Безумная евдокия сюжет кратко. Повесть «Безумная Евдокия» А. Алексина (сочинение-отзыв). Характеристика главных действующих лиц

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом... Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется...

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность.

Так сейчас происходит со мной.

Но почему все, о чем я теперь вспоминаю, так долго не обнаруживало себя?

Я должен восстановить разрозненные детали. Быть может, собравшись вместе, они создадут нечто цельное?

Мы с Надей работали в конструкторском бюро на одном этаже, но в разных концах коридора. Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имен, потому что не знали их.

Когда же меня вместе с чертежной доской решили переселить в Надину комнату, некоторые из ее коллег запротестовали: «И так уж не протолкнешься!»

Одним человеком меньше, одним больше... - стал убеждать представитель дирекции.

Это смотря какой человек! - сказала Надюша.

Потом, возникая из-за своей чертежной доски, словно из-за ширмы кукольного театра, я нарочно встречался с Надей глазами и улыбался, чтобы она поверила, что я человек неплохой. С той же целью я пригласил ее однажды на концерт знаменитой певицы.

Пойдемте... Я тоже пою! - сказала она. И добавила: - Правда, есть одно затруднение: у меня насморк и кашель. Таких зрителей очень не любят.

Но именно там, в Большом зале Консерватории, я ее полюбил. В течение двух отделений Надя героически старалась не кашлять и не чихать. А когда знаменитую певицу стали вызывать на «бис», она шепнула:

У вас нет платка? Мой абсолютно промок. Вот уж не ожидала от своего маленького носа такой бурной активности!

Она напоминала ребенка, который в присутствии гостей, повергая родителей в ужас, может поведать обо всех своих намерениях и выдать любые тайны семьи.

«Милая детская непосредственность...» - говорят о таких людях. Надина непосредственность никогда не была «милой» - она была удивительной.

Покоряющей... Ее синонимом была честность. Я-то ведь не отважился сообщить ей, что сочиняю фантастические рассказы, которые никто не печатает! Тем более что, как я узнал окольным путем, она этот жанр не любила:

Столько фантастики в реалистических произведениях!.. А когда я сказал Надюше, что мечтаю на ней жениться, она ответила:

Только учтите, у меня есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей.

В вас самой столько детского! - растерянно пошутил я.

С годами это может стать неестественным и противным, - ответила

Надя. - Представьте себе пожилую даму с розовым бантиком в волосах!

Но ведь можно, в конце концов, и без...

Нет, нельзя, - перебила она. - Представляете, какая у нас с вами была бы дочь!

С той поры иметь дочь стало нашим главным желанием. Будущие родители обычно мечтают о сыновьях, а мы ждали дочь.

«Ясно... Запретный плод!» - говорили знакомые. Эти восклицания были не только банальными, но и неточными. Надюша, мало сказать, не прислушивалась к запретам врачей - она просто о них забыла. И только глаза, которые из-за припухлости век становились по утрам вроде бы меньше и уже, напоминали о том, что порок сердца все-таки есть.

Почти всех женщин беременность украшает. На ком ты женился? говорила Надюша, разглядывая себя в зеркале по утрам.

Другие мечтали о сыновьях. А мы ждали Оленьку. И она родилась. «Она не могла поступить иначе, - написала мне Надюша в своей первой записке после того, как нас на земле стало трое. - Меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!»

С этой фразы, я думаю, все началось. Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей. Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца...

Это было воскресенье. По радио началась передача «С добрым утром!».

Надя вместе с картошкой, которую она чистила, переместилась поближе к приемнику.

Не пою сама, так хоть послушаю, как поют другие, - сказала она.

А разве ты уже... не поешь? - удивился я.

А разве ты не заметил?

Я как-то... Пожалуйста, не сердись.

Наоборот, я горжусь: незаметно уйти со сцены - это искусство.

Надя любила подтрунивать над собой. Я знал, что на это способны только хорошие и умные люди.

В дверь постучали.

Звонок не работает, - сказала Надюша. - Пробки, что ли, перегорели?

Стоило мне прикоснуться к замку, как по ту сторону двери вскрикнули:

Оля дома?

Я увидел на пороге Евдокию Савельевну, классную руководительницу нашей Оленьки, и двух Олиных одноклассников - Люсю и Борю.

Вырос Боря нам На горе! - пошутила однажды Оленька.

