Антонимы употребление антонимов в речи. Лекция: Роль антонимов в речи. Использование антонимов в речи

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis - противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , матушка Русь (Н.).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной) : У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе , ни любви , и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец , но и не дурной наружности , не слишком толст , не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар , однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг , а так ... (Выc.).

Сопоставление антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны , но сближают людей ; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед , а горечью поражений (Из газ.) Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы; ср.: Жизнь достаточно продолжительна , чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка , чтобы не успеть впасть в новые (Лих.).

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы , но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней , тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Еc.)

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron - остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: "Плохой хороший человек " (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: "Живой труп " (Л. Т.); "Оптимистическая трагедия " (Вишн.); ...Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная , бредешь ты голова? (Кр.). Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая . Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti - против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный !; злому: Как ты добр ! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь ; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные , и мудрые , и глупые , и добрые , и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся . И поссоримся . И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок , а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков), Молодая была уже не молода (И. и П.)

Антонимы благодаря устойчивым связям в лексической системе языка воспринимаются в речи на фоне своих семантических коррелятов. Так, встречая то или иное слово, имеющее антоним, мы невольно сопоставляем эти взаимосвязанные слова. Например, у Гоголя

Как вам показался наш город? - примолвила Манилова.- Приятно ли провели там время?
- Очень хороший город, прекрасный город,- отвечал Чичиков,- и время провел очень приятн о: общество самое обходительное .
- А как вы нашли нашего губернатора? - сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? - прибавил Манилов.
- Совершенная правда ,- сказал Чичиков,- препочтеннейший человек.

Каждое из выделенных слов читатель мысленно отличает от возможного антонима, в чем предполагаются системные связи слов в лексике.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002

Использование антонимов в речи

Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis-противоположение) - стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая , ты и обильная , ты и могучая , ты и бессильная , матушка Русь (Н.). По структуре антитеза может быть простой (одночленной): У сильного всегда бессильный виноват (Кр.) и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе , ни любви , и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В бричке сидел господин, не красавец , но и не дурной наружности , не слишком толст, не слишком тонок ; нельзя сказать, чтобы стар , однако ж и не так, чтобы слишком молод (Г). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так... (Выс.).

Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней , тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Ес.).

Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия: «Плохой хороший человек » (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся на подлинных антонимах (начало конца ), другие - на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп » (Л. Т.); «Оптимистическая трагедия » (Вишн.);.. Пышное природы увяданье (П.). Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.

В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная , бредешь ты голова? (Кр.) Прилагательное умная относится к Ослу, и мы понимаем, что за этим определением стоит его антоним - глупая . Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. anti -против + phrasis - выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный ! , злому: Как ты добр ! и т. д.

Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей (Л.-К.); Войска идут день и ночь ; им становится невмочь (П.), полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные , и мудрые , и глупые , и добрые , и лютые (Ч.). Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Помиримся . И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь (Рожд.).

Столкновение в речи антонимов - многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour). Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок , а самый близкий от чего-нибудь да отдален (Козьма Прутков); Молодая была уже не молода (И. и П.).

Употребление антонимов делает речь более выразительной. Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой - телегу ; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли . См. у П.П. Ершова в сказке «Конек-горбунок»:... Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Антонимы нередки в поэзии. См., например, у В. В. Маяковского: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег ... Или у Р. Рождественского: Нахожусь ли в далеких краях, ненавижу или люблю - от большого, от главного я - четвертуйте - не отступлю . В роли антонимов писатели и поэты иногда употребляют и стилистические синонимы. Например: - Нет, я - артист, а не актер . Прошу различать. Актеру - венки и пошлые рукоплескания, а мне - лишь потрясение (А.Н.Т.). Или: А у Ули глаза были большие, темно-карие,- не глаза, а очи ... (Фад.).

Антонимы используются в качестве названий произведений: «Война и мир » Л. Н. Толстого, «Дни и ночи » К. Симонова и т.д.

Антонимия может служить и средством создания иронии . См. у М. Горького:...Не стану говорить, как горько живется рабочим в этих сладких заведениях, производящих конфеты и пряники.

