Ангола: страна в Центральной Африке. Население и культура анголы

Страна Ангола когда-то была колонией Португалии, нынче же это республика, которая расположилась на краю и с одной стороны омывается Атлантическим океаном. Особенность этих мест - изобилие бананов, нефти и алмазов.

Независимость страны была провозглашена в 1975 году, однако лучше ситуация не стала, так как после этого началась изнурительная гражданская война. В результате масса людей погибла, ещё пара миллионов жителей спасалась бегством.

Такая борьба двух партий (МПЛА и УНИТА) сделала Анголу не свободной, а упадочной, её называли очень опасной и криминальной. Такой образ бедной и злой страны совсем не соответствовал проживающим там людям, отзывчивым и бескорыстным, а также удивительной природе.

Войну удалось закончить лишь в 2003 году, когда не стало основных повстанцев: лидера Национального объединения УНИТА Жонаса Савимби вместе с заместителем.

История земель Анголы очень древняя, так как здесь люди были и в доисторические времена. Когда же европейцы впервые добрались до этих территорий, то тут были раннефеодальные государства:

  • Ндонго;
  • Конго;
  • Лунда и прочие.

Ндонго ещё называли Ангола, так как именно эта династия здесь правила, это же название и прижилось потом.

Первые португальцы, ступившие на ангольские земли, приплыли в 1482 году, они сумели наладить контакты с Конго. С 1575 года начался захват территорий Анголы, когда португалец Паулу Диаш ди Новаиш с военной экспедицией нарекал пройденные земли португальскими владениями.

Местные сразу же оборонялись от иностранных завоеваний. Агрессоры ощутили мощный отпор в 16 веке, когда руководить освободительными действиями стал вождь Килуанжи. Такое же положение дел было и при ангольской королеве Нзинге Мбанди Нгола, после смерти которой португальцы всё же одержали желанную власть над Ндонго и Матамба.

Для Португалии очень выгодной стала Страна Ангола. Народы Анголы стали ценнейшим товаром для европейцев, рабов массово продавали на американский континент, выручая за это большие богатства.

И хотя ангольцы были очень подавлены и ограничены в собственном развитии, они накопили достаточно сил, чтобы эффективно сопротивляться оккупантам.

В процессе раздела африканских земель в начале 20 века сформировались границы Анголы, тогда же и завершилась полная оккупация Португалией.

Всё это время продолжалась борьба ангольского народа за свою свободу. С приходом 20 столетия в стране появились организации, которые культивировали идеи независимости коренных жителей Анголы, они отстаивали национальные права.

В конце 1956 года образовалась МПЛА - патриотическая организация, которая активно начала вооружённые действия, направленные на освобождение от колонистов.

Такая активная борьба привела к получению долгожданного результата - 11 ноября 1975 года Ангола стала Народной Республикой. Однако собственный суверенитет от всевозможных посягательств стране пришлось ещё долго отстаивать.

Народы страны Анголы

В Анголе более всего представлены такие этнические группы:

  • овимбунду (около 37 %);
  • амбунду (мбунду) (около 25 %);
  • баконго (конго) (около 13 %).

Есть и такие мелкие народности:

  • чокве;
  • амбо;
  • гангуэла;
  • гереро;
  • нханека-хумбе;
  • ксиндунга;
  • куаньяма.

Народы в Анголе чаще всего разделены территориально. В северной части страны поселились бантуязычные конго, их язык - киконго. Этот народ включает в себя такие племена:

  • сосo;
  • йембе;
  • солонго.

Южнее проживают амбунду, которые заняли бассейн местной реки Кванза, там же находится и столица Анголы - Луанда. Для них распространённым языком считается кимбунду.

Центральная возвышенная часть страны занята овимбунду, говорящими на умбунду.

На востоке встречаются менее многочисленные народы - чокве, лунда. На юге Анголы живут куаньяма.

Помимо африканских народов в Анголе можно встретить белых (их около 1 %), которые представлены переехавшими сюда португальцами, и мулатов африкано-европейского происхождения (коло 2 %).

Больше половины всех жителей исповедуют христианство:

  • католики - больше двух третьих из них;
  • протестанты (баптисты, методисты и конгрегационалисты) - меньше одной трети.

