Анализ стихотворения Мандельштама “Как кони медленно ступают…”

В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился в 1934 году. Сначала вместе с супругой он проживал в Чердыни, что в Пермском крае, потом переехал в Воронеж. После завершения срока действия наказания Мандельштам недолго пробыл на свободе. В мае 1938 года его вновь арестовали. Скончался поэт примерно через восемь месяцев после заключения под стражу. Причина смерти – тиф, место – пересыльный лагерь Владперпункт.

По замечанию многих исследователей творчества Мандельштама, в лирике его часто содержится предвидение будущего. В нескольких стихотворениях он буквально предсказал и ссылку, и собственную трагическую гибель. К подобным текстам можно отнести и произведение “Как кони медленно ступают…”, написанное в 1911 году и вошедшее в дебютный

сборник поэта “Камень”. Лирический герой вынужден куда-то ехать под охраной чужих людей, сопротивляться он даже не пытается. У него нет выбора – остается только ввериться их заботе. При этом действие происходит ночью, путь персонажа и его сопровождающих пролегает мимо леса или сквозь него: “…И темных елей очертанья…”. Чужие люди в тексте возникают не случайно. Скорей всего, Мандельштам отсылает читателей к следующим строкам из пушкинской поэмы “Цыганы”:
…Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети…
Доказательством служит то, что произведение Александра Сергеевича поэт цитирует в двух статьях – в “Слове и культуре” и “О природе слова”.

Стихотворение “Как кони медленно ступают…” пропитано обреченностью, покорным принятием своей незавидной судьбы. Лирический герой отчужден от окружающих его людей, погружен в себя, аморфен, словно потерян в пространстве. Мандельштам противопоставляет персонажа остальному миру при помощи яркой метафоры “нежный лед руки чужой”, работающей на контрасте с ключевым смыслом всего произведения и подчеркнутой посредством словосочетания “горячей головы качанье”. При прочтении рассматриваемого текста у чуткого читателя возникает ощущение многозначительности и бесконечности печали, растворенной в природе и человеке.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. С 1908 по 1910 годы Осип Мандельштам учился в Сорбонне, где познакомился со многими русскими и французскими литераторами. Среди них был и Николай Гумилев, дружбу...
  2. Отношения Мандельштама к Великой Октябрьской революции было двойственным. С одной стороны – он испытывал радость, предвкушая кардинальные перемены в жизни страны. С другой – понимал,...
  3. В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием “Камень”. Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет...

Произведение было создано в ранний период жизни и творчества поэта, в относительно благополучном для него 1911 году. Однако судя по всему, он и тогда предчувствовал свой трагический конец, был исполнен пессимизма.

Действительно, в своем аресте и смерти в заключении, Мандельштам в значительной степени виноват сам. Стихотворение, с едкой критикой, граничащей с высмеиванием Сталина, он написал в 1933 году, когда любой должен был понимать, кому теперь принадлежит реальная власть. У поэта не могло быть иллюзий по поводу гуманизма большевиков. Вероятно, в начале тридцатых годов он подсознательно (или осознанно) хотел уйти из жизни.

Однако корень его суицидальных настроений был глубже. Еще до революции и мировой войны он пишет стихотворение «Как кони медленно ступают…», проникнутое бессильной покорностью судьбе и ожиданием насилия над ним самим.

Лирический герой, который выражает ощущения автора, бездеятелен. Его куда-то везут некие чужие ему люди. Возможно, что это предчувствие ареста, выраженное другими словами, но вряд ли интуиция Мандельштама была так сильна.

Более вероятно, что речь он ведет о судьбе, а упомянутые в стихотворении люди – это олицетворение судьбы. Показательно, что поэт вверяется им и, несмотря на холод и дискомфорт, не пытается даже мысленно сопротивляться. Покорность его явно рождена усталостью от жизни и равнодушием к себе, вызванным ей. Обстановка вокруг лирического героя также безрадостная, намекающая на небытие. Фонари светят мало, все молчат, а кони идут медленно. Это очень напоминает медленное погружение в вязкий сон или умирание.

Напротив, в той реальности, куда его везут, поэт видит что-то хорошее для себя. Она показана в виде картин, связанных с яркими красками (звездный луч), а также приятными ощущениями.