Наряду с общелитературными антонимами в языке художественной литературы нередки контекстуальные (индивидуальные) противопоставления слов, которые в обычном употреблении не антонимичны. См., например, у А.С. Пушкина: Они сошлись. Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой. В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах , т.е. словах, противопоставленных в определенном контексте: «Волки и овцы». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер.

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной.

В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: "… сказка заставляет… тревожиться, радоваться". На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции.

Без антонимов наша речь была бы намного беднее. (учебно-методическое пособие «Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации 2010» по ред. Н.А.Сениной)

Роль антонимов в художественном тексте.

Антонимы – это слова одной части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом тексте?

Во- первых, в предложении 6 « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата явлений, широту пространственных и временных границ.

Во – вторых, в предложении 16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: « ни взад ни вперед ».

Таким образом, можно сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности речи.(85 слов)

Зачем в художественном тексте используют синонимы.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?

Во-первых, для более точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел на мокрый, еще влажный от росы песок».

Во-вторых, в предложении 8 нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова: «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»

В-третьих, в предложении 20 для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»

Таким образом, могу сделать вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее выразить мысль.(119 слов)

Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.

Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.

Таким образом, роль сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.(132 слова)

Роль эпитетов в художественном тексте.

Среди разнообразных тропов часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 6 украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.

Во-вторых, в предложениях 13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают живописно описать действие.

Таким образом, эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.(121 слово)

Роль гиперболы в художественном тексте.

Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-то предмета, явления. Гиперболизация - излюбленный стилистический приём Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?

Во-первых, в предложении 9 нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к природе.

Во-вторых, в предложении 17 встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А. Приставкин.

Таким образом, гиперболы в этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно представить события той ночи на Селигере.(114 слов)

Роль метафор в художественном тексте

Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». Какие метафоры нахожу в этом тексте?

Во-первых, в предложении 11 метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.

Во-вторых, в предложении 26 присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать, ярче представить, что натворили фашисты в городе.

Таким образом, могу сделать вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и эмоциональность.(Слов 90)

Роль цитаты в публицистическом тексте.

Публицистический текст, используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения, характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата - это дословно переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?

Во – первых, А. Чирве для определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в предложении 6, что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую характеристику рассказа.

Во-вторых, цитата Л. Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его эмоциональным.

Таким образом, цитаты в публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают внимание читателей и слушателей.(134 слова)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ

Лексический повтор в речи (письменной и устной) ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста.

А вот в предложении 23 и 24 автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял бы свою необычность и экспрессивность.

Таким образом, могу сделать вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя.(105 слов)

Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?

Перифраз - это описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном тексте?

Во-первых, в эссе, посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении 13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».

Во-вторых, в предложении 26 нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий слово «осень», образно характеризует это время года.

Таким образом, писатели используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой данной материи красно говорить…».(112 слов)

Роль публицистического стиля в речи

Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень велика. Убедимся на примере этого текста.

Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)

Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. В предложении…(Вставляю пример)

Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи, служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень важен в жизни.(101 слово)

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Например, черное – белое, горькое – сладкое и т.д. Посредством антонимов создаются такие художественно-изобразительные приемы и стилистические фигуры, как оксюморон, противопоставление, перифраз. Эти приемы основаны на использовании противоположных по значению слов.

Многие писатели не только использовали в своих произведениях вышеперечисленные приемы, но и выносили оксюморон в заголовок своего творения. Ярким примером является название поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Если понимать эти слова буквально, то получается какой-то абсурд. Душа всегда считалась бессмертной, а тут констатация ее смерти. Необычное название имеет и драма Л.Н.Толстого «Живой труп».

Есть еще немало произведений, имеющих оксюморонный заголовок. Авторы прибегли к сочетанию несочетаемого для того, чтобы «заполучить» читателей. Что-то необычное привлекает намного больше внимания, чем заурядное. Может быть, за таким противоречивым заголовком скрывается много интересного в самом произведении? В любом случае, авторы, выбирая для своего творения интригующее название, закладывают в него намного больше смыслов, чем читатель может разгадать в первого, со второго или даже с десятого раза.

