Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алый…”. Стихотворение "ты отходишь в сумрак алый" блок александр александрович. «Ты отходишь в сумрак алый» А. Блок

Александр Александрович Блок

Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?

Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?

Любовь Менделеева

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках. Когда же 18-летний поэт объяснился своей избраннице в любви, то был высмеян. После этого Блок решил, что если его встреча с Менделеевой когда-нибудь произойдет, то это будет случайностью. И - своеобразным знаком судьбы, к которым поэт, будучи символистом, относился с особым вниманием.

Разлука в несколько лет оказалась для Блока мучительно и одновременно пошла на пользу его творчеству. В 1902 году он опубликовал сборник стихов о Прекрасной Даме, прототипом которой стала Любовь Менделеева. Сопоставив даты, можно проследить, как менялось отношение поэта к его избраннице, выкристаллизовывалось чувство восхищения этой юной особой, которая оказалась столь неприступной, приземленной и, одновременно, неземной.

Любовь к Прекрасной Даме превратилась для Блока в навязчивую идею, он вспоминал каждое мгновение, проведенное в ее обществе, сожалея лишь о том, что прошлое вернуть невозможно. В счастливое будущее поэт после расставания с Любовью Менделеевой уже не верил, поэтому утешался тем, что судьба подарила ему возможность хранить в памяти те незабываемые мгновения коротких встреч со своей избранницей. Именно им посвящено стихотворение «Ты отходишь в сумрак алый», созданное в 1901 году и повествующее о сомнениях, которые испытывал поэт по поводу своей любви. В этом произведении Блок описывает момент прощания со своей избранницей, отмечая: «Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги». О том, что совсем недавно Прекрасная Дама была рядом, свидетельствуют отзвуки ее шагов, которые буквально преследуют автора, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: «Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине?» . Ответа на него у Блока нет, и ему остается лишь рассчитывать на благосклонность судьбы, которая, возможно, когда-нибудь сведет их вместе.

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках. Когда же 18-летний поэт объяснился своей избраннице в любви, то был высмеян. После этого Блок Решил, что если его встреча с Менделеевой когда-нибудь произойдет, то это будет случайностью. И – своеобразным знаком судьбы, к которым поэт, будучи символистом, относился с особым вниманием.

Разлука в несколько лет оказалась для Блока мучительно и одновременно пошла на пользу его творчеству. В 1902 году он опубликовал сборник стихов о Прекрасной Даме, прототипом которой стала Любовь Менделеева. Сопоставив даты, можно проследить, как менялось отношение поэта к его избраннице, выкристаллизовывалось чувство восхищения этой юной особой, которая оказалась столь неприступной, приземленной и, одновременно, неземной.

Любовь к Прекрасной Даме превратилась для Блока в навязчивую идею, он вспоминал каждое мгновение, проведенное в ее обществе, сожалея лишь о том, что прошлое вернуть невозможно. В счастливое будущее поэт после расставания с Любовью Менделеевой уже не верил, поэтому утешался тем, что судьба подарила ему возможность хранить в памяти те незабываемые мгновения коротких встреч со своей избранницей. Именно им посвящено стихотворение “Ты отходишь в сумрак алый…” , созданное в 1901 году и повествующее о сомнениях, которые испытывал поэт по поводу своей любви. В этом произведении Блок описывает момент прощания со своей избранницей, отмечая: “Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги”. О том, что совсем недавно Прекрасная Дама была рядом, свидетельствуют отзвуки ее шагов, которые буквально преследуют автора, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: “Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине?”. Ответа на него у Блока нет, и ему остается лишь рассчитывать на благосклонность судьбы, которая, возможно, когда-нибудь сведет их вместе.

(No Ratings Yet)