Она часто и легко переходила на рифмы.

Боря был самым высоким в классе и всегда что-нибудь или кого-нибудь собой загораживал. А тут он хотел, чтобы Евдокия Савельевна сама его от меня заслонила, и поэтому неестественно пригибался.

Хрупкая Люся тоже пряталась за громоздкой, но очень подвижной фигурой своей классной руководительницы.

Евдокия Савельевна была в брюках, старомодной шляпе с обвислыми полями и с рюкзаком за спиной.

Оля дома? - повторила она.

Она не вернулась?!

Как... нет?! Что вы говорите?

Она же ушла вместе с вами. В поход.

Это так. Это. безусловно, так. Но вчера вечером она куда-то исчезла.

Я почувствовал, что сзади, за мной, стоит Надя. Она не сказала ни слова. Но я почувствовал, что она сзади. - И ночью Оленьки не было? полушепотом-полукриком спросил я.

Они молчали. Это было ответом, который заставил Надюшу за моей спиной произнести:

Где же она теперь?

Трудное умение взглянуть на события собственной жизни со стороны, спокойное чувство юмора всегда помогали Наде удерживать себя и меня от радостной или горестной истерии.

Ты бы одолжила мне свое чувство юмора, - как-то попросил я ее.

У меня... юмор? Смешно! - сказала она. - Но свой собственный сбереги. Он помогает смягчать крайние человеческие проявления.

Эти проявления всегда очень опасны, - сказала она в другой раз. -

Потому что отрывают человека от людей и делают его одиноким.

Не понимаю, - сознался я.

Значит, виноват объяснявший! Мы часто излагаем то, о чем размышляли целые годы, так, будто и наш собеседник размышлял вместе с нами. И еще удивляемся: почему он не понимает нас с полуслова!..

Я любил, когда Надюша мне что-нибудь растолковывала: она делала это легко, не настырно. «Преподавай она в школе, все были бы отличниками», думал я.

Вот и растолкуй мне... О вреде, как ты сказала, «крайних человеческих проявлений»!

Верней, о бестактности их, - сказала она. - Это как раз очень ясно.

Например... Когда слишком уж бурно ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми!

В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая дочь Оленька, вернее ее эгоизм.

Когда же была допущена ошибка, почему дочь выросла такой, ведь вся любовь родителей была ей отдана?

Когда-то давно они поженились. У Наденьки больное сердце и она не должна была становиться матерью. Но девочка родилась вопреки запретам. Вот тогда они и положили свои жизни к ногам дочери – безумная родительская любовь не только дарит счастье, но может и погубить совесть.

Оленька росла способной девочкой. Рисовала, занималась лепкой и была просто красавицей. Она считала себя особенной и раздражалась по поводу того, что ее учительница Евдокия Савельевна умаляет ее достоинства, что старается весь класс подогнать под свои стандарты.

Рассказывая дома о выходках Безумной Евдокии, как прозвала учительницу Оленька, девочка искала у родителей поддержку. И она ее находила – может быть не такую активную, как хотела, но тихое согласие уж точно.

Не замечали родители и того, что девочка теряет друзей, обвиняя их в предательстве, хотя если бы они были бы более внимательны, то стало бы понятно, что их дочь не безгрешна. Но увы, этого не произошло.

Однажды Евдокия Савельевна организовала поход по местам, где совершил подвиг во время войны ее бывший любимый ученик. Дети должны были пройти путь смелого мальчика. В этот поход пошла и Оля.

Когда ранним утром учительница пришла и сообщила о пропаже девочки, Наденька держалась до последнего. Но услышав слова, что девочка якобы найдена и ее нужно опознать, разум матери не выдержал.

Все присутствующие были шокированы, когда в квартиру вбежала девочка. Она была в прекрасном настроении, принесла маме букет цветов и стала рассказывать, что первая дошла до того места, к которому стремился весь класс.

Оленька говорила это маме, делилась своей радостью, пыталась достучаться до родного сердечка, но та больше ничего не хотела слышать, вернее не могла. Горе лишило ее счастья понимать слова.