Возможно, мы не замечаем этого, но в повседневной жизни мы часто пользуемся антонимами. Самый распространенный случай употребления антонимов – это противопоставление. Мы используем его для усиления значения какого-то слова. Например: «Не черную, а белую краску я тебя просила купить». Союз «а» и противоположный цвет подчеркивают то, что нам нужна именно белая краска.

Все, что есть в языке, необходимо. Как и любой орган в человеческом теле, без которого невозможно нормальное функционирование всей системы. Так и с антонимами. Они есть и активно используются в различных сферах жизни, будь то словотворчество или разговор на бытовую тему.

Сочинение, реферат, доклад Антонимы и их роль в речи, какую роль в речи играют антонимы

    Меркурий - одна из девяти планет, входящих в солнечную систему. Она располагается ближе всех к нашей звезде, и обладает самым маленьким размером среди четырёх планет до пояса астероидов.

  • Андреас Везалий вклад в биологию

    Андреас Везалий - выдающийся итальянский учёный-естествоиспытатель, который сделал множество открытий в области биологии, был личным врачом Карла V, затем Филиппа II.

  • Жизнь и творчество Виктора Драгунского

    Виктор Юзефович Драгунский – популярный советский писатель. Известен прежде всего по книгам серии «Денискины рассказы».

  • Венерин башмачок - сообщение доклад

    Дамская туфелька, девичий башмачок, богородицы сапожок, адамова голова – это разные названия одного цветка – венерина башмачка. Очень редкое и красивое растение, занесённое не только в Красную книгу России, но и других стран.

  • Пустыня - доклад сообщение (4 класс окружающий мир, 7 класс)

    Одними из самых загадочных и непредсказуемых мест на планете, являются пустыни. Они могут быть каменистыми и песчаными, глинистыми и солончаковыми, и даже Арктические ледяные пустыни

Урок русского языка 5 класс, по учебнику Ладыженской Т.А. Тип урока "Открытие новых знаний". Урок разработан в соответсвии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Роль антонимов в речи»

Тема урока «Роль антонимов в речи»

Цель познакомить учащихся с понятием «антонимы», с местом антонимов в речи.

Задачи:

Научить распознавать антонимы;

Раскрыть роль антонимов в речи;

Повторить и систематизировать понятие «синонимы»;

Развивать:

    умения применять новые знания на практике;

    познавательный интерес учащихся к внешней оболочке слова и его значению;

    орфографическую зоркость;

    речь учащихся;

    умение строить речевые высказывания, контролировать и оценивать результаты деятельности;

    коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

1)Предметные: знать содержание понятия «антонимы», смысловые и стилистические различия антонимов; о словаре антонимов; подбирать антонимы к данным словам, использовать антонимы в речи.

Личностные:

Способность к рефлексии.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель деятельности;

Умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

Умения контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативность и самостоятельность;

Вносить необходимые коррективы в действие, высказывать свое предположение.

Познавательные:

Умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям;

Строить логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные:

- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

Принимать на себя ответственность за результат своих действий;

Наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Тип урока: открытие новых знаний.

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, зада­ния и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая

деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия­

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный

контроль

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой учащихся на усвоение нового материала.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Михайловна, я учитель русского языка Шебалинской школы. Мне очень приятно сегодня поработать с вами. На ваших столах лежат смайлы, один из их веселый, другой грустный. Покажите, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (показывают смайлики)

Большинство из вас пришли с хорошим настроением

Также эти смайлы станут верными помощниками в течении урока.

Сядьте правильно, выпрямите спину. Откройте тетради, запишите число, «классная работа». Тему запишем позднее.

В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность: ставить себе отметки в лист самооценки.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к работе. Читают установку.

Познавательные:

осознают учебно - познавательную задачу.

Личностные : эмоциональный настрой.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний

Словесно-иллюстративный рассказ, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Учитель активизирует знания учащихся. Задает вопросы

- «Ребята, я задам несколько вопросов и попрошу с помощью смайлов оценивать ответы одноклассников, веселый – правильно, грустный – неправильно»

1.«Вспомните, какой раздел вы начали изучать недавно на уроках русского языка?» (Лексика)

Оценили смайлами

2.«Что такое лексика?» (словарный состав языка)

Класс оценили смайлами

3. «Какую тему из раздела «Лексика» вы изучили?» (Синонимы)

Оценили смайлами

4. Дайте определение понятию «Синоним» (слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, одинаковые по смыслу).