  1. Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой...
  2. Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока. Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на...
  3. Цикл стихов о Прекрасной Даме был создан Александром Блоком под воздействием очень сильных чувств к Любови Менделеевой – 16-летней гимназистки, которая буквально свела с ума юного поэта. Сама же девушка...
  4. Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не...
  5. Александр Блок верил в символы и был убежден, что ничего в жизни не происходит случайно. Именно поэтому, встретив через несколько лет после расставания свою даму сердца, соседку по имению Любовь...
  6. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  7. Взаимоотношения Александра Блока и Любови Менделеевой складывались весьма странным образом. Поэт боготворил свою супругу, но, вместе с тем, предпочитал удовлетворять свои физиологические потребности с другими женщинами, так как считал, что...
  8. Единственной музой Александра Блока была его супруга Любовь Менделеева, брак с которой не сложился по ряду причин. Тем не менее, именно этой женщине поэт посвятил подавляющее большинство своих лирических стихов....
  9. В 1909 году в жизни Александра Блока произошло два трагических события. Сперва скончался его родной отец, с которым поэт после развода родителей поддерживал отношения, а затем Любовь Менделеева, супруга Блока,...
  10. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что Александр Блок, как и многие поэты его поколения, обладал неким даром предвидения. Более того, исторические факты указывают на то, что он его культивировал и...
  11. Поэтов Александра Блока и Андрея Белого связывала долгая дружба, черта под которой была подведена в 1907 году. Именно тогда супруга Блока Любовь Менделеева ушла к Белому, и этот любовный треугольник...
  12. Усадьбу Шахматово, расположенную примерно в двадцати километрах от Москвы, дед Блока купил в 1874 году. Поэт отдыхал в ней каждое лето на протяжении практически всей жизни. Родители начали возить его...
  13. Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Как гениальный поэт и мыслитель Блок выражал настроения и взгляды очень многих интеллигентных людей той эпохи и был кумиром современников. Блок хотел,...
  14. Являясь убежденным символистом, Александр Блок, тем не менее, в своем раннем творчестве нередко обращался к философским темам. В частности, поэта очень волновала судьба человечества и ход времени. Размышляя о том,...
  15. Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока, то его...
  16. Когда речь заходит о творческом наследии русского поэта Александра Блока, многие нередко вспоминают хрестоматийное стихотворение “Незнакомка” , написанное в 1906 году и ставшее одним из лучших романтических произведений данного автора....
  17. Каждый поэт в начале своего творческого пути имеет более опытных наставников и пытается им подражать. Александр Блок в этом отношении не был исключением. Он боготворил Пушкина и Лермонтова, и поэтому...
  18. Александр Блок долгое время считался революционным поэтом, так как в его юношеских стихах без труда можно увидеть жажду перемен и нежелание жить в обществе, моральные устои которого насквозь прогнили. Однако,...
  19. Стихотворение А. А. Блока “Осенняя воля” навеяно лермонтовским произведением “Выхожу один я на дорогу…” . Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком фило­софском аспекте. Лирический герой предстает здесь в...
  20. Не секрет, что Александр Блок начинал свою литературную карьеру как поэт-символист, придавая огромное значение не столько содержанию, сколько причинно-следственным связям в своих произведениях. Поэтому неудивительно, что многие произведения поэта нужно...
  21. Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали. Однако до наших дней дошли стихотворения...
  22. Тема революции в поэме А. Блока “Двенадцать” I. От стихов о Прекрасной Даме к теме судьбы Родины. II. “Слушайте музыку Революции…” 1. Противостояние света и тьмы в поэме. 2. Историческая...
  23. Тема родины в творчестве А. А. Блока I. “О Русь моя! Жена моя!..” 1. Обстановка замкнутой дворянской культуры и интеллигентности в семье и окружении – исток поэтического восприятия мира А....
  24. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной...
  25. Стихотворение Блока “Как тяжело ходить среди людей…” , написанное 10 мая 1910 года, состоит всего из восьми строк. Стихотворению предпослан эпиграф – строка А. А. Фета, которая возникла из воспоминания...
  26. От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель – с отвлеченной идеей, а как поэт – с интимной любовью. В. М. Жирмунский План...
  27. “Ночь, улица, фонарь, аптека…” – составная часть поэмы “Пляски смерти” из цикла “Страшный мир”. Поэма повествует о жизни и смерти безжалостной и леденящей. А своенравный ритм смерти словно hубленый ритм...
  28. СВОЕОБРАЗИЕ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А. БЛОКА Тема любви – одна из самых главных тем мировой литературы. Этому прекрасному чувству посвящали проникновенные строки В. Шекспир и Ф. Петрарка, Р. М. Рильке и...
  29. До самой смерти Афанасий Фет хранил свою сердечную тайну, укоряя себя за то, что отверг любовь женщины, которая могла сделать его по-настоящему счастливым. Вскоре после расставания с Марией Лазич возлюбленная...
  30. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алый

Лето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом постоянных шуток в обеих семьях. Блок краснел, Менделеева злилась и уходила к себе в комнату, после чего молодые люди вновь встречались, гуляли и говорили о разных пустяках. Когда же 18-летний поэт объяснился своей избраннице в любви, то был высмеян. После этого Блок решил, что если его встреча с Менделеевой когда-нибудь произойдет, то это будет случайностью. И – своеобразным знаком судьбы, к которым поэт, будучи символистом, относился с особым вниманием.

