила в общежитие безработных РАБИС - и все из-за скульптуры, т.к. домашнее хозяйство брало целый день...Но далее: "Временно упросил все же вернуться - грозя, что застрелится - А уйти нужно - работать не дает. Домострой. Эгоизм. Тирания".
Маяковский помогал ей деньгами - на материал, на мастерскую и натурщиков, за что она была ему безмерно благодарна.
Смерть поэта Мария переживала очень тяжело, два дня до его похорон не выходила из дома, по свидетельству близких, будучи не в себе. А после его похорон принялась за второе его скульптурное изображение, которое давалось ей с мучительным трудом...
По неизвестным причинам не сохранилось ни одной работы Марии Денисовой - Щаденко, выполненных после 1936 года. Были ли он уничтожены, или она по каким-то причинам перестала заниматься любимым делом?
Ведь ещё в 1928 году она писала Маяковскому: "...бросать приходится скульптуру, а для меня это равносильно смерти".
10 декабря 1944 года первая любовь Маяковского, Мария Денисова-Щаденко покончила с собой, выбросившись с балкона 10-го этажа знаменитого Дома на набережной.
Её похоронили на Новодевичьем кладбище,
Могила её долгое время была заброшена, пока работники музея Маяковского сами не установили на ней памятник. Обратите внимание на надпись - от кого. Там не указаны родные
Это скульптура "Материнство", авторства самой Марии Денисовой, которая долгое время хранилась в музее Маяковского.
Необыкновенно светлые и нежные образы её самой и её маленькой дочери...
На Новодевичьем похоронен и её муж - Ефим Щаденко, и Поэт, чьей музой ей повезло побыть какое-то время- Владимир Маяковский. Сейчас им больше нечего и некого делить...

Кстати: Мария была вдохновительницей не только Маяковского.
Отсвет Марии Денисовой, виден, как считает американский бабелевед Г. Фрейдин, и в образе главной героини пьесы И. Бабеля «Мария» (1934).