Оценили смайлами

5. Приведите примеры синонимов.

Оценили смайлами

Те ребята, чьи ответы были оценены правильно, заносят в лист самооценки по 1 баллу

Для того определить тему урока зачитаю вам четверостишье, ваша задача найти ключевые слова (слайд 3) добро и зло.

Являются ли эти слова синонимами? Нет, наоборот противоположные

Да, эти слова по смыслу противоположные, такие слова называют «АНТОНИМЫ». Запишите тему урока (Слайд 4)

Для того, чтобы сформулировать цели урока, используем прием «Незаконченное предложение» (слайд 5)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, повторяют пройденный материал

Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; осознают учебно-познавательную задачу, слушают, извлекают нужную информацию, применяют ранее приобретенные знания.

Регулятивные: формулируют цель с помощью учителя, принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают свою деятельность.

Устные ответы

Работа с листами самооценок

3. открытие новых знаний

Обучающиеся учатся работать с текстом, знакомятся с правилом и новым понятием

Сейчас я попрошу открыть учебники на стр. 166, прочитать правило и выполнить письменно упражнение по рисунку над правилом, выписывая антонимы.

Что такое «АНТОНИМЫ»?

Теперь попрошу поменяться тетрадями и оценить друг друга по эталону (слайд 7), не забывайте оценить орфографическую зоркость (правильный ответ -1б, неправильный- 0, при наличии ошибок ответ считается неправильным)

Выставляем полученные баллы в лист самооценки

Поднимите руки у кого правильно

Читают правило в учебниках

Самостоятельная, индивидуальная

Познавательные УУД: работа с правилом, смысловое чтение, умение понимать что такое антонимы и находить их

Регулятивные УУД: взаимооценивание, согласно критериям

Письменная работа

4. Физкультминутка.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Физминутка . ТРИ КОТА

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

5.Первичное закрепление

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике

Предлагаю вам групповую работу. У вас на столах лежат карточки с заданиями. В 1 группе стихотворение Аржана Адарова «Моя песня», во 2 группе отрывок из алтайской народной сказки «Дед и бабушка синяя корова и кабарга Лакомка», в 3 группе отрывок из прозы «про охотников Алтая». Вам необходимо найти и подчеркнуть антонимы, командир группы зачитает ответ.

Для работы в группах дается 3 минуты

После ответа каждой группы:

Задание 2.

Каждой группе показывается картинка из русских народных сказок и басни И.Крылова, нужно назвать антонимы к картинке

Члены группы за правильные ответы выставляют по 1б в лист самооценки

Выполняют задание, отвечают.

групповая

Личностные: совершенствуют имеющиеся знания

Познавательные: читают и извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её Регулятивные: контролируют учебные действия,

устраняют допущенные ошибки, адекватно оценивают достижения.

Работа с текстом.

6.вторичное закрепление

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет подбирать антонимы и выявить роль антонимов в речи.

обсуждение

Для того чтобы определить роль антонимов в речи, подберем определения антонимы к слову «хлеб» (какой?), «зима» (какая?).

Подумайте, для чего в речи нужны антонимы? (вывод на слайде 10)

Отвечают, делают выводы

Фронтальная, коллективная

Личностные: закрепляют новые умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: самостоятельно применяют новые знания в измененной ситуации.

Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывания, осуществляют совместную деятельность в группах, обосновывают свою точку зрения

Письменное выполнение упражнений, заданий в группах, устные ответы.

9.Рефлексия.

А теперь подведем итог урока. Вернемся к нашим целям и продолжим предложения.

Также, для того чтобы закрепить умение использовать полученные знания, предлагаю вам в группах закончить предложение, выбрав один из предложенных антонимов и зачитать полученное предложение.

Возвращаемся к листам самооценки, подсчитываем общее количество баллов и выставляем оценки согласно критериям на экране.

Вернемся к нашим смайлам, поднимите тот,согласно которому ваше настроение.

Улыбнитесь друг другу.

Дз на слайде

Устные ответы.

Фронтальная

Регулятивные: подводят итоги урока, оценивают свою работу, Коммуникативные : формулируют собственные мысли и высказывают свою точку зрения.