Отец и дочь остались у разбитого семейного очага.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. А. Алексин – повесть “Раздел имущества”. В этой пове­сти писатель поднимает проблему душевной черствости, от­чуждения в семейных отношениях, неблагодарности детей...
  2. В 1964 году на экраны СССР вышел фильм «Девочка и эхо». Можно и сейчас посмотреть его, используя источники из интернета....
  3. Александр Иванович Куприн в 1900 году написал рассказ «Тапер». Краткое содержание произведения позволит читателю сэкономить время и ознакомиться с сюжетом...

Меню статьи:

Повесть Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» затрагивает сразу несколько неразрешенных проблем социума. Автору хочется заставить читателя разобраться и дать самостоятельную оценку таким вопросам как:

  • Является ли благом самоотречение во имя ребенка;
  • Совместима ли творческая одарённость и эмпатия у детей;
  • Способно ли одиночество деформировать личность человека;
  • Взрослые и дети: взаимное воспитание и манипулирование;

Главные роли отведены четырём действующим лицам: безымянный повествователь от первого лица, его жена Надя, дочь Оля и учитель истории Евдокия Савельевна. На втором плане не менее важные люди – Боря, влюблённый в Олю одноклассник и «Люси», лучшая подруга.

Краткая сюжетная линия повести

Знакомство супругов происходит в рабочей обстановке. «Милая детская непосредственность» взрослой женщины влюбляет в неё будущего мужа с первых дней знакомства. Молодая семья мечтает о рождении дочери, и вопреки пороку сердца и предостережениям врачей, Надя принимает судьбоносное решение – она становится матерью. Бессонные внутренние монологи приводят главного героя к пониманию, что дочь стала причиной их с Надей отчуждения друг от друга.

На время страшного события Оля была шестнадцатилетней девушкой, одарённой талантом скульптора и художницы. Уйдя на сутки в поход с компанией одноклассников и школьной учительницей истории Евдокией Савельевной, девочка исчезает.

Мать, находясь в опасном для неё состоянии потери самообладания, не вовремя подходит к телефону, когда из участка милиции звонят и предлагают опознать тело неизвестной девушки. В этот момент героиня теряет рассудок, а в квартиру заходит радостная Оля.

Характеристика главных действующих лиц

«Родители Оленьки» – так характеризует повествователь их с женой потерянные годы. Начало представлено ретроспекцией главного героя в далёкое прошлое, и его размышлениями о том, что упущенные детали могут иметь катастрофические последствия. Неумолкающие внутренние диалоги с женой приводят к мысли о том, что увлёкшись единой целью и глядя в одном направлении, можно забыть о самих себе.

Вначале автор хочет сказать о том, что влюблённые в равной степени были наделены эмоциональным интеллектом и без труда нашли общие цели в жизни. Не раз упоминается способность Нади к самоиронии, ведь «на это способны только хорошие и умные люди» – думает муж, не переставая восхищаться своей избранницей. Женщина обладает такими главными человеческими качествами, как духовная чистота и мудрость в сочетании с самоотдачей.

Героине отведена роль доброго наставника мужа, а он в свою очередь высоко ценит способности супруги тонко чувствовать людей и ситуацию. Часто она заставляет задуматься о том, что во время веселья в одном месте, где то раздаётся плачь других людей. Идею автор подкрепляет неугомонным весёлым радио, звуки которого сопровождает трагическую ситуацию.

Образ Нади и её болезнь сердца показывает, что рождение ребёнка является ценным даром. Мать полностью растворяется в чаде, забыв с годами о том, что сама была некогда наделена хорошим голосом и могла петь.

Анатолий Алексин задаёт вопросы читателю:

  • Жертвенность родителей – полезна ли она для ребёнка.
  • Способен ли он по достоинству оценить ежедневный подвиг взрослых, отрекающихся от себя и своих амбиций.

На то время такими критериями мыслить не разрешалось, но можно предположить, что излишняя увлечённость жизнью сына или дочки способна негативно отразиться на всей семье.

Повествователь хочет сказать, что родители, излишней заботой воспитали молодую эгоистичную дочь, которая легко и с налётом небрежности переступает через родных и друзей. Девочка владеет даром не только скульптора, но и мастера слова, на ходу придумывая рифмованные ответы в повседневных диалогах. В школе она отличается от серой массы, но не находит признания. Отец видит в ней родственную душу – талант, который стараются не замечать посредственности, и начинает ещё больше жалеть дочь.