Все остальные верны традиционной местной религии. А около 2 % из ангольских народов почитают ислам.

Коренные жители в основном пользуются языками банту, а вот те, кто имеет европейское происхождение, говорят на португальском, он же распространён в городах.

Контрастных границ между народами чаще всего нет, так как ангольцы легко разговаривают на нескольких, употребляемых на этих землях, языках, да и браки между представителями различных этносов тоже частые.

Конфликтными являются лишь отношения между основными группами в населении Анголы:

  • «асимиладуш» - ассимилированные африканцы и мулаты, которые переняли португальскую культуру;
  • «индиженат» - местные жители, сохраняющие традиционный жизненный уклад.

Республика Ангола – сердце Центральной Африки, омываемое Атлантическим океаном. Здесь есть все сокровища: газ,алмазы, кварц, нефть, золото, железная и медная руды, а также табак, сахар и кофе. Это самая богатая страна Африки.

Город Луанда, основанный в 1575 году, является столицей Анголы. Располагается он на севере страны на побережье Атлантического океана. В 1627 году Луанда был центром продажи рабов. На сегодняшний день здесь находится торговый и промышленный; самый большой порт страны, нефтеперерабатывающая, пищевая и текстильная промышленность.

Но далеко не это привлекает сюда путешественников и туристов. Жемчужиной Анголы были и остаются народы, населяющие страну. Эти люди говорят на языках банту баконго, бам- бунту, валуимбэ, овагиреро, вамбуэ-ла, вайейе и валучази. Поскольку письменности у этих народов нет, все легенды, мифы, сказания передаются из уст в уста в течении многих веков.

Несмотря на то что в Анголе есть христиане, католики, протестанты,население придерживается традиционных африканских верований.

Прибывая в Анголе не тратьте время и деньги на покупку магнитиков, футболок и кружек с национальной символикой. Здесь есть кое-что куда интереснее.

Ангола — церемониальные маски и сувениры

Ангола — церемониальные маски

Первое, на что вы должны обратить внимание – церемониальные маски. Этот экзотический сувенир окутан мистикой и невероятной энергетической силой. Маски в Анголе используют во время ритуалов в честь рождения, свадьбы, охоты, урожая и пр. Их изготовляют из цельного куска древесины с использованием растительных волокон. Маски представляют собой человеческие головы с удлиненными лбами, широкими губами и узкими глазами.




Туристы используют этот сувенир как настенное украшение. Но не следует забывать о том, что каждая маска несет свое предназначение и не следует покупать ее наобум. Нужно поподробнее расспросить продавца о ее качествах и свойствах. Каждая маска – это своя особая легенда.

Путешественникам очень уж сильно полюбилась маска мвана пвево или «молодая женщина», символизирующая женскую красоту, женского предка народа чокве.

В Анголе вы встретите множество статуэток из дерева, меди, керамики, бронзы, камня и пр. Каждая этническая группа работает со своим материалом и имеет свой ремесленный стиль.

Ангола — статуэтки из дерева

Статуэтки, как и маски, также несут в себе некую мистическую загадку. Бывали случаи, когда туристы заходя в сувенирную лавку, выходили от туда с головокружениями и бледными лицами. Поэтому прислушивайтесь к своим ощущениям и интуиции. Не берите с собой то, что вызывает у вас дискомфорт, даже если вещица визуально вас притягивает. Маленькая статуэтка может в корне изменить вашу судьбу. Вот только не известно в какую сторону.

И конечно же не проходите мимо ювелирных магазинов. Золота и алмазов здесь предостаточно.

Фотографии местных жителей и природы республики Ангола

Ангола — народы и местные племена республики Ангола

Ангола на карте Африки
(все картинки кликабельны)

В этой африканской стране зажиточными являются люди, у которых на крыше нет камней. У бедняков они есть, потому что нет средств на ремонт кровли. Ангола еще до конца не оправилась после длительного военного конфликта, который продолжался на ее территории с 1975 по 2002 год. Но государство активно наращивает темпы добычи нефти, алмазов, осваивает поступающие финансовые инвестиции.

Столица Анголы Луанда имеет вид вполне современного города с эффектными зданиями, широкими проспектами и развитым общественным транспортом. Помня о своем тяжелом прошлом, страна готова строить новую жизнь и развивать экономику.