В стихотворении использованы яркие и сильные метафоры. Смерть изображена ледяной, как и жизнь из которой поэт желает уйти, но это нежное прикосновение. Оно, одновременно, и нежное и чужое, что показывает, что поэт пытается описать то, чего он не понимает до конца. Еще не видимые им очертания елей выражают его веру и надежду на то, что в том, другом мире, который его встретит после кончины, все будет лучше. Здесь нет четких образов этой другой реальности, но это не просто сон без сновидений, хотя автор и пишет о том, что его герой желает заснуть. Отрицательные впечатления, накопившееся недовольство жизнью уже тогда вызывали желание отказаться от жизни, уйти глубже в свою печаль.

Анализ стихотворения Как кони медленно ступают по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Раздумье Андрея Белого

    Рассвет представляет собой невероятно мощный образ, который позволяет использовать множество интереснейших поэтических тропов и создавать увлекательное повествование. Смена ночи днем, рассеивание тьмы давно используется в мировой культуре

  • Анализ стихотворения Любовь одна Гиппиус

    В этом стихотворении Зинаида Гиппиус затрагивает фундаментальные темы человеческого существования: любовь, вечность, душа, бесконечность, жизнь, смерть. Генеральной линией через все стихотворение простирается тема любви

  • Анализ стихотворения Мандельштама В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа

    Стихотворение написано в 1917 году. Оно посвящено революционным событиям, которые произошли в Российской империи в то время. Мандельштам был одним из тех, кто критиковал новый общественный и политический строй

  • Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова

    Стихотворение написано Лермонтовым в 1830 году. Касательно данного стихотворения начинать с даты написания действительно важно. Стихотворение оказалось на самом деле судьбоносным

  • Анализ стихотворения Тютчева Ещё томлюсь тоской желаний

    Глубокое лирическое произведение Ф. И. Тютчева «Ещё томлюсь тоской желаний…» посвящено Элеоноре Петерсон, первой жене поэта. Они встретились во времена его молодости.

«Как кони медленно ступают…» Осип Мандельштам

Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу.

Горячей головы качанье
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.

Анализ стихотворения Мандельштама «Как кони медленно ступают…»

В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны…», направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но и напротив – активно продвигал, читая друзьям и знакомым. Пастернак говорил, что произведение не имеет никакого отношения к литературе и может считаться актом самоубийства. В первую ссылку Осип Эмильевич отправился в 1934 году. Сначала вместе с супругой он проживал в Чердыни, что в Пермском крае, потом переехал в Воронеж. После завершения срока действия наказания Мандельштам недолго пробыл на свободе. В мае 1938 года его вновь арестовали. Скончался поэт примерно через восемь месяцев после заключения под стражу. Причина смерти – тиф, место – пересыльный лагерь Владперпункт.

По замечанию многих исследователей творчества Мандельштама, в лирике его часто содержится предвидение будущего. В нескольких стихотворениях он буквально предсказал и ссылку, и собственную трагическую гибель. К подобным текстам можно отнести и произведение «Как кони медленно ступают…», написанное в 1911 году и вошедшее в дебютный сборник поэта «Камень». Лирический герой вынужден куда-то ехать под охраной чужих людей, сопротивляться он даже не пытается. У него нет выбора – остается только ввериться их заботе. При этом действие происходит ночью, путь персонажа и его сопровождающих пролегает мимо леса или сквозь него: «…И темных елей очертанья…». Чужие люди в тексте возникают не случайно. Скорей всего, Мандельштам отсылает читателей к следующим строкам из пушкинской поэмы «Цыганы»:
…Чужие люди за него
Зверей и рыб ловили в сети…
Доказательством служит то, что произведение Александра Сергеевича поэт цитирует в двух статьях – в «Слове и культуре» и «О природе слова».

Стихотворение «Как кони медленно ступают…» пропитано обреченностью, покорным принятием своей незавидной судьбы. Лирический герой отчужден от окружающих его людей, погружен в себя, аморфен, словно потерян в пространстве. Мандельштам противопоставляет персонажа остальному миру при помощи яркой метафоры «нежный лед руки чужой», работающей на контрасте с ключевым смыслом всего произведения и подчеркнутой посредством словосочетания «горячей головы качанье». При прочтении рассматриваемого текста у чуткого читателя возникает ощущение многозначительности и бесконечности печали, растворенной в природе и человеке.