Девочка-подросток во всём винит Евдокию, странную учительницу, которая пытается всех уравнять и выделить любимчиков среди бесполезных в классе учеников. Рассказы дома о странном поведении преподавателя не умолкают: «- Наша безумная Евдокия! - сказала о ней Оля». Так произошло единогласное клеймление личности.

Алексин хочет донести, что ребёнок с ранних лет стал неосознанно практиковаться в манипулировании людьми. Родители видят несуразную учительницу предвзято, с подачи Оли она выглядит так:

  • Одинокая нелепая женщина, которая старается подавить в детях творческое начало.
  • Необъективных холерик, который «хватает из толпы» себе фаворитов среди бездарных учеников.
  • Взбалмошный и волевой характер держит сплочённым весь класс, порицая каждого, кто не хочет принимать участия в коллективной деятельности.

Гротескная персона Евдокии выстроена ею лично, и создаётся впечатление, будто она тщательно следит за этим, специально надевая несуразную мужскую и женскую одежду вместе. Однако безумство её всё же относительно, она под стать родителям Оли, растворилась в чужих детях. Не имея своих, всей душой хочет научить их дружить и приносить пользу обществу, подтверждая свои слова яркими примерами.
Только после потери рассудка жены главный герой осознает, что за шестнадцать лет они воспитали умного манипулятора, неспособного сочувствовать.

Картина показывает, как растворяясь в жизни талантливых, или бесталанных детей родители теряют способность мыслить критически, поддаваясь умелому плетению интриг детьми. Читатель обязан задуматься, насколько самостоятельно даётся оценка людям, или она кем-то запланирована и просчитана в корыстных целях.

Одиночество губительно для человека

Автор хочет показать, что с «духовной тишиной» карикатурная Евдокия и ей подобные стараются справиться тем, что громко «шумят» вокруг, не желая оставаться наедине с собой. Такое энергичное поведение способно заряжать энтузиазмом, но в равной степени может мешать людям более тонкого склада ума, одиночкам, которые хотят дистанцироваться от толпы.

Добру и любви, взаимопониманию и сочувствию посвящены произведения, который создал Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия», краткое содержание которой изложено в этой статье, - одно из самых проникновенных произведений этого автора.

Родительская любовь

Создателем огромного количества рассказов и повестей для детей и подростков является Алексин. «Безумная Евдокия», краткое содержание которой представлено ниже, - повесть о том, как безмерная любовь превратила девочку-подростка в эгоистичного человека. Звали ее Олей, и у нее были безумно любящие родители. Она настолько внимательно и ласково к ней относились, что забывали порою друг о друге. Поступки ее повлекли за собой вовсе не детские последствия. Начинается повесть с воспоминаний ее отца.

Отец Оли - он же рассказчик. Жизнь этого человека вращалась вокруг любимой дочери. То же самое можно сказать и о матери Оли - женщине, о первой встречи с которой вспоминает рассказчик в начала произведения. В своей повести идеальный образ родителей предоставил Алексин. «безумная Евдокия», краткое содержание которой говорит о том, что произведение это весьма трагично, создает впечатление, что для того, чтобы воспитать из своего ребенка доброго и порядочного человека, недостаточно его безмерно любить.

Огни прошлого

Главный герой предается воспоминаниям. Читателю пока не известно, что случилось с его семьей. Но уже с первых строк понятно, что произошло нечто непоправимое.

Со своей женой Надей он познакомился в конструкторском бюро, где они когда-то работали. Она была мила и непосредственна. И в нее невозможно было не влюбиться. Однако была одна проблема, о которой Надежда, не тая, сказала уже после первого свидания. У нее, как она сама выразилась, было приданое: сердечная недостаточность и невозможность иметь детей. Вот о чем пишет Анатолий Алексин. «Безумная Евдокия» - краткое содержание этой повести - может рассказать о любви и самопожертвовании. О чувствах, на которые способна, пожалуй, лишь мать.

Прошло немного времени, и они поженились. У них родилась дочь, которую назвали Ольгой. О запрете врачей Надя благополучно забыла, как, впрочем, и ее муж. Слишком велико было родительское счастье, чтобы отвлекаться на такие мелочи. Обо всем этом вспоминал муж Нади, возвращаясь домой. Откуда он шел, расскажет лишь в последней главе Алексин. «Безумная Евдокия» - история с печальным и неожиданным концом.

Оля дома?