Географическое положение

Республика Ангола относится к региону Центральной Африки . На всем протяжении западной границы страну омывает Атлантический океан. На востоке граница с Замбией . С севера и северо-востока к Анголе примыкает Демократическая республика Конго . Территорией Конго окружен и северный эксклав Кабинда, имеющий выход к Атлантике. Намибия — южный сосед Анголы.

Более 90% площади страны занято плоскогорьем, высотой около 1 000. Резким уступом возвышенность обрывается к неширокой прибрежной низменности. В стране густая речная сеть, все реки относятся к бассейнам крупнейших африканских рек Конго и Замбези.

Удаленные от океанского побережья приэкваториальные районы находятся в зоне экваториального муссонного климата. В них отчетливо выделяются два сезона года: сухой и влажный.

В центральных районах Анголы влажным сезоном является период с октября по май. Количество осадков за этот сезон достигает 1500 мм. Сухое время — с июня по сентябрь. Самыми теплыми являются сентябрь и октябрь, в эти месяцы средняя t на равнинах достигает +29 °C, на высоких участках плато +22 °C. В холодные июнь и июль на равнинах +22 °C, на возвышенностях +15 °C.

Вопреки ожиданиям климат в прибрежной низменности засушливый, тропический пассатный. Охлаждающее и иссушающее действие оказывает проходящее у берегов Анголы холодное Бенгальское океаническое течение. На крайнем юге низменности в пустыне Намиб годовое количество осадков всего 25 мм в год, на севере — до 300 мм.

Самым холодным является июль (+16 °C), тепло в марте (+24 °C), дождливый сезон февраль-март.

Флора и фауна

Тропические леса, господствующие на севере страны, при движении на юг сменяются саванной. На северо-востоке леса влажные тропические, на остальной «лесной» территории Анголы преимущественно тропические редколесья листопадного типа. Общая площадь лесистых пространств занимает почти половину площади страны.

На равнинных просторах близких к океану на севере главенствуют саванны, на юге — пустыни.

Фауна Анголы богата и интересна. На просторах саванн вольготно живут слоны, носороги, зебры, буйволы, антилопы. Хватает места и для хищников: гепардов и леопардов. В лесах селится множество обезьян и птиц. В национальных парках и заповедниках Анголы для жизни животных созданы отличные условия.

Государственное устройство

Карта Анголы

Ангола является республикой с президентским управлением. Главой государства, правительства и Главнокомандующим Вооруженными силами страны является президент. Он избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок и имеет право переизбираться только на 2-летний срок.

Высшим законодательным органом является Национальная ассамблея, она собирается на сессии 2 раза в год. В Анголе действуют более 120 политических партий.

Территория страны поделена на 18 административных провинций. Столица Анголы и самый крупный ее город — Луанда.

Население

Практически все население страны относится к трем чернокожим этническим группам. Лишь 2% жителей мулаты (потомки браков африканцев и европейцев) и только 1% − белые, главным образом португальцы, наследники бывших колонизаторов.

По сегодняшний день официальным языком общения является португальский. Но население часто в быту применяет африканские диалекты, наиболее популярен язык банту. Подавляющее большинство жителей Анголы христиане-католики.

В малонаселенных районах страны обитают племена, живущие в условиях каменного века. Эти уникальные группы людей привлекают сюда различные этнические экспедиции для изучения быта людей, сохранивших уклад жизни с доисторических времен.

Рост населения в стране происходит за счет высокой рождаемости, на каждую женщину детородного возраста приходится более 6 рождений. Но очень высока еще в Анголе детская смертность, особенно много умирает детей первого года жизни. По такому печальному показателю страна занимает 1 место в мире.

Средняя продолжительность жизни ангольцев не более 52 лет. Государство ведет активную борьбу с болезнями и эпидемиями, предупреждает распространение ВИЧ-инфекции (в Анголе более 2% населения заражено этим страшным вирусом).

Низкий уровень жизни населения, войны не способствуют скорому установлению благополучной жизни для двадцати миллионов жителей страны. Велик процент миграции, ангольцы ищут лучшей доли за пределами родины.

