Анализ стихотворения Анненского “Мучительный сонет. «Мучительный сонет» И. Анненский
В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево символизировало вечную жизнь и выносливость.
Сборник включает в себя три части: “Трилистники”, “Складни” и “Разметанные листы”. Первый раздел состоит из нескольких мини-циклов. Каждый из них имеет подзаголовок.
“Мучительный сонет” входит в мини-цикл “Трилистник призрачный” вместе с произведениями “Nox vitae ” и “Квадратные окошки” . Ключевой мотив стихотворения – мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах. Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В “Мучительном сонете” поначалу неясно описываемое время года. В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается “талый снег под желтизной огня” – возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь. Начало стихотворения – реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. “Тревожная пустота оконченного дня”, сердце, пережившее обманы, – не то, что хочется видеть и чувствовать. В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей (любовь, творчество). Об этом метафорически говорится в двух последних строках:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Творчество Анненского оказало огромное влияния на литературные течения, возникшие в России после символизма. В наибольшей степени – на футуризм и акмеизм. Отголоски его поэзии слышатся в стихотворениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.
(No Ratings Yet)
- Символизм как литературное явление был весьма распространен в России на рубеже 19 и 20 веков. Одним из приверженцев этого направления являлся поэт Иннокентий Анненский, который оставил довольно скромное литературное наследие....
- План I. И. Анненский – поэт узкого круга ценителей поэзии. II. Поэтическая сдержанность и внутренняя эмоциональность стиха. 1. Подлинный шедевр любовной лирики. 2. В немногих словах сказать многое. III. Поэзия...
- Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима,...
- Обзор творчества А. А. Ахматовой. Стихотворения “Приморский сонет” Жанр этого стихотворения, написанного в 1958 году, – сонет. Сонет – канонический жанр лирики, имеющий твердую форму: 14 строк (два четверостишия, два...
- А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено...
- Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в...
- Я и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла...
- В 1910 году Гумилев выпустил сборник “Жемчуга”, включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу “Романтические цветы”. Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных...
- Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Он сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,...
- Стихотворение “Как океан объемлет шар земной…” написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами (Гейне, Шиллер и т. д.), поэтому его...
- Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников. Блок хотел,...
- Некрасов считается одним из наиболее ярких русских поэтов-реалистов, чье творчество передает без прикрас события, очевидцем которых довелось быть автору. Кроме этого, Некрасова нередко называют певцом крестьян, так как большинство его...
- Н. Рубцов умер в тридцать пять лет. Безусловно, он прожил слишком короткую жизнь, но какое богатейшее поэтическое и духовное наследство оставил после себя! В его стихотворениях сосредоточено столько проникновенной любви...
- Юный Лермонтов не только всесторонне развит, но и активно интересуется политикой. Однако открыто высказывать свои взгляды не решается по той причине, что еще сведи воспоминания о расправе над декабристами. Тем...
- Обзор творчества А. А. Ахматовой. Стихотворения “Заплаканная осень, как вдова…” Стихотворение “Заплаканная осень, как вдова…” было написано осенью 1921 года. А в конце августа этого же года был расстрелян Николай...
- Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914 г. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой – ранимая душа. Стихотворение...
- “Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм...
- Стихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия...
- Начало 20 века ознаменовалось в русской литературе возникновением различных течений, одним из которых являлся футуризм. Поэт Владимир Маяковский, чье творчество в этот период было известно лишь небольшому кругу почитателей, также...
- Стихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не...
- Поэт Федор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине. Свое детство и юношество провел он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря...
- Стихотворение “Зимнее утро” написано ямбом. Автор использует быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер. Читая стихотворение можно почувствовать, что оно проникнуто радостным настроением. Все стихотворение можно разделить на некоторые...
- В стихотворении “Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)” отразились впечатления В. В. Маяковского от поездки в Париж в ноябре 1922 г. Символично, что Париж воспринимается поэтом прежде всего как колыбель французской...
- В 1917 году в издательстве “Гиперборей” выходит третий сборник Ахматовой, получивший название “Белая стая”. Он был выпущен в тяжелое для России время. По словам самой поэтессы, не находилось возможности переправить...
- В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий...
- И. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или...
- Ранний период Творчества Алексея Толстого овеян мистикой. Нет, чего-то необычного в карьере молодого камер-юнкера, который открыл в себе писательский талант, не было. Однако свои первые произведения этот автор неизменно выдерживал... Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить...
«Мучительный сонет» Иннокентий Анненский
Едва пчелиное гуденье замолчало,
Уж ноющий комар приблизился, звеня…
Каких обманов ты, о сердце, не прощало
Тревожной пустоте оконченного дня?Мне нужен талый снег под желтизной огня,
Сквозь потное стекло светящего устало,
И чтобы прядь волос так близко от меня,
Так близко от меня, развившись, трепетала.Мне надо дымных туч с померкшей высоты,
Круженья дымных туч, в которых нет былого,
Полузакрытых глаз и музыки мечты,И музыки мечты, еще не знавшей слова…
Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»
В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево символизировало вечную жизнь и выносливость.
Сборник включает в себя три части: «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы». Первый раздел состоит из нескольких мини-циклов. Каждый из них имеет подзаголовок.
«Мучительный сонет» входит в мини-цикл «Трилистник призрачный» вместе с произведениями «Nox vitae» и «Квадратные окошки». Ключевой мотив стихотворения — мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах. Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В «Мучительном сонете» поначалу неясно описываемое время года. В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается «талый снег под желтизной огня» — возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь. Начало стихотворения — реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. «Тревожная пустота оконченного дня», сердце, пережившее обманы, — не то, что хочется видеть и чувствовать. В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей (любовь, творчество). Об этом метафорически говорится в двух последних строках:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Творчество Анненского оказало огромное влияния на литературные течения, возникшие в России после символизма. В наибольшей степени — на футуризм и акмеизм. Отголоски его поэзии слышатся в стихотворениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.