Прошли годы. Оля выросла. Действие повести приходится на то время, когда ей уже пятнадцать. Она очень способная ученица и у нее необыкновенный художественный талант. А еще она умеет подтрунивать над людьми. Например, своей классной руководительнице она дала прозвище - безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить описанием события, которое явилось здесь кульминацией.

Однажды учительница, активность которой чрезвычайно раздражала Олю, организовала поездку всем классом. Пропустить это мероприятие девочке не удалось, несмотря на все старания. Родители ждали ее возвращения на следующий день. И вдруг раздался звонок в дверь. На пороге стояли два ее одноклассника и Евдокия Савельвна. И прозвучал вопрос: «Оля дома?». Более суток ее не было ни дома, ни на школьных сборах.

Евдокия Савельевна

В этой повести очень яркие образы создал Алексин. Безумная Евдокия - классная руководительница. Эта дама всегда любила, чтобы все были вместе. Вместе в театр, вместе на экскурсию. Еще она любила непосредственность. Но Оля была другой. Ее работы красовались на выставках. Преподаватели в художественной школе пророчили ее большое будущее. И Евдокии Савельевне это жутко не нравилось. Такое представление об учительнице имели родители. Создано оно было, правда, большей частью со слов их дочери.

Люси

У обожаемой родителями дочери была подруга. Звали ее Люся. Но Оле больше нравилось называть ее на французский манер. Люси была необыкновенно преданным другом. Она таскала за талантливой Олей ее многочисленные папки с рисунками, восхищалась ее даром и ее саму обожала. У самой Люси судьба была нелегкая. Мать ее тяжело болела, и отец, хотя давно и любил другую женщину, оставался в семье исключительно из-за чувства долга. Об этом не знал никто: ни мать, ни знакомые, ни соседи, ни безумная Евдокия. Краткое содержание повести следует продолжить воспоминаниями отца, которому была известна горькая тайна семьи Люси со слов дочери. Только ей одной девочка доверилась.

Ссора

Но неожиданно все переменилось. В художественной школе состоялась встреча со знаменитым живописцем. Люся мечтала на нее попасть. Но простояла у окна весь вечер, поскольку Оля не смогла ее провести в зал. Это событие и стало разладом в девичьей дружбе. А затем, во время классного часа, Оля, желая заступиться за подругу, хотя и за бывшую, открыла всем семейную тайну Люси... Она полагала, что это ее оградит от нападок классной руководительницы, вызванных плохой успеваемостью.

Безответная любовь

Произведение, которое написал - «Безумная Евдокия» - повествование о том, насколько любящие люди способны не видеть, не замечать недостатков. Безумная Евдокия однажды процитировала по этому поводу русского поэта: «Лицом к лицу - лица не увидать», намекая на то, что родители плохо знают свою дочь. Отец был несогласен. Ведь Есенин имел в виду исключительно временные расстояния. Но потом, в тот злополучный день, он осознал правдивость слов учительницы.

В тот момент в дверях стояли трое: безумная Евдокия, Люся и Боря. Последний также относился к тем, кто безумно любил Олю. Но она этого не замечала потому, что она вообще ничего не могла видеть кроме себя и своего таланта.

Митя Калягин

Классная руководительница любила ставить детям в пример своих лучших учеников. Самый необыкновенный из них был Митя Калягин. Он не сделал карьеру, не был великим художником или музыкантом. Он был просто человеком, который во время войны совершил подвиг. Митя отвез доктору инструменты, которые необходимы были для спасения русских солдат.

Цель мероприятия, с которого не вернулась Оля, - найти тот самый маршрут, по которому Митя в войну пробрался к дому врача и спас жизнь красноармейцам. Это должен был быть самый короткий путь.

Многогранные и сложные образы изобразил Алексин. «Безумная Евдокия», анализ которой предполагает сопоставление таких человеческих качеств, как человечность и талант, является историей о том, насколько мнение о человеке может быть обманчивым и как сильно любовь родительская застилает глаза.

Развязка

Оля не пропала. Она лишь хотела преодолеть путь быстрее всех. Девочка привыкла быть во всем лучшей. Но у нее не была развита способность думать о других, даже о своих родителях. Евдокия Савельевна обзвонила все больницы и обратилась в милицию. В тот момент, когда Оля возвращалась с удачно совершенного похода, зазвонил телефон. Надя взяла трубку и услышала слова: "Приезжайте, нужно опознать".