Разлука в несколько лет оказалась для Блока мучительно и одновременно пошла на пользу его творчеству. В 1902 году он опубликовал сборник стихов о Прекрасной Даме, прототипом которой стала Любовь Менделеева. Сопоставив даты, можно проследить,

как менялось отношение поэта к его избраннице, выкристаллизовывалось чувство восхищения этой юной особой, которая оказалась столь неприступной, приземленной и, одновременно, неземной.

Любовь к Прекрасной Даме превратилась для Блока в навязчивую идею, он вспоминал каждое мгновение, проведенное в ее обществе, сожалея лишь о том, что прошлое вернуть невозможно. В счастливое будущее поэт после расставания с Любовью Менделеевой уже не верил, поэтому утешался тем, что судьба подарила ему возможность хранить в памяти те незабываемые мгновения коротких встреч со своей избранницей. Именно им посвящено стихотворение “Ты отходишь в сумрак алый”, созданное в 1901 году и повествующее о сомнениях, которые испытывал поэт по поводу своей любви. В этом произведении Блок описывает момент прощания со своей избранницей, отмечая: “Ты отходишь в сумрак алый, в бесконечные круги”. О том, что совсем недавно Прекрасная Дама была рядом, свидетельствуют отзвуки ее шагов, которые буквально преследуют автора, заставляя задаваться одним и тем же вопросом: “Ждать иль нет внезапной встречи в этой звучной тишине?”. Ответа на него у Блока нет, и ему остается лишь рассчитывать на благосклонность судьбы, которая, возможно, когда-нибудь сведет их вместе.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Не секрет, что семейная жизнь Александра Блока сложилась весьма неудачно. Однако поэт ни разу не пожалел о том, что связал свою судьбу с Любовью Менделеевой,...
  2. Болезненные и противоречивые чувства, которые Александр Блок испытывал к Любови Менделеевой, вылились в цикл стихов о Прекрасной Даме, посвященных избраннице. Однако к этому периоду творчества...
  3. Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья...

7. «Ты отходишь в сумрак алый…»

Ты отходишь в сумрак алый,
В бесконечные круги.
Я послышал отзвук малый,
Отдаленные шаги.

Близко ты или далече
Затерялась в вышине?
Ждать иль нет внезапной встречи
В этой звучной тишине?

В тишине звучат сильнее
Отдаленные шаги,
Ты ль смыкаешь, пламенея,
Бесконечные круги?
6 марта 1901

Звездочками у меня помечены стихотворения, которые в раздел были добавлены после издания книги 905 года «Стихи о прекрасной даме». «…При первых переработках я имел в виду как можно шире раскрыть ее содержание». Почему было добавлено предыдущее – достаточно понятно. Оно дает ключ к расшифровке «алого сумрака», «бесконечных кругов» и «пламенения» данного.
Ты – солнце:
Ты – отходишь в сумрак алый!
Ты – смыкаешь бесконечные круги!
Но и солнце – ты:
У солнца – слышны! – шаги.
С солнцем вдруг стала возможна – внезапная! – встреча.

Вот только…
«Сумрак алый» – это не лазурь и золото… Которые у всего того круга юных поэтов были атрибутами Лучезарной Девы

Из дневника 18-ого года:
«МАРТ 1901
Звучная тишина (наполненная звуками) предвещала внезапную встречу с ней где-то на путях ее сквозь алый сумрак, где целью ее было смыкание бесконечных кругов.»

Вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.

Вот их краткая сводка:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма.
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

Данное стихотворение относится к ВТОРОЙ сцене ПЕРВОГО раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

К сцене данного стихотворения относятся пять произведений:

1. «Ныне, полный блаженства…» ()
Возвращение в нашу реальность, и мольба о подтверждении миссии.
2. «Я понял смысл твоих стремлений…» ()
Сомнения: «Тебе я заслоняю путь», источник сомнений: «нездешние вожделения» твои, твой «сумрак алый».
3. «Ты отходишь в сумрак алый…» ()
Расшифровка «алого сумрака», «бесконечных кругов», «вышины»: ты – солнце!
4. «Сбылось пророчество мое…»
«Зажглось святилище Твое» – подтверждение: Ты – солнце!
5. Моей матери ()
Нет, он «не заслоняет путь» солнцу. Эйфория: ему шлет свои дары «бог лазурный».

*
предыдущее стихотворение -
следующее стихотворение -