Экономика

Экономика Анголы является одной из самых быстрорастущих экономик стран Африки. Темпы роста ВВП достигаются главным образом за счет нефтедобычи. Идет реконструкция старых нефтеперегонных заводов, строительство новых. На это выделяются средства из поступающих в страну инвестиций.

В Анголе добываются алмазы, мрамор, гранит, строительные материалы. Возрождаются месторождения железных и марганцевых руд, бокситов, фосфоритов, урана. Наращивают темпы пищевая и легкая промышленность.

80% всего работающего населения страны трудятся в сельском хозяйстве. В Анголе растут и затем отправляются на прилавки наших магазинов бананы. Собирается неплохой урожай кофе, хлопка, табака, кукурузы, овощей. Занимаются ангольцы и разведением скота.

Часть побережья Атлантики, где расположена современная Ангола , была захвачена Португалией в 1482 году. На 400 лет страна становится португальской колонией. Только в 1975 году государство получило независимость после освободительной войны, которая продолжалась более 15 лет.

Но затем Ангола вновь на 27 лет погружается в пучину гражданской войны. С 2002 года страна живет мирной жизнью и строит свое будущее.

Достопримечательности

В Анголе много интересных мест. Но основной достопримечательностью и гордостью народа страны является ее уникальная природа. Живописное океаническое побережье, загадочная пустыня Намиб, просторные саванны и густые леса пленяют красотой и первозданностью.

Есть что посмотреть в столице Анголы Луанде. Это центр культурной жизни страны. Здесь много музеев, библиотек, удивительной красоты храмов. Замками и средневековыми постройками знаменит Сан-Мигель. В городе Томбва вместе с рыбаками можно отправиться в океан на увлекательную рыбалку.

С каждым годом увеличивается поток туристов в эту экзотическую и очень красивую африканскую страну.


Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (21.11 - 04.12.2019)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГАНЕ, ТОГО И БЕНИНУ (29.01.2019 - 12.01.2020)
Фестиваль Вуду

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12.2019 - 10.01.2020)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.20)
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2020)
Африка в миниатюре


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА → Население и культура Анголы

Население и культура Анголы

Анголу населяют народы негроидной расы, которые говорят на языках банту. На северозападе страны живут близкие друг другу по языку народы баконго (около 700 тыс. человек) и бамбунду (1 600 тыс. человек). Первые занимают крайний север атлантического побережья и пограничные с Заиром районы, вторые живут южнее, в бассейне р. Кванза. Центральнозападную часть страны от океана до верховьев Кунене и Кубанго населяет народ овимбунду (тоже около 2 млн. человек). К востоку отсюда расселены близкородственные народы валучази, ва луимбе и вамбунду, умбе, иногда объединяемые под названием вагангела. На северовостоке, в бассейне Касаи и в районе водораздела Конго - Замбези, обитают вачокве и валуэна, а на крайнем востоке, в верховьях Замбези, - балунда. В южной части атлантического побережья и далее на восток вплоть до водораздела рек Кунене - Кубанго расселены ванья нека, на крайнем юге, вдоль границы с Намибией, - овагереро и овамбо, на юговостоке, в бассейнах Кубанго и Квандо, - вамбуэла и вайейе. Коегде на юге и юговостоке Анголы встречаются отдельными небольшими группами бушмены.

При колониализме в Анголе было много лиц европейского происхождения (окрло 600 тыс.). Среди них преобладали португальцы; к койцу 1975 г. страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на многовековую активную деятельность европейских миссионеров - католических и отчасти (на севере) протестантских, большинство коренных жителей Анголы до сих пор придерживается анимистских традиционных верований. Христиане (это преимущественно католики) составляют немногим более У3 населения страны. Некоторым влиянием на севере Анголы пользуются христианскоафриканские секты, сочетающие христианские догмы с местными традициями.

В последние годы колониального правления продолжался процесс расслоения африканской общины, росла пролетаризация ангольской деревни. Стала появляться и местная буржуазия. Это фермеры, занимавшиеся выращиванием кофе, и отчасти торговцы и предприниматели. Процесс социальной дифференциации захватил в основном густонаселенные районы Анголы, ближайшие к крупным городам и промышленным центрам.

Средняя плотность населения - около 5 человек на 1 кв. км. Большая часть (% населения) сосредоточена на % территории страны. Наиболее густо заселена центральнозападная часть внутреннего плоскогорья с ее здоровым, относительно прохладным климатом - она охватывает (не полностью) провинции Уамбо, Биё, Южная Кванза, Уила и Бенгела. Здесь плотность населения превышает 15 человек, местами же достигает 30-40 человек на 1 кв. км. Менее значительные по площади ареалы с плотностью более 10 человек на 1 кв. км имеются на западе внутреннего плоскогорья, в провинциях Северная Кванза, У иже, Ма ланже. Два ареала большой плотности населения имеются в береговой зоне - в районах Луанды и Лобиту, что связано с наличием здесь двух крупнейших в стране городов. В целом же засушливая береговая полоса заселена слабо (1 -2 и даже менее 1 человека на 1 кв. км). Редко населена и вся восточная половина Анголы.

Темпы прироста населения в 1960- 1972 гг. были одними из самых низких в Африке - всего 1,3% в год. Зато относительно быстро увеличивалось городское население: за 15 лет оно выросло более чем вдвое, составив к 1975 г. около % населения Анголы.

Из городов страны можно выделить 10 крупнейших - и по численности населения, и по темпам его прироста к началу 70х годов. Прежде всего это Луанда - единственный город с числом жителей, достигшим 600 тыс. С начала текущего века город стал возрождаться после десятилетий запустения, вызванного запретом работорговли. Население Луанды росло одновременно с ее экономическим развитием: только с 1960 по 1970 г. оно увеличилось вдвое. Ангольская столица по числу жителей обогнала все прочие города Центральной Африки, кроме Киншасы. За Луандой по числу жителей следуют два города с более чем 60тысячным населением - Уамбо (бывший Новый Лиссабон) и Лобиту, далее - Бенгела (свыше 40 тыс. человек), Лубанго (бывший СадаБандейра, свыше 30 тыс. жителей), Маланже (свыше 30 тыс.), Кабинда (свыше 20 тыс.) и Биё (бывший СилваПорту, около 20 тыс.), прирост населения которых в 1960-1970 гг. составил от 100 до 350%, а также Савримо (бывший Энрики диКарвалью, 13 тыс.) и Мосамедиш (12 тыс.).

Города строились в прошлом по образу и подобию провинциальных городов Португалии. Сейчас для них (по крайней мере для благоустроенных кварталов) характерна современная архитектура, но в облике старых городов еще сохраняются черты колониального периода. Планировка городов в целом однотипна: на побережье - порт или причал, вдали от побережья - железнодорожная станция или аэровокзал, затем деловая часть, административные, а также бывшие аристократические кварталы и рабочие пригороды.

Планировка ангольских деревень круговая: в центре селения находится « дом собраний» (чаще всего просто большой навес), вокруг него располагаются жилые хижины, за ними - хозяйственные постройки, за которыми начинаются огороды и поля.

Итоги четырехсотлетней « цивилизаторской» деятельности португальцев в Анголе оказались весьма жалкими: среди коренного населения неграмотность составляла более 90%. Несмотря на рост числа учебных заведений и количества учащихся, в 1965-1970 гг. системой начального и среднего образования была охвачена примерно г/4 детей школьного возраста. Нужда в рабочих кадрах заставляла колонизаторов организовывать профессиональную подготовку очень небольшого числа специалистов из среды местного населения.

Центром культурной жизни Анголы была и остается столица страны -Луанда. Здесь помимо многочисленных школ и лицея находится единственный в стране университет.

Массовый отъезд из страны европейцев сказался на состоянии кадров интеллигенции. Народная власть предприняла ряд экстренных мер по налаживанию всеобщего бесплатного образования в Анголе, воспитанию национальных кадров. Был принят, в частности, закон о национализации системы образования и здравоохранения. В стране введено бесплатное медицинское обслуживание.

Материальная культура ангольцев за период португальской колонизации не претерпела больших изменений. Традиционное сельское жилище осталось таким же, каким было столетия назад. Оно большей частью прямоугольной формы, с двускатной, иногда пирамидальной крышей; на востоке и на юге Анголы встречаются также круглые хижины с конической кровлей. Основу строения образует каркас из кольев, оплетенный прутьями и обмазанный глиной. Крышу кроют травой или соломой. На стенах хижин нередко можно видеть рисованный красками геометрический орнамент, дощатые двери тоже украшены росписью или резьбой. Расположенный позади каждой хижины амбар для хранения зерна и других припасов по сути дела большая корзина, обмазанная глиной, снабженная остроконечной соломенной крышей и поднятая на сваи, чтобы уберечь продукты от сырости и грызунов.

Главное орудие труда в сельском хозяйстве - мотыга, широко используемая и по сей день. Новое заключается в распространении домашней утвари, хлопчатобумажных тканей фабричного производства, а во многих районах, и прежде всего в городах, - также одежды европейского покроя. Основной пищей ангольца остаются маниок, рис, пальмовые продукты, бобы, фасоль; иногда к этому рациону добавляют немного свинины или иного мяса, а также молоко.

Наводнение внутреннего рынка промышленными товарами широкого потребления способствовало упадку традиционного ремесленного производства, однако в сельской « глубинке» оно представлено все же достаточно широко, а вместе с ним сохраняется и прикладное изобразительное искусство.

В Анголе развиты художественная резьба и плетение. Резные изображения, которыми украшается мебель, иногда представляют собой сложные скульптурные композиции, отражающие различные бытовые сцены. Из дерева вырезают и предметы религиозных культов - стилизованные статуэтки людей и животных, которым приписывается магическая сила. Распространены резные деревянные ритуальные маски. Еще чаще для изготовления масок используют ткань из пальмового волокна; поверх нее накладывается смола, из которой вылепляют лицевую часть и затем раскрашивают ее красной и белой глиной. Изготовленные из тростника, травы, веток или соломы корзины, циновки и другие плетеные изделия имеют четкий геометрический орнамент. Изделия местных гончаров тоже украшаются геометрическим узором.

В стране развито музыкальное и танцевальное искусство. Музыкальные и хореографические жанры тесно связаны не только с трудовыми процессами, но и с различными традиционными обычаями, религиозномистическими церемониями, в том числе траурными. Нередко в танцах участвует почти все население деревни. Пляшут под аккомпанемент барабанов, разного рода ксилофонов, труб из слоновых бивней и других музыкальных инструментов.

Богатое устное творчество ангольского народа - множество мифов и легенд, сказок, пословиц, поговорок, поэм изучено еще не полностью, но ангольские деятели культуры провели в этом направлении большую работу. На основе народных легенд современный ангольский писатель Каштру Сороменью создал книгу « История Черной Земли» (1960 г.).

Письменная литература, в основном португалоязычная, зародилась в конце XIX в. Ее представляли такие деятели культуры, как Кордейру да Матта, Тадеу Бастуш, Силвериу Феррейра, Пайшао Франку, Асиз Жуниор. В произведениях современных ангольских писателей, таких, как Антониу Жазинту и другие, выражен призыв к живущим и будущим поколен

иям ангольцев создавать нового человека, готового отстоять свое национальное единство. И не случайно послевоенное поколение Анголы, вдохновленное чтением этой литературы, в 1948 г. основало движение культурного направления « Идем открывать Анголу», которое воспитало многих борцов национально освободительного движения.

В ангольской литературе развивается патриотическое направление, для которого характерны темы, посвященные разоблачению колониализма и империализма, борьбе за свободу и человеческое достоинство, революционной войне и трудовым подвигам сегодняшнего дня. Появилась плеяда молодых талантливых поэтов и писателей. К числу выдающихся поэтов современной Анголы и Африки принадлежит президент Агостиньо Нето, творчество которого пронизано идеями борьбы за освобождение народа Анголы, всей Африки и человечества от гнета колониализма и эксплуатации.

Луимбе и вамбунду, умбе, иногда объединяемые названием вагангела. На северо-востоке, в бассейне Касаи и в районе водораздела Конго – Замбези, обитают и валуэна, а на крайнем востоке, в верховьях Замбези, – . В южной части атлантического побережья и далее на вплоть до водораздела рек – расселены ванья-нека, на крайнем юге, вдоль границы с Намибией, – овагереро и , на юго-востоке, в бассейнах Кубанго и ,- вамбуэла и вайейе. Кое-где на юге и юго-востоке Анголы встречаются отдельными небольшими группами .

При колониализме в Анголе было много лиц европейского происхождения (около 600 тыс.). Среди них преобладали португальцы; к концу 1975 г. страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на многовековую активную европейских миссионеров – католических и отчасти (на севере) протестантских, большинство коренных жителей Анголы до сих придерживается анимистских традиционных верований. Христиане (это преимущественно католики) составляют немногим более населения страны. Некоторым влиянием на севере Анголы пользуются христианско-африканские секты, сочетающие христианские догмы с местными традициями.

Города строились в прошлом по образу и подобию провинциальных городов Португалии. Сейчас для них (по крайней мере для благоустроенных кварталов) характерна современная , но в облике старых городов еще сохраняются черты колониального периода. Планировка городов в однотипна: на побережье – или причал, вдали от побережья – или , затем деловая часть, административные, а также бывшие аристократические кварталы и рабочие пригороды.

Планировка ангольских деревень круговая: в центре селения находится « собраний» (чаще всего просто большой навес), вокруг него располагаются жилые хижины, за ними – хозяйственные постройки, за которыми начинаются огороды и поля.

Итоги четырехсотлетней «цивилизаторской» деятельности португальцев в Анголе оказались весьма жалкими: среди коренного населения неграмотность составляла более 90%. Несмотря на рост числа учебных заведений и количества учащихся, в 1965-1970 гг. системой начального и среднего образования была охвачена примерно % детей школьного возраста. Нужда в рабочих кадрах заставляла колонизаторов организовывать профессиональную подготовку очень небольшого числа специалистов из среды местного населения.

Центром культурной жизни Анголы была и остается столица страны – Луанда. Здесь помимо многочисленных школ и лицея находится единственный в стране университет.

В Анголе развиты художественная резьба и . Резные изображения, которыми украшается , иногда представляют собой сложные скульптурные композиции, отражающие различные бытовые сцены. Из дерева вырезают и предметы религиозных культов – стилизованные статуэтки людей и животных, которым приписывается магическая . Распространены резные деревянные ритуальные маски. Еще чаще для изготовления масок используют ткань из пальмового волокна; поверх нее накладывается смола, из которой вылепляют лицевую часть и затем раскрашивают ее красной и белой глиной. Изготовленные из тростника, травы, веток или соломы корзины, циновки и другие плетеные изделия имеют четкий геометрический . Изделия местных гончаров тоже украшаются геометрическим узором.

В стране развито музыкальное и танцевальное искусство. Музыкальные и хореографические жанры тесно связаны не только с трудовыми процессами, но и с различными традиционными обычаями, религиозно-мистическими церемониями, в том числе траурными. Нередко в танцах участвует почти все деревни. Пляшут под барабанов, разного рода ксилофонов, труб из слоновых бивней и других музыкальных инструментов.

Богатое устное ангольского народа – множество мифов и легенд, сказок, пословиц, поговорок, поэм изучено еще не полностью, но ангольские деятели культуры провели в этом направлении большую работу. На основе народных легенд современный ангольский писатель Каштру Сороменью создал книгу « Черной Земли» (1960 г.).

Письменная , в основном португалоязычная, зародилась в конце XIX в. Ее представляли такие деятели культуры, как Кордейру да Матта, Тадеу Бастуш, Силвериу Феррейра, Пайшао Франку, Асиз Жуниор. В произведениях современных ангольских писателей, таких, как Антониу Жазинту и другие, выражен призыв к живущим и будущим поколениям ангольцев создавать нового человека, готового отстоять свое национальное . И не случайно послевоенное Анголы, вдохновленное чтением этой литературы, в 1948 г. основало культурного направления «Идем открывать Анголу», которое воспитало многих борцов национально-освободительного движения.

В ангольской литературе развивается патриотическое направление, для которого характерны темы, посвященные разоблачению колониализма и империализма, борьбе за свободу и человеческое достоинство, революционной войне и трудовым подвигам сегодняшнего дня. Появилась молодых талантливых поэтов и писателей. К числу выдающихся поэтов современной Анголы и Африки принадлежит президент Агостиньо Нето, творчество которого пронизано идеями борьбы за народа Анголы, всей Африки и человечества от гнета колониализма и эксплуатации.