У матери Оли был порок сердца, но оно выдержало. Не выдержала душа. После страшного звонка пришлось вызвать психиатра.

Обо всем этом рассказчик вспоминает тогда, когда все участники этих событий возвращаются из психиатрической лечебницы, из которой, возможно, Надя уже не вернется. И еще, в разговоре с безумной Евдокией, которая оказалась не такой уж сумасшедшей, он узнает многое, что позволяет взглянуть ему на свою дочь другими глазами. О том, как Оля предала свою подругу, о том, что не видела ничего и никого вокруг себя. И о том, что учительница ее никогда не была против таланта. Она лишь хотела, чтобы к нему прилагалась человечность.

Евдокия Савельвна корила себя за все, что произошло, и пообещала, что поддержит Олю, поскольку чувство вины может оказаться невыносимой для нее. Отец никого не винил. Он пытался вспомнить о том, когда и в какой момент в воспитании дочери они с Надей ошиблись.

«Безумная Евдокия» - повесть для детей и родителей. В ней и взрослый, и ребенок может найти что-то близкое для себя, а быть может, с помощью этого произведения удастся избежать ошибки, которую совершить можно даже из-за большой любви.

Произведение А. Алексина "Безумная Евдокия" посвящено вопросам о соотношении в человеке талантов и посредственности, эгоизма и человечности, жажды внимания и проявления этого самого внимания по отношению к другим. Сравнивая двух главных героинь, школьницу Ольгу и ее учительницу Евдокию, автор приходит к выводу, что настоящий талант - это не только отличие от других, но и умение думать о них.

Эгоизм Ольги и человечность Евдокии

Ольга - единственный и долгожданный ребенок в семье, с детства ее окружали вниманием. У девочки много способностей - она рисует, пишет стихи, прекрасно учится в школе. И, на основании всего этого, она считает себя талантливой, необычной, считает себя выше других.

Поэтому и относится ко всем вокруг несколько снисходительно и насмешливо, не воспринимая их всерьез: она не замечает ни дружбы простенькой девочки Люси, ни даже влюбленности одноклассника Бориса. Точнее, замечает, но не оценивает, ведь для нее поклонение и внимание окружающих - норма жизни.

Более всего докучает Ольге "безумная Евдокия" - классная руководительница, которая старается всеми силами свести на нет этот эгоизм Ольги. Для этого она заведомо держит ее в тени: например, не разрешает играть главную роль в англоязычном спектакле в школе, хотя прекрасно знает, что Ольга владеет английским лучше всех в классе.

Евдокия не позволяет Ольге сверкать еще сильнее, а та этого не понимает, думая, что "безумная Евдокия" хочет сделать из нее посредственность, поскольку ценит в человеке не талант, а способность сливаться с коллективом.

Трагедия произведения

Такой эгоизм Ольги заканчивается трагедией. Однажды класс отправляет в поход в лес, дабы повторить путь, который преодолел в годы войны отважный подросток Митя Калягин. Сначала Ольга вообще не хотела участвовать в походе, ведь она презирает массовые мероприятия.

Однако она пошла и, конечно, решила выделиться из коллектива - самостоятельно найти более короткий путь к цели и опередить класс. Поэтому она исчезла, никому ничего не сказав. Евдокия, обнаружив это, отправляется назад, к родителям Ольги, дабы сообщить им о пропаже дочери.

Но у Надежды, матери Ольги, слабое сердце, ей вредны любые переживания. Когда она узнает о том, что Ольга исчезла, и начинает обзванивать всех подряд, от родителей одноклассников до больниц и моргов, у нее помутился рассудок.

В итоге, вернувшаяся домой и весьма довольная собой Ольга обнаруживает мать сошедшей с ума. Таким образом, из-за ее эгоизма неисправимо пострадал самый близкий на свете человек, ее мать.

В этом произведении Алексин показывает, что талантливым может быть не только тот человек, который хорошо рисует или сочиняет стихи. Настоящий талант - это способность думать о других и щадить чувства дорогих тебе людей.

Поэтому "безумная Евдокия", которую эгоистичная Оленька считает посредственностью, на самом деле тоже очень талантлива. Ее проблема лишь в том, что она стремится делать людей лучше, не всегда понимая, что же есть "лучше", ориентируясь исключительно на собственные представления о